616 0

Встречные сверки: основные правила

02.04.11
Встречные сверки стали нововведением НКУ, требующим особого внимания, поскольку налоговые органы, как это видно уже сейчас, будут стараться воспользоваться тем, что играют на незнакомом для налогоплательщика поле. Приведем основные правила, о которых следует помнить. 

Встречная сверка как способ получения информации

Встречная сверка представляет собой «сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений между плательщиками налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика».

Встречные сверки не являются проверками, а это значит, что на них не распространяются требования и ограничения, предусмотренные НКУ в части проведения проверок. Но информация, полученная в ходе таких встречных сверок, в последующем может послужить основанием для внеплановой проверки.

Встречная сверка представлена как один из способов получения налоговыми органами информации, необходимой для выполнения ими своих функций по контролю за соблюдением налогового и неналогового законодательства.

Следует сказать, что каких-либо ограничений по кругу тех вопросов, по которым могут проводиться встречные сверки, НКУ не устанавливает. Условно говоря, это могут быть как вопросы своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, так и вопросы соблюдения законодательства в сфере проведения расчетных и кассовых операций, производства и оборота подакцизных товаров и др. Однако, учитывая, что анализ документов — это все же способ проверки преимущественно налоговых вопросов, вряд ли предметом встречной сверки станут вопросы применения расчетных и кассовых операций, соблюдения законодательства о патентовании и лицензировании и т. п.

 

Порядок проведения встречных сверок

Порядок проведения сверок (см. на с. 38), как это и было предусмотрено НКУ, установил Кабмин. Каков общий алгоритм проведения встречной сверки?

Согласно п. 2 Порядка проведения сверок необходимость в осуществлении этого контрольного мероприятия возникает в том случае, если:

1) во время проверки другого налогоплательщика у налогового органа возникли сомнения в отношении факта осуществления тех или иных операций;

2) существуют противоречия задекларированных в декларациях по НДС показателей налогового кредита и налоговых обязательств.

При возникновении одного из указанных обстоятельств орган государственной налоговой службы (инициатор), который проводил проверку и выявил одно из приведенных выше обстоятельств, направляет в налоговую, на учете в которой находится субъект хозяйствования, запрос о проведении встречной сверки для подтверждения полученных в ходе проверки данных. Если такой субъект хозяйствования пребывает на учете в той же налоговой, что и налогоплательщик, в отношении которого проводится проверка, или они находятся в пределах одного населенного пункта, встречная сверка проводится тем же налоговым органом, что и проверка, в ходе которой возникла необходимость в сопоставлении данных.

Налоговый орган, проводящий встречную сверку, в ее рамках называется исполнителем. При наличии информации, для получения которой направлен запрос инициатором, и ее документального подтверждения, он составляет справку и передает ее налоговому органу — инициатору встречной сверки.

Как указано в Порядке проведения сверок, в случае отсутствия запрашиваемой инициатором информации исполнитель направляет заверенный печатью запрос о предоставлении информации и ее документальном подтверждении субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования либо его законному или уполномоченному представителю под расписку. Срок предоставления ответа на такой запрос — один месяц.

Однако на практике такое полномочие налоговых органов вылилось в то, что налогоплательщики получают запросы с требованиями предоставить чрезвычайно широкий перечень документов, что, по нашему мнению, противоречит изначальной идее встречных сверок, которые не имеют статуса проверок. Так, из самого определения встречной сверки следует, что запрашиваться должна исключительно та информация, которая напрямую касается той или иной операции, факт осуществления которой между субъектами хозяйствования есть необходимость подтвердить либо опровергнуть.

Более того, вполне возможно, что изначально в замыслах законодателя и не было предоставлять налоговым органам возможность требовать информацию и ее документальное подтверждение от налогоплательщиков в рамках встречных сверок, поскольку такие полномочия уже слишком приближаются к документальной невыездной проверке. К тому же абзац третий п. 73.3 НКУ приводит исключительный перечень оснований, по которым налоговый орган может обратиться к налогоплательщику с письменным запросом о предоставлении информации. Это:

1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Данное основание, как мы понимаем, для направления запроса в ходе встречной сверки использовано быть не может, поскольку речь идет о подозрениях в отношении другого налогоплательщика, а не того субъекта, который выступает адресатом запроса;

2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок.

Это основание, по понятным причинам, также не подходит;

3) в других случаях, определенных НКУ.

Как видим, случаи, при которых налоговый орган может направить налогоплательщику запрос о предоставлении информации, должны быть предусмотрены Кодексом, а не подзаконными актами. НКУ же сознательно выделяет встречные сверки в самостоятельный способ получения информации, параллельный направлениям запросов и регулярному получению информации от налогоплательщиков путем сдачи ими предусмотренной законодательством отчетности. Это, на наш взгляд, также свидетельствует о том, что у законодателя не было намерений предоставлять налоговым органам полномочие направлять информационные запросы в ходе встречных сверок. Однако это, к сожалению, сделал Кабмин. И пока Порядок проведения сверок в этой части будет оставаться действующим, налогоплательщикам, не имеющим желания вступать в судебные споры, все же лучше отвечать на поступающие от налоговых органов запросы.

Другое дело, что содержание таких ответов может быть разным. Вовсе необязательно предоставлять налоговому органу абсолютно все документы из того широкого перечня, который он может привести в запросе. Указав на то, что связь с устанавливаемым в ходе встречной сверки фактом имеют лишь определенные документы, налогоплательщик может ограничиться предоставлением только копий таких документов.

 

Отказ от предоставления документов в ходе встречной сверки

Следует сказать, что НКУ не указывает, какими могут быть последствия проведения встречной сверки для налогоплательщика, у которого запрашивалась информация. По нашему мнению, в случае отказа такого субъекта предоставить запрашиваемые документы, сам по себе такой отказ основанием для проведения внеплановой проверки не является.

Дело в том, что основанием для внеплановой проверки является выявление по результатам проверок других налогоплательщиков фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях субъектом хозяйствования налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, но только при условии, что налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

При встречной же сверке говорится не о нарушениях со стороны налогоплательщика, которому направляется запрос, а о возможных нарушениях со стороны субъекта, в отношении которого уже проводится проверка. Кроме того, срок предоставления ответа на запрос в ходе встречной сверки — 30 дней, вместо указанных в приведенном основании 10 рабочих.

Другое дело, что непредоставление документов может быть расценено налоговиками как «выявленный в ходе проверки других налогоплательщиков факт, свидетельствующий о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства». Вот тогда налоговый орган должен направить запрос с требованием предоставить пояснения и их документальные подтверждения в течение 10 рабочих дней и уже отсутствие ответа на такой запрос будет основанием для проведения внеплановой проверки.

Но думаем, есть иная угроза. Налоговый орган отказ от предоставления документов, запрашиваемых в ходе встречной сверки, может попытаться квалифицировать как непредоставление налогоплательщиком контролирующим органам копий документов при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, с применением штрафа в размере 510 грн., а при повторном в течение года нарушении — 1020 грн. (п. 121.1 НКУ).

 

Оформление результатов встречной сверки

По результатам сверки составляется справка, которая, если цитировать абзац четвертый п. 73.5 ст. 73 НКУ, в десятидневный срок предоставляется субъекту хозяйствования, отсчитывать который, как можно предположить, следует со дня окончания сверки.

Справка подписывается субъектом хозяйствования (законным или уполномоченным представителем) и должностными лицами органа государственной налоговой службы и лично вручается субъекту хозяйствования или его законному либо уполномоченному представителю под расписку или направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении.

Налоговый орган может проводить встречные сверки за период, превышающий три года, но с учетом предусмотренных п. 44.3 НКУ сроков хранения документов. При этом сами налоговики настаивают на том, что если на момент получения запроса от налогового органа документы еще не уничтожены (не переданы в архив), налогоплательщик обязан выполнить запрос; если документы уничтожены (переданы в архив), на запрос налогового органа налогоплательщик обязан предоставить акт об уничтожении документов (справку (акт) о передаче документов в архив). 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)