14877 0

Как учитывать картриджи и тонеры

11.07.14
Практически ни одно бюджетное учреждение не обходится в своей деятельности без ксерокса или лазерного принтера. Очевидно, что для обеспечения бесперебойной работы этого оборудования периодически необходимо проводить заправку картриджей тонером, а иногда даже замену отработанных картриджей. Об особенностях учета этих материальных ценностей и порядка документального оформления операций, связанных с их использованием, расскажем в этой статье.

В учреждениях государственной службы, исполнительной власти и местного самоуправления в связи со спецификой их деятельности существует необходимость в постоянном использовании ксерокса и принтеров. Ввиду этого необходимость обеспечения ксероксом и другой оргтехникой определена в п3.11 Рекомендаций № 55.

Вместе с тем некоторые бюджетные учреждения используют оргтехнику для предоставления платных услуг по копированию и печатанию. Так, например, учебные заведения, другие образовательные учреждения и заведения имеют право предоставлять на платной основе услуги по печати и копированию (п.п. 24 п. 1 Перечня № 796). При этом все расходы, связанные с предоставлением таких платных услуг (в том числе на заправку и замену картриджей), следует включать в стоимость этих услуг.

Что же касается учета тонеров и картриджей, то все комплектующие, детали, расходные материалы, используемые для ремонта или поддержания оргтехники в рабочем состоянии, учитывают в составе запасов. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете замены картриджей и заправки последних тонером следует в первую очередь руководствоваться нормами Положения № 947.

Отметим, что Порядком № 611 предусмотрено вести учет хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей, используемых для текущих нужд учреждения, на субсчете 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности». Тогда как запасные части, предназначенные для ремонта и замены сработанных частей машин (медицинских, электронно-вычислительных и др.) и оборудования, независимо от их стоимости учитываются на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию».

Таким образом, тонер для заправки картриджей, который фактически является расходным материалом, целесообразно отражать на субсчете 234, а картриджи как запасные части для ремонта принтеров и ксероксов следует учитывать на субсчете 238.

Имейте в виду, что расходы на приобретение расходных и других материалов к оргтехнике (в том числе картриджей, тонеров и т. п.) осуществляют по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». На это указывает п. 8 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333. Оплату же услуг по перезарядке картриджей и тонеров следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 15 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

Важно! Объем таких расходов следует планировать исходя из показателей предыдущего года (объема средств, израсходованных на замену и заправку картриджей) в пределах лимитов, установленных вышестоящей организацией и финансовыми органами.

Что же касается порядка документального оформления операций, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием принтеров и ксероксов, то он напрямую зависит от способа выполнения таких работ: собственными силами учреждения или с привлечением сторонней организации. И если замену картриджей достаточно часто осуществляют учреждения собственными силами, то заправку картриджей тонером в большинстве случаев проводят специализированные организации. Это, в свою очередь, обусловлено отсутствием в бюджетных учреждениях соответствующих специалистов и необходимого оборудования. Ведь для обеспечения целостности картриджей, высокого качества печати и продолжительного срока эксплуатации их заправку нужно проводить в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

В случае ремонта или технического обслуживания принтеров и ксероксов все же собственными силами учреждение самостоятельно приобретет все необходимые расходные материалы и запасные части. Основанием для их оприходования являются накладные и другие сопроводительные документы, выписанные поставщиком или продавцом. Прием этих материальных ценностей на ответственное хранение материально ответственное лицо удостоверяет своей подписью в документе поставщика или в акте о приеме запасов. Поступление материалов на склад, а также их выдачу со склада оформляют накладной (требованием) типовой формы № З-3, утвержденной Инструкцией № 130.

Тонер, использованный для заправки картриджа, а также запасные части, комплектующие материалы, установленные на принтер или ксерокс вместо отработанных, списывают на основании акта списания. В акте указывают, какие именно запасные части (материалы) и для ремонта (технического обслуживания) каких конкретно принтеров были использованы.

Если принято решение об обращении в стороннюю организацию для ремонта оргтехники и заправки картриджей, следует помнить, что такие организации, как правило, отдают преимущество использованию собственных расходных материалов и запасных частей. Поэтому во избежание недоразумений между учреждением и подрядной организацией отношения между ними обязательно должны быть оформлены договором подряда.

Факт предоставления услуг по ремонту или техническому обслуживанию оргтехники специализированной организацией подтверждает акт выполненных работ. Данный документ должны подписать представители обеих сторон при приеме-передаче соответствующего объекта.

В то же время независимо от способа выполнения работ по замене картриджа после проведения такого ремонта нужно оформить Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизируемых объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет). Форма последнего утверждена приказом № 125/70. Кроме того, информацию об осуществлении ремонта объекта необоротных активов следует отразить в соответствующей Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет).

Напомним также, что при осуществлении ремонта необоротных активов в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, что привело к замене запасных частей, их стоимость не нужно относить на увеличение стоимости необоротных активов. Такие расходы списывают на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета (п. 1.8 Положения № 611).

Порядок отражения операций, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием оргтехники, на счетах бухгалтерского учета рассмотрим на следующих условных примерах.

 

Пример 1. Бюджетное учреждение приобрело запасные части для ремонта оргтехники за счет средств общего фонда: картридж для лазерного принтера стоимостью 540 грн. (в том числе НДС — 90 грн.). Работы по замене картриджа выполнены собственными силами учреждения. Запасные части, использованные для ремонта принтера, списаны с бухгалтерского учета на основании акта списания.

 

В учетных регистрах вышеуказанные операции следует отражать так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходован картридж для лазерного принтера

238

675

450

2

Списана сумма НДС на фактические расходы учреждения

801 (802)

675

90

3

Перечислены поставщику средства за полученный картридж

675

321

540

4

Списан согласно акту списания картридж, установленный на принтер вместо отработанного

801 (802)

238

450

 

Пример 2. Согласно договору подряда между бюджетным учреждением и подрядной организацией проведена заправка картриджей лазерных принтеров (в количестве 5 шт.) тонером. Стоимость расходных материалов (тонера) согласно условиям договора включена в общую стоимость услуг. Факт предоставления услуг подтвержден актом выполненных работ, в соответствии с которым стоимость заправки одного картриджа составляет 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.), общая стоимость предоставленных услуг — 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.). Услуги оплачены за счет средств общего фонда.

 

На счетах бухгалтерского учета указанные операции следует отражать так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Согласно акту выполненных работ предоставлены услуги по заправке картриджей тонером

801 (802)

675

300

2

Перечислены средства подрядной организации за выполненные работы

675

321

300

 

Следует отметить также, что сегодня значительное распространение получила услуга по восстановлению (регенерации) картриджей. Эта услуга фактически дает картриджу вторую жизнь. Процесс восстановления картриджа предусматривает проведение полного цикла его очистки на промышленном оборудовании, замену всех изношенных деталей и заправку тонером. После этого качество печати такого картриджа не уступает качеству печати нового картриджа. Такие работы выполняют по большей части специализированные организации. Поэтому порядок отражения операций, связанных с восстановлением картриджей, в бухгалтерском учете аналогичен порядку отражения заправки картриджей сторонней организацией (см. пример 2).

Таким образом, все точки над «і» в деле по учету картриджей и тонеров расставлены. Уверены, что отныне учет ремонта и технического обслуживания оргтехники станет для вас более простым и понятным.

 

Нормативные документы

Перечень № 796 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Рекомендации № 55 — Рекомендации по организации труда государственных служащих в органах исполнительной власти, утвержденные приказом Минтруда от 28.01.2005 г. № 55.

Положение № 947 — Положение по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947.

Положение № 611 — Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Порядок № 611 — Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Инструкция № 130 — Инструкция о составлении типовых форм учета и списании запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Приказ № 125/70 — совместный приказ Главного управления Госказначейства и Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.



Теги: облік
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)