Как работать единоналожникам и предпринимателям в 2011 году
Несмотря на то что с 01.01.2011 г. вступает в силу Налоговый кодекс, Указ № 727 будет действовать так же, как и прежде. А это означает, что правила работы на едином налоге не изменятся (за исключением некоторых новшеств).
Виталина Мирошниченко, консультант
Виталий Смердов, экономист-аналитик
Условия перехода на единый налог
Вопрос, касающийся введения новых критериев работы на едином налоге, обсуждался столь оживленно, что нелишне будет напомнить существующие. Ведь в настоящий момент именно они являются действующими и не изменятся даже после вступления в силу Налогового кодекса.
Условия для перехода на упрощенную систему с 01.01.2011 г.
Показатель |
Значение |
Примечание |
Выручка единоналожника |
Годовая выручка предпринимателя должна быть не больше 500 тыс. грн. (ст. 1 Указа № 727) |
Все нормы о 300-тысячной, 600-тысячной или 800-тысячной выручке, которые были в проектах Налогового кодекса, из окончательной версии этого документа исключены, равно как и ограничение по численности работников |
Количество работников у единоналожника |
Количество наемных работников — не более 10 человек (ст. 1 Указа № 727) | |
Виды деятельности |
Нельзя заниматься видами деятельности, указанными в статье 7 Указа № 727 и в Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV (продавать оптом любые алкогольные напитки и пиво, продавать в розницу ликеро-водочные напитки, продавать табачные изделия и ГСМ, продавать оптом подакцизные товары, продавать промышленные изделия из драгоценных металлов и камней, перепродавать предметы искусства, коллекционирования и антиквариата, организовывать торги ими и др.). |
Остальные виды деятельности осуществлять можно, в том числе оптовую торговлю товарами, бухгалтерские и юридические услуги и многое другое, что хотели запретить единоналожникам |
Предприниматель, который вписывается в указанные критерии и желает работать на едином налоге с 01.01.2011 г., обязан подать заявление о выборе упрощенной системы налогообложения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 99, с. 17).
Освобождение от уплаты налогов и сборов
Со вступлением в силу Налогового кодекса не мог остаться неизменным перечень налогов, сборов, обязательных платежей, от уплаты которых освобожден единоналожник. Связано это прежде всего с тем, что некоторые налоги (обязательные платежи), которые уплачивались ранее, с 01.01.2011 г. упраздняются как таковые (например, коммунальный налог), другие стали просто по-новому именоваться (например, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности вместо привычной платы за патенты). Приведем этот перечень.
Перечень налогов и сборов, от которых освобождаются юридические и физические лица — единоналожники
До вступления в силу Налогового кодекса |
После вступления в силу Налогового кодекса |
НДС, кроме случая, когда юридическое лицо выбрало способ обложения доходов единым налогом по ставке 6 % |
НДС с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, за исключением НДС, уплачиваемого юридическими лицами, избравшими ставку налогообложения 6 % |
Налог на прибыль |
Налог на прибыль предприятий |
Плата (налог) за землю |
Земельный налог, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для осуществления предпринимательской деятельности |
Сбор за специальное использование природных ресурсов |
Плата за пользование недрами |
Сбор на обязательное социальное страхование |
Сбор за специальное использование воды |
Отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины |
Сбор за специальное использование лесных ресурсов |
Коммунальный налог |
Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности |
Налог на промысел |
— |
Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование |
— |
Сбор на выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг |
— |
Взнос в Фонд Украины социальной защиты инвалидов |
— |
Взнос в Государственный фонд содействия занятости населения |
— |
Плата за патенты |
— |
Сумма единого налога
В связи с тем, что единоналожники теперь обязаны уплачивать ЕСВ, Налоговый кодекс пересмотрел для них специфический порядок уплаты единого налога и, кстати, в лучшую сторону.
Но сначала напомним, как единый налог уплачивается сейчас. Итак, сумма единого налога (за себя и доплата за наемных работников) первоначально попадает на счет Госказначейства, а уже оттуда распределяется между бюджетом, Пенсионным фондом (ПФ), фондами «нетрудоспособности» и «безработицы» в следующем порядке:
— в бюджет 43 % единого налога;
— в ПФ 42 % единого налога;
— в Фонд «нетрудоспособности» 11 % единого налога;
— в Фонд «безработицы» 4 % единого налога.
Как известно, с 01.01.2011 г. в социальном страховании произойдут изменения — все взносы в ПФ и иные соцфонды будут заменены единым социальным взносом — ЕСВ. При этом единоналожников обязали уплачивать ЕСВ в полном размере как за себя, так и за своих наемных работников, а также за граждан, выполняющих для них работы (услуги) по гражданско-правовым договорам (т. е. никаких зачетов с единым налогом не будет).
С учетом таких обстоятельств Налоговый кодекс разрешил единоналожникам уплачивать единый налог не в полном размере, а лишь ту его часть, которая причитается бюджету,
т. е. 43 % от ставки единого налога (подраздел 8 раздела ХХ Налогового кодекса, ст. 2 Указа № 727). Это касается как единого налога, уплаченного за себя, так и 50 % доплаты за каждого наемного работника.
Приведем небольшой пример.
С 01.01.2011 г. предприниматель работает на едином налоге (ставка составляет 200 грн. в месяц) и имеет двух наемных работников.
В соответствии с Указом № 727 предприниматель обязан уплатить в январе за февраль: ставку единого налога (за себя) и 2 х 50 % х ставку единого налога (за двоих работников). Итого получается: 200 + 2 х 0,5 х 200 = 400 (грн.).
Однако с учетом норм Налогового кодекса перечислить в бюджет необходимо лишь 43 % от рассчитанной суммы, т. е. 0,43 х 400 = 172 (грн.).
Как видим, уменьшение единого налога хотя бы частично компенсирует единоналожникам дополнительные расходы на уплату ЕСВ.
Но здесь следует обратить внимание на такой момент: уплата единого налога в «уменьшенном» размере (43 % ставки) начинается только с января 2011 г. (т. е. с момента вступления в силу Налогового кодекса). А поскольку предприниматели уплачивают единый налог наперед, т. е. в январе за февраль, в феврале за март и т. д., то первый «уменьшенный» платеж по единому налогу будет произведен в январе 2011 года за февраль 2011 года.
А вот за январь 2011 года единый налог придется уплатить еще в полном объеме. Дело в том, что оказаться на упрощенной системе с 01.01.2011 г. предприниматель мог только в том случае, если не позже 16.12.2010 г. подал в налоговую соответствующее заявление и уплатил единый налог за январь. А поскольку на 16.12.2010 г. Налоговый кодекс еще не вступил в силу, единый налог нужно было уплачивать по старым правилам (в полном объеме), несмотря на то что за январь 2011 года единоналожник уже будет платить ЕСВ*.
* Впрочем, вполне возможно, что после вступления в силу Налогового кодекса уплаченные в декабре 2010 года за январь 2011 года «лишние» 42 % единого налога будут зачтены в счет задолженности предпринимателя по доплатам в ПФ (п.п. 5 п. 1 подраздела 8 раздела ХХ Налогового кодекса).
Лишение права быть плательщиком НДС
Наверное, самое ощутимое изменение в упрощенной системе, которое будет введено Налоговым кодексом, — это запрет единоналожникам быть плательщиками НДС (это следует из подраздела 8 раздела ХХ Налогового кодекса, а такжеиз п.п. 14.1.139 Налогового кодекса; подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 100, с. 43). При этом, если предприниматель занимается ВЭД, в частности импортирует товары или услуги, импортный НДС он уплачивать обязан (а вот в НК уплаченная сумма, естественно, уже не попадет).
Разумеется, для тех предпринимателей, которые на сегодняшний день не являются плательщиками данного налога, ничего не изменится. Разве что теперь, даже если они и пожелают стать плательщиками НДС, им придется сначала расстаться с упрощенной системой и перейти на общую.
Гораздо хуже придется тем единоналожникам, которые на данный момент зарегистрированы в качестве плательщиков НДС. Мало того, что с 01.01.2011 г. лишены возможности быть плательщиками НДС, так они еще и обязаны начислить налоговые обязательства по НДС в связи с условной продажей остатков товаров и основных фондов. В качестве основания для аннулирования регистрации плательщиком НДС, скорее всего, будет служить часть «в» п. 184.1 Налогового кодекса. Причем аннулирование на этом основании может быть осуществлено как по решению налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа.
Единый налог для юридических лиц
Изменения, внесенные в проект Налогового кодекса перед его принятием, сохранили существующую на данный момент законодательную основу упрощенного налогообложения и для юридических лиц. Несмотря на это, вступление с 01.01.2011 г. в силу Налогового кодекса не может не задеть некоторые положения упрощенного законодательства для них. Таким образом, с указанной даты и до внесения соответствующих изменений в раздел XIV Налогового кодекса действие существующей упрощенной системы продолжается, но с некоторыми особенностями.
Прежде всего отметим, что уплату единого налога по итогам декабря 2010 года, которая будет осуществляться лишь в январе, необходимо производить по правилам, действующим в настоящее время, т. е. в 2010 году (п.п. 4 п. 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса). О подаче отчетности за IV квартал 2010 года Налоговый кодекс отдельно не говорит, но это вовсе не значит, что подавать ее не нужно (до 20.01.2011 г.).
Юридические лица — единоналожники, кроме самого единого налога и тех налогов и сборов, от которых они не освобождены, должны будут уплачивать единый социальный взнос. Несмотря на то что в Законе № 2464 отдельно не выделена такая категория плательщиков, как юридические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения, их можно отнести к категории работодателей (предприятия, учреждения и организации, иные юридические лица), приведенной в п. 1 ст. 1 данного Закона. Подробная информация об учете единого социального взноса содержится на страницах тематического номера «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 96 — «Единый социальный взнос».
Как и для физлиц-единоналожников, Налоговый кодекс предусматривает особенности в начислении и уплате единого налога и юридическими лицами. Речь идет о необходимости самостоятельного распределения общей суммы начисленного единого налога, о чем говорится в п.п. 3 п. 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса. В ст. 3 Указа № 727 для юридических лиц установлено следующее распределение суммы единого налога:
— в Государственный бюджет Украины 20 %;
— в местный бюджет 23 %;
— в Пенсионный фонд Украины 42 %;
— на обязательное социальное страхование — 15 % (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения 4 %).
В соответствии с п.п. 3 п. 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса единый налог уплачивается на счет соответствующего бюджета в размере части единого налога, который подлежит перечислению в эти бюджеты в соответствии с нормами Указа № 727. В п.п. 10.1.2 раздела I Налогового кодекса единый налог отнесен в число местных налогов, суммы которых подлежат перечислению лишь в местные бюджеты (п. 10.6 раздела I Налогового кодекса). Таким образом, все 43 % (20 % + 23 %) от общей суммы начисленного единого налога будут подлежать перечислению исключительно в местный бюджет. Остаток в размере 57 % от общей суммы начисленного единого налога никуда не перечисляется. Однако такие правила начнут работать начиная с платежа за I квартал 2011 года.
Отдельно внимание в Налоговом кодексе посвящено вопросам возврата сумм ошибочно или излишне уплаченного единого налога до 01.01.2011 г., а также зачисления сумм погашения налогового долга, образовавшегося на 31.12.2010 г. В соответствии с п.п. 5 п. 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса такой возврат/зачисление действует по правилам, действовавшим до 01.01.2010 г. (такие правила содержатся в Порядке взаимодействия органов налоговой службы, финансовых органов и органов Государственного казначейства в процессе возврата ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) плательщиками налогов, утвержденном совместным приказом ГНАУ, Минфина, Госказначейства от 03.02.2005 г. № 58/78/22).
Остальные элементы упрощенной системы налогообложения для юридических лиц остались без изменений.
Фикспатент
Информация о том, что фикспатент для предпринимателей отменят, появилась в самом первом проекте Налогового кодекса, и на протяжении всего периода его разработки в этом вопросе никаких изменений не предвиделось. Тем не менее в окончательном варианте Налогового кодекса фикспатент все же оставили (очевидно, идя навстречу требованиям предпринимателей) — подраздел 8 раздела ХХ Налогового кодекса. То есть пока что можно работать по-старому (без РРО и без Книги ф. № 10).
Условия для применения фикспатента в 2011 году
Критерий |
Значение |
Примечание |
Виды деятельности |
предприниматель должен заниматься продажей товаров на рынке и уплачивать рыночный сбор |
С одной стороны, Декрет о подоходном налоге в качестве обязательного условия для выдачи фикспатента называет уплату рыночного сбора. Но с другой стороны — с 01.01.2011 г. Налоговый кодекс отменит рыночный сбор. Как же быть? На наш взгляд, неуплата рыночного сбора не должна помешать предпринимателям получить фикспатенты. Данное противоречие должно разрешиться в их пользу, иначе какой смысл был бы законодателям оставлять действующими абз. 6 — 28 п. 1 ст. 14 Декрета о подоходном налоге, в которых как раз и говорится о применении фикспатента |
Годовая выручка |
не должна превышать 119 тыс. грн. |
— |
Количество наемных работников |
не должно превышать 5 человек |
— |
При этом ставки фикспатента останутся прежними, но уплачивать в бюджет можно будет лишь 90 % от установленной ставки. Это касается как стоимости фикспатента, уплаченной предпринимателем за себя, так и 50 % доплат за наемных работников.
Дело в том, что с 01.01.2011 г. все предприниматели, в том числе и работающие на фикспатенте, обязаны будут уплачивать в полном размере ЕСВ за себя и за своих наемных работников. В связи с этим подраздел 8 раздела ХХ Налогового кодекса разрешил им уплачивать не всю сумму фикспатента, а только ту ее часть, которая направляется в бюджет (т. е. 90 %). Остальные же 10 % фикспатента (которые ранее направлялись в ПФ) уплачивать не нужно, поскольку с нового года вместо них предприниматель будет платить ЕСВ.
Общая система налогообложения
Меньше всего изменений Налоговый кодекс предусмотрел для предпринимателей на общей системе налогообложения. Однако все они вступают в силу очень скоро — с 01.01.2011 г.
Порядок уплаты НДФЛ
Что касается порядка уплаты НДФЛ, то он остался прежним: в течение года ежеквартально уплачиваются авансовые платежи по НДФЛ — до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября (п.п. 177.5.1 Налогового кодекса). Авансовые платежи по НДФЛ вносятся равными суммами — 1/4 от прошлогодней суммы налога.
По окончании года производится перерасчет: определяется годовая сумма НДФЛ, подлежащая уплате (15 % или 17 % от чистого дохода, полученного в отчетном году), и из нее вычитаются уплаченные в течение года суммы НДФЛ. В итоге — либо предприниматель доплачивает НДФЛ в бюджет, либо бюджет возвращает ему излишне уплаченные суммы.
Если нынешний единоналожник решит с 01.01.2011 г. перейти на общую систему
(и приостановить деятельность, чтобы не уплачивать НДФЛ и ЕСВ), то ему:
— нужно по итогам первого квартала 2011 года подать декларацию о доходах (если деятельности не будет, то в ней следует указать нулевой доход);
— не нужно подавать заявление об отказе от единого налога в декабре 2010 года. При этом до 05.01.2011 г. ему необходимо сдать отчет единоналожника (за 2010 год), Свидетельство единоналожника с истекшим сроком действия и справки о трудовых отношения с работниками.
Ставки НДФЛ
Как и планировалось, изменены ставки налога с доходов (НДФЛ).
Ставки НДФЛ для предпринимателей на общей системе налогообложения, действующие с 01.01.2011 г.
Сумма месячного чистого дохода |
Ставка НДФЛ |
Сумма месячного чистого дохода меньше
|
15 % чистого дохода (т. е. если чистый доход равен нулю, сумма НДФЛ тоже равна нулю) |
Сумма месячного чистого дохода больше 10 минимальных зарплат, установленных
|
15 % от суммы, равной 10 минимальным зарплатам, плюс 17 % от суммы превышения |
Расходы на общей системе
Кроме изменения ставок по НДФЛ, обновился также перечень расходов, на сумму которых предприниматель-общесистемник может уменьшить свой налогооблагаемый доход. Все такие расходы перечислены в разделе III Налогового кодекса. В принципе они мало отличаются от нынешнего списка расходов, указанного в ст. 5 Закона о налоге на прибыль.
Тем не менее о самом важном ограничении стоит сказать отдельно. Так, стоимость товаров (услуг), приобретенных у физлиц-единоналожников, запретят включать в расходы (п.п. 139.1.12 Налогового кодекса). И несмотря на то что п.п.139.1.12 Налогового кодекса вступит в силу только с 01.04.2011 г., есть опасения, что для предпринимателей данное ограничение начнет действовать уже с 01.01.2011 г. Ведь п. 177.4 Налогового кодекса, предписывающий предпринимателям-общесистемникам формировать расходы по перечню из раздела III Налогового кодекса (а в разделе III как раз и указан подпункт 139.1.12), вступает в силу именно с 01.01.2011 г.