9713 0

Тема недели. Касса подразделения предприятия

29.10.12
Сегодняшнюю Тему недели мы посвятили организации наличных расчетов в подразделениях предприятия. В ней вы узнаете об особенностях обустройства традиционной кассы в филиалах и представительствах, а также о нюансах использования РРО в торговых точках предприятия. Отдельный раздел посвящен особенностям инкассирования выручки из подразделений. Приведенная таблица-подсказка расскажет не только о последовательности инкассирования наличных, но и о том, какие документы при этом следует составлять, а также о том, какими бухгалтерскими записями отражается движение наличных денег. Нарушения в операциях с наличными могут обернуться серьезными штрафными санкциями. Поэтому к организации наличных расчетных операций необходимо относиться ответственно.В сегодняшней Теме недели мы рассмотрим особенности организации операций с наличными в подразделениях предприятия и укажем на возможные «слабые» стороны.



 

ПОНЯТИЕ «ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ»

 ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Предприятия и предприниматели вне своего основного местонахождения могут открывать магазины, офисные и складские помещения или филиалы и представительства, т. е. подразделения предприятий. В большинстве случаев через такие подразделения осуществляется торговля товарами, работами и услугами.

Правила наличного обращения регламентирует Положение № 637. В нем есть ряд норм, которые описывают особенности наличного обращения в обособленных подразделениях. Поэтому для выполнения требований правил наличного обращения важно определиться с понятием статуса подразделения: является оно «обособленным подразделением» или не является таковым для норм Положения № 637.

Следует отметить, что особенности создания и функционирования подразделений регламентируют ХКУ, ГКУ, Закон № 755. Но приведенные определения достаточно размыты. Об этом мы писали в статье «Подразделения предприятия: особенности уплаты налогов» («БН», 2012, № 14, с. 37). ХКУ выделяет два основных вида подразделений предприятия:

1) структурные подразделения:

— производственные: производство, цех, отделение, участок, бригада, бюро, лаборатория и пр.;

— функциональные: управление, отдел, бюро, служба и пр.;

2) обособленные подразделения:

— филиал (согласно ст. 95 ГКУ это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций);

— представительство (согласно ст. 95 ГКУ это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица);

— отделение;

— другие подразделения.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденного им положения.

В то же время для соблюдения кассовой дисциплины мы должны ориентироваться на понятие «обособленное подразделение», приведенное в п. 1.2 Положения № 637: «обособленные подразделения — филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины».

Как видим, понятие «обособленное подразделение» из Положения № 637 шире, нежели аналогичное понятие из ХКУ и ГКУ.

Для норм Положения № 637 обособленным подразделением будут являться и обособленные, и структурные подразделения предприятий. И поэтому все торговые точки (и малые и большие), в которых осуществляются операции с наличными средствами, для норм Положения № 637 будут являться обособленными подразделениями, тогда как по своей юридической сути исходя из норм ХКУ обособленными они не являются.

Все обособленные подразделения в понимании Положения № 637 должны руководствоваться соответствующими (касающимися обособленных подразделений) «кассовыми» нормами.

В большинстве случаев касса в подразделении нужна для того, чтобы проводить расчетные операции за реализованные товары, работы, услуги. В данном случае может быть организована как обычная касса в понимании Положения № 637, так и касса с РРО.

Если же говорить о филиале и представительстве, то в них обычно оборудуют кассу и, при необходимости, устанавливают РРО.

Рассмотрим различные варианты организации наличного обращения в структурных подразделениях.

 

КАССА БЕЗ РРО

 

Какая касса может быть в подразделении?

Начнем с оборудования кассы в подразделении, где нет необходимости применять РРО.

Согласно п. 1.2 Положения № 637 касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов.

Согласно п. 4.1 Положения № 637 кассу создают с целью обеспечения осуществления расчетов наличностью. Если по вине руководителей не были созданы надлежащие условия для обеспечения сохранности средств при их хранении и транспортировке, то они несут за это ответственность в установленном законодательством Украины порядке.

Обычная касса, по аналогии с кассой предприятия, в подразделениях может быть организована в:

1) филиале и представительстве — по своей сути такая касса ничем не отличается от кассы предприятия. Ее используют для приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов, которые находятся в филиале и представительстве;

2) на складе готовой продукции, с которого осуществляется отгрузка продукции собственного производства — кассу организовывают для приема наличной оплаты за отгруженную продукцию. При этом от применения РРО предприятие, которое принимает оплату в кассу с оформлением кассовых ордеров, освобождает п. 1 ст. 9 Закона об РРО — при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Касса в таком подразделении может быть как отдельным помещением (комнатой), оборудованным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению денежных и других ценностей, так и просто рабочим местом кассира (в том числе если оно находится в помещении, в котором работают другие работники), на котором осуществляются наличные расчеты и ведется кассовая книга.

В то же время, если в обособленном подразделении не будут вестись расчеты наличными, оборудовать кассу нет необходимости. Например, представительство не будет принимать и выдавать наличные. При этом выдача зарплаты и средств на командировку осуществляются в безналичном порядке с использованием платежных карточек.

Вывод: не во всех структурных подразделениях возникает необходимость организовать кассутолько там, где будут осуществляться операции с наличными средствами.

 

Правила работы кассы подразделения

На работу кассы обособленного подразделения (в понимании Положения № 637) в полной мере распространяются нормы Положения № 637. Назовем основные правила, которые необходимо соблюдать.

Правило 1кассовая книга. Ее согласно абзацу третьему п. 4.2 Положения № 637 обособленные подразделения предприятий ведут, если проводят операции по приему наличности за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением их ПКО, а также по выдаче наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции с оформлением их РКО и ведомостями.

Правило 2 — кассовая первичка. Как и в кассе предприятия, в кассе обособленного подразделения кассовые операции оформляются с помощью «кассовой первички»: ПКО, РКО, расходных ведомостей.

Обратите внимание на такие нюансы оформления первички в обособленном подразделении:

— руководитель (заместитель руководителя) обособленного подразделения предприятия может подписывать РКО при наделении его соответствующими полномочиями и закрепления этих полномочий внутренними распорядительными документами (положениями) предприятия (письмо НБУ от 26.08.08 г. № 11-113/3421-115-75 // «БН», 2008, № 41, с. 9);

— в обособленных подразделениях оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности, премий могут производить по письменному приказу руководителя другие, кроме кассиров, лица, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности, и на которых возлагаются обязанности, установленные для кассиров (п. 4.9 Положения № 637).

Правило 3 — лимит кассы. Согласно п. 5.2 Положения № 637 для каждого предприятия и его обособленного подразделения составляется отдельный Расчет установления лимита остатка наличности в кассе. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующими внутренними приказами (распоряжениями) предприятия. Как установить лимит кассы для обособленного подразделения, см. раздел на с. 44.

Обратите внимание: если в каком-то подразделении не будет установлен свой лимит, то его лимит равен нулю (п. 5.8 Положения № 637) и при выявлении сверхлимитной наличности лимит головной кассы не берется в расчет.

Правило 4 — сдача выручки из кассы подразделения. Согласно п. 2.8 Положения № 637 обособленные подразделения предприятий могут сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассу предприятия или в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета предприятия. При отсутствии банков наличная выручка для перевода на банковские счета предприятия может сдаваться операторам почтовой связи и небанковским финансовым учреждениям, которые имеют лицензию Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины на осуществление перевода средств.

Сдавать наличную выручку можно:

— самостоятельно (в том числе с применением программно -технических комплексов самообслуживания);

— через соответствующие службы, которым согласно законодательству Украины предоставлено право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств*.

* Об инкассации наличной выручки читайте в статье «Инкассируем наличную выручку» // «БН», 2009, № 29, с. 15.

Вопросы инкассирования мы рассмотрели в разделе на с. 41.

 

ТОЛЬКО РРО

 

Надо ли в местах продажи с РРО создавать кассу?

Во многих торговых точках (киосках, палатках, магазинах) для проведения наличных расчетов согласно требованиям Закона об РРО устанавливают РРО.

Формально с точки зрения Положения № 637 такие места можно считать структурными подразделениями. А вот оборудовать их кассой в понимании Положения № 637 обязанности нет. Дело в том, что необходимость обустройства кассы в обособленном подразделении возникает в тех ситуациях, когда в нем необходимо проводить расчеты наличными. Поэтому, как мы отмечали ранее, не во всех структурных подразделениях возникает необходимость организовать кассу.

Если же в структурном подразделении установлен РРО, как того требует Закон об РРО, то сам РРО — это уже касса для проведения расчетов за проданный товар (см. далее), и отдельно отводить помещение под кассу, кроме места для РРО, нет необходимости. Но если есть желание помимо РРО создать еще и кассу, это не запрещено. Например, организовать отдельную кассу нужно, если выручку периодически вынимаем из ящика РРО и складываем в сейф до инкассации, или в больших магазинах со значительным количеством РРО для удобства инкассирования и обеспечения сохранности наличных (об этом в разделе на с. 40).

Помимо наличия РРО кассу характеризует еще и ведение кассовой книги. Но ее при использовании РРО заводим не всегда (см. далее).

 

Являются ли место продажи с РРО кассой в понимании Положения № 637?

О том, что место проведения расчетных операций, где установлен РРО, является кассой, говорится в письме НБУ от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119 // «БН», 2007, № 49, с. 7. А если такое место определено как касса, то в отношении него должны соблюдаться все нормы Положения № 637:

1) можно установить лимит кассы;

2) кассовую книгу ведем, если выписываем кассовые документы (об этом далее);

3) выручку инкассируем через службу инкассации, либо в кассу предприятия, либо напрямую в банк или в центр самообслуживания для зачисления на текущий счет (см. раздел на с. 41).

 

Надо ли в подразделении с РРО заводить кассовую книгу?

По общему правилу абз. четвертого п. 4.2 Положения № 637 обособленные подразделения предприятий, которые осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, кассовую книгу не ведут.

На эту норму неоднократно указывал Нацбанк в своих письмах (см., например, письмо НБУ от 22.06.09 г. № 11-113/2614-11909 // «БН», 2009, № 33, с. 11 и от 07.10.10 г. № 11-113/4995-17406). Так, Нацбанк в письме от 07.10.10 г. № 11-113/4995-17406 отметил, что в случае, если обособленные подразделения выручку от продажи товаров фиксируют через РРО, осуществляют только операции по инкассации (сдаче) выручки в банк, но не выполняют операции по приему наличности за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением ее ПКО, а также по выдаче наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции с оформлением их РКО и ведомостями, то такие обособленные подразделения в соответствии с требованиями п. 4.2 Положения № 637 кассовую книгу не ведут.

То есть главным условием для обязательного ведения кассовой книги обособленным подразделением является осуществление наличных расчетов с использованием ПКО, РКО и ведомостей на выплату денег (абзац третий п. 4.2 Положения № 637). Если же ПКО, РКО и ведомости в подразделении не составляются, то кассовую книгу вести не надо.

Поэтому магазины и другие торговые точки, которые получают только оплату за проданные товары и инкассируют ее с помощью службы инкассации, однозначно кассовую книгу не ведут. РКО на выдачу из ящика РРО им составлять не надо. Выемку наличных из ящика РРО отражают операцией «Служебная выдача», а передачу наличных инкассатору подтверждает копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью (приложение 6 к Инструкции № 45), в которой инкассатор расписывается, указывает дату и ставит оттиск печати.

Что касается ситуаций с самостоятельным инкассированием выручки в кассу предприятия или в банк (центр самообслуживания), Нацбанк (письмо от 07.10.10 г. № 11-113/4995-17406) и налоговики (п. 4.3 Методических рекомендаций № 210) не против инкассации без выписки РКО, и как итог — не надо вести в структурном подразделении кассовую книгу. Однако, на наш взгляд, не выписывать РКО в такой ситуации опасно с точки зрения хищений наличных. Дело в том, что при выемке из ящика РРО наличных для такой инкассации оператор РРО проводит лишь операцию «Служебная выдача» и передает наличные работнику, который их отнесет в кассу предприятия, в банк или в центр самообслуживания. И все. У оператора РРО не остается на руках ни документа, ни какого-либо регистра, где бы получивший наличность работник расписался в принятии наличных. То есть нет документа, который бы подтверждал факт передачи и получения наличных конкретным работником для инкассации. А это не исключает факт хищения, причем у предприятия не будет доказательств того, что деньги переданы именно этому работнику для инкассации и именно в этой сумме. Но если бы был выписан РКО, факт передачи денег на инкассацию конкретному работнику был бы зафиксирован. Поэтому логично бы выписывать РКО, но тогда надо будет вести и кассовую книгу. На практике, чтобы не вписывать РКО и не вести кассовую книгу, применяют ведомость инкассирования, составленную в произвольной форме, или другой аналогичный по назначению документ* (1 экземпляр оператору РРО, 2 — у работника, который инкассирует наличные).

* Для придания такому документу статуса первичного не забудьте о его обязательных реквизитах. См. статью «Первичные документы: составляем, заполняем, подписываем...» // «БН», 2011, № 39, с. 10.

Еще обращаем внимание также и на то, что работник предприятия, который собирает деньги на инкассацию, для того чтобы в полной мере отвечать за инкассируемые деньги, должен быть принят на должность, которая относится к категории работников, с которыми заключаются договоры о полной матответственности. Иначе такой договор не будет иметь юридической силы и в случае пропажи денег работника нельзя будет привлечь к полной матответственности (письмо ВССУ от 27.09.12 г. № 10-1389/0/4-12 // см. с. 9 этого номера).

Помимо инкассации не надо выписывать РКО в подразделении с РРО и в случае возврата покупателям наличных за ранее проданный товар. Как указывает Нацбанк в письме от 22.06.09 г. № 11-113/2614-11909 («БН», 2009, № 33, с. 11), такая возможность предусмотрена Законом об РРО. Действительно, операция возврата покупателям наличных за ранее проданный товар в понимании Закона об РРО является расчетной операцией. А все расчетные операции должны проводиться через РРО. Для этого распечатывают фискальный кассовый чек выдачи средств (форма № ФКЧ-2). Не забудьте также при сумме возврата, превышающей 100 грн., составить акт о выдаче средств, что предусмотрено п. 4.8 Порядка применения РРО.

А вот если из ящика РРО выдаются деньги на хознужды, то в этой ситуации без выписки РКО (и, следовательно, без ведения кассовой книги) не обойтись. Так что если из РРО планируется выдача наличных на какие-либо цели, кроме инкассации и возврата наличных покупателям, придется к такому РРО завести кассовую книгу.

 

Определяем место проведения расчетов

При использовании РРО важно определить место проведения расчетов, поскольку п. 1 ст. 17 Закона об РРО предусмотрена ответственность за несоответствие наличных на месте проведения расчетных операций. Согласно ст. 2 Закона об РРО это место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.

С целью недопущения спорных ситуаций для определения места проведения расчетов рекомендуем разработать внутренний регламентирующий документ (приказ или положение) о месте проведения расчетов, в котором определить пределы места проведения расчетов. Советуем ограничить границы места проведения расчетов лишь рабочей поверхностью прилавка, и не расширять место расчетов до размеров торгового зала. Иначе это даст повод налоговикам учитывать в наличных на месте проведения расчетных операций в том числе и средства, которые принадлежат продавцам и хранятся в их вещах*.

* См. также статью «Применение РРО — чтобы не проигрывать в судах, ГНАУ формирует доказательную базу из судебных решений» // «БН», 2010, № 46, с. 10.

 

КАССА + РРО

 

Когда кроме РРО создаем кассу?

При использовании в подразделении РРО необходимость создавать еще и кассу обычно может быть вызвана размерами подразделения, потребностями сохранности наличных средств и необходимостью повышенного контроля за операциями с наличными.

Так, в торговых точках кассу создают при значительном количестве используемых РРО. При такой схеме работы выручка из РРО сдается продавцами вначале в кассу магазина, а затем из кассы инкассируется.

Кроме того, при большом обороте проводить выемку выручки из ящиков РРО придется по причине того, что она не помещается в ящик РРО, а до инкассирования ее надо где-то хранить. Просто изъять из ящика РРО деньги и переложить их в другое место нельзя, поскольку проверяющими (в случае проверки) может быть выявлено несоответствие наличных на месте проведения расчетных операций. А это чревато штрафом на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО. Для этого и следует организовать кассу.

В этой ситуации в подразделении будет как минимум 2 кассы:

первая касса — место расчетов, где установлен РРО;

вторая касса — касса, созданная по правилам Положения № 637.

 

Проводим кассовые операции

Кассовую книгу обязательно ведут во второй кассе. В ней же выписывается вся необходимая «кассовая первичка».

Лимит кассы устанавливается один на все подразделение, в том числе включая все РРО. Свыше этой суммы в подразделении наличные хранить нельзя.

Инкассировать выручку при наличии РРО и кассы целесообразно из кассы, предварительно собрав наличные со всех РРО. В этом случае запись о полученной выручке будет отражена не только в КУРО, но и в кассовой книге подразделения. Если режимы работы кассы подразделения и торговых мест с РРО не совпадают, выручка, которая проводится через РРО после закрытия кассы подразделения, может быть инкассирована на следующий рабочий день кассы (остается в ящике РРО до следующего рабочего дня).

Аналогично и в ситуации с выходными днями кассы. В этом случае следует поступать, как предписывает п. 5.1 Положения № 637: если предприятия работают в выходные и праздничные дни и не имеют возможности, из-за отсутствия соответствующей договоренности с банком на инкассацию, сдать полученную ими за эти дни наличную выручку (наличность), то она должна сдаваться предприятиями в банк в течение операционного времени следующего рабочего дня банка и предприятия. Поэтому, если в выходной работает только РРО, вся наличность хранится в ящике РРО и в первый рабочий день ее следует передать в кассу подразделения, а после в этот же день — инкассировать.

Передача выручки из ящика РРО в кассу подразделения и последующее инкассирование происходят так:

1) оператор РРО проводит выемку наличных из ящика РРО с помощью операции «Служебная выдача» и передает деньги кассиру кассы подразделения (относит сам или передает по отдельной ведомости старшему оператору, в функции которого входит такая обязанность);

2) кассир кассы подразделения:

— выписывает ПКО на полученную выручку из ящика РРО, а квитанцию к нему передает оператору РРО. Эта квитанция подтверждает передачу денег в кассу от оператора РРО (старшего оператора);

— на основании ПКО вносит запись в кассовую книгу;

— готовит деньги на инкассацию и составляет РКО, а при сдаче через службу инкассации — еще и сопроводительную ведомость к сумке с наличностью (приложение 6 к Инструкции № 45). В кассе подразделения следует оставлять выручку в сумме, не превышающей лимит кассы;

— инкассирует наличные: передает деньги инкассатору под роспись в копии ведомости (указывается дата и проставляется оттиск печати); отвозит деньги в банк (в центр самообслуживания).

В то же время, на наш взгляд, не запрещено после закрытия кассы подразделения инкассировать выручку непосредственно из РРО. Но такой подход не одобряют налоговики (см., например, письмо ГНАУ от 05.05.10 г. № 8795/7/23-7017/538), считая, что помимо отражения в КУРО необходимо выручку вписывать и в кассовую книгу. Но мы с этим категорически не согласны (об этом в разделе на с. 43). Нам видится, что в случае, когда касса подразделения не работает, полученную выручку можно инкассировать прямо из РРО, минуя кассу, через службу инкассации или сдавая в банк.

Что касается разменной монеты, то она может как храниться в ящике РРО, так и ежедневно передаваться из кассы подразделения в ящик РРО. Такие перемещения оформляем кассовыми ордерами:

— при передаче из кассы подразделения в ящик РРО кассир составляет РКО, в котором получателем является оператор РРО, а оператор осуществляет операцию «Служебное внесение»;

— при возврате разменной монеты в конце дня (в том числе в составе выручки) — оператор осуществляет операцию «Служебная выдача», а кассир кассы составляет ПКО, квитанцию к которому передает оператору РРО.

Об операциях с разменной монетой читайте в Почте недели «Разменная монета: надо ли ее ежедневно вынимать из ящика РРО?» // «БН», 2012, № 34, с. 45.

 

Определяем место проведения расчетов

Когда помимо РРО в подразделении создана еще и касса, важно для РРО определить место проведения расчетов. Как и при использовании РРО (см. раздел на с. 40), советуем разработать внутренний регламентирующий документ (приказ или положение) о месте проведения расчетов, в котором определить пределы места проведения расчетов.

При этом следует учитывать, что место проведения расчетов с покупателями через РРО и собственно касса подразделения (как место осуществления других наличных расчетов, которые не регламентирует Закон об РРО, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, прочих ценностей, кассовых документов согласно п. 1.2 Положения № 637), находящиеся в одном помещении, могут быть разделены (территориально или организационно). Если при этом денежные средства, поступающие по расчетным операциям, хранятся отдельно от денежных средств, поступающих по кассовым операциям, то операции по поступлению наличности из банка и ее выдаче работникам (на зарплату, на хознужды и др.) не нужно отражать в РРО.

Следует учитывать, что операции по поступлению и выдаче средств из кассы согласно п. 3.1 Положения № 637 оформляют кассовыми ордерами, расходными ведомостями. А кассовые операции, которые осуществляют согласно Закону об РРО в соответствии с п. 3.2 Положения № 637, оформляют согласно требованиям данного Закона. То есть через РРО проводят только расчетные операции. Таким образом, подразделение при получении денег из банка на зарплату или на хознужды не проводит их через РРО, а оформляет поступление в кассу с помощью ПКО и отражает в кассовой книге (п. 3.7 Положения № 637). Но если выдача средств на зарплату или под отчет осуществляется из ящика РРО (т. е. из выручки), то в РРО такую выдачу необходимо провести с помощью операции «Служебная выдача», отразив ее поступление в кассу по ПКО, и только затем выдать работникам на зарплату или хознужды по РКО или ведомостям на выплату (п. 4.3 Методических рекомендаций № 210).

 

ИНКАССАЦИЯ ВЫРУЧКИ

ОБОСОБЛЕННОГО

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 

Особенности инкассации выручки из обособленных подразделений

Инкассирование наличных из подразделения — сфера, в которой возникает немало вопросов. Надо ли обязательно вначале из подразделения передавать выручку в кассу предприятия, и уже из кассы предприятия — инкассировать? Как инкассировать выручку из магазина, который находится в другом населенном пункте и не имеет свого банковского счета и кассы? Можно ли заключить договор с банком на инкассацию выручки из данной торговой точки? Обо всем по порядку.

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Положению № 637. Согласно его п. 2.8 обособленные подразделения предприятий могут сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассу предприятия или в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета предприятия. При отсутствии банков наличная выручка для перевода на банковские счета предприятия может сдаваться операторам почтовой связи и небанковским финансовым учреждениям, которые имеют лицензию Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины на осуществление перевода средств.

Документы, которые подтверждают сдачу выручки в банк, названы в п. 3.7 Положения № 637 (табл. 1).

 

Таблица 1. Документы, которые подтверждают сдачу выручки в банк
 (п. 3.7 Положения № 637)

Способы инкассирования выручки

Документ, который подтверждают сдачу выручки в банк

Сдача в банк работником подразделения

Квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, заверенная подписями ответственных лиц банка и оттиском печати (штампа) банка

В банк через инкассаторов

Копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенная подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика

Зачисление на банковский счет через программно-технический комплекс самообслуживания

Чек банкомата и квитанция, которая содержит обязательные реквизиты документа на перевод наличности и подтверждает внесение соответствующей суммы наличных в такой программно-технический комплекс самообслуживания и осуществление инициирования операции по переводу наличных

 

Таким образом, Положение № 637 разрешает сдавать выручку из подразделения на выбор предприятия:

— либо непосредственно в кассу предприятия;

— либо в любой банк (почту и пр.) для ее перевода и зачисления на банковские счета предприятия.

Способы сдачи наличной выручки в банк:

1) самостоятельно (в том числе с применением программно -технических комплексов самообслуживания);

2) через соответствующие службы, которым согласно законодательству Украины предоставлено право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств*.

* Об инкассации наличной выручки читайте в статье «Инкассируем наличную выручку» // «БН», 2009, № 29, с. 15.

Сдавать выручку из обособленного подразделения сразу в банк для зачисления на счет предприятия, минуя кассу предприятия, целесообразно в случаях, когда:

— касса предприятия значительно удалена от подразделения (например, структурные подразделения находятся в других городах);

— время и дни работы структурных подразделений отличаются от режима работы кассы предприятия;

— предприятие считает, что в целях безопасности инкассировать выручку лучше непосредственно из подразделения.

Для подразделений, которые выручку сдают в кассу предприятия, и когда режим работы структурных подразделений отличается от режима работы кассы предприятия, п. 4.3 Положения № 637 рекомендует внутренним документом определить порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия в соответствии с требованиями законодательства Украины, в части определения времени рабочих смен, обеспечения бухгалтерского учета кассовых операций и т. п. В этой связи у подразделений, которые инкассируют свою выручку в кассу предприятия, может возникнуть вопрос, как быть с выручкой, полученной в кассу подразделения после закрытия кассы предприятия.

Пример 1. У предприятия есть касса склада (без РРО), которая работает до 19:00. Выручка из кассы склада сдается в кассу предприятия, которая работает до 17:00, и уже потом инкассируется. В этой ситуации, дабы не превысить установленный лимит кассы, сверхлимитную выручку, полученную подразделением после закрытия кассы предприятия (или всю выручку за день), важно отразить в кассовой книге подразделения. Передать в кассу предприятия или сдать на инкассацию другим способом, или выдать на хознужды (на другие цели) можно не позже следующего дня. При этом Нацбанк в письме от 09.11.09 г. № 11-113/5029-20868 («БН», 2010, № 21, с. 8) указывает, что, не дожидаясь следующего рабочего дня, выручку можно инкассировать непосредственно из обособленного подразделения.

Пример 2. На складе установлен РРО. Режим работы — до 19:00. Выручка из РРО сдается в кассу предприятия, которая работает до 17:00, и уже потом инкассируется. В этой ситуации, дабы не превысить установленный лимит кассы, сверхлимитную выручку, полученную после закрытия кассы предприятия (или всю выручку за день), важно отразить в КУРО подразделения. Передать в кассу предприятия или сдать на инкассацию другим способом (выдать на хознужды или на другие цели) можно не позже следующего дня. При этом Нацбанк в письме от 09.11.09 г. № 11-113/5029-20868 («БН», 2010, № 21, с. 8) рекомендует в такой ситуации, что, не дожидаясь следующего рабочего дня, выручку инкассировать непосредственно из обособленного подразделения.

Также отметим, что выручку в пределах установленного лимита инкассировать не обязательно, ее можно хранить в кассе подразделения или в ящике РРО.

 

Что является оприходованием в кассе, где установлен только РРО?

На практике налоговики очень часто указывают на то, что инкассировать выручку из торговой точки, где установлен только РРО, нужно предварительно сдав эту выручку из торговой точки в кассу предприятия. Такая позиция следует из того, что без внесения записи в кассовую книгу нет надлежащего оприходования наличных — по мнению налоговиков, выручку надо отразить не только в КУРО, но и в кассовой книге (если есть касса в подразделении — в ее кассовой книге; если нет кассы в подразделении — в кассовой книге предприятия). И поскольку, в случае применения РРО, кассовая книга в подразделении может не вестись, вероятно, налоговики и желают видеть выручку в кассовой книге предприятия. Эта позиция следует из письма ГНАУ от 05.05.10 г. № 8795/7/23-7017/538, выводы которого построены на базе письма НБУ от 16.04.10 г. № 11-110/2010-6116 («БН», 2010, № 24, с. 7). Напомним их:

— если наличность была проведена через РРО и в КУРО на основе фискальных чеков, но в день получения наличных средств не проведена по кассовой книге, то такая наличность считается оприходованной в кассе предприятия несвоевременно;

— если наличность была проведена через РРО, о чем была сделана запись в кассовой книге в день поступления наличности, но не отражена в КУРО, она считается неполностью оприходованной.

Мы с таким подходом не соглашались (см. ком. в «БН», 2010, № 24, с. 7). Позже Нацбанк пересмотрел свою неправильную позицию и изложил новое видение данной ситуации в письмах от 09.08.10 г. № 11-110/4073-13707 и от 01.10.10 г. № 20640/7/23-7017 («БН», 2010, № 44, с. 6), в котором сделал правильные, на наш взгляд, выводы:

1) Положением № 637 предусмотрена возможность сдачи наличности обособленным подразделением как непосредственно в кассу такого предприятия, так и в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета предприятия (п. 2.8). На это указывал Нацбанк и ранее в письме от 09.11.09 г. № 11-113/5029-20868 // «БН», 2010, № 21, с. 8;

2) если режимы работы обособленного подразделения и кассы предприятия не совпадают, сдача наличной выручки в кассу предприятия на следующий день за днем ее поступления в кассу обособленного подразделения не является нарушением порядка оприходования наличных (подобный вывод содержится также в письме НБУ от 09.11.09 г. № 11-113/5029-20868 // «БН», 2010, № 21, с. 8);

3) обособленные подразделения должны ежедневно оприходовать наличность в порядке, предусмотренном п. 2.6 Положения № 637, для тех, кто применяет РРО. В табл. 2 мы еще раз напомним порядок оприходования наличных для тех, кто применяет РРО. Следовательно, можно сделать вывод, что даже если в подразделении ведется кассовая книга, для оприходования наличных в подразделении достаточно внести запись в КУРО на основании распечатанных из РРО Z-отчетов (данных расчетных книжек).

Именно такими выводами должны руководствоваться и предприятия, и налоговики. Однако налоговая служба свое письмо ГНАУ от 05.05.10 г. № 8795/7/23-7017/538 так и не отозвала, и им продолжают пользоваться проверяющие на местах. Но мы еще раз подчеркнем, что выводы этого письма применяться не должны, ведь иногда эти требования соблюсти не выйдет физически, в частности в отношении торговых точек, которые работают как структурные подразделения в других городах.

 

Таблица 2. Правила оприходования наличных (п. 2.6 Положения № 637)

Как проводятся наличные расчеты

Что является оприходованием наличности

В кассах предприятий с оформлением кассовыми ордерами и ведением кассовой книги

Осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании ПКО

С применением РРО или использованием расчетных книжек

Осуществление учета наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных расчетных книжек)

 

Совет: если нет желания вступать в дискуссию по поводу внесения записей в кассовую книгу по проведенной через РРО выручке, организуйте в точке с РРО кассу и заведите там кассовую книгу. При этом помните, что касса — это не обязательно отдельное помещение. Касса может быть и отдельно оговоренное предприятием место, где будут хранится кассовая книга и кассовые документы. Об учете наличных в кассе с РРО читайте в разделе «Касса + РРО» на с. 40.

 

Способы инкассации выручки из обособленного подразделения

Разобравшись с нюансами инкассирования в табл. 3 (с. 45), назовем способы инкассации выручки, полученной в структурном подразделении в зависимости от характеристики ее кассы.

 

ЛИМИТ КАССЫ

ДЛЯ ОБОСОБЛЕННОГО

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 

Лимит остатка наличных в кассе (далее — лимит кассы) — это предельный размер суммы наличных, которые могут оставаться в кассе во внерабочее время.

Предприятие самостоятельно устанавливает себе лимит кассы и оформляет его в Расчете установления лимита остатка наличных в кассе (приложение 8 к Положению № 637; далее — Расчет). Установленный лимит утверждается внутренним приказом (распоряжением) предприятия. Расчет величины лимита осуществляют одним из способов на выбор предприятия:

первый способ — на основании расчета среднедневного поступления наличных в кассу;

второй способ — на основании расчета среднедневной выдачи наличных из кассы.

Суммы поступлений (выдачи) наличных берут за 3 любых месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих установлению лимита.

Сформулируем основные правила установления лимита кассы для обособленных подразделений.

1. Каждой кассе свой лимит. Для каждой кассы предприятия следует установить свой лимит кассы. Для предприятий с обособленными подразделениями кассами являются:

— касса предприятия (головная касса);

— кассы обособленных подразделений;

— места проведения расчетных операций с применением РРО, если в подразделении нет отдельно отведенного места под кассу (письмо НБУ от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119// «БН», 2007, № 49, с. 7). Если в подразделении несколько РРО (например, в магазине используют несколько РРО), то лимит, несмотря на это, устанавливается в целом на подразделение, а не на каждую кассу, т. е. на каждый РРО (письмо НБУ от 22.11.06 г. № 11-115/4301-12445).

Таким образом, предприятие может установить лимиты для всех своих касс, в том числе и для магазина, в котором отдельного помещения под кассу нет и которое не ведет кассовую книгу. Обратите внимание: если в каком-то подразделении не будет установлен свой лимит, то его лимит равен нулю (п. 5.8 Положения № 637) и при выявлении сверхлимитной наличности лимит головной кассы не берется в расчет. Поэтому не пренебрегайте правом установить себе лимит кассы даже при нулевых оборотах кассы, ведь в таком случае вы можете его установить на уровне 170 грн.

2. Каждой кассе свой Расчет. Для каждого предприятия и его обособленного подразделения следует составить отдельный Расчет (п. 5.2 Положения № 637). До сведения обособленного подразделения лимит кассы доводится соответствующим внутренним приказом (распоряжением).

3. Выбор способа расчета на усмотрение предприятия. Способ расчета лимита для каждой кассы руководитель предприятия (уполномоченное им лицо) выбирает самостоятельно (п. 5.3 Положения № 637). В Положении № 637 нет нормы, ограничивающей выбор только одним способом для всех касс предприятия — в разных кассах предприятия он может быть разный. Кроме того, при пересмотре лимита способ расчета лимита конкретной кассы также может изменяться — предприятие может исходить из более выгодного для него варианта.

При определении лимита учитывают режим и специфику работы, отдаленность от банка, объем кассовых оборотов, установленные сроки сдачи наличных, продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности предприятия с банком на инкассацию и т. п. Например, расчет по среднедневной выдаче наличных, как правило, применяют при расчете лимита кассы предприятий, имеющих нулевые поступления в кассу наличных, но которые при этом осуществляют операции по их выдаче (п. 5 письма НБУ от 01.03.05 г. № 11-111/680-1907). Для торговых точек, естественно, выгоднее устанавливать лимит кассы по среднедневному поступлению наличных.

4. Выбор трехмесячного периода может быть неодинаковым для разных касс. Даже при одновременном установлении лимита в нескольких кассах (подразделениях) для них могут быть выбраны разные 3 любых месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих установлению лимита (письмо НБУ от 19.05.06 г. № 11-113/1875-5345). Так, не будет нарушением, если в октябре одному магазину будет установлен лимит исходя из оборотов за март — май 2012 года, а для другого — за декабрь 2011 года — февраль 2012 года.

5. Периодичность пересмотра лимита — по усмотрению предприятия. Здесь предприятие также вправе действовать по своему усмотрению — Положение № 637 не обязывает предприятия пересматривать лимиты касс и периодичность этого. Поэтому предприятие может пересматривать лимиты только по собственному желанию (письмо НБУ от 19.05.06 г. № 11-113/1903-5427). Основанием для такого пересмотра может быть изменение законодательства Украины, факторы объективного характера: изменения в поступлениях и расходах наличных, изменения внутреннего трудового распорядка (графиках сменности) и т. п. (п. 5.12 Положения № 637).

Пересмотр лимита кассы — это право, а не обязанность предприятия даже при значительных изменениях кассовых оборотов. Исключение — предприятия, которые начинают свою деятельность (они обязаны в двухнедельный срок после окончания первых 3 месяцев работы пересмотреть лимит с учетом фактических показателей деятельности предприятия за этот период).

Нет в Положении № 637 и требования об одновременной смене всех установленных предприятием лимитов. Предприятие вправе сменить лимит только в отдельно выбранной им кассе (обособленном подразделении), составив для нее новый Расчет и приказ об утверждении такого нового лимита.

6. Расчет лимита для открывающегося подразделения — по прогнозным расчетам. Для открывающегося филиала при установлении лимита, на наш взгляд, предприятие может воспользоваться нормами абз. третьего п. 5.2 Положения № 637 и установить ему на первые 3 месяца работы прогнозный лимит кассы (хотя прямо из п. 5.2 это и не следует). По истечении этого срока лимит следует пересмотреть с учетом фактических показателей кассовых оборотов подразделения.

Как видим, Положением № 637 многие вопросы по установлению лимита дано на откуп предприятию.

Помните: если предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то лимит такой кассы считается нулевым. В этом случае все наличные, которые находятся в его кассе на конец рабочего дня и не сданы предприятием согласно требованиям Положения № 637, считаются сверхлимитными (п. 5.8 Положения № 637).

 

Таблица 3. Способы инкассации выручки, полученной в структурном подразделении

Характеристика кассы обособленного подразделения

Местонахождение обособленного подразделения

Варианты инкассирования выручки

Последовательность инкассирования

Документальное оформление

Бухгалтерская запись

1

2

3

4

5

6

Касса без РРО

В одном населенном пункте с предприятием

1. В банк работником подразделения

или

2. Работником через комплекс самообслуживания

1. Кассир подразделения выписывает РКО на сумму, которую будет инкассировать, и предает наличные работнику

РКО(1) в подразделении

Дт 333/Ф. И. О. работника — Кт 301/П(2)

2. Наличные переданы в банк (внесены в комплекс самообслуживания)

Квитанция к приходному документу банка (чек банкомата и квитанция)

Дт 333/банк — Кт 333/Ф. И. О. работника(3)

3. Наличные поступили на текущий счет предприятия

Выписка банка

Дт 311 — Кт 333/банк

3. В кассу предприятия

1. Кассир подразделения выписывает РКО на сумму, которую будет инкассировать, и предает наличные работнику

РКО(1) в подразделении

Дт 333/Ф. И. О. работника — Кт 301/П

2. Наличные поступили в кассу предприятия

ПКО(4) в кассе предприятия; для работника обособленного подразделения — квитанция к такому ПКО

Дт 301/ГК — Кт 333/Ф. И. О. работника

4. Через службу инкассации

1. Кассир подразделения выписывает РКО на сумму, которую будет инкассировать, и составляет сопроводительную ведомость к сумке с наличной выручкой (наличными) и передает наличные инкассатору

РКО(5) в подразделении, сопроводительная ведомость к сумке с наличной выручкой (наличными)

Дт 333/служба инкассации — Кт 301/П

2. Наличные поступили на текущий счет предприятия

Выписка банка

Дт 311 — Кт 333/служба инкассации

В разных населенных пунктах с предприятием или в одном, но на значительном удалении

Возможно использовать варианты 1, 2 и 4. Последовательность действий, оформляемые документы и бухгалтерские записи аналогичны описанным выше

РРО

В одном населенном пункте с предприятием

1. В банк работником подразделения

или

2. Работником через комплекс самообслуживания

1. Кассир РРО сумму, которую будет инкассировать, вынимает из ящика РРО и передает работнику, который ее инкассирует

В РРО операция «Служебная выдача»;

ведомость инкассирования (в произвольной форме или другой аналогичный по назначению документ)

Дт 333/Ф. И. О. работника — Кт 301/П/РРО

2. Наличные переданы в банк (внесены в комплекс самообслуживания)

Квитанция к приходному документу банка (чек банкомата и квитанция)

Дт 333/банк — Кт 333/Ф. И. О. работника(3)

3. Наличные поступили на текущий счет предприятия

Выписка банка

Дт 311 — Кт 333/банк

3. В кассу предприятия

1. Кассир РРО сумму, которую будет инкассировать, вынимает из ящика РРО и передает работнику, который ее инкассирует

В РРО операция «Служебная выдача»;

ведомость инкассирования (в произвольной форме или другой аналогичный по назначению документ)

Дт 333/Ф. И. О. работника — Кт 301/П/РРО

2. Наличные поступили в кассу предприятия

ПКО(4) в кассе предприятия; для работника обособленного подразделения — квитанция к такому ПКО

Дт 301/ГК — Кт 333/Ф. И. О. работника

4. Через службу инкассации

1. Кассир РРО сумму, которую будет инкассировать, вынимает из ящика РРО и передает ее инкассатору по составленной сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными)

В РРО операция «Служебная выдача», сопроводительная ведомость к сумке с наличной выручкой (наличными)

Дт 333/служба инкассации — Кт 301/П/РРО

2. Наличные поступили на текущий счет предприятия

Выписка банка

Дт 311 — Кт 333/служба инкассации

 


В разных населенных пунктах с предприятием или в одном, но на значительном удалении

Возможно использовать варианты 1, 2 и 4. Последовательность действий, оформляемые документы и бухгалтерские записи аналогичны описанным выше

Касса + РРО

В одном населенном пункте с предприятием

1. В банк работником подразделения

или

2. Работником через комплекс самообслуживания

1. Кассир РРО сумму, которую будет инкассировать, вынимает из ящика РРО и передает ее в кассу подразделения

В РРО операция «Служебная выдача»;

ПКО(4) в кассе подразделения (квитанцию отдаем кассиру РРО)

Дт 301/П — Кт 301/П/РРО

2. Кассир подразделения выписывает РКО на сумму, которую будет инкассировать, и передает наличные работнику

РКО(1) в подразделении

Дт 333/Ф. И. О. работника — Кт 301/П

3. Наличные переданы в банк (внесены в комплекс самообслуживания)

Квитанция к приходному документу банка (чек банкомата и квитанция)

Дт 333/банк — Кт 333/Ф. И. О. работника(3)

4. Наличные поступили на текущий счет предприятия

Выписка банка

Дт 311 — Кт 333/банк

3. В кассу предприятия

1. Кассир РРО сумму, которую будет инкассировать, вынимает из ящика РРО и передает ее в кассу подразделения

В РРО операция «Служебная выдача»;

ПКО(4) в кассе подразделения (квитанцию отдаем кассиру РРО)

Дт 301/П — Кт 301/П/РРО

2. Кассир подразделения выписывает РКО на сумму, которую будет передавать в кассу предприятия, и передает наличные работнику

РКО в подразделении

Дт 333/Ф. И. О. работника — Кт 301/П

3. Наличные поступили в кассу предприятия

ПКО(4) в кассе предприятия; для работника обособленного подразделения — квитанция к такому ПКО

Дт 301/ГК — Кт 333/Ф. И. О. работника

4. Через службу инкассации

1. Кассир РРО сумму, которую будет инкассировать, вынимает из ящика РРО и передает ее в кассу подразделения

В РРО операция «Служебная выдача»;

ПКО в кассе подразделения (квитанцию отдаем кассиру РРО)

Дт 301/П — Кт 301/П/РРО

2. Кассир подразделения выписывает РКО на сумму, которую будет инкассировать, и составляет сопроводительную ведомость к сумке с наличной выручкой (наличными), и передает наличные инкассатору

РКО(5) в подразделении, сопроводительная ведомость к сумке с наличной выручкой (наличными)

Дт 333/служба инкассации — Кт 301/П

3. Наличные поступили на текущий счет предприятия

Выписка банка

Дт 311 — Кт 333/служба инкассации

В разных населенных пунктах с предприятием или в одном, но на значительном удалении

Возможно использовать варианты 1, 2 и 4. Последовательность действий, оформляемые документы и бухгалтерские записи аналогичны описанным выше

(1) В абз. пятом п. 3.10 Положения № 637 сказано, что «в кассовых ордерах, оформляемых на общую сумму проведенных предприятием кассовых операций (выдача наличных по расходным ведомостям, специальным платежным средствам, сдача наличных в банк, получение наличных из банка по чеку и оприходование их в кассе и т. п.), реквизит «Одержав» или «Прийнято від» не заполняется». Однако при заполнении РКО на сумму инкассируемой выручки мы советуем заполнять все поля РКО, в том числе поле «Одержав», поскольку это подтвердит, что работник получил на инкассирование именно сумму, указанную в РКО. А оставлять незаполненным в РКО поле «Одержав» можно, если к такому РКО прилагается документ-основание, например, копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными).

(2) В бухгалтерском учете для учета наличных в каждой кассе целесообразно открыть отдельные субсчета, например, такие:

301/ГК «Головная касса предприятия в национальной валюте»;

301/П «Касса в национальной валюте в подразделении № 1»;

301/П/РРО «РРО в подразделении № 1».

(3) Эту бухгалтерскую запись можно не осуществлять. Однако она необходима для контроля за зачислением средств на банковский счет предприятия.

(4) Несмотря на то что из абз. пятого п. 3.10 Положения № 637 можно сделать вывод, что при оприходовании наличных в кассе поле «Прийнято від» можно не заполнять, мы считаем, что в данном случае надо заполнять все реквизиты ПКО. Дело в том, что составленный в таком случае ПКО подтверждает, что выручка из подразделения работником, который указан в данном поле, доставлена в кассу предприятия. Для самого работника, который доставлял выручку в кассу, квитанция к такому ПКО подтвердит факт доставки наличных в кассу в полной сумме. Аналогично поступаем и при перемещении наличных из ящика РРО в кассу подразделения.

(5) В этом случае поле «Одержав» можно не заполнять, руководствуясь абз. пятым п. 3.10 Положения № 637.

 

Использованные документы и сокращения Темы недели

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Инструкция № 45 — Инструкция по организации перевозки валютных ценностей и инкассации средств в банковских учреждениях в Украине, утвержденная постановлением Правления НБУ от 14.02.07 г. № 45.

Порядок применения РРО — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Методические рекомендации № 210 — Методические рекомендации относительно порядка проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.09 г. № 210.

ПКО — приходный кассовый ордер.

РКО — расходный кассовый ордер.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)