1715 0

Бухучет: нарушение и наказание

В преддверии подачи годовой финотчетности многих главбухов традиционно беспокоит вопрос об объемах ответственности как за нарушения правил ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности, так и за нарушения регламента представления такой отчетности. 
Проанализируем действующее законодательство с этой точки зрения. 

Налоговый кодекс

В связи с принятием Налогового кодекса (НК) у главбухов может появиться новая головная боль, связанная с бухгалтерской отчетностью.

Как известно, п. 46.2 НК заставил предприятия подавать в ГНИ вместе с налоговыми декларациями и финансовые отчеты. Этот пункт входит в главу 2 второго раздела НК, которая называется «Налоговая отчетность».

Если налоговики на этом основании сочтут финансовую отчетность разновидностью «налоговой отчетности», то за непредставление или несвоевременное представление финансовых отчетов в ГНИ предприятия могут подвергнуться санкциям по статье 120 НК: 170 грн. за каждый факт непредставления или несвоевременного представления отчетности.

Впрочем, по нашему мнению, такой подход в случае его реализации был бы неправомерным, ибо НК прямо не называет финансовый отчет собственно «налоговой отчетностью». Мало того, в тексте статьи 46 финансовая отчетность совершенно четко дистанцирована от «налоговых деклараций».

Научно-практический комментарий к НК говорит, что

«информация, указанная в представленной налоговой отчетности, является основанием для начисления и уплаты налогового обязательства»(1).

Поскольку финансовая отчетность не является основанием для начисления налогов, то и назвать ее налоговой отчетностью нельзя(2).

В связи с новыми требованиями НК особенно актуальной становится нормастатьи 38 Закона « О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», в соответствии с которой основанием для постановления судебного решения о прекращении юрлица является, в частности,

«неподача в течение года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом».

Админответственность: КРС, ГНИ, НБУ, МВД

Статья 1642 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ за

«отсутствие бухгалтерского учета или ведения его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций». Есть в КоАП и статья, предназначенная специально для бухгалтерских нарушений при ликвидации предприятия— статья 1666 («Неподача или несвоевременная подача, подача по неустановленной форме или подача недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателя ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными к ликвидации юридического лица»; «Ведение с нарушением установленного порядка бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса»).

За эти проступки главбуха, если, конечно, он попал в круг названных «ответственных лиц», могут оштрафовать на сумму от 30 до 60 НМДГ.

Штрафовать в данных случаях, согласно статье 2341 КоАП, будет контрольно-ревизионная служба. Поэтому попасть «под колпак» админответственности по статьям 1642 и 1666 имеют шанс те главбухи, чьи предприятия угодили в сферу компетенции этого грозного ведомства (т.е. распорядители бюджетных средств, получатели средств из бюджетов и от госпредприятий).

Как разъяснило ГлавКРУ в письме от 27.02.2004 г. № 13-14/130, в случае выявления нарушения порядка предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица работники ГКРС составляют протокол об административном правонарушении независимо от организационно-правовой формы проверяемого предприятия, учреждения или организации, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении привлечения к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отношении председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ликвидации юридического лица.

Кроме КРУшников, по статье 1666 за бухгалтерские нарушения при ликвидации предприятия бухгалтера могут оштрафовать и налоговики (статья 2342 КоАП), и представители НБУ (статья 2343 КоАП). Кстати, протоколы по статье 1642 могут составлять даже милиционеры (статья 255 КоАП).

Админответственность: госстатистика

Гораздо шире круг субъектов ответственности у статьи 1863 КоАП

(«Неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета»).

По этой статье органы госстатистики могут оштрафовать провинившегося главбуха как должностное лицо на сумму от 10 до 15 НМДГ(3).

Здесь нужно иметь в виду, что под «первичным учетом» статистики понимают не привычную бухгалтерам обработку первичной документации, а формы финансовой отчетности. Ведь именно такие формы, представляемые в орган госстатистики, являются для самих статистиков «первичными». Вот как этот вопрос описан в письме Госкомстата от 01.10.2002 г. № 12-01-6/50:

«Согласно статье 6 Закона Украины от 13.07.2000 г. № 1922-III «О государственной статистике», статистическая информация, полученная на основании проведенных органами государственной статистики статистических наблюдений, существует в виде первичных данных о респондентах, статистических данных, которые прошли одну или несколько стадий проработки и накоплены на бумажных, магнитных и других носителях или в электронном виде, а также аналитических материалов, подготовленных на основании этих данных. 
В этой статье также определено, что первичные данные — это информация о количественной и качественной характеристике явлений и процессов, поданная респондентами во время статистических наблюдений. 
Исходя из изложенного, финансовая отчетность предприятий и организаций всех форм собственности, сбор которой осуществляют органы государственной статистики, является первичными данными для проведения статистических наблюдений по статистике финансов. 
В соответствии со статьей 7 указанного выше Закона, решения по выбору источника статистической информации принимается органами государственной статистики самостоятельно. Это дает право на получение органами государственной статистики финансовой отчетности от предприятий и организаций, что, в свою очередь, соответствует Порядку подачи финансовой отчетности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419, и разработанному во исполнение Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». При этом обращаем внимание, что статус финансовой отчетности определен Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». В частности, в статье 11 данного Закона указано, что «формы финансовой отчетности предприятий и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины».

Ценнобумажное регулирование

В соответствии со статьей 8 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», ГКЦБФР имеет право осуществлять контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами, и ее соответствием установленным стандартам.

Поскольку финансовая отчетность должна регулярно представляться в ГКЦБФР многими участниками рынка ценных бумаг, то нарушения, связанные с составлением и представлением таких отчетов, могут строго наказываться представителями ГКЦБФР.

Прежде всего мы бы обратили внимание главбухов, в частности, на следующие санкции, приведенные в статье 11 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине:

«Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку применяет к юридическим лицам финансовые санкции за: 
<...> 
5) неопубликование, опубликование не в полном объеме информации и/или опубликование недостоверной информации — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. 
За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 
6) неразмещение, размещение не в полном объеме информации и/или размещение недостоверной информации в общедоступной информационной базе данных Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о рынке ценных бумаг — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. 
За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 
7) неподачу, подачу не в полном объеме информации и/или подачу недостоверной информации в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. 
За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан».

Уголовная ответственность

По Уголовному кодексу (УК) ответственность бухгалтера как должностного лица при исполнении профессиональных обязанностей может возникнуть в связи с самыми разнообразными правонарушениями. Но если анализировать аспект представления финансовой отчетности, то наиболее рискованными, с нашей точки зрения, для главбуха являются следующие статьи УК:

· статья 222 «Мошенничество с финансовыми ресурсами» - “карается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

· статья 220 «Сокрытие устойчивой финансовой неспособности» - «карается штрафом от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

· статья 218 «Фиктивное банкротство» - «карается штрафом от семисот пятидесяти до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет»

Вышеуказанные статьи могут стать реальной угрозой для главбуха, как правило, только тогда, когда недостоверная финансовая отчетность привела к тяжелым финансовым потерям для кредиторов предприятия и/или для бюджета, доноров госдотаций и субсидий.


1) Научно-практический комментарий к Налоговому кодексу Украины: в 3 т. / кол. авторов [общ. редакция Н. Я. Азарова]. — К.: Министерство финансов Украины, Национальный университет ГНС Украины, 2010, с. 186.

2) Сейчас пока не ясен статус обещанного отчета по налоговым разницам, который нужно будет составлять в 2012 г. Вообще-то в п.46. НК говорится, что такой отчет должен быть частью финансовой отчетности. Однако, если его сделают чем-то вроде приложения к налоговой декларации, то такой отчет обретет статус налоговой отчетности.

3) Это право предоставлено органам статистики статьей 2443 КоАП



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)