568 0

ОФычная цена

Обоснование обычных цен при продаже ОФ

Предприятие планирует продать основное средство связанному лицу. Каким образом нужно обосновать обычную цену?

Прежде всего следует определиться с тем, нужно ли в данной ситуации применять обычные цены.

Закон об НДС не дает оснований для каких-либо сомнений на этот счет: согласно п. 4.2 поставка товаров (услуг) связанному с продавцом лицу облагается НДС исходя из фактической цены операции, но не ниже, чем по обычной цене.

Закон О Прибыли в данном вопросе менее четок. В нем содержится коллизия двух специальных норм.

С одной стороны, согласно п/п. 7.4.1 доход, полученный плательщиком налога от продажи товаров (работ, услуг) связанным лицам, определяется исходя из договорных цен, но не менее обычных цен, действовавших на дату такой продажи.

С другой стороны, согласно п. 7.5 в валовой доход плательщика налога включается прибыль от продажи основных фондов, определенная согласно статье 8 данного Закона. Так вот, ст. 8 Закона О Прибыли об обычных ценах не вспоминает ни разу, принимая в расчет сумму выручки от продажи для ОФ группы 1 (п/п. 8.4.3) и сумму стоимости продажи для объектов групп 2, 3 и 4 (п/п. 8.4.4).

На наш взгляд, разрешение данной коллизии следует осуществлять с учетом правила о конфликте интересов, то есть обычные цены при продаже ОФ связанным лицам применяться не должны.

Впрочем, у налоговиков на этот счет совсем другое мнение. Они полагают, что требования п/п. 7.4.1 Закона О Прибыли касаются продажи ОФ, поскольку ОФ являются товаром (см. по этому поводу консультацию «Вестника налоговой службы Украины» № 10/2006 в «Бухгалтере» № 42'2008 на с. 13т). Данная позиция подтверждается и логикой п. 1 письма ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316, в котором утверждалось, что обычные цены применяются к операции по приобретению ОФ (странно, если бы обычные цены отдыхали в случае продажи).

Теперь займемся обоснованием обычной цены, для чего обратимся к правилам определения обычных цен, сформулированным в п. 1.20 Закона О Прибыли.

Понятно, что общее правило, установленное п/п. 1.20.1 Закона (обычная цена соответствует уровню справедливых рыночных цен), в ситуации с ОФ может применяться крайне редко. Под него попадут только продажи тех ОФ, по которым существует реальный вторичный рынок (например, подержанные автомобили, квартиры и т. д.).

Наиболее вероятно, что продажа ОФ будет подчиняться требованию п/п. 1.20.51, в соответствии с которым для доказательств обоснования уровня обычной цены

«применяются правила, определенные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, а также национальными стандартами по вопросам оценки имущества и имущественных прав. С целью налогообложения термины «справедливая стоимость», «рыночная стоимость» и «чистая стоимость реализации», используемые в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета и национальных стандартах по вопросам оценки имущества и имущественных прав, приравниваются к термину «обычная цена», определенному настоящим Законом».

Итак, наиболее простой путь обоснования — ссылка на балансовую (остаточную) стоимость ОФ по данным бухгалтерского учета. Ведь из п. 16 П(С)БУ 7 «Основные средства» следует, что остаточная стоимость объекта обычно существенно* не отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

* В качестве порога существенности с целью отражения переоценки или уменьшения полезности объектов учета может приниматься величина, которая равна 1 проценту чистой прибыли (убытка) предприятия, или величина, которая равна 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов учета от их справедливой стоимости (см. письмо Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108 в «Бухгалтере» № 1–2'2009 на с. 62т–63т).

Если продажная стоимость существенно ниже балансовой стоимости, то целесообразно обратиться за помощью к профессиональному (во всех смыслах) оценщику, который подготовит отчет об оценке имущества. По крайней мере, если причиной такого расхождения считается существенное отличие остаточной стоимости от справедливой. Отметим, что ГНАУ, как правило, оценочную стоимость имущества признаёт в качестве обычной цены (см. консультацию из «Вестника налоговой службы Украины» № 37/2007 в «Бухгалтере» № 39'2007 на с. 34, а также письмо ГНАУ от 17.04.2009 г. № 1729/Б/17-0714, № 8201/7/17-0717 в «Бухгалтере» № 20'2009 на с. 18, посвященное, правда, обложению НДФЛ).

Обращаем внимание на то, что согласно ст. 7 Закона «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» проведение оценки имущества является обязательным в случае переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета. Так что решить проблему уменьшения остаточной стоимости самостоятельно (без привлечения оценщика) не получится.

Кроме того, продавец ОФ может «подстраховать» свою цену с помощью методов публичного объявления и биржевой продажи.

Напомним, что п/п. 1.20.3 Закона гласит:

«Для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком публичном объявлении».

Для того чтобы воспользоваться преимуществами этого подпункта, нужно опубликовать (в СМИ или в Интернете) рекламное объявление, предназначенное для неопределенного круга лиц на одинаковых условиях (например: «Каждый, кто 9 мая 2010 года нанесет визит по адресу г. Харьков, ул. Гвардейская, 1, сможет за 1945 грн приобрести танк Т-34, бывший в эксплуатации 4 года, в рабочем состоянии с учетом нормального износа, с запасным комплектом боеприпасов»).

Подробнее о проблеме определения обычной цены в ситуации с публичным объявлением условий продажи — см. консультацию из «Вестника налоговой службы Украины» № 37/2007 в «Бухгалтере» № 39'2007 на с. 33 и комментарий к ней — там же, на с. 40–41.

Биржевой вариант поможет применить норму п/п. 1.20.4 Закона, согласно которой, если товары (работы, услуги) продаются с использованием биржевого предложения, обычной является цена, полученная при такой продаже. Подробное обоснование того, что цена, полученная по любому биржевому соглашению, является обычной ценой — см. в «Бухгалтере» № 5'2008 на с. 42–43.

Ну и в завершение — о приятном. Не следует забывать, что п/п. 1.20.8 Закона именно на налоговиков возлагает обязанность доказывания того, что цена договора не соответствует уровню обычной цены. Ну а п/п. 1.20.10 устанавливает, что доначисление налоговых обязательств плательщика налога налоговым органом вследствие определения обычных цен осуществляется по процедуре, установленной законом для начисления налоговых обязательств по косвенным методам. Сложная процедура доначисления и взыскания налогов в случае применения обычных цен описана в письме ГНАУ от 30.09.2009 г. № 21255/7/15-0217 (см. «Бухгалтер» № 38'2009, с. 20–21) и приказе ГНАУ от 31.12.2009 г. № 756, которым были внесены изменения в Методические рекомендации относительно оформления материалов документальных проверок, учитывающие «ценообычную» специфику (см. «Бухгалтер» № 10'2010, с. 22–25). Так что в случае чего — серьезно попотеть придется и налоговикам. Если, конечно, вы не станете им помогать...*

* См. об этой помощи «Бухгалтер» № 10'2010, с. 24–25, и № 11'2010, с. 50.

Станислав Погребняк



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)