861 0

Подача отчетности в государственную службу занятости

27.08.11

Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона Украины «О занятости населения» ежемесячно подают центрам занятости административные данные, связанные с приемом и увольнением работников.

О том, какую же именно отчетность обязаны подавать работодатели в центр занятости, и пойдет речь далее.

Использованные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 803 — Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-ХII.

Закон № 1533 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Приказ № 420 — приказ Минтруда «Об утверждении форм отчетности и инструкций по их заполнению» от 19.12.2005 г. № 420.

Инструкция по ф. № 3-ПН — Инструкция по заполнению формы отчетности № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий», утвержденная приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

Инструкция по ф. № 4-ПН (план) — Инструкция по заполнению формы отчетности «Отчет о запланированном увольнении работников», утвержденная приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

Инструкция по ф. № 4-ПН (факт) — Инструкция по заполнению формы отчетности № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом увольнении работников», утвержденная приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

Инструкция по ф. № 5-ПН — Инструкция по заполнению формы отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках», утвержденная приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

 

Напомним, что обязанность предприятий, учреждений и организаций подавать отчетность в центр занятости закреплена в ч. 4 ст. 20 Закона № 803 и п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона № 1533. Формы этой отчетности утверждены приказом № 420. Остановимся на этих формах более подробно.

Форма № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий»

Порядок заполнения этой формы предусмотрен Инструкцией по ф. № 3-ПН. Она подается предприятиями, учреждениями, организациями, их структурными подразделениями и филиалами независимо от формы собственности и хозяйствования. Следует отметить, что конкретный срок для подачи отчета не установлен ни законами, ни Инструкцией по ф. № 3-ПН. Однако в шапке формы № 3-ПН есть отметка, что срок подачи — при наличии вакансий. Поэтому, по нашему мнению, ее следует подавать только при наличии вакантных должностей. К сожалению, и конкретный срок подачи формы № 3-ПН при появлении вакансии в Инструкции по ф. № 3-ПН также не определен. Поэтому считаем, что подается она в любой срок после появления вакансии. Отметим, что санкции за неподачу этой формы ни одним законом не предусмотрены. Однако отсутствие ответственности, так сказать, не освобождает работодателя от подачи формы № 3-ПН. Следует также напомнить, что в соответствии с ч. 1 п. 10 Порядка предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденного приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1, и п. 3.3 Порядка и сроков предоставления дотации работодателю для обеспечения молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом, утвержденных приказом Минтруда от 25.02.2008 г. № 82, для получения дотации на создание дополнительных рабочих мест с целью трудоустройства безработных работодатель должен предоставить центру занятости перечень документов, среди которых указана и форма № 3-ПН. Как видим, целесообразность ее подачи абсолютно оправдана.

Что же нужно учесть работодателю при заполнении формы № 3-ПН?

Правила заполнение граф формы № 3-ПН подробно описаны в Инструкции по ф. № 3-ПН.

Показатели отчета касаются в основном информации о требованиях к претендентам на вакантную должность и характеристиках условий труда.

Заполняются большинство граф формы № 3-ПН довольно просто, поскольку названия граф говорят сами за себя, например информационные данные о работодателе, требованиях к претенденту: стаж работы по профессии, специальность, местожительство и т. п.

Акцентируем внимание только на заполнении отдельных граф формы № 3-ПН. В частности, в графе 3 указывается характер работы: постоянная, временная, сезонная, по совместительству.

В графе 4 указывается режим работы: продолжительность рабочего дня в одну (две, три) смены, 12 часов, 24 часа; сменный (гибкий) график работы; командировка; вахтовый метод организации труда; неполный рабочий день /неделя/; работа на дому; работа в ночное время и т. п.

В графе 14 приводятся дополнительные навыки, характеристики лица и отдельные требования, такие как:

— навыки работы с компьютером;

— наличие автомобиля;

— наличие прав водителя (с указанием категории);

— владение языками (указывается язык);

— уровень владения языками (свободный, разговорный, со словарем);

— наличие санитарной книжки;

— наличие телефона.

Также работодатель может указать желаемый пол или возрастные ограничения лица, претендующего на вакантное место.

В графе 15 приводятся данные о возможности трудоустройства на свободное рабочее место (вакантную должность) лица, относящегося к отдельной категории граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в счет годовой брони, установленной местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов по представлению центров занятости, в соответствии со ст. 5 Закона № 803, а также инвалидов, пенсионеров, студентов.

Каждой категории граждан присвоены отдельные шифры (всего их 13), расшифровка которых приведена в разд. 3 Инструкции по ф. № 3-ПН. Например, если работодатель намеревается трудоустроить инвалида, то в графе 15 указывается шифр 11, если студента — шифр 13.

 

Форма № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном увольнении работников»

Порядок заполнения этой формы приведен в Инструкции по ф. № 4-ПН (план).

Форма № 4-ПН (план) подается предприятиями, учреждениями, организациями, их структурными подразделениями и филиалами, независимо от формы собственности и хозяйствования, а также физическими лицами, в том числе предпринимателями, при увольнении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием. Из этого следует, что фактически форму № 4-ПН (план) подают в случае увольнения согласно п. 1 ст. 40 КЗоТ. На это указывает Госцентр занятости в письмах от 08.05.2008 г. № ДЦ-09-2782/0/6-08 и от 28.03.2011 г. № ДЦ-09-2914/0/6-11.

Таким образом, при увольнении работника по другим основаниям, в частности по ст. 36, 38, 39 КЗоТ, в том числе по инициативе собственника — п. 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 ст. 40 КЗоТ; пп. 1, 11, 2 и 3 ст. 41 КЗоТ, форма № 4-ПН (план) не подается.

Форма № 4-ПН (план) предоставляется не позднее чем за два месяца до увольнения работников. Например, если работника планируют уволить 03.10.2011 г. (это его последний день работы), то отчет работодатель подает не позднее 02.08.2011 г. Объясним: согласно ст. 253 и п. 3 ст. 254 ГКУ течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало, причем срок, определенный месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Отметим, что форма № 4-ПН (план) в заполнении также достаточно простая. Есть только два момента, на которые бы хотелось обратить внимание работодателей.

Во-первых, в графе 7 указывается дата повышения квалификации (число, месяц, год) работника в течение последних двух лет, предшествовавших его увольнению. Таким образом, если такого факта за этот период не было, то соответствующая графа прочеркивается.

В графе 8 ставится особая отметка «V», если увольняются лица, работающие на рабочем месте с компенсацией выплаты заработной платы из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Работодателю следует помнить, что согласно п. 5 ст. 20 Закона № 803 предусмотрена ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчета в государственную службу занятости, а именно наложение штрафа в размере годовой заработной платы за каждого уволенного работника.

Такой штраф служба занятости имеет право взимать самостоятельно на основании п.п. «л» п. 8 Положения о государственной службе занятости, утвержденного постановлением КМУ от 24.06.91 г. № 47. Следует отметить, что на сегодняшний день порядка взыскания указанных штрафов службой занятости нет. Однако, как отмечает ВХСУ в постановлении от 19.10.2004 г. по делу № 7/61, отсутствие нормативно определенного порядка взыскания штрафа не лишает центр занятости права взыскать сумму соответствующего штрафа путем обращения в хозяйственный суд.

Таким образом, сначала центр занятости обращается к работодателю-нарушителю с тебованием уплатить штрафные санкции добровольно, а если тот не соглашается — он обращается в суд.

 

Форма № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом увольнении работников»

Порядок заполнения этой формы предусмотрен Инструкцией по ф. № 4-ПН (факт).

Отчет подается при увольнении работников на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ предприятиями, учреждениями, организациями, их структурными подразделениями и филиалами независимо от форм собственности в десятидневный срок после даты фактического увольнения работников.

Следовательно, работодатели подают форму № 4-ПН (факт), только если увольнение, о запланировании которого они отчитались формой № 4-ПН, (план) уже состоялось.

Отметим, что эти отчеты очень похожи между собой, разница между ними заключается только в том, что в форме № 4-ПН (факт) указываются дата и номер приказа о фактическом увольнении работников и нет графы, в которой указывается запланированная дата увольнения.

Что же касается ответственности работодателя за неподачу формы № 4-ПН (факт) или нарушение срока ее подачи, она аналогична ответственности за неподачу формы или нарушение срока подачи формы № 4-ПН (план) (см. выше).

 

Форма № 5-ПН «Отчет о принятых работниках»

Порядок заполнения этой формы предусмотрен Инструкцией по ф. № 5-ПН. Форму № 5-ПН подают предприятия, учреждения и организации, их структурные подразделения и филиалы, независимо от формы собственности и хозяйствования, осуществлявшие прием работников. Необходимость подачи этой формы предусмотрена п. 4 ст. 20 Закона № 803 и п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона № 1533.

Форма № 5-ПН подается подекадно. Отчетными периодами являются:

— период с 1 по 10 число месяца;

— период с 11 по 20 число месяца;

— период с 21 по последнее число отчетного месяца.

Отчет подается не позднее третьего дня после окончания декады. Например, в период с 21.08.2011 г. по 31.08.2011 г. предприятие приняло на работу работника, поэтому в данном случае подать отчет следует не позднее 05.09.2011 г. (поскольку предельный срок приходится на выходной день, то форма подается в ближайший за ним рабочий день на основании ч. 5 ст. 254 ГКУ).

Отметим, что в случае отсутствия принятых работников в течение отчетной декады форма не подается.

При заполнении формы № 5-ПН обратим внимание на заполнение некоторых граф. В частности, в графе 7 ставится отметка «V», свидетельствующая о приеме работника на работу по направлению государственной службы занятости с компенсацией выплаты заработной платы из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

А в графе 8 ставится отметка «V», если работник принят на вновь созданное рабочее место. Вновь созданное (новое) рабочее место — это рабочее место, на которое принят работник в результате регистрации предприятия, учреждения, организации или после осуществления соответствующих технологических, организационных и инвестиционных мероприятий, направленных на внедрение или расширение новых видов производства (работ, услуг) и изменение условий труда.

Теперь поговорим об ответственности за несвоевременную подачу или неподачу формы № 5-ПН, предусмотренной с 01.01.2011 г., поскольку до 2011 года ее не было.

Напомним, что согласно обновленной редакции ст. 38 Закона № 1533 работодатель несет ответственность за несвоевременную подачу или неподачу сведений, установленных данным Законом. Как следует из норм обновленного п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона № 1533, работодатели обязаны подавать сведения о приеме на работу работников (такими сведениями и является форма № 5-ПН).

В соответствии с обновленной с 01.01.2011 г. редакцией ст. 1653 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х за неподачу сведений, установленных Законом № 1533, в частности сведений о приеме на работу работников, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц предприятия от 136 до 255 грн. (за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн.).

В заключение отметим, что все перечисленные формы отчетов подписываются руководителем предприятия, учреждения или организации. Кроме того, в отчетах указываются фамилия, инициалы, должность и номер телефона исполнителя. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)