816 0

Финансовый мониторинг в строительстве: есть ли?

07.05.11
Почти 9 лет прошло с момента принятия Закона о финмониторинге. Сегодня уже не так режет слух словосочетание «финансовый мониторинг», хотя сказать о том, что эти слова никого не пугают, все же нельзя. Итак, сделаем попытку разобраться, что же такое отмывание денег, финансовый мониторинг и какая связь может существовать у всего этого с рынком недвижимости и строительной деятельностью в частности.

Анна Яковлева, консультант,

Наталья Петрова, консультант

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о финмониторинге — Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2002 г. № 249.

Приказ № 265 — приказ Госфинмониторинга «Об утверждении Типологий легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, через рынок недвижимого имущества» от 19.12.2008 г. № 265.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

Постановление № 100 — постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственном комитете финансового мониторинга Украины» от 31.01.2007 г. № 100.

Постановление № 765 — постановление КМУ «О порядке определения стран (территорий), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма» от 25.08.2010 г. № 765.

Закон № 2346 — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

 

Сразу стоит отметить, что с 21.08.2010 г. в Украине действует уже вторая редакция Закона о финмониторинге. Кроме того, существует множество нормативно-правовых актов, касающихся борьбы с отмыванием денежных средств, которые изданы КМУ, Государственным комитетом финансового мониторинга (Госфинмониторинг), а также другими субъектами государственного финансового мониторинга, среди которых Национальный банк Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регулированию рынков ценных финансовых услуг Украины и т. д.

Итак, согласно п.п. 5 п. 1 ст. 1 Закона о финмониторинге:


финансовый мониторинг — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, включающих проведение государственного финансового мониторинга и первичного финансового мониторинга


 

Как видно из определения самого термина, финансовый мониторинг бывает государственный и первичный в зависимости от органов, которыми он осуществляется.

 


государственный финансовый мониторинг — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами государственного финансового мониторинга, направленных на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

первичный финансовый мониторинг — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, направленных на выполнение требований Закона о финмониторинге, включающих проведение обязательного и внутреннего финансового мониторинга.


 

Что касается государственного финмониторинга, то согласно п. 3 ст. 5 Закона о финмониторинге его субъектами являются госорганы1:

— Национальный банк Украины;

— Министерство финансов;

— Министерство юстиции;

— Министерство инфраструктуры;

— Министерство экономического развития и торговли;

— Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

— Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины;

— Госфинмониторинг, который является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга и деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

1 В статье мы привели актуальные названия государственных органов согласно административной реформе 2011 года, хотя в Законе о финмониторинге фигурируют их старые названия. Просто законодательные акты в соответствие пока не приведены.

К субъектам первичного финансового мониторинга относятся:

1) банки, страховщики (перестраховщики);

2) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения2;

3) товарные, фондовые и другие биржи;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг (торговцы ценными бумагами, хранители, депозитарии ценных бумаг, регистраторы, фондовые биржи и т. п.);

5) компании по управлению активами;

6) операторы почтовой связи, другие учреждения, осуществляющие финансовые операции по переводу средств;

7) филиалы либо представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;

8) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги;

9) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

2 Эквайринговое учреждение (эквайр) — юридическое лицо, осуществляющее эквайринг.

Эквайринг — деятельность по технологическому, информационному обслуживанию торговцев и выполнению расчетов с ними по операциям, осуществленным с применением специальных платежных средств.

Клиринговое учреждение — юридическое лицо, которое по результатам проведенного им клиринга формирует клиринговые требования и предоставляет информационные услуги.

Клиринг — механизм, включающий сбор, сортировку, реконсилляцию и проведение взаимозачета встречных требований участников платежной системы, а также исчисление по каждому из них суммарного сальдо за определенный период времени между общими объемами требований и обязательств.

Кроме деления на государственный и первичный, в зависимости от вида осуществляемых операций финансовый мониторинг делится на внутренний и обязательный:

 


Закон о финмониторинге (п. 9 ст. 1)

обязательный финансовый мониторинг — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, по выявлению финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу в соответствии со ст. 15 Закона № 249, идентификации участников таких операций и изучению их деятельности, ведению учета этих операций и сведений об их участниках, обязательной отчетности о них Госфинмониторингу, а также предоставлению дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, которые стали объектом финансового мониторинга со стороны этого органа;

 

Закон о финмониторинге (п. 10 ст. 1)

внутренний финансовый мониторинг — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, по выявлению финансовых операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу в соответствии со ст. 16 Закона № 249, с применением подхода, который основывается на проведении оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; ведению учета таких операций и сведений об их участниках; представлению информации Специально уполномоченному органу об операциях, имеющих высокую степень риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, ставших объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа


 

Необходимо отметить, что прямо об операциях на рынке недвижимости и мероприятиях финансового мониторинга идет речь в ст. 8 Закона о финмониторинге. Положения этой статьи гласят, в частности, что:

во-первых, «выполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается адвокатами, нотариусами, лицами, предоставляющими юридические услуги, аудиторами, аудиторскими фирмами, физическими лицами — предпринимателями, предоставляющими услуги по бухгалтерскому учету, если они принимают участие в подготовке и осуществлении сделки по: купле-продаже недвижимости...»;

во-вторых, «выполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами предпринимательской деятельности, предоставляющими посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, при подготовке и осуществлении сделок по купле-продаже недвижимости, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400000 гривень либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400000 гривень».

Кроме того, Законом о финмониторинге предусмотрены перечни операций, подлежащих финансовому мониторингу, в которые операции с недвижимостью, финансированием строительства не только могут попасть, а, как показала практика и схемы легализации денежных средств, полученных преступных путем, попадают обязательно.

Итак, перечни операций:

 

Операции, подлежащие обязательному
финансовому мониторингу

Операции, подлежащие внутреннему
финансовому мониторингу

1

2

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она осуществляется, равна или превышает 150000 гривень либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150000 гривень, и имеет один или более таких признаков:

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более таких признаков либо содержит другие риски:

1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, отнесенной Кабинетом Министров к перечню оффшорных зон;

1) запутанный или необычный характер финансовой операции либо совокупности связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла либо очевидной законной цели;

2) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

2) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента

3) зачисление или перевод средств, предоставление либо получение кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, либо одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанной выше стране (территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с постановлением № 765 на основании заключений международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит обнародованию;

3) выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга либо идентификации (в частности, две или более финансовых операции, которые осуществляются клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает сумму, определенную частью первой ст. 15 Закона о финмониторинге;

4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;

5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица — предпринимателя либо списание средств с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет либо списание наличных с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя в случае, если операции по указанному счету не осуществлялись со дня его открытия;

В случае если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания считать, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, внутренний финансовый мониторинг осуществляется также относительно других финансовых операций, в уточнении которых возникла необходимость.

Внутреннему финансовому мониторингу также подлежат операции в соответствии с типологией международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма

6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);

7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;

9) проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом либо индоссаментом на предъявителя;

10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;

11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;

12) получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);

13) проведение страховой выплаты или страхового возмещения;

14) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, который не предусматривает фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

15) предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает сумму, определенную частью первой ст. 15 Закона о финмониторинге

 

Схемы отмывания денег через строительные аферы

Приказом № 265 Госфинмониторинг утвердил Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, через рынок недвижимого имущества, в которых второй раздел посвящен схемам отмывания денежных средств с помощью строительных афер.

Так, в частности, Госфинмониторинг сообщает, что обычно мошенники действуют по следующим схемам.

Компания получает земельный участок в пользование и имитирует начало работ. В это время проводится рекламная кампания с предложением покупать квартиры в новостройке, цена квадратного метра на которые ниже средней рыночной. Средства граждан, полученные от таких продаж, как правило, используются с целью личного обогащения руководителей компании, но никак не для строительства дома. Когда уже собрана определенная сумма, строительная компания просто исчезает.

Один из вариантов реализации этой схемы — это использование организаций-соинвесторов. Например, фирма заключает договоры с организациями-соинвесторами, по которым от их имени и за их же счет привлекает средства граждан; а также договоры с организацией-застройщиком о вложении средств сразу в несколько объектов. Найдя пайщиков и собрав с них средства, фирма исчезает, таким образом «кидая» как застройщика, так и пайщиков.

Также в таких схемах часто используются целевые облигации.

Суть схемы заключается в том, что в обмен на вложенные в строительство средства инвесторы получают ценные бумаги. Интересы покупателей квартир, покупающих на этапе строительства целевые облигации, вроде бы защищены, поскольку каждый выпуск облигаций регистрируется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Однако, как свидетельствует практика, вернуть средства по таким ценным бумагам могут лишь единицы.

 

Пример 1. АО «А» выступало заказчиком строительства жилого многоэтажного дома в г. Киеве. Средства в сумме почти 2 млн грн. ($400 тыс.), полученные от физических лиц — инвесторов строительства, генеральный директор указанного АО, злоупотребляя служебным положением, фактически присвоил. По этому уголовному делу были установлены 54 потерпевших.

Как следствие, в отношении генерального директора указанного АО было возбуждено уголовное дело. В апреле 2010 года генеральному директору было выдвинуто обвинение в совершении преступления, санкции за которое предусматривают до 12 лет лишения свободы. По решению суда в порядке меры пресечения для обвиняемого была избрана подписка о невыезде, но он не являлся на вызовы следователя, поэтому в конце августа 2010 года был официально объявлен в розыск.

 

Пример 2. В городе Киеве функционировало частное предприятие, которое в течение двух лет собирало у инвесторов средства на строительство жилых домов. За это время было собрано около 12 млн грн. ($2,4 млн). В итоге мошенники присвоили денежные средства инвесторов на общую сумму свыше 11,5 млн грн. ($2,3 млн).

Прокуратурой по этому факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 190 и ч. 2 ст. 364 УК (мошенничество и злоупотребление властью или служебным положением).

 

К основным группам методов, используемых для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, на рынке недвижимого имущества можно отнести:

— использование фиктивных соглашений с недвижимым имуществом;

— использование сложных займов и кредитных ресурсов;

— использование лиц нефинансовых профессий;

— манипулирование оценочной стоимостью объекта недвижимости;

— использование денежных инструментов;

— использование «технических» («мусорных») ценных бумаг;

— использование залоговых схем.

Кроме того, активно применяются схемы использования фиктивных соглашений с недвижимым имуществом. Такие схемы по большей части являются лишь частями более сложных схем и используются на первом этапе отмывания — размещении «грязных» средств, а также для придания таким средствам легального вида.

Обязательным условием реализации этой схемы является фальсификация документов по объекту соглашения.

Суть схемы такова. Средства нелегального происхождения обретают законный вид расчетов по соглашениям с недвижимым имуществом, а отмывание средств преступного происхождения происходит путем осуществления фиктивной продажи объектов недвижимого имущества.

 

Пример 3. Господин C., проживающий в Украине, получил на счет в украинском банке от предприятия — резидента Украины более 7 млн грн. ($1,4 млн) за якобы осуществленную продажу принадлежащего ему дома.

При более подробном анализе было обнаружено, что паспорт, который был предъявлен от имени господина C. как при заключении собственно соглашения купли-продажи, так и при зачислении средств, заявлен как утерянный.

Как было установлено дополнительно в Государственном реестре прав собственности на недвижимость, информация о том, что господин C. когда-либо владел или владеет недвижимостью, не найдена. Также не была найдена информация о регистрации прав собственности на купленную недвижимость резидентом Украины.

Учитывая полученную информацию об отсутствии какого-либо недвижимого имущества, принадлежащего на праве частной собственности господину C., имеются основания считать, что средства, полученные указанным лицом за проданный дом от предприятия, являются незаконно полученными.

 

Признаки мошенничества на рынке недвижимого имущества

Возможные подозрения

Инструменты

Механизмы и методы

Использование утерянных, поддельных документов, удостоверяющих личность

Безналичные переводы

Банковские счета клиентов, по которым и осуществлялись фиктивные операции с недвижимым имуществом

Происхождение капиталов, привлеченных при проведении операций с недвижимым имуществом, неизвестно

Фиктивные операции с недвижимым имуществом

Покупателем выступает юридическое лицо с незначительным периодом деятельности (как правило, такой срок не превышает трех месяцев со дня государственной регистрации)

Утерянные, поддельные документы, удостоверяющие личность

Отсутствует соглашение купли-продажи недвижимого имущества

Отсутствуют имущественные права на объект, передаваемый по соглашению купли-продажи

Информация в соглашении купли-продажи является непоследовательной или некорректной

Соглашение купли-продажи юридически недееспособно

 

Ответственность

Подводя итоги, рекомендуем всем субъектам строительной деятельности и рынка недвижимости в целом быть аккуратными и крайне бдительными. Иначе иногда, того не желая и не подозревая, можно самому оказаться участником в схеме легализации средств, полученных преступным путем. А поскольку за любую деятельность в нашей стране предусмотрено наказание, сфера финансового мониторинга — яркое тому подтверждение.

 

Суть правонарушения

Ответственность

Законодательная норма

1

2

3

Финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов или финансированию терроризма (юридические лица)

Могут быть ликвидированы по решению суда

Ст. 23 Закона
о финмониторинге

Нарушение требований по идентификации и изучению финансовой деятельности лиц

До 500 ннмдг*

Невыявление, несвоевременное выявление и нарушение порядка регистрации финансовых операций

До 800 ннмдг*

Непредоставление, несвоевременное предоставление, нарушение порядка предоставления либо предоставление недостоверной информации

До 2000 ннмдг*

Нарушение порядка приостановления финансовых операций

До 1000 ннмдг*

Повторное (в течение года) нарушение требований

До 3000 ннмдг*

Повторное аналогичное в течение одного года нарушение

Ограничение, временное прекращение действия либо аннулирование лицензии

Грубое нарушение должностным лицом субъекта первичного финансового мониторинга требований нормативно-правовых актов

Решение о временном отстранении такого должностного лица от должности

Невыполнение законных требований должностных лиц субъектов государственного финансового мониторинга, создание препятствий (должностные лица)

От 100 до 200 ннмдг*

Ст. 1669 КоАП

Нарушение требований по идентификации и изучению финансовой деятельности лица, непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации, непредоставление, несвоевременное предоставление дополнительной информации; нарушение требований по хранению документов, неуведомление о приостановлении проведения финансовой операции

На должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 100 до 200 ннмдг*

Непредоставление, несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверной информации, связанной с анализом финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, справок и копий документов

На должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 100 до 200 ннмдг*

Разглашение в любом виде информации или факта ее предоставления (получения) лицом, которому эта информация стала известна в связи с его профессиональной либо служебной деятельностью

От 300 до 500 ннмдг**

Ст. 2091 УК

Невыполнение законных требований должностных лиц субъектов государственного финансового мониторинга, создание препятствий

На должностных лиц — от 100 до 200 ннмдг**

Умышленное непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации

Штраф от 1000 до 2000 ннмдг** или ограничение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Разглашение в любом виде информации

Штраф от 2000 до 3000 ннмдг** или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

* Здесь ннмдг приравнивается к 17 грн.

** Для норм уголовного законодательства в части квалификации преступлений либо правонарушений, для которых сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. В 2011 году это 470,50 грн.

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)