1087 0

Проверки и ответственность

24.05.11

На проверку становись!

Немного, наверное, найдется людей, а в особенности руководителей предприятий, учреждений, которые бы приходили в восторг от слов «проверка», «ревизия», «аудит» и им подобных. А что уж говорить о таком наборе слов, как «обыск», «выемка», «осмотр»… Чтобы не входить в шоковое состояние при первом упоминании этих слов, попробуем в них разобраться. Глядишь, может, и не такими уж страшными на поверку окажутся все эти проверки.

Прежде чем перейти к алгоритму действий руководителя при проверке, напомним, какие основные контролирующие органы в Украине есть и которые, пусть не все, но все-таки могут нечаянно нагрянуть...

Напомним, что Указом Президента Украины от 09.12.2010 г. № 1085/2010* оптимизировано систему центральных органов власти, поэтому перечень контролирующих органов исполнительной власти в Украине приводим с учетом их реорганизации.

*Подробнее о реорганизации органов исполнительной власти в Украине читайте в статье «Операция» на государственных органах» // ВБО, 2010, № 43, с. 16.

Основные контролирующие органы в Украине

1. Государственная налоговая служба Украины.

2. Министерство финансов Украины (в том числе органы Государственной казначейской службы Украины, органы Государственной финансовой инспекции Украины (ранее — Контрольно-ревизионное управление)).

3. Пенсионный фонд Украины.

4. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

5. Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

6. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

7. Фонд социальной защиты инвалидов.

8. Министерство социальной политики Украины (в том числе Государственная инспекция по вопросам труда).

9. Министерство здравоохранения Украины (в том числе органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, Государственная служба по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками).

10. Органы прокуратуры Украины.

11. Министерство внутренних дел Украины (в том числе подразделения по борьбе с организованной преступностью, Государственная служба борьбы с экономической преступностью).

12. Служба безопасности Украины.

13. Министерство чрезвычайных ситуаций Украины.

14. Антимонопольный комитет Украины.

15. Государственная таможенная службы Украины.

16. Государственная служба статистики Украины.

17. Министерство экологии и природных ресурсов Украины (в том числе Государственная экологическая инспекция и т. п.).

18. Государственное агентство земельных ресурсов Украины.

19. Министерство инфраструктуры Украины.

20. Министерство экономического развития и торговли Украины.

21. Счетная палата Украины.

22. Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины (в том числе Государственная служба интеллектуальной собственности).

23. Национальный банк Украины.

24. Фонд государственного имущества Украины.

25. Органы местного самоуправления (в том числе инспекции по благоустройству, государственному техническому надзору, управления по вопросам имущества и т. п.).

В соответствии с действующим законом государственный надзор в Украине осуществляется путем проведения плановых и внеплановых мероприятий, к которым относятся проверки, ревизии, осмотры, обследования и другие действия. Основные виды проверок, проводимых некоторыми контролирующими, надзорными и правоохранительными органами, приведем в таблице.

Таблица

основных видов проверок, проводимых некоторыми контролирующими, надзорными и правоохранительными органами

Орган Виды проверок Нормативно-правовая база для проверок

Органы государственной налоговой службы Украины 1. Невыездные проверки. \\ 2. Выездные проверки: \\ — плановые; \\ — внеплановые; \\ — оперативные (только при контроле за порядком выполнения операций по купле-продаже иностранной валюты); \\ проводимые в рамках опертивно-розыскного процесса; \\ — проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством: \\ а) доследственные, проводимые до возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 97 УПК; \\ б) проводимые после возбуждения уголовного дела Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее — УПК), Налоговый кодекс Украины, законы «О государственной налоговой службе в Украине», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О милиции», Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984

Органы Министерства внутренних дел Украины (милиции) 1. Проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством: \\ —до возбуждения уголовного дела (доследственные проверки): \\ на основании ч. 4 ст. 97 УПК; \\ в порядке осуществления оперативно-розыскной деятельности; \\ — после возбуждения уголовного дела (проверки в порядке досудебного расследования): \\ — в порядке дознания; \\ — в порядке досудебного следствия. \\ 2. Проверки, проводимые по другим основаниям, которые предусмотрены законодательством (Законом Украины «О милиции», Кодексом Украины об административных правонарушениях и т. д.) УПК, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законы Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности»

Органы прокуратуры 1. Проводимые в порядке осуществления надзора за соблюдением и применением законов. \\ 2. Проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством: \\ — до возбуждения уголовного дела: \\ — на основании ч. 4 ст. 97 УПК; \\ — после возбуждения уголовного дела: \\ — в порядке досудебного следствия УПК, Закон Украины «О прокуратуре»

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы* — плановые проверки; \\ — внеплановые проверки: \\ — проводимые в зависимости от санитарной и эпидемической ситуации; \\ — по сообщениям предприятий, учреждений, организаций и по заявлениям граждан Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденное постановлением КМУ от 22.06.99 г. № 1109

Органы центральной исполнительной власти при Министерстве чрезвычайных ситуаций Украины 1. Проверки, проводимые при осуществлении государственного пожарного надзора: \\ — плановые (а также пожарно-технические обследования); \\ — внеплановые (а также пожарно-технические обследования) Закон Украины «О пожарной безопасности», приказ МНС Украины «Об утверждении Инструкции по организации работы органов государственного пожарного надзора» от 06.02.2006 г. № 59

2. Проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных Правил): \\ — проводимые до возбуждения уголовного дела (доследственные проверки): \\ — на основании ч. 4 ст. 97 УПК; \\ — проводимые после возбуждения уголовного дела (проверки в порядке досудебного расследования): \\ — в порядке дознания УПК, Закон Украины «О пожарной безопасности», Положение о Государственной пожарной охране, утвержденное постановлением КМУ от 26.07.94 г. № 508

Органы Государственной инспекции Украины по вопросам труда при Министерстве социальной политики Украины — плановые; \\ — внеплановые: \\ — проверка по поручению руководства Госнадзортруда; \\ — проверки по поручению правоохранительных органов; \\ — проверки по предложениям учреждений, организаций; \\ — проверки по обращениям граждан Кодекс законов о труде, Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденный приказом Минтруда от 21.03.2003 г. № 72

* Подробнее о проверках органами санитарно-эпидемиологической службы см. в статьях «О случаях проверок санблагополучия», ВБО, 2010, № 42, с. 19, и «Санкции от санстанции и как с ними бороться», ВБО, 2010, № 43, с. 19.

Не стоит также забывать и о повторных контрольных проверках (т. е. проверках выполнения предписания, вынесенного по результатам первичной (плановой либо внеплановой) проверки).

Не секрет, что наиболее серьезным испытанием становятся проверки, осуществляемые органами налоговой службы и внутренних дел. Именно с представителями этих государственных органов чаще всего приходится сталкиваться, и именно эти «столкновения» максимально опасны для должностных лиц — возбуждением уголовных дел.

О проверках, проводимых органами налоговой службы и другими контролирующими органами мы поговорим подробнее в следующих выпусках еженедельника, а сегодня больше остановимся на проверках, осуществляемых правоохранительными органами, хотя следует отметить,что во многих случаях действия в рамках уголовного процесса не могут рассматриваться как «проверки» в буквальном значении этого слова. Действующее в Украине законодательство не использует указанную терминологию применительно к деятельности органов милиции, прокуратуры и государственного пожарного надзора, однако на практике (в быту) «проверка» для описания полномочий правоохранительных органов является допустимым.

Итак, прежде всегоруководитель учреждения (организации) должен иметь в виду, что при осуществлении проверок расчет представителей контролирующих (правоохранительных) органов, как правило, делается на внезапность появления проверяющих, стресс, психологическое давление, неграмотность (правовую неосведомленность) должностных лиц проверяемого учреждения, организации.

При этом не нужно забывать, что основные задачи проверяющих:

— получить доступ к документам;

— получить объяснительные (пояснительные и т. п.) от сотрудников;

— завладеть максимумом информации за минимум времени;

— вынудить добровольно и быстро выдать документы и ТМЦ.

Исходя из вышеизложенного руководитель должен помнить о своей основной задаче и приложить максимум усилий, чтобы избежать типичных ошибок в ходе проверки контролирующими (правоохранительными) органами.

А основная задача руководителя — не выходя за рамки правового поля сделать путь «нападающей стороны» к документам и информации максимально сложным, любые решения принимать взвешенно и обдуманно. При необходимости можно даже разработать внутреннюю инструкцию по учреждению (организации) о том, как вести себя при проверках руководителю и сотрудникам учреждения (организации).

В зависимости от целей и повода «визиты»правоохранительных и проверяющих органов можно условно разделить на два вида:

1) контрольно-надзорные с целью проведения плановых и внеплановых проверок;

2) в связи с проведением следственных действий (обыска и выемки) по возбужденному уголовному делу.

Контрольно-надзорные «визиты»

Основания проведения плановых и внеплановых проверок, полномочия контролирующих органов, а также права субъектов хозяйствования при проведении контрольно-надзорных мероприятий регулируются Законом Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877).

Проведение плановых проверок должно сопровождаться уведомлением субъекта хозяйствования о предстоящих мерах контроля не позднее чем за 10 дней, в противном случае Закон № 877 прямо предусматривает право субъекта хозяйствования не допустить сотрудников контролирующего органа для проведения плановой проверки.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся исключительно в случаях, прямо установленных Законом № 877 (четыре основания предусмотрены в ст. 5 Закона № 877), на основании направления на проведение государственного контроля, копия которого передается субъекту хозяйствования.

Приведем некоторые основные правила, которые следует помнить руководителю при проведении в его учреждении (организации) проверки (плановой или внеплановой).

Итак, к вам пришли (дошли) с проверкой

1. Прежде всего необходимо проверить и переписать данные служебных удостоверений лиц, явившихся с проверкой. Также важно, чтобы о приходе проверяющих служба охраны (администратор, дежурный, секретарь) незамедлительно уведомила руководителя (или юриста). Присутствие юриста желательно обеспечить во время всей проверки.

2. Проверить основание, повод визита — направление на проверку либо постановление о проведении обыска и/или выемки (другого следственного действия) — и убедиться, что такой документ касается именно данного учреждения (организации) и на нем стоит подпись уполномоченного лица. Если будет установлено, что визит обусловлен внеплановой проверкой, следует ознакомиться с основанием и предметом такой проверки. Помните, что должностное лицо проверяющего органа обязано вручить вам копию направления на проверку.

3. На предприятии следует вести журнал регистрации проверок и предлагать проверяющим расписываться в нем. Если будет установлено, что должностные лица явились с проверкой, а не для проведения следственных действий, они обязаны это сделать по требованию представителей учреждения (организации).

Попросите проверяющих расписаться в журнале регистрации проверок — с обязательным указанием сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Однако эта обязательность не распространяется на сотрудников правоохранительных органов, поэтому их отказ от регистрации в журнале проверок не может быть основанием для недопуска к проверке.

4. Далее следует пригласить проверяющих в административное помещение для выяснения их намерений и установления конкретного перечня объектов и документов, которые они намерены проверять. Диалог с проверяющими следует строить в спокойном тоне, демонстрируя стремление содействовать в меру своих возможностей.

5. После принятия предварительного решения предложить проверяющим согласовать порядок проведения проверки, например комплект документов, дату их предоставления, дату и время совершения других действий, план сотрудничества с компетентными службами учреждения.

Затем следует организовать работу служб в соответствии с согласованным планом и порядком проверки. На этом этапе можно передать текущий контроль за проверкой компетентным работникам и осуществлять только общий контроль.

6. Желательно беседу с проверяющими вести одному лицу и организовать ее таким образом, чтобы задачи сотрудникам ставили не проверяющие органы, а сам директор (или другое лицо, которое ведет переговоры с проверяющими). Важно предупредить об этом и сотрудников. Они должны понимать и своим поведением объяснять, что предоставить тот или иной документ, осуществить то или иное действие они могут лишь по поручению руководителя.

7. При проведении проверок желательно ограничить контакты проверяющих с представителями учреждения (организации) (если того не требуют вопросы проверки).

Важно довести до сведения сотрудников: они не обязаны давать какие-либо пояснения в ходе проверки или даже проведения следственных действий, у них есть право хранить молчание.

8. В ходе проведения проверки следует выполнять законные требования проверяющих — предоставлять им те документы и информацию, которые относятся к предмету проверки. Нередко проверяющие истребуют документы, не имеющие прямого отношения к предмету проверки, что может спровоцировать конфликтную ситуацию. Старайтесь убедить их, что вы настроены на конструктивную проверку и готовы выполнить все их законные требования.

Важно помнить о том, что изымать какие-либо предметы (в частности, компьютеры, жесткие диски и т. д.) проверяющие органы не имеют права, кроме как в рамках проведения выемки (следственного действия по возбужденному уголовному делу и на основании постановления следователя или суда), в связи с чем следует объективно относиться к угрозам изъять носители информации или другое имущество.

9. Результат проверки — акт проверки. По итогам проверки проверяющие составляют акт, в котором указывают выявленные нарушения. Внимательно читайте акт проверки. Содержание нарушения, зафиксированного в акте, должно быть конкретизировано и изложено в соответствии с нормами законодательства. Незаполненные места в акте перечеркиваются значком «z».

Очень важно позаботиться, чтобы все ваши возражения, связанные с проведением проверки и ее выводами, были отражены в таких актах. Поэтому на момент подписания акта проверки руководителем учреждения (организации) или его представителем следует сделать пометку о том, что возражения будут дополнительно подготовлены и приложены к акту проверки. Или, если возражения уже готовы на отдельном документе, следует сделать ссылку в акте на такой документ и приложить его к акту. Далее необходимо проконтролировать правильность составления акта, получить копию акта, проконтролировать процесс подписания акта. Сотрудник учреждения не должен подписывать акт без разрешения руководителя. Это касается и всех остальных документов, которые дают на ознакомление и на подпись проверяющие. Работники должны выполнять требования собственника (руководителя) и действовать только с его согласия.

Если с выводами акта не согласны, то лучше подписать его с оговоркой. А вот отказ от подписи не поможет: проверяющие просто составят протокол отказа от подписи в акте.

10. По результатам проверки целесообразно создать рабочую группу, в которую войдут сотрудники подразделений учреждения (организации), отвечающие за те участки работы, которые проверялись. Цель создания рабочей группы — определить, какие действия и меры следует предпринять во избежание повторных проверок или привлечения к ответственности за несоблюдение предписаний проверяющих органов.

Следует также иметь в виду, что в случаях, когда действия проверяющих очевидно незаконны (например, они пытаются попасть на территорию с проверкой без наличия соответствующих документов), существуют так называемые «горячие линии»— телефоны, по которым можно сообщить о нарушениях со стороны проверяющих органов и потребовать поддержки или помощи (вплоть до вызова милиции).

Визиты в связи с проведением следственных действий

Остановимся на втором поводе для визита правоохранительных органов — проведении следственных действий, т. е. совокупности специальных мер, предпринимаемых следователем для расследования преступления.

Сразу отметим, что милиция имеет право проводить проверки, в том числе и активные действия по изъятию чего бы то ни было, в четырех случаях:

1) наличие уголовного дела;

2) доследственная проверка, проводимая в порядке ст. 97 УПК;

3) оперативно-розыскные мероприятия (наличие заведенного оперативно-розыскного дела);

4) в рамках процедур, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

Проверку хозяйственной деятельности учреждения, его экономическую сторону осуществляет Государственная служба по борьбе с экономической преступностью (далее — ГСБЭП), которая является в системе органов МВД подразделением, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Сотрудники ГСБЭП в соответствии с п. 5 Положения о ГСБЭП, утвержденным постановлением КМУ от 05.07.93 г. № 510, имеют право:

— беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;

— производить при участии собственника, его представителей осмотр производственных, складских и других помещений;

— изымать необходимые материалы о кредитах и финансовых операциях, материальных ценностях, а также сырье и продукцию;

— изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки;

— получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения;

— проводить проверку фактического наличия ценностей.

Но тут важно отметить, что работники ГСБЭП имеют право осуществлять вышеперечисленные действия только при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую и/или хозяйственную деятельности, и которые влекут за собой уголовную ответственность.

Чаще всего интересы предприятий, учреждений, организаций затрагивают такие виды следственных действий, как обыск и выемка.

При появлении в учреждении сотрудников правоохранительных органов (или при попытке проникнуть на территорию учреждения (организации) необходимо принимать во внимание следующее:

1) обыск и выемка могут производиться только при наличии возбужденного уголовного дела. Следует отметить, что уголовное дело необязательно должно быть возбуждено против работника вашего учреждения (организации), чаще всего в таких случаях в уголовных делах еще нет подозреваемых — они возбуждаются по факту преступления;

2) обыск и выемка могут осуществляться только при наличии постановления следователя с санкции прокурора или его заместителя либо постановления суда (если проводится обыск жилого помещения) о проведении обыска и/или выемки (ст. 177 УПК).

Однако следует отметить, что в неотложных случаях (УПК не дает расшифровку понятия «неотложные случаи», но и так понятно, что их «неотложность» будет определять следователь) обыск может быть проведен без санкции прокурора, но с последующим уведомлением прокурора в течение суток о проведенном обыске и его результатах.

Текст постановления об обыске и/или выемке следует переписать, так как следователь не обязан вручать обыскиваемому копию постановления, а обязан лишь предъявить постановление;

3) обыск и выемка (кроме неотложных случаев) могут проводиться только в дневное время;

4) обыск и выемка могут проводиться только следственными органами (УПК четко распределена компетенция четырех указанных органов досудебного следствия — расследование каких именно преступлений относится к компетенции каждого из них). Следователь может поручить проведение следственных действий органам дознания (перечень органов дознания изложен в ст. 101 УПК (11 органов);

5) при проведении обыска и выемки с целью обеспечения максимальной защиты прав учреждения (организации) крайне желательным является присутствие юриста. При проведении обыска и выемки следственные органы не обязаны обеспечивать присутствие юриста или адвоката. Вместе с тем в соответствии со ст. 181 УПК обыск и выемка проводятся в присутствии представителей учреждения (организации). Количество представителей законодательно не ограничено;

6) при обыске и/или выемке обязательно присутствие двух понятых, т. е. посторонних лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела. Значение понятых в том, что они наряду с другими участниками следственных действий расписываются в протоколе и заявляют о нарушениях, допущенных в ходе обыска и выемки. При попытке провести обыск в отсутствие понятых (либо, как это чаще всего случается, при приходе понятых вместе со следователем) необходимо обратить на это внимание следователя и настаивать на присутствии понятых (либо замене понятых, мотивируя сомнениями в их незаинтересованности). О нарушениях, связанных с понятыми, необходимо впоследствии сделать пометку в протоколе;

7) следует иметь в виду, что при обыске и выемке изыматься могут лишь предметы, имеющие значение для дела. Все изымаемые документы и предметы должны быть предъявлены понятым и перечислены в протоколе обыска или выемки или в приложенной к нему описи с указанием их названия, количества, меры, веса, материала, из которого они изготовлены, и индивидуальных признаков (ст. 186 УПК). В соответствии с п. 9 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» в случае изъятия первичных документов и регистров бухгалтерского учета должностное лицо предприятия имеет право в присутствии изымающих органов снять копии с изымаемых документов;

8) по результатам проведенных обыска и/или выемки составляется протокол, в который включаются все подробности следственного действия, заявления присутствующих лиц, длительность следственного действия, все существенные обстоятельства, опись изымаемых предметов и документов. Второй экземпляр протокола обыска или выемки, а также второй экземпляр описи вручаются лицу, у которого производился обыск или выемка.

На стадии подготовки протокола очень важно максимально подробно описать все зафиксированные вами нарушения, чтобы иметь возможность ссылаться на них при обжаловании действий следователя.

Также следует отметить, что в ходе проведения следственных действий правоохранительные органы наделены достаточно широкими полномочиями. Так, законным является запрет следователя выходить из помещения лицам, присутствующим там во время обыска и выемки, а также на общение таких лиц между собой или с другими лицами. Следователь имеет право также запретить осуществлять звонки с мобильного телефона. Проводя обыск, следователь имеет право открывать закрытые помещения, если владелец отказывается их открыть. Указанные полномочия предусмотрены в ст. 183 УПК.

Подытоживая вышеизложенное, оформим основные алгоритмы действий руководителя учреждения (организации) на случай визита проверяющих или правоохранительных органов в памятку.

О чем следует помнить?

Контрольно-надзорные проверки

Плановые Внеплановые

О проведении плановой проверки учреждение (организацию) должны уведомить за 10 дней. Если такого уведомления не было, значит, либо это внеплановая проверка, либо проверяющих можно вообще не пускать на территорию учреждения (ч. 4 ст. 5 Закона № 877). \\ Учреждению должна быть выдана копия направления на проверку (ч. 5 ст. 7 Закона № 877) Внеплановые проверки могут быть проведены лишь при наличии особых оснований, исчерпывающий перечень которых установлен Законом. И Закон дает право субъекту хозяйствования ознакомиться с таким основанием и получить копию такого документа (ч. 3 ст. 6 Закона № 877).

Четко установить для себя, какие документы и информацию необходимо предоставить, уточнять, на каком основании истребуются документы, не относящиеся к предмету проверки Внеплановые проверки имеют, как правило, узкий предмет. Необходимо контролировать соблюдение этого предмета

В ходе проверки следует фиксировать все нарушения, которые в итоге нужно отразить в акте проверки (или в дополнительном документе к нему).

Подписать акт, отразив в нем свои замечания или сделав оговорку о том, что такие замечания и возражения будут предоставлены в течение нескольких дней

У учреждения (организации) есть право вести аудио- и видеозапись проверки. Этим правом вы можете воспользоваться или сообщить проверяющим, что собираетесь им воспользоваться

Проведение следственных действий (обыск и выемка)

Следственные действия могут проводиться только при наличии возбужденного уголовного дела. Копия постановления об обыске или выемке учреждению не выдается, поэтому его необходимо переписать, при изучении обратить внимание на правильность заполнения. При изучении постановления следует обратить внимание на должность и Ф.И.О лица, подписавшего постановление, на адрес помещения, в котором постановлено проводить обыск, а также предметы (документы), которые необходимо найти/предоставить.

При проведении обыска или выемки обязательно обеспечить присутствие адвоката (или юриста).

Если сотрудника пытаются силой увести куда-нибудь, он должен требовать оформить протокол задержания.

Ни одна норма законодательства не обязывает сотрудников давать пояснения или отвечать на вопросы следственных органов, явившихся для проведения обыска или выемки. Присутствующие при обыске и выемке сотрудники могут хранить молчание, отвечая на вопросы следователя: «Я не уполномочен (не компетентен) отвечать на ваши вопросы. Обратитесь к директору (или юристу)»; «Я не владею данной информацией» и т. п.

Стоит отметить, что согласно ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность ограничены правом опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь. То есть вы не обязаны отвечать на вопросы сотрудников ГСБЭП. Если вопросы задают о вас лично, вы можете не отвечать вообще, ссылаясь на ст. 63 Конституции Украины, в соответствии с которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.

В то же время в соответствии со ст. 183 УПК должностные лица и граждане не имеют права отказываться предъявить или выдать документы или их копии или другие предметы, которые требует следователь во время обыска и выемки.

Контролировать ход обыска и выемки — внимательно следить за действиями следователя и понятых, чтобы избежать возможности подбрасывания документов или предметов.

Составлять заявления о каждом выявленном факте нарушения в ходе обыска.

Изымать документы можно только по решению суда в присутствии понятых. До решения суда оригиналы документов изымать нельзя, а можно делать только копии. Изъять же документы сотрудники ГСПЭП могут лишь в ходе таких процессуальных действий, как обыск, выемка, осмотр места происшествия.

В протоколе обыска и выемки нужно как можно подробнее отразить изымаемые предметы, а также сделать ссылку на заявления о нарушениях, которые вы прилагаете к протоколу. Контролировать составление и подписание протокола обыска и/или выемки, приложить к протоколу составленные заявления о нарушениях.

В любом случае, независимо от вида проверки, поведения проверяющих, руководитель учреждения (организации), в котором проводится обыск или выемка, должен сохранять спокойствие, не паниковать, не выдавать своего волнения, не угрожать, избегать агрессивного поведения в отношении проверяющих, сообщить о том, что вы готовы содействовать в меру своих возможностей и готовы выполнить законные требования проверяющих. Но при всем этом вы не должны сами забывать и не давать забывать «гостям», что вы в «в доме хозяин», и вся проверка проходит под вашей четкой координацией и контролем.  



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)