Когда общая система выгоднее, чем единый налог
В связи с внедрением новых правил налогообложения многим единоналожникам сейчас приходится переходить на общую систему. Поэтому в данной статье мы выясним:
— чем отличается упрощенная система от общей;
— когда работать на общей системе налогообложения выгоднее, чем на упрощенной;
— как минимизировать налоговую нагрузку на общей системе, если предпринимателю не удалось остаться единоналожником.
Документы статьи
Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.
Закон о запрете игорного бизнеса — Закон Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г. № 1334-VI.
Закон № 2505 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.
Закон № 535 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения изделий искусства, предметов коллекционирования и антиквариата» от 22.12.2006 г. № 535-V.
Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III (в редакции от 16.11.2010 г.).
Закон о драгоценных металлах и камнях — Закон Украины «О государственном регулировании добычи, изготовления и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР.
Закон о госбюджете на 2011 год — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI.
УКТ ВЭД — Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), утвержденная Законом Украины «О таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III.
Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.
Лицензионные условия № 82/350 — Лицензионные условия осуществления деятельности по изготовлению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней, торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства финансов Украины от 26.12.2000 г. № 82/350.
Лицензионные условия № 128/1037 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства финансов Украины от 12.12.2002 г. № 128/1037.
ДСТУ 4303:2004 — ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий».
ДСТУ 3297:95 — ДСТУ 3297:95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий».
Сравнительная характеристика
Начнем с того, что деятельность на общей системе налогообложения практически ничем не ограничена: можно иметь доход любого размера, неограниченное число наемных работников, заниматься любыми видами деятельности (разумеется, кроме тех, которые прямо запрещены законодательством для любых субъектов хозяйствования и физлиц-предпринимателей).
Упрощенная же система в этом отношении гораздо требовательнее. Так, для того чтобы полноправно работать на едином налоге, предприниматель обязан выполнять следующие условия: его годовая выручка не должна превышать 500 тыс. грн., а количество наемных работников (включая помогающих членов семьи) — 10 человек. Кроме того, есть масса ограничений по видам деятельности. Подробное указание на запрещенные к продаже товары или запретные для единоналожников виды деятельности представлено ниже в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Товары, которыми нельзя торговать на едином налоге
№ п/п |
Товар |
Опт |
Розница |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Алкогольные напитки, относящиеся к ликеро-водочным (алкогольные напитки крепостью от 1,2 % до 60 %, изготовленные путем смешивания спирта этилового ректифицированного с полуфабрикатами, ингредиентами и подготовленной водой, насыщенные или ненасыщенные диоксидом углерода (для слабоалкогольных напитков). В частности, это: ликеры, ликеры эмульсионные, наливки, настойки, бальзамы, аперитивы, коктейли, десертные напитки, джин, виски, ром, напитки слабоалкогольные (например, «Джин-тоник», «Бренди-кола» и т. п.), а также водка |
нельзя |
нельзя |
пункт 7 Указа № 746, ДСТУ 3297:95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определение понятий» |
2 |
Алкогольные напитки, не относящиеся к ликеро-водочным: вино, вермут, шампанское, коньяк,
|
нельзя |
можно |
письмо «Укрспирта» от 19.01.2000 г. № 22-10-1/5, письмо Госкомпредпринимательства от 30.10.2002 г. № 5-532/5791 |
3 |
Пиво (не алкогольный напиток в понимании
|
нельзя |
можно |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505, пункт 215.1 Налогового кодекса |
4 |
Табачные изделия (сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания). Стало быть, сюда же входит раскуривание кальяна в кафе, ритуальное курение и т. п. |
нельзя |
нельзя |
пункт 7 Указа № 746, статья 1 Закона № 481; «Вестник налоговой службы Украины», 2005 г., № 47 (377), с. 49 |
5 |
ГСМ (топливо, смазки, масла и др.): топливо — общее понятие, которым помечают материалы, используемые как источник энергии. Топливо (горючее) используют для двигателей внутреннего сгорания. Смазка — пластичный материал, который представляет собой структурированное загустителем масло, применяемое для уменьшения трения, консервирования изделий и герметизации трещин. В законодательстве конкретизации термина «ГСМ» нигде нет. В свою очередь, контролирующие органы склонны сюда относить продукты нефтепереработки, которые используются как топливо (горючее), а также некоторые химические вещества в виде смазок (коды по УКТ ВЭД): — 2707: бензол, толуол, ксилол, масла креозотовые; — 2710: бензины, газойли, мазут, масла моторные, жидкости для гидравлических передач, белые масла, вазелиновое масло, масла трансмиссионные и редукторные;
|
нельзя |
нельзя |
пункт 7 Указа № 746, письмо Госкомпредпринимательства от 06.02.2007 г. № 850, письмо ГНАУ от 10.02.2005 г. № 819/Д/31-0015 |
6 |
«Тосол» (он же антифриз), смазка «Литол»
|
нельзя |
нельзя |
письмо Госкомпредпринимательства от 21.06.2004 г. № 4123 |
7 |
Использование масла СТО при оказании услуг технического обслуживания автомобиля (в частности, замена масла) |
можно |
можно |
«Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41, с. 51; письмо ГНАУ от 15.12.2003 г. № 6295/Л/17-0515 |
8 |
Уайт-спирит (не относится к ГСМ, так как применяется как растворитель, а не как топливо; но подакцизный
|
нельзя |
можно |
письмо Украинского научно-исследовательского института стандартизации, сертификации и информатики от 21.01.2002 г. № 18/7-207, пункт 1 Закона № 313/96 |
9 |
Сжатый газ в баллонах для бытового использования (используется не как топливо, но является подакцизным товаром) |
нельзя |
можно |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505, пункт 215.3.4 Налогового кодекса |
10 |
Автомобили для перевозки людей: легковые (количество мест для сидения не более 9, включая водителя), грузопассажирские, фургоны, гоночные. Подакцизные товары |
нельзя |
можно |
пункт 7 Указа № 746, подпункт 215.3.5
|
11 |
Транспортные средства, предназначенные для перемещения по снегу; мотоциклы (в том числе с коляской), мопеды, велосипеды с мотором, коляски; прицепы и полуприцепы массой больше 3,5 т, кроме тех, которые складываются; кузова для моторных транспортных средств. Подакцизные товары |
нельзя |
можно |
пункт 7 Указа № 746, подпункты 215.3.6 — 215.3.8 Налогового
|
12 |
Автомобили моторные, предназначенные для перевозки 10 человек и более (включая водителя). Неподакцизные товары |
можно |
можно |
подпункт 215.3.5 Налогового кодекса |
13 |
Промышленные изделия из драгоценных металлов и камней (проволока, пластины, фильеры и т. п.). Торговля ими уже не подлежит лицензированию, хотя соответствующие изменения пока еще не внесены в Лицензионные условия № 82/350 |
можно |
можно |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505, пункты 4 и 27 статьи 9 Закона о лицензировании
|
14 |
Ювелирные изделия из драгоценных металлов
|
можно |
можно |
телеграмма ГНАУ от 18.07.2005 г. № 14106/7/31-0017 |
15 |
Бытовые изделия из драгоценных металлов
|
можно |
можно |
телеграмма ГНАУ от 18.07.2005 г. № 14106/7/31-0017 |
16 |
Обмен лома драгоценных металлов на ювелирные
|
можно |
можно |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 ограничений не устанавливает
|
17 |
Драгоценные металлы и драгоценные камни |
можно |
можно |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 ограничений не устанавливает
|
18 |
Перепродажа предметов искусства, коллекционирования и антиквариата:
|
нельзя |
нельзя |
пункт 2 Заключительных положений Закона № 535, пункт 210.2 Налогового кодекса, позиции 9701-9706 УКТ ВЭД |
19 |
Организация торгов (аукционов) предметами искусства, коллекционирования и антиквариата |
нельзя |
нельзя |
пункт 2 Заключительных положений Закона № 535 |
20 |
Продажа собственных культурных ценностей |
можно |
можно |
пункт 2 Заключительных положений Закона № 535 ограничений не устанавливает |
21 |
Все остальные товары |
можно |
можно |
ограничений нет |
Примечания: оптовая торговля — это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг (ГОСТ 4303:2004). Договор поставки представляет собой договор купли-продажи, заключенный только между субъектами хозяйствования (статья 712 ГКУ).
Розничная торговля — это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг (ГОСТ 4303:2004).
Объем партии товара никакой роли не играет, то есть продажа даже 1 штуки товара субъекту хозяйствования расценивается как оптовая торговля, и наоборот: продажа крупной партии товара обычному гражданину (не предпринимателю) остается все той же розничной торговлей.
Таблица 2. Виды деятельности, заниматься которыми
на едином налоге (не)запрещено
№ п/п |
Вид деятельности |
Можно или нельзя |
Норма, которой установлен
|
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Алкоголь и табак | ||||
1 |
Деятельность по торговле ликеро-водочными
|
нет |
пункт 7 Указа № 746 |
см. пункт 1 таблицы 1 |
2 |
Деятельность по продаже пива и алкогольных напитков, которые не относятся к ликеро-водочной продукции (оптом) |
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Нельзя с учетом запрета на оптовую торговлю подакцизными товарами (см. пункт 20 этой таблицы) |
3 |
Деятельность по розничной торговле алкогольными напитками, которые не относятся к ликеро-водочной продукции, а также пивом |
да |
— |
см. пункты 2 — 3 таблицы 1 |
4 |
Деятельность по торговле (оптом или в розницу)
|
нет |
пункт 7 Указа № 746 |
см. пункт 4 таблицы 1 |
5 |
Деятельность по рекламе алкогольных напитков и табачных изделий |
да |
— |
Рекламировать запрещенную продукцию единоналожники могут. Однако следует учесть, что статья 8 Закона о рекламе говорит о том, что рекламировать продукцию, продажа которой подлежит лицензированию, может только тот субъект, который имеет лицензию на торговлю данной продукцией |
ГСМ | ||||
6 |
Деятельность по торговле (оптом или в розницу) горюче-смазочными материалами (ГСМ) |
нет |
пункт 7 Указа № 746 |
см. пункты 5 — 9 таблицы 1 |
7 |
Деятельность СТО по техобслуживанию автомобилей, включая замену масла |
да |
— |
см. пункт 7 таблицы 1 |
Игры-развлечения, лотереи и розыгрыши | ||||
8 |
Деятельность в сфере игорного бизнеса |
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
С 25.06.2009 г. игорный бизнес в Украине запрещен абсолютно для всех субъектов хозяйствования — статья 2 Закона о запрете игорного бизнеса |
9 |
Организация игр в кегли (кегельбан, боулинг)* |
да |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Организация боулинга, бильярда и других игр, которые проводятся без получения игроком выигрыша, не является игорным бизнесом (статья 1 Закона о запрете игорного бизнеса) |
10 |
Предоставление услуг игры в бильярд* | |||
* Примечание: налоговики против осуществления подобной деятельности на едином налоге. Не так давно данную позицию поддержал и ВАСУ, в частности в отношении кегельбана (решение от 02.09.2008 г. по делу № А-5/2659-2/419, к/с № К-22938/06), несмотря на то что раньше были положительные решения по данному вопросу в пользу единоналожников (например, постановление ВХСУ от 16.10.2003 г. по делу № 6/217а). Тем не менее сейчас, с отменой Закона о патентовании, есть вероятность, что судебная практика снова склонится к правоте единоналожников (тем более, что прецеденты уже есть — определение Харьковского апелляционного административного суда от 02.03.2010 г. по делу № 2-а-26500/08/2070). | ||||
11 |
Использование игровых автоматов с денежным выигрышем |
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Игровой автомат, позволяющий получать денежный выигрыш, относится к азартным играм, а значит, запрещен (статьи 1 и 2 Закона о запрете игорного бизнеса) |
12 |
Деятельность по содержанию игорных автоматов с вещевым или имущественным выигрышем |
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Если игра на автомате платная, а результат ее определяется случайностью, то автомат с вещевым выигрышем тоже относится к игорному бизнесу. Проводить такую деятельность в Украине нельзя никому (статья 1 Закона о запрете игорного бизнеса) |
13 |
Использование автомата типа «кран-машина» |
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Этот игровой автомат не относится к азартным играм и игорному бизнесу (статья 1 Закона о запрете игорного бизнеса). Но все-таки лучше такую деятельность на едином налоге не проводить ввиду прямого запрета на использование игровых автоматов, установленного Законом № 2505 |
14 |
Компьютерный клуб |
да |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Во-первых, игра на компьютерах не отвечает определению азартной игры (отсутствует выигрыш, кроме того, результат компьютерных игр зависит не от случайности, а от умения игроков).
|
15 |
Деятельность по выпуску и проведению лотерей
|
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Выпуск и проведение лотерей — хозяйственная деятельность операторов, которая включает: прием оплаты участия в лотерее, проведение розыгрышей, выплату призов (выигрышей) и другие хозяйственные операции, которые прямо или косвенно обеспечивают проведение лотереи, и осуществляется на основании лицензии (пункт 1.2 Лицензионных условий № 128/1037) |
16 |
Распространение (продажа) лотерейных билетов |
да |
— |
Распространители лотерейных билетов — лица, которые на основании заключенного с оператором договора осуществляют распространение билетов лотереи и/или прием оплаты участия в лотерее, которая проводится оператором, а также осуществляют выплату победителям лотереи выигрышей (призов) — пункт 1.2 Лицензионных условий № 128/1037. Таким образом, распространители не осуществляют деятельность по проведению розыгрышей (лотерей), а значит, могут работать на едином налоге |
17 |
Деятельность по проведению рекламных розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме, на бесплатной основе (участие игроков — бесплатное) |
да/нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Если розыгрыш проводится на бесплатной основе с рекламной целью, то он не является игорным бизнесом. Однако налоговики могут говорить о том, что даже такие розыгрыши лишают предпринимателя права работать на упрощенной системе. Поэтому в данной ситуации стоит поступать предельно осторожно: — избегать всевозможных рекламных акций, предусматривающих розыгрыш призов (их лучше заменить подарками покупателям);
|
18 |
Проведение конкурсов (игр, викторин) с розыгрышем, условия которого предусматривают бесплатное участие и получение выигрышей тем участником, который проявил лучшие личные знания |
да |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Такая деятельность не относится к азартным играм (пункт 2 статьи 1 Закона о запрете игорного бизнеса), поэтому ее нельзя относить к игорному бизнесу. А значит, единоналожникам она не запрещена |
19 |
Бесплатные розыгрыши для развлекательных, благотворительных или познавательных целей | |||
Подакцизные товары | ||||
20 |
Операции с подакцизными товарами:
|
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Подакцизные товары на сегодня — это:
|
Драгоценные металлы и камни, ювелирные украшения, антиквариат | ||||
21 |
Операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного происхождения: — добыча; |
нет |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).
|
— изготовление
|
да |
|
Торговать, ввозить или вывозить драгоценные металлы или камни, а также обменивать на них ювелирные изделия на упрощенной системе можно. Что касается изготовления драгоценных металлов и камней, то поскольку данный вид деятельности уже не подлежит лицензированию (пункты 4 и 27 статьи 9 Закона о лицензировании), единоналожники могут им заниматься | |
22 |
Оптовая или розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию |
да |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Данный вид деятельности уже не подлежит лицензированию (пункты 4 и 27 статьи 9 Закона о лицензировании), поэтому единоналожники могут им заниматься |
23 |
Оптовая или розничная торговля ювелирными изделиями или бытовыми изделиями, которые содержат драгоценные металлы/камни |
да |
— |
см. пункт 14 таблицы 1 |
24 |
Операции по изготовлению изделий из драгоценных металлов и камней, которые подлежат лицензированию (ювелирные, бытовые изделия, зубные протезы, инструменты, государственные награды, монеты) |
да |
— |
Запрет не установлен |
25 |
Операции с предметами искусства, коллекционирования и антиквариата:
|
нет |
пункт 2 Заключительных положений Закона № 535 |
Что входит в запретные культурные ценности, см. в пунктах 18 — 20 таблицы 1 |
— продажа собственных культурных ценностей;
|
да | |||
26 |
Деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата |
нет |
пункт 2 Заключительных положений Закона № 535 | |
Прочая деятельность | ||||
27 |
Бартерные операции, в том числе получение
|
да |
статья 1 Указа № 746 |
Запрет установлен только для юридических лиц. При этом вексель не является выручкой, так как:
Поэтому отражать его в Книге ф. № 10 не нужно. Однако налоговики считают иначе (письмо ГНАУ от 13.11.2003 г. № 9335/6/17-0516, «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 10, с. 55) |
28 |
Сдача в аренду недвижимого имущества |
да |
пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505 |
Запрет действовал до 03.06.2005 г., в настоящее время заниматься данными видами деятельности на едином налоге можно |
29 |
Риелторская деятельность | |||
30 |
Торговля лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения | |||
31 |
Деятельность в сфере архитектуры | |||
32 |
Предоставление консультаций и разъяснений по юридическим вопросам и аудиту | |||
33 |
Торговля запрещенными видами товаров в качестве посредника |
да |
все запреты |
Скорее всего, можно по договору поручения (не от своего имени, а от имени поручителя). Аргументы:
Исключение: нельзя посредничать в торговле культурными ценностями (антиквариатом), см. пункты 25 — 26 этой таблицы |
нет |
Вряд ли получится по договору комиссии и прочим договорам, в которых посредник-единоналожник будет заключать сделки от своего имени | |||
34 |
Занятие видом деятельности, относительно которого прямого запрета нет, но в местном перечне видов деятельности и ставок единого налога он отсутствует |
да |
— |
Если в местном перечне видов деятельности и ставок единого налога присутствует позиция «прочие (иные) виды деятельности», то, указав ее в Свидетельстве о едином налоге, можно спокойно работать |
нет |
— |
Если в местном перечне видов деятельности и ставок единого налога нет позиции «прочие (иные) виды деятельности», заниматься выбранным видом деятельности, к сожалению, не получится, даже если законодательством он прямо не запрещен (письмо Госкомпредпринимательства от 22.04.2008 г. № 3528) |
Как видим, ограничений — масса. Но, несмотря на это, упрощенная система всегда привлекала многих предпринимателей благодаря невысокой налоговой нагрузке. Тем не менее с 01.01.2011 г. кое-что изменилось в вопросе налогообложения предпринимателей, работающих на общей и упрощенной системах. Давайте разберемся подробно.
Особенности налогообложения
С 01.01.2011 г. единоналожники обязаны придерживаться следующих правил:
— единый налог теперь уплачивается в размере 43 % от действующей ставки за себя и 50 % от этой суммы за каждого наемного работника;
— кроме единого налога, за себя единоналожники обязаны уплачивать единый социальный взнос (ЕСВ) — ежемесячно как минимум 34,7 % от минимальной зарплаты (независимо от наличия или отсутствия выручки).
В свою очередь предприниматели на общей системе руководствуются такими правилами:
— уплачивают за себя налог на доходы физлиц (НДФЛ) — 15 % от суммы месячного чистого дохода, не превышающей 10 минимальных зарплат, и 17 % от суммы превышения;
— кроме НДФЛ, уплачивают за себя ЕСВ, но только за те месяцы, в течение которых получена хотя бы 1 копейка чистого дохода (если чистого дохода нет, ЕСВ = 0,00).
Рассмотрим подробности в табл. 3.
Таблица 3. Налоговая нагрузка на общей и упрощенной системах налогообложения
Критерии налоговой
|
Упрощенная система
|
Общая система налогообложения |
Налог (единый налог или НДФЛ) |
Единый налог — 43 % от ставки (максимальная ставка — 200 грн. в месяц) |
НДФЛ — 15 % от месячного чистого дохода, не превышающего 10 минимальных зарплат, плюс 17 % от суммы превышения |
ЕСВ |
34,7 % от минимальной зарплаты ежемесячно |
34,7 % от месячного чистого дохода, но:
|
Платежи за работников |
1) 50 % от 43 % ставки единого налога;
|
Только начисления ЕСВ на зарплату наемных работников (от 36,76 % до 49,7 % от фонда оплаты труда) |
Итак, с особенностями налогообложения и социального страхования на общей и упрощенной системах разобрались. Теперь можно приступать к расчетам. Давайте рассмотрим на примерах, когда предпринимателю выгоднее работать на упрощенной системе, а в каких случаях лучше предпочесть общую систему налогообложения.
Сравнение в примерах
Прежде чем приступить непосредственно к примерам, напомним один важный нюанс: поскольку предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, не обязаны уплачивать ЕСВ за те месяцы, в которых их чистый доход был равен нулю, у них есть возможность оптимизировать. Так, «сбросив» весь квартальных чистый доход на один месяц, а в остальных месяцах поставив нули, предприниматель может уменьшить сумму ЕСВ, подлежащую уплате в ПФ, если у него высокий доход. Ведь максимальная сумма ЕСВ за любой месяц не может превышать 34,7 % от 15 прожиточных минимумов справка 1, поэтому на излишек дохода ЕСВ не начисляется. Подробнее об оптимизации уплаты ЕСВ мы писали в «СД», 2010, № 22, с. 10.
Учитывая такое положение вещей, рассмотрим сначала пример работы на разных системах налогообложения для тех предпринимателей, у которых уровень доходов не самый низкий.
ПРИМЕР 1. Чистый доход предпринимателя выше 2550,00 грн. в квартал
Предположим, что в I квартале 2011 года предприниматель получил чистый доход (выручка за вычетом расходов) в сумме 25000 грн. При этом у него числится пять наемных работников и он торгует продуктами питания на территории трех областей. На какой системе налогообложения ему выгоднее работать: на общей или упрощенной?
Поскольку деятельность предпринимателя вписывается в рамки единого налога, он может выбирать между общей системой и упрощенной. При этом заметим, что если он решит стать единоналожником, то ставка единого налога для него будет максимальной (200 грн. в месяц), поскольку деятельность осуществляется на всей территории Украины.
Итак, проводя сравнение, необходимо оценить два момента: во-первых, как будут отличаться ежеквартальные платежи в бюджет за себя для предпринимателей на общей и на упрощенной системах, а во-вторых, на сколько будут отличаться платежи за наемных работников. Для расчетов используем таблицу.
Расходы за I квартал 2011 года
Упрощенная система (единый налог) |
Общая система | ||
Статьи расходов, отличные
|
Сумма,
|
Статьи расходов, отличные
|
Сумма,
|
Единый налог за себя (за 3 месяца):
|
258,00 |
НДФЛ за себя (полагаем, что в январе и феврале чистый доход был равен 0,00 грн., а в марте — 25000,00 грн.): 0,00 + 0,00 + 0,15 х х 9410,00 + 0,17 х (25000,00 - 9410,00) |
4061,80 |
ЕСВ за себя (минимальный размер): 3 х 34,7 % х 941,00 грн. |
979,58 |
ЕСВ за себя (с учетом оптимизации):
|
4897,91 |
Единоналожники освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности |
— |
Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (максимальная сумма — 0,4 минимальной зарплаты, подпункт 267.3.2 Налогового кодекса) |
376,40 |
Доплата единого налога за наемных работников (5 человек за 3 месяца)*: 3 х 5 х 50 % х 43 % х х 200,00 грн. |
645,00 |
Предприниматели на общей системе не производят никаких доплат за работников |
— |
Итого |
1882,58 |
|
9336,11 |
* Примечание: начисление ЕСВ на зарплату наемных работников не сравниваем, поскольку и на общей системе, и на едином налоге эта сумма рассчитывается одинаково, а значит, не играет роли при сравнении.
Как видим, имея высокие доходы, действительно, лучше (выгоднее) работать на упрощенной системе налогообложения.
Теперь перейдем к примеру работы на разных системах налогообложения для тех предпринимателей, у которых уровень доходов низкий.
ПРИМЕР 2. Низкий уровень доходов (чистый доход меньше 2550,00 грн. в квартал)
Предположим, что в I квартале 2011 года предприниматель получил чистый доход в сумме 1500,00 грн. При этом у него числится один наемный работник, а вид деятельности — торговля продуктами питания через киоск, расположенный в сельской местности. На какой системе налогообложения ему выгоднее работать: на общей или упрощенной?
Давайте посмотрим, каковы ежеквартальные платежи в бюджет такого предпринимателя за себя и за наемного работника в зависимости от системы налогообложения.
Отметим, что в Харьковской области при торговле в киоске ставка единого налога устанавливается в максимальном размере — 200,00 грн. в месяц.
Расходы за I квартал 2011 года
Упрощенная система (единый налог) |
Общая система | ||
Статьи расходов, отличные от общей системы |
Сумма,
|
Статьи расходов, отличные
|
Сумма,
|
Единый налог за себя (за 3 месяца): 3 х 43 % х 200,00 грн. |
258,00 |
НДФЛ за себя (полагаем, что в январе и феврале чистый доход был равен 0,00 грн., а в марте — 1500,00 грн.): 0,00 + 0,00 + 0,15 х 1500,00 |
225,00 |
ЕСВ за себя (минимальный размер): 3 х 34,7 % х 941,00 грн. |
979,58 |
ЕСВ за себя (с учетом оптимизации): 0,00 + 0,00 + 34,7 % х 1500,00 |
520,50 |
Единоналожники освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности |
— |
Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (на территории сельской местности максимальная сумма —
|
94,10 |
Доплата единого налога за наемных работников (1 человек
|
129,00 |
Предприниматели на общей системе не производят никаких доплат за работников |
— |
Итого: |
1366,58 |
|
839,60 |
* Примечание: начисление ЕСВ на зарплату наемных работников не сравниваем, поскольку и на общей системе, и на едином налоге эта сумма рассчитывается одинаково, а значит, не играет роли при сравнении.
Как ни странно, но из проведенных расчетов наглядно видно, что при маленьких доходах предпринимателю выгоднее работать на общей системе налогообложения.
Таким образом, тем предпринимателям, у которых чистый доход высокий, имеет смысл работать на упрощенной системе налогообложения. Тем же, кто получает небольшие доходы, лучше избрать общую систему налогообложения (тем более, если есть возможность «накрутить» расходы и таким образом минимизировать чистый доход — см. «СД», 2009, № 4, с. 11).
Если же предпринимателя не устраивают какие-то ограничения, действующие для единоналожников (запрещенный вид деятельности, невозможность быть плательщиком НДС и др.), то ему не остается ничего другого, как перейти на общую систему налогообложения. При этом можно хотя бы частично снизить налоговую нагрузку, используя оптимизацию при уплате ЕСВ.
Выводы
Деятельность на едином налоге на данный момент остается более выгодной в плане экономии на платежах в бюджет и фонды. Тем не менее, если предприниматель получает небольшие доходы (ориентировочно до 2550 грн. чистого дохода в квартал), оставаться единоналожником смысла нет, поскольку налоговая нагрузка на общей системе может быть даже меньше, чем на упрощенной.
А в том случае, когда переход на общую систему неизбежен, предприниматель может хотя бы частично снизить налоговую нагрузку, используя оптимизацию при уплате ЕСВ.
Справочная информация (справка)
1 Прожиточный минимум в 2011 году составляет:
— для месяцев «январь — март» — 941,00 грн.;
— для месяцев «апрель — июнь» — 960,00 грн.;
— для месяцев «июль — сентябрь» — 985,00 грн.;
— для месяцев «октябрь — декабрь» — 1004,00 грн. (статья 21 Закона о госбюджете на 2011 год).