1992 0

МИНФИН СОВЕРШЕНСТВУЕТ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

25.10.13

С целью усовершенствования процедур регистрации и учета бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств и их отражения в отчетности распорядителями бюджетных средств, а также урегулирования отражения в финансовой и бюджетной отчетности некоторых операций приказом Минфина от 09.10.2013 г. № 866 (см. с. 4 этого номера газеты) внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты. В этой консультации рассмотрим подробно указанные изменения.

Минфин приказом № 866 внес изменения в следующие документы: Порядок № 309, Порядок № 1691, Порядок № 758 и Порядок № 44.

Поскольку этот приказ вступил в силу 22.10.2013 г., то изменения, которые будем рассматривать в данном материале, необходимо учитывать распорядителям бюджетных средств уже начиная с указанной даты.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Отметим, что общие требования к регистрации и учету бюджетных обязательств, порядок подачи документов для регистрации бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств остались без изменений. Однако изменения претерпели другие требования Порядка № 309.

Рассмотрим эти изменения подробнее.

1. Известно, что для достижения соответствия данных бухгалтерского учета по исполнению сметы на отчетную дату аналогичным данным бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов распорядители бюджетных средств должны своевременно регистрировать свои финансовые обязательства.

Приказом № 866 внесены изменения в срок регистрации бюджетных финансовых обязательств, определенный в п. 2.4 Порядка № 309. Сравним его положения до и после изменений.

До изменений

После изменений

П. 2.4. Распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты принятия ими к выполнению бюджетного финансового обязательства, если иное не предусмотрено бюджетным обязательством, но не позднее последнего рабочего дня месяца, подают в соответствующий орган Казначейства Реестр финансовых обязательств по форме согласно приложению 2 на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства и бюджетного финансового обязательства

П. 2.4. Распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты принятия ими к выполнению бюджетного финансового обязательства, если иное не предусмотрено бюджетным обязательством, подают в соответствующий орган Казначейства Реестр финансовых обязательств по форме согласно приложению 2 на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства и бюджетного финансового обязательства

 

Таким образом, как видим, общий срок регистрации бюджетных финансовых обязательств распорядителями бюджетных средств остался без изменений и составляет 7 рабочих дней с даты принятия ими к выполнению бюджетного финансового обязательства. Однако обратите внимание на то, что теперь такой срок не ограничивается последним рабочим днем месяца, т. е. он может заканчиваться и в следующем месяце, поскольку не ограничен текущим месяцем.

Конечно, о необходимости соблюдения сроков регистрации бюджетных финансовых обязательств распорядители бюджетных средств должны помнить всегда. Ведь несоблюдение распорядителями бюджетных средств требований по срокам регистрации бюджетного обязательства и/или бюджетного финансового обязательства орган Госказначейства квалифицирует как нарушение бюджетного законодательства (п. 21 ч. 1 ст. 116 БКУ) и принимает меры воздействия, предусмотренные ст. 117 БКУ. При этом бюджетные обязательства и/или бюджетные финансовые обязательства, поданные распорядителем бюджетных средств с нарушением срока регистрации, регистрируются органами Госказначейства в установленном порядке.

2. Несколько подредактирован порядок заполнения Реестра бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее — Реестр) в случае взятия бюджетного обязательства, возникшего во исполнение внешнеэкономических договоров (контрактов).

До изменений

После изменений

Абз. 3 п. 2.2. При условии взятия бюджетного обязательства, возникшего во исполнение внешнеэкономических договоров (контрактов), распорядитель бюджетных средств проставляет сумму в Реестре расчетно на основании договора (контракта) по курсу Национального банка Украины на день подачи Реестра. В случае закупки валюты через межбанковский валютный рынок Украины распорядитель бюджетных средств проставляет сумму в Реестре расчетно на основании договора (контракта) на уровне курса, установленного на межбанковском валютном рынке Украины на день подачи Реестра

Абз. 3 п. 2.2. В случае взятия бюджетного обязательства, возникшего во исполнение внешнеэкономических договоров (контрактов) или других обязательств, взятых государством в случае вступления в международные организации или присоединения к международным договорам, распорядитель бюджетных средств проставляет сумму в Реестре расчетно на основании договора (контракта) или расчета по курсу Национального банка Украины на день подачи Реестра. В случае закупки валюты через межбанковский валютный рынок Украины распорядитель бюджетных средств проставляет сумму в Реестре расчетно на основании договора (контракта) или расчета на уровне курса, установленного на межбанковском валютном рынке Украины на день подачи Реестра

 

Как определено в п. 2.2 Порядка № 309, при осуществлении операции с иностранной валютой распорядитель бюджетных средств указывает в Реестре сумму расчетно на основании договора (контракта) или расчета по курсу НБУ, установленному на день подачи такого Реестра. В таком же порядке распорядитель бюджетных средств проставляет в Реестре сумму в случае закупки валюты через межбанковский валютный рынок.

Кстати, положения абз. 3 п. 2.2 Порядка № 309 распространяются теперь также на ситуации, когда распорядитель бюджетных средств берет другие обязательства, взятые государством в случае вступления в международные организации или присоединения к международным договорам.

3. В конце каждого бюджетного года органы Казначейства и распорядители бюджетных средств проводят определенную работу по сверке зарегистрированных бюджетных обязательств и кредиторской задолженности, а именно:

— распорядители бюджетных средств приводят зарегистрированные бюджетные обязательства по специальному фонду в соответствие с фактическими поступлениями в этот фонд;

— в случае выявления не погашенных в конце бюджетного периода бюджетных финансовых обязательств распорядителей бюджетных средств, которые не являются кредиторской задолженностью, бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства получателей бюджетных средств органы Казначейства снимают с учета. Об этом органы Казначейства сообщают распорядителям бюджетных средств.

Осуществляя сверку бюджетных финансовых обязательств распорядителей бюджетных средств, обратите внимание на следующее: из п. 2.13 Порядка № 309 исключено требование о том, что на конец бюджетного периода сумма бюджетных финансовых обязательств должна соответствовать сумме бюджетной кредиторской задолженности.

Кроме того, с целью усовершенствования процедуры регистрации и учета бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств в конце бюджетного периода и их отражения в отчетности в новой редакции изложен п. 2.14 Порядка № 309. Такие изменения преимущественно касаются органов Казначейства, которые учитывают бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства распорядителей бюджетных средств в бухгалтерском учете исполнения бюджетов и отражают их в отчетности об исполнении бюджетов. Сравним положения этого пункта до и после внесения изменений.

До изменений

После изменений

П. 2.14. По мере принятия решений распорядителем бюджетных средств о погашении бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, оставшихся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода, распорядители бюджетных средств осуществляют регистрацию таких бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств в текущем бюджетном периоде путем подачи Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.Регистрация бюджетных финансовых обязательств по общему фонду, оставшихся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетной кредиторской задолженности), по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования в текущем бюджетном периоде, осуществляется после принятия решения главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) об определении бюджетной программы, за счет бюджетных ассигнований которой будут погашаться бюджетные финансовые обязательства, путем подачи Реестра
и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов

П. 2.14. По мере принятия решений распорядителем бюджетных средств о погашении бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, которые были зарегистрированы в органах Казначейства и остались не погашенными на конец прошлого бюджетного периода, органами Казначейства такие обязательства отражаются в учете в текущем бюджетном периоде на основании поданного распорядителем бюджетных средств Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.
Бюджетные финансовые обязательства по общему фонду, оставшиеся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетная кредиторская задолженность) и учитываемые органами Казначейства по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования или объем бюджетной кредиторской задолженности превышает бюджетные ассигнования в соответствии с установленными законом о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период и/или переданными в установленном порядке бюджетными назначениями, отражаются в учете органами Казначейства в текущем бюджетном периоде после принятия решения главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) об определении бюджетной программы по общему и/или специальному фондам, в пределах бюджетных ассигнований которой будут погашаться бюджетные финансовые обязательства, на основании поданного распорядителем бюджетных средств Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов

 

4. Порядок № 309 дополнен новым п. 2.15, в котором определено, что перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета за счет собственных поступлений бюджетных учреждений распорядитель бюджетных средств осуществляет с учетом требований ч. 9 ст. 51 БКУ.

Так, если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), то распорядитель бюджетных средств должен предусмотреть направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислениям на заработную плату, стипендиям, коммунальным услугам и энергоносителям.

Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет:

50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

50 % средств на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Приказом № 866 внесены изменения в Порядок № 1691. Рассмотрим их подробнее.

1. Определенная часть изменений, внесенных в Порядок № 1691, связана с принятием Закона № 4839.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 4839 в Закон № 755, документом для идентификации юридического лица или его обособленного подразделения, или физического лица — предпринимателя при осуществлении хозяйственной деятельности и открытии счета в банке определена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — выписка из Единого государственного реестра).

Однако в п. 2.1 Порядка № 1691 предусматривалось, что вместе с Регистрационной карточкой распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств (далее — Регистрационная карточка) предоставляются справка о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины или копия этой справки, удостоверенная органом, который ее выдал (далее — справка о включении в ЕГРПОУ).

Принимая во внимание такие изменения, Госказначейство в письме от 24.01.2013 г. № 17-10/237-2324 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 9) в начале 2013 года обращало внимание на то, что вместе с Регистрационной карточкой вместо справки о включении в ЕГРПОУ или копии этой справки, удостоверенной выдавшим ее органом, предоставляется выписка из Единого государственного реестра.

Теперь благодаря изменениям, внесенным приказом № 866 в Порядок № 1691, такие несогласования устранены.

2. Как указано в п. 2.2 Порядка № 1691, копия выписки из Единого государственного реестра должна отвечать требованиям законодательства.

Перечень информации, указываемой в выписке из Единого государственного реестра, определен в ст. 21 Закона № 755. В частности, к такой информации относятся наименование, идентификационный код, местонахождение юридического лица, сведения, полученные в порядке взаимного обмена информацией из ведомственных реестров органов статистики, доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины: дата и номер записи о взятии и снятии с учета, название и идентификационные коды органов статистики, доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины, в которых юридическое лицо находится на учете, и т. п.

Техническое описание бланка выписки, извлечения, справки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей утверждено приказом Минюста от 09.02.2012 г. № 225/5.

3. Порядок № 1691 дополнен несколькими новыми нормами, а именно:

орган Казначейства вносит соответствующую информацию в базу данных Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств (далее — Единый реестр) с отметкой о ее вводе на бумажном носителе Регистрационной карточки. В случае выявления несоответствия данных, несоблюдения установленных требований оформления Регистрационная карточка возвращается распорядителю бюджетных средств (получателю бюджетных средств) на доработку с соответствующей отметкой в нижней части документа. В этом случае указываются причины и дата возврата, ставится подпись ответственного лица;

в случае изменения наименования распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) по месту его обслуживания соответствующий орган Казначейства предоставляет обновленную справку о включении распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) в Единый реестр. В других случаях внесения изменений в Регистрационную карточку справка о включении распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) в Единый реестр не предоставляется;

— в случае проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации распорядитель бюджетных средств (получатель бюджетных средств) подает в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр копию уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, удостоверенную выдавшим ее органом, и уведомляет соответствующий орган Казначейства;

— в случае закрытия обособленного структурного подразделения распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) в орган Казначейства подается копия распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами, о его закрытии, удостоверенная выдавшим ее органом;

— в случае если распорядитель бюджетных средств не включен в сеть на текущий бюджетный период, а получатель бюджетных средств — на текущий и предыдущий бюджетные периоды, соответствующие органы Казначейства проверяют данные о государственной регистрации прекращения юридического лица (внесении записи об обособленном структурном подразделении юридического лица) в Едином государственном реестре. При наличии такой записи в Едином государственном реестре органы Казначейства обращаются к государственному регистратору с запросом о государственной регистрации прекращения юридического лица.

Поступление сведений о государственной регистрации прекращения юридического лица (внесении записи о закрытии обособленного структурного подразделения юридического лица) является основанием для закрытия органом Казначейства соответствующей Регистрационной карточки в Едином реестре. Указанные сведения хранятся в деле по юридическому оформлению счетов распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств).

4. В новой редакции изложена форма Регистрационной карточки распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств), приведенная в приложении 1 к Порядку № 1691.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ СЧЕТОВ КЛИЕНТОВ

Изменения, внесенные в Порядок № 758, направлены преимущественно на упрощение процедуры открытия и закрытия счетов в органах Казначейства.

Во-первых, почти вдвое сократился перечень документов, подаваемых распорядителями бюджетных средств, их обособленными структурными подразделениями и получателями бюджетных средств.

Так, из перечня документов, подаваемых получателями, распорядителями бюджетных средств, их структурными подразделениями для открытия счета, исключены:

— выписка из Единого государственного реестра.

И хотя этот документ не приведен в перечне обязательных документов, стоит обратить внимание на требования п. 3.7 Порядка № 758. Так, при получении документов на открытие счетов орган Казначейства обязан осуществить проверку поданных документов, в частности, данные, приведенные в копии выписки из Единого государственного реестра, должны отвечать требованиям законодательства. Поэтому иметь в наличии такой документ для открытия счета распорядителям бюджетных средств все же необходимо;

— копия документа, подтверждающего взятие клиента на учет в органе доходов и сборов;

— копия уведомления о взятии клиента на учет в соответствующем органе Пенсионного фонда Украины как плательщика ЕСВ.

Во-вторых, в новой редакции изложены формы Заявления об открытии счетов и Карточки с образцами подписей и оттиска печати (приложения 8 и 9 к Порядку № 758). И хотя новые формы этих документов не существенно отличаются от своих предшественников, именно эти формы применяются для открытия счетов в органах Казначейства начиная с 22.10.2013 г.

Обратите внимание: в соответствии с изменениями, внесенными в п. 6.5 Порядка № 758, теперь при оформлении карточки с образцами подписей и оттиска печати проставляется гербовая печать (при наличии) или оттиск печати с наименованием и идентификационным кодом клиента. Напомним, что предыдущая редакция этого пункта Порядка № 758 предусматривала наличие исключительно гербовой печати. Как и ранее, запрещается проставление печатей, предназначенных для специальных целей (для пакетов, пропусков, для финансово-хозяйственных документов, денежных документов и т. п.).

Добавим: вопрос, касающийся необходимости изготовления и использования гербовой печати, Госказначейская служба разъясняла в письме от 16.10.2012 г. № 17-08/2146-15012. Таким образом, теперь благодаря вышеупомянутым изменениям к Порядку № 758 в этом вопросе наконец поставлены все точки над «і».

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

С целью урегулирования вопросов отражения в финансовой и бюджетной отчетности информации о наличии и движении текущих финансовых инвестиций, долгосрочных финансовых инвестиций (вложений) в ценные бумаги и уставные капиталы предприятий, операций с финансовыми казначейскими векселями, платы за административные услуги приказом № 866 внесены изменения в Порядок № 44. Далее остановимся только на наиболее существенных изменениях.

1. Так, для распорядителей бюджетных средств, получающих прочие поступления специального фонда, в частности ассигнования для проведения расчетов финансовыми казначейскими векселями, обновленным Порядком № 44 предусмотрены такие новые формы отчетности:

«Отчет о поступлении и использовании прочих поступлений специального фонда (финансовые казначейские векселя)» (форма № 4-5д) (приложение 9 к Порядку № 44);

Справка о состоянии финансовых казначейских векселей (приложение 36 к Порядку № 44).

В связи с этим соответствующие изменения внесены в Баланс (форма № 1), а именно добавлены новые строки:

строка 145 «Долгосрочные финансовые инвестиции»;

строка 285 «Текущие финансовые инвестиции»;

строка 305 «Расходы по прочим поступлениям специального фонда (финансовые казначейские векселя)»;

строки 345 «Фонд в финансовых инвестициях»; 465 «Доходы по прочим поступлениям специального фонда (финансовые казначейские векселя)».

Как известно, необходимость в таких изменениях связана с теми изменениями, которые предусмотрены Планом счетов для бюджетных учреждений, а именно с введением новых счетов (субсчетов), предназначенных для учета и обобщения информации о наличии и движении текущих финансовых инвестиций, долгосрочных финансовых инвестиций (вложений) в ценные бумаги, в уставный капитал предприятий. При отражении операций с финансовыми инвестициями в бухгалтерском учете бюджетные учреждения должны руководствоваться Положением по учету финансовых инвестиций, которое вступит в силу 01.01.2014 г.

Также теперь в Балансе сумма строки 220 «Другие средства» образуется из таких строк: 221 «Денежные документы» и 222 «Денежные средства в дороге». Ранее суммы, которые считаются денежными средствами в дороге, не включались в состав строки 220, а отражались по строке 230 (которая теперь исключена).

Обратите внимание: распорядители бюджетных средств в финансовой отчетности отражают данные о финансовых инвестициях начиная с отчетности за I квартал 2014 года, но не ранее дня вступления в силу Положения по учету финансовых инвестиций.

2. Для тех учреждений, которые в соответствии с требованиями Закона № 5203 предоставляют административные услуги, плата за которые зачисляется в бюджет, Порядок № 44 дополнен специальной формой — Справкой о поступлении платы за предоставление административных услуг, зачисляемой в бюджет (приложение 38 к Порядку № 44).

В этой форме приводится информация о суммах начисленных обязательств перед бюджетом и суммах фактических поступлений в бюджет за предоставленные административные услуги в разрезе видов административных услуг. Основанием для заполнения этой формы является информация о расчетах и обязательствах заказчиков за административные услуги, для учета которой Планом счетов предусмотрены субсчета 911 «Расчеты заказчиков по оплате административных услуг» и 921 «Обязательства заказчиков перед бюджетом по административным услугам».

3. Некоторые приложения к Порядку № 44 изложены в новой редакции, а именно:

— «Баланс» (форма № 1) (приложение 1);

— «Отчет о результатах финансовой деятельности» (форма № 9д, № 9м) (приложение 2);

— «Отчет о движении денежных средств» (приложение 3);

— «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (форма № 7д, № 7м) (приложение 11);

— «Отчет о задолженности по отдельным программам» (форма № 7д.1, № 7м.1) (приложение 12);

— «Отчет о движении необоротных активов» (форма № 5) (приложение 16);

— «Отчет о движении материалов и продуктов питания» (форма № 6) (приложение 17);

— Справка о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (приложение 19);

— Сверка показателей форм финансовой и бюджетной отчетности (приложение 37).

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 4839 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по взятию на учет юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 24.05.2012 г. № 4839-VI.

Закон № 5203 — Закон Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI.

Порядок № 1691 — Порядок формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 22.12.2011 г. № 1691.

Порядок № 44 — Порядок составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

Порядок № 309 — Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Порядок № 758 — Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Положение по учету финансовых инвестиций — Положение по бухгалтерскому учету финансовых инвестиций бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)