3381 0

СОСТАВЛЯЕМ ОТЧЕТ НЕПРИБЫЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

21.07.11

С целью обеспечения единых принципов подачи налоговой отчетности учреждениями и организациями, которые внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций и которым присвоен соответствующий признак неприбыльности, приказом ГНАУ от 31.01.2011 г. № 56 были утверждены новая форма Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций и Порядок его составления.

В данной статье предлагаем вам ознакомиться с основными правилами заполнения этого Отчета.

Начиная с 1 апреля 2011 года, т. е. с даты вступления в силу разд. III Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), неприбыльные учреждения и организации, зарегистрированные* согласно требованиям законодательства и внесенные органами ГНС в установленном порядке в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, руководствуются специальной ст. 157 НКУ. Именно в этой статье определен порядок налогообложения неприбыльных организаций.

* Положение о Реестре неприбыльных учреждений и организаций утверждено приказом ГНАУ от 24.01.2011 г. № 37.

Согласно ст. 133 НКУ плательщиками налога на прибыль из числа резидентов являются неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности
и/или доходов, подлежащих налогообложению.

При этом к неприбыльным организациям относятся предприятия, учреждения и организаций, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а осуществление благотворительной деятельности и меценатства, а также другой деятельности, предусмотренной законодательством.

К числу неприбыльных организаций, на которые распространяется требование ст. 157 НКУ, в частности, относятся органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов.

Как предусмотрено п. 157.14 ст. 157 НКУ, центральный орган ГНС устанавливает порядок учета и предоставления Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций (далее — Отчет). Форма такого Отчета и Порядок составления Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций (далее — Порядок) утверждены приказом ГНАУ от 31.01.2011 г. № 56. Такой Отчет неприбыльные организации по новой форме должны предоставлять начиная со II квартала 2011 года. Поэтому далее акцентируем внимание в первую очередь на тех нововведениях, которые коснулись порядка заполнения Отчета. Сразу заметим, что структура новой формы Отчета не претерпела существенных изменений по сравнению со старой и в основном они направлены на приведение этого документа в соответствие
с требованиями
НКУ.

 

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ОТЧЕТА

Отчет является налоговой декларацией и составляется в порядке, установленном ст. 48 НКУ.

Отчет подается в налоговый орган, в котором состоит на учете неприбыльная организация, в сроки, установленные для квартального отчетного периода, т. е. в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Впервые Отчет по новой форме бюджетные учреждения подают за II квартал 2011 года. Таким образом, в 2011 году эта форма отчетности должна быть подана:

— за II квартал — не позднее 9 августа;

— за II — III квартал — не позднее 9 ноября;

— за II — IV квартал — не позднее 9 февраля 2012 года.

В дальнейшем при подаче этого Отчета (с 2012 года) применяются такие налоговые периоды: I квартал, полугодие, девять месяцев и год.

В отношении Отчета действует общий порядок переноса сроков подачи отчетности: если последний день срока подачи Отчета приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Бюджетные учреждения могут подать Отчет одним из следующих способов:

1) лично или уполномоченным на это лицом. При этом один экземпляр Отчета будет подан в орган ГНС, а второй с подписью ответственного о приеме Отчета и штампом органа ГНС остается для учреждения. Наличие штампа является подтверждением подачи Отчета;

2) отправить по почте по адресу налогового органа с уведомлением о вручении и описью вложения согласно Порядку оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденному постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799. В этом случае отправить Отчет нужно не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока его подачи (п. 49.5 ст. 49 НКУ, п. 1.7 Порядка). В данном случае подтверждением сдачи Отчета будет уведомление о вручении с подписью ответственного лица органа ГНС;

3) отправить средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Подтверждением подачи Отчета в данном случае является квитанция о его получении (п. 49.3 ст. 49 НКУ).

Согласно п. 120.1 ст. 120 НКУ непредоставление или несвоевременное предоставление налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление.Те же действия, совершенные налогоплательщиком, в которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление.

Уплата налогового обязательства, указанного в Отчете, осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации.

Внимание! В отличие от предельных сроков предоставления отчетности, которые переносятся на следующий за выходным или праздничным рабочий день, для сроков уплаты налогов и сборов в НКУ такое перенесение не предусмотрено. Поэтому налоги и сборы, последний срок уплаты которых истекает в нерабочий (выходной или праздничный) день, следует оплатить накануне.

Таким образом, последним днем уплаты налога на прибыль являются:

— за II квартал — 19 августа 2011 года;

— за II — III квартал — 18 ноября 2011 года;

— за II — IV квартал — 17 февраля 2012 года.

И еще один момент. В соответствии с п. 46.2 ст. 46 НКУ плательщик налога на прибыль должен подавать вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.

Что касается бюджетных организаций, то на них данное правило распространяется только в случае, если они получают прибыль от неосновной деятельности и/или доходы, подлежащие налогообложению, т. е. в случае когда бюджетные организации являются плательщиками налога на прибыль. По этому вопросу см. консультацию специалиста ГНС на с. 14 этого номера нашей газеты.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА

Основные правила, предусмотренные Порядком относительно заполнения Отчета, заключаются в следующем:

— Отчет составляется нарастающим итогом с начала календарного года. Однако, как уже отмечалось выше, в 2011 году отчетными налоговыми периодами для данного Отчета являются II квартал, II — III квартал и II — IV квартал;

 — Отчет заполняется в гривнях без копеек (с округлением по общепринятым правилам);

— в случае незаполнения той или иной строки Отчета из-за отсутствия операции (суммы) эта строка прочеркивается. При этом, в случае если налогоплательщик не осуществлял в отчетном периоде хозяйственную деятельность, этот факт не освобождает его от обязанности подать Отчет в орган налоговой службы (п. 49.2 ст. 49 НКУ);

— показатели, приведенные в Отчете, должны основываться на данных бухгалтерского учета и отвечать правилам составления налоговой отчетности;

— Отчет заполняется средствами, которые обеспечивают свободное чтение текста (цифр) и сохранение этих записей в течение установленного срока хранения отчетности. Не разрешается заполнять Отчет карандашом;

— в Отчете не должно быть подчисток, помарок и исправлений;

— достоверность данных, приведенных в Отчете, подтверждается подписями руководителя (уполномоченного лица) бюджетной организации и главного бухгалтера (лица, которое отвечает за ведение бухгалтерского учета и предоставление Отчета в орган государственной налоговой службы) и удостоверяется печатью.

Как уже отмечалось, структура Отчета претерпела некоторые изменения и теперь выглядит следующим образом:

1. Общая часть.

В общей части Отчета указываются обязательные реквизиты, которые должна содержать налоговая декларация (п. 48.3 ст. 48 НКУ). Обратите внимание: если неприбыльная организация имеет обособленные подразделения, то они наряду с головной организацией также должны подавать Отчет. Кстати, для этого в новой форме Отчета предусмотрены два специальных поля «Юридическое лицо», «Обособленное подразделение», где каждая организация ставит соответствующую отметку.

2. Первая часть.

В этой части Отчета бюджетные организации отражают доходы, которые освобождаются от обложения налогом на прибыль. Также в этой части Отчета в строке 8 приводится информация о профинансированных расходах бюджетных организаций, т. е. о средствах, которые были израсходованы в отчетном периоде в соответствии с утвержденными сметами.

3. Вторая часть.

Эта часть Отчета заполняется в том случае, если бюджетная организация в течение отчетного периода получала доходы, которые не освобождены от налогообложения. Также в этой части отражается расчет налога на прибыль.

4. Приложение.

Расчет налоговых обязательств за период, за который выявлена ошибка(и) является приложением к строкам 25, 26, 27 и 28 Отчета и подается в случае исправления ошибок. Такое приложение является нововведением для неприбыльных организаций. Оно подается в составе отчетного/отчетного нового Отчета, в котором приводится информация об исправленных ошибках. При этом такое приложение подается за каждый отчетный (налоговый) период, в котором выявлены ошибки.

Далее рассмотрим порядок заполнения всех частей Отчета.

 

КАКИЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

К доходам бюджетных организаций, освобожденным от обложения налогом на прибыль, относятся прежде всего доходы, перечисленные в п. 157.2 ст. 157 НКУ. Перечень таких доходов приведен далее (см. схему на с. 19).

 

49244.GIF

 

Кроме того, к таким доходам относятся собственные поступления бюджетных организаций, зачисляемые в состав специального фонда бюджета согласно требованиям Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). Так, доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 ст. 157 НКУ, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию, содержащихся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Перечень платных услуг, которые могут предоставляться указанными учреждениями, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Отметим, что в состав специального фонда бюджета включаются собственные поступления бюджетных учреждений, которые поступают дополнительно к средствам общего фонда бюджета. Перечень собственных поступлений бюджетных учреждений приведен в ст. 13 БКУ.

Для наглядности представим перечень доходов бюджетных учреждений, освобожденных от налогообложения, с учетом норм НКУ и БКУ.

Итак, средства, которые бюджетные организации получают в виде собственных поступлений, освобождаются от налогообложения при условии, что такие средства:

— предусмотрены сметой, утвержденной в соответствии с Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228;

— зачисляются в состав доходов специального фонда (на специальный счет) в соответствии с требованиями БКУ;

— используются исключительно на финансирование расходов такого учреждения (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно уставу бюджетного учреждения).

Все доходы, которые были получены в отчетном периоде и освобождаются от налогообложения в зависимости от вида поступлений, бюджетные учреждения показывают в первой части Отчета в строках 1.3.1 — 1.3.7.

В случае если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы в следующем году. При этом из суммы превышения доходов над расходами указанных неприбыльных организаций налог, предусмотренный в п. 151.1 ст. 151 НКУ, не уплачивается.

При отражении доходов, зачисляемых в состав специального фонда, нужно учесть, что в Отчете отражаются только те доходы, которые остаются в распоряжении бюджетной организации. Особое внимание нужно обратить при получении таких видов собственных поступлений бюджетных организаций:

1. Арендная плата.

Так, согласно п. 14 ст. 4 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI (далее — Закон о госбюджете) к доходам специального фонда относятся 50 % арендной платы за пользование другим имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета. Что касается остальных 50 % арендной платы, зачисляемых в состав общего фонда госбюджета, то такие суммы арендной платы в Отчете не отражаются.

Исключение касается платы за аренду военного имущества и имущества Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, которая полностью зачисляется в доход специального фонда их сметы.

Следует учесть, что такой порядок распределения арендной платы касается только бюджетных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета. Что касается учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, то вопросы распределения арендной платы между учреждением и местным бюджетом регулируются решениями органов местного самоуправления.

2. Средства, полученные за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни.

В Законе о госбюджете-2011 не содержится каких-либо требований о необходимости распределения таких средств, однако об этом упоминается в ст. 29 и 69 БКУ.

Так, в соответствии с п. 42 ст. 29 и п. 19 ст. 69 БКУ к доходам общего фонда соответствующего бюджета принадлежат 80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро. Таким образом, в распоряжении бюджетных организаций остается соответственно 20 и 50 % таких средств, которые и должны быть отражены в Отчете. Соответственно 80 и 50 % полученных средств, которые перечисляются в доход общего фонда бюджета, в Отчете не отражаются.

Остальные собственные поступления бюджетных учреждений, зачисляемые в доход специального фонда сметы, которые остаются в распоряжении бюджетных учреждений, отражаются в Отчете в полном объеме.

Заполняя Отчет, следует учесть, что в нем отражаются только фактически поступившие денежные средства (стоимость полученного имущества) и профинансированные расходы.

Это правило следует из формы самого Отчета и названия его строк:

— строка 1.1 «Фактически полученное финансирование по общему фонду»;

— строка 1.3 «Доходы, полученные бюджетным учреждением (организацией), которые зачислены на счета специального фонда этого учреждения (организации) согласно утвержденной в установленном порядке смете»;

— строка 8 «Профинансированные расходы бюджетного учреждения (организации)».

Таким образом, по аналогии с предыдущими годами, при заполнении обновленной формы Отчета сохранился кассовый принцип отражения доходов и расходов, т. е. такие суммы отражаются на дату фактического получения таких средств на счет неприбыльной организации или списания их со счета такой организации. По этому вопросу см. консультацию специалиста ГНС на с. 15 этого номера нашей газеты.

И еще один момент, который будет интересен бюджетным организациям — плательщикам НДС, которые на протяжении отчетного периода осуществляли операции, облагаемые этим налогом.

В доходной части Отчета (строки 1.3.1 — 1.3.7) такие организации отражают только ту часть средств, поступивших на их регистрационный счет, которая относится к доходам, запланированным сметой, и остается в распоряжении бюджетного учреждения, т. е. сумму дохода за вычетом НДС.

Что касается расходов на приобретение товаров (услуг), осуществленных за счет спецфонда, то суммы НДС, отнесенные в состав налогового кредита, в связи с таким приобретением не являются расходами учреждения, поэтому не должны отражаться в строке 8.2 Отчета.

Бюджетные учреждения — неплательщики НДС суммы налога, уплаченные при приобретении товаров, работ и услуг, относят в состав фактических расходов по соответствующим кодам экономической классификации расходов. В Отчете такие профинансированные расходы бюджетного учреждения отражаются в полной сумме (т. е. с учетом НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг).

Для того чтобы вам проще было сориентироваться в порядке заполнения первой части Отчета, представим необходимую информацию в таблице:

 

Название строки

Код строки

Особенности заполнения

1

2

3

Доходы, полученные бюджетным учреждением (организацией), зачисленные на счета специального фонда такого учреждения (организации) в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой

1.3

Суммируются данные, приведенные в строках 1.3.1 — 1.3.7, в которых отражаются доходы бюджетных организаций, зачисляемые в состав специального фонда

Безвозмездные поступления или поступления в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований

1.3.1

В этой строке отражаются поступления, относящиеся к подгруппе 1 второй группы собственных поступлений.

К таким доходам относятся все виды добровольной безвозвратной помощи в виде средств и имущества, благотворительных взносов, гранты и подарки, в том числе взносы от спонсоров и меценатов

Пассивные доходы

1.3.2

Пассивные доходы, т. е. доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти

Средства или имущество, которые поступают бюджетным учреждениям (организациям) как компенсация стоимости полученных государственных услуг

1.3.3

В этой строке отражаются поступления подгруппы 1 первой группы собственных поступлений.

Под государственными услугами (п. 157.15 ст. 157 НКУ) следует понимать как любые платные услуги, обязательность получения которых устанавливается законодательством, так и те, которые предоставляются физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями и организациями, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов. В понимании термина «государственные услуги» не включаются налоги, сборы (обязательные платежи), предусмотренные НКУ.

В соответствии с п. 32 ст. 4 Закона о госбюджете плата за административные услуги относится к источникам формирования специального фонда. Плата за предоставление таких услуг взимается в размерах и порядке, определенных законодательными актами Украины, а в случае если это не предусмотрено законодательными актами Украины — актами КМУ.

Напомним, что к административным услугам относятся государственные услуги, являющиеся результатом осуществления субъектом полномочий по принятию согласно нормативно-правовым актам на обращение физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т. п.).

К административным услугам относятся:
— выдача лицензий, разрешений и других документов разрешительного характера, сертификатов, свидетельств, аттестатов, удостоверений;
— регистрация (фактов, субъектов, прав, объектов, в том числе легализация субъектов и актов (документов), нострификация и верификация);
— другие виды деятельности независимо от названия, в результате осуществления которых заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также объектам, которые находятся в собственности, владении или пользовании таких лиц, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт.

При этом к административным услугам не относится контрольная деятельность (проведение проверки, ревизии, инспектирование и т. п.), образовательные, медицинские и хозяйственные услуги, которые предоставляются органами исполнительной власти государственными предприятиями, учреждениями и организациями.

Перечни административных услуг и размер платы за предоставление таких услуг утверждены постановлениями КМУ

Доходы государственных учебных заведений, полученные от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг

1.3.4

В этой строке отражаются поступления подгруппы 2 первой группы и подгруппы 3 первой группы, получаемые государственными учебными заведениями от изготовления и реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг

Доходы от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью

1.3.5

В этой строке отражаются поступления подгруппы 1 первой группы, а именно: плата за услуги, которые бюджетные учреждения предоставляют согласно их функциональным полномочиям, т. е. предоставление таких платных услуг непосредственно связано с их основной деятельностью.

Напомним, что под основной деятельностью неприбыльных организаций (п. 157.15 ст. 157 НКУ) следует понимать деятельность неприбыльных организаций, которая определена для них как основная законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации, в том числе по предоставлению реабилитационных и физкультурно-спортивных услуг для инвалидов (детей-инвалидов), благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных, социальных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию систем социального самообеспечения граждан (негосударственные пенсионные фонды и другие подобные организации).

К основной деятельности также относится продажа неприбыльной организацией товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которые пропагандируют принципы и идеи, для защиты которых была создана такая неприбыльная организация, и которые являются тесно связанными с ее основной деятельностью, если цена таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг является ниже обычной или если такая цена регулируется государством.

При этом уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности, не предусматривающих получения прибыли в соответствии с нормами законов, регулирующих их деятельность.

Стоит обратить внимание на то, что предыдущая форма Отчета не требовала проводить разграничение между платными услугами, которые связаны
с основной деятельностью такой неприбыльной организации, и остальными платными услугами. Главным условием было — такие платные услуги должны быть предусмотрены соответствующим перечнем, утвержденным КМУ

Прочие поступлений, зачисляемые в состав смет (на специальные счета)

1.3.7

В этой строке Отчета отражаются все остальные виды собственных поступлений бюджетных учреждений, которые не были включены в строки 1.3.1 — 1.3.6 Отчета, а именно:
поступления подгруппы 2 первой группы;
поступления подгруппы 3 первой группы;
поступления подгруппы 4 первой группы;
поступления подгруппы 2 второй группы;
поступления подгруппы 3 второй группы.

Подробная расшифровка собственных поступлений бюджетных учреждений, относящихся к той или иной подгруппе, приведена на схеме на с. 19

Профинансированные расходы бюджетного учреждения (организации)

8

В этой строке показывают сумму данных, приведенных в строках 8.1 и 8.2

Сумма расходов по общему фонду в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой бюджетных учреждений (организаций)

8.1

В данной строке приводится информация о сумме фактических расходов бюджетной организации, которые были осуществлены в отчетном периоде за счет средств общего фонда

Сумма расходов по специальному фонду в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметами бюджетных учреждений (организаций)

8.2

В данной строке приводится информация о сумме фактических расходов бюджетной организации, которые были осуществлены в отчетном периоде за счет средств специального фонда

 

КАКИЕ ДОХОДЫ ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ

Порядок налогообложения доходов, полученных бюджетной организацией, не указанных среди источников доходов, освобожденных от налогообложения, т. е. налогооблагаемых доходов, осуществляется согласно требованиям п. 157.11 ст. 157 НКУ.

Так, налог на прибыль определяется каксумма доходов, полученных из таких других источников, должна быть уменьшена на сумму расходов, связанных с получением таких других доходов, которые не могут превышать эти доходы. При этом, так же как и раньше, при исчислении суммы налогооблагаемой прибыли сумма амортизационных отчислений не учитывается.

Конечно, в основном бюджетные организации получают доходы, освобожденные от налогообложения, и поэтому достаточно редко у них возникает необходимость в заполнении второй части Отчета. Как уже отмечалось, это связано с тем, что плательщиками налога на прибыль неприбыльные учреждения и организации являются в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, подлежащих налогообложению (п. 152.6 ст. 152 НКУ).

В этом случае сумму налогооблагаемых доходов вражают в строке 10 Отчета, а сумму расходов, связанных с получением таких доходов — в строке 11 Отчета. При этом показатель из строки 11 не может превышать показатель из строки 10.

Согласно п. 2.7 Порядка расходы отражаются в строке 11 Отчета в том отчетном периоде, в котором получены доходы, подлежащие налогообложению,
т. е.
одновременно с облагаемыми доходами.

При заполнении второй части Отчета доходы и расходы отражаются по дате фактического получения таких средств на счет неприбыльной организации или списания их со счета такой организации.

Сумма начисленного налога на прибыль отражается в строке 15 Отчета и уплачивается за тот отчетный налоговый период, когда была получена эта прибыль. Напомним, что ставка налога на прибыль с 1 апреля по 31 декабря 2011 года составляет 23 %.

Что касается остальных строк второй части Отчета, а именно строк 16 — 23, то в них производится расчет налога на прибыль с превышения в соответствии с абз. 1 п. 157.11 ст. 157 НКУ, который осуществляется только по итогам первого квартала. Однако бюджетные учреждения, так же как и раньше, освобождены от расчета и уплаты налога на прибыль с суммы превышения и поэтому проставляют в этих строках прочерки.

 

КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ, ДОПУЩЕННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТА

По общему правилу, установленному п. 50.1 ст. 50 НКУ, если в следующих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, допущенные в ранее поданной им налоговой декларации, он обязан предоставить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме, действующей на момент его подачи.

Налогоплательщик имеет право не подавать такой уточняющий расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были им выявлены самостоятельно.

Если налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, он исправляет ошибку одним из способов:

1) направляет уточняющий расчет как самостоятельный документ. В этом случае на бланке самого Отчета в верхнем правом поле проставляется отметка «Уточняющий». При таком способе исправления необходимо уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

2) отражает сумму недоплаты в составе Отчета, подаваемого за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства. В этом случае сумма штрафа уплачивается в размере 5 % такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу. При таком варианте исправления ошибки вместе с Отчетом за текущий отчетный период подается специальное приложение «Расчет налоговых обязательств за период, за который выявлена ошибка(и)»,в котором производится непосредственно перерасчет налогового обязательства в связи с исправлением ошибки. Заметим, что за каждый отчетный период, который уточняется, составляется отдельное приложение.

Кроме того, в случае самостоятельного выявления налогоплательщиком занижения налогового обязательства предусмотрена необходимость начисления пени на сумму такого занижения за весь период занижения (п.п. 129.1.2 ст. 129 НКУ). При этом ГНАУ в письме от 03.06.2011 г. № 15666/7/16-1517-26 указала на то, что при самостоятельном выявлении налогоплательщиком занижения суммы налогового обязательства пеня начисляется на сумму занижения и за весь период занижения (со дня наступления срока погашения налогового обязательства по день фактической уплаты (включительно) суммы заниженного налогового обязательства) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения

Штрафные санкции 3 и 5 % не применяются только в том случае, если налогоплательщик после подачи Отчета за отчетный период подает новый Отчет с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи Отчета за такой же отчетный период.

 

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА

Рассмотрим порядок заполнения Отчета с учетом таких данных: учебное заведение, содержащееся за счет средств местного бюджета, во II квартале 2011 года осуществило следующие операции:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

1

Получено финансирование по общему фонду

300000

2

Поступила плата за обучение студентов *

140000

3

Поступила благотворительная помощь от физических и юридических лиц

23000

4

Получена арендная плата**

7000

5

Получена плата за проживание студентов в общежитии ***

12000

6

Получены средства за оформление документов об образовании
государственного образца **

350

7

Поступили средства от реализации учебной литературы, методических изданий*

1700

8

Получены средства за оформление студенческих билетов, зачетных книжек **

710

9

Поступили средства от реализации продукции общественного питания **

5400

10

Выплачена стипендия

150000

11

Выплачена заработная плата работникам учебного заведения ****

320000

12

Оплачены коммунальные услуги, услуги связи и прочие услуги

18000

* Согласно Перечню платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденному постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796 (далее — Перечень), такие платные услуги указаны в разделе 1 «В сфере образовательной деятельности», поэтому в Отчете доходы от таких услуг отражаются
в строке 1.3.5 как доходы, связанные с основной деятельностью учебного заведения.

** Согласно Перечню такие платные услуги указаны в разделе 8 «Прочие услуги», поэтому в Отчете доходы от таких услуг отражаются в строке 1.3.7 как прочие поступления.

*** Согласно Перечню такие платные услуги указаны в разделе 7 «В сфере жилищно-коммунальных услуг», поэтому в Отчете доходы от таких услуг отражаются в строке 1.3.7 как прочие поступления.

**** Общая сумма расходов на выплату заработной платы составила 320000, из них 300000 грн. выплачены за счет средств общего фонда и 20000 грн. — за счет средств специального фонда.

 

В данном случае Отчет необходимо заполнить так:

 

ПОДАТКОВИЙ ЗВІТ

про використання коштів неприбуткових установ та організацій

(витяг)

(грн.)

Показники

Код рядка

Наростаючим підсумком з початку звітного
(податкового) року

1

2

3

I частина

Фінансування установ (організацій), включених до Реєстру неприбуткових установ та організацій відповідно до підпункту «а» пункту 157.1 статті 157 розділу III Податкового кодексу України (далі — Кодекс) (ознака неприбутковості
з 0001 до 0004) (сума рядків 1.1 — 1.3)

1

490160

фактично одержане фінансування за загальним фондом

1.1

300000

залишки коштів на спеціальних рахунках, що перейшли з попереднього року

1.2

доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом

(сума рядків 1.3.1 — 1.3.7)

1.3

190160

безоплатні надходження або надходження у вигляді безповоротної фінансової допомоги чи добровільних пожертвувань

(сума рядків 1.3.1.1, 1.3.1.2)

1.3.1

23000

сума коштів

1.3.1.1

23000

вартість майна

1.3.1.2

пасивні доходи

1.3.1.3

кошти або майно, які надходять до бюджетних установ (організацій) як компенсація вартості отриманих державних послуг

1.3.3

доходи державних навчальних закладів, отримані від виготовлення та реалізації товарів, виконання робіт, надання послуг

1.3.4

доходи від надання платних послуг, пов’язаних з їх основною статутною діяльністю

1.3.5

141700
(140000 + 1700)

дотації або субсидії, отримані з державного або місцевого бюджетів, державних цільових фондів або у межах технічної чи благодійної, у тому числі гуманітарної, допомоги, крім дотацій на регулювання цін на платні послуги, які надаються неприбутковим організаціям або через них їх одержувачам згідно із законодавством, з метою зниження рівня таких цін

1.3.6

інші надходження, що зараховуються до складу кошторисів (на спеціальні рахунки)

1.3.7

25460
(7000 + 12000 + 350 + 710 + 5400)

<…>

Профінансовані видатки бюджетної установи (організації)

(сума рядків 8.1, 8.2)

8

488000

сума видатків за загальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів бюджетних установ (організацій)

8.1

468000
(150000 + 18000 + 300000)

сума видатків за спеціальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів бюджетних установ (організацій)

8.2

20000

<…>



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)