730 0

Обычные цены: кому, на какую дату и как их определять с 01.01.2013 г.

17.02.13
С 01.01.2013 г. подчиняться «обычноценовым» правилам должны все предприниматели в отношении единого налога, НДФЛ (для общесистемщиков), НДС, объект налогообложения по которым определяется с учетом договорной (контрактной) стоимости. В данной статье поговорим о самом термине «обычная цена», а также о том, на какую дату, кому и как ее нужно определять.


 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об оценке — Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Порядок № 1492 — Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 25.11.2011 г. № 1492.

Методические рекомендации по определению ОЦ — Методические рекомендации по алгоритму определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций, направленные письмом ГНСУ от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217.

Научно-практический комментарий к НКУ — Научно-практический комментарий к Налоговому кодексу Украины: в 3 т. (общ. ред. Н. Я. Азарова). — К.: Министерство финансов Украины, Национальный университет ГНС Украины, 2010.

 


Сокращения статьи

ОЦ — обычная(ые) цена(ы).

С 01.01.2013 г. вступили в силу нормы статьи 39 НКУ, в которой изложены принципиально новые правила применения ОЦ. Также отметим, что по заявлениям ГНСУ положения указанной выше статьи еще будут дорабатываться.

 


Что такое ОЦ

ОЦ используются предпринимателями чисто в налоговых целях и на саму договорную стоимость товаров (работ, услуг) не влияют.

Определение ОЦ приведено в подпункте 14.1.71 и пункте 39.1 НКУ:

 

Подпункт 14.1.71 НКУ

Обычная цена — цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен

Пункт 39.1 НКУ

Обычная цена на товары (работы, услуги) совпадает с договорной ценой, если иное не установлено НКУ и не доказано обратное (абзац первый пункта 39.14 НКУ).
При этом при проведении проверки плательщика налога орган государственной налоговой службы имеет право предоставить запрос, а плательщик налога обязан обосновать уровень договорных цен или сослаться на нормы абзаца первого настоящего пункта

 

По сути получается, что:

— ОЦ — это договорная цена;

— какую бы цену плательщик не установил в качестве обычной, его решение будет считаться правомерным до тех пор, пока налоговики не докажут обратное.

Необходимо понимать, что ОЦ может отличаться для одного и того же товара (работы, услуги) в зависимости от:

— контрагента;

— взаимоотношений с ним;

— отдельных условий договора;

— времени года и др.

В связи с этим может также возникнуть вопрос: будет ли ОЦ на товар (работу, услугу) одинаковой для обеих сторон договора? Как и прежде, такой вариант возможен, но не обязателен. Простейшим доказательством этого утверждения является то, что продавец и покупатель совершенно не обязательно должны использовать одинаковые методы определения ОЦ и источники информации (подробнее о методах определения ОЦ и источниках информации мы поговорим ниже).

 


ОЦ для предпринимателей

Самое важное, на что нужно обратить внимание предпринимателям, это то, что новый порядок применения ОЦ напрямую касается в том числе и определения договорной стоимости при работе одного предпринимателя с другим (независимо от системы налогообложения) — будь то единоналожник или общесистемщик. Давайте разберемся с этим подробнее.

Так, в частности, пунктом 39.1 НКУ предусмотрено:

«39.1. <…> Обычная цена применяется в случае осуществления плательщиком налогов:

а) бартерных операций;

б) операций со связанными лицами;

в) операций с плательщиками налогов, которые применяют специальные режимы налогообложения или ставки иные, нежели основная ставка налога на прибыль, или не являются плательщиком этого налога, кроме физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

г) в других случаях, определенных настоящим Кодексом».

Из этой нормы следует, что применять ОЦ необходимо любому плательщику налогов (в нашем случае, любому предпринимателю) при:

— любом бартере;

— любой операции со связанными лицами;

работе с любым единоналожником и/или общесистемщиком (подпункт «в» пункта 39.1 НКУ);

— в других случаях, предусмотренных НКУ.

Таким образом, формально, если ориентироваться на подпункт «в» пункта 39.1 НКУ, получается, что договорная стоимость при сотрудничестве двух предпринимателей должна определяться с учетом ОЦ.

С другой стороны, ни в специальной единоналожной главе 1 раздела XIV НКУ, ни в статье 177 НКУ, где идет речь об определении доходов общесистемщиков, не сказано об обязанности ориентироваться на ОЦ при расчете доходов, расходов, налоговых обязательств предпринимателей. Иначе говоря, можно утверждать, что норма пункта 39.1 (подпункт «в») существует для предпринимателей, скажем так, абстрактно, а практическое ее применение (т. е. к каким именно предпринимательским операциям применять данную норму) в НКУ не прописано.

Однако все-таки вышеизложенный аргумент не может являться веским основанием для налоговиков. Поэтому нельзя исключать, что при проверках они будут ориентироваться на нормы пункта 39.1 (подпункт «в») НКУ и в случае, если договорная стоимость между двумя предпринимателями будет меньше ОЦ, проводить соответствующие доначисления дохода. Именно поэтому, до появления дополнительных разъяснений по этому вопросу мы рекомендуем осторожным предпринимателям все-таки придерживаться уровня ОЦ при работе и с единоналожниками, и с общесистемщиками. Чтобы не возникало дополнительных трудностей, можно порекомендовать сразу в договоре указывать цену товара (работы, услуги), максимально соответствующую уровню ОЦ.

 


Если контрагент — обычное физлицо (не предприниматель), нужно ли применять ОЦ

С 01.01.2013 г. если стороной сделки является обычное физлицо, это не обязывает предпринимателя в целях налогообложения принимать во внимание ОЦ (подпункт «в» пункта 39.1 НКУ). Точнее сказать, такие отношения выведены из случаев применения ОЦ.

Хотя, например, абзацем пятым пункта 188.1 НКУ установлено, что база обложения НДС определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже ОЦ, в случаях поставки производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг:

— без оплаты;

— с частичной оплатой;

— в рамках обмена;

— в рамках дарения;

— в счет оплаты труда физлицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком НДС.

Сказанное выше относится к поставкам связанному с поставщиком лицу, субъекту хозяйствования, который не зарегистрирован плательщиком НДС, другим лицам, не зарегистрированным плательщиками НДС.

Поскольку перечень случаев применения обычных цен не исчерпывающий, о чем прямо сказано в подпункте «г» пункта 39.1 НКУ, то налоговики, очевидно, будут настаивать на том, что под ОЦ попадают и операции с физлицами-непредпринимателями, нюансы налогообложения которых регулирует упомянутый абзац пятый пункта 188.1 НКУ.

Поэтому считаем, что лучше придерживаться именно такого подхода.

 


Важные термины

Рыночная цена. В общем случае считается, что используемая плательщиком ОЦ совпадает с рыночной. Рыночной, в свою очередь, является цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику (подпункт 14.1.219 НКУ), но лишь при соблюдении следующих условий:

1) продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе — т. е. продажа должна осуществляться по согласию, без принуждения (примером принудительной продажи можно назвать продажу залогового имущества);

2) такие продавец и покупатель:

не должны быть связанными лицами;

осведомлены о таких товарах (работах, услугах) и ценах, сложившихся на рынке идентичных, а при их отсутствии однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Проще говоря, рыночной ценой является цена, по которой производится продажа в добровольном порядке, между несвязанными лицами и по действующим на рынке ценам в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Идентичные и однородные товары (работы, услуги). Эти термины используются при определении ОЦ, в частности, в случае применения метода сравнительной неконтролируемой цены/аналогов продаж (см. о нем, а также о других методах определения ОЦ ниже в соответствующем подразделе статьи).

В первую очередь во внимание должны приниматься идентичные товары (работы, услуги) и лишь при их отсутствии — однородные (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Признаки идентичных и однородных товаров (работ, услуг)

Идентичные товары (работы, услуги)

Однородные товары (работы, услуги)

Это товары (работы, услуги), обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками, в том числе такими,
как (подпункт 14.1.80 НКУ):

1) физические характеристики;

2) качество и репутация на рынке;

3) страна происхождения;

4) производитель

Это товары (работы, услуги), которые не являются идентичными, но имеют похожие характеристики и состоят из похожих компонентов, в результате чего выполняют одинаковые функции с оцениваемыми товарами и считаются коммерчески взаимозаменимыми. С целью признания товаров (работ, услуг) однородными, стоит учитывать следующие признаки:

1) качество и деловая репутация на рынке;

2) наличие торговой марки;

3) страна производства (происхождения);

4) производитель;

5) год производства;

6) новый или бывший в употреблении;

7) срок годности

 


На какую дату определять ОЦ

Теперь поговорим, на какую дату определять ОЦ: на дату заключения договора или осуществления операции. Связан этот вопрос с тем, что ОЦ в каждом из этих событий может не совпадать, особенно если момент заключения договора и начало его выполнения разделяет значительный промежуток время. В качестве примера можно привести ОЦ на фрукты/овощи в зимний и летний сезоны.

При этом НКУ на данный вопрос не отвечает. Это не мешает нам найти ответ на него самостоятельно, руководствуясь здравой логикой. Для этого вспомним, что момент заключения договора для целей налогообложения значения, как правило, не имеет. Ориентироваться в этом случае необходимо на дату осуществления соответствующих операций, которым НКУ придает значение: подписание акта выполненных работ, предоплата и т. п.

 


Когда и зачем определять ОЦ плательщикам НДС

Факт определения ОЦ для соответствующей операции еще не означает, что при отражении налоговых последствий придется использовать именно ее.

Во многих случаях ОЦ является лишь ориентиром: минимумом или максимумом, который нужно учитывать при отражении налоговых последствий.

Так, при отражении обязательств по НДС ОЦ является минимумом. При этом если договорная цена превысит обычную, то приоритет придется отдать договорной цене.

В свою очередь, при учете расходов и налогового кредита по НДС складывается противоположная ситуация: ОЦ является максимумом, и если договорная стоимость окажется меньше, использовать придется именно ОЦ.

Далее. Если плательщик обнаружил, что договорная цена отличается от обычной не более чем на 20 % (в сторону увеличения или уменьшения), то он вправе отразить налоговые последствия исходя из договорной стоимости — негативные последствия ему за это не грозят (пункт 39.15 НКУ). При этом формально данное правило должно распространяться на любую ситуацию, требующую определения ОЦ, однако согласятся ли с этим налоговики, пока неизвестно.

Подробно случаи применения ОЦ, которые касаются предпринимателей — плательщиков НДС, мы рассматривали в «СД», 2012, № 13, с. 19.

Налоговый кредит (ОЦ для покупателя). Рассмотри пример. Договорная цена приобретенного товара 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.). ОЦ такого товара в регионе данного покупателя 72 грн. (в том числе НДС — 12 грн.). Налоговую накладную он получил от поставщика на общую сумму 120 грн. с НДС. Покупатель может поставить в кредит по НДС 20 грн. (на основании налоговой накладной). Но можно поставить в налоговый кредит и 12 грн., предварительно собрав информацию, что ОЦ в данном регионе именно 72 грн., а НДС, соответственно, 12 грн. (из каких источников брать такую информацию, поговорим в соответствующем подразделе данной статьи).

Налоговое обязательство (ОЦ для продавца). Если плательщик при осуществлении поставки начисляет обязательства по НДС с учетом ОЦ, то ему придется составить две налоговые накладные:

первую — на договорную стоимость в двух экземплярах, один из которых (оригинал — если накладная составлена в бумажной форме) выдается покупателю (если тот является плательщиком НДС, в противном случае оба экземпляра остаются у поставщика);

вторую — на сумму превышения обычной стоимости над договорной (или на обычную стоимость — при бесплатных поставках). При этом, если поставка была не бесплатной, то в верхней части налоговой накладной проставляется отметка «01» («Выписана на сумму превышения обычной цены над фактической»). Если же поставка была бесплатной, то проставляется отметка «12» («Выписана на стоимость бесплатно поставленных товаров/услуг, исчисленную исходя из уровня обычных цен»). Такая накладная составляется в двух экземплярах, оба из которых остаются у поставщика. При этом, она не подлежит регистрации.

Подробнее о том, как составить налоговые накладные в этом случае, мы рассматривали в «СД», 2012, № 13, с. 19.

 


Кто должен доказывать, что цена — обычная

Как мы сказали выше, доказательство обычности цены возложено на налоговые органы при проверке.

Порядок действий проверяющих в таком случае следующий.

Если при проведении документальной проверки контролеры выявят доказательства занижения налоговых обязательств, связанного с нарушением применения обычных цен, то данный факт будет зафиксирован ими в акте и перенесен в налоговое уведомление решение.

В остальных случаях, если у налоговиков возникнут сомнения относительно применения ОЦ, они могут направить плательщику запрос (пункт 39.14 и подпункт 2 пункта 73.3 НКУ) — лично, по почте или через Интернет с соблюдением условия об ЭЦП. Такой запрос должен удовлетворять требованиям:

1) быть направленным при проведении проверки, причем как камеральной, так и документальной (в свою очередь, фактические проверки не в счет, что обусловлено ограниченным перечнем вопросов, затрагиваемых при ее проведении). В других случаях, например при встречных сверках, налоговики такого права лишены. При этом если с документальными проверками вопросов нет, поскольку плательщик уведомляется об их проведении (подпункты 77.4 и 78.4 НКУ), а потому может и отследить правомерность направления запроса, то на камеральных стоит остановиться отдельно. Об их осуществлении плательщик не уведомляется, однако, как известно, они проводятся по отношению ко всем плательщикам в строго установленные сроки. Например, камеральные проверки деклараций по НДС проводятся в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком для их подачи (пункт 5 раздела XII Порядка № 1492). В связи с этим, если запрос направлен в пределах данного промежутка времени, его следует считать правомерным;

2) быть подписанным руководителем налогового органа или его заместителем;

3) содержать перечень запрашиваемой информации, документов, подтверждающих ее, а также основания для направления запроса.

Если запрос данным условиям удовлетворяет, то на него необходимо ответить в течение месяца. Если данный срок будет пропущен, то формально никаких негативных последствий повлечь это не должно, в том числе налоговики не получат права на проведение документальной внеплановой проверки. Последнее обусловлено тем, что подобное право возникает лишь при игнорировании запроса, направленного согласно подпункту 1 пункта 73.3 НКУ (в частности, при выявлении налоговиками фактов, свидетельствующих о нарушении налогового и другого, контролируемого ими, законодательства). Несмотря на это, во избежание лишних конфликтов, рекомендуем отнестись к данной обязанности добросовестно и ответить налоговикамсправка 1. При этом в таком ответе плательщик может зафиксировать на свое усмотрение (пункт 39.14 НКУ):

1) или обоснование уровня ОЦ для соответствующих операций (для этого необходимо сохранять соответствующие источники информации, о чем см. ниже);

2) или ссылку на абзац первый п. 39.14 НКУ (что обязанность по доказыванию несоответствия договорных цен обычным возложена на налоговиков). При этом данный вариант не приводит к негативным последствиям, однако не исключено, что после такого ответа налоговики направят повторный запрос, но уже согласно подпункту 1 пункта 73.3 НКУ.

 


Источники информации

Новые правила определения ОЦ позволяют использовать любые официальные источники информации по ценам на товары, работы, услуги. Однако не всякая информация может быть основанием для определения налоговых обязательств.

Договорная цена по умолчанию считается обычной, и обосновывать ее налогоплательщик не обязан. Как мы говорили выше, доказать, что цена по договору отличается от обычной, причем отличается не менее чем на 20 %, должны налоговики (пункт 39.15 НКУ).

Тем не менее налогоплательщикам следует всегда быть начеку, чтобы опровергнуть подобные заявления налоговиков. А для этого надо знать, на какие источники налоговые органы будут ориентироваться при определении «своей» ОЦ, а также какими источниками следует пользоваться в свое оправдание.

Согласно пункту 39.11 НКУ для определения ОЦ на товары (работы, услуги) используются официальные источники информации, в том числе:

1) статистические данные государственных органов и учреждений (например, www.pricereview.com.ua/UkrMarket.html — обзор цен украинского и мирового товарных рынков ГП «Держзовнишинформ»);

2) цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки (например, www.expert-agro.com/);

3) справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных (например, www.pricescan.com.ua — справочник по товарам и ценам фирм Украины);

4) отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом;

5) другие информационные источники, которые признаются официальными в установленном порядке (http://msmeta.com.ua/reestr_cen_na_stroitelni_materiali.php — Реестр цен на строительные материалы по данным Министерства регионального развития и строительства Украины).

Статистические данные госорганов и учреждений, цены специализированных аукционов, биржевые котировки, отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за границей вполне могут претендовать на статус официального источника информации.

А вот справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных, вряд ли можно назвать официальным источником информации. Однако раз НКУ дает добро на такой источник, значит им можно смело пользоваться.

Проблема состоит в том, что на сегодняшний день законодательством не установлен и не обнародован перечень источников информации, которые следует считать официальными. А также не установлен нормативным актом порядок признания информационных источников официальными.

Поэтому и не совсем понятно, можно ли считать официальными источниками информации и сайты, перечень которых приведен в Методических рекомендациях по определению ОЦ. Для определения ОЦ продажи продукции (товаров) на мировых товарных рынках могут использоваться следующие интернет-сайты, но не исключительно:

metaltorg.ru — цены на металлы;

metalcourier-online.com — мировые цены на металлы, ферросплавы и уголь (доступ ограничен);

icis.com — аналитика цен химической продукции и продукции нефтепереработки на мировых рынках Азии, Африки и Европы (для тех, кто знает английский, но доступ ограничен);

commoclityoniine.com — цены на металлы на мировых товарных биржах;

ugmk.ua — цены на металлы и продукты из металла на украинском рынке;

me.kmu.dov.ua — сайт Министерства экономического развития и торговли Украины (в наличии мониторинг цен на металлы на мировых биржах);

visnik.kiev.ua — цены на зерновые культуры, по контрактам, заключенным на товарных биржах;

agriagency.com.ua — цены на пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сою, рапс;

cropcongress.org — цены на сельскохозяйственную продукцию (ячмень, пшеницу и т. п.);

zernoua.org — цены и аналитика закупочных цен на зерно и т. п.

Кроме того, в Методических рекомендациях по определению ОЦ упоминаются бюллетень Госвнешинформа «Обзор цен украинского и мирового товарных рынков», Товарный монитор «Биржевые товары», Металлургические мониторы «Стальной прокат», «Сырьевые материалы» и каталог «Импортеры и экспортеры Украины.

 


Методы определения ОЦ

Методы определения ОЦ перечислены в пункте 39.2 НКУ:

а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);

б) цены перепродажи;

в) «расходы плюс»;

г) распределения прибыли;

ґ) чистой прибыли.

Предпринимателям может быть интересна суть первых трех методов (см. табл. 2), последние два метода касаются определения ОЦ предприятиями, поэтому на них мы останавливаться не будем.

 

Таблица 2

Методы определения ОЦ и их суть

Метод определения обычной цены (норма НКУ)

Суть метода

1

2

Метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи)

(пункт 39.4 НКУ)

ОЦ определяется исходя из цен на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), реализуемые (приобретаемые) не связанному с продавцом (покупателем) лицу при обычных условиях деятельности. Для определения ОЦ в данном случае используется информация о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях на соответствующем рынке товаров (работ, услуг). В свою очередь, условия признаются сопоставимыми, если отличие между ними существенно не влияет на цену или может быть экономически обосновано.

При определении ОЦ этим методом также учитываются, в частности, следующие условия договоров:
— количество (объем) товаров (например, объем товарной партии);
— объем функций, выполняемых сторонами;
— условия распределения между сторонами рисков и выгод;
— сроки выполнения обязательств;
— условия осуществления платежей, обычных для такой операции;
— обычные надбавки или скидки к цене во время заключения договоров между несвязанными лицами (в частности, скидки, обусловленные сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или других свойств; окончанием срока хранения (пригодности, реализации) товаров);
— характеристика рынка товаров, на котором осуществлена хозяйственная операция, и др.

Таким образом, для определения ОЦ методом сравнительной неконтролируемой цены ориентируются на цены «аналогов продажи» — идентичных/однородных (похожих) товаров, работ, услуг при их продаже несвязанным лицам (с оглядкой на сопоставимость условий и прочих вышеперечисленных факторов). При этом для сравнения могут браться как операции самого налогоплательщика с несвязанными лицами (внутреннее сравнение), так и операции между другими, полностью независимыми от налогоплательщика несвязанными лицами (внешнее сравнение). Если же в результате окажется, что сравниваемые цены отличаются, предположим, в большую сторону (т. е. цена осуществляемой налогоплательщиком операции не отвечает уровню рыночных цен), то в целях налогообложения сравниваемые цены между несвязанными лицами могут применяться в качестве ОЦ к операции, осуществляемой налогоплательщиком.

Вместе с тем метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) может быть применим при наличии идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).
В случае же отсутствия на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), договоров, содержащих условия, сопоставимые с условиями осуществляемой налогоплательщиком хозяйственной операции, к которой применяется ОЦ, для определения ОЦ используют другие методы

Метод цены перепродажи

(подпункт «б» пункта 39.2, пункт 39.5 НКУ)

Согласно данному методу ОЦ признается договорная цена товаров (работ, услуг), определенная во время их дальнейшей перепродажи покупателем третьему лицу за вычетом соответствующей наценки и расходов, связанных cо сбытом (пункт 39.5 НКУ). Этот метод подходит для определения ОЦ на товары предпринимателями, которые занимаются оптовой торговлей

Метод «расходы плюс»

(подпункт «в» пункта 39.2, пункт 39.6 НКУ)

При данном методе ОЦ — это цена, состоящая из определенной продавцом себестоимости готовой продукции (товаров, работ, услуг) и соответствующей наценки, обычной для соответствующего вида деятельности в сопоставимых условиях (пункт 39.6 НКУ).

В Научно-практическом комментарии к НКУ метод «расходы плюс» обозначен как метод, наиболее приемлемый при осуществлении операций с услугами

 


ОЦ по данным экспертной оценки (пункт 39.3 НКУ)

Если ни одним из указанных выше методов определить ОЦ невозможно (данные для применения методов отсутствуют), то, как оговорено пунктом 39.3 НКУ, ОЦ может быть определена по результатам независимой оценки имущества и имущественных прав, проводимой субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценке. Как отмечается в Научно-практическом комментарии к НКУ, независимая оценка имущества и имущественных прав является дополнительным способом определения ОЦ для целей налогообложения, т. е. проведение оценки не является обязательным.

Как правило, экспертная оценка оправдана в тех случаях, когда операции с идентичными (аналогичными) товарами в сопоставимых условиях на рынке встретить сложно (например, при продаже недвижимости, бывших в употреблении транспортных средств и т. п.).

 


Выводы

1. Теперь подчиняться «обычноценовым» правилам должны все предприниматели в отношении всех налогов и сборов, объект налогообложения по которым определяется с учетом договорной (контрактной) стоимости.

2. Как правило, ОЦ является договорная цена. Какую бы цену плательщик не установил в качестве обычной, его решение будет считаться правомерным до тех пор, пока налоговики не докажут обратное.

3. Для определения ОЦ можно использовать информацию из таких источников:

статистические данные государственных органов и учреждений;

цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки;

справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных;

отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств в Украине за рубежом;

другие информационные источники, признаваемые официальными в установленном порядке (пункт 39.11 НКУ, Методрекомендации по определению ОЦ).

4. Доказывать, что цена договора не соответствует ОЦ, обязан налоговый орган.

5. Методы определения ОЦ перечислены в пункте 39.2 НКУ. Всего их пять, но предпринимателям в работе могут пригодиться три из них:

а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);

б) цены перепродажи;

в) «расходы плюс».

6. Если ни одним из этих методов определить ОЦ не представляется возможным, то ОЦ может быть определена по результатам независимой оценки имущества и имущественных прав, проводимой субъектом оценочной деятельности.


Справочная информация (справка)

1 Нельзя исключать, что после игнорирования такого запроса налоговики составят следующий, но уже на основаниях подпункта 1 пункта 73.3 НКУ. При этом, если плательщик не ответит и на него (уже в течение 10 дней), то у налоговиков появятся основания для проведения документальной внеплановой проверки.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)