1936 0

Создаем рабочие места и трудоустраиваем инвалидов

07.02.12
В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся установленной действующим законодательством обязанности работодателей по обеспечению прав инвалидов на трудоустройство, а именно выделения и создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов и создания для инвалидов условий труда с учетом индивидуальных программ реабилитации.

Часть 3 ст. 18 Закона № 875 обязывает предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, которые используют наемный труд (далее — работодатели):

выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места;

— создавать для работников-инвалидов условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации.

Первый вопрос, который возникает при прочтении данной нормы: что же понимает законодатель под терминами «рабочее место инвалида» и «специальное рабочее место инвалида», а второй — за чей счет такие рабочие места создаются? На эти и многие другие вопросы, касающиеся темы создания рабочих мест для инвалидов, вы найдете ответы в данной статье.

 

Определяемся с терминологией

Итак, рабочее место инвалида — это место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях (абзац тридцатый ст. 1 Закона № 2961).

Специальное рабочее место инвалида — отдельное рабочее место или участок производственной площади, который требует дополнительных мер по организации труда человека с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технических приспособлений и т. п. (абзац тридцать первый ст. 1 Закона № 2961). Необходимость в создании специального рабочего места и требования к нему устанавливаются индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В свою очередь, индивидуальная программа реабилитации — это комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии (абзац тридцать второй ст. 1 Закона № 2961). Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается медико-социальной экспертной комиссией (далее — МСЭК) для конкретного инвалида и является обязательной для выполнения работодателями.

Анализируя вышеприведенное, можно сделать следующие выводы:

во-первых, в общем случае рабочее место инвалида может ничем не отличаться от рабочего места обычного работника, выполняющего работы на аналогичном участке. И в случае производственной необходимости увеличения численности работников часть вакансий может быть выделена для трудоустройства инвалидов в счет выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов без установления специальных приспособлений;

во-вторых,если для того, чтобы инвалид мог выполнять свои трудовые функции, необходимо вакантное или вновь создаваемое рабочее место дооборудовать с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, то такое рабочее место инвалида является специальным. Причем создать такое рабочее место работодатель может, только если есть инвалид, который будет на нем в дальнейшем работать. На это, в частности, обращает внимание и ВАСУ в п. 4.3 Рекомендаций № 07.2.

Далее рассмотрим, как и кем может производиться поиск и подбор работников-инвалидов.

 

Ищем работника

Согласно ст. 18 Закона № 875 право инвалидов на труд и оплачиваемую работу осуществляется путем их непосредственного обращения к работодателям или в государственную службу занятости.

То есть работодатель, принявший решение трудоустроить инвалидов, в том числе и с целью выполнения норматива, может самостоятельно осуществлять поиск таких лиц, например, путем размещения в средствах массовой информации сведений об имеющихся вакансиях, или обратиться за помощью в центр занятости, подав отчет о вакансиях (форма № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» утверждена приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420).

Причем в случае трудоустройства через центр занятости безработных из числа инвалидов работодатели могут воспользоваться правом на получение от центра занятости дотации для покрытия расходов на заработную плату принятых инвалидов. Такая дотация предоставляется работодателям при условии, что для трудоустройства инвалидов не требуется создание специального рабочего места или это специальное рабочее место работодатель создает за собственный счет (абзац двенадцатый п. 4 Порядка предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденного приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1). Подробно об условиях и механизме предоставления работодателю дотации от центра занятости читайте в статье «Дотации для трудоустройства безработных» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 63, с. 23.

Но что делать работодателю в ситуации, когда на вакантное место найден инвалид, профессиональные знания и опыт которого полностью удовлетворяют работодателя, но трудоустроен он может быть только в случае создания специального рабочего места? Конечно же, создать такое рабочее место! А помощь в этом может оказать Фонд инвалидов.

 

Помощь Фонда инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов

Согласно положениям Порядка использования АХС и пени, поступившие в бюджет суммы АХС и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов могут быть использованы Фондом инвалидов, в том числе, но не исключительно, для предоставления:

1) финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе:

предприятиям, организациям общественных организаций инвалидов для технического оснащения действующих рабочих мест для трудоустройства инвалидов; создания на рабочем месте инвалида надлежащих санитарно-гигиенических, производственных и технических условий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; технического переоснащения производства с целью создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

работодателям для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

2) целевых займов (на возвратной основе со сроком возврата до 3 лет) работодателям на создание рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов;

3) дотации работодателям на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которые зарегистрированы в государственной службе занятости как безработные.

Как видим, в зависимости от цели, на которую планируется использовать средства Фонда инвалидов, работодатели могут рассчитывать на получение той или иной выплаты.

Условия предоставления дотаций на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которые зарегистрированы в центре занятости как безработные, определены Порядком предоставления дотации работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836.

Целевые займы и финансовая помощь на вышеназванные цели предоставляются работодателям в соответствии с Инструкцией по предоставлению финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе и целевого займа за счет сумм административно-хозяйственных санкций и пени, поступающих в государственный бюджет за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденной приказом Минтруда Украины от 06.09.2010 г. № 270.

Для наглядности информация об условиях получения дотаций, целевых займов и финансовой помощи, предоставляемых за счет средств Фонда инвалидов, приведена на с. 13 в таблице.

Выделив или создав рабочее место инвалида за счет собственных средств или за счет средств Фонда инвалидов, у работодателя вполне резонно может возникнуть вопрос: должно ли такое рабочее место инвалида быть аттестованным? И все ли рабочие места, на которых работают инвалиды, можно отнести в счет выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Именно о том, каким должно быть рабочее место инвалида, чтобы оно было включено в выполнение норматива, пойдет речь далее.

 

Рабочее место инвалида и норматив

На сегодняшний день действующее законодательство в сфере социальной защиты инвалидов не выдвигает особых требований к аттестации рабочих мест, занятых работниками-инвалидами. Это подтверждает и Минтруда в письме от 19.02.2007 г. № 341/19/71-07 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 25).

То есть аттестация рабочих мест по условиям труда, в том числе тех, которые заняты инвалидами, проводится на общих основаниях, в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442. Такая аттестация предусматривает, прежде всего, определение и подтверждение права работников на:

— пенсию по возрасту на льготных условиях по Спискам 1 и 2;

— ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

— сокращенную рабочую неделю за работу с вредными условиями труда;

— повышенную оплату труда за работу с вредными условиями труда;

— другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством.

Причем указный Порядок предусматривает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда лишь на тех предприятиях, где элементы производственного процесса являются потенциальными источниками вредных и опасных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих как теперь, так и в будущем. То есть основная цель аттестации — реализация прав работников (всех работников, а не только инвалидов) на здоровые и безопасные условиях труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях. В результате такой аттестации соответствующие рабочие места подлежат отнесению к одной из трех категорий по видам условий труда: с особо вредными и особо тяжелыми условиями, с вредными и тяжелыми условиями, с вредными условиями (Список 1 и Список 2).

Учитывая вышеприведенное, делаем вывод: если рабочее место занято инвалидом, то оно засчитывается в выполнение установленного норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (если конечно оно является его основным местом работы). А создать рабочие места для трудоустройства инвалидов поможет материал данной статьи.

 

Показатель

Вид предоставляемых денежных средств

дотация

целевой заем

финансовая помощь

1

2

3

4

Цель предоставления

Покрытие расходов на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, зарегистрированных в центре занятости как безработные

Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Техническое оснащение действующих рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Создание на рабочем месте инвалида надлежащих санитарно-гигиенических, производственных и технических условий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Техническое переоснащение производства с целью создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Кому предоставляется

Всем работодателям, за исключением бюджетных и неприбыльных организаций, предприятий

Всем работодателям

Работодателям, учрежденным общественными организациями инвалидов

Перечень документов, которые следует предоставить в Фонд инвалидов для получения средств

1) письменное заявление о получении дотации;
2) выданная центром занятости справка о том, что численность инвалидов по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный инвалид, не сокращалась в течение последнего года более чем на 10 %;
3) выданное центром занятости направление на трудоустройство с указанием письменного согласия работодателя на принятие инвалида на специальное рабочее место;
4) расчет размера дотации, который включает в себя стоимость оборудования, технических приспособлений или их изготовления, предоставление услуг по их доставке в пределах территории Украины, монтажа, пусконаладочных работ;
5) справка органов государственной налоговой службы об отсутствии на день обращения задолженности по уплате налогов и сборов

1) письменное заявление по форме приложения 1 к Инструкции № 270;
2) анкета по форме приложения 2 к Инструкции № 270;
3) копия устава или положения, других учредительных документов (при наличии) со всеми изменениями и дополнениями, заверенная подписью и скрепленная печатью работодателя;
4) копия протокола об избрании на должность (решение о назначении) должностных лиц работодателя (директора, главного бухгалтера), заверенная подписью и скрепленная печатью работодателя;
5) копия свидетельства о госрегистрации (перерегистрации) или копия выписки (извлечения) из Госреестра, заверенная подписью и скрепленная печатью работодателя;
6) копия справки ЕГРПОУ, заверенная подписью и скрепленная печатью работодателя;
7) копия справки о взятии на учет плательщика налогов в ГНИ или выписки из реестра неприбыльных учреждений, заверенная подписью и скрепленная печатью работодателя;
8) баланс предприятия и отчет о финансовых результатах за предыдущий год и последний отчетный период;
9) декларация по налогу на прибыль предприятия, налоговый отчет о прибыли, которая освобождается от налогообложения, за предыдущий год и последний отчетный период (при наличии);
10) справка органов ГНИ об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей);
11) обоснование необходимости осуществления финансирования на мероприятия и перечень оборудования и других ТМЦ, которые планируется приобрести за счет средств Фонда, по форме приложения 3 к Инструкции № 270;
12) бизнес-план, прайс-листы, коммерческие предложения для обоснования стоимости проекта;
13) документ, подтверждающий право собственности на помещение или договор аренды помещения, где будет размещено (установлено) имущество и/или будут предоставляться соответствующие услуги и проводиться работы;
14) документы, подтверждающие обеспечение исполнения условий договора (залог, гарантия, договор страхования и др.) — если работодатель обращается за получением финансовой помощи на возвратной основе и целевого займа;
15) копия лицензии и/или другого документа разрешительного характера, заверенная подписью и скрепленная печатью работодателя (при наличии);
16) копия паспорта, копия справки о присвоении ИНН, копия отчета в ГНС с указанием объема выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг за последний отчетный период — если за получением обращается ФЛП;
17) копии индивидуальных программ реабилитации инвалидов — если целью обращения работодателя является создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
18) работодатели, которые обращаются за получением финансовой помощи на создание надлежащих санитарно-гигиенических, производственных и технических условий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, также предоставляют документы соответствующих органов согласно действующему законодательству, копии индивидуальных программ реабилитации инвалидов и расчет сметной стоимости работ.
Работодатели, основанные общественными организациями инвалидов, подают указанные документы в трех экземплярах, другие работодатели — в одном.
Вместе с копиями указанных документов предоставляются их оригиналы

Критерии оценки работодателей для предоставления средств

1) количество инвалидов, которые работают (будут работать) у работодателя и которым предоставляются (будут предоставляться)

услуги трудоустройства;
2) размер среднемесячной заработной платы инвалидов;
3) отсутствие задолженности по выплате заработной платы, уплате налогов, сборов и ЕСВ;
4) сумма средств (кроме заработной платы), которая расходуется (будет расходоваться) на нужды инвалидов и на непромышленную сферу для инвалидов;
5) финансовое состояние работодателя;
6) регистрация в Фонде инвалидов;
7) своевременная подача Отчета в Фонд инвалидов за последний отчетный год;
8) отсутствие задолженности по уплате АХС и пени;
9) выполнение условий предыдущего договора о предоставлении дотации

1) социальная значимость:
 — количество инвалидов, которые работают (будут работать) и которым предоставляются (будут предоставляться) услуги по трудоустройству;
 — размер заработной платы инвалидов;
 — отсутствие задолженности по выплате заработной платы;

— сумма средств (кроме заработной платы), которая расходуется (будет расходоваться) на нужды инвалидов и на непромышленную сферу для инвалидов,
 — финансовое состояние;
2) оценка выпускаемой (которая будет выпускаться) продукции, наличие заказов на ее реализацию, характер услуг, которые предоставляются (конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, спрос на продукцию, услуги, объемы экспорта);
3) надлежащее выполнение предыдущего договора, заключенного с отделением Фонда
(при наличии)

Размер предоставляемых средств

В размере произведенных фактических расходов на создание специального рабочего места, но не более суммы, указанной в договоре о предоставлении
дотации*

Определяется отделением Фонда на основании предоставленных работодателем технико-экономических обоснований и смет

Условия предоставления

Предоставляется при условии, что трудовой договор с инвалидом, который трудоустроен на специальное рабочее место по направлению центра занятости, не будет в течение 2 лет со дня трудоустройства инвалида расторгнут по инициативе работодателя в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе путем реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения или организации, сокращением численности работников или по соглашению сторон**

Целевой заем является беспроцентным и предоставляется со сроком возврата до 3 лет с даты получения средств на счет получателя, открытый в органах Государственного казначейства Украины.
Созданное рабочее место инвалида не может быть сокращено в течение 3 лет с даты завершения выполнения условий договора о финансировании

Рабочие места для трудоустройства инвалидов, созданные за счет средств Фонда, не могут быть сокращены в течение 3 лет с даты завершения выполнения условий договора о финансировании

Сохранение общего количества рабочих мест инвалидов***.
Созданное рабочее место инвалида не может быть сокращено в течение 3 лет с даты завершения выполнения условий договора о финансировании

* Размер дотаций в расчете на 1 рабочее место инвалида не может превышать:
 — 40 минимальных заработных плат, если такое место создается путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технических приспособлений на имеющемся рабочем месте или на имеющемся участке производственной площади;
 — 100 минимальных заработных плат, если рабочее место создается путем установки основного и дополнительного оборудования, технических приспособлений в связи с невозможностью приспособить имеющееся рабочее место или имеющийся участок производственной площади или отсутствием мест и участков.
**Если трудовой договор расторгается по другим основаниям, нежели те, которые названы выше, работодатель должен письменно сообщить об этом в центр занятости, который осуществляет поиск на созданное работодателем специальное рабочее место другого инвалида соответствующей квалификации. В случае трудоустройства работодателем другого инвалида сторонами заключается дополнительный договор к договору о предоставлении дотации на срок, равный разнице между плановым (в течение двух лет после трудоустройства инвалида) и фактическим (дата расторжения договора) периодом выполнения основного договора.
*** Общее количество рабочих мест для инвалидов, которые существовали на дату обращения за предоставлением финансовой помощи, должно быть сохранено.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)