1290 0

Проверки «защитников» прав потребителей

Публикация будет особенно интересна в основном тем, кто занимается розничной торговлей, ресторанным хозяйством, — словом, всем тем, кто предлагает свои товары и услуги конечному потребителю.
Олеся Александрова, консультант газеты «Собственное Дело»


Кто контролер

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — Госпотребстандарт.

Права, которыми наделен этот орган, определены в статье 26 Закона № 1023, и главное место в перечне этих полномочий отведено проверкам предприятий сферы торговли, услуг и ресторанного хозяйства.

Представители органов Госпотребстандарта имеют право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и другие помещения проверяемых предприятий (предпринимателей), обследовать их, а также брать образцы товаров для проверки качества.

Основания для проверки

Проверяющие из Госпотребстандарта в своей работе руководствуются прежде всего Порядком № 311, принятым во исполнение требований вышеупомянутого Закона № 1023.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 этого документа основаниями для проведения внеплановой проверки деятельности субъекта хозяйственной деятельности являются:

— заявление предпринимателя, поданное в орган по защите прав потребителей, с просьбой провести проверку по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

— необходимость провести проверку выполнения предпринимателем предписаний, распоряжений или других предписывающих документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановой проверки, органом по делам защиты прав потребителей;

— обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия на ее проведение Госпотребстандарта Украины;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительной причины, а также письменных объяснений о причине, которая препятствовала предоставлению таких документов.

Когда проверяющие придут с внеплановой проверкой, в первую очередь попросите их предъявить документ, являющийся основанием для проверки.

Если он оформлен неправильно, вы имеете полное право не допустить контролеров на объект. Так, в пункте 1.5 Порядка № 311 четко указано, что хозяйствующий субъект во время проведения должностными лицами проверки имеет право не допускать к проведению проверки этих самых лиц в следующих случаях:

— проверка проводится с нарушением требований о периодичности проведения мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;

— должностное лицо не предоставило копии документов, предусмотренных Законом № 877, или если предоставленные документы не отвечают требованиям указанного документа;

— должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проверку;

— хозяйствующий субъект не получил уведомление о проведении плановой проверки.

Что проверяют

Работники Госпотребстандарта имеют право контролировать качество и безопасность продукции, которую вы продаете, а также соблюдения вами правил торговли и предоставления услуг. А вот контроль бухгалтерских и налоговых документов не их сфера деятельности.

Итак, для того чтобы проверка состоялась, во-первых, должна быть причина, например жалоба от покупателя. Во-вторых, проверяющие должны предоставить служебные удостоверения и направление на право проведения проверки конкретного субъекта.

Что должно быть указано в направлении на проверку:

— наименование органа по делам защиты прав потребителей, осуществляющего проверку;

— наименование субъекта хозяйствования и/или его отделения, фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении которых осуществляется проверка;

— местонахождение субъекта хозяйствования и/или его отделения, в отношении которого осуществляется проверка;

— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

— перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

— дата начала и дата окончания проверки;

— тип проверки (плановая или внеплановая);

— основания для осуществления проверки;

— предмет осуществления проверки (что конкретно будут проверять);

— информация о проведении предыдущей проверки (вид проверки и срок ее проведения).

Если хотя бы один из указанных выше пунктов в направлении не указан, можно смело не допускать контролеров к проверке.

Контрольная проверка

Обращаем ваше внимание еще на один вид проверки, который предусмотрен Порядком № 311. Речь идет о контрольных проверках правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары (далее — контрольная проверка). Процедура их проведения регламентирована Порядком № 215.

Контрольная проверка проводится в целях установления соответствия полученной продавцом платы за реализованный потребителю товар настоящей его стоимости, как правило, путем негласной контрольной закупки товара.

О контрольной проверке должностное лицо Госпотребстандарта должно объявить сразу после передачи продавцом товара и осуществления денежного расчета.

Контрольная проверка согласно пункту 8 Порядка № 215 проводится в следующей последовательности:

— вначале проверяют правильность заполнения расчетного документа (кассового чека, товарного чека и т. д.), подтверждающего факт продажи товара (предоставления услуги), денежного расчета;

— затем смотрят, правильно ли товар реализован покупателю. При этом особое внимание уделяется качественным характеристикам товара (сорт, компоненты, комплектация);

— после этого проверяющий обязательно обратит внимание на правильность применения продавцом цен для определения настоящей стоимости проданного товара (полученной услуги);

— наконец, контролеры из Госпотребстандарта сопоставят настоящую стоимость проданного товара с фактически полученной продавцом платой.

Акт

Для каждого вида проверок Госпотребстандарта приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 27.11.2000 г. № 679 утверждена своя форма акта.

По результатам проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей проверяющие составят акт по форме № 1. Как правило, в таком акте указываются предписания предпринимателю, в соответствии с которыми проверяющие обязывают его устранить выявленные в ходе проверки нарушения и уведомить об этом органы Госпотребстандарта в письменном виде.

Если проверяющим понадобится взять образцы товара для проведения экспертизы, то оформляется акт по форме № 2. Подписывают такой акт как минимум три человека: проверяющий, продавец и лицо, в присутствии которого был произведен отбор образцов.

По результатам контрольной проверки составляется акт по форме № 3 в двух экземплярах. Подписывается он должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (исполнителем) и представителем проверяемого предприятия (предпринимателя).

Если «принимающая сторона» не согласна с результатами контрольной проверки, предприниматель имеет право во время подписания акта в письменном виде оформить свое несогласие и дать соответствующие объяснения. В случае его отказа подписать акт проверяющий делает запись в акте о том, что продавец и предприниматель ознакомлены с содержанием акта и от его подписания отказались. В случае выявления недостатков на любом этапе контрольной проверки составляется промежуточный акт, который подписывается лицом, допустившим нарушения, а также предпринимателем.

Самые «популярные» нарушения

Напоследок рассмотрим самые «популярные» нарушения, которые «денно и нощно» обязаны пресекать блюстители прав потребителей.

В соответствии со статьей 21 Закона № 1023 права потребителя считаются нарушенными, если:

— нарушается право потребителя на свободу волеизъявления или выбора товара;

— нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель;

— ограничивается право потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре;

— потребителю реализован опасный, фальсифицированный или некачественный товар;

— цена товара определена ненадлежащим образом (например, нечеткая информация на ценнике или стоимость товара указана без НДС и т. д.).

О штрафах

А теперь о том, что за все это будет. Ответственность субъектов хозяйственной деятельности, нарушивших требования законодательства о защите прав потребителей, предусмотрена статьей 23 Закона № 1023.

Вопрос о наложении штрафа рассматривается при участии предпринимателя. Постановление о наложении взысканий составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры остаются в органах Госпотребстандарта, третий экземпляр в 3-дневный срок направляется предпринимателю.

Заключение, или Уголок в тему

Не забудьте позаботиться о таком необходимом для каждого розничного магазина атрибуте, как уголок покупателя. Чтобы не было претензий со стороны контролеров, его нужно оборудовать на видном и доступном для покупателей месте.

В уголке покупателя, как минимум, должны быть представлены:

— сведения о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

— Книга отзывов и предложений;

— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.



Документы консультации

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 1023—Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Порядок № 311 — Порядок проведения проверок, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 25.10.2006 г. № 311.

Порядок № 215 —Порядок проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМУ от 02.04.94 г. № 215.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)