2641 0

РАБОТОДАТЕЛЮ О КОЛЛЕКТИВНОМ договоре: этапы заключения, содержание, выполнение

15.09.11

Коллективный договор регулирует отношения между собственником предприятия и наемными работниками. Он имеет важное значение в регулировании производственных, трудовых, социально-экономических отношений трудового коллектива с администрацией предприятия, решении вопросов охраны труда, социального развития. А то, что налоговые органы пытаются с его наличием увязывать право на налоговые расходы по отдельным выплатам работникам, заметно повышает его статус.

В сегодняшней статье напомним, что такое коллективный договор, зачем он нужен на предприятии, этапы его составления, содержание, а также расскажем о влиянии его положений на налоговый учет.

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о колдоговорах — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закона об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон о профсоюзах — Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV.

Закон № 1957 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 01.07.04 г. № 1957-IV.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI.

Положение № 225 — Положение о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, утвержденное постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 225.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНСУ www.sta.gov.ua.


Что такое коллективный договор и зачем он нужен на предприятии?

Коллективный договор (далее — колдоговор) заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов (ст. 10 КЗоТ; ст. 1 Закона о колдоговорах).

Иначе говоря, колдоговор — это основной документ, который регулирует отношения работодателя в лице предприятия и наемного работника и распространяется, в частности, на такие сферы деятельности — производственную, трудовую, социально-экономическую, а также сферу охраны труда, социального развития.

Согласно ст. 2 Закона о колдоговорах колдоговор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и являющихся юридическим лицом. Колдоговор также может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

Стороны колдоговора:

одна сторона — собственник или уполномоченный им орган;

вторая сторона — одна или несколько профсоюзных организаций или другой уполномоченный на представительство трудовым коллективом орган (если таких органов нет — представитель трудящихся, избранный и уполномоченный трудовым коллективом).

Согласно ст. 9 Закона о колдоговорах положения колдоговора распространяются на всех работников предприятий независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и являются обязательными как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия.

 

Этапы заключения коллективного договора

При заключении колдоговора в первую очередь следует исходить из норм главы II КЗоТ и Закона о колдоговорах. Но кроме этих нормативно-правовых актов, во многих других встречаются отдельные положения, касающиеся содержания колдоговора.

Заключить колдоговор в одно мгновение не удастся, предстоит пройти несколько последовательных этапов, которые проиллюстрированы на рисунке (см. с. 35). В табл. 1 приведем ответы на вопросы, которые могут возникнуть в ходе заключения трудового договора.

 

Таблица 1. Экспресс-ответы на вопросы о колдоговоре

Вопрос

Ответ

1

2

Когда нужно заключать колдоговор на вновь созданном предприятии?

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона о колдоговорах на вновь созданном предприятии колдоговор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения об основании предприятия, если не предусмотрена его регистрация

Нужно ли заключать колдоговор, если работодатель является физлицом?

Нет, не нужно. Потому что согласно ст. 11 КЗоТ и ст. 2 Закона о колдоговорах, которые определяют сферу заключения колдоговора, речь идет исключительно о юридических лицах(см. письмо Минтруда от 12.03.07 г. № 66/06/186-07)

Когда вступает в силу подписанный колдоговор?

Колдоговор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или со дня, определенного в колдоговоре

Каковы сроки действия колдоговора?

Колдоговор действует до даты, указанной в нем же. По истечении срока действия колдоговор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором. Сроки действия колдоговора в отдельных случаях:
1. При реорганизации предприятия — действует в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен по соглашению сторон.
2. Если изменяется собственник — продолжает действовать в течение срока его действия, но не более 1 года. В это время стороны должны начать переговоры о заключении нового или изменении (дополнении) действующего колдоговора. В то же время колдоговор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования уполномоченного собственником органа, от имени которого он заключен.
3. При ликвидации предприятия — действует до окончания ликвидации

Можно ли вносить изменения в колдоговор?

Можно. Но любые изменения и дополнения к колдоговору в течение срока его действия вносятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном колдоговором. При этом изменения и дополнения в действующий колдоговор (или его измененную редакцию) нужно зарегистрировать согласно ст. 15 КЗоТ

Как соотносятся между собой Генеральное соглашение и колдоговор?

В общем случае нормы Генерального соглашения должны быть учтены работодателями в колдоговоре. При этом работодатели, представители которых не присутствовали при заключении Генерального соглашения, обязаны выполнять нормы, социальные гарантии, льготы, компенсации, установленные законодательными и нормативно-правовыми актами на государственном уровне (то есть условия Генсоглашения соблюдать необязательно). Об этом мы писали в статье «Новое Генеральное соглашение: работодатель, будь в курсе!» // «БН», 2011, № 22, с. 27

50185.GIF

Что нужно предусмотреть в коллективном договоре?

Содержание колдоговора определяется сторонами в пределах их компетенции. В колдоговоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

— изменения в организации производства и труда;

— обеспечение продуктивной занятости;

— нормирование и оплата труда, установление формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);

— установление гарантий, компенсаций, льгот;

— участие трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);

— режим работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;

— условия и охрана труда;

— обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;

— гарантии деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся;

— условия регулирования фондов оплаты труда и установления межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;

— обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы. Но они могут только улучшать положения работников в сравнении с действующим законодательством, поскольку условия колдоговора, ухудшающие положение работников, являются недействительными. Их запрещено включать в колдоговор (абз. второй ст. 5 Закона о колдоговорах).

Кроме КЗоТ и Закона о колдоговорах есть другие законодательные акты, нормы которых потенциально могут стать положениями колдоговора. В таблице ниже приведем список основных норм, которые можно включить в колдоговор (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Что предусмотреть в колдоговоре?

Что предусмотреть

Характеристика

1

2

О заработной плате

1. Если предприятие может испытывать финансовые трудности, в колдоговоре можно установить оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда. Эта мера может применяться временно — на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более 6 месяцев (ст. 14 Закона об оплате труда).2. В колдоговоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями, устанавливаются формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат
(ст. 97 КЗоТ; ст. 15 Закона об оплате труда).
3. В колдоговоре для работников предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений, которые выполняют работы (предоставляют услуги), не свойственные основной деятельности отрасли (подотрасли), можно установить условия оплаты труда с соблюдением гарантий, определенных соглашениями тех отраслей (подотраслей), в которых эти подразделения относятся по характеру производства, и в законодательных актах (ст. 17 Закона об оплате труда).
4. В колдоговоре следует прописать срок выплаты зарплаты, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней и не позднее 7 дней после окончания периода, за который производится выплата (ст. 115 КЗоТ, ст. 24 Закона об оплате труда). Рекомендуем ознакомиться со статьей «Выплата зарплаты по-новому» // «БН», 2010, № 48, с. 38.
5. Установить размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или условия исполнения обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 105 КЗоТ).
6. Установить повышенный размер оплаты труда в ночное время с учетом размера, установленного генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ)

Об отпусках

1. В колдоговоре можно предусмотреть другие виды отпусков, чем указаны в ст. 4 Закона об отпусках (ст. 4 Закона об отпусках).
2. Конкретную продолжительность отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями продолжительностью до 35 календарных дней устанавливают в колдоговоре в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях (ст. 7 Закона об отпусках).
3. В колдоговоре можно обозначить круг лиц (должностей, работ и профессий), которые работают по ненормируемому рабочему дню и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для них — до 7 календарных дней в зависимости от занятости работника в этих условиях (ст. 8 Закона об отпусках).
4. В колдоговоре можно предусмотреть ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья по Списку производств, работ, профессий и должностей (приложение 2 к постановлению Кабмина от 17.11.97 г. № 1290). Продолжительность такого отпуска не может быть больше 35 календарных дней и устанавливается в зависимости от времени занятости работника в таких условиях (ст. 8 Закона об отпуска).
5. В колдоговоре можно предусмотреть случаи предоставления ежегодного отпуска полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на предприятии в первый год работы на данном предприятии (ст. 10 Закона об отпусках)

Об охране труда

1. В колдоговоре необходимо предусмотреть обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращение случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров, определить объемы и источники финансирования этих мероприятий (ст. 20 Закона об охране труда).
2. В колдоговоре можно предусмотреть любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда (ст. 25 Закона об охране труда).
3. В колдоговоре предусматривают срок, в течение которого уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Кроме того, для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организовывает обучение, обеспечивает необходимыми средствами.
Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда.
Не могут быть ущемлены любые законные интересы таких работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда. В колдоговоре с согласия наемных работников можно предусмотреть порядок их увольнения или привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности (ст. 42 Закона об охране труда).
4. Если на предприятии разработаны при участии профсоюзов комплексные мероприятия по охране труда, то план этих мероприятий должен быть включен в колдоговор (ст. 161 КЗоТ).
5. В колдоговоре целесообразно предусмотреть порядок использования средств и материалов, которые выделяются для проведения мероприятий по охране труда (ст. 162 КЗоТ).
6. В колдоговоре для работников при разъездном характере работы можно установить условия выплаты денежной компенсации на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов (ст. 7 Закона об охране труда).
7. В колдоговоре заботливый работодатель может предусмотреть еще такие моменты (ст. 8 Закона об охране труда):
— приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты за счет предприятия;
— условия компенсации работникам расходов на приобретение за свой счет спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств;
— дополнительную, сверх установленных норм, выдачу работнику определенных средств индивидуальной защиты, если фактические условия труда этого работника требуют их применения

О других гарантиях и ограничениях

1. В колдоговоре можно установить ограничения на работу по совместительству для своих работников на другом предприятии (часть вторая ст. 21 КЗоТ).
2. В колдоговоре можно указать размер выплаты выходного пособия (не менее трехмесячного среднего заработка) при увольнении работника вследствие нарушения собственником (уполномоченным им органом) законодательства о труде, коллективного или трудового договора — ст. 38 и 39 КЗоТ (ст. 44 КЗоТ).
3. Колдоговор может предусматривать меньшую норму продолжительность рабочего времени — менее 40 часов в неделю (часть первая ст. 50 КЗоТ).
4. Собственник вправе вводить ограничения по совместной работе на одном и том же предприятии лиц, являющихся близкими родственниками или свояками (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если в связи с выполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу (ст. 251 КЗоТ).

Нормы, предусмотренные НКУ

1. Подпункт «б» п.п. 138.10.6 НКУ дает основание учитывать в составе прочих расходов суммы средств, перечисленные профсоюзам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу в пределах 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год, но если это прописано в колдоговоре.
2. Расходы на содержание профсоюзной организации прописываются в колдоговоре (ст. 42 Закона о профсоюзах). Такие поступления освобождаются от налогообложения у профорганизации согласно п. 157.9 НКУ.
3. Если колдоговор устанавливает обязанность работодателя безвозмездно предоставлять работнику жилье, другие объекты материального и нематериального имущества, то их стоимость не включается в его налогооблагаемый доход (п.п. «а» п.п. 164.2.17 НКУ).
Подробнее об этих нормах в разделе «Колдоговор и налогообложение».

 

Колдоговор и налогообложение

Мы уже затронули тему потенциальных положений, которые можно включить в колдоговор (см. табл. 2 на с. 36). А сейчас рассмотрим, как предоставление тех или иных социальных услуг работникам может влиять на налоговую нагрузку предприятия.

Налог на прибыль № 1 (прочие расходы на оплату труда). Раньше существовала такая проблема — согласно п. 142.1 НКУ в состав расходов налогоплательщика включаются расходы на оплату труда физлиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, которые включают начисленные расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, расходы на выплату авторского вознаграждения и за выполнение работ, услуг по договорам гражданско-правового характера, любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон в соответствии с коллективным договором (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам раздела IV НКУ). Основываясь на этой норме, налоговики утверждали, что при отсутствии колдоговора нет оснований признавать расходы на поощрительные и компенсационные выплаты (см. письмо ГНАУ от 27.04.11 г. № 11957/7/15-0317 и ком. к нему «Нет колдоговора — нет расходов по зарплате? ГНАУ меняет свою позицию и не хочет признавать расходы с 1 апреля» // «БН», 2011, № 23, с. 7).

Но теперь согласно изменениям, внесенным в НКУ Законом № 3609, с 1 августа 2011 года из нормы п. 142.1 НКУ исключена фраза «согласно коллективным договорам (соглашениям)». Поэтому у налоговиков теперь отсутствуют основания не признавать расходы на поощрительные и компенсационные выплаты, если на предприятии нет колдоговора. Но, еще раз повторимся, на наш взгляд, включать в расходы такие выплаты без колдоговора предприятия могли не только с 01.08.11 г., но еще с 01.04.11 г. (с даты вступления в силу раздела III НКУ). Текст Закона № 3609 и в качестве комментария Тему недели «Генеральная чистка» в Налоговом кодексе» см. в «БН», 2011, № 33, с. 3.

Таким образом, для беспроблемного включения в расходы прочих поощрительных и компенсационных выплат как выплат, установленных по договоренности сторон, рекомендуем в колдоговоре предусмотреть предоставление выплат, прописанных в пп. 2.3.12.3.4 Инструкции № 5.

Налог на прибыль № 2 (медосмотр). Ранее согласно п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль по медпунктам, созданным после 01.01.97 г.*, в валовые расходы можно было включить расходы на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности (кроме подлежащих амортизации) пунктов медицинского осмотра наемных работников, наличие которых обусловлено законодательством или коллективными договорами, заключенными согласно закону. Иначе говоря, если наличие медпункта на предприятии закреплялось в колдоговоре, то расходы на его содержание относились в состав валовых. При этом был неважен статус работника — положено ли ему проходить медосмотр согласно законодательству или нет. В любом случае предприятие имело право на валовые расходы, если создание медпункта и проведение медосмотров для всех категорий работников данного предприятия закреплено в колдоговоре.

* Для медпунктов, числящихся на 01.01.97 г., действовала норма п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль. Подробно об этом мы писали в статье «Медпункт на предприятии: как организовать и учесть расходы деятельности» // «БН», 2008, № 18, с. 29.

Какая ситуация сейчас. Согласно п.п. 140.1.1 НКУ при определении объекта налогообложения учитываются расходы (кроме подлежащих амортизации), осуществленные в порядке, установленном законодательством, на организацию, содержание и эксплуатацию пунктов бесплатного медицинского осмотра, бесплатной медицинской помощи и профилактики работников (в том числе обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, а также расходы на заработную плату наемных работников).

Как видим, после 01.04.11 г. упоминания о колдоговоре в вышеприведенной норме НКУ нет. Законодатели ограничились обобщенной и нечеткой формулировкой — «…расходы... осуществляемые в порядке, установленном законодательством». По всей видимости, под словом «законодательство» имеются в виду законы и прочие нормативно-правовые акты. Из этого можно заключить, что расходы на содержание медпунктов попадут в налоговые расходы в том случае, если необходимость проведения медосмотров работников установлена законодательством. И при этом тот факт, упоминается ли о них в колдоговоре, имеет второстепенное значение.

В связи с этим напомним, что ст. 169 КЗоТ и ст. 17 Закона об охране труда возложена на работодателя обязанность за свой счет организовывать медосмотры. Правда, в этих статьях речь идет о медосмотре работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, а также работников в возрасте до 21 года. Кроме того, согласно ст. 191 КЗоТ при приеме на работу лиц моложе 18 лет, должен быть обязательно проведен медосмотр, который в дальнейшем проводится ежегодно до достижения работником 21 года. Приказом Минздрава от 21.05.07 г. № 246 утвержден порядок проведения медосмотров работников определенных категорий. Проведение медосмотров (например, медосмотры педагогов, лиц, работающих в пищевой промышленности, водителей и т. п.) может предусматриваться другими нормативными актами.

Не будет лишним указать в колдоговоре информацию об объектах соцкультбыта, которые находятся на балансе предприятия. Это позволит без проблем формировать расходы по ним согласно п.п. 140.1.8 НКУ.

Налог на прибыль № 3 (профсоюзы). В состав прочих расходов включаются прочие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, в частности:

— суммы средств или стоимость товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, определенные в ст. 157 НКУ в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (абзац «а» п.п. 138.10.6 НКУ);

— суммы средств, перечисленные работодателями первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, предусмотренные коллективными договорами (соглашениями) в соответствии с Законом о профсоюзах, в пределах 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год с учетом положений абзаца «а» п.п. 138.10.6 НКУ (абзац «б» п.п. 138.10.6 НКУ).

Обратите внимание, 4 % — это общий лимит для перечислений, названных в абзацах «а» и «б» п.п. 138.10.6 НКУ.

При этом в случае если по результатам предыдущего отчетного года налогоплательщиком получен отрицательный результат объекта налогообложения, то перечисляемая сумма средств определяется с учетом налогооблагаемой прибыли, полученной в году, предшествующем году декларирования такого годового отрицательного значения, но не ранее чем за четыре предыдущих отчетных года (п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ).

Налог на добавленную стоимость. Если в колдоговоре прописано, что услуги объектов соцкульбыта предоставляются работникам предприятия бесплатно, предприятие все равно должно начислить налоговые обязательства исходя из обычных цен. Исключения составляют операции, перечисленные в ст. 197 НКУ, среди которых, например, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физлиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, детей-инвалидов.

При этом есть вероятность, что налоговые органы могут не признать налоговый кредит по таким операциям, ссылаясь на то, что бесплатное предоставление этих услуг не связано с хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому, чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, советуем прописать в колдоговоре все социальные гарантии, которыми вы обеспечиваете своих работников.

Что касается услуг, частично оплачиваемых за счет предприятия, то тут такая же ситуация. Налоговые обязательства по НДС начисляются исходя из обычных цен. На освобожденные услуги НДС, естественно, не начисляется. При этом налоговый кредит предприятие может отражать без каких-либо опасений, потому что какой-никакой доход оно получило (доход в размере частичной оплаты услуг объектов соцкультбыта работником предприятия).

Аналогичные принципы отражения налоговых обязательств и налогового кредита в отношении объектов соцкультбыта действовали и до НКУ — в соответствии с Законом об НДС.

НДФЛ. Согласно п.п. «а» п.п. 164.2.17 НКУ включается в налогооблагаемый доход работника в виде дополнительного блага стоимость использования жилья, других объектов материального или нематериального имущества, предоставленных ему в безвозмездное пользование, либо компенсации стоимости такого использования, кроме случаев, когда такое предоставление или компенсация обусловлены выполнением плательщиком налога трудовой функции согласно трудовому договору (контракту) либо предусмотрены нормами коллективного договора или согласно закону в установленных ими пределах.

Применению этой нормы уделили внимание и налоговики в ЕБНЗ (раздел 160.04). На вопрос о том, подлежит ли обложению НДФЛ стоимость безвозмездно предоставленного в пользование жилья юридическим лицом либо представительством нерезидента юридического лица физическому лицу — наемному работнику, если это предусмотрено трудовым соглашением, налоговики ответили: «не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц стоимость безвозмездно предоставленного в пользование жилья юридическим лицом, в том числе представительством нерезидента — юридического лица, физическому лицу — наемному работнику, если это предусмотрено трудовым соглашением».

ЕВС. При начислении ЕВС на стоимость выплат или социальных услуг работникам, предоставляемым в соответствии с условиями коллективного договора, следует исходить из того, включаются они в базу обложения (в фонд оплаты труда) или нет. На те выплаты, которые не включаются в фонд оплаты труда, ЕВС не начисляется. При этом следует ориентироваться на нормы Инструкции № 5. В Шпаргалке бухгалтера «Выплаты работникам: начисления и удержания, участие в расчете средней зарплаты для соцвыплат и отпускных, индексация и компенсация» // «БН», 2011, № 18-19, с. 27 приведены перечисленные в ней выплаты и указано на необходимость начисления и удержания ЕВС.

Стоит отметить, что есть возможность избежать начисления НДФЛ и ЕВС — предоставлять неперсонифицированные услуги. Однако в таком случае не удастся учесть расходы при определении налогооблагаемой прибыли. Под неперсонифицированными услуги следует понимать, например, питание работников по принципу «шведского стола», бесплатное посещение всеми желающими работниками предприятия арендованного бассейна, спортивной площадки (арендную плату за бассейн/площадку невозможно персонифицировать). Если предприятие будет платить за каждого работника в отдельности, то в этом случае нужно начислить ЕВС и НДФЛ, так как такие суммы включаются в фонд оплаты труда, как выплаты, имеющие индивидуальный характер согласно п.п. 2.3.4 Инструкции № 5.

Льгота неприбыльным организациям. От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «е» п. 157.1 НКУ, в частности, стоимость имущества и услуг, полученных первичной профсоюзной организацией от работодателя согласно положениям коллективного договора (соглашения), в целях обеспечения условий деятельности такой профсоюзной организации в соответствии со ст. 42 Закона о профсоюзах (п.п. 157.9 НКУ).

 

Ответственность и штрафные санкции

Контроль за выполнением положений колдоговора осуществляется непосредственно сторонами, которые его заключили, или уполномоченными ими представителями в порядке, определенном в самом колдоговоре.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять необходимую для этого имеющуюся информацию. Стороны, подписавшие колдоговор ежегодно в сроки, предусмотренные коллективным договором, соглашением, отчитываются об их выполнении (ст. 15 Закона о колдоговорах).

Согласно ст. 19 КЗоТ если собственник или уполномоченный им орган (лицо) нарушил условия колдоговора, то профсоюзы, его заключившие, имеют право направлять собственнику или уполномоченному им органу (лицу) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить нарушения или недостижения согласия в указанный срок профсоюзы имеют право обжаловать неправомерные действия или бездействие должностных лиц в суде.

В табл. 3 представлена информация о видах нарушений и ответственности за их совершение.

 

Таблица 3. Ответственность за нарушения порядка заключения и выполнения колдоговора

Вид нарушения

Кто несет ответственность(1)

Размер штрафа

Чем предусмотрена ответственность

— уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению колдоговора;
 — умышленное нарушение установленного законодательством срока начала коллективных переговоров (ст. 10 Закона о колдоговорах);
 — необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок

— лица, представляющие собственников (уполномоченных ими органов);
 — профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы;
 — представители трудовых коллективов

От 51
до 170 грн.

Ст. 17 Закона о колдоговорах,
ст. 411 КоАП

— нарушение или невыполнение обязательств по колдоговору

От 850
до 1700 грн.

Ст. 18 Закона о колдоговорах,
ст. 412 КоАП

— непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением колдоговоров

От 17
до 85 грн.

Ст. 19 Закона о колдоговорах,
ст. 413 КоАП

(1) Помимо штрафов, в ст. 17 — 19 Закона о колдоговорах предусмотрено привлечение этих лиц к дисциплинарной ответственности.

В заключение скажем об ответственности работодателя за отсутствие колдоговора. Пока в действующем законодательстве нет норм, которые предполагали бы ответственность за отсутствие на предприятии колдоговора (см. письма Минтруда от 03.10.05 г. № 7825/0/14-05/015-15, от 07.04.06 г. № 2411/0/14-08/18; письмо Минюста от 05.04.06 г. № 21-5-197). Иначе говоря, колдоговор заключается добровольно. Но следует иметь в виду, что в случае уклонения от участия в переговорах стороны переговоров, в том числе работодатель, могут быть привлечены к админответственности (штраф от 51 до 170 грн. согласно ст. 17 Закона о колдоговорах и ст. 411 КоАП). Примерную форму коллективного договора мы приводили в статье «Коллективный договор на предприятии» // «БН», 2007, № 29, с. 37.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о колдоговорах — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закона об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон о профсоюзах — Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV.

Закон № 1957 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 01.07.04 г. № 1957-IV.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI.

Положение № 225 — Положение о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, утвержденное постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 225.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНСУ www.sta.gov.ua.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)