Ответственность работодателя и его должностных лиц за нарушение трудового законодательства
Кто осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства
Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Госнадзортруда) и его территориальные органы — территориальные государственные инспекции труда (далее — ТГИТ).
Функции, права и обязанности Госнадзортруда регламентированы Положением о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденным постановлением КМУ от 18.01.2003 г. № 50. Так, одной из основных задач Госнадзортруда является обеспечение защиты прав работников путем осуществления государственного надзора за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, которые используют наемный труд, трудового законодательства. Реализация органами Госнадзортруда возложенных на них функций осуществляется путем проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, которая проводится должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов утвержден приказом Минтруда от 21.03.2003 г. № 72.
По результатам каждой проверки инспектор труда составляет акт. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства о труде наряду с актом составляется предписание об их устранении.
В случае несогласия руководства предприятия с выводами, сделанными по результатам проверки и изложенными в акте, к нему прилагаются документально подтвержденные возражения руководителя предприятия или другого должностного лица, которое представляет интересы предприятия во время проверки.
В предписании перечисляются нарушения в соответствии с заключениями акта, а также меры по их устранению, предлагаемые представителями Госнадзортруда. В резолютивной части предписания отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с указанием срока письменного уведомления относительно их устранения. При этом если срок устранения нарушений превышает календарный месяц, то к нарушителю предъявляются требования по ежемесячному письменному уведомлению до полного устранения всех нарушений.
По окончании срока, определенного предписанием для устранения выявленных нарушений, у инспектора появляется право на проведение повторной контрольной проверки выполнения предписания. Если во время ее проведения установлены неустраненные нарушения, выносится повторное предписание. Кроме того, в этом случае инспектор труда анализирует выявленные правонарушения с последующим обязательным реагированием — направлением материалов в правоохранительные органы (при выявлении признаков преступления), составлением протоколов об административных нарушениях, вынесением постановления о наложении штрафа (за невыполнение предписания по ст. 1886 КУоАП), внесением собственнику представления о привлечении работодателя к дисциплинарной ответственности.
Решение должностных лиц ТГИТ может быть обжаловано в десятидневный срок у вышестоящего должностного лица ТГИТ, а в случае нерешения вопроса — в руководстве Госнадзортруда и в суде. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает выполнение предписания до момента ее рассмотрения. Рассматривается жалоба в пятнадцатидневный срок со дня ее поступления.
Кроме контроля со стороны органов Госнадзортруда, контроль за деятельностью предприятий могут осуществлять, в частности: 1) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда. Сегодня таким органом является Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор);
2) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности — Государственный комитет ядерного регулирования Украины;
3) специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности — Государственный департамент пожарной безопасности и органы государственного пожарного надзора;
4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда — органы и заведения Государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Перечисленные органы осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами, а общественный контроль — профсоюзами и их объединениями.
8.2. Какую ответственность несут предприятия и их должностные лица за нарушение трудового законодательства
За нарушение трудового законодательства ответственность могут нести как юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация), так и его должностные лица. В первом случае за нарушение законодательства о труде наступает ответственность в виде административно-хозяйственных санкций; во втором — в виде административной и уголовной ответственности. Кроме того, должностные лица предприятия в случае нарушения ими трудовой дисциплины могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. с. 94). Предусмотрена КЗоТ и возможность привлечения их к материальной ответственности.
Таким образом, должностные лица предприятия, учреждения, организации за нарушения трудового законодательства могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Сами предприятия за нарушение трудового законодательства привлекаются к ответственности в виде административно-хозяйственных санкций. Не исключена возможность наступления для предприятия негативных последствий в виде обязанности возместить работнику материальный и моральный ущерб, причиненный ему нарушением трудового законодательства со стороны предприятия. Приведем наиболее распространенные нарушения трудового законодательства (см. табл. 8.1). Таблица 8.1
№ п/п Вид нарушения Санкция за нарушение Нормативный акт 1 2 3 4 Уголовная ответственность 1 Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов Исправительные работы на срок
Ст. 170 УКУ 2 Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде Штраф до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (до 850 грн.), либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительные работы на срок до двух лет Ч. 1 ст. 172 УКУ 3 Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.), либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев Ч. 2 ст. 172 УКУ 4 Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.), либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до двух лет Ч. 1 ст. 173 УКУ 5 Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением, если эти действия совершены в отношении гражданина, с которым заключено соглашение по поводу его работы за пределами Украины Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до трех лет Ч. 2 ст. 173 УКУ 6 Принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем иных незаконных действий Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.), либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов, либо арест на срок до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет Ст. 174 УКУ 7 Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения либо организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.), либо исправительные работы на срок
Ч. 1 ст. 175 УКУ 8 Нарушение, указанное в п. 7 данной таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат Штраф от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 до 25500 грн.), либо ограничение свободы на срок
Ч. 2 ст. 175 УКУ Обращаем внимание: лицо освобождается от уголовной ответственности по ст. 175 УКУ (ч. 1 — 2), если до привлечения к ответственности состоялась выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты (ч. 3 ст. 175 УКУ). 9 Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.), либо исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет Ч. 1 ст. 271 УКУ 10 Нарушение, указанное в п. 9 данной таблицы, если оно привело к гибели людей или иным тяжким последствиям Исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового Ч. 2 ст. 271 УКУ Более подробно о мерах уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, спецвыпуск № 10. Административная ответственность 11 Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде Штраф от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности Ч. 1 ст. 41 КУоАП 12 Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда Штраф:
Ч. 2 ст. 41 КУоАП 13 Уклонение лиц, представляющих собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок Штраф от 3 до 10 ннмдг
Ст. 411 КУоАП 14 Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов Штраф от 50 до 100 ннмдг
Ст. 412 КУоАП 15 Непредоставление лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений Штраф от 1 до 5 ннмдг
Ст. 413 КУоАП 16 Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм Штраф:
Ст. 42 КУоАП 17 Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом приема на работу и увольнения, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей или решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы Штраф от 5 до 8 ннмдг
Ч. 1 ст. 1881 КУоАП 18 Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов Штраф от 10 до 20 ннмдг
Ч. 2 ст. 1881 КУоАП 19 Невыпонение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда по устранению нарушений законодательства об охране труда либо создание препятствий для деятельности
Штраф:
Ст. 1884 КУоАП 20 Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде в отношении устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этих органов Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) на должностных лиц Ст. 1886 КУоАП Более подробно об основаниях для привлечения к ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, спецвыпуск № 10. Штрафные санкции для предприятий и физических лиц, использующих наемный труд 1 Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда Штраф на юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % месячного фонда заработной платы этого юридического или физического лица. Неуплата штрафа влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере 2 % за каждый день просрочки Ст. 43 Закона об охране труда 2 Нарушение среднеучетной численности работающих инвалидов (4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год; для предприятий с количеством работающих от 8 до 25 лиц — одно рабочее место) предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд Штраф в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им (для предприятий и физических лиц с количеством работающих от 8 до 15 лиц — в размере половины средней годовой заработной платы) Ст. 20 Закона № 875 3 Использование труда иностранцев или лиц без гражданства на условиях трудового договора без разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства Штраф за каждое такое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом П. 4 ст. 8 Закона № 803 4 Неподача или нарушение сроков подачи в государственную службу занятости информации об увольнении работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов) в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, с сокращением численности или штата работников в установленные законодательством сроки (не позднее двух месяцев до увольнения и в десятидневный срок после увольнения) Штраф в размере годовой заработной платы за каждого уволенного работника Ч. 2 п. 5 ст. 20 Закона № 803
до двух лет либо лишение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
— от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.) на работников;
— от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности
(от 51 до 170 грн.)
(от 850 до 1700 грн.)
(от 17 до 85 грн.)
— от 1 до 12 ннмдг
(от 17 до 204 грн.) на граждан;
— от 6 до 25 ннмдг
(от 102 до 425 грн.) на должностных лиц
(от 85 до 136 грн.)
(от 170 до 340 грн.)
этих органов
— от 3 до 5 ннмдг
(от 51 до 85 грн.) на работников;
— от 8 до 14 ннмдг
(от 136 до 38 грн.) на долж-ностных лиц