953 0

Тендерные новости в строительстве

27.03.12
19 января 2012 года вступили в силу изменения к некоторым законодательным актам по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности, в том числе и к Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок». Итак, чего ждать от новшеств в сфере государственных закупок в строительной отрасли?

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

Закон № 4220 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

ДБН Д.1.1-1-2000 — Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174 (в редакции приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 17.06.2003 г. № 85).

 

Как уже отмечалось, Законом № 4220, в частности, были внесены изменения в Закон № 2289, касающиеся в первую очередь сферы строительства.

К самым главным изменениям относится увеличение денежного порога применения норм Закона № 2289. В  соответствии с изменениями ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 звучит следующим образом:

«Данный Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн.».

 

Аспект № 1

В соответствии с п. 23 ст. 1 Закона № 2289 услуги — какой-либо предмет закупки (кроме товаров и работ), включая транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские либо опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, лизинг, наем (аренду), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт.

Первый вопрос, возникающий сразу: значит ли это, что при закупке услуг по текущему ремонту отныне при принятии решения о применении одной из процедур конкурсных торгов необходимо исходить из 300 тыс. грн., а не из 100 тыс. грн., как было ранее?

Напомним, что услуги по текущему ремонту в соответствии с приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921, которым утвержден Порядок определения предмета закупки, определяются по объектам строительства на основании Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000. В этом документе указано, что данные строительные нормы устанавливают основные правила определения стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства и носят обязательный характер при определении стоимости зданий (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности. При этом новое строительство, расширение, реконструкция и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрация памятников архитектуры и градостроительства именуется «строительство».

Для определения, что же именно подпадает под термин «строительство», можно обратиться и к Генеральной конвенции Международной организации труда от 20.06.88 г. № 167. В соответствии с указанной Конвенцией термин «строительство» охватывает:

1) строительные работы, среди них — земляные работы и сооружения, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт (куда входят чистка и покраска) и снос всех видов домов или зданий;

2) гражданское строительство, включая земляные работы и сооружения, конструктивные изменения, капитальный и текущий ремонт и снос, например, аэропортов, доков, гаваней, внутренних водных путей, дамб, защитных сооружений на берегах рек и морей и вблизи зон обвалов, автомобильных дорог и шоссе, железных дорог, мостов, тоннелей, виадуков и объектов, связанных с предоставлением услуг, таких как коммуникации, дренаж, канализация, водоснабжение и энергоснабжение;

3) монтаж и демонтаж строений и конструкций из элементов заводского производства, а также производство сборных элементов на строительной площадке.

Это международное законодательство, но даже опираясь на собственную нормативно-правовую базу, в частности на ДБН Д.1.1-1-2000,можно утверждать, что текущий ремонт относится к строительству, а соответственно денежный порог применения норм Закона № 2289 составляет 300 тыс. грн.

 

Аспект № 2

В новой редакции ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 также увеличен стоимостный предел для работ, который отныне составляет 1 млн грн.

В соответствии с п. 26 ст. 1 Закона № 2289 работы — это проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих работ.

Из этого понятно, что, например, для капитального ремонта денежный порог отныне составляет 1 млн грн. При этом в эти 1 млн грн. включается и разработка проектной документации на объект, поскольку «проектирование» в понимании Закона № 2289 — это работы.

Дополнительно следует отметить и вопрос разграничения отдельных видов работ текущего ремонта от капитального. Хотя денежный порог и увеличен как для первого, так и для второго вида ремонтов, все равно в понимании Закона № 2289 текущий ремонт относится к услугам, а капитальный — к работам, и соответственно денежный предел, после которого необходимо применять нормы Закона № 2289,для услуг в строительстве теперь составляет 300 тыс. грн., а для работ — 1 млн грн. Следовательно, отнесение строительных работ к той или иной категории является решающим в вопросе применения процедур государственных закупок или заключения прямого договора при их закупке.

Приведем определения капитального и текущего ремонтов, содержащиеся в письме Государственного комитета по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г. № 7/7-401.

Так, капитальный ремонт здания — это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предусматривает приостановление на момент выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности).

Текущий ремонт — это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ по текущему ремонту может учитывать как отдельные работы, классифицируемые как относящиеся к капитальному ремонту (кроме работ, предусматривающих замену и модернизацию конструктивных элементов здания). Текущий ремонт должен осуществляться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания либо объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).

Кроме того, приказом Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150 утвержден Примерный перечень услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений. Так, указанный приказ содержит перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и перечень работ, относящихся к капитальному ремонту, на который и стоит опираться при определении предмета закупки.

Однако все-таки надеемся, что уполномоченный орган, т. е. Министерство экономического развития и торговли Украины, в ближайшее время предоставит официальное разъяснение о применении новых норм Закона № 2289, ведь хотя они четко прописаны в законодательстве, многим не верится, что в таком улучшении законодательства государственных закупок в строительной сфере нет хитростей. К тому же требует дополнительного разъяснения распространение нижнего предела в 300 тыс. грн., кроме текущего ремонта, на другие услуги и товары в строительстве.

 

Аспект № 3

Следующие изменения Закона № 2289 были внесены в ч. 3 ст. 2, т. е. расширен перечень товаров, работ, услуг, на закупку которых не распространяется действие Закона. С 19.01.2012 г. к нему добавились услуги по нормированию и стандартизации в строительстве и работы по сносу самовольно построенных объектов в соответствии со ст. 38 Закона № 3038.

Таким образом, при закупке услуг по нормированию и стандартизации, которые ранее относились к работам, разрешено заключать прямые договоры без процедур конкурсных торгов.

Теперь подробнее остановимся на порядке сноса самовольно построенных объектов градостроительства, регулируемом ст. 38 Закона № 3038.

Так, в случае выявления факта самовольного строительства объекта, перестройка которого с целью устранения существенного отклонения от проекта либо устранения нарушений законных прав и интересов других лиц, существенного нарушения строительных норм является невозможной, должностное лицо соответствующей инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (далее — ГАСИ) выдает лицу, осуществившему (осуществляющему) такое строительство, предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил с определением срока для добровольного выполнения предписания.

В случае если лицо в установленный срок добровольно не выполнило требования, установленные в предписании, ГАСИ подает иск в суд о сносе самовольно построенного объекта и компенсации расходов, связанных с таким сносом.

По решению суда самовольно построенный объект подлежит сносу с компенсацией расходов, связанных со сносом объекта, за счет лица, осуществившего (осуществляющего) такое самовольное строительство. При этом заказчиком работ по сносу указанного объекта является ГАСИ, по иску которой принято соответствующее решение суда. До принятия Закона № 4220 такие работы со стороны ГАСИ осуществлялись с выполнением требований законодательства сферы государственных закупок.

Исходя из того что на работы по сносу самовольно построенных объектов в соответствии со ст. 38 Закона № 3038 действие Закона № 2289 больше не распространяется, если, например, административным судом по результатам рассмотрения дела по иску ГАСИ вынесено решение об обязательстве снести самовольно построенный объект, то для выполнения решения суда ГАСИ больше не нужно применять норму Закона № 2289. То есть ГАСИ вправе приглашать к таким работам дорогие строительные предприятия, к тому же не оглядываясь на стоимостные рамки размером в 300 тыс. грн. (или 1 млн для работ).

 

Аспект № 4

И последнее новшество было внесено в ст. 39 Закона № 2289,в соответствии с которым расширен перечень исключений, когда заказчик может применить неконкурентную процедуру, т. е. закупку у одного участника.

Так, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 заказчик имеет право применить процедуру закупки у одного участника в случае необходимости проведения дополнительных строительных работ, которые не включены в начальный проект, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта.

Однако это возможно для случаев, когда одновременно выполняются два условия:

договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ и такие работы технически либо экономически будут связаны с главным договором.

Таким образом, это значит, что закупка дополнительных работ, возникающих в процессе выполнения подрядного договора, производится путем заключения договора с подрядчиком по результатам процедуры закупки у одного участника.

Несмотря на такую благоприятную норму для заказчиков строительных работ, им все же необходимо обзавестись всеми подтверждающими документами о «необходимости проведения дополнительных строительных работ», поскольку хотя у Минэкономразвития забрали функцию согласования применения процедуры у одного участника (в соответствии с Законом Украины от 08.07.2011 г. № 3681-VI), у Министерства появилось право осуществлять мониторинг государственных закупок согласно приказу от 19.10.2011 г. № 155. При этом, как и предусматривалось, объектом такого мониторинга является именно процедура закупки у одного участника.

 

Итоги

С 19.01.2012 г.:

1) заказчики при закупке работ должны проводить конкурсные торги только в случае, когда ожидаемая стоимость закупки составляет или превышает 1 млн грн., а при закупке услуг по текущему ремонту — сумму до 300 тыс. грн., что приведет к значительному сокращению количества конкурсных торгов и улучшению проведения ремонтных работ;

2) отменено требование проведения конкурсных торгов на работы по сносу самовольно построенных объектов, заказчиком которых является инспекция государственного архитектурно-строительного контроля;

3) заказчикам предоставлена возможность дозакупать незапланированные работы по объекту путем заключения договора с тем же подрядчиком по результатам процедуры закупки у одного участника.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)