1428 0

Может ли гражданин перевозить товары для предпринимателя

26.05.11

Многие предприятия и предприниматели привыкли сотрудничать с физлицами-единоналожниками, в том числе заключать с ними договоры на перевозку товаров (грузов). Однако сейчас все обеспокоены тем, что суммы, выплаченные единоналожникам за товары (работы, услуги), больше нельзя включать в расходы. Это первый «минус».

Второй отрицательный момент заключается в том, что некоторые недобросовестные единоналожники с целью привлечения клиентов могут скрывать свой статус «упрощенца» и выдавать себя за предпринимателей на общей системе налогообложения. Причем, как это ни парадоксально, если налоговики обнаружат данный факт при проверке, то основное бремя штрафов ляжет не на единоналожника, а на его партнера.

В силу таких обстоятельств как юрлица, так и предприниматели на общей системе заинтересовались следующим: можно ли заключить договор на перевозку груза не с предпринимателем, а с физлицом-гражданином? И если да, то как правильно оформить такие отношения? С этими вопросами мы и разбирались в данной статье.

Документы статьи

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Постановление № 207 — постановление КМУ «Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении» от 25.02.2009 г. № 207.

Перечень № 1258 — Перечень платных бытовых услуг на осуществление деятельности, по предоставлению которых приобретается торговый патент, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1258.

Правила перевозки грузов — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Инструкция № 154 — Инструкция об использовании форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, утвержденная приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.04.2005 г. № 154.

Инструкция № 153 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 06.06.2001 г. № 153.

Инструкция № 176 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной формы товарной накладной на перевозку молочного сырья, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 01.07.2002 г. № 176.

Приказ № 99 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей» от 16.05.96 г. № 99.

Приказ № 488/346 — приказ Министерства транспорта Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346.

Постановление ВСУ № 3 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности» от 25.04.2003 г. № 3.

 

Юридические вопросы

С юридической точки зрения как у предпринимателей, так и у юрлиц есть возможность законно оформить отношения с обычным гражднином (физлицом-непредпринимателем). Для этого используются гражданско-правовые договоры. К примеру, прежде чем передать физлицу товар для перевозки, предприниматель должен заключить с ним договор на перевозку груза.

Такой договор составляется в простой письменной форме (статья 909 ГКУ) в двух аутентичных экземплярах (по одному для заказчика и перевозчика). Регистрировать и заверять его у нотариуса не нужно.

Составляя текст договора, можно воспользоваться общим образцом гражданско-правового договора, который приведен в «СД», 2011, № 3, с. 30. Однако при этом нужно учитывать, что в пункте 3.5 Правил перевозки грузов дополнительно указано, какая именно информация должна присутствовать в договорах перевозки грузов, а именно:

срок действия договора;

объемы перевозок;

— условия перевозок (режим работы по выдаче и принятию груза, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.);

стоимость перевозок и порядок расчетов;

— порядок определения рациональных маршрутов;

обязанности сторон;

ответственность сторон;

— и т. п.

 

Разрешает ли законодательство гражданам осуществлять коммерческие перевозки

Формально гражданин не имеет права систематически осуществлять самостоятельную деятельность с целью получения дохода, если он не зарегистрирован в качестве предпринимателя. При этом систематической обычно считается деятельность, при которой лицо осуществляет три и более одинаковые сделки в течение года (постановление ВСУ № 3). А значит, два раза в год физлицо может смело предоставлять услуги перевозки.

Но все-таки до конца неясно, как считать допустимые два раза: то ли по количеству заключенных договоров перевозки (что более логично), то ли по количеству оплат (ведь по сути договор можно заключить и на полгода, и даже на год, а платить по нему периодически — раз в месяц/квартал).

В итоге, если будет доказано, что физлицо осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве предпринимателя, ему может грозить админштраф по статье 164 КУоАП в размере от 340 до 680 грн. с конфискацией изготовленной продукции, сырья, средств производства или без таковой (могут даже конфисковать автомобиль).

Но давайте посмотрим, кто имеет право наложить данный штраф. Согласно статье 221 КУоАП
штраф и конфискация по
статье 164 КУоАП применяются только на основании решения суда
. Однако правом составлять протокол о нарушении и подавать в суд иск наделены совершенно разные органы, хотя из них предпринимателем могут заинтересоваться только налоговики и милиция (статья 255 КУоАП).

Что касается налоговиков, то они вряд ли станут обращаться в суд теперь, когда по договору перевозки, заключенному с гражданином, в бюджет поступает 15 % (17 %) НДФЛ со всей стоимости перевозки, тогда как по договору, заключенному с предпринимателем-единоналожником, НДФЛ вообще бы не поступал, а налоговики получали бы только единый налог в размере не больше 86 грн. в месяц (43 % от максимальной 200-гривневой ставки единого налога).

А вот у органов внутренних дел есть стимул выступать против физлица. И хотя сами они не догадаются о его деятельности, им могут в этом помочь, к примеру, работники ГАИ, те же налоговики или пенсионщики (хотя особого смысла для них в этом нет справка 1), равно как и любой другой орган или физлицо, которое сообщит в милицию о том, что гражданин занимается перевозками, но не является предпринимателем.

Поэтому сейчас нельзя однозначно сказать, может ли гражданин свободно заниматься перевозками, не будучи при этом предпринимателем. На практике работать таким образом можно сколь угодно долго, и ничего за это не будет (но лишь до тех пор, пока обстоятельства не сложатся таким образом, что этим вопросом заинтересуется милиция, — это может случиться, а может и не случиться вовсе).

 

Может ли предприниматель выступить в качестве гражданина-перевозчика

В связи с этим у предпринимателей может возникнуть и другой вопрос — а можно ли заключить договор перевозки с предпринимателем, который по такому договору будет выступать не от имени предпринимателя, а от лица гражданина? В принципе так поступить можно, но следует обратить внимание на четыре момента.

 

1. «Перевозки» указаны при госрегистрации (и в Свидетельстве единоналожника)

Если предприниматель, который хочет выступать в роли гражданина-перевозчика, при госрегистрации указал вид деятельности «перевозки», а также имеет такой вид деятельности в своем Свидетельстве единоналожника (если он единоналожник), лучше не рисковать и не заключать с ним договор перевозки как с гражданином. Смелые же заказчики могут заключить договор и с таким лицом.

 

2. «Перевозки» не указаны при госрегистрации (нет в Свидетельстве единоналожника)

Если предприниматель, который хочет выступать в роли гражданина-перевозчика, при госрегистрации не указал «перевозки» как свой вид деятельности и не имеет такой вид деятельности в своем Свидетельстве единоналожника (если он единоналожник), то с ним можно заключить договор на перевозку как с гражданином.

И похоже, что налоговики с этим спорить не собираются, поскольку на своем официальном сайте www.sta.gov.ua (в разделе «Единая база налоговых знаний») они сами разъяснили, что лицо может, помимо предпринимательской деятельности, заниматься другими видами деятельности, однако в таком случае оно выступает как гражданин и доход его облагается по правилам, установленным для граждан (непредпринимателей). Данное разъяснение налоговиков в нашей ситуации играет на руку заказчику и перевозчику, поэтому на него можно в некотором роде опираться. Но вообще-то, этот момент — один из спорных в новых налоговых реалиях.

Дело в том, что всегда считалось, что предприниматель (на общей системе налогообложения) имеет право заниматься любыми видами деятельности (не запрещенными законодательством), указав у госрегистратора лишь 5 — 6 основных видов деятельности (больше нет строк в регистрационной карточке). Поэтому доход, полученный от любой деятельности, считался предпринимательским и облагался как предпринимательский доход. Так считали и налоговики до тех пор, пока не был принят Налоговый кодекс. Теперь же данную ситуацию они толкуют иначе: если деятельность указана в регистрационной карточке предпринимателя, она  предпринимательская, в противном случае деятельность гражданина и должна облагаться по правилам, установленным для граждан.

Придерживаясь такой логики, получаем парадокс: с одной стороны, предпринимателям нельзя заниматься деятельностью, не указанной в их регистрационной карточке, чаще чем два раза в год (так же как и гражданам), но с другой — они зарегистрированы в качестве предпринимателей, поэтому не подпадают под статью 164 КУоАП, какой бы деятельностью ни занимались (кроме, разумеется, запрещенных законодательством видов деятельности). Пока что этот парадокс остается неразрешенным, хотя физлицо, будучи предпринимателем, имеет право заключать любые договоры, выступая в них в качестве гражданина. Ведь предпринимательский статус дает ему лишь дополнительные возможности, не лишая при этом обычных гражданских прав (такой вывод можно сделать из статей 26 и 50 ГКУ, а также опираясь на некоторые рассуждения из письма Минюста от 04.08.2008 г. № 7885-0-33-08).

 

3. «Перевозки» указаны при госрегистрации (но их нет в Свидетельстве единоналожника)

Если предприниматель, который хочет выступать в роли гражданина-перевозчика, при госрегистрации указал «перевозки» как свой вид деятельности, но такой вид деятельности не указан в его Свидетельстве единоналожника (если он единоналожник), то с ним можно заключить договор на перевозку как с гражданином.

Налоговики всегда считали, что доход, полученный единоналожником от деятельности, не указанной в его Свидетельстве единоналожника, является доходом гражданина (поскольку упрощенная система не может одновременно применяться с общей системой налогообложения). А это означает, что деятельность, не указанная в Свидетельстве единоналожника (даже если она упомянута в регистрационной карточке), является не предпринимательской, а деятельностью физлица-гражданина.

Кстати, сейчас ГНАУ обязала налоговиков на местах следить за тем, чтобы виды деятельности, указанные в Свидетельстве единоналожников, соответствовали тем видам деятельности, которые указаны в их регистрационных карточках.

Вместе с тем некоторые суды признавали, что при максимальной ставке единого налога единоналожник имеет право заниматься любыми видами деятельности, и все они будут предпринимательскими (мы советовали на такое мнение суда особо не полагаться) (письмо ВАСУ от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09). В данном случае, если суд признает, что единоналожник действовал в рамках предпринимательской деятельности, заказчику придется исключить из своих расходов плату за перевозку и начисленный ЕСВ. Хотя, опять же, заинтересованных в инициировании судебного разбирательства, по сути, может и не быть.

 

4. Как указать данные о перевозчике в договоре

Если договор заключается с единоналожником как с гражданином, то по тексту договора нельзя указывать реквизиты Свидетельства о госрегистрации и Свидетельства единоналожника. В таком договоре перевозчик должен указать только данные из своего паспорта и регистрационный номер учетного дела (ИНН).

 

Какие документы нужны перевозчику

О нюансах налогообложения при перевозке товара гражданином мы поговорим чуть позже. А сейчас попробуем разобраться, какие документы могут потребовать у гражданина-перевозчика работники ГАИ.

 

1. Документы на транспортное средство

Водитель обязан побеспокоиться о наличии у себя:

— прав соответствующей категории и талона к ним;

— документов на автомобиль (техпаспорта или договора аренды автомобиля, заверенного у нотариуса);

— полиса страхования гражданско-правовой ответственности водителей автотранспортных средств;

— действующего талона техосмотра (статья 48 Закона об автотранспорте, постановление № 207).

 

2. Документы на товар

Очевидно, что если речь идет о перевозке небольшого количества товаров, которые помещаются в личный легковой автомобиль водителя, то вопросы о наличии документов на товар у представителей ГАИ возникать не должны (кроме тех редких случаев, когда товар покажется им подозрительным и они попросят предъявить документы на него). В основном же физлица (граждане) имеют право перевозить в личном автомобиле любые товары для удовлетворения собственных некоммерческих нужд, не затрудняя себя обязанностью иметь документы на них (статья 16 Закона о дорожном движении). Ну а поскольку внешне отличить товар, перевозимый водителем «для себя», от товара, который перевозится им по договору «для заказчика», невозможно, в данном случае можно обойтись и без документов на товар.

Другое дело, что заказчику нужны документы, подтверждающие его право на расходы. Поэтому лучше все же выписать водителю товарно-транспортную накладную (ТТН). Ведь, во-первых, налоговики нередко запрещают включать в расходы стоимость перевозки товаров, на которые нет ТТН (к примеру, письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607). А во-вторых, и ГКУ указывает на то, что заключение договора перевозки удостоверяется наличием ТТН (часть 3 статьи 909 ГКУ).

При этом ТТН выписывается в четырех экземплярах: один экземпляр — самому себе (заказчику транспортных услуг), второй — получателю товаров, третий и четвертый — перевозчику (пункты 11.5 и 11.7 Правил перевозки грузов).

В тех же случаях, когда товары перевозятся в грузовом автомобиле, без ТТН вообще не обойтись. Причем для некоторых видов товаров используются специальные формы ТТН (табл. 1):

 

Таблица 1

Специальные формы ТТН для некоторых товаров

Товары

Форма ТТН

Ссылка на нормативно-правовой акт

Спирт этиловый

ТТН № 1-ТН /спирт/

Пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154

Высокооктановые кислородсодержащие примеси

ТТН № 1-ТН /вкд/

Пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154

Алкогольные напитки

ТТН № 1-ТН /алкогольні напої

Пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154

Хлебобулочные изделия

ТТН № 1-ТТН (хліб)

Пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 153

Молочное сырье

ТТН № 1-ТН (МС)

Пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 176

 

Что же касается путевого листа, то предприниматель вроде бы и не вправе выписывать его на чужой автомобиль (автомобиль гражданина-перевозчика). В то же время Главгосинспекция в своем письме от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69 (см. «СД», 2010, № 11, с. 5), ссылаясь на статью 16 Закона о дорожном движении, указала на то, что у водителей, которые являются предпринимателями и предоставляют услуги по перевозке грузов, должен быть путевой лист.

Кроме того, Департамент ГАИ в письме от 11.05.2010 г. № 4/1-4391 высказал мнение, что путевой лист должен быть у водителей, которые перевозят грузы на основании договоров с физлицами-предпринимателями (см. «СД», 2010, № 14, с. 10), т. е. фактически у граждан-перевозчиков. Учитывая, что Департамент ГАИ высказался за необходимость наличия у предпринимателей (их перевозчиков) путевых листов, предпринимателю во избежание лишних неприятностей лучше выписать путевой лист на автомобиль перевозчика, чем не выписать его вообще.

Форма путевого листа грузового автомобиля утверждена приказом № 488/346, но его бланк не является бланком строгой отчетности (см. «СД», 2010, № 15, с. 42).

И наконец, если предприниматель посылает гражданина получить товар у поставщика и привезти его на склад, то он должен выдать перевозчику доверенность на получение товарно-материальных ценностей. При оформлении доверенности следует ориентироваться на наличие/отсутствие у предпринимателя печати:

— в том случае, когда печать есть, можно использовать типовую форму доверенности № М-2 (утвержденную приказом № 99)
с подписью и печатью предпринимателя;

— в случае отсутствия печати доверенность лучше составлять в соответствии с требованиями статей 244 — 250 ГКУ. При этом наличие печати на доверенности для физических лиц необязательно, поэтому достаточно будет указать на ней «б. п.» и заверить подписью.

 

3. Дополнительные документы на некоторые грузы

При перевозке пищевых продуктов у водителя должна быть санитарная книжка с заключением медосмотра (пункт 12.4 Правил перевозки грузов).

В случае перевозки крупногабаритных или тяжеловесных грузов справка 2 водитель должен иметь разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное ГАИ.

Что же касается перевозки опасных грузов, то эту тему рассматривать не будем, поскольку такие перевозки подлежат лицензированию и к ним предъявляются особые требования, в силу чего обычный гражданин (непредприниматель) ими заниматься не сможет.

 

4. Лицензия и патент

В настоящий момент ни лицензия, ни патент перевозчику не нужны.

Дело в том, что с 16.11.2010 г. деятельность по перевозке грузов больше не подлежит лицензированию. Лицензия нужна перевозчику только в том случае, когда он намерен везти опасные грузы (пункт 23 части 3 статьи 9 Закона о лицензировании).

Что касается патента, то гражданин не обязан его получать, поскольку не является субъектом хозяйствования. А значит, он не может быть плательщиком сбора за осуществление определенных видов предпринимательской деятельности (проще говоря, он не обязан приобретать патент — подпункт 267.1.1 Налогового кодекса).

Кроме того, стоит заметить, что деятельность по перевозке грузов не подлежит патентованию, поэтому даже предприниматели могут заниматься перевозками без патента (Перечень № 1258).

 

Налогообложение выплат по договору

Поскольку договор планируется заключать с обычным физлицом (непредпринимателем), нужно учитывать определенные особенности налогообложения. Так, предприниматель, выплачивая гражданину вознаграждение, обязан удержать с него НДФЛ и ЕСВ, а также начислить ЕСВ за перевозчика и уплатить его за свой счет. При этом применяются следующие ставки (табл. 2):

 

Таблица 2

Ставки НДФЛ и ЕСВ при выплате вознаграждения гражданину по договору перевозки

Вид платежа

Ставка

База налогообложения

Нормативно-правовой акт

1

2

3

4

ЕСВ удерживается «снизу» справка 3

 

2,6 %

Сумма вознаграждения, указанная в договоре на перевозку

Пункт 8 статьи 8 Закона о ЕСВ

НДФЛ удерживается

15 %

Сумма вознаграждения, указанная в договорена перевозку, которая меньше или равна 9410 грн. (10-кратный размер минзарплаты, установленной законом на 01.01.2011 г.)

Пункт 167.1 Налогового кодекса

 

17 %

Сумма вознаграждения, превышающая 9410 грн. (т. е. вознаграждение, превышающее указанную сумму, будет облагаться по двум ставкам — 15 и 17 %)

 

База налогообложения не уменьшается на удержанный с гражданина ЕСВ, кроме того, к ней не применяется НСЛ (налоговая социальная льгота)

ЕСВ начисляется «сверху» справка 3

34,7 %

Сумма вознаграждения, указанная в договоре. Такой ЕСВ уплачивается в ПФ за счет заказчика транспортных услуг — одновременно с выплатой средств перевозчику

Пункт 5 статьи 8 Закона о ЕСВ

 

Рассмотрим пример.


ПРИМЕР 1

Предприниматель заключил договор перевозки с физлицом (непредпринимателем), согласно которому физлицо обязано забрать товар у поставщика и привезти его на склад предпринимателя. Вознаграждение выплачивается физлицу единовременно — после получения товара на склад. Согласно договору стоимость услуг перевозки «грязными» составляет 1000,00 грн. Как рассчитать НДФЛ и ЕСВ и сумму вознаграждения, которую следует выплатить на руки гражданину?

Рассчитаем сумму НДФЛ, которая уплачивается в бюджет, с суммы вознаграждения. Поскольку сумма вознаграждения не превышает 10-кратный размер минзарплаты, установленный законом на 1 января 2011 года (9410 грн.), то она будет облагаться по одной ставке — 15 %. Следовательно, сумма НДФЛ составит: 15 % х 1000,00 = 150,00 грн. Эта сумма удерживается с вознаграждения.

Рассчитаем сумму ЕСВ, подлежащую уплате в ПФ, с суммы вознаграждения. ЕСВ составит:

— в части удержаний: 2,6 % х 1000,00 = 26,00 грн. (эта сумма удерживается с вознаграждения);

— в части начислений: 34,7 % х 1000,00 = 347,00 грн. (эта сумма не удерживается с перевозчика, а уплачивается за счет заказчика транспортных услуг).

Таким образом, сумма вознаграждения, подлежащая выплате на руки, составит: 1000,00 - 150,00 - 26,00 = 824,00 грн.


 

Итак, мы видим, что заказчик услуг (в частности, перевозки), работая с физлицом, вынужден за свой счет уплачивать в ПФ ЕСВ за гражданина-перевозчика в размере 34,7 % от стоимости перевозки. Такой обременительной выплаты можно было бы избежать, если бы в качестве перевозчика взять предпринимателя или юрлицо (автотранспортное предприятие — АТП) справка 4.

Вместе с тем единоналожник в качестве перевозчика тоже не подходит, несмотря на то что он является предпринимателем. Отказ от сотрудничества с ним обусловлен тем, что средства, выплаченные единоналожнику, нельзя включать в расходы. Давайте посмотрим на примере.

 


ПРИМЕР 2

Предприниматель работает на общей системе налогообложения и получил в текущем месяце выручку в сумме 10000,00 грн., а расходов осуществил на сумму 5000,00 грн. До окончания месяца он намерен еще перевезти товар покупателю. Для этого он может заключить договор либо с единоналожником (перевозка указана как вид деятельности в Свидетельстве единоналожника), либо с гражданином. Стоимость перевозки в обоих случаях составляет 1000,00 грн. Что выгоднее?

Если предприниматель заключит договор перевозки с единоналожником, он не обязан будет удерживать с него НДФЛ и ЕСВ. Кроме того, он не обязан будет начислять и уплачивать за свой счет ЕСВ при выплате предпринимателю дохода, заработанного им в рамках своей предпринимательской деятельности. Однако стоимость перевозки (1000,00 грн.) нельзя будет включить в расходы (подпункт 139.1.12 Налогового кодекса). В результате предприниматель уплатит НДФЛ и ЕСВ «за себя» общей суммой: (15 % + 34,7 %) х (10000,00 - 5000,00) = 2485,00 грн.

Если же предприниматель заключит договор перевозки с гражданином, то он обязан будет удержать с него НДФЛ и ЕСВ (но это за счет гражданина). Кроме того, необходимо будет уплатить ЕСВ за перевозчика в размере 34,7 % х 1000,00 = 347,00 грн. (это уже за счет заказчика). Однако стоимость перевозки и ЕСВ, уплаченный за перевозчика, можно включить в расходы, поэтому НДФЛ и ЕСВ «за себя» в таком случае составят: (15 % + 34,7 %) х (10000,00 - 5000,00 - 1000,00 - 347,00) = 1815,54 грн. Итого в бюджет и ПФ уйдет 347,00 + 1815,54 = 2162,54 грн. То есть второй вариант позволяет сэкономить 322,46 грн. Если же плата за перевозку будет выше, экономия станет еще более ощутима.


Таким образом, если заказчик не нашел для перевозки подходящее АТП или предпринимателя, работающего на общей системе налогообложения, то с экономической точки зрения ему выгоднее заключить сделку с гражданином и учесть стоимость транспортных услуг в расходах, уплатив при этом ЕСВ, чем работать с единоналожником без уплаты ЕСВ, но и без расходов на перевозку.

 

Выводы

Предприниматели и юрлица имеют право заключать гражданско-правовые договоры на перевозку товаров (грузов) с гражданами-непредпринимателями. Такой договор заключается в простой письменной форме, его не нужно заверять или регистрировать у нотариуса.

Если поступать идеально, то с одним и тем же гражданином договор перевозки можно заключить не более двух раз в год. Впрочем, на практике риск попасть под штрафные санкции в случае более частого заключения одинаковых договоров касается только перевозчика.

При осуществлении перевозки товаров водитель (перевозчик) обязан иметь при себе:

права соответствующей категории и талон к ним;

— документы на автомобиль (например, техпаспорт);

полис страхования гражданско-правовой ответственности водителей автотранспортных средств;

— действующий талон техосмотра (статья 48 Закона об автотранспорте, постановление № 207);

ТТН на товар;

путевой лист на автомобиль перевозчика;

доверенность на получение товара (в случае если он едет забирать товар у поставщика).

Лицензия и патент не требуются.

При выплате вознаграждения подрядчику заказчик должен удержать с него НДФЛ и ЕСВ (15 % или 17 % и 2,6 % соответственно) и перечислить в бюджет и ПФ, а также начислить ЕСВ в сумме 34,7 % от вознаграждения и уплатить в ПФ за свой счет.


Справочная информация (справка)

1 В ПФ по договору перевозки, заключенному с гражданином, ЕСВ поступит в размере 2,6 % от стоимости перевозки (в виде удержаний с физлица-перевозчика) плюс еще 34,7 % от стоимости перевозки (в виде начислений, уплаченных за счет заказчика). Тогда как если бы перевозчик был предпринимателем-единоналожником, они бы получили от него ЕСВ за весь месяц в размере не большем чем 34,7 % от минимальной зарплаты. Таким образом, пенсионщикам в общем случае нет смысла жаловаться на перевозчика-гражданина.

2 Крупногабаритные и тяжеловесные перевозки — это перевозка грузов или проезд транспортных средств, у которых хотя бы один из габаритов:

по ширине больше 2,6 м;

по высоте от поверхности дороги больше 4 м (для контейнеровозов на установленных маршрутах — 4,35 м);

по длине больше 22 м (для маршрутных транспортных средств — 25 м);

— фактическая масса свыше 38 т;

— нагрузка на одинарную ось больше 11 т, сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т);

груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м (пункт 22.5 Правил дорожного движения).

3 ЕСВ удерживается «снизу» и начисляется «сверху» даже в том случае, когда заказчиком транспортных услуг выступает единоналожник.

4 Подробнее о налогообложении выплат по гражданско-правовым договорам см. «СД», 2011, № 3, с. 22.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)