Шаг навстречу льготникам, или Введение электронной социальной карточки
Не всегда то, что говорится дважды, становится понятнее. Еще в 2006 году началась работа над внедрением социальной карточки в Украине. Были проведены «круглые столы», на которых представители государственной власти обсуждали пути реализации поставленной цели, даже была образована Межведомственная комиссия по вопросам создания компьютеризированной системы «Карточка учета социальных льгот» (которую, кстати, ликвидировали только в июне текущего года, но так ни к чему и не пришли). Немногие из граждан на сегодняшний день представляют себе, что такое электронная социальная карточка. А так как за эту идею взялись во второй раз, то что-то подсказывает, что в ближайшее время говорить об этих карточках будут все. Итак, будем информированы.
Валерия КОНСТАНТИНОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Сначала введение единого социального взноса, теперь электронной социальной карточки — похоже, власть решила навести порядок в социальной сфере нашей жизни. Это абсолютно логично, ведь уровень развития социального сектора свидетельствует о развитии государства в целом. Президент России Дмитрий Медведев высказал свое мнение, что за электронной социальной карточкой — будущее, и Россия мало того что согласна поделиться опытом, но и надеется на тесное сотрудничество.
Действительно, в России уже достаточно давно введена система электронных социальных карточек. Например, в Москве проект «Социальная карточка москвича» был запущен еще в 2001 году. Кстати, в России с октября стартовал эксперимент, по которому в четырех регионах — Москве, Астраханской области, Башкирии и Татарстане — введены универсальные электронные карточки. Такие универсальные карточки являются индивидуальными идентификаторами граждан, аналогичными тем, которые применяются в Европе и США. То есть можно сказать, что это более «развитая» социальная карточка. Так, во-первых, указанная электронная карточка представляет собой документ, удостоверяющий личность гражданина и право застрахованного лица в системе обязательного страхования. Во-вторых, она позволяет ввести единую методику идентификации всего населения и автоматизировать учет предоставления льгот населению страны.
Итак, в мае нынешнего года российский Сбербанк предложил Кабмину Украины реализовать совместно с «Укрпочтой» проект выпуска социальных карт для украинских граждан. Президент Украины Виктор Янукович поручил Министерству экономики и Государственному Ощадному банку рассмотреть возможность их выпуска.
Но давайте все же разберемся, чем является электронная социальная карточка.
Социальная карточка является многофункциональной именной пластиковой карточкой с защищенной операционной системой, т. е. материальным носителем персональных данных владельца карточки, которая поддерживает различные способы применения, связанные с предоставлением и учетом социальной помощи.
Указанная карточка является своеобразным персональным электронным ключом к информации о владельце карточки и его правах на социальную помощь. Таким образом, социальная карточка выдается тому гражданину, который является пользователем социальных льгот или других видов государственной социальной поддержки. Карточка также может иметь другие дополнительные функции применения, непосредственно не связанные с предоставлением и учетом социальной помощи, например идентификационные, платежные или медицинские.
Следовательно, использование электронной социальной карточки должно обеспечить возможность выполнения многих функций, к которым, в частности, можно отнести:
— подтверждение прав гражданина на получение определенных видов социальной помощи;
— начисление на банковский счет социальной карточки пенсий, пособий и других денежных выплат;
— проведение безналичной оплаты товаров и услуг или съем денежных средств с банковского счета и других операций, доступных для выполнения с использованием банковских приложений;
— получение социальных скидок в специальных организациях потребительского рынка и услуг или системы здравоохранения, например обслуживание в медицинских учреждениях, а также в аптечных пунктах при отпуске лекарств;
— обеспечение проезда в общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро) и по железной дороге (пригородное сообщение);
— доступ к персональной информации о владельце карточки.
Как видим, одна карточка может выполнять достаточно большой перечень функций, что значительно упрощает жизнь каждому гражданину. Хотя, чтобы такая система эффективно работала, кроме выпуска карточек необходимо решить множество связанных с этим процессом задач, таких как научно-технические, технологические, а также организационные.
Однако введение автоматизированной системы предоставления льгот и социальных услуг на основании использования электронной социальной карточки решит множество проблемных вопросов, в частности обеспечит усовершенствование системы социальной защиты населения и позволит эффективно учитывать и контролировать бюджетные средства, направляемые в социальную сферу.
Кроме того, при использовании автоматизированной системы контроля проезда на транспорте с поддержкой обслуживания на основании социальных карточек повысится прибыльность пассажирских перевозок на транспорте за счет предотвращения использования поддельных документов, предоставляющих права на льготный проезд, а государство получит точный прогноз о пассажиропотоках и объемах доходов.
Основным социальным эффектом от введения проекта может быть повышение эффективности и качества социальной поддержки населения за счет:
— упрощения информационного взаимодействия граждан с органами социального обеспечения и процедуры идентификации граждан и подтверждения их права на получение социальной поддержки;
— повышения удобства обслуживания получателей социальных услуг;
— получения гражданами социальных услуг по всей территории страны;
— получения гражданами дополнительных скидок при обслуживании в торговых и сервисных предприятиях.
Таким образом, социальные карточки — это эффективный инструмент социальной помощи населению. С помощью социальной карточки гарантируется адресное, быстрое и удобное предоставление льгот населению. При этом обеспечивается прозрачность всех финансовых потоков, которая исключает возможность нецелевого использования средств и способствует экономии бюджетных средств.
Итак, Правительство серьезно нацелено создать единую информационно-аналитическую систему учета и управления средствами социальной сферы путем введения электронной социальной карточки. Свое намерение Кабмин утвердил в соответствующем постановлении от 11.10.2010 г. № 947. Главным исполнителем и координатором работы по внедрению электронной социальной карточки определено Министерство финансов. При этом министр финансов должен создать и возглавить межведомственную комиссию по вопросам введения карточки, включив в ее состав представителей заинтересованных органов, профсоюзов, работодателей, а также экспертов.
Первоочередной задачей созданной комиссии является изучение международного опыта введения электронной социальной карточки с применением технологий различных платежных систем и проведение анализа предпосылок для создания единой информационно-аналитической системы учета и управления средствами социальной сферы и введения электронной социальной карты на всей территории Украины.
В 2010 — 2011 годах электронная социальная карточка будет введена в качестве эксперимента в некоторых регионах Украины — г. Киеве, Харьковской и Черновецкой областях.
Отметим, что эксперимент по введнию электронных карточек уже проводился несколько лет назад в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Днепродзержинске, Никополе и Одессе. В этих городах было начато введение компьютеризированных систем учета льгот по перевозу определенных категорий граждан на муниципальном транспорте с применением электронной социальной карты, что позволило ввести систему эффективного учета предоставленных услуг в общественном транспорте.
Областным государственным администрациям указанных регионов поручено подготовить расчеты расходов на проведение эксперимента и в месячный срок подать их Минфину. Минфин, в свою очередь, должен предусмотреть в проекте Государственного бюджета на 2011 год и следующие годы средства для введения электронной социальной карточки.
Правительство также поручило госадминистрациям ежеквартально подавать Минфину отчет о ходе проведения эксперимента.
Таким образом, вернуться к нашему разговору мы сможем, когда Минфин подготовит проекты Концепции и Программы введения электронной социальной карточки в Украине.