1233 0

Преддоговорная работа

17.02.11

Прежде всего, при заключении договора следует определить статус контрагента, убедиться в его добросовестности и установить полномочия лиц, представляющих контрагента.

Начало читать тут

Определение статуса контрагента

Если предприятие находится на общей системе налогообложения и является плательщиком НДС, при заключении договоров необходимо учитывать, какую систему налогообложения применяет контрагент. Ведь при приобретении товаров, работ, услуг у лица, которое также является плательщиком НДС, предприятие будет иметь возможность воспользоваться налоговым кредитом.

Кроме того, в ряде случаев от статуса контрагента будет зависеть порядок отражения валовых расходов (см. п.п. 11.2.3 ст. 11 Закона о налоге на прибыль). Так, в операциях с отдельными категориями контрагентов не действует правило первого события при определении даты увеличения валовых расходов. В частности, датой увеличения валовых расходов является дата оприходования налогоплательщиком товаров (а при их импорте — также работ и услуг, сопутствующих или вспомогательных такому импорту товаров), а для работ (услуг) — дата их фактического получения независимо от наличия оплаты (в том числе частичной или авансовой) при осуществлении операций с лицами, являющимися:

а) нерезидентами;

б) резидентами, которые соответствуют одному из приведенных критериев:

— уплачивают налог на прибыль по ставке ниже 25 % (кроме налогоплательщиков, получающих доход от страховой деятельности);

— являются плательщиками единого либо фиксированного налога;

— освобождены от уплаты налога на прибыль;

— не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с законодательством.

В связи с этим при заключении договора в нем необходимо указать, имеет ли каждая из сторон договора статус плательщика налога на прибыль на общих основаниях, предусмотренных Законом о налоге на прибыль.

Если в договоре не указан статус сторон или если товары (работы, услуги) предоставляются без заключения письменных договоров, то в целях определения даты увеличения валовых расходов покупателя считается, что такие товары (работы, услуги) были предоставлены лицами, освобожденными от обложения этим налогом. Если лицо, не имеющее статуса плательщика этого налога на общих условиях, предусмотренных Законом о налоге на прибыль, указывает в договоре, что оно является таким плательщиком налога, то считается, что такое лицо умышленно уклоняется от налогообложения в размере полученного им аванса (предварительного платежа). При этом налогоплательщик — покупатель товаров (работ, услуг) не несет ответственности за увеличение валовых расходов, осуществленных по дате предварительной оплаты (авансирования) стоимости товаров (работ, услуг) на основании недостоверной информации о статусе плательщика налога, указанного в договоре.

При заключении договоров важно также знать, не имеет ли контрагент или лицо, через которое осуществляется оплата, оффшорный статус. Так, в соответствии с п. 18.3 ст. 18 Закона о налоге на прибыль при заключении договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих оффшорный статус, или при осуществлении расчетов через таких нерезидентов либо через их банковские счета, независимо от того, осуществляется такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов либо нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, составляющей 85 процентов от стоимости этих товаров (работ, услуг).

Приведенное выше правило начинает применяться с календарного квартала, следующего за кварталом, на который приходится официальное опубликование перечня оффшорных зон, установленного Кабинетом Министров Украины. При этом под термином «нерезиденты, имеющие оффшорный статус» понимаются нерезиденты, расположенные на территории оффшорных зон, за исключением нерезидентов, которые хотя и расположены на территории оффшорных зон, но предоставили плательщику налога выписку из правоустанавливающих документов, легализованную соответствующим консульским учреждением Украины, свидетельствующую об обычном (неоффшорном) статусе такого нерезидента.

На данный момент Перечень оффшорных зон содержится в приложении к распоряжению Кабинета Министров Украины от 24.02.2003 г. № 77-р. Приведем его.

 

Перечень оффшорных зон

Британские зависимые территории

Остров Гернси

Остров Джерси

Остров Мен

Остров Олдерни

Ближний Восток

Бахрейн

Центральная Америка

Белиз

Европа

Андорра

Гибралтар

Монако

Карибский регион

Ангилья

Антигуа и Барбуда

Аруба

Багамские Острова

Барбадос

Бермудские Острова

Британские Виргинские Острова

Виргинские Острова (США)

Гренада

Каймановы Острова

Монтсеррат

Нидерландские Антильские Острова

Пуэрто-Рико

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Содружество Доминики

Теркс и Кайкос

Африка

Либерия

Сейшельские Острова

Тихоокеанский регион

Вануату

Маршальские Острова

Науру

Ниуэ

Острова Кука

Самоа

Южная Азия

Мальдивская Республика

 

Для бухгалтера также важно, не является ли его предприятие и контрагент по договору связанными лицами. Согласно п. 1.26 ст. 1 Закона о налоге на прибыль связанное лицо — это лицо, соответствующее любому из приведенных ниже признаков:

— юридическое лицо, которое осуществляет контроль над налогоплательщиком или контролируется таким налогоплательщиком, или находится под совместным контролем с таким налогоплательщиком;

— физическое лицо или члены семьи физического лица, осуществляющие контроль над налогоплательщиком. Членами семьи физического лица считаются его муж или жена, прямые родственники (дети или родители) как физического лица, так и его мужа или жены, а также муж или жена какого-либо прямого родственника физического лица или его мужа (жены);

— должностное лицо налогоплательщика, уполномоченное осуществлять от имени налогоплательщика юридические действия, направленные на установление, изменение или прекращение правовых отношений, а также члены его семьи.

При этом под осуществлением контроля следует понимать владение непосредственно или через большее количество связанных физических или юридических лиц наибольшей долей (паем, пакетом акций) уставного фонда налогоплательщика или управление наибольшим количеством голосов в руководящем органе такого налогоплательщика или владение долей (паем, пакетом акций) не менее 20 % от уставного фонда налогоплательщика.

Для физического лица общая сумма владения долей уставного фонда налогоплательщика (голосов в руководящем органе) определяется как общая сумма корпоративных прав, принадлежащих такому физическому лицу, членам семьи такого физического лица и юридическим лицам, которые контролируются таким физическим лицом или членами его семьи.

Контрагентом по договору может быть физическое лицо. В этом случае из текста договора ясно должно следовать, как именно оно действует — как предприниматель или нет. Если договор заключается с «простым» физлицом, т. е. не имеющим статуса предпринимателя, в договоре должны быть указаны его паспортные данные и идентификационный номер. Если же это физлицо-предприниматель, рекомендуется указать орган выдачи, дату и номер Свидетельства о государственной регистрации; реквизиты Свидетельства об уплате единого налога с указанием соответствующего вида деятельности либо фикспатента. При этом налоговики требуют, чтобы у предприятия оставались копии указанных документов, а также платежных документов об уплате единого налога или авансовых платежей налога с доходов физических лиц (см. письма ГНАУ от 04.07.2006 г. № 7291/6/17-0416, от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717). На тот случай, если предприниматель категорически отказывается предоставлять копии соответствующих документов, целесообразно указать их реквизиты в договоре.

Напомним, что от того, в каком качестве выступает в договоре физическое лицо (как предприниматель или как «простое» физлицо), а также от того, предусмотрен ли определенный вид деятельности в Свидетельстве об уплате единого налога (если предприниматель является плательщиком этого налога), зависит обязанность предприятия по удержанию налога с дохода физического лица, полученного в связи с выполением договора.

Еще один важный момент при установлении статуса контрагента. Если предприятие планирует заключить договор с нерезидентом либо при наличии другого «иностранного элемента» в договоре, отдельное внимание следует обратить, есть ли в договоре указание на то, право какого государства подлежит применению к отношениям сторон.

Говорить о том, что в договоре присутствует «иностранный элемент» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона об МЧП можно при наличии одного из таких признаков:

— хотя бы один из участников договора является гражданином Украины, проживающим за пределами Украины, иностранцем, лицом без гражданства либо иностранным юридическим лицом;

— объект, в отношении которого заключен договор, находится на территории иностранного государства;

— юридический факт, который создает, изменяет либо прекращает правоотношения (например, заключение договора), имел либо имеет место на территории иностранного государства.

Соответственно, при наличии хотя бы одного из указанных признаков у сторон договора есть несколько вариантов поведения:

1. Указать в договоре, что их отношения регулируются законодательством Украины. Наиболее простая для бухгалтера ситуация, поскольку в этом случае все вопросы — о существенных условиях договора, о том, в какой форме он должен заключаться, о сроках исковой давности и др., решаются согласно законодательству Украины, с которым бухгалтер знаком.

2. Указать в договоре, что их отношения регулируются законодательством страны нерезидента или третьего государства.

При этом предприятию нужно быть готовым к тому, что в случае возникновения споров по договору придется изучать положения иностранного законодательства. Кроме того, рассмотрение спора в суде другого государства может повлечь для предприятия дополнительные материальные затраты.

Стороны договора также могут воспользоваться предоставленной им возможностью распространить право третьего государства не на договорные отношения в целом, а лишь на их отдельные элементы, например, на вопросы, связанные с исковой давностью. Так, с точки зрения налогообложения непогашенной кредиторской задолженности перед нерезидентом, которая признается валовым доходом по истечении срока исковой давности, для покупателя-резидента была бы выгодной ссылка на законодательство Франции, в котором срок исковой давности по договорам поставки составляет 10 лет.

Если в договоре нет указания на право государства, которое регулирует отношения сторон по договору, в соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона об МЧП к ним должно применяться законодательство государства той стороны договора, которая в нем является:

1) продавцом — по договору купли-продажи;

2) дарителем — по договору дарения;

3) получателем ренты — по договору ренты;

4) отчуждателем — по договору пожизненного содержания (ухода);

5) арендодателем — по договору аренды;

6) ссудодателем — по договору ссуды;

7) подрядчиком — по договору подряда;

8) исполнителем — по договору о предоставлении услуг;

9) перевозчиком — по договору перевозки;

10) экспедитором — по договору транспортного экспедирования;

11) хранителем — по договору хранения;

12) страховщиком — по договору страхования;

13) поверенным — по договору поручения;

14) комиссионером — по договору комиссии;

15) управителем — по договору управления имуществом;

16) заимодателем — по договору займа;

17) кредитодателем — по кредитному договору;

18) банком — по договору банковского вклада (депозита), по договору банковского счета;

19) фактором — по договору факторинга;

20) лицензиаром — по лицензионному договору;

21) правообладателем — по договору коммерческой концессии;

22) залогодателем — по договору залога;

23) поручителем — по договору поручительства.

Исключения из приведенных правил определения применимого права составляют такие случаи (ч. 2 ст. 44 Закона об МЧП):

1) по договору о недвижимом имуществе — право государства, в котором это имущество находится, а если такое имущество подлежит регистрации — право государства, в котором оно зарегистрировано;

2) в отношении договоров о совместной деятельности либо выполнении работ — право государства, в котором проводится такая деятельность либо создаются предусмотренные договором результаты;

3) в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу либо на бирже, — право государства, в котором проводятся аукцион, конкурс либо находится биржа.

Относительно вопросов применения сроков исковой давности возможен еще один вариант развития событий в случае, когда стороны не указали в договоре, право какого государства распространяется на их отношения, но местом регистрации сторон являются государства — участники Конвенции ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14.06.74 г.

Если стороны договора зарегистрированы в государствах, которые являются участниками Конвенции ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14.06.74 г. (для Украины вступила в силу 01.04.94 г.), то в вопросах исковой давности им необходимо будет руководствоваться именно ее положениями. Общий срок исковой давности по Конвенции отличается от предусмотренных отечественным законодательством 3 лет и составляет 4 года. Для бухгалтера этот момент играет важную роль, поскольку согласно п. 1.25 ст. 1 Закона о налоге на прибыль именно по истечении срока исковой давности неоплаченная кредиторская задолженность перед нерезидентом подлежит включению в состав валовых доходов покупателя-резидента.

Мы можем только присоединиться к мнению тех специалистов, которые настоятельно советуют участникам отношений с «иностранным элементом» либо прямо оговаривать, в соответствии с правом какой страны будут регулироваться отношения сторон, либо еще при заключении договора выяснить для себя, какое право и каким образом будет их регулировать при отсутствии такой оговорки. Для бухгалтера это будет иметь важное значение по целому ряду вопросов, в частности при определении требований к форме договора (несоблюдение которой может привести к недействительности договора), сроков исковой давности (которые могут быть разными в законодательстве разных государств) и т. д.

И еще одна особенность отношений с «иностранным элементом». Определение в договоре подсудности споров, возникающих между его сторонами, не определяет того, на основании права какого государства будет осуществляться их рассмотрение. Убеждение, что положение договора «все споры сторон разрешаются судами Украины» будет автоматически означать, что все споры будут рассматриваться в соответствии с законодательством Украины, ошибочно. Право, подлежащее применению судом, будет определяться по изложенным выше правилам.

 

4.2. Установление добросовестности контрагента

 

Следующая задача, которая стоит перед предприятием, — убедиться в добросовестности контрагента и достоверном характере предоставляемой им информации.

В целом ряде случаев недобросовестность контрагента по договору может привести к весьма негативным последствиям для предприятия, в том числе связанным с его налоговыми обязательствами. Наиболее реальной угроза наступления таких последствий становится в том случае, если контрагент пребывает под особым налоговым контролем.

В связи с этим не лишним будет получить от второй стороны договора копии учредительных документов. Если деятельность, выполняемая по сделке, подлежит лицензированию, то обязательно следует потребовать копию лицензии контрагента (при отсутствии у контрагента лицензии договор может быть впоследствии признан недействительным). Кроме того, рекомендуется получить заверенные копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера, а также обратиться к госрегистратору за выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый госреестр). Целесообразно также подготовить распечатки с сайта ГНАУ, подтверждающие, что контрагент не значится в перечне субъектов предпринимательской деятельности с признаками «налоговых ям», зарегистрирован как плательщик НДС, что юридический адрес контрагента не входит в перечень адресов массовой регистрации.

Дело в том, что если этого не сделать и впоследствии выяснится, что на момент заключения договора запись о контрагенте отсутствовала в Едином госреестре, либо он не являлся плательщиком НДС, но выписал налоговую накладную, либо не имел действующей лицензии на ту деятельность, которую осуществлял по договору, предприятие может почувствовать на себе применение последствий ничтожности договора. Среди прочего, это будет означать снятие налогового кредита по НДС и уменьшение валовых расходов; а также обращение налогового органа в суд с требованием о применении последствий заключения сделки, заведомо противоречащей интересам государства и общества.

Следует отметить, что на сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua) появился раздел «Узнай больше о своем бизнес-партнере» («Дізнайся більше про свого бізнес-партнера»). Как объясняют сами налоговики, раздел должен способствовать предупреждению негативных последствий предпринимательской деятельности благодаря возможности «в открытом доступе оценить налоговые риски деятельности своего бизнес-партнера, который, возможно, не относится к плательщикам НДС либо является банкротом или отсутствует по указанному в учредительных документах адресу».

Чтобы получить информацию о контрагенте, достаточно набрать его идентификационный код (номер) или же наименование в соответствующих полях интернет-страницы. При нажатии на «Поиск» система должна дать ответ с текстом зеленого или красного цвета с обозначениями «добросовестный плательщик» и «особый налоговый контроль» соответственно.

При этом под добросовестным плательщиком подразумевается субъект хозяйствования, который оценивается позитивно, имеет высокий уровень значения фискальной важности, а также уровень уплаты налогов (налоговую нагрузку) больше среднего в группе (отрасли) (см. п.п. 3.6.1 Методрекомендаций № 266).

Особый налоговый контроль применяется к субъекту:

— пребывающему в стадии осуществления процедуры восстановления платежеспособности должника либо признания его банкротом;

— в отношении которого согласно информации из Единого госреестра отсутствует подтверждение сведений о субъекте и/или его состоянии либо же есть запись о его отсутствии по местонахождению;

— государственная регистрация которого прекращена.

Кроме того, чтобы избежать налоговых рисков, ГНАУ по-прежнему рекомендует проверить, зарегистрирован ли контрагент в качестве плательщика НДС.

Таким образом, каждый субъект хозяйственной деятельности имеет возможность получить информацию о предприятиях, находящихся в зоне усиленного налогового контроля, и избежать ненадежных партнеров по бизнесу. Такова задумка ГНАУ. Предположим, что налогоплательщики вняли разумности приводимых доводов и решили убедиться в надежности своих партнеров. Какую информацию они смогут получить?

Сразу же сделаем оговорку: отсутствие перечисленных выше оснований для особого налогового контроля не причисляет налогоплательщика автоматически в категорию добросовестных, поскольку он не всегда будет соответствовать приведенному выше понятию такого плательщика. Поэтому в отношении него ресурс просто выдаст указание об отсутствии информации, которая давала бы основания для особого налогового контроля. Видимо, субъекту хозяйствования этого должно быть достаточно, чтобы чувствовать себя более-менее спокойно в отношении такого контрагента.

Вопрос о том, какие цели преследует налоговое ведомство и есть ли реальные основания для опасений, становится гораздо более актуальным в том случае, если информация о контрагенте помещена в раздел об особом налоговом контроле. Чем это может грозить налогоплательщику?

Подзаконные нормативные акты, которыми в своей деятельности руководствуются налоговые органы, позволяют говорить о нескольких вариантах развития событий:

1. Во время налоговой проверки установлено, что у плательщика НДС были правовые связи (были заключены хозяйственные договоры) с субъектами хозяйствования, которые не зарегистрированы как плательщики НДС, либо в отношении которых аннулировано Свидетельство о регистрации плательщика НДС, или же о которых есть информация в реестре плательщиков НДС об аннулировании Свидетельства либо об отсутствии регистрации плательщика НДС.

Согласно п. 5.2 Методрекомендаций № 266 в этом случае сотрудниками налоговой инспекции в акте проверки фиксируются нарушения п.п. 7.2.4 п. 7.2 и п.п. 7.4.5 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС, на основании чего принимается уведомление-решение согласно Порядку № 253.

2. Установлена невозможность проведения проверок контрагента налогоплательщика в связи с его отсутствием по местонахождению.

Согласно п. 5.4 Методрекомендаций № 266 налоговым органам по месту учета контрагента такого отсутствующего по местонахождению налогоплательщика направляется информация о декларировании таким отсутствующим налогоплательщиком отчетных показателей за период деятельности, копии учредительных документов, полученные пояснения ответственных лиц и учредителей, другая информация, полученная при проведении контрольно-проверочных мероприятий. Другими словами, для субъекта хозяйствования отсутствие его контрагента по местонахождению обернется тем, что к нему при осуществлении налоговой проверки отнесутся более внимательно, располагая некоторыми дополнительными данными, полученными из налоговой по месту регистрации контрагента.

3. Получена информация об отсутствии плательщика НДС по указанным в регистрационных документах адресам, о начатой процедуре банкротства (доведения до банкротства), прекращении юридического лица, возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц предприятия либо по факту совершения преступления.

Указанные обстоятельства налоговые органы расценивают как основание для признания договоров с участием такого налогоплательщика противоречащими интересам государства и общества, а значит ничтожными (пп. 5.8, 5.9, 6.3 Методрекомендаций № 266). Напомним, что ничтожные сделки являются недействительными в силу прямого указания закона, т. е. при наличии определенных названных в законодательстве оснований та или иная сделка автоматически считается недействительной без обращения в суд для установления этого факта. Наиболее часто используемым налоговыми органами основанием выступает противоречие сделки интересам государства и общества (ст. 207 ХКУ), что свидетельствует о нарушении сторонами публичного порядка (ч. 2 ст. 228 ГКУ), проявлением чего они склонны считать заключение сделки с целью уклонения от налогообложения либо неправомерного использования налогового кредита. В таких случаях налоговикам не требуется обращаться в суд для признания сделки недействительной (более подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 53) — они могут сразу подавать иск о взыскании полученного по договору в доход государства.

Итак, если налоговым органом будут установлены сведения, указывающие, по его мнению, на ничтожный характер договора, это повлечет за собой такие негативные последствия:

во-первых, снятие налогового кредита для покупателя (см. письмо ГНАУ от 02.03.2009 г. № 4164/7/16-1517-03);

во-вторых, обращение налогового органа в суд с требованием о применении последствий заключения сделки, заведомо противоречащей интересам государства и общества. Как последствие — в доход государства по решению суда взыскивается все полученное сторонами по договору, а в случае выполнения обязательства только одной из сторон с другой взыскивается в доход государства все полученное ею, а также все причитающееся в пользу другой стороны (при установлении умысла обеих сторон договора). Если же установлено, что умысел в нарушении интересов государства и общества имела только одна из сторон договора, все полученное ею возвращается другой стороне договора, а полученное последней либо подлежащее передаче ей по договору — взыскивается в доход государства по решению суда.

Следует также сказать, что наличие информации о пребывании субъекта хозяйствования во взаимоотношениях с субъектами, регистрация которых отменена, либо других данных, свидетельствующих о возможном занижении налоговых обязательств, — основание для включения такого субъекта хозяйствования в план-график налоговых проверок (см. Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201).

Безусловно, за сам по себе факт того, что предприятие не проверило, нет ли оснований для сомнений в добросовестности своего контрагента, штрафные санкции не предусмотрены. Тут вопрос скорее в желании чувствовать себя более уверенно в случае возникновения спора с налоговиками. А он, скорее всего, возникнет, если контрагент все-таки окажется недобросовестным. Как раз для такой уверенности субъекту хозяйствования и следует запастись доказательствами того, что он действовал максимально осмотрительно и оснований не вступать в договорные отношения у него не было. Так, из практики Высшего административного суда Украины следует, что факт нарушения контрагентами субъекта хозяйствования своих налоговых обязательств может быть основанием для негативных налоговых последствий, если налоговый орган докажет, в частности, что налогоплательщик действовал без надлежащей осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, которые допускали его контрагенты, либо то, что деятельность налогоплательщика направлена на осуществление операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не выполняют своих налоговых обязательств (см. постановление ВАСУ от 29.04.2010 г. № К-30777/06). При этом суды исходят из того, что налогоплательщик не может считаться недобросовестным, если на момент заключения сделки запись о его контрагенте была в Едином госреестре и он был зарегистрирован как плательщик НДС (см. постановление ВАСУ от 09.12.2009 г. № К-10075/07, определения ВАСУ от 29.05.2008 г. № К-18083/07, от 17.12.2009 г. № К-1035/08, от 13.10.2009 г. № К-22330/07). Нести же ответственность за допущенные контрагентом нарушения требований налогового законодательства субъект хозяйствования не должен (см. определение ВАСУ от 11.02.2010 г. № К-14008/07).

 

4.3. Проверка полномочий лиц, представляющих контрагента в договорных отношениях

 

Предприятию следует проверить, наделены ли лица, действующие от имени контрагента, достаточными полномочиями на подписание договора.

Уставом общества одно либо несколько лиц могут быть уполномочены на то, чтобы выступать от имени общества при заключении договоров, подписывать договоры и акты выполненных работ. Таким образом, в договоре должна быть указана должность лица, подписывающего соответствующий документ. Такое лицо может также выписывать доверенность, по которой предоставить полномочие выступать от имени юридического лица в договорных отношениях, подписывать соответствующие документы, если в возможность выдачи доверенности в свою очередь предусмотрена уставом либо иным учредительным документом юрлица.

Полномочиями по осуществлению представительства юрлица перед другими субъектами, вступлению с ними в договорные взаимоотношения от имени и в интересах юридического лица могут быть наделены руководители обособленных подразделений, действующие на основании доверенности юридического лица.

Отметим, что в Единый госреестр вносится соответствующая информация, в частности фамилии, имена, отчества и идентификационные номера физических лиц, которые уполномочены представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами и имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры (абзац десятый ч. 2 ст. 17 Закона № 755).

Однако следует помнить, что само по себе включение такой информации в Единый госреестр не наделяет должностных лиц соответствующими полномочиями. Единый госреестр лишь обеспечивает доступ к такой информации третьих лиц. Основанием же для наделения должностных лиц полномочиями представлять юридическое лицо в отношениях с третьими лицами и совершать юридически значимые действия от его имени является волеизъявление высшего органа юрлица (общего собрания участников), закрепленное в учредительных документах (уставе) (см. постановление ВХСУ от 22.07.2009 г. № 14/284).

В случае возникновения спора о том, могло ли конкретное должностное лицо выступать от имени юрлица, суд будет обращаться к учредительным документам. Если будет установлено, что в Едином госреестре содержалась недостоверная информация о лицах, которые уполномочены представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами и имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, подписанные такими лицами договоры могут быть признаны недействительными. Сторона договора, которая действовала добросовестно и ориентировалась при заключении договора на данные Единого госреестра, может в этом случае требовать возмещения убытков от юрлица, которое включило недостоверную информацию в Единый госреестр либо не обеспечило своевременное внесение изменений в него.

Таким образом, суды не рассматривают выписку из Единого госреестра надлежащим доказательством наличия необходимых полномочий у определенного лица (см. постановление ВХСУ от 09.10.2008 г. № 19/349-20/367). Надлежащими доказательствами они считают выписку из устава, в котором лицу предоставлены соответствующие полномочия, либо протокол общего собрания, приказ о назначении директором (см. п. 14 письма ВХСУ от 14.12.2007 г. № 01-8/973). Это следует учесть и бухгалтеру при ознакомлении с договором.

Продолжение читать тут


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)