Единый налог в бухгалтерском учете юрлиц-единоналожников
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.
П(С)БУ 11 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 г. № 20.
Вполне очевидно, что изменившийся в условиях действия НКУ порядок уплаты единого налога не мог не сказаться на отражении его в бухгалтерском учете.
Как известно, п.п. 3 п. 1 подразд. 8 разд. XX НКУ предписывает субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, уплачивать на счет соответствующего бюджета часть единого налога в размере, который подлежит перечислению в эти бюджеты в соответствии с нормами Указа № 727. При этом распределение средств единого налога на общеобязательное государственное социальное страхование и/или в Пенсионный фонд Украины Государственным казначейством Украины не осуществляется.
То есть фактически НКУ позволил предприятиям-единоналожникам уплачивать единый налог не в полном размере, а лишь ту его часть, которая причитается бюджету. Напомним, что согласно ст. 2 Указа № 727 в бюджет зачисляется 43 % от суммы единого налога. Остальные 57 % от общей суммы единого налога, исходя из требований НКУ, никуда перечисляться не должны.
Ввиду того что п.п. 10.1.2 разд. I НКУ единый налог отнесен к числу местных налогов, причитающаяся к уплате сумма полностью зачисляется именно в местные бюджеты (п. 10.6 разд. I НКУ). Таким образом, субъекты малого предпринимательства — единоналожники ежемесячно не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца обязаны уплачивать самостоятельно на счета соответствующих местных бюджетов 43 % суммы единого налога, рассчитанной в соответствии со ст. 3 Указа № 727 (6 % или 10 % выручки от реализации). Именно так предписывает поступать КМУв постановлении от 27.12.2010 г. № 1196, которым внесены изменения в постановление «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.
Однако несколько вводит в заблуждение норма упомянутого постановления в отношении перечисления 57 % начисленного единого налога на счета органов Пенсионного фонда как части суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ). Напомним, в соответствии с п.п. 2 п. 1 подразд. 8 разд. XX НКУ начисление, исчисление и уплата ЕСВ осуществляются субъектами малого предпринимательства, уплачивающими единый налог, в порядке, определенном Законом № 2464. Аналогичную норму содержит также и п. 2 разд. VIII названного Закона. Для зачисления средств ЕСВ органам Пенсионного фонда в Госказначействе открыты счета в зависимости от видов платежей (категорий плательщиков, классов профессионального риска производства) и размеров ЕСВ, по которым он начисляется. При этом отдельного счета для перечисления 57 % суммы единого налога нет и быть не может, поскольку такой вид платежа не установлен Законом № 2464. Не предусматривает также Закон № 2464 никаких зачетов части единого налога с ЕСВ.
Более конкретно насчет судьбы 57 % суммы единого налога высказалась ГНАУ в письме от 29.12.2010 г. № 29263/7/15-0117, где четко говорится, что за отчетные периоды 2011 года суммы единого налога уплачиваются плательщиками в местные бюджеты в размере 43 % от общей начисленной суммы, а ЕСВ платится на отдельный счет, открытый Государственным казначейством Украины в порядке, определенном Законом № 2464. То есть об отдельной уплате 57 % суммы единого налога речи не идет.
По большому счету, можно сказать, что из схемы платежа исключено промежуточное звено в образе Госказначейства, органы которого перечисляли прежде 42 % от суммы уплаченного субъектом малого предпринимательства единого налога в Пенсионный фонд, а последний засчитывал их в счет уплаты пенсионных взносов за соответствующие периоды. В настоящее же время предприятия-единоналожники обязаны напрямую перечислять в местные бюджеты 43 % суммы единого налога, исчисленного согласно ст. 3 Указа № 727, и в общеустановленном порядке уплачивать ЕСВ на счета Пенсионного фонда.
Между тем, как следует из решения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 21.12.2010 г. и письма ГНАУ от 29.12.2010 г. № 29263/7/15-0117, декларировать в Расчете уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом за отчетные периоды 2011 года придется, как и ранее, полную сумму единого налога. Но, судя по всему, в этом расчете должна появиться строка для отражения суммы единого налога, подлежащей уплате в бюджет.
В соответствии со ст. 1 Закона № 996 обязательством является задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошедших событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Поскольку, как мы выяснили, только 43 % от общей суммы единого налога должны уплачиваться сегодня в бюджет, то именно такая величина представляет собой текущее обязательство (т. е. задолженность предприятия) перед бюджетом, которое в балансе отражается в сумме погашения (п. 12 П(С)БУ 11). Как раз такую сумму начисления нужно показывать в учете предприятия по кредиту субсчета 641 «Расчеты по налогам» (аналитический счет учета «Единый налог»). Непогашенную на дату баланса задолженность по единому налогу в размере 43 % от его ставки субъектам малого предпринимательства следует приводить по строке 550 Баланса (форма № 1-м) в составе статьи «Текущие обязательства по расчетам с бюджетом».
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим на конкретном примере порядок учета единого налога юрлицами-единоналожниками.
Пример. Предприятие является плательщиком единого налога по ставке 10 %. Размер ЕСВ, установленный данному предприятию, в части начислений составляет 36,86 %. Выручка от реализации за январь 2011 года равняется 80 тыс. грн. (соответственно сумма единого налога, исчисленная согласно ст. 3 Указа № 727, равна 8 тыс. грн.), а начисленная работникам заработная плата — 15 тыс. грн.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма, грн. | |
Дт |
Кт | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Начислена заработная плата работникам предприятия |
81 |
661 |
15000,00 |
23, 91, 92, 93, 94 |
81 | |||
2 |
Начислен ЕСВ на заработную плату работников (15000 грн. х 36,86 %) |
82 |
6571 |
5529,00 |
23, 91, 92, 93, 94 |
82 | |||
3 |
Удержан ЕСВ из заработной платы работников (15000 грн. х 3,6 %) |
661 |
6572 |
540,00 |
4 |
Удержан НДФЛ с заработной платы работников (сумма — условная) |
661 |
641/НДФЛ |
2169,00 |
5 |
Уплачен ЕСВ на соответствующие счета Пенсионного фонда |
6571 |
311 |
5529,00 |
6572 |
311 |
540,00 | ||
6 |
Уплачен НДФЛ в бюджет |
641/НДФЛ |
311 |
2169,00 |
7 |
Перечислена заработная плата на карточные счета работников (15000 грн. - 540 грн. - 2169 грн.) |
661 |
311 |
12291,00 |
8 |
Начислен единый налог в размере суммы, причитающейся к уплате в бюджет (8000 грн. х 43 %) |
84 |
641/ЕН |
3440,00 |
92 |
84 | |||
9 |
Уплачен единый налог |
641/ЕН |
311 |
3440,00 |
Таким образом, в учете предприятия единый налог отражается в размере 43 % от общей суммы, поскольку именно такая величина представляет собой задолженность предприятия перед бюджетом.