Есть ли жизнь после выборов, или Особенности увольнения с некоторых должностей местного самоуправления
Очередные местные выборы состоялись, а вопросы, как оказалось, остались. И дело уже даже не в том, кто выиграл, а кто проиграл, а как свидетельствуют письма в редакцию, бывших народных избранников волнует, правильно ли они уволены, какими льготами и гарантиями они пользуются после увольнения и как пойти на пенсию с должности головы? Поскольку основными корреспондентами по этим вопросам являются сельские, поселковые и городские головы, мы решили остановиться в статье именно на особенностях увольнения из органов местного самоуправления сельских, поселковых, городских голов и председателей районных, областных, районных в городе советов.
Елена БОРИСОВА, юрист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Механизм увольнения должностных лиц органов местного самоуправления со службы в органах местного самоуправления и соблюдения при этом гарантий их социальной защиты определяется:
— Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280);
— Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (далее — Закон № 2493);
— Законом Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10.07.2010 г. № 2487-VI;
— Законом Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV (далее — Закон № 93);
— Кодексом законов о труде Украины и другими законами Украины.
В своей статье мы также будем пользоваться Методическими рекомендациями по особенностям приема (избрания) на службу должностных лиц органов местного самоуправления, по особенностям увольнения должностных лиц из органов местного самоуправления, изложенными в письме Главгосслужбы от 06.02.2002 г. № 42/621 (далее — Методрекомендации Главгосслужбы) и информационным письмом Высшего административного суда Украины «О решении споров, возникающих из отношений публичной службы» от 26.05.2010 г. № 753/11/13-10 (далее — письмо ВАСУ).
В частности, в письме ВАСУ указывается, что суды должны учитывать правовую позицию Верховного Суда Украины в отношении увольнения и восстановления на должности, которая заключается в том, что при решении споров указанной категории приоритетными являются нормы специальных законов, а нормы трудового законодательства подлежат применению только в случаях, если нормами специальных законов не урегулированы спорные отношения и когда возможность такого применения прямо указана в специальном законе.
Следует отметить, что основания прекращения полномочий должностных лиц органов местного самоуправления — сельских, поселковых, городских голов характеризуются некоторыми особенностями.
Прекращение полномочий сельских, поселковых, городских голов
Согласно ст. 42 Закона № 280 полномочия сельского, поселкового, городского головы начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании и заканчиваются в момент вступления в эту должность другого избранного в соответствии с законом лица, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий.
Случаи досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского головы указаны в ст. 79 Закона № 280 (см. таблицу).
Полномочия сельского, поселкового, городского головы прекращаются досрочно в случае: Лицо увольняется с должности:
его обращения с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий головы со дня принятия соответствующим советом решения, которым принимается во внимание указанный факт
прекращения гражданства
вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его
нарушения им требований по ограничению совместимости его деятельности с другой работой (деятельностью)
признания его судом недееспособным
объявления без вести отсутствующим или умершим
его смерти
если он нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий со дня принятия местным референдумом или соответствующим советом решения о досрочном прекращении полномочий (решение совета принимается путем тайного голосования не менее чем двумя третями голосов депутатов от общего состава совета)
наличия решений суда о признании распоряжений или действий сельского, поселкового, городского головы незаконными, заключений соответствующего комитета Верховной Рады с момента вступления в эту должность другого лица, избранного на следующих выборах
Некоторые основания досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского головы, по нашему мнению, требуют разъяснений. Например, по поводу нарушения сельским, поселковым, городским головой требований об ограничении совместимости его деятельности с другой работой (деятельностью), то здесь следует отметить, в чем именно заключаются эти ограничения. Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона № 280 сельский, поселковый, городской голова не может:
— быть депутатом какого-либо совета;
— совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и творческой работы во внерабочее время);
— заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль.
Также, по нашему мнению, требует разъяснений такое основание для увольнения, препятствующее пребыванию на должности сельского, поселкового, городского головы, как вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении еего (п. 3 ч. 1 ст. 79 Закона № 280).
В своем письме ВАСУ указывает, что при рассмотрении подобных дел судам важно выяснять, относятся ли в соответствии с действующим законодательством лица к имеющим судимость.
При этом Высший административный суд ссылается на Верховный Суд Украины (постановление Верховного Суда Украины от 20.10.2009 г.), который обращает внимание, что вынесение против публичного (государственного) служащего обвинительного приговора суда за совершение им умышленного деяния с использованием служебного положения еще не является безусловным основанием для прекращения публичной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Уголовного кодекса Украины (далее — УК) лицо признается имеющим судимость со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до погашения или снятия судимости. Лица, осужденные по приговору суда без назначения наказания или освобожденные от наказания либо отбывшие наказание за деяние, преступность и наказуемость которого отменена законом, признаются не имеющими судимости (ч. 3 ст. 88 УК). Частью 2 ст. 86 УК предусмотрено, что законом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть полностью или частично освобождены от уголовной ответственности или от наказания.
Таким образом, служащие, которые освобождены от наказания и которым наказание судом назначается, но в приговоре постановляется о его окончательном и безусловном неисполнении, признаются не имеющими судимости, поэтому оснований для их увольнения со службы по ст. 12, 20 Закона № 2493 нет.
Учитывая, что сельский, поселковый, городской голова является должностным лицом органа местного самоуправления, на него распространяются также основания прекращения службы в органах местного самоуправления, определенные ст. 20 Закона № 2493, а именно:
1 Нарушение Присяги должностным лицом местного самоуправления
2 Нарушение условий реализации права на службу в органах местного самоуправления
3 Неподача сведений или подача ложных сведений о доходах в установленный срок
4 Выявление или возникновение обстоятельств, препятствующих пребыванию на службе, или несоблюдение требований, связанных с прохождением службы в органах местного самоуправления
Что касается такого основания прекращения службы в органах местного самоуправления, как достижение должностным лицом местного самоуправления предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления, установленного ст. 18, абзацем шестым ч. 1 ст. 20 Закона № 2493, то эти ограничения не распространяются на должностных лиц местного самоуправления, избираемых на соответствующие должности. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 280 срок полномочий сельского, поселкового, городского головы, избранного на очередных местных выборах, определяется Конституцией Украины. Согласно ст. 41 Конституции Украины сельский, поселковый, городской голова избирается сроком на четыре года. Таким образом, если в период пребывания на должности сельского, поселкового, городского головы он достиг предельного возраста пребывания на службе (предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), но срок, на который он был избран в соответствии со сроком, установленным Конституцией Украины, не истек, то оснований для прекращения полномочий сельского, поселкового, городского головы нет.
Оформление увольнения сельских, поселковых, городских голов
В случае окончания срока полномочий в трудовой книжке сельского, поселкового, городского головы делается запись: «Уволен в связи с истечением срока полномочий, ч. 1 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с указанием решения совета, даты увольнения и порядкового номера записи.
В случае досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского головы в трудовой книжке указываются основание досрочного прекращения полномочий согласно ст. 79 указанного Закона или ст. 20 Закона № 2493 (решение сессии совета или местного референдума, его дата и номер) и порядковый номер записи.
Прекращение полномочий председателя районного, областного, районного в городе совета
С увольнением председателей районных, областных и районных в городе советов ситуация обстоит немного проще, учитывая, что указанные председатели избираются из числа депутатов соответствующего совета на срок полномочий совета, а не путем всенародного голосования. Однако некоторые особенности их увольнения все же существуют.
Председатель районного, областного, районного в городе (в случае его создания) совета исполняет свои обязанности до избрания председателя совета нового созыва, кроме случаев досрочного прекращения полномочий.
Председатель совета может быть досрочно уволен с должности советом, если за его увольнение проголосовало не менее двух третей депутатов от общего состава совета путем тайного голосования. Вопрос об увольнении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее трети депутатов от общего состава совета (ст. 55 Закона № 280).
Внимание! Увольнение лица с должности председателя (первого заместителя, заместителя председателя) совета не имеет следствием прекращения им полномочий депутата этого совета (абзац второй ч. 4 ст. 55 Закона № 280).
Полномочия председателя районного, областного, районного в городе совета считаются досрочно прекращенными без прекращения полномочий депутата совета в случае (ч. 5 ст. 55 Закона № 280):
1 Обращения с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий председателя совета
2 Нарушения им установленных законом требований об ограничении совместимости деятельности с другой работой
Полномочия председателя районного, областного, районного в городе совета прекращаются, а соответствующее лицо увольняется с должности председателя совета со дня принятия соответствующим советом решения, которым принимается к сведению указанный факт.
Председатель совета считается уволенным с должности со дня прекращения им депутатских полномочий или полномочий председателя (ч. 2 ст. 55 Закона № 280).
Оформление увольнения председателя районного, областного, районного в городе совета
В случае окончания срока полномочий в трудовой книжке председателя районного, областного, районного в городе совета делается запись: «Уволен в связи с истечением срока полномочий, ч. 2 ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с указанием соответствующего решения совета, даты увольнения и порядкового номера записи. В случае досрочного прекращения им полномочий в трудовой книжке делается запись: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, ч. 4 ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с указанием даты и основания увольнения (решение сессии совета, его дата и номер), порядкового номера записи.
Льготы и гарантии при увольнении с должности
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона № 280 на сельских, поселковых, городских голов распространяются гарантии депутатов советов, предусмотренные Законом № 93, если иное не установлено законом. А учитывая, что председатели районного, областного, районного в городе совета являются депутатами соответствующих советов, то на них, разумеется, тоже распространяется действие данного Закона. Что же это за льготы и гарантии?
Согласно ст. 28 Закона № 93 соответствующий совет обеспечивает трудоустройство депутата, избранного на выборную должность в совете, после окончания его полномочий. Депутату, работавшему в совете на постоянной основе на выборной должности, а также сельскому, поселковому, городскому голове предоставляется предыдущая работа (должность), а в случае ее отсутствия — другая равноценная работа (должность)*.
* Под равноценной следует понимать работу, не ниже по квалификации или должности предыдущей работы избранного на выборную должность работника.
В случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности) на период трудоустройства за бывшим депутатом, сельским, поселковым, городским головой сохраняется, но не более шести месяцев, заработная плата*, выплачиваемая из соответствующего местного бюджета.
* Заработная плата, сохраняемая за бывшим депутатом, председателем районного, областного, районного в городе совета и сельским, поселковым, городским головой в случае отсутствия предыдущей или равноценной работы в соответствии со ст. 21 Закона Украины № 2493 исчисляется исходя из должностного оклада, надбавки за ранг, надбавки за выслугу лет и других надбавок.
Теперь рассмотрим некоторые нестандартные ситуации, связанные с прекращением полномочий должностными лицами местного самоуправления, о которых мы узнали от наших читателей.
СИТУАЦИЯ 1. На пенсию с должности головы
На момент прекращения полномочий городского головы ему было 59 лет и 8 месяцев. Имеет ли он право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления»?
(АР Крым)
В соответствии с Методрекомендациями Главгосслужбы если в период гарантированного Законом № 93 шестимесячного срока трудоустройства сельским, поселковым, городским головой, председателем и заместителем председателя районного, районного в городе, областного совета, заместителем городского головы — секретарем Киевского городского совета, секретарем сельского, поселкового, городского совета, а также председателем бюджетной комиссии, работавшими в совете на постоянной основе, будет достигнут предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления и при наличии установленного ст. 21 Закона № 2493 общего трудового стажа и стажа службы в органах местного самоуправления, они будут иметь право на пенсионное обеспечение в соответствии с данным Законом.
В то же время, как уже указывалось, достижение должностным лицом местного самоуправления предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления не является основанием для прекращения полномочий лица, избранного на выборную должность.
СИТУАЦИЯ 2. Когда увольнять поселкового голову с должности, если он находится на больничном, а новый голова уже вступил в эту должность?
На время оглашения избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения об избрании нового поселкового головы и вступления им в эту должность, поселковый голова, занимавший эту должность ранее, находился на больничном. В данном случае какой будет дата увольнения бывшего головы: последний день пребывания на больничном или день заседания совета, на котором были объявлены результаты выборов?
(Одесская обл.)
В соответствии со ст. 42 Закона № 280 полномочия сельского, поселкового, городского головы заканчиваются в момент вступления в эту должность другого избранного в соответствии с законом лица.
Ссылка на то, что должностные лица не могут быть уволены в период их временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске, в данном случае является ошибочной. Во-первых, согласно ст. 40 Кодекса законов о труде Украины гарантии в отношении невозможности увольнения в период временной трудоспособности или во время пребывания в отпуске применяются к случаям расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа. Во-вторых, лица, занимающие выборные должности, избираются на определенный Конституцией Украины срок, началои прекращение полномочий устанавливается специальным законом (в данном случае — это Закон № 280). Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 93 после окончания полномочий голове предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или по его согласию на другом предприятии, в учреждении, организации.
Таким образом, несмотря на то, находился ли бывший поселковый голова на больничном или в отпуске на момент вступления в должность поселкового головы другого избранного в соответствии с законом лица, датой его увольнения будет момент окончания его полномочий, т. е. дата пленарного заседания совета по объявлению избирательной комиссией решения об избрании нового поселкового головы и вступления им в эту должность.
СИТУАЦИЯ 3. Прекращение полномочий в случае несозыва сессий совета
Прошло уже 2 месяца со дня последней сессии городского совета, а городской голова не созывает следующую сессию совета, хотя на следующую сессию совета подготовлены вопросы по отведению земельных участков. Может ли быть факт уклонения головы от созыва следующей сессии совета основанием для досрочного прекращения его полномочий?
(Киевская обл.)
Согласно ч. 2 ст. 79 Закона № 280 полномочия сельского, поселкового, городского головы могут быть досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий.
Из содержания ст. 46 данного Закона следует, что сельский, поселковый, городской советы проводят свою работу сессионно. Первую сессию сельского, поселкового, городского совета созывает и ведет председатель соответствующей территориальной избирательной комиссии. Последующие сессии совета созываются сельским, поселковым, городским головой. Сессия совета созывается по мере необходимости, но не менее 1 раза в квартал, а по вопросам отведения земельных участков — не реже 1 раза в месяц (ч. 5 ст. 46 Закона № 280).
В случае немотивированного отказа сельского, поселкового, городского головы или его несостоятельности созывать сессию совета он созывается секретарем этого совета.
Решение о созыве сессии совета доводится до сведения депутатов и населения не позднее чем за 10 дней до сессии, а в исключительных случаях — не позднее чем за день до сессии с указанием времени созыва, места проведения и вопросов, предусматриваемых внести на рассмотрение совета (ч. 9 ст. 46 Закона № 280).
То есть надлежащим образом обоснованные и подтвержденные данные, свидетельствующие об уклонении или несостоятельности сельского, поселкового, городского головы исполнять свои обязанности, могут послужить основанием для досрочного прекращения его полномочий.
К такому выводу, в частности, пришел Верховный Суд Украины в постановлении от 16.06.2009 г., отменяя постановление Высшего административного суда Украины от 19.11.2008 г. и отметив, что нарушение вышеизложенного порядка созыва сессии сельского, поселкового или городского совета и процедуры подготовки вопросов к рассмотрению на сессии приводит к принятию противоправных решений и свидетельствует о том, что голова не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий.