5538 0

Документальное оформление отстранения работника от работы

Иногда работодатель вынужден применять к нерадивому работнику крайнюю меру — отстранение от работы. О том, в каких случаях это может произойти и что необходимо учесть работодателю при оформлении этой процедуры, и пойдет речь в данной статье.
Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Использованные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2694 — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон № 2801 — Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII.

Закон № 3723 — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Отстранение от работы представляет собой временный запрет работодателя на выполнение работником трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором, в определенных законодательством случаях. Следует отметить, что трудовые отношения в данном случае не прекращаются, как и не прекращается действие трудового договора.

Основания для отстранения от работы

Согласно ст. 46 КЗоТ отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом допускается в случае:

— появления на работе в нетрезвом состоянии;

— появления на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения;

— отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности;

— в других случаях, предусмотренных законодательством.

Следует иметь в виду, что перечень оснований для отстранения от работы, приведенный в ст. 46 КЗоТ, не является исчерпывающим. Отстранение от работы возможно и в других ситуациях, но только в том случае, если они предусмотрены законодательными или нормативно-правовыми актами.

При этом некоторые правовые нормы, регулирующие вопрос отстранения, обычно обязывают работодателя отстранять сотрудников от работы.

В частности, согласно ст. 7, 42 Закона № 4004 по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы предприятия, учреждения обязаны отстранять от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными инфекционными заболеваниями или находившихся в контакте с такими больными, а также лиц, уклоняющихся от прививок против инфекций, перечень которых устанавливается центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Таких лиц могут в определенных случаях отстранять от работы на основании листка нетрудоспособности или справки лечащего врача или ВКК о признании работника временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к профессиональной деятельности. Напомним, что согласно ст. 30 Закона № 2801 перечень особо опасных и опасных инфекционных заболеваний и условия признания лица инфекционно больным или носителем возбудителя инфекционного заболевания определяются Министерством здравоохранения Украины и публикуются в официальных источниках. Также Министерство здравоохранения Украины согласно полномочиям, предоставленным ему ст. 27 Закона № 4004, установило Календарь профилактических прививок в Украине.

Для отдельных отраслей основанием для отстранения от работы также может послужить отсутствие определенных документов, наличие которых предусмотрено законодательством (например, лица, работающие с пестицидами и агрохимикатами и не имеющие соответствующего удостоверения; водители при отсутствии документа, подтверждающего право на управление транспортным средством, и др.).

В соответствии со ст. 22 Закона № 3723 допускается на усмотрение руководителя соответствующего государственного органа отстранение государственного служащего от выполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы. Основанием для этого является невыполнение служебных обязанностей, которые привели к человеческим жертвам или причинили значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан.

Отметим, что срок отстранения государственных служащих от работы не должен превышать времени, в течение которого проводится служебное расследование. Напомним, что время служебного расследования ограничено двумя месяцами согласно Порядку проведения служебного расследования относительно государственных служащих, утвержденному постановлением КМУ от 13.06.2000 г. № 950. В соответствии со ст. 147 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28.12.60 г. в случае привлечения должностного лица к уголовной ответственности за должностное преступление, а также если это лицо привлекается к ответственности за другое преступление и может негативно влиять на ход предварительного или судебного следствия, следователь обязан отстранить его от должности, о чем выносит мотивированное постановление. Согласно ст. 364 Уголовного кодекса Украины должностными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальному полномочию.

Также добавим, что согласно ч. 3 ст. 21 КЗоТ в контрактах предоставляется возможность устанавливать дополнительные основания для отстранения работников.

Отстранение от работы за появление на работе в нетрезвом состоянии

По нашему мнению, работник подлежит отстранению от работы независимо от того, в какое именно время рабочего дня (смены) он появился на работе в таком состоянии. Степень опьянения и характер выполняемой работы также не имеют принципиального значения. Безусловно, работник, находящийся в таком состоянии, не сможет должным образом выполнять свои трудовые обязанности.

Трудовое законодательство не определяет продолжительность отстранения от работы сотрудника, появившегося в состоянии опьянения, поэтому отстранение может продолжаться до устранения обстоятельств, послуживших его основанием. На практике чаще всего работодатель не допускает работника к работе в тот день (смену), когда обнаружено соответствующее состояние работника. Вполне возможно, что сотрудник на следующий день уже сможет вновь приступить к своим функциональным обязанностям. Напомним, что согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 2694 на собственника возлагается обязанность осуществлять контроль за выполнением работ в соответствии с требованиями охраны труда. При этом ст. 179 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей, которые не приняли мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Так, размер штрафа составляет от 4 до 6 необлагаемых минимумов доходов граждан (68 — 102 грн.).

Статья 46 КЗоТ не предусматривает обязательного оформления отстранения от работы в письменном виде. Однако для того, чтобы в будущем не возникло споров и разногласий с работником, действия работодателя рекомендуется правильно задокументировать.

По общему правилу факт появления в нетрезвом состоянии, который дает основания для отстранения работника от работы, может быть установлен не только актом медицинского обследования, но и другими доказательствами, в том числе и показаниями свидетелей, которые также могут стать фактическим основанием для отстранения работника.

Отметим, что медицинское освидетельствование осуществляется в соответствии с Временной инструкцией «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденной Министерством здравоохранения СССР от 01.09.88 г. № 06-14/33-14. Врач (фельдшер) составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме. При этом согласно п. 13 указанной Инструкции медработник формулирует заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент обследования.

Итак, в данном случае состояние опьянения работника может быть подтверждено:

— медицинским заключением;

—другими видами доказательств (например, свидетельскими показаниями), которые могут быть оформлены в виде акта о появлении работника на работе в состоянии опьянения, подписанного не менее чем двумя свидетелями.

Такой акт может быть составлен непосредственным руководителем работника, руководителем структурного подразделения или, что нередко встречается, работником кадровой службы. Рекомендуем в акте указать следующие данные:

— дату, время и место составления акта;

— фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;

— фамилии и должности (профессии) работников, присутствовавших при составлении акта (свидетелей);

— состояние работника, ставшее поводом для заключения об опьянении и составления акта;

— подписи составителя акта и присутствовавших при его составлении работников;

— подпись работника, в отношении которого составляется акт (т. е. работник должен быть в обязательном порядке ознакомлен с актом).

Работник может отказаться от подписания акта, например, посчитав, что работодатель преувеличил степень его опьянения. В данном случае отказ работника следует отметить в акте об отказе от подписи. Если же работник не может контролировать свои действия, осознавать значение заданных ему вопросов и подписать акт не представляется возможным, то это также следует отразить в составленном акте.

Желательно в акте подробно описать признаки опьянения (например, несвязная речь, характерный запах, нарушение координации движений, повышенная возбудимость или наоборот апатия и др.). Однако все-таки лучшим подтверждением состояния работника является медицинское заключение.

Отстранение от работы за появление на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения

Вопрос об отстранении от работы лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, решается несколько иначе.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими» от 15.02.95 г. № 62/95-ВР установление наличия состояния наркотического опьянения в результате незаконного употребления наркотических средств является компетенцией только врача, на которого возложены обязанности по проведению медицинского осмотра (обследования). При наличии факта появления работника на работе в состоянии наркотического опьянения владелец обязан проинформировать об этом орган милиции, который выдает работнику направление на медицинское освидетельствование. Согласно п. 2.3, 2.6 Инструкции о порядке выявления и постановки на учет лиц, незаконно употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, утвержденной совместным приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства внутренних дел Украины, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции Украины от 10.10.97 г. № 306/680/21/66, в случае отказа от добровольного медицинского освидетельствования или обследования возможен принудительный привод с целью медицинского осмотра (обследования) на основании постановления органа внутренних дел.

Как видите, существуют определенные требования, которые установлены законодательством и которые нельзя игнорировать. Однако не следует думать, что работодатель лишен права принять экстренные меры к тому, чтобы работник был принудительно доставлен в медицинское учреждение для осмотра и установления факта наркотического опьянения. Согласно ст. 3 Конституции Украины право человека на жизнь, здоровье, безопасность признается в Украине наивысшей социальной ценностью. Это конституционное положение может быть основанием для отстранения от работы лица, в отношении которого имеются внешние основания предполагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения.

Отстранение от работы при отказе или уклонении от обязательных медицинских осмотров

Как известно, одной из обязанностей работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда является недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Действующим законодательством предусмотрено прохождение работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Обязательные медицинские осмотры предусмотрены ст. 169 КЗоТ и установлены для таких категорий работников:

— занятых на тяжелых работах, работах во вредных и опасных условиях труда;

— занятых на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе;

— в возрасте до 21 года;

— некоторых других категорий работников.

Напомним, что Порядок проведения медицинских осмотров работников определенных категорий утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 г. № 246.

Что касается психиатрического осмотра, то Порядок проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, а также Перечень медицинских психиатрических противопоказаний относительно выполнения отдельных видов деятельности (работ, профессий, службы), которые могут составлять непосредственную опасность для лица, осуществляющего эту деятельность, или окружающих утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 27.09.2000 г. № 1465. Инструкция о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров утверждена приказом Министерства здравоохранения Украины от 17.01.2002 г. № 12.

При этом работодатель контролирует своевременное прохождение медицинского осмотра. Поскольку согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 2694 собственник не имеет права допускать работника к работе, если он вовремя не прошел медосмотр, но обязан был его пройти. Здесь следует отметить,что если работник уклоняется от прохождения медицинских осмотров, то помимо того, что он отстраняется от работы, это еще является и нарушением трудовой дисциплины. В результате таких работников можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а также впоследствии и уволить с работы.

Необходимо заметить, что ст. 15 Закона № 2694 предоставляет право специалистам по охране труда требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр. Также следует учесть, что ст. 31 Закона № 2801 и ст. 26 Закона № 4004 возлагают на руководителей предприятий, учреждений, организаций ответственность за вредные последствия для здоровья населения, нанесенные допуском к работе лиц, которые не прошли обязательный медицинский осмотр. В силу такой обязанности в рамках трудовых правоотношений работодатель получает субъективное право отстранять работников и при отсутствии представления органов санэпидемслужбы. Но вместе с тем с целью предупреждения возможных конфликтных ситуаций отстранять работников, которые не прошли медицинский осмотр, следует при наличии соответствующего представления органов санитарно-эпидемиологической службы. Эта норма предусмотрена п. 2.1 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от работы или другой деятельности, утвержденной Министерством здравоохранения Украины от 14.04.95 г. № 66. Поэтому в определенных случаях целесообразно сообщать в органы санэпидемслужбы о лицах, уклоняющихся от медосмотра.

Отстранение от работы при отказе или уклонении от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охраны

Следует обратить внимание на то, что такая мера может быть применена не только к работникам, занятым на работах с повышенной опасностью или там, где необходим профессиональный отбор, но и к другим работникам, которые уклоняются от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Обязательное обучение работников технике безопасности и проверка их знаний и навыков в области охраны труда установлена ст. 153 КЗоТ. Такжесогласно ст. 18 Закона № 2694 работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и изучать правила поведения в случае возникновения аварии. Работник обязан знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда. Это следует из ст. 14 Закона № 2694.

Напомним, что порядок и виды обучения, инструктажей, порядок проверки знаний по вопросам охраны труда всех работников установлены Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда Украины от 26.01.2005 г. № 15 (далее — Типовое положение). Этим же приказом утвержден Перечень работ с повышенной опасностью и Перечень должностей должностных лиц, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 3 к п.п. 5.1 Типового положения). Заметим, что требования Типового положения являются обязательными для выполнения всеми центральными, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями всех форм собственности.

Итак, сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, необходимоотстранять от работы. При отстранении по данному основанию такой сотрудник не допускается к работе вплоть до окончания обучения и проверки. Если работник устранит препятствия для допуска к работе (пройдет курс обучения, инструктажа, сдаст соответствующий экзамен), ему сразу же должна быть предоставлена возможность продолжить работу.

Также следует отметить, что согласно ст. 8 Закона Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII все работники при приеме на работу, а также ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

Лица, которые принимаются на работу с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица до начала выполнения своих обязанностей с периодичностью один раз в три года проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.

Заработная плата в период отстранения от работы

Учитывая, что заработная плата выплачивается за выполненную работу, отстранение от работы должно было бы осуществляться без сохранения заработной платы. Такой вывод можно сделать на основании ст. 94 КЗоТ, а также ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. Однако законодательством установлены отдельные случаи, когда заработная плата в случае отстранения от работы все же сохраняется.

В частности, ст. 22 Закона № 3723 прямо предусматривает, что за время отстранения за работниками-госслужащими сохраняется заработная плата. При отстранении работника по постановлению следователя на основании ст. 147 Уголовно-процессуального кодекса Украины сохранение заработной платы не предусмотрено. Однако в случае прекращения уголовного дела за отсутствием состава преступления, события преступления, недоказанности участия обвиняемого (отстраненного) в совершении преступления, вынесения оправдательного приговора работник имеет право требовать выплаты среднего заработка за период отстранения за счет местного бюджета на основании ст. 4 Закона Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» от 01.12.94 г. № 266/94-ВР.

Время, в течение которого работник не работал вследствие отстранения его в связи с состоянием наркотического или токсического опьянения, оплате не подлежит. В этом случае применяется ч. 3 ст. 113 КЗоТ, согласно которой время простоя по вине работника не оплачивается. Если заключение работодателя о наркотическом опьянении работника будет ошибочным и не подтвердится, то время отстранения должно быть оплачено исходя из средней заработной платы работника.

Согласно ст. 17 Закона № 2694 работодатель обязан на время медицинского осмотра работника сохранить за ним место его работы, а также его средний заработок. При этом время, в течение которого работник не выполнял свои трудовые обязанности вследствие отстранения от работы в связи с уклонением от обязательного медицинского осмотра, не подлежит оплате согласно ч. 4 ст. 113 КЗоТ, даже если работник и выходил на работу. Обратим внимание на то, что при наличии уважительных причин для непрохождения медосмотра в установленный срок отстранение от работы осуществляется с сохранением заработной платы в размере двух третей тарифной ставки (оклада).

Также в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13 разъяснено, что в случае, если будет установлено, что в нарушение ст. 46 КЗоТ работодатель по собственной инициативе без законных на то оснований отстранил работника от работы с приостановлением выплаты заработной платы, суд должен удовлетворить иск последнего о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула. На предприятии может возникнуть ситуация, когда работник в результате медосмотра будет определен непригодным для выполнения работы. В таком случае он может быть отстранен от работы до решения вопроса об освобождении его от работы или от перевода его на другую работу. Это касается работников, обязанных проходить медосмотр в соответствии со ст. 17 Закона № 2694. За период отстранения таких работников им будет сохраняться заработная плата в размере двух третей тарифной ставки.

Также отстранение от работы работников, уклоняющихся от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности, производится без сохранения заработной платы на основании ч. 3 ст. 113 КЗоТ. Если же работник предприятия проходил проверку знаний, однако в результате прошел ее неудовлетворительно либо не сдал соответствующий экзамен, то он отстраняется от работы до сдачи экзаменов или до его увольнения на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ с сохранением ему заработной платы в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада) согласно ч. 1 ст. 113 КЗоТ.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)