Інформація по темі "" | Публікації по тегу
17337 1
Друкувати
Обране

Проверки «защитников» прав потребителей

Публикация будет особенно интересна в основном тем, кто занимается розничной торговлей, ресторанным хозяйством, — словом, всем тем, кто предлагает свои товары и услуги конечному потребителю.


Олеся Александрова, консультант газеты «Собственное Дело»


Кто контролер

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — Госпотребстандарт.

Права, которыми наделен этот орган, определены в статье 26 Закона № 1023, и главное место в перечне этих полномочий отведено проверкам предприятий сферы торговли, услуг и ресторанного хозяйства.

Представители органов Госпотребстандарта имеют право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и другие помещения проверяемых предприятий (предпринимателей), обследовать их, а также брать образцы товаров для проверки качества.

Основания для проверки

Проверяющие из Госпотребстандарта в своей работе руководствуются прежде всего Порядком № 311, принятым во исполнение требований вышеупомянутого Закона № 1023.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 этого документа основаниями для проведения внеплановой проверки деятельности субъекта хозяйственной деятельности являются:

— заявление предпринимателя, поданное в орган по защите прав потребителей, с просьбой провести проверку по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

— необходимость провести проверку выполнения предпринимателем предписаний, распоряжений или других предписывающих документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановой проверки, органом по делам защиты прав потребителей;

— обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия на ее проведение Госпотребстандарта Украины;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительной причины, а также письменных объяснений о причине, которая препятствовала предоставлению таких документов.

Когда проверяющие придут с внеплановой проверкой, в первую очередь попросите их предъявить документ, являющийся основанием для проверки.

Если он оформлен неправильно, вы имеете полное право не допустить контролеров на объект. Так, в пункте 1.5 Порядка № 311 четко указано, что хозяйствующий субъект во время проведения должностными лицами проверки имеет право не допускать к проведению проверки этих самых лиц в следующих случаях:

— проверка проводится с нарушением требований о периодичности проведения мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;

— должностное лицо не предоставило копии документов, предусмотренных Законом № 877, или если предоставленные документы не отвечают требованиям указанного документа;

— должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проверку;

— хозяйствующий субъект не получил уведомление о проведении плановой проверки.

Что проверяют

Работники Госпотребстандарта имеют право контролировать качество и безопасность продукции, которую вы продаете, а также соблюдения вами правил торговли и предоставления услуг. А вот контроль бухгалтерских и налоговых документов не их сфера деятельности.

Итак, для того чтобы проверка состоялась, во-первых, должна быть причина, например жалоба от покупателя. Во-вторых, проверяющие должны предоставить служебные удостоверения и направление на право проведения проверки конкретного субъекта.

Что должно быть указано в направлении на проверку:

— наименование органа по делам защиты прав потребителей, осуществляющего проверку;

— наименование субъекта хозяйствования и/или его отделения, фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении которых осуществляется проверка;

— местонахождение субъекта хозяйствования и/или его отделения, в отношении которого осуществляется проверка;

— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

— перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

— дата начала и дата окончания проверки;

— тип проверки (плановая или внеплановая);

— основания для осуществления проверки;

— предмет осуществления проверки (что конкретно будут проверять);

— информация о проведении предыдущей проверки (вид проверки и срок ее проведения).

Если хотя бы один из указанных выше пунктов в направлении не указан, можно смело не допускать контролеров к проверке.

Контрольная проверка

Обращаем ваше внимание еще на один вид проверки, который предусмотрен Порядком № 311. Речь идет о контрольных проверках правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары (далее — контрольная проверка). Процедура их проведения регламентирована Порядком № 215.

Контрольная проверка проводится в целях установления соответствия полученной продавцом платы за реализованный потребителю товар настоящей его стоимости, как правило, путем негласной контрольной закупки товара.

О контрольной проверке должностное лицо Госпотребстандарта должно объявить сразу после передачи продавцом товара и осуществления денежного расчета.

Контрольная проверка согласно пункту 8 Порядка № 215 проводится в следующей последовательности:

— вначале проверяют правильность заполнения расчетного документа (кассового чека, товарного чека и т. д.), подтверждающего факт продажи товара (предоставления услуги), денежного расчета;

— затем смотрят, правильно ли товар реализован покупателю. При этом особое внимание уделяется качественным характеристикам товара (сорт, компоненты, комплектация);

— после этого проверяющий обязательно обратит внимание на правильность применения продавцом цен для определения настоящей стоимости проданного товара (полученной услуги);

— наконец, контролеры из Госпотребстандарта сопоставят настоящую стоимость проданного товара с фактически полученной продавцом платой.

Акт

Для каждого вида проверок Госпотребстандарта приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 27.11.2000 г. № 679 утверждена своя форма акта.

По результатам проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей проверяющие составят акт по форме № 1. Как правило, в таком акте указываются предписания предпринимателю, в соответствии с которыми проверяющие обязывают его устранить выявленные в ходе проверки нарушения и уведомить об этом органы Госпотребстандарта в письменном виде.

Если проверяющим понадобится взять образцы товара для проведения экспертизы, то оформляется акт по форме № 2. Подписывают такой акт как минимум три человека: проверяющий, продавец и лицо, в присутствии которого был произведен отбор образцов.

По результатам контрольной проверки составляется акт по форме № 3 в двух экземплярах. Подписывается он должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (исполнителем) и представителем проверяемого предприятия (предпринимателя).

Если «принимающая сторона» не согласна с результатами контрольной проверки, предприниматель имеет право во время подписания акта в письменном виде оформить свое несогласие и дать соответствующие объяснения. В случае его отказа подписать акт проверяющий делает запись в акте о том, что продавец и предприниматель ознакомлены с содержанием акта и от его подписания отказались. В случае выявления недостатков на любом этапе контрольной проверки составляется промежуточный акт, который подписывается лицом, допустившим нарушения, а также предпринимателем.

Самые «популярные» нарушения

Напоследок рассмотрим самые «популярные» нарушения, которые «денно и нощно» обязаны пресекать блюстители прав потребителей.

В соответствии со статьей 21 Закона № 1023 права потребителя считаются нарушенными, если:

— нарушается право потребителя на свободу волеизъявления или выбора товара;

— нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель;

— ограничивается право потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре;

— потребителю реализован опасный, фальсифицированный или некачественный товар;

— цена товара определена ненадлежащим образом (например, нечеткая информация на ценнике или стоимость товара указана без НДС и т. д.).

О штрафах

А теперь о том, что за все это будет. Ответственность субъектов хозяйственной деятельности, нарушивших требования законодательства о защите прав потребителей, предусмотрена статьей 23 Закона № 1023.

Вопрос о наложении штрафа рассматривается при участии предпринимателя. Постановление о наложении взысканий составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры остаются в органах Госпотребстандарта, третий экземпляр в 3-дневный срок направляется предпринимателю.

Заключение, или Уголок в тему

Не забудьте позаботиться о таком необходимом для каждого розничного магазина атрибуте, как уголок покупателя. Чтобы не было претензий со стороны контролеров, его нужно оборудовать на видном и доступном для покупателей месте.

В уголке покупателя, как минимум, должны быть представлены:

— сведения о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

— Книга отзывов и предложений;

— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.



Документы консультации

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 1023—Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Порядок № 311 — Порядок проведения проверок, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 25.10.2006 г. № 311.

Порядок № 215 —Порядок проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМУ от 02.04.94 г. № 215.

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
(1)
Татьяна
02.02.2019
Есть ли мороторий на проверки в 2019года
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн