20.08.12

Закон о госзакупках: анализ последних изменений

Настоящая консультация является комментарием к изменениям, внесенным Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 04.07.2012 г. № 5044-VI в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.



Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 04.07.2012 г. № 5044-VI (далее — Закон № 5044) внесены очередные изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289). Несомненно, эти изменения заинтересуют многих заказчиков, поэтому проанализируем их детально.

Прежде всего отметим, что согласно п. 1 Заключительных положений Закона № 5044 этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Поскольку Закон № 5044 опубликован в газете «Голос Украины» от 04.08.2012 г., его действие начинается с 05.08.2012 г.

 

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА

1. Законом № 5044 исключены из Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV положения, в которых содержались ссылки на Закон № 2289. Также уточнен порядок применения Закона № 2289 предприятиями, указанными в п. 21 этого Закона. В частности, новой редакцией абз. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 предусмотрено, что действие этого Закона распространяется на предприятия в случае осуществления ими закупки за счет государственных средств.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что эти изменения не касаются учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченных на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей. На таких распорядителей бюджетных средств, как и ранее, распространяются требования Закона № 2289.

2. Следующие изменения связаны с существенным расширением перечня товаров и услуг, на которые не распространяется действие Закона № 2289,определенные в ч. 3 ст. 2 этого Закона. Отметим, что существенное расширение перечня исключений из процедур государственных закупок не в полной мере согласуется с основной целью этого Закона, которая заключается в создании конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращении проявлений коррупции в этой сфере, развитии добросовестной конкуренции, обеспечении рационального и эффективного использования государственных средств. В связи с этим существенное расширение перечня случаев, на которые не распространяется действие Закона № 2289, а следовательно, и процедуры закупки может привести к ограничению конкуренции в соответствующих сферах, повышению коррупционных рисков при осуществлении соответствующих закупок, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств и дополнительным бюджетным расходам.

 

УТОЧНЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

1. В ч. 4 ст. 7 Закона № 2289, которой предусмотрены полномочия Государственной казначейской службы, внесены некоторые уточнения. Так, проверкой правильности оформления документов считается проверка соблюдения заказчиком установленных законодательством требований к форме документа и правильности его заполнения в соответствии с утвержденными инструкциями по заполнению таких форм (при их наличии). Также Государственной казначейской службе разрешено принимать меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случае отсутствия необходимых документов, предусмотренных Законом № 2289, или их несоответствия установленным законодательством требованиям по оформлению.

2. Теперь Минэкономразвития имеет право в случае выявления нарушений законодательства в сфере государственных закупок при осуществлении мониторинга закупок предоставлять в порядке, определенном законодательством, заключения с рекомендациями по устранению и недопущению таких нарушений, о чем одновременно извещается орган обжалования (ст. 8 Закона № 2289).

Вместе с тем отметим, что в этой норме Закона № 2289 не определено, какое правовое значение будет иметь информирование органа обжалования о выявленных нарушениях. К тому же ч. 3 ст. 8 Закона № 2289 определены полномочия Антимонопольного комитета Украины как органа обжалования только в отношении рассмотрения жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок.

3. Законом № 5044 внесены изменения в Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII, согласно которым теперь порядок проведения проверок государственных закупок устанавливается КМУ.

 

ОБЩИЕ НОРМЫ

1. Несколько нелогичными выглядят изменения, внесенные в п. 1 ст. 10 Закона № 2289. Так, предыдущей редакцией было предусмотрено, что «заказчик бесплатно обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном этим Законом, информацию о закупке». А теперь согласно этой норме «заказчик для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа (которое осуществляется бесплатно) в порядке, установленном этим Законом, предоставляет информацию о закупке». По нашему мнению, такая игра слов, в конце концов, может дать основания для односторонней трактовки этой нормы, поскольку теперь в ней не предусмотрено обязательное обнародование всей информации об осуществлении закупки.

2. Согласно обновленной редакции ч. 2 ст. 11 Закона № 2289 предусмотрено, что в состав комитета по конкурсным торгам не могут также входить депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета (до этого было — депутаты местных советов). Кроме того, теперь, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше 5 человек, в состав комитета по конкурсным торгам должны входить все служебные (должностные) лица заказчика.

3. Введена возможность закупки по сокращенной процедуре продуктов питания и услуг по организации питания. Так, согласно изменениям, внесенным в ч. 3 ст. 21 Закона № 2289, в случае обоснованной неотложной необходимости в закупке продуктов питания и услуг по организации питания срок для подачи предложений конкурсных торгов может быть сокращен до 15 дней.

4. Благодаря изменениям, внесенным в ст. 30 Закона № 2289, заказчик имеет право признать торги несостоявшимися также в случае сокращения расходов на осуществление закупок товаров, работ и услуг.

5. Изложены в новой редакции основания, согласно которым процедура закупки у одного участника будет отменяться заказчиком (ст. 39 Закона № 2289).

6. Также ч. 1 ст. 32 Закона № 2289 изложена в новой редакции. Так, заказчик в течение 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися будет подавать объявление о результатах проведения процедуры закупки для бесплатного опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и бесплатного размещения на веб-портале Министерства экономического развития и торговли Украины.

 

ДОГОВОР О ЗАКУПКЕ

Достаточно существенные изменения внесены в нормы положений Закона № 2289, связанные с заключением и выполнением договора о закупке.

1. Из ст. 40 Закона № 2289 исключено положение, согласно которому типовой договор о закупке утверждается Минэкономразвития. Это означает, что теперь договор о закупке разрешено заключать в произвольной форме.

2. Из статей 31, 36 и 39 Закона № 2289 исключены положения, согласно которым договор о закупке, заключенный с нарушением установленных сроков, является ничтожным.

3. Исключена ст. 41 Закона № 2289, определявшая существенные условия договора о закупке.

4. Значительные изменения внесены в ч. 5 ст. 40 Закона № 2289, в которой предусмотрены случаи, когда существенные условия договора о закупке после его подписания могут изменяться. В частности, к ранее предусмотренным случаям добавлены следующие:

— согласование изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ, услуг);

— изменение цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок;

— изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменение курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменение биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке.

Как видим, комментируемые изменения к Закону № 2289 достаточно существенные. Надеемся, что в ближайшее время следует ожидать соответствующих изменений в нормативно-правовые документы Минэкономразвития, о которых мы, в свою очередь, обязательно сообщим вам на страницах нашей газеты.

 

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 
Газета «Бюджетна бухгалтерія»


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі