582 0

Стучите — и вам откроется

На налоговую в суд. Дорога к валовым затратам. По изъятым ранее документам

На предприятии проходит плановая проверка, в ходе которой выявлено отсутствие оригиналов некоторых документов, ранее изъятых налоговой милицией. Проверяющие заявили, что в соответствии с абз. 4 п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли они не признают в акте проверки валовые затраты и налоговый кредит по операциям, не подтвержденным оригиналами документов. При этом они не принимают во внимание ни копии указанных документов, ни опись об их изъятии, ни протокол изъятия.

Подскажите, пожалуйста, как грамотно вести себя в данной ситуации для того, чтобы противостоять доначислению налогов и применению штрафных санкций?

Во-первых, несогласие с действиями проверяющих можно выразить еще во время проведения проверки.

В соответствии с п. 4.1 Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНАУ от 10.08.2005 г. № 327 (далее — Порядок № 327),* до подписания акта проверки учитываются объяснения и замечания, представленные должностными лицами в ходе проверки. В случае возникновения спорных вопросов и замечаний относительно установленных нарушений во время осуществления проверки такие вопросы и замечания/возражения выносятся на рассмотрение постоянных комиссий при областных ГНА.

* Порядок № 327 — см. в «Бухгалтере» № 35'2005 на с. 6–14 или в № 42'2005 на с. 36т–43т, изменения к нему — в № 25'2007 на с. 14–16.

Кроме того, п/п. 2.3.2 Порядка № 327 установлено, что в случае отсутствия первичных документов или непредставления для проверки первичных и других документов, подтверждающих факт нарушения, проверяющие должны указать перечень этих документов. При этом плательщику налогов полезно знать, что к акту проверки прилагаются объяснения должностных лиц или других работников проверяемого субъекта хозяйствования (в пределах их компетенции) по поводу отсутствия первичных и других документов.

Кстати, факты отказа письменно объяснить непредставление первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения, подлежат отражению в акте проверки.

Поэтому знание норм Порядка № 327 дает, на наш взгляд, предприятию реальную возможность бить в колокола по поводу причины отсутствия изъятых документов еще до составления акта проверки.

Во-вторых, если плательщик налогов не воспользовался своими правами во время проведения проверки (например, по причине их незнания или игнорирования контролерами его объяснений), он может реализовать их на этапе подписания акта проверки и после его подписания.

Напомним, что если плательщик налогов не соглашается с заключениями или фактами и данными, изложенными в акте проверки, он имеет право в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения экземпляра акта проверки, представить в орган ГНС возражения к этому акту. Органы ГНС рассматривают возражения в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их поступления, и о результатах рассмотрения письменно уведомляют плательщика (п. 4.4 Порядка № 327).

В возражении к акту проверки следует указать на противоправные действия работников органа ГНС, которые не приняли во внимание объяснения должностных лиц предприятия по поводу отсутствия документов и не истребовали у органа налоговой милиции оригиналы изъятых документов (не ознакомились с такими документами в помещении налоговой милиции).

Поскольку ответ по результатам рассмотрения возражений подписывается руководством ГНС, существует определенная вероятность, что на отдельные недостатки в работе проверяющих их руководство внимание обратит.

Конечно, если налоговики остались равнодушны к просьбам плательщика налогов истребовать изъятые документы у других органов — нужно писать жалобы во всевозможные ведомства.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 4.4 Порядка № 327 по письменному обращению субъекта хозяйствования должностные лица предприятия имеют право принимать участие в рассмотрении возражений и лично излагать аргументы лицам, рассматривающим возражения.

Поэтому плательщик налогов, заинтересованный в таком участии, должен заранее побеспокоиться о том, чтобы его своевременно проинформировали о дате и времени рассмотрения его возражений. Кроме того, в случае необходимости возражения могут быть вынесены на рассмотрение постоянных комиссий, предусмотренных п. 4.1 Порядка № 327.

Результаты рассмотрения возражений должны быть задокументированы. Для этого составляется заключение произвольной формы, которое является составной частью материалов проверки.

Порядок № 327 требует, чтобы данные заключения учитывались руководством органа ГНС при принятии налогового уведомления-решения. На основании заключения должностные лица органа ГНС должны предоставить плательщику налогов обоснованный письменный ответ по результатам рассмотрения возражений.

В принципе, акт проверки, составленный без истребования и, естественно, без изучения изъятых документов, может быть оспорен как не соответствующий действующему законодательству, а сама проверка — признана необъективной. Вот тогда скорбный труд, связанный с написанием замечаний, возражений, жалоб и т. п., действительно не пропадет.

Кстати, в «Бухгалтере» № 31'2001 на с. 21/–23 рассматривались последствия изъятия документов. Мы обращали внимание на то, что абз. 4 п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли, в соответствии с которым

«не относятся в состав валовых затрат какие-либо расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета»,—

нельзя читать в отрыве от следующего абзаца, который устанавливает порядок действий плательщика налогов в случае утери, уничтожения или порчи указанных документов.*

* «В случае утери, уничтожения или порчи указанных документов плательщик налога имеет право письменно заявить об этом налоговому органу и принять меры, необходимые для восстановления таких документов. Письменное заявление должно быть направлено до или вместе с представлением расчета налоговых обязательств отчетного периода. Если плательщик налога не подаст в такой срок письменное заявление и не восстановит указанные документы до окончания налогового периода, следующего за отчетным, не подтвержденные соответствующими документами расходы не признаются валовыми затратами и на сумму недоплаченного налога начисляется пеня в размере учетной ставки Национального банка Украины, увеличенной в 1,2 раза».

Из этого ясно, что абз. 4 п/п. 5.3.9 предназначен регулировать ситуацию, когда документов не было изначально, а его абз. 5 — случаи, когда документы, имевшиеся на момент отнесения расходов на валовые затраты, впоследствии были утеряны, уничтожены или испорчены.

В рассматриваемой ситуации документы изначально, а также на момент проверки не были утеряны, уничтожены или испорчены (впрочем, кто знает, как их используют в налоговой милиции?) — они лишь изъяты. Однако Закон О Прибыли не требует исключать из валовых затрат расходы по изъятым документам. Следовательно, такие расходы по-прежнему могут оставаться в составе валовых затрат.

Ведь, предприняв минимальные усилия, проверяющие могут убедиться в существовании изъятых документов, а при незначительном увеличении усилий — изучить данные документы.

В-третьих, если такое заключение не удовлетворяет плательщика налогов и на основании акта проверки будет принято налоговое уведомление-решение о доначислении налоговых обязательств и применении штрафных санкций, то он может обжаловать налоговое уведомление-решение.

Вкратце напомним: для того чтобы обжаловать такое решение, можно:

— либо сначала воспользоваться административным порядком (подав жалобу в орган ГНС);

— либо сразу обратиться в суд;

— либо сначала обжаловать такое решение в административном порядке, а затем (если не будет положительного результата) — в судебном.

По общему правилу, предусмотренному п/п. 5.2.2 Закона «О порядке погашения...», жалоба** может быть подана контролирующему органу в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления. Если орган ГНС оставляет обжалуемое решение без изменений, а жалобу без удовлетворения, плательщик налогов имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в контролирующий орган более высокого уровня. А при повторном или частичном неудовлетворении жалобы — в контролирующий орган высшего уровня с соблюдением указанного 10-дневного срока для каждого случая обжалования и 20-дневного срока для ответа на него. Подача жалобы приостанавливает исполнение уведомления-решения, и сумма обжалуемого налогового обязательства считается несогласованной (п/п. 5.2.3 Закона «О порядке погашения...»).

** Кстати, образцы жалоб и основные требования к оформлению жалобы (заявления) и решения (ответа) по рассмотрению жалобы (заявления) плательщика налога приведены в приложении к письму ГНАУ от 14.12.2004 г. № 24348/7/25-0017.

ГНАУ в письме от 25.10.2002 г. № 949/3/20-2211 с некоторым сожалением признаёт, что

«плательщик налога, подавая поэтапно жалобы в налоговые органы разных уровней, фактически получает беспроцентный бюджетный кредит на сумму начисленного по результатам проверки налогового обязательства».

Основанием для обжалования налогового уведомления-решения органа ГНС, которым констатирован факт отсутствия первичных документов и сделан вывод о безосновательности начисления валовых затрат в соответствии с п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли, является отсутствие нарушения со стороны должностных лиц предприятия. Речь должна идти лишь об объективной невозможности немедленного представления упомянутых документов в связи с изъятием их органами налоговой милиции, что подтверждается копиями изъятых документов (с указанием на них оснований, даты изъятия, должности, Ф. И. О лица, проводящего изъятие), описью и протоколом изъятия.

При обращении в административный суд следует ссылаться на нарушение органом налоговой службы требования п. 3 ч. 3 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Украины, согласно которому решение субъекта властных полномочий должно приниматься обоснованно — то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решения (в том числе обстоятельства, связанного с изъятием документов). Установление подобного нарушения является основанием для отмены (признания недействительным) решения ГНИ.

Так что боритесь.

Алла Погребняк

img1.gif


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)