Інформація по темі "" | Публікації по тегу
14.06.12
2658 0
Друкувати
Обране

Обходим запрет на амортизацию: берем в аренду имущество родственников

Сегодня поговорим о юридических и налоговых нюансах заключения договоров аренды имущества (в основном помещений и транспортных средств) между предпринимателем-общесистемщиком и его родственником (или другом).

Дело в том, что заключение такого договора может помочь предпринимателю в случае покупки основных средств для предпринимательских целей отразить расходы на их приобретение в составе своих расходов вместо амортизации. Это актуально в связи с тем, что отражать в расходах амортизацию не позволяет устойчивая позиция налоговиков.


Документы статьи

СКУ — Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Методика № 1253 — Методика определения минимальной суммы арендного платежа за недвижимое имущество физических лиц, утвержденная постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1253.


Общие моменты

Налоговики на протяжении многих лет настаивают на том, что предприниматели-общесистемщики не имеют права начислять амортизацию основных средств, т. е. относить на расходы стоимость основных средств и нематериальных активов производственного, общехозяйственного, сбытового и иного назначения. Именно поэтому подавляющее большинство предпринимателей опасается включать в расходы стоимость приобретенных основных средств, так как в противном случае не избежать судебных тяжб с налоговиками.

Мы неоднократно советовали предпринимателям оформлять покупку основного средства на кого-либо из родственников или надежных друзей. А потом подписывать договор аренды основного средства с собственником этого основного средства. Почему так? Расходы на оперативную аренду основных средств (в том числе, помещений и транспортных средств) относятся к операционным расходам общесистемщика и представляют собой:

— общепроизводстственные расходы, если арендовано основное средство общепроизводственного назначения (подпункт 138.8.5 НКУ);

— административные (управленческие) расходы, если арендовано основное средство общехозяйственного назначения (подпункт 138.10.2 НКУ);

— расходы на сбыт, если арендовано основное средство, связанное со сбытом (подпункт 138.10.3 НКУ).

Таким способом (т. е. через арендные платежи) предприниматель может включить в расходы довольно-таки дорогостоящую покупку, которой является покупка любого основного средства, и уйти, например, от вопроса с амортизацией.


Налогообложение по договору аренды

Для предпринимателя, который хочет заменить амортизацию арендными платежами, важно, в каком статусе будет выступать арендодатель имущества. Ведь от этого будет зависеть его дополнительная налоговая нагрузка. Так, если арендодатель будет простым физлицом, то придется потратиться на НДФЛ из арендной платы. Однако при этом наш арендатор сможет учесть этот НДФЛ в своих расходах. Если арендодатель — предприниматель, то в этом случае всплывают другие нюансы. Поговорим об этом далее.

Арендодатель — гражданин. Если по договору аренды арендодатель — гражданин, то арендные платежи будут облагаться НДФЛ (подпункт 164.2.5 НКУ). А предприниматель-арендатор становится налоговым агентом (подпункт 170.1.2 НКУ).

Итак, предприниматель-арендатор должен начислить и уплатить в бюджет НДФЛ на сумму арендной платы, указанной в договоре аренды имущества (подпункт 170.1.1 НКУ).

Обратите внимание: если в аренду сдается объект недвижимости, то НДФЛ надо начислить на сумму арендной платы, указанную в договоре аренды, но не меньше минимальной суммы арендного платежа за полный или неполный месяц аренды (абзац второй подпункта 170.1.2 НКУ).

Минимальная сумма арендного платежа за недвижимое имущество определяется исходя из минимальной стоимости месячной аренды 1 кв. м общей площади недвижимого имущества по формуле (в соответствии с Методикой № 1253):


П = З х Р,

где П — минимальная сумма арендного платежа за недвижимое имущество в гривнях;

З — общая площадь арендованного недвижимого имущества в кв. м;

Р — минимальная стоимость месячной аренды 1 кв. м общей площади недвижимого имущества с учетом его местонахождения, других функциональных и качественных показателей, в гривнях.

Минимальная стоимость месячной аренды 1 кв. м общей площади недвижимого имущества (Р) устанавливается органом местного самоуправления села, поселка, города, на территории которых размещено сдаваемое в аренду имущество, и обнародуется способом, доступным для жителей территориальной громады, до 1 января отчетного налогового года.

Узнать, установлена ли эта величина в конкретном регионе, можно, как правило, позвонив в местный орган самоуправления.

Если минимальная сумма арендного платежа не установлена местным органом самоуправления, то НДФЛ начисляется на сумму арендной платы, указанной в договоре аренды.

Ставки НДФЛ по арендным платежам установлены пунктом 167.1 НКУ:

15 % — если размер арендной платы за месяц не превышает 10730 грн. (10730 грн. — это в 2012 году 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года);

— по ставке 15 % для арендной платы, равной 10730 грн., и по ставке 17 % для суммы, превышающей 10730 грн.

День, когда арендатору нужно уплатить НДФЛ в бюджет, зависит от способа выплаты арендной платы. Если арендная плата:

— перечисляется на картсчет арендодателя, то в день перечисления (подпункт 168.1.2 НКУ);

— выплачивается наличными из кассы, то на протяжении следующего банковского дня после выплаты (подпункт 168.1.4 НКУ).

О начисленной (выплаченной) физлицу арендной плате арендатор, как налоговый агент, должен составить Налоговый расчет по ф. № 1ДФ и подать его в налоговый орган в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Помимо суммы арендной платы и НДФЛ арендатор указывает в этом расчете признак дохода:

«106», если сдается в аренду недвижимое имущество;

«102», если сдается в аренду другое имущество (например, транспорт, оборудование и т. п.).

Арендодатель — предприниматель (общесистемщик). По понятным причинам общесистемщику брать в аренду основные средства для того, чтобы обойти запрет на амортизацию, у другого общесистемщика экономически нецелесообразно: если будущий арендатор и обойдет такой запрет, то арендодатель как раз эти самые проблемы с амортизацией и получит. Поэтому мы такой вариант рассматривать не будем.

В нашем случае в качестве арендодателя идеально подойдет единоналожник. И желательно, чтобы единоналожник был на второй группе, поскольку в третьей группе с полученной им суммы арендных платежей арендодателю придется уплачивать 5 % единого налога, в то время как на второй группе единый налог уплачивается по фиксированной ставке.

Арендодатель — предприниматель (единоналожник). Самому арендодателю-единоналожнику, если он избрал такой вид деятельности, как предоставление в аренду имущества, нужно помнить об ограничении сдаваемой в аренду площади на едином налоге (см. «СД», 2012, № 8, с. 22).

Арендную плату, уплачиваемую единоналожнику, арендатор не должен облагать НДФЛ независимо от того, избрал ли единоналожник вид деятельности по сдаче имущества в аренду или нет.

В любом случае арендатор отражает начисленную арендодателю арендную плату в ф. № 1ДФ с признаком дохода «157», не начисляя и не удерживая НДФЛ.


«Супружеские» нюансы

А теперь рассмотрим ситуацию, когда покупка основного средства оформляется на кого-то из супругов, что чаще всего в жизни и бывает.

Итак, покупка основного средства оформляется на кого-то из супругов (мужа или жену, в данном случае неважно). А потом второй супруг, который является предпринимателем-общесистемщиком, берет его в аренду у другого супруга. Возможно ли это и что об этом говорит закон?

Имущество, приобретенное в браке, является общей совместной собственностью супругов. Об этом идет речь и в части 2 статьи 368 ГКУ и в части 1 статьи 60 СКУ:

«имущество, приобретенное супругами за время брака, принадлежит жене и мужу на праве общей совместной собственности независимо от того, что один из них не имел по уважительной причине (учеба, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, болезнь и т. п.) самостоятельного заработка (дохода)».

Как видим, под совместной собственностью супругов понимается имущество, приобретенное супругами за время брака, принадлежащее жене и мужу на праве общей совместной собственности независимо от того, что один из них не имел по уважительной причине (учеба, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, болезнь и т. п.) самостоятельного заработка. Считается, что каждая вещь, приобретенная за время брака, кроме вещей индивидуального пользования, является объектом права общей совместной собственности супругов. То есть, например, помещение или транспортное средство, приобретенное одним из супругов, является их общей совместной собственностью. Жена и муж имеют равные права на владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим им на праве общей совместной собственности, если иное не установлено договоренностью между ними (статья 63 СКУ).

На практике собственником общей совместной собственности часто документально оформляют одного из супругов. Но даже если имущество записано, например, на жену, муж, не вписанный в правоустанавливающий документ, является сособственником такого имущества.

А чтобы у мужа, который станет арендатором, не возникало проблем с контролирующими органами, лучше оформить право собственности на жену, которая либо не является предпринимателем, либо, если она тоже предприниматель, не будет использовать это имущество в своей хозяйственной деятельности. В противном случае получится, что право собственности оформлено на мужа и он же берет в аренду это имущество (по сути у самого себя по документам). Даже если муж заключает договор аренды с женой (это же их общая совместная собственность), в правоустанавливающем документе фигурирует муж как собственник.

Поэтому советуем оформить договор аренды так, что в рассматриваемом примере жена — собственник имущества по документам (как гражданин), а муж, как предприниматель, берет это имущество в аренду. Причем у супругов есть законное право на заключение договоров между собой (в том числе и договора аренды имущества друг у друга). Это право закреплено в статье 64 СКУ:

«Жена и муж имеют право на заключение между собой всех договоров, не запрещенных законом, как в отношении имущества, являющегося их личной частной собственностью, так и в отношении имущества, являющегося объектом права общей совместной собственности супругов».

А поскольку нет законодательных запретов на заключение между супругами договора аренды имущества, являющегося их общей совместной собственностью, то данная операция между супругами является абсолютно законной.

К тому же такой договор помогает супругу-предпринимателю, потратив существенную сумму на приобретение основного средства, снизить налоговое бремя на себя, как на предпринимателя.


Выводы

1. Налоговики на протяжении многих лет настаивают на том, что предприниматели-общесистемщики не имеют права начислять амортизацию основных средств, поэтому предприниматели могут оформить покупку основного средства на кого-либо из родственников или надежных друзей. А потом подписывать договор аренды основного средства с собственником этого основного средства.

2. Для предпринимателя, который хочет заменить амортизацию арендными платежами, важно, в каком статусе будет выступать арендодатель имущества. От этого будет зависеть его дополнительная налоговая нагрузка.

3. Если арендодателем имущества выступает гражданин, арендатор-общесистемщик как налоговый агент должен удержать из арендной платы НДФЛ и перечислить его в бюджет.

4. Если арендодатель имущества предприниматель-единоналожник, у которого в извлечении из единого госреестра нет такого вида деятельности, как сдача имущества в аренду, то арендатор не удерживает НДФЛ из арендной платы.

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі