1339 0

Распределение налогового кредита по НДС при поставке жилья

15.04.13
Поводом для написания статьи послужил следующий вопрос читателя: новосозданное строительное предприятие (застройщик) осуществляет строительство многоэтажного жилого дома с офисными помещениями и подземным паркингом. По окончании строительства право собственности будет оформляться на застройщика, который будет продавать квартиры. В связи с этим возникли вопросы о применении льготы по НДС по вторичной поставке жилья. Поскольку затронутые читателем вопросы по праву считаются проблемными, мы рассмотрим их в настоящей статье.


ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

 


Льгота по НДС при первой поставке жилья — как ее применять?

Сразу скажем, что эту тему мы уже рассматривали неоднократно на страницах нашего издания (см., например, наши статьи: «Поставки: после первой снова первая (комментарий к письму Государственной налоговой службы Украины от 04.11.2011 г. № 5243/7/15-3477-26)» // «СБ», 2012, № 1, с. 6 — 7; «Доступ к недоступной льготе по доступному жилью» // «СБ», 2012, № 4, с. 8 — 10; «Доступное жилье: ГНС отступает» // «СБ», 2012, № 11, с. 22 — 24;» «Жилой» НДС: хождение по мукам (о первой поставке жилья)» // «СБ», 2012, № 21, с. 10).

Проблема интерпретации «жилищной» льготы связана с нечеткостью законодательных норм, которые были сформулированы еще в бытность действия Закона об НДС. И поскольку указанные положения были воспроизведены в НКУ практически в неизменном виде, старые проблемы сохранились1 (см. табл. 1):

1 На это обращалось внимание в статье И. Чалого «Налоговый кодекс: строительный аспект» // «Строительная бухгалтерия», 2010, № 24, с. 9.

 

Таблица 1

Льгота по поставке жилья

Нормы НКУ

Нормы Закона об НДС

1

2

197.1. Освобождаются от налогообложения операции по:

<...>

197.1.14. поставке жилья (объектов жилого фонда), кроме их первой поставки, если иное не предусмотрено этим подпунктом

5.1. Освобождаются от налогообложения операции по:

<...>

5.1.20. поставке жилья (объектов жилого фонда), кроме их первой поставки

В этом подпункте первая поставка жилья (объекта жилого фонда) означает:

Для целей этого подпункта под первой поставкой жилья (объекта жилого фонда) понимается:

а) первую передачу готового вновь построенного жилья (объекта жилого фонда) в собственность покупателя или поставку услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по сооружению такого жилья за счет заказчика

а) первая передача готового вновь построенного жилья (объекта жилого фонда) в собственность покупателя или поставка услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по сооружению такого жилья за счет заказчика

б) первую продажу реконструированного или капитально отремонтированного жилья (объекта жилого фонда) покупателю, являющемуся лицом иным, нежели собственник такого объекта на момент вывода его из эксплуатации

б) первая продажа реконструированного или капитально отремонтированного жилья (объекта жилого фонда) покупателю, являющемуся лицом иным, нежели собственник такого объекта на момент вывода его из эксплуатации

(использования) в связи с такой реконструкцией или капитальным ремонтом, или поставку услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) на такие реконструкцию или капитальный ремонт за счет заказчика

(использования) в связи с такой реконструкцией или капитальным ремонтом, или поставка услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по таким реконструкции или капитальному ремонту за счет заказчика

Нормы этого подпункта распространяются также на первую продажу дачных или садовых домов, а также каких-либо других объектов собственности, зарегистрированных согласно законодательству как жилье (жилой фонд)

Нормы этого подпункта распространяются также на первую поставку дачных или садовых домов, а также каких-либо других объектов собственности, зарегистрированных согласно законодательству как жилье (жилой фонд), индивидуальных гаражей либо индивидуальных мест на гаражных стоянках

Операции по первой поставке доступного жилья и жилья, строящегося с привлечением государственных средств, освобождаются от налогообложения

 

Как видим, отличие между приведенными льготами состоит в том, что:

— в НКУ льготируются операции первой поставки доступного жилья и жилья, оплаченного за счет средств госбюджета (эта льгота была введена уже после вступления НКУ в силу Законом Украины от 22.12.2011 г. № 4220-VI);

— операции первой поставки индивидуальных гаражей или индивидуальных мест на гаражных стоянках в числе льготируемых в НКУ не упоминаются.

Рассматриваемая в вопросе читателя ситуация регламентируется абз. «а» п.п. 197.1.14 НКУ, в котором указаны две операции поставки жилья:

1) первая поставка готового новопостроенного жилья (объекта жилого фонда) в собственность покупателя или

2) поставка услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по сооружению такого жилья за счет заказчика.

Среди существующих вариантов интерпретации названной нормы автору представляется наиболее корректным так называемый подход аудиторов2, в котором акцентируется внимание на наличие в данной формулировке союза «или». Из этого делается вывод, что указанные условия регулируют разные ситуации оформления договоров передачи права собственности от застройщика (заказчика) к покупателям (инвесторам).

2 См. статьи И. Чалого «Льгота-терминатор» // «СБ», 2009, № 2, с. 12; В. Варени «Застройщик строит на продажу: первая поставка жилья» // «СБ», 2008, второй рекламный номер, с. 12, «Жилой» НДС: хождение по мукам (о первой поставке жилья)» // «СБ», 2012, № 21, с. 10.

В первой формулировке, в частности, подразумевается ситуация, когда застройщик оформляет право собственности на жилье на себя, а после этого он продает квартиры покупателям. Если следовать этой позиции, то первой поставкой жилья, которая не освобождается от НДС, будет считаться передача жилья от застройщика к покупателям. Соответственно при такой интерпретации указанные операции подлежат обложению НДС по ставке 20 %.

Вторая формулировка касается случая, когда право собственности на квартиры оформляется, минуя застройщика (заказчика), сразу на инвесторов или на других лиц. В этом случае переход права собственности на квартиры от застройщика к другим лицам отсутствует, и речь может идти лишь о поставке им своих услуг по строительству, которые при передаче их заказчику облагаются НДС по ставке 20 %.

В то же время такой вариант интерпретации является не единственным. В частности, налоговики придерживаются последовательной позиции, что: «операцией по первой поставке жилья будет считаться операция по передаче права собственности (оформлению правоустанавливающих документов) на готовое вновь построенное жилье (объект жилого фонда) первому собственнику такого жилья, независимо от источников финансирования строительства: или за счет собственных средств предприятия застройщика, или за счет участников фонда финансирования строительства, или за средства держателей облигаций». Об этом говорилось, в частности, в письмах ГНСУ от 04.11.2011 г. № 5243/7/15-3477-263; от 04.11.2011 г. № 4979/6/15-3415-26; от 03.01.2012 г. № 51/7/15-3417-13; от 03.07.2012 г. № 18073/7/15-3417-134.

3 Письмо и комментарий к нему см. «СБ», 2012, № 1, с. 6.

4 Письмо и комментарий к нему см. «СБ», 2012, № 21, с. 5.

В последнем из указанных писем налоговики разъяснили, как следует понимать это утверждение. По их мнению, применение «жилищной» льготы зависит от процедуры оформления правоустанавливающих документов.

 

Таблица 2


Порядок применения льготы по НДС по поставке жилья

Ситуация

Порядок применения льготы

1. Заказчик в процессе строительства до оформления права собственности на новопостроенное жилье заключает предварительные договоры купли-продажи с физическими лицами, при этом правоустанавливающие документы на готовое новопостроенное жилье оформляются на физическое лицо (первого собственника новопостроенного жилья)

Полученные на счет заказчика обеспечительные платежи в счет предварительного договора не изменяют базу налогообложения у заказчика. При передаче права собственности (оформления правоустанавливающих документов) на готовое новопостроенное жилье физическому лицу (первому собственнику новопостроенного жилья) у заказчика возникают налоговые обязательства на основании п. 187.1 НКУ

2. По завершении строительства правоустанавливающие документы на новопостроенное жилье оформляются на предприятие-заказчика, а позже согласно договорам купли-продажи квартир с физическими лицами переоформляются на таких физических лиц

Операцией по первой поставке жилья будет считаться операция оформления правоустанавливающих документов на заказчика. Дальнейшее переоформление права собственности на физических лиц не будет считаться операцией по первой поставке жилья, а потому данная операция будет освобождаться от обложения НДС в соответствии с п.п. 197.1.14 НКУ

3. Строительство жилья осуществляется застройщиком за счет привлеченных средств Фонда финансирования строительства (ФФС)

Операции по перечислению средств, привлеченных ФФС, не изменяют суммы налогового кредита ФФС и налоговых обязательств застройщика.

Налоговые обязательства у застройщика возникают по операциям:
— поставки услуг по сооружению жилья на общих основаниях по правилу первого события, установленных п. 187.1 НКУ;
— передачи права собственности (оформления правоустанавливающих документов) на готовое новопостроенное жилье (объект жилого фонда) к первому собственнику такого жилья независимо от источников финансирования строительства (за счет собственных средств предприятия застройщика, за счет участников ФФС, за средства держателей облигаций) в периоде передачи права собственности (оформления правоустанавливающих документов) на готовое новопостроенное жилье

 

Как видим, налоговики теперь придерживаются позиции, что порядок применения «жилищной» льготы зависит от того, на кого именно оформляются в первый раз правоустанавливающие документы на жилье.

 


Анализ ситуации

Рассматриваемая в вопросе ситуация описана в п. 2 табл. 2. Согласно последнему подходу налоговиков первой поставкой жилья в данном случае будет считаться оформление правоустанавливающих документов на застройщика (заказчика).

Между тем ущербность такого подхода состоит в том, что в этот момент отсутствует операция поставки товаров в терминах НКУ. Ведь в момент оформления правоустанавливающих документов на жилье право собственности на такой объект у заказчика возникает вследствие его установления, а не в результате изменения собственника. Согласно же п.п. 14.1.191 НКУ «поставка товаров — любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда». И поскольку при оформлении документов «на себя» собственник-застройщик никому права распоряжения объектом жилстроя не передает, то и поставка жилья отсутствует. Кроме того, в этом случае нет покупателя жилья, о котором идет речь в абз. «а» п.п. 197.1.14 НКУ.

Не соответствует эта операция и определению понятия «поставка услуг» (так как заказчик при оформлении правоустанавливающих документов никому услуги не поставляет), хотя в «размытое» определение из п.п. 14.1.185 НКУ попадают практически все операции: «поставка услуг любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставлению других имущественных прав по таким объектам права интеллектуальной собственности, а также предоставлению услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия либо осуществления определенной деятельности».

Итак, по мнению автора, оформление правоустанавливающих документов заказчиком «на себя» не соответствует определению первой поставки. Таковой следует считать операцию поставки жилья от заказчика-собственника первому покупателю, в связи с чем она подлежит обложению НДС по ставке 20 %.

Между тем заказчик может, ссылаясь на письмо ГНСУ от 03.07.2012 г. № 18073/7/15-3417-13, получить индивидуальную налоговую консультацию по этому поводу, на основании которой применить льготу по НДС при продаже жилья покупателям5. Но обращаем внимание: в таком случае льготируемой операцией будет передача объектов недвижимости физлицам-инвесторам (как при второй поставке жилья), т. е. первой поставкой в данном случае будет считаться оформление правоустанавливающих документов на заказчика.

5 Напомним, что в соответствии с п. 53.1 НКУ: «Не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной либо электронной форме, а также обобщающей налоговой консультацией, в частности, на основании того, что в будущем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена либо отменена».

Мы настоятельно рекомендуем так сделать, поскольку в будущем налоговики вполне могут изменить свою точку зрения на эту проблему, как происходило в «докодексный» период. Напомним, что тогда длительное время налоговики также разъясняли, что первой поставкой жилья следует считать оформление правоустанавливающих документов (см., к примеру, письмо ГНАУ от 07.07.2006 г. № 12887/7/16-1517-26). А затем неожиданно передумали и в письме ГНАУ от 03.06.2009 г. № 11586/7/16-1517-26 уже указали, что с целью определения первой поставки жилья нужно рассматривать две операции:

— поставку услуг по сооружению жилья (когда предприятие-заказчик после строительства жилья за свой счет оформляет документы на право собственности на это жилье на себя);

— передачу готового вновь построенного жилья в собственность покупателя (когда заказчик строительства по договору купли-продажи продает квартиру физическому лицу).

И далее пришли к выводу, что обе эти операции подлежат налогообложению по ставке 20 %.

При этом богатая судебная практика свидетельствует о том, что у застройщиков при оформлении документов «на себя» с последующей передачей права собственности на жилье покупателям возникали проблемы с жилищной льготой. Впрочем, суды преимущественно подтверждали, что операции продажи жилья покупателям в этом случае от НДС освобождаются (см., к примеру, постановление ВАдСУ от 11.12.2012 г. по делу № К/9991/11856/116; Львовского апелляционного суда от 20.09.2011 г. по делу № 33053/117).

6 http://reyestr.court.gov.ua/Review/28204455

7 http://reyestr.court.gov.ua/Review/18627278

 


Распределение налогового кредита
по НДС застройщиком — порядок из НКУ не подходит

Если застройщик решит воспользоваться льготой по поставке жилья покупателям, он столкнется с проблемой распределения налогового кредита по НДС. Эта проблема также имеет давнюю историю, но с принятием НКУ она усугубилась. Если в бытность действия Закона об НДС конкретной процедуры распределения налогового кредита не было, в связи с чем предприятия руководствовались разъяснениями налоговых органов и собственными суждениями, то сейчас она в НКУ детализирована, но для строителей не подходит.

Так, изложенные в ст. 199 НКУ правила распределения налогового кредита сформулированы для ситуации, когда налогоплательщик осуществляет облагаемые и необлагаемые поставки, и при этом временной промежуток между отражением налогового кредита по товарам (необоротным активам) и отражением поставок с их использованием незначителен. В частности, для налогового кредита, сформированного при приобретении необоротных активов, период его пересчета составляет 3 года, следующих за годом, в котором они начали использоваться (были введены в эксплуатацию).

Однако у строителей период между декларированием налогового кредита и осуществлением поставок может превышать и 3 года, в связи с чем указанная в ст. 199 НКУ процедура распределения налогового кредита для них не подходит, а любые иные варианты не предусмотрены НКУ. Кроме того, по логике, для строителей распределение налогового кредита по НДС, накопленного за все время сооружения объекта, должно основываться на общем объеме облагаемых и необлагаемых поставок применительно к данному объекту. А такой вариант распределения в НКУ не указан.

В связи с этим мы рекомендуем застройщику получить индивидуальную налоговую консультацию по данной проблеме, а ниже предложим несколько вариантов ее решения.

 

Вариант 1 (формальный)

Поскольку до совершения операций по поставке жилья из новопостроенного объекта у застройщика отсутствовали освобожденные по НДС операции, распределять налоговый кредит до этого момента возможности не было (отсутствовали показатели для расчета коэффициента распределения).

Здесь следует заметить, что налоговики отказывают в праве на бюджетное возмещение всем плательщикам, осуществляющим строительство объектов, ввод в эксплуатацию которых не состоялся на дату подачи заявления на получение бюджетного возмещения, поэтому налоговый кредит у строителей просто «накапливается»8.

8 См. по этой проблеме статью В. Карповой «Проблемы формирования бюджетного возмещения НДС при строительстве» // «СБ», 2012, № 21, с. 13.

Дальше рассматриваемая ситуация подпадает под нормы п. 199.3 НКУ, которыми предусматривается, что: «Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, а такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога осуществляют в текущем календарном году расчет доли использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях на основании расчета, определенного по фактическим данным объемов по поставке облагаемых и не облагаемых налогом операций первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы такие операции.

Расчет доли использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях подается в орган государственной налоговой службы одновременно с налоговой декларацией отчетного налогового периода, в котором задекларированы такие облагаемые и не облагаемые налогом операции».

 

Если следовать этим нормам формально, то получается, что в первый период, в котором застройщиком были задекларированы облагаемые и необлагаемые поставки (т. е. после окончания строительства объекта), он должен распределить налоговый кредит.

Это подтверждается и письмом ГНСУ от 30.11.2011 г. № 6446/6/15-3415-26, в котором на этот счет было указано следующее: «... если товары/услуги, основные производственные средства начали использоваться в не облагаемых налогом операциях частично, а частично продолжают использоваться в налогооблагаемых операциях, то в таком случае в отчетном периоде, в котором началось их использование в облагаемых и не облагаемых налогом операциях, в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 раздела V Кодекса осуществляется частичное исключение суммы налога на добавленную стоимость из состава налогового кредита пропорционально доле их использования в таких не облагаемых налогом операциях с последующим проведением перерасчета по правилам, установленным пунктом 199.4 статьи 199 раздела V Кодекса».

В то же время, исходя из формы Налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом МФУ от 25.11.2011 г. № 1492 (в редакции приказа МФУ от 17.12.2012 г. № 1342)9, распределению в соответствии с п. 199.1 НКУ подлежит налоговый кредит:

— по товарам (работам, услугам) в той части, в которой он возник применительно к данному периоду;

— по необоротным активам, задействованным в налогооблагаемых и освобожденных операциях — если не прошло 3 года с момента ввода их в эксплуатацию.

9 Это следует из формы Расчета (перерасчета) части использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых налогом операциях (Д7), в описании гр. 3 табл. 2 которой говорится, что в годовом перерасчете налогового кредита, который осуществляется исходя из фактических данных об облагаемых и необлагаемых поставках, участвуют только показатели налогового кредита, указанные в декларациях за текущий календарный год.

Однако очевидно, что такого налогового кредита на момент продажи жилья у застройщика вообще может не быть и соответственно распределять будет нечего10.

10 Кроме того, пропорции распределения будут нарушены, поскольку объем поставок в конкретном отчетном периоде не будет совпадать с общим объемом поставок жилых и нежилых помещений по объекту (ведь все помещения продаются не сразу).

Ведь даже в распределении налогового кредита, который осуществляется по окончании отчетного года исходя из фактических данных об облагаемых и необлагаемых поставках согласно п. 199.4 НКУ, участвуют только показатели налогового кредита, указанные в налоговых декларациях за текущий календарный год. То есть при расчете распределения учитывается налоговый кредит, именно задекларированный в отчетном году, а не приходящийся на освобожденные или налогооблагаемые операции, совершенные в течение года.

Тогда мы приходим к весьма либеральному, но не соответствующему нормам п. 199.1 НКУ, выводу о том, в состав налогового кредита будет включаться весь НДС, накопленный за время осуществления строительства объекта!

Между тем в п. 199.1 НКУ предусматривается, что, если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги, необоротные активы частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично — нет, в суммы налога, которые плательщик имеет право отнести в налоговый кредит, включается та часть оплаченного (начисленного) налога во время их приобретения или изготовления, которая соответствует части использования таких товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых налогом операциях. То есть изложенный формальный порядок распределения противоречит прямым положениям НКУ и поэтому, по мнению автора, применяться не может.

Кстати, налоговики в данной ситуации могут настаивать на применении п. 198.5 НКУ, предусматривающего, что: «плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 этого Кодекса, по товарам/услугам, необоротным активам, при приобретении либо изготовлении которых суммы налога были включены в состав налогового кредита, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться:

<...>

б) в операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами (соглашениями) (кроме случаев проведения операций, предусмотренных подпунктом 197.1.28 пункта 197.1 статьи 197 настоящего Кодекса)».

 

Однако поскольку адекватно применить процедуру распределения налогового кредита из пп. 199.3, 199.4 НКУ здесь не получится, то не исключено, что налоговики потребуют доначислить налоговые обязательства на всю стоимость товаров (работ, услуг), необоротных активов, задействованных при строительстве объекта.

Согласно же п. 189.1 НКУ: «В случае осуществления операций в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 настоящего Кодекса база налогообложения по необоротным активам определяется исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (при отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены), а по товарам/услугам — исходя из стоимости их приобретения».

Причем в этой ситуации налоговый кредит будет потерян для целей налогового учета, поскольку он не включится в состав налоговых расходов, относящихся к объекту строительства.

 

Вариант 2 (системный)

Этот вариант не предусмотрен в НКУ, но, применяя его, возможно соблюсти указанные в п. 199.1 НКУ предписания. Он основывается на процедуре, которую строители применяли в бытность действия Закона об НДС.

Тогда налоговый кредит по НДС распределялся на протяжении всего времени строительства объекта исходя из определенных показателей, а именно:

1) пропорционально запланированному в будущем объему поставок в части данного объекта (подкорректированный подход к распределению налогового кредита из ст. 199 НКУ, при котором за основу распределения берутся облагаемые и необлагаемые обороты отчетного периода);

2) пропорционально сметной стоимости (определенной по нормам ДБН) жилой и нежилой частей объекта;

3) пропорционально натуральным показателям, относящимся к жилой и нежилой частям объекта (кв. м общей площади, кв. м полезной площади, куб. м пространства и др.)11.

11 Подробнее о ранее применяемой процедуре распределения налогового кредита см. статью И. Чалого «Входной» НДС при строительстве многофункциональных объектов» // «СБ», 2009, № 2, с. 16.

Внимание! Избранный показатель распределения крайне желательно указать в распорядительном документе предприятия и согласовать его с налоговыми органами путем получения индивидуальной налоговой консультации.

 

Вариант 3 (гибридный)

В этом варианте в течение строительства объекта застройщик «накапливает» налоговый кредит по НДС без распределения, а в периоде осуществления первой поставки распределяет его по процедуре, указанной в варианте 2.

При этом есть риск применения к данной ситуации также норм п. 198.5 НКУ (см. вариант 1).

Некоторые предпочитают поступать наоборот: в течение строительства объекта не декларировать налоговый кредит, а в момент совершения первой поставки «восстановить» его в части, приходящейся на облагаемые поставки (в частности, путем применения процедуры распределения из варианта 2).

Но здесь накладываются уже ограничения из п. 198.6 НКУ, предусматривающие, что: «В случае если плательщик налога не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной».

На необходимость соблюдения этих сроков было обращено внимание и в Обобщающей налоговой консультации об отдельных вопросах отражения в налоговом учете по НДС отчетного периода налоговых накладных, выписанных в предыдущих периодах, и формировании на их основании налогового кредита, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 127 (см. ответ на вопрос 9).

 

<...>

Вопрос 9. В каких случаях может быть сформирован налоговый кредит на основании налоговых накладных, которые выписаны в налоговых периодах, предшествующих отчетному?

 

Ответ. С даты вступления в силу Кодекса плательщик налога имеет право сформировать налоговый кредит отчетного периода на основании налоговых накладных, которые взяты на учет в текущем отчетном периоде, но выписаны в налоговых периодах, предшествующих отчетному, в следующих случаях:

1. Налоговые накладные, взятые на учет в отчетном периоде, с даты выписки которых не прошло 365 календарных дней (т. е. в реестр полученных налоговых накладных за май 2011 года могли быть включены налоговые накладные, выписанные продавцом не ранее мая 2010 года; в реестр полученных налоговых накладных за март 2012 года соответственно могут быть включены налоговые накладные, выписанные продавцом не ранее марта 2011 года), — общее правило.

2. Налоговые накладные, полученные в течение 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога, независимо от даты получения от поставщика товаров/услуг, но с учетом сроков давности, — для плательщиков, применяющих кассовый метод.

3. Налоговые накладные, полученные при получении права собственности на залоговое имущество с целью последующей продажи, — если в отчетном периоде произошла продажа такого имущества, — для банковских учреждений.

В таких случаях не требуется документальное подтверждение причин получения налоговых накладных в периодах, следующих за периодом, в котором они были выписаны, а суммы налога отражаются в реестре полученных налоговых накладных текущего отчетного периода и в составе налогового кредита отчетного периода (строка 10.1 декларации).

Такие же правила с даты вступления в силу Кодекса применяются и к расчетам корректировки к налоговым накладным, на основании которых осуществляется корректировка налогового кредита.

Обобщающая налоговая консультация
 по отдельным вопросам отражения в налоговом учете
 по налогу на добавленную стоимость
 отчетного периода налоговых накладных,
 выписанных в предыдущих периодах,
 и формирования на их основании налогового кредита,
 утвержденная приказом ГНС Украины
 от 16.02.2012 г. № 127.

 

И поскольку в строительстве срок «неотражения» налоговой накладной на протяжении строительства объекта, как правило, превышает 365 дней, то весьма вероятно, что налоговики откажут в «восстановлении» такого налогового кредита.

 


Выводы

Изложенные в НКУ правила распределения налогового кредита по НДС для строителей не подходят.

На наш взгляд, наиболее приемлемым в условиях правового пробела является системный подход, предусматривающий распределение налогового кредита в течение периода строительства на основе определенных расчетных показателей (плановый объем поставок, площадь объекта и т. п.).

Однако применение такой нестандартной процедуры расчета следует согласовать с налоговыми органами путем получения индивидуальной налоговой консультации.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)