4788 2

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: ПРОДОЛЖАЕМ ИЗУЧАТЬ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

01.03.12
С 23 января 2012 года Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение), претерпело изменения. В консультации ответим на вопросы читателей, связанные с применением новых требований по проведению аттестации педагогических работников.

Каковы особенности применения п. 3.22 Типового положения?

С целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности, в Типовое положение введена норма (п. 3.22), согласно которой при переходе педагогических работников из одного учебного заведения в другое, а также при переходе на другие педагогические должности в этом же учебном заведении, квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания, присвоенные им по результатам предыдущей аттестации, сохраняются до следующей аттестации. Также сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, переходящими на должности методистов, воспитателей-методистов, а также при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение.

Лишение работника квалификационной категории, которую он достиг в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему низшей квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Пункт 3.22 Типового положения распространяется, в частности, на случаи перехода педагогического работника с педагогической должности в общеобразовательном учебном заведении на должность в дошкольном учебном заведении, при переходе из заведения профтехобразования в школу и наоборот, с должности преподавателя высшего учебного заведения I — II уровней аккредитации в профессионально-техническое училище или в общеобразовательное учебное заведение и т. п. Единственными требованиями для сохранения квалификационной категории при этом должно быть то, что переход осуществляется с одной педагогической должности на другую педагогическую должность, а также наличие у работника соответствующего образования, необходимого для его зачисления на эту должность.

Вопросы, связанные с определением размера оплаты труда при приеме на работу работников, регулируются КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 96 КЗоТ установлено, что должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника. По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности. Такая же норма содержится в п. 4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

То есть определить размер оплаты труда при приеме на работу педагогического работника или при догрузке его часами на другой должности должен собственник или уполномоченный им орган. При этом главным критерием, по которому определяется тарифный разряд такому работнику, является уровень его квалификации.

При этом не следует допускать при приеме на педагогические должности установление низшего тарифного разряда специалистам, имеющим высокую квалификацию, большой опыт научной или преподавательской работы. Собственник или уполномоченный им орган при приеме на работу специалистов с большим опытом работы должен решать вопросы размера оплаты труда с учетом уровня квалификации таких работников.

При аттестации таких работников следует руководствоваться п. 4.9 Типового положения, которым, в частности, определено, что специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации с производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.

Не может быть установлен низший тарифный разряд научно-педагогическим работникам высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, принятым на должности учителей или преподавателей общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, лицам, имеющим ученые степени и приглашенным для преподавания учебных дисциплин, по которым они являются специалистами, в общеобразовательные или другие учебные заведения системы общего среднего образования, специалистам с производства или сферы услуг с большим опытом работы.

Например, в случае принятия на педагогическую должность в профессионально-техническое учебное заведение специалиста с производства или сферы услуг, имеющего стаж работы по специальности пять лет, при первой аттестации на педагогические должности он может аттестоваться на присвоение квалификационной категории «специалист первой категории». Впрочем, при приеме на работу такого специалиста оплата его труда существляется по тарифному разряду, установленному собственником или уполномоченным им органом.

При приеме на работу в общеобразовательное учебное заведение специалиста, который до этого работал преподавателем аналогичной учебной дисциплины в высшем учебном заведении III — IV уровня аккредитации и который имеет ученую степень, руководитель учебного заведения (органа управления образования) имеет право установить ему наивысший тарифный разряд, предусмотренный на этой должности. При аттестации на педагогической должности ему может быть присвоена любая квалификационная категория, в том числе и квалификационная категория «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 4.7 Типового положения.

 

Когда должна проводиться аттестация работников, прервавших работу на педагогической должности?

Следует отметить, что отныне п. 3.17 Типового положения установлено, что за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу. Подчеркнем: это касается лиц, с момента последней аттестации которых прошло более пяти лет.

Если с момента последней аттестации работника, прервавшего работу на педагогической должности, не прошло пяти лет, его очередная аттестация должна осуществляться в пятилетний срок со дня последней аттестации.

 

Каков порядок аттестации работников, совмещающих педагогические должности?

Пункт 3.18 Типового положения дополнен новой нормой, которой установлено, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Педагогический работник, который в год очередной аттестации совмещает педагогические должности, а именно наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу по другой педагогической должности, проходит аттестацию по каждой из занимаемых должностей.

Типовым положением предусмотрено также, что по заявлению работника или по представлению руководителя либо педагогического совета учебного заведения может проводиться внеочередная аттестация. То есть аттестация работника, совмещающего педагогические должности, может проводиться как одновременно, так и в разные сроки. Целесообразно синхронизировать аттестационные процедуры работника, занимающего две или более должности в одном учебном заведении, проводя их одновременно.

Следует учитывать, что на педагогических работников, совмещающих педагогические должности, аттестационные листы оформляются отдельно на соответствие каждой из занимаемых должностей.

 

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявление о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда). Когда нужно подать такое заявление?

С целью недопущения ухудшения прав педагогических работников на присвоение квалификационных категорий в текущем учебном году педагогические работники, включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации, которые претендуют на присвоение более высокой квалификационной категории, могут подать в аттестационные комиссии заявления о присвоении следующей квалификационной категории (тарифного разряда).

В связи с этим педагогическому работнику необходимо помнить, что заявления о присвоении более высокой квалификационной категории, тарифного разряда, а также о внеочередной аттестации, переносе срока аттестации необходимо подавать в аттестационную комиссию до 10 октября.

 

Каков порядок аттестации выпускников высших учебных заведений?

Порядок аттестации выпускников высших учебных заведений определен п. 4.3 Типового положения. В частности, предусмотрено, что выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист» как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности. Указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

В случае приема на работу выпускника высшего учебного заведения с полным высшим образованием руководитель учебного заведения (органа управления образования) не имеет права установить ему тарифный разряд ниже девятого, соответствующий уровню оплаты труда по квалификационной категории «специалист». Такое разъяснение, в частности, содержится в письме Минобразования от 22.02.2011 г. № 1/9-118 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 11).

Приказом Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (приложение 6) установлено, что специалистам, имеющим образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, устанавливается 9-й тарифный разряд, который, как уже отмечалось, соответствует квалификационной категории «специалист». Однако это касается только педагогических должностей, на которых предусмотрена возможность присвоения квалификационных категорий.

До первой аттестации такого молодого специалиста, которая проводится обычно через два года после начала педагогической деятельности, оплата труда ему будет осуществляться именно по квалификационной категории «специалист». Присвоенная ему по результатам первой аттестации квалификационная категория будет «специалист второй категории».

Одновременно необходимо заметить, что аттестационной комиссией I уровня по результатам аттестации квалификационная категория «специалист» может быть присвоена только в случае признания работника не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории «специалист второй категории» или более высокой квалификационной категории.

 

Каков порядок проведения аттестации при отсутствии педагогического работника?

В соответствии с п. 3.6 Типового положения заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника. Во время заседания аттестационной комиссии педагогический работник имеет право давать устные и письменные объяснения, подавать дополнительные материалы, касающиеся своей профессиональной деятельности.

По решению аттестационной комиссии аттестация может быть проведена при отсутствии работника,если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная отдаленность, продолжительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании) и дал на это письменное согласие, за исключением случаев аттестации работников, в отношении которых поднят вопрос о несоответствии занимаемой должности.

В случае неявки аттестуемого педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия после выяснения причин неявки может провести аттестацию при его отсутствии.

Важное значение при проведении аттестации имеет решение членами комиссии вопроса о возможности аттестации работника, который по той или иной причине не явился на заседание аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия в каждом конкретном случае должна принимать решение о возможности аттестации лица, не явившегося на заседание. При этом члены комиссии должны выяснять причину неявки, а также был ли работник надлежащим образом извещен о времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии.

В случае невозможности участия аттестуемого лица в заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам аттестационная комиссия, выяснив причину неявки, имеет право принять решение о проведении аттестации без участия аттестуемого лица.

В то же время нельзя принимать решение в отсутствие педагога, если принимается решение о несоответствии его занимаемой должности или о несоответствии ранее присвоенной квалификационной категории. В таких случаях необходимо перенести заседание комиссии на другой день.

В случае, когда работник злостно уклоняется от явки на заседание аттестационной комиссии, особенно когда руководителем учебного заведения затронут вопрос о его несоответствии занимаемой должности, необходимо принять все возможные меры по надлежащему уведомлению работника о времени и месте заседания. В случае его повторной неявки аттестационная комиссия может принять решение о проведении аттестации в отсутствие такого работника. Принятие такого решения должно быть аргументировано в протоколе заседания аттестационной комиссии.

 

Как теперь осуществляется голосование членов аттестационной комиссии в связи с изменениями, внесенными в п. 3.8 Типового положения?

Отныне Типовое положение не содержит требования о принятии решений аттестационной комиссией только путем тайного голосования. В соответствии с п. 3.8 Типового положения решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. То есть члены аттестационной комиссии сами определяют форму проведения голосования. Оно может быть как тайным, так и открытым. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной член аттестационной комиссии. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна.

Во время заседания аттестационной комиссии важное значение должно иметь выяснение вопроса о правомочности комиссии принимать решения. Пунктом 3.8 Типового положения предусмотрено, что заседание аттестационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. В связи с этим в протоколе должны быть указаны количество и фамилии членов комиссии, присутствующих на заседании.

Напомним также, что отныне количество членов аттестационной комиссии не может быть менее пяти человек (п. 2.6 Типового положения).

Таким образом, издавая приказ о создании аттестационной комиссии в учебном заведении для организации и проведения аттестации педагогических работников, руководитель имеет право создать комиссию в составе не менее пяти человек. Как правило, малочисленные аттестационные комиссии могут создаваться в учебных заведениях с небольшим количеством педагогических работников.

В то же время следует помнить, что решение о целесообразности создания аттестационной комиссии в учебном заведении, где работает менее 15 педагогических работников, принимает районный (городской) отдел образования (п. 2.10 Типового положения). Однако это не всегда означает, что в таком учебном заведении не может быть создана аттестационная комиссия.

Простое большинство голосов — получение за решение, поставленное на голосование, более половины голосов членов аттестационной комиссии, принимавших участие в голосовании. Например, если в голосовании принимали участие восемь членов комиссии, из которых пять проголосовали за решение, поставленное на голосование, оно считается принятым.

В случае одинакового количества голосов «за» и «против» принимается решение в пользу аттестуемого работника.

Следует отметить, что практика, когда большинство членов аттестационной комиссии воздерживаются от голосования, является неправильной. Члены аттестационной комиссии должны иметь собственное мнение по вопросам, выносящимся на голосование, и свободно его выражать.

В протоколе должны быть указаны результаты голосования членов комиссии по всем вопросам, вынесенным на голосование.

Кроме того, внесенными изменениями расширены права членов аттестационной комиссии. Типовое положение дополнено нормой, дающей право членам аттестационных комиссий, которые не согласны с решением, принятым комиссией, прилагать к протоколу изложенное в письменном виде отдельное мнение по вопросам аттестации педагогического работника (п. 3.7 Типового положения).

Протокол, составляемый в ходе заседания аттестационной комиссии, может оформляться в рукописном виде в книге протоколов аттестационной комиссии, листы которой нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Также допускается на основании записей, сделанных во время заседания комиссии, готовить протокол на печатающем устройстве. После изготовления печатного текста протоколы в хронологическом порядке подшиваются в отдельное дело протоколов заседаний аттестационной комиссии.

 

Какими должны быть действия руководителя, если аттестационной комиссией принято решение о несоответствии работника занимаемой должности?

В случае принятия аттестационной комиссией решения о несоответствии работника занимаемой должности руководитель должен предложить ему работу на другой должности, которая соответствует его квалификации, конечно, если такая должность в школе есть и она вакантна. Если работник откажется от предложенной должности, такой отказ должен быть письменным.

Если должности, на которую можно перевести работника, в учебном заведении нет, или если он отказался от предложенной должности, издается приказ о расторжении трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. При этом администрации учебного заведения и руководство местного отдела образования необходимо неуклонно соблюдать требования законодательства о труде, регламентирующего порядок расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа, а также о существующих ограничениях на увольнение некоторых категорий работников.

В частности, для расторжения трудового договора необходимо получить предварительное согласие профсоюзного органа на увольнение работника, соблюдать порядок и сроки подготовки и издания приказа об увольнении, а также помнить, что увольнение работника после получения такого согласия может быть осуществлено не позднее чем через месяц со дня его получения (ст. 43 КЗоТ).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г., заключения аттестационной комиссии о квалификации работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. То есть судом будут исследоваться не только документы, предоставленные аттестационной комиссией школы, но и другие документы и свидетельства, в том числе предоставленные уволенным работником, например, о необъективном отношении к нему членов аттестационной комиссии и руководства учебного заведения.

Учитывая это, аттестационная комиссия и администрация учебного заведения не должны допускать даже мельчайших нарушений порядка проведения аттестации и законодательства о труде и тщательным образом готовить документацию на работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, уделяя особое внимание составлению протокола заседания аттестационной комиссии и заполнению аттестационного листа.

Анализ практики деятельности учебных заведений в течение последних лет дает основания предостеречь руководителей учебных заведений и органов управления образования от смелости увольнять работника по указанным основаниям и рекомендовать делать это только в самых крайних случаях, когда оставить работника на занимаемой им должности действительно невозможно, а другой должности, на которой бы он мог работать, в учебном заведении нет.

Необходимо помнить, что согласно ч. 3 ст. 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет, если ребенок по медицинскому заключению в этот период нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, с обязательным трудоустройством.

Собственник или уполномоченный им орган имеет право на основании решения аттестационной комиссии принять решение о переводе работника на другую работу или расторжении с ним трудового договора только в срок не более двух месяцев со дня аттестации.

Приказ об увольнении или переводе работника с его согласия на другую должность, изданный на основании решения комиссии о несоответствии работника занимаемой должности в результате недостаточной квалификации, может быть издан лишь после рассмотрении его апелляций (в случае их подачи) аттестационными комиссиями высшего уровня. Несоблюдение этого правила в случае удовлетворения апелляции может повлечь за собой необходимость восстановления работника на должности с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула.

Добавим также, что п. 6.2 Типового положения установлено, что в случае принятия аттестационной комиссией решения о соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию с целью проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Повторное заседание комиссии в таких случаях проводится с целью проверки выполнения определенных в решении комиссии мероприятий. После его проведения аттестационная комиссия принимает решение о выполнении замечаний и условий, изложенных аттестационной комиссией, которое прилагается к материалам аттестационного дела и к личному делу работника.

 

Может ли педагогический работник отказаться от очередной аттестации?

Статьей 27 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV установлено, что аттестация педагогических работников общеобразовательных учебных заведений является обязательной и осуществляется, как правило, один раз в пять лет. Такие же требования по обязательности аттестации содержатся в законах Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (ст. 32), «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР (ст. 45), «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III (ст. 25), «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III (ст. 48). Пунктом 1.5. Типового положения также определено, что аттестация педагогических работников является обязательной.

В соответствии с пп. 3.1 и 3.2 Типового положения руководитель заведения ежегодно в начале учебного года подает в аттестационную комиссию списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации. Аттестационная комиссия утверждает эти списки и определяет график проведения аттестации работников. Учитывая изложенное, согласие педагогического работника на прохождение очередной аттестации не требуется.

В то же время пп. 3.15 и 3.16 Типового положения предусмотрены случаи, когда аттестация может быть перенесена или отсрочена. В частности, аттестация работника может быть перенесена на один год в случае его продолжительной нетрудоспособности или при переходе в год проведения очередной аттестации на работу в другое учебное заведение и по другим уважительным причинам. Очередная аттестация педагогических работников, совмещающих работу с учебой в высших учебных заведениях по направлениям (специальностям) педагогического профиля, с их согласия может быть отсрочена до окончания учебы.

Отметим, что отныне решение о переносе аттестации может приниматься аттестационными комиссиями не только до 20 октября, как было определено ранее.

Если основания для переноса срока очередной аттестации возникли после 10 октября, аттестационная комиссия по заявлению работника может принять решение о его аттестации в следующем учебном году. Основаниями для переноса, в частности, могут быть: продолжительная болезнь работника, тяжелое заболевание близких родственников, нуждающихся в уходе, продолжительная командировка и т. п. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (2)
Яна Круць
07.11.2015
Я хотела бы уточнить по поводу п.3.17. Я работала в школе, у меня была 2 категория. Потом перешла в детсад,не аттестовалась,была специалистом,работала 9 лет. Теперь вернулась в школу,отказываются возвращать 2 категорию,поставили специалистом. Правомерно ли это?
Елена
20.04.2016
Вопрос по п. 3.17. Проработала в муз. школе 13 лет и имела 1 категорию. Ушла в сферу обслуживания на 14 лет. Вернулась по приглашению. Оформили по 9 разряду, говорят, что слишком большой перерыв и квалификация потеряна. А как же : "...за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания"? Подробиці: Подробиці: ? Подробиці: