666 0

Ключевые аспекты формирования положительного имиджа руководителя

Современный ход событий в напряженном круговороте жизни требует от человека не только знаний, умений, навыков и адекватного поведения в отношении каких-либо событий, но и более взвешенного подхода к оценке окружающего мира во всем его многообразии.

Существуют более тонкие качества, оказывающие существенное влияние на положение и успех лица, возглавляющего организацию. Одной из таких категорий является имидж, иначе говоря, созданный образ.

Юлия ПАДАФЕТ, канд. наук гос. упр.,

доцент, Харьковский региональный институт государственного управления НАГУ при Президенте Украины

На сегодняшний день все больше руководителей разных уровней и сфер деятельности задумываются над вопросом формирования собственного имиджа и его составляющих, уделяют надлежащее внимание этому феномену как в личном, так и в профессиональном аспекте.

В последние годы мы все чаще встречаем понятие «имидж»: оно появляется на колонках периодических изданий, звучит в телевизионном и радио-эфире, и, наконец, просто вошло в современный языковой оборот многих людей. Однако, используя его, мы не всегда задумываемся над содержанием термина, а иногда вообще путаем его с другими похожими словами. Согласно одному из многих толкований имидж — это образ, созданный целеустремленно или спонтанно с целью получения определенной пользы для его собственника. Это то, какими нас воспринимают все, с кем мы общаемся. Разумеется, человек может и не работать над своим имиджем, но в таком случае всегда будет оставаться вероятность того, что его восприятие партнерами по общению будет несоответствующим или не очень положительным.

Следует согласиться, что большую часть внешних и внутренних коммуникаций организации осуществляет ее руководитель. А это значит, что его имидж является мощной составляющей имиджа учреждения в целом, что, в свою очередь, непосредственно связано с эффективностью его функционирования. Итак, что же нужно делать руководителю для формирования собственного позитивного имиджа?

Прежде всего необходимо отметить, что тезис «хочу нравиться всем» в данном случае будет неуместен. Такая цель является не только неосуществимой, но и ненужной. И еще одно. В последнее время многие авторы пособий по имиджелогии (искусству создания имиджа) ограничиваются лишь рекомендациями только по поводу внешнего вида: как правильно подобрать цвет рубашки, какую сделать прическу и т. п. Не отрицая важности всех перечисленных моментов, хотелось бы отметить, что такой подход существенно упрощает понимание феномена имиджа, ведь он не предусматривает самого главного его аспекта — поведенческого.

Создавая имидж руководителя, следует учитывать основные три группы так называемой целевой аудитории, т. е. тех людей, мнение которых является в этом процессе для вас самым важным.

— сотрудники организации;

— деловые партнеры (клиенты, посетители);

— представители средств массовой информации и общественного мнения.

Вроде бы понятно, для чего специально создавать определенный образ, направленный на журналистов и внешнее окружение, однако зачем это нужно в сфере общения с персоналом? Разве недостаточно руководителю перечня стандартных менеджерских качеств, например умения планировать, организовывать процесс управления, мотивировать подчиненных для обеспечения эффективной работы? Необходимо помнить, что имидж — это своеобразная призма, сквозь которую трансформируется каждая коммуникация от руководителя к подчиненному. И эта призма может как усилить сообщение, так и ослабить, а иногда и вообще исказить его. И тогда высокопоставленное должностное лицо, сообщая важную идею, может получить эффект, обратный ожидаемому. Интересно, что имидж продолжает работать при условиях отсутствия его прототипа. Если он является удачно сформирован, то руководитель будет пользоваться авторитетом у подчиненных, а значит, они будут пытаться не подвести его, относясь к работе добросовестно, и не позволят себе безразличие и разгильдяйство.

Целесообразно учитывать, что наиболее мощную силу в формировании имиджа имеют его три основные составляющие:

— вербалика, т. е. голос, тембр, интонация, скорость речи, лексика;

— невербалика, а именно жесты, мимика, одежда, прическа и т. п.;

— поведенческий компонент, состоящий из поступков и действий руководителя, его стиля управления, манеры поведения, окружения.

Попробуем кратко рассмотреть основные моменты по каждому компоненту структуры имиджа.

От умения использовать свой голос в качестве необходимого инструмента самой презентации зависит едва ли не большая часть успеха руководителя, что доказывает известная сократовская истина: «Заговори — и я тебя увижу». Приведенный далее перечень будет способствовать этому процессу наилучшим образом:

— помните, что оптимальный объем фразы для обеспечения разборчивости речи должен соответствовать следующей формуле: 7 + 2 слова (психологами доказано, что фразы, содержащие более 13 слов, большинством людей вообще не воспринимаются);

— стремитесь к соблюдению оптимального темпа речи — 180 слов в минуту (если вы не можете соблюсти «золотую середину», специалисты советуют лучше немного замедлять темп речи, чем ускорять его);

— имейте в виду, что наиболее значимые слова должны содержаться в первой трети фразы (безусловно, это касается только важных частей вашего сообщения или речи);

— учитывайте, что в сложной экстремальной ситуации для человека большую смысловую нагрузку несут глаголы (например, вместо фразы «имеется наличие необходимости доставки» лучше сказать «доставить»);

— не злоупотребляйте специфической, понятной для ограниченного круга специалистов, терминологией. В критических случаях можно соблюдать такое правило: не больше 2 — 3 понятий в течение 15 — 20 минут выступления с обязательным их толкованием;

— пользуйтесь паузами и меняйте интонацию. Это сделает сообщение более легким для восприятия и не монотонным;

— прежде, чем употребить слово иностранного происхождения или крылатое выражение, убедитесь, что вы точно знаете его смысл и значение (чтобы не попасть в досадную ситуацию вроде «невероятной плеяды тракторов» или «панацеи людей в учреждении»).

К сожалению, большинство руководителей недооценивают значение символов в нашей жизни и абсолютно игнорируют правила невербального общения при формировании собственного имиджа, а напрасно. Безусловно, постоянное испытание себя на знание жестов и их значений может привести к ироническому виду и сплошной растерянности. Но попробовать искоренить у себя несколько жестов, вызывающих недоверчивое отношение и свидетельствующие о сокрытии информации или откровенном игнорировании собеседника, думаем, стоит.

Поэтому напомним только то, что, на наш взгляд, может пригодиться должностному лицу. Нежелательными имиджмейкеры считают следующие жесты:

— руки находятся под столом либо активно перебирают бумаги или мелкие вещи (это выдает нервозность, спешку, свидетельствует о невнимании);

— касания боковой поверхности шеи (выдают сомнение или недоверие);

— касания частей лица: подбородка, щеки, кончика носа (могут быть восприняты собеседником как проявление обмана, искажения информации);

— излишне активная жестикуляция (раздражает, производит впечатление неуравновешенного человека);

— руки в карманах (кроме элементарной неэтичности выдают человека самонадеянного, склонного к авторитаризму).

Зато раскрытые ладони, контролируемые жесты, немного наклоненный к собеседнику корпус облегчит процесс общения и сделает его непринужденным.

В контексте нашей второй составляющей имиджа также существуют нехитрые рекомендации по превращению обычной одежды в статусную:

— нельзя позволять собственному социальному происхождению влиять на манеру одеваться;

— не стоит слишком страстно соблюдать последние тенденции моды: деловая одежда по своим признакам немного даже консервативна, однако, без сомнения, не старомодна;

— следует отдать предпочтение цветам оливковой гаммы и всем пастельным оттенкам, а также благородному серому, черному, белому; среди рисунков — мелкой клеточке или неяркой полоске;

— одинаковый цвет аксессуаров будет подчеркивать взвешенный дипломатический стиль;

— женский костюм по большей части должен состоять из пиджака и юбки (выше или ниже на 3 — 5 см от колена) или платья. Вопреки распространенному мнению об универсальности брючных вариантов, специалисты советуют надевать их не очень часто. Брюки должны быть классическими как по длине, так и по дизайну, без разрезов и украшений;

— женщинам следует быть умеренными в выборе макияжа (оптимален тот, который незаметен для окружающих);

— как мужчинам, так и женщинам категорически не подходят полиэтиленовые пакеты, какого бы цвета или размера они ни были (замените их деловой папкой, можно даже бумажной);

— женщинам не стоит злоупотреблять украшениями (надевайте неяркие и не больше трех), мужчинам советуют вообще их не использовать (кроме обручального кольца).

Если вы все же осмелились поэксперементировать с цветами в одежде, обратите внимание на следующие особенности их восприятия:

— желтый — цвет интеллекта, заметный с большого расстояния, раньше и быстрее других цветов привлекает внимание и дольше держится в памяти. В Бразилии это символ отчаяния, а в сочетании с сиреневым — болезни, у мусульман Сирии — символ смерти. В Китае после красного желтый цвет самый популярный, поскольку является символом империи, в Индии — цвет солнца, признак величия и сияния. Среди европейцев он часто воспринимается как признак разлуки, иногда тоски;

— красный цыет стимулирует мозг, является символом энергии, изменений, активности, настойчивости и удачи. Вместе с тем некоторые его оттенки могут раздражать, вызывать агрессивное отношение. Если вам необходимо показать себя как уверенного, целеустремленного и решительного человека, деталь (только деталь!) красного цвета вам поможет. Этот цвет любят в Мексике, Норвегии, Ираке, но он не нравится ирландцам. В Китае это знак успеха, счастья, праздника;

— зеленый в одежде говорит о требовательности к себе, умеренности, расположении к домашнему уюту. Его ценят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае это цвет юности и роскоши. В Индии символизирует согласие, мир и надежду. Умеренные оттенки зеленого в одежде благоприятно, иногда даже успокоительно воздействуют на окружающих;

— синий ассоциируется, с одной стороны, с сентиментальностью, с другой — с солидностью, взвешенностью, рассудительностью. Вызывает доверие. Существует установка: чем темнее, тем консервативнее.

И наконец, несколько основных аспектов о третьей составляющей имиджа руководителя — поведенческой. Если вы хотите создать позитивный имидж и одновременно хороший психологический климат в коллективе, помните об элементарных правилах:

— не кричите подчиненному, если он находится в отдаленной части здания;

— не обвиняйте и не упрекайте работников в присутствии остальных;

— пытайтесь быть справедливым во всем и придерживайтесь единого стиля управления — это один из ключевых фундаментов для создания положительного образа;

— не нарушайте границы личностного пространства своих подчиненных, не прибегайте к манипуляциям;

— не перегружайте рабочий стол бумагами и различными мелочами, это негативно влияет на восприятие вашего имиджа как ответственного человека;

— не завешивайте стену кабинета старыми фото или открытками, даже если они вам очень дороги;

— избавляйте коллег от своего мрачного вида.

В заключение хочется вспомнить о таком важном признаке имиджа, как органический. Ни один специалист в мире не способен превратить авторитарную, беспринципную, нахальную личность в стопроцентно безукоризненную противоположность с помощью даже самых современных методов имиджелогии. А если ему это и удастся, то эффект, уверяю вас, будет непродолжительным и окружающие быстро поймут что к чему. Поэтому, прежде чем начать конструировать собственный образ, убедитесь, что новый имидж будет соответствовать вашим жизненным установкам и нормам и все внешние изменения будут органическими производными внутренних потребностей. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)