1116 0

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности — новое название платы за торговые патенты в Налоговом кодексе

01.04.11
Патентование некоторых видов деятельности относится к разряду вопросов, которые Налоговый кодекс затронул не столь значительно, и даже более того, некоторые положения дословно перенесены из ранее действовавшего законодательства. В представленной статье будут рассмотрены основные аспекты патентования в Налоговом кодексе: плательщики, виды патентов, сроки уплаты, ответственность и другие существенные вопросы. 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 1251 — Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Положение № 1077 — Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

 

Общие положения

Взимание сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности регулируется ст. 267 НКУ. В НКУ у данного сбора есть свое определение и искать его следует в ст. 14 — своеобразной базе определений НКУ (это правило касается и других налогов и сборов). Согласно п.п. 14.1.68 он представляет собой сумму средств, которая уплачивается за приобретение и использование торгового патента. Таким образом, сбор является не чем иным, как заменой платы за торговые патенты, ранее взимаемой на основании Закона о патентовании, — дальнейший анализ сбора будет осуществляться на основании данного вывода.

Как свидетельствует п.п. 10.2.1 НКУ, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности отнесен в состав местных сборов, в то время как плата за патенты приравнивалась к общегосударственным налогам и сборам (п.п. 18 п. 1 ст. 14 Закона № 1251).

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности начал взиматься с 01.01.2011 г., что следует из ст. 1 Заключительных положений НКУ. В этот момент прекратил свое действие Закон о патентовании. В связи с этим возникает вопрос: что же делать с торговыми патентами, выданными до 01.01.2011 г. и действие которых после этой даты еще продолжается?

Данный вопрос урегулирован ст. 1 подраздела 7 раздела ХХ НКУ, в соответствии с которой торговые патенты, срок которых не окончился на момент вступления в силу НКУ, подлежат возврату в органы налоговой службы по месту их приобретения в трехмесячный срок (но не позднее окончания срока их действия). При этом налоговики отмечают, что с 1 января 2011 года плательщикам сбора должны выдаваться действующие в настоящее время бланки патентов (вплоть до введения в действие новых бланков) с дополнительной записью на них «Торговый патент подлежит возврату» (письмо ГНАУ от 14.12.2010 г. № 27640/7/15-0117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 103, с. 8).

Также стоит отметить, если лицо уже произвело оплату стоимости торгового патента до 1 января 2011 года, то налоговики говорят, что его стоимость за первый месяц/квартал 2011 г. пересмотру не подлежит, и при этом:

если производилась предоплата за весь период действия торгового патента, то такая оплата не подлежит пересмотру, что следует из норм Закона о патентовании;

если производилась предоплата не за весь срок действия торгового патента, то такая оплата подлежит пересмотру.

В заключение по данному разделу статьи отметим, что порядок налогового учета торговых патентов не претерпел изменений. В соответствии с п.п. 139.1.10 НКУ стоимость патентов не относится в состав расходов налогоплательщика, а учитывается в уменьшение налогового обязательства (об этом прямо указано в п. 152.1). В п. 152.2 НКУ установлено, что налогоплательщик, осуществляющий патентуемую деятельность, должен вести отдельный учет доходов, полученных от патентуемой деятельности, и расходов с учетом отрицательного значения как результата расчета объекта налогообложения.

НКУ в этой части предусмотрено следующее: отрицательное значение, которое образовалось по итогам года от осуществления патентуемой деятельности, не переносится в состав расходов следующего отчетного периода, а покрывается за счет доходов такого налогоплательщика, полученных в следующих налоговых периодах от такой деятельности (п. 150.1).

Пришло время проанализировать структурные элементы сбора.

 

Лица, являющиеся плательщиками сбора

В соответствии с п. 267.1 НКУ сбор должны уплачивать субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица — предприниматели), их обособленные подразделения, которые получают в установленном порядке торговые патенты и осуществляют следующие виды деятельности:

1. Торговая деятельность в пунктах продажи товаров. Перечень пунктов продажи не претерпел изменений и в НКУ приведен в п.п. 14.1.211. К ним относятся:

— магазин, другая торговая точка, которые расположены в отдельном помещении, здании или их части и имеют торговый зал для покупателей или используют для торговли его часть;

— киоск, палатка, другая малая архитектурная форма, которая расположена в отдельном помещении, но не имеет встроенного торгового зала для покупателей;

— автомагазин, развозка, другой вид передвижной торговой сети;

— лоток, прилавок, другой вид торговой точки в отведенном для торговой деятельности месте, кроме лотков и прилавков, которые предоставляются в аренду субъектам хозяйствования — физическим лицам и расположены в границах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности;

— фабрика-кухня, фабрика-заготовительная, столовая, ресторан, кафе, закусочная, бар, буфет, открытая летняя площадка, киоск, другой пункт ресторанного хозяйства;

— оптовая база, склад-магазин, другие помещения, которые используются для осуществления оптовой торговли за наличность, другие наличные средства и с использованием платежных карточек.

В то же время обратим внимание, что патентованию подлежит только торговая деятельность, осуществляемая за наличные средства либо с использованием платежных карточек. Осуществление торговой деятельности с безналичной формой оплаты через учреждение банка получения торгового патента не требует, на что обращают внимание и специалисты налогового ведомства при ответе на вопросы в Единой базе налоговых знаний (www.sta.gov.ua).

2. Торговля валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты. Само определение такой торговли дано в п.п. 14.1.247 НКУ, в соответствии с которым к ней относятся операции, связанные с переходом права собственности на национальную валюту Украины, иностранную валюту, платежные документы и иные ценные бумаги, выраженные в национальной валюте Украины, в иностранной валюте или банковских металлах, банковские металлы. Кроме того, в «базе определений» НКУ, а именно в п.п. 14.1.208, специально для раздела XII приведена расшифровка пункта обмена иностранной валюты как структурной единицы, которая открывается банком (финансовым учреждением), в том числе на основании агентских договоров с юридическими лицами — резидентами, а также национальным оператором почтовой связи, где осуществляются валютно-обменные операции для физических лиц — резидентов и нерезидентов.

3. Деятельность по предоставлению платных бытовых услуг по перечню, определенному Кабмином. Платные услуги определяются как деятельность, связанная с предоставлением бытовых услуг для удовлетворения личных нужд заказчика за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов, включая платежные карточки (п.п. 14.1.151 НКУ).

На данный момент Перечень платных бытовых услуг, на осуществление деятельности по предоставлению которых приобретается торговый патент, утвержден постановлением Кабмина от 29.12.2010 г. № 1258. В п. 3 этого постановления указано, что оно вступает в силу с 1 января 2011 года, однако на самом деле момент вступления его в силу приходится на дату опубликования, то есть на 03.02.2011 г. (ст. 53 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 07.10.2010 г. № 2591-VI). До этой даты следовало руководствоваться старым Перечнем услуг, которые относились к бытовым и подлежали патентованию, утвержденным постановлением Кабмина от 27.04.98 г. № 576 (следует из п. 10 подраздела 10 раздела ХХ НКУ). К слову, новый Перечень не привнес существенных изменений.

4. Деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей), которая представляет собой хозяйственную деятельность юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, состоящую в проведении лотерей, а также развлекательных игр, участие в которых не предполагает получения ее участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. д. (п.п. 14.1.46 НКУ). Заметьте, к деятельности в сфере развлечений налоговики также относят и детские игры, такие как батут, карусель, горки (см. мнение в Единой базе налоговых знаний).

В этом контексте напомним, что ст. 2 Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г. № 1334-VI запрещает в Украине игорный бизнес и участие в азартных играх. В то же время в ст. 1 Закона приведены виды деятельности, которые азартными не считаются (в том числе игры в бильярд или кегельбан, проводимые без получения игроком приза). То есть в пределах Украины все же разрешаются некоторые виды бизнеса, связанные с игорным, и сбор с такой деятельности должен уплачиваться в общем порядке.

Кроме того, у читателей может возникнуть вопрос, относит ли НКУ к деятельности в сфере развлечений рекламные розыгрыши и соответственно нужно ли при их проведении приобретать патенты. Напомним, что в действовавшем до 2011 года законодательстве такие розыгрыши не относились к игорной деятельности и в патентовании не нуждались, на что обращала внимание и ГНАУ (письмо ГНАУ от 28.07.2009 г. № 8984/5/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82, с. 11). В НКУ, исходя из определения деятельности в сфере развлечений, данного в нем (п.п. 14.1.46), различные розыгрыши, проводимые с рекламными целями, не относятся к деятельности в сфере развлечений. Во-первых, все еще срабатывает аргументация, аналогичная приведенной в указанном письме. Во-вторых, одним из видов деятельности в сфере развлечений являются лотереи, а в соответствии с п.п. 14.1.101 игры, проводимые на бесплатной основе с целью рекламирования товара (платной услуги), содействия их продажи (предоставлению) при условии, что организаторы этих игр расходуют на их проведение свою прибыль (доход), лотереями не являются.

 

Лица, не являющиеся плательщиками сбора

Для начала стоит отметить, что если речь идет о торговой деятельности (а не деятельности по оказанию платных бытовых услуг), то она подлежит патентованию лишь в том случае, если осуществляется за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек. Если же в торговой деятельности имеют место безналичные расчеты, то торговый патент приобретать не нужно (см. мнение в Единой базе налоговых знаний).

В соответствии с п.п. 267.1.2 НКУ плательщиками сбора не являются следующие субъекты хозяйствования:

 

Лица — неплательщики сбора

№ п/п

Лицо

НКУ

Закон о патентовании

1

2

3

4

1

Аптеки, пребывающие в государственной или коммунальной собственности

абз. «а» п.п. 267.1.2

п.п. 1 п. 3 ст. 1

2

Предприятия и организации потребительской кооперации и торгово-производственные государственные предприятия рабочего снабжения, расположенные в селах, поселках и городах районного значения

абз. «б» п.п. 267.1.2

3

Физические лица — предприниматели, которые осуществляют торговую деятельность в пределах рынков всех форм собственности

абз. «в» п.п. 267.1.2

п.п. 2 п. 3 ст. 1

У читателей может возникнуть вопрос о судьбе физических лиц, приобретающих фиксированный патент.
Из Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92, который регулирует уплату фиксированного налога, с 01.01.2011 г. изъяли норму о том, что плательщики фикспатента освобождены от платы за торговый патент. Получается, что в вопросах патентования фиксантам уже нужно руководствоваться нормами НКУ.
На наш взгляд, такие лица не должны уплачивать сбор, о чем говорится в указанной норме — причем не только в части фиксантов.
В то же время не исключено, что налоговые органы, ссылаясь на разъяснение, размещенное в Единой базе налоговых знаний, выскажут мнение, что торговый патент могут не получать только те физлица-предприниматели, которые осуществляют торговлю на рынках с лотков и прилавков, которые предоставлены им по договору аренды и размещены в пределах рынка. Если же торговая деятельность осуществляется на территории рынка, но в любом из пунктов продажи, перечисленных в п.п. 14.1.211 НКУ, необходимо приобрести торговый патент.

4

Физические лица — предприниматели, которые осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства и животноводства, домашнего скота и птицы (как в живом виде, так и продукции забоя в сыром виде и в виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства

абз. «г» п.п. 267.1.2

п.п. 2 п. 3 ст. 1

5

Физические лица — предприниматели, которые уплачивают государственную пошлину за нотариальное заверение договоров об отчуждении собственного имущества, если товары каждой отдельной категории отчуждаются не чаще одного раза в календарный год

п.п. «ґ» п. 267.1.2

п.п. 2 п. 3 ст. 1

6

Субъекты хозяйствования, созданные общественными организациями инвалидов, которые имеют налоговые льготы в соответствии с законодательством и осуществляют торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, произведенной на предприятиях «Украинское общество слепых», «Украинское общество глухих», а также физическими лицами — инвалидами, зарегистрированными в соответствии с законом как предприниматели

абз. «д» п.п. 267.1.2

п.п. 3 п. 3 ст. 1

Как видите, в НКУ предусмотрена поблажка, которой не было ранее, а именно для физических лиц — инвалидов, зарегистрированных предпринимателями — уплачивать сбор они не должны.

7

Субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием таких видов товаров отечественного производства:
хлеб и хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядина и свинина; домашняя птица; яйца; рыба, ягоды и фрукты; мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощная продукция; комбикорм для продажи населению

абз. «е» п.п. 267.1.2

п. 6 ст. 3

Обратите внимание на позицию «домашняя птица», по поводу которой налоговики «порадовали» своей точкой зрения, изложенной в письме ГНАУ от 11.11.2009 г. № 5463/М/15-0414 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 38, с. 3). В нем они сделали вывод, что домашней птицей считаются только живые особи и поэтому отождествлять ее с продуктами забоя птиц никак нельзя, а значит, торговля мясом птицы подлежит патентованию.

8

Субъекты хозяйствования, которые реализуют продукцию собственного производства физическим лицам, находящимся с ними в трудовых отношениях, через пункты продажи товаров, встроенные в производственные или административные помещения, принадлежащие такому субъекту

абз. «є» п.п. 267.1.2

п. 10 ст. 3

9

Субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность по закупке у населения продукции (заготовительная деятельность), если дальнейшая реализация такой продукции производится с расчетом в безналичной форме (пункты приема стеклотары, макулатуры, отходов бумажных, картонных и тряпичных, заготовка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки)

абз. «ж» п.п. 267.1.2

п. 11 ст. 3

10

Предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность в торгово-производственной сфере (ресторанное хозяйство), в том числе в учебных заведениях, с обслуживанием исключительно работников таких предприятий, учреждений и организаций, а также учеников и студентов в учебных заведениях

абз. «з» п.п. 267.1.2

п. 12 ст. 3

11

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере компьютерных и видеоигр

ч. 2 п.п. 267.1.2

 

Виды торговых патентов

В НКУ виды патентов не отличаются от существовавших ранее:

1) торговый патент — в соответствии с п.п. 14.1.250 НКУ торговый патент представляет собой государственное свидетельство с ограниченным сроком действия на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности и пользование которым предполагает своевременное внесение в бюджет соответствующего сбора;

2) льготный торговый патент — определение льготного торгового патента дано в п.п. 14.1.146 НКУ, согласно которому это торговый патент на осуществление торговой деятельности определенными видами товаров, указанных в ст. 267 НКУ (конкретный перечень таких видов деятельности представлен дальше);

3) краткосрочный торговый патент — в соответствии с п.п. 14.1.92 НКУ это торговый патент на осуществление торговой деятельности, срок действия которого не превышает 15 календарных дней.

В общем случае, если лицо подпадает под определение плательщика сбора, оно должно приобрести обычный торговый патент. Исключение составляет ситуация, когда такое лицо занимается деятельностью, которая входит в «льготный» перечень или имеет краткосрочный характер.

 

Льготный торговый патент

Прежде всего стоит обратить внимание на такой момент. Напомним, что в Законе о патентовании после групп некоторых товаров стояло замечание «независимо от страны происхождения». Налоговики сделали вывод, что это замечание относится лишь к последнему товару в группе (см. письмо ГНАУ от 25.04.2008 г. № 5160/5/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 49, с. 42). В НКУ данный вопрос разрешен — такое указание теперь содержится перед соответствующими группами товаров.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых разрешено приобретать льготный торговый патент, с принятием НКУ не изменился.

 

Льготный торговый патент: виды деятельности

№ п/п

Вид деятельности

Налоговый кодекс

1

2

3

1

Торговая деятельность исключительно с использованием таких товаров (независимо от страны их происхождения):

п.п. 267.2.1

1.1

Товары повседневного потребления, продукты питания, изделия медицинского назначения для индивидуального пользования, технические и другие средства реабилитации через торговые установки, созданные с этой целью общественными организациями инвалидов

абз. «а» п.п. 267.2.1

1.2

Товары военной атрибутики и повседневного потребления для военнослужащих на территории воинских частей и военных учебных заведений

абз. «б» п.п. 267.2.1

1.3

Семена и посадочный материал овощных, бахчевых, кормовых и цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля

абз. «в» п.п. 267.2.1

1.4

Спички

абз. «г» п.п. 267.2.1

1.5

Термометры и индивидуальные диагностические устройства

абз. «ґ» п.п. 267.2.1

2

Торговая деятельность исключительно с использованием таких товаров отечественного производства:

п.п. 267.2.2

2.1

Почтовые марки, открытки, поздравительные открытки и конверты непогашенные, ящики, коробки, мешки, сумки и другая тара, изготовленная из дерева, бумаги и картона, используемая для почтовых отправлений предприятиями, которые относятся к сфере управления центрального органа исполнительной власти в сфере транспорта и связи, и фурнитура к ним

абз. «а» п.п. 267.2.2

2.2

Товары народных промыслов, кроме антикварных и тех, которые составляют культурную ценность согласно перечню, утвержденному центральным органом исполнительной власти в сфере культуры

абз. «б» п.п. 267.2.2

2.3

Готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты, предметы ухода, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности), витамины для населения, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, ветеринарные препараты, изделия медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидами, технические и другие средства реабилитации инвалидов

абз. «в» п.п. 267.2.2

2.4

Зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, бумага туалетная, мыло хозяйственное

абз. «г» п. 267.2.2

2.5

Уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топливный кусковой, торфяные брикеты и дрова для продажи населению, газ сжиженный в баллонах, который реализуется населению по месту проживания для использования в жилых и/или нежилых помещениях

абз. «ґ» п.п. 267.2.2

2.6

Проездные билеты

абз. «д» п.п. 267.2.2

2.7

Тетради

абз. «е» п.п. 267.2.2

3

Торговая деятельность исключительно с использованием периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства, которые имеют регистрационные свидетельства, выданные в установленном порядке, а также книг, брошюр, альбомов, нотных изданий, буклетов, плакатов, картографической продукции, которые издаются юридическими лицами — резидентами Украины.
При этом одновременно разрешена продажа сопутствующей продукции (независимо от страны ее происхождения):
ручки, карандаши, инструменты для черчения, кисти, мастихины, мольберты, краски, лаки, растворители и закрепители для рисования и живописи, полотна, багеты, рамки и подрамники для картин, скоросшиватели, другие канцелярские приборы и конторские принадлежности, кроме изготовленных из драгоценных и полудрагоценных металлов

п.п. 267.2.3

 

Краткосрочный торговый патент

Главной особенностью краткосрочных патентов является срок их действия — от 1 до 15 календарных дней. Данные патенты предназначены для краткосрочных мероприятий, таких как ярмарки, выставки-продажи, и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров (п.п. 267.4.7 НКУ). В то же время, если данные мероприятия осуществляются на рынках, то у физических лиц — предпринимателей необходимости в приобретении патента вообще нет — такие лица не являются плательщиками сбора в соответствии с п.п. «в» п. 267.1.2 НКУ (о мнении налоговиков см. на с. 20, строка 3). В общем же, изменений в этой части в сравнении с Законом о патентовании не произошло.

 

Порядок и сроки уплаты сбора

Во время приобретения торгового патента плательщик должен внести сумму сбора за один месяц или квартал (для сферы развлечений). На нее в дальнейшем уменьшается сумма сбора, которую плательщик должен уплатить в последний месяц/квартал действия патента. Таким образом, как и при Законе о патентовании, перед получением патента следует уплатить сумму сбора за два периода (за первый и последний).

Плательщик сбора может совершить уплату сбора авансовым взносом до конца календарного года (п.п. 267.5.4 НКУ). В Законе о патентовании позволялось осуществлять оплату торговых патентов за более длительный промежуток времени.

 

Не лишним будет напомнить, что ранее были предусмотрены некоторые особенности приобретения торговых патентов, если такое приобретение не совпадает с первым числом отчетного периода. Для таких случаев п. 13 Положения № 1077* предусматривал следующий порядок:

— если плата за патент вносится до 15-го числа месяца (15-го числа последнего месяца квартала), то ее размер за первый отчетный период определяется пропорционально количеству календарных дней месяца/квартала от дня приобретения патента;

— если плата за патент вносится после 15-го числа месяца (15-го числа последнего месяца квартала), то ее размер также определяется пропорционально, и кроме того, лицо сразу же должно осуществить оплату патента за следующий отчетный период.

* Утратило силу согласно Постановлению КМУ от 27.12.2010 г. № 1236. — Примеч. ред.

В НКУ данный порядок не предусмотрен. Но и до этого он был представлен не в Законе о патентовании, а в подзаконном Положении № 1077.

Если сумма сбора не будет уплачена вовремя, то она превращается в налоговый долг. Но последнее и так очевидно, ведь сбор за патенты включен в налоговую систему Украины.

Для большей наглядности представим информацию о месте и сроках уплаты сбора во вспомогательной таблице.

 

Порядок и сроки уплаты сбора в разрезе патентуемых видов деятельности

№ п/п

Вид деятельности

Место уплаты

Сроки уплаты

1

Торговая деятельность

«Обычная» торговля (кроме передвижной торговой сети)

По местонахождению пункта продажи товаров

Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу

Торговля с помощью передвижной торговой сети

По месту регистрации плательщиков

Торговля на ярмарках, выставках-продажах и других краткосрочных мероприятиях, связанных с демонстрацией и продажей товаров

По месту осуществления такой деятельности

Не позднее чем за один день до начала осуществления такой деятельности

2

Торговля валютными ценностями

По местонахождению пункта обмена иностранной валюты

Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу

3

Предоставление платных услуг

По местонахождению пункта продажи товаров или пункта предоставления платных услуг

Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу

4

Деятельность в сфере развлечений

По местонахождению пункта предоставления услуг в сфере развлечений

Ежеквартально не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному кварталу

Как видим, для торговли валютными ценностями НКУ предусмотрено изменение сроков уплаты в сторону их сужения. Так, вместо ежеквартальной уплаты согласно действующему законодательству, в НКУ предусмотрена ежемесячная уплата.

 

Ставки сбора

Как уже отмечалось, данный сбор имеет статус местного, что предоставляет местным советам значительные полномочия по регулированию его взимания. В соответствии с п.п. 267.3.1 НКУ ставки сбора устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами из расчета на календарный месяц в соответствующем размере от минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года (на 1 января 2011 года минимальная заработная плата составляет 941 грн.).

При определении конкретного размера ставки учитываются местонахождение пункта продажи товаров (пункта предоставления платных услуг) и ассортимента товаров (вида платных услуг). Местные советы не могут устанавливать ставки данного сбора произвольно, а должны руководствоваться максимальным и минимальным пределами, определенными п. 267.3 НКУ. В соответствии с п.п. 267.3.9 НКУ ставки сбора подлежат округлению (меньше 50 коп. отбрасывается, больше — округляется до 1 грн.).

Как предусмотрено п. 5 раздела XIX «Заключительные положения», органы местного самоуправления должны обеспечить в месячный срок со дня вступления в силу НКУ принятие решений по установлению местных налогов и сборов, в том числе сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. В случае неустановления — сборы уплачиваются по минимальным ставкам. В настоящее время актуален вопрос, по каким ставкам следовало уплачивать сбор за февраль, если орган местного самоуправления все же успел принять соответствующее решение* в указанные сроки. На наш взгляд, если решение органа местного самоуправления вступило в силу после 15 января (то есть уже после наступления сроков уплаты сбора), то уплачивать сбор за февраль следовало по минимальным ставкам. В противном случае следовало использовать ставки, принятые органом местного самоуправления. В то же время налоговики против такого подхода, настаивая, что если вступление в силу решения произошло в пределах января (вне зависимости от числа), то оплата за февраль должна была производиться уже с учетом установленных таким решением ставок (см. Единую базу налоговых знаний).

* При этом вступление в силу такого решения не может произойти раньше даты опубликования (п. 5 ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР).

Для более удобного представления границ для установления ставок сбора построим вспомогательную таблицу.

 

Ставки сбора в разрезе видов деятельности

№ п/п

Вид (особенности) деятельности

Пределы установления ставок сбора

часть от размера минимальной зарплаты

грн.

1

2

3

4

1

Осуществление торговой деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг (за месяц):

1.1

На территории г. Киева и областных центров

0,08 — 0,4

75 — 376

1.2

На территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров

0,04 — 0,2

38 — 188

1.3

На территории других населенных пунктов

до 0,1

до 94

1.4

Торговая деятельность нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом на стационарных, малогабаритных и передвижных автозаправочных станциях, заправочных пунктах

0,08 — 0,4

75 — 376

Кроме того, если пункт продажи товаров (предоставления услуг) находится в курортной местности или на территории, прилегающей к таможне, других пунктов перемещения через таможенную границу, органы местного самоуправления могут принять решение об увеличении ставки сбора, но не более 0,4 размера минимальной заработной платы.

2

Осуществление торговой деятельности валютными ценностями (за месяц)

1,2

1129

3

Осуществление деятельности в сфере развлечений (за квартал):

3.1

Для использования игорного автомата (игорного автомата «кран-машина»; игорного автомата, на котором проводятся детские игры другого игорного автомата, предназначенного для проведения платных игр)

1

941

3.2

Для использования игорных желобов (дорожек) кегельбана, боулинга, которые водятся в действие при помощи жетона, монеты или без них

2 (за каждый игорный желоб или дорожку)

1882

3.3

Для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие при помощи жетона, монеты или без них (кроме столов для бильярда, которые используются для спортивных любительских соревнований

1 (за каждый стол)

941

3.4

Для проведения других платных развлекательных игр

1 (за каждое отдельное игорное место)

941

4

Осуществление торговой деятельности с приобретением льготного торгового патента (за год)

0,05

47

5

Осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента (за 1 день)

0,02

19

 

Порядок получения и возврата торгового патента

Субъект хозяйствования, решивший осуществлять патентуемую деятельность, должен подать в орган налоговой службы по месту уплаты сбора заявку на приобретение торгового патента. Корректно оформленная заявка является основанием для приобретения торгового патента. Устанавливать какие-либо дополнительные условия для приобретения торговых патентов запрещено.

Заявка должна содержать следующую информацию:

— наименование субъекта хозяйствования и код ЕГРПОУ для юридических лиц, фамилия, имя, отчество субъекта хозяйствования, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов для физических лиц;

— юридический адрес (местонахождение) субъекта хозяйствования, а в случае если патент приобретается для обособленного подразделения — местонахождение такого подразделения в соответствии с документом, который подтверждает право собственности (аренды);

— вид предпринимательской деятельности, для осуществления которой приобретается торговый патент;

— наименование документа о полной или частичной уплате сбора;

— название и фактический адрес (местонахождение) пункта продажи товаров, пункта предоставления платных услуг, пункта обмена иностранной валюты, игорного места, обозначение «выездная торговля»;

— название, дата, номер документа, который подтверждает право собственности (аренды);

— период, на который приобретается торговый патент.

Несложно заметить, что НКУ установлен более широкий перечень необходимых сведений по сравнению с Законом о патентовании, приближаясь по объему к сведениям в соответствии с формой заявки, приведенной в приложении к Положению № 1077. В то же время из перечня сведений убраны реквизиты документов, подтверждающих разрешение на размещение пунктов торговли, обменных пунктов и т. д.

Кроме того, НКУ предусмотрено, что указанные в заявке сведения будут сверяться либо с оригиналами, либо с нотариально заверенными копиями документов, на основании которых заполнена заявка. Ранее сверка предусматривала наличие лишь оригиналов документов (п. 11 Положения № 1077).

Выдача торгового патента будет осуществляться аналогично действующему порядку. В соответствии с п.п. 267.4.3 НКУ торговый патент выдается лично под роспись физическому лицу — предпринимателю или лицу, уполномоченному на это юридическим лицом. Срок выдачи торгового патента составляет 3 дня от дня подачи заявки и днем приобретения считается указанная в нем дата. При этом следует отметить, что ни оригиналы, ни их заверенные копии на период сверки в органе налоговой службы не остаются. Сама сверка осуществляется в момент подачи заявки. Если сведения не подтверждаются или приведены не в полном объеме, орган налоговой службы имеет право отказать в выдаче торгового патента.

Как и раньше, бланк торгового патента является документом строгой отчетности. В соответствии с п.п. 267.4.4 в случае его порчи или утраты плательщику сбора должен выдаваться дубликат (в порядке, представленном выше).

В разрезе видов деятельности НКУ предусмотрены такие особенности приобретения торговых патентов:

 

Особенности получения торговых патентов в разрезе видов деятельности

№ п/п

Вид деятельности

Особенности получения торговых патентов

1

— Торговая деятельность;
 — деятельность по предоставлению платных услуг;
 — деятельность по торговле валютными ценностями

— для каждого обособленного подразделения, который не является плательщиком налога на прибыль, торговые патенты приобретаются субъектами хозяйствования по месту регистрации такого обособленного подразделения;
 — отдельно для каждого пункта продажи товаров*, пункта предоставления платных услуг, пункта обмена иностранной валюты

2

Проведение ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров

— приобретается краткосрочный торговый патент

3

Деятельность в сфере развлечений

— торговый патент приобретается для каждого отдельного игорного места;
 — если отдельное игорное место имеет несколько независимых игорных мест, торговый патент приобретается отдельно для каждого из них

* Это же касается и передвижной торговой сети — т. е. для каждого передвижного пункта продажи товаров.

 

Также рассмотрим порядок возврата торговых патентов, приведенный в п.п. 267.7.5 НКУ. В соответствии с указанным пунктом субъект хозяйствования, который прекратил патентуемую деятельность, должен до 15 числа месяца, предшествующего отчетному, письменно известить об этом орган налоговой службы. При этом торговый патент подлежит возврату в орган налоговой службы, который его выдал, а субъекту хозяйствования возвращается чрезмерно уплаченная сумма сбора.

И больше о порядке возврата торгового патента в НКУ нет ни слова. В то же время не лишним было бы отметить, в какие сроки должны подавать заявление плательщики сбора, для которых установлен квартальный период. Несмотря на то что в Кодексе это не указано, мы считаем, что такие плательщики сбора должны известить органы налоговой службы до 15 числа месяца, предшествующему отчетному кварталу.

 

Порядок использования торгового патента

В соответствии с НКУ оригинал либо нотариально заверенная копия торгового патента должен размещаться в таких местах:

— на фронтальной витрине магазина, а при ее отсутствии — возле регистратора расчетных операций;

— на фронтальной витрине малой архитектурной формы (например, торгового автомата);

— на табличке в автомагазинах, на развозках и других видах передвижной торговой сети, а также на лотках, прилавках и других видах торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности местах;

— в пунктах обмена иностранной валюты;

— в помещениях для предоставления платных услуг, а также в помещениях, в которых проводятся развлекательные игры.

Торговый патент должен быть открытым и доступным для осмотра.

Как наверное заметили читатели, в НКУ прямо прописана возможность размещения нотариально заверенной копии торгового патента. Действующая до 2011 года нормативно-правовая база о такой возможности умалчивала, хотя контролирующие органы не считали нарушением размещение заверенной копии торгового патента при наличии его оригинала (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 63, с. 21).

В соответствии с п.п. 267.6.3 НКУ если в указанных выше местах была размещена заверенная копия торгового патента, то его оригинал все равно должен храниться у ответственного лица субъекта хозяйствования или ответственного лица обособленного подразделения, которое обязано предоставлять его для осмотра уполномоченным законом лицам.

Теперь несколько слов о территории, на которую распространяется действие торговых патентов. В общем случае, торговый патент действует лишь на той территории, на которую распространяются полномочия органа, осуществившего регистрацию субъекта хозяйствования или по местонахождению обособленного подразделения. Исключение составляет торговый патент для осуществления торговли с использованием передвижной торговой сети (автомагазины, развозки и т. д.) — такие торговые патенты действуют на всей территории Украины.

Кроме того, как и ранее, передавать торговый патент другому субъекту хозяйствования или другому обособленному подразделению такого субъекта запрещено (п.п. 267.6.5 НКУ). В принципе, данный вывод логичен и без отдельного упоминания, но особая конкретизация в налоговом законодательстве никогда не бывает лишней.

 

Срок действия торговых патентов

Для наглядного представления сроков действия торговых патентов наиболее удобно воспользоваться таблицей.

 

Сроки действия торговых патентов

№ п/п

Вид деятельности

Срок действия торгового патента

1

Торговый и льготный патент (кроме краткосрочного и торгового патента на осуществление деятельности в сфере развлечений)

60 календарных месяцев
(раньше было 12 календарных месяцев)

2

Краткосрочный патент

От 1 до 15 календарных дней

3

Торговый патент на осуществление деятельности с сфере развлечений

8 календарных кварталов

 

Санкции за нарушения в сфере патентования

Для начала следует отметить, что согласно ст. 2 подраздела 7 раздела ХХ НКУ субъекты хозяйствования, получившие торговые патенты в соответствии с Законом о патентовании, несут ответственность за порядок их использования и внесения платы за них в порядке, установленном НКУ, а именно ст. 125.

Теперь перейдем к санкциям.

 

Финансовые санкции за нарушения в сфере патентования

№ п/п

Нарушение

Размер финансовой санкции

1

Нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного пп. 267.6.1 — 267.6.3 НКУ (например, в предусмотренном месте отсутствует оригинал и/или заверенная копия)

Сумма сбора за один календарный месяц, а для деятельности в сфере развлечений — в сумме сбора за один квартал

2

— осуществление патентуемой деятельности без приобретения торгового патента;
— нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НКУ (т. е. в части территории, на которой распространяется действие торгового патента)

Двойной размер сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее его двойного размера за один месяц

3

Осуществление реализации товаров, определенных п. 267.2 НКУ (т. е. товаров, для реализации которых приобретается льготный торговый патент), без получения льготного торгового патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НКУ

Пятикратный размер сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее его пятикратного размера за год

4

За осуществление торговой деятельности без приобретения краткосрочного торгового патента или с нарушением порядка его приобретения и использования, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НКУ

Двойной размер сбора за весь период такой деятельности

5

Осуществление деятельности в сфере развлечений, предусмотренной ст. 267 НКУ, без получения торгового патента или с нарушением порядка его использования, предусмотренного пп. 267.6.4 и 267.6.5 НКУ

Восьмикратный размер сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее восьмикратного его размера за один квартал

6

Неуплата (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, выделенных в п.п. 267.1.1 НКУ, в порядке и в сроки, определенные Кодексом

50 % от соответствующей ставки сбора, установленных ст. 267 НКУ

Кроме того, в части санкций стоит отметить, что в случае, если плательщик сбора не внесет полагающуюся сумму в необходимый срок, действие торгового патента аннулируется с первого числа месяца, который наступает за месяцем неуплаты (п.п. 267.7.4 НКУ).

 

Кроме того, на руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций согласно ст. 1632 Кодекса административных правонарушений Украины по-прежнему может быть наложен штраф от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за указанное правонарушение, — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.).

Данная статья поможет ответить на большинство вопросов, связанных с взиманием сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. В то же время очевидно, что практика реализации положений НКУ создаст огромное число более специфических и сложных вопросов, на которые наша редакция будет отвечать уже по мере их поступления. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)