1005 0

НОВОЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ: работодатель, будь в курсе!

03.06.11
Генеральное соглашение периодически заключается между КМУ, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями. Этот документ фиксирует договоренности между указанными сторонами социального диалога и регулирует основные аспекты социально-трудовых отношений. Очередное генеральное соглашение было принято, поэтому считаем необходимым проанализировать его положения, что и сделаем в сегодняшней статье.

Кто обязан соблюдать нормы Генсоглашения?

9 ноября 2010 года КМУ было подписано НовоеГенсоглашение. Цель подписания этого документа — обеспечение социального диалога между сторонами, подписавшими его. Новое Генсоглашение на 2010 — 2012 годы заключили две стороны:

от профсоюзов — Совместный представительный орган всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений для ведения коллективных переговоров и социального диалога на национальном уровне, в который вошел 61 профсоюз, в том числе 2 профобъединения:

— Федерация профсоюзов Украины, которая представляет интересы 42 профсоюзов;

— Федерация профсоюзов транспортников Украины и ее членские организации: Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины и Всеукраинский профсоюз «Федерация профсоюзов авиаработников радиолокации, радионавигации и связи Украины»;

— 15 других всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений;

от собственников — КМУ и Общий представительный орган стороны работодателей на национальном уровне, которому согласно Договору об образовании Единого представительного органа стороны работодателей для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений от 15.10.09 г. делегированы соответствующие полномочия:

— 21 всеукраинское объединение организаций работодателей;

— 24 бизнес-ассоциации, которые являются партнерами и/или ассоциированными членами соответствующих объединений, входящих в состав Совместного представительного органа стороны работодателей на национальном уровне.

Иначе говоря, генеральное соглашение — это соглашение между работодателями и профсоюзами.

Возможность заключения подобных соглашений предусмотрена ст. 3 Закона № 3356. Проанализировав эту статью, можно сделать вывод о том, что соглашения заключаются на таких уровнях: общегосударственном (именно на этом уровне заключено НовоеГенсоглашение), отраслевом, региональном и производственном.

Новое Генсоглашениевступило в силу со дня подписания, т. е. с 9 ноября 2010 года, и будет действовать до принятия очередного генерального соглашения или пересмотра действующего.

Как указано в тексте самого Нового Генсоглашения, за период его действия стороны, подписавшие его, обязаны направлять скоординированные усилия на обеспечение экономического роста, ускорение человеческого развития и выполнение первоочередных задач в социально-экономической и трудовой сфере, в частности повышение уровня занятости населения и устойчивый рост заработной платы работников, достижение стабильности и согласия в обществе.

В Старом Генсоглашении было четко сказано, что его положения действуют непосредственно на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, являются обязательными для применения при заключении соглашений другого уровня и коллективных договоров как минимальные гарантии.

А вот в Новом Генсоглашении формулировки несколько лаконичнее: соглашение является основой для разработки и заключения отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров.

Вопрос, на кого все-таки распространяется действие генерального соглашения, тем не менее остается открытым. Попытаемся его прояснить ввиду того, что инспекции по труду проверяют, соблюдает ли предприятие трудовое законодательство, в том числе в части выполнения условий генерального соглашения. Итак, согласно ст. 9 Закона № 3356 положения генерального, отраслевого, регионального соглашений являются обязательными для всех субъектов, пребывающих в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Приведенная норма Закона не позволяет четко ответить на вопрос, поскольку не уточняется, что нужно понимать под «сферой действия сторон, подписавших соглашение».

Минтруда в письмеот 04.07.08 г. № 435/13/84-08 делает такой вывод: для тех предприятий, которые при заключении генсоглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и стороны профсоюза (и впоследствии не присоединились к нему), генсоглашение не является обязательным. Но они могут учесть его положения при заключении коллективного договора. Аналогичный вывод Минтруда представил в более свежем письме от 17.03.11 г. № 2774/0/14-11/18 (см. «Распространение норм Генсоглашения»). Казалось бы, все логично: нет представителя — нет обязанностей. Но Госнадзортруда и Федерацией профсоюзов Украины была высказана противоположнаяточка зрения (письмо от 07.02.08 г. № 013-0184-01, № 07/01-16/275): ссылаясь на ст. 11 Закона об оплате труда, в соответствии с которой минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы как минимальные гарантии в оплате труда определяются генеральным соглашением, сделан вывод, что минимальные гарантии должны соблюдаться абсолютно всеми субъектами хозяйствования, использующими наемный труд, поскольку это норма специального закона в сфере оплаты труда.

 

Распространение норм Генсоглашения

извлечение из письма Минтруда от 17.03.11 г. № 2774/0/14-11/18

«Следует отметить, что собственники предприятий и первичные профсоюзные организации не являются непосредственными участниками коллективных переговоров по заключению указанных соглашений.

Представительство и осуществление защиты прав членов первичных профсоюзов на государственном уровне договорного регулирования трудовых и социально-экономических отношений осуществляют соответствующие профсоюзы, имеющие статус всеукраинских профсоюзов. Интересы собственников предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности представляют соответствующие объединения организаций работодателей со всеукраинским статусом в лице уполномоченных ими органов. Интересы предприятий государственной формы собственности — Кабинет Министров Украины.

Таким образом, для тех предприятий, которые не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и со стороны профсоюза (объединения профсоюзов) при заключении генерального соглашения, обязательными будут нормы, социальные гарантии, льготы, компенсации, установленные законодательными и нормативно-правовыми актами на государственном уровне.

Вместе с тем следует отметить, что законодательство не запрещает субъектам (предприятиям) разных форм собственности применять при заключении коллективного договора нормы и положения действующего генерального соглашения».

 

В итоге в силу неопределенности позиций государственных органов советуем быть осторожными и соблюдать предписания Нового Генсоглашения. Что обязан выполнять работодатель, мы рассмотрим далее.

 

Какие требования Генсоглашения должен учитывать работодатель?

Сфера обеспечения продуктивности занятости. В этой сфере работодатели и профсоюзные органы договорились:

1) предусматривать в отраслевых соглашениях по обеспечению эффективной занятости работников, в частности, меры, направленные на уменьшение текучести кадров;

2) создать условия для:

— обеспечения повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет (объемы профессионального обучения работников и общие расходы средств на такие цели определять в коллективных договорах);

— устойчивого сокращения нелегальной и теневой занятости населения, легализации трудовых отношений;

3) рекомендовать предусматривать в отраслевых соглашениях и коллективных договорах обязательства работодателей по привлечению работников других предприятий на условиях гражданско-правовых договоров после предварительного информирования профсоюзов.

В сфере обеспечения продуктивности занятости сторона собственников (работодатели) обязана, в частности, обеспечить трудоустройство выпускников профессионально-технических и высших учебных заведений в соответствии с заключенными договорами и создание условий для их профессиональной адаптации на рабочем месте (п. 1.46 Нового Генсоглашения).

Сфера оплаты труда. В разделе II Нового Генсоглашения указано, что стороны считают необходимым усовершенствовать национальные стандарты оплаты труда наемных работников и гармонизировать их с социальными стандартами, закрепленными Европейской социальной хартией, создать средний класс в Украине как основу развитого экономического общества.

Приведем основные положения, по поводу которых работодатели и профсоюзные органы пришли к консенсусу в Новом Генсоглашении.

1. Обеспечить рост средней заработной платы в целом по Украине в 2011 году не ниже чем на 15 % по сравнению с 2010 годом, в 2012 году — не ниже чем на 16 % по сравнению с 2011 годом.

Обеспечить за период с 2010 по 2012 год среднегодовой рост среднемесячной реальной заработной платы на уровне не ниже, чем рост реального внутреннего валового продукта (п. 2.1 Нового Генсоглашения).

Конкретные темпы роста средней заработной платы определяются в отраслевых соглашениях с соблюдением темпов, определенных Новым Генсоглашением.

2. Размер зарплаты неквалифицированного работника небюджетной сферы за полностью выполненную норму времени в нормальных условиях труда должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области труда и социальной политики за предыдущий месяц в соответствии с законодательством (п. 2.2 Нового Генсоглашения).

Конкретный размер минимальных ставок (окладов) зарплаты, междолжностные, межразрядные соотношения устанавливаются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах. Ставки (оклады) работников общих (сквозных) профессий и должностей определяются в отраслевых соглашениях (п. 2.7 Нового Генсоглашения).

3. Разрабатывать в сроки, определенные Регламентом ведения коллективных переговоров по установлению размера минимальной заработной платы (приложение 7 к Новому Генсоглашению), предложения по размеру минимальной зарплаты путем переговоров.

В случае если размер минимальной заработной платы в течение двух месяцев подряд составит менее 35 % средней заработной платы в отрасли экономики, стороны проводят переговоры о возможности пересмотра в установленном порядке размера минимальной зарплаты (п. 2.3 Нового Генсоглашения).

4. Принимать меры по постепенному приближению размера минимальной зарплаты до 45 % от средней заработной платы по экономике (п. 2.4 Нового Генсоглашения).

5. До 1 апреля 2011 года нужно было разработать и согласовать механизм проведения расчета минимального уровня заработной платы, обеспечивающего простое воспроизводство способности работника к труду и содержание нетрудоспособных членов его семьи (воспроизводственного уровня оплаты труда), как публичного показателя для использования в социальном диалоге (п. 2.5 Нового Генсоглашения). На сегодняшний день механизм расчета этого показателя не обнародован.

6. Установить перечень и размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам, окладам и должностным окладам работников, предприятий, учреждений и организаций, имеющих межотраслевой характер (кроме бюджетной сферы) согласно приложению 3 к Новому Генсоглашению (п. 2.11 Нового Генсоглашения). Отметим, что размеры доплат и надбавок такие же, как и в Старом Генсоглашении.

При этом сторона собственников в сфере оплаты труда (т. е. работодатели) обязуются:

1) обеспечить ежегодное увеличение доли работников, получающих зарплату выше размера трех прожиточных минимумов;

2) в случае задержки выплаты зарплаты работникам предоставлять по требованию профсоюзов информацию о наличии средств на счетах предприятия в соответствии со ст. 45 Закона № 1045, а по требованию работника — сведения о начисленной и невыплаченной ему заработной плате в соответствии со ст. 31 Закона об оплате труда;

3) принять действенные меры по погашению в 2011 году долгов по заработной плате работникам экономически неактивных предприятий и предприятий-банкротов, которые сложились на конец 2010 года.

Сфера охраны труда, условий труда и отдыха, охрана окружающей природной среды. В этой сфере стороны договорились:

1) поддерживать и поощрять инициативы по распространению экологически чистых технологий (п. 3.3 Нового Генсоглашения);

2) предусматривать в разделе «Охрана труда и здоровья» отраслевых и региональных соглашений и коллективных договоров предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности:

— обязательства работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством;

— перечень работ, где по условиям производства работнику нельзя установить перерыв для отдыха и питания, и предусматривать создание возможностей для принятия пищи работниками, занятых на таких работах;

— условия и порядок введения сокращенной продолжительности рабочего времени с одновременным сохранением размера зарплаты для работников, имеющих детей до 14 лет или ребенка-инвалида (п. 3.5 Нового Генсоглашения);

3) при заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров предусматривать возможность создания на предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда и количеством работающих более 1000 человек медицинской службы (п. 3.10 Нового Генсоглашения);

4) предоставлять по запросу первичных профсоюзных организаций информацию об осуществлении, на конкретных предприятиях, мероприятий по:

— надлежащей организации социально-бытового обеспечения работников (организация горячего питания, работа санитарно-бытовых помещений);

— проведению согласно законодательству медицинских осмотров работников и своевременного и полного выполнения рекомендаций заключительного акта по результатам периодического медицинского осмотра работников;

— своевременному проведению аттестаций рабочих мест и предоставлению работникам льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда (п. 3.11 Нового Генсоглашения).

Как вы успели заметить, в основном положения Нового Генсоглашения носят декларативный характер: «обеспечить», «принять меры» и т. д., т. е. конкретные действия предполагается разработать самостоятельно.

 

Какие штрафные санкции грозят работодателю за несоблюдение норм Нового Генсоглашения?

Как мы указывали ранее, согласно ст. 9 Закона № 3356 положения генерального соглашения обязательны для выполнения, поэтому несоблюдение норм генсоглашения может быть признано нарушением трудового законодательства. А за подобные нарушения ст. 41 КоАП предусмотрен штраф, налагаемый на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 510 до 1700 грн. На наш взгляд, привлечь за такое нарушение могут должностных лиц тех предприятий и предпринимателей, которые попадают в сферу действия такого генсоглашения.

Заметим, что в Старом Генсоглашении был предусмотрен своеобразный «метод посрамления»: п. 2.6 было предусмотрено обнародование в средствах массовой информации органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений организаций работодателей и профсоюзов («Урядовий кур’єр», «Праця і зарплата», «Профспілкові вісті» и т. д.) информацию о принятии мер воздействия к руководителям предприятий и организаций, где имеются долги по заработной плате или не обеспечиваются гарантии по оплате труда, а также о количестве проведенных Госнадзортруда проверок соблюдения законодательства по оплате труда на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования и об их результатах.

Подобных мер Новое Генсоглашение не содержит, однако п. 2.15 предусматривает проведение постоянного мониторинга и регулярный (не реже 1 раза в квартал) обмен информацией о состоянии соблюдения законодательства и положений генсоглашения в сфере оплаты труда и осуществляемые меры по фактам выявленных нарушений.

 

Могут ли предприятия выплачивать зарплату в минимальном размере?

Пунктом 2.8 Старого Генсоглашения было предусмотрено до введения размера минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица до 1 января 2009 года минимальную тарифную ставку рабочего I разряда в производственной сфере (за исключением бюджетных учреждений) установить в размере 120 % минимальной зарплаты. Причем в течение всего 2010 года размер минзараплаты и прожитминимума для трудоспособного лица соответствовали друг другу.

На сегодняшний день баланс достигнут: минимальная зарплата равна прожиточному минимуму для трудоспособного лица, а п. 2.2 Нового Генсоглашения установлено, что размер зарплаты неквалифицированного работника небюджетной сферы за полностью выполненную норму времени в нормальных условиях труда должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области труда и социальной политики за предыдущий месяц в соответствии с законодательством.

При этом конкретный размер минимальных ставок (окладов) заработной платы, междолжностные, межразрядные соотношения устанавливаются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.

Также отметим, что Новое Генсоглашение содержит рекомендательные пункты, касающиеся оплаты труда. Например, рекомендуется предусматривать в отраслевых соглашениях положения об условиях роста фонда оплаты труда и его формирование на предприятиях с участием профсоюзных организаций (п. 2.8 Нового Генсоглашения). Также рекомендуется при заключении региональных соглашений при определении минимальных месячных (временных) тарифных ставок (окладов) работников применять региональный коэффициент превышенияпрожиточного минимума в регионе над установленным законодательством уровнем (п. 2.9 Нового Генсоглашения). Иначе говоря, эти положения предусматривают потенциальное превышение фактической заработной платы работников над ее минимальным уровнем, который закреплен законодательно. Невыполнение рекомендаций нельзя считать нарушением трудового законодательства.

И теперь перейдем непосредственно к ответу на вопрос: может ли предприятие выплачивать зарплату в минимальном размере вопреки предписаниям Нового Генсоглашения? Ответ на этот вопрос таков — может, но в случае финансовых трудностей (см. «Праця і зарплата», 2010, № 41, с. 13). Вследствие тяжелого финансового состояния предприятия тарифные ставка (оклады) пересматриваются с учетом ст. 14 Закона об оплате труда, которой определено, что нормы коллективного договора, которые допускают оплату труда, ниже норм, определенных генсоглашением, отраслевыми соглашениями, но не ниже чем государственные нормы и гарантии по оплате труда, могут применяться только временно на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более 6 месяцев. Если после очередного повышения минимальной зарплаты предприятие не в состоянии повысить зарплату всех работников с сохранением соотношений в оплате труда, следует издать приказ (распоряжение) по предприятию с обоснованием финансовых трудностей, которые не позволяют осуществить общее повышение заработной платы, и указать срок, на который переносится (не более 6 месяцев) повышение зарплаты с сохранением соотношений, установленных коллективным договором. При этом сохранение соотношений в оплате труда должно быть установлено не позднее чем через 6 месяцев после каждого повышения на законодательном уровне минимальной зарплаты.

 

Документы статьи

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 3356 — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 1045 — Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV.

Новое Генсоглашение — Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 — 2012 годы, принятое 09.11.10 г.

Старое Генсоглашение — Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы, принятое 15.04.08 г. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)