Госслужащий имеет право работать в режиме неполного рабочего времени
Может ли для государственных служащих устанавливаться неполный рабочий день? Какова будет продолжительность ежегодного основного отпуска работника, если он работает неполный рабочий день?
Елена БОРИСОВА, юрист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Для начала разберемся, что представляет собой неполное рабочее время в свете трудового законодательства и для кого оно может быть установлено.
Частью 1 ст. 50 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) определено, что нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Что касается неполного рабочего времени, то оно имеет меньшую, нежели это установлено нормативными актами, продолжительность.
В соответствии со ст. 56 КЗоТ по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и спустя некоторое время неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.То есть в общем случае установление неполного рабочего времени для работника зависит от согласия собственника или уполномоченного им органа на его установление. А по просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида, в том числе находящегося на ее попечении, или осуществляющей уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, собственник или уполномоченный им орган обязан устанавливать ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Установление неполного рабочего времени осуществляется путем подачи работником соответствующего заявления и издания приказа об установлении неполного рабочего времени. В приказе следует четко отметить количество часов при переводе работника на неполный рабочий день или количество дней при его переводе на неполную рабочую неделю.
Статья 1861 КЗоТ распространяет эту гарантию также на родителей, воспитывающих детей без матери (в том числе и в случае продолжительного пребывания матери в лечебном заведении), а также на опекунов (попечителей), приемных родителей.
Кроме того, работа на условиях неполного рабочего времени возможна в период отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. В соответствии со ст. 179 КЗоТ и ст. 18 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР по желанию женщины (или отца ребенка, бабки, деда или других родственников, фактически ухаживающих за ребенком) в период ее пребывания в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ней сохраняется право на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Учитывая указанное, работодатель не имеет права отказать женщине, которая в период отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выразит желание работать на условиях неполного рабочего времени, и обязан установить продолжительность рабочего времени, о которой она просит.
Таким образом, по письменному заявлению работницы издается приказ (распоряжение) работодателя об установлении ей неполного рабочего времени в период отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, например, следующего содержания: «Симоненко Татьяне Петровне, специалисту I категории, с 20 января 2011 года на время отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста установить неполное рабочее время с режимом работы: с понедельника по четверг — 8 часов (с 9:00 до 18:00), в пятницу — 4 часа (с 9:00 до 13:00) с оплатой труда пропорционально отработанному времени».
Обязанность установления работодателем неполного рабочего времени касается и инвалидов. Согласно ст. 172 КЗоТ работодатель обязан в соответствии с медицинскими рекомендациями установить по просьбе инвалида неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда.
Оплата труда в этих случаях осуществляется пропорционально отработанному времени. Например, если оклад по определенной должности составляет 1800,00 грн., а работник, занимающий эту должность, переведен на неполный рабочий день (4 часа вместо 8 часов), то его зарплата соответственно уменьшается: ему начислят в два раза меньше (900,0 грн.), чем начислили бы в случае занятости в течение полного рабочего дня.
При этом ст. 56 КЗоТ не ограничивает право сторон трудового договора на определение продолжительности неполного рабочего времени. Оно может устанавливаться путем:
— уменьшения продолжительности ежедневной работы (например, по 4 часа ежедневно);
— уменьшения количества дней работы в течение недели (3 дня по 8 часов);
— одновременного уменьшения количества рабочих дней в течение недели и количества часов работы в течение дня (2 дня в неделю по 5 часов).
Таким образом, по общему правилу собственник обязан по просьбе отдельных категорий работников, имеющих право на неполное рабочее время, установить рабочее время той продолжительности, о которой они просят. По желанию работника ему должен быть установлен или неполный рабочий день, или неполная рабочая неделя, или неполный рабочий день при неполной рабочей неделе.
Теперь по поводу установления неполного рабочего времени государственным служащим.
Статьей 20 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XI (далее — Закон о госслужбе) продолжительность рабочего времени государственных служащих определяется в соответствии с законодательством о труде Украины (согласно ст. 50 КЗоТ — это 40 часов в неделю) с учетом особенностей, предусмотренных данным законом. Такой особенностью является ненормированный рабочий день государственных служащих. Кроме того, для выполнения безотлагательной и непредвиденной работы в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о госслужбе государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа исполнительной власти, в котором они работают, являться на службу в выходные, праздничные и нерабочие дни, работа за которые компенсируется в соответствии с действующим законодательством.Это указано и в п. 2.10 Рекомендаций по организации труда государственных служащих в органах исполнительной власти, утвержденных приказом Минтруда и социальной политики от 28.01.2005 г. № 55, в соответствии с которым с целью своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей государственный служащий может эпизодически работать сверх нормы рабочего времени.
Но между тем возможность установления неполного рабочего времени предусмотрена ст. 56 КЗоТ, а также Генеральным соглашением о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 — 2012 годы.
Таким образом, на государственных служащих распространяются гарантии по установлению неполного рабочего времени, определенные трудовым законодательством.
Для этого государственный служащий, требующий установления неполного рабочего времени, подает руководителю государственного органа заявление с указанием обстоятельств, обусловливающих необходимость установления ему неполного рабочего времени, руководитель рассматривает возможность установления для госслужащего неполного рабочего времени и издает соответствующий приказ или распоряжение с указанием продолжительности рабочего времени и срока, на который устанавливается работнику неполное рабочее время.
Оплата труда в этом случае, напомним, осуществляется пропорционально отработанному времени из расчета нормальной продолжительности рабочего времени для государственных служащих — 40 часов в неделю.
Но, учитывая особенности пребывания на госслужбе, объем и характер обязанностей, выполняемых государственным служащим, по нашему мнению, продолжительность рабочего времени должна быть согласована с руководителем учреждения, в котором работает госслужащий, даже если он имеет бесспорное право на установление ему неполного рабочего времени любой продолжительности.
Также отметим, что неполное рабочее время может устанавливаться на определенный период (на определенный срок) или без ограничения сроком. В последнем случае собственник не лишается права изменить продолжительность неполного рабочего времени или заменить его на полное при условии, если это касается и работников, которые имели бесспорное право на неполный рабочий день в момент его установления, однако утратили это право на момент замены неполного рабочего времени полным.
Следует отметить также, что ч. 3 ст. 56 КЗоТ закрепляет правило о том, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений объема трудовых прав этих работников.Например, сокращение продолжительности их ежегодного основного отпуска или установление дополнительных оснований для расторжения трудового договора с этими работниками. Лица, работающие на условиях неполного рабочего времени, пользуются теми же правами, что и все другие работники предприятия, учреждения, организации, т. е. работнику должен предоставляться ежегодный основной отпуск полной продолжительности.Если в учреждении продолжительность отпуска составляет 30 календарных дней, работникам, работающим на условиях неполного рабочего дня или недели, отпуск предоставляется также полной продолжительности (30 календарных дней).
Таким образом, в соответствии с указанным неполное рабочее время может быть установлено госслужащим по соглашению между сторонами трудового договора, о чем должны быть изданы соответствующий приказ или распоряжение. Степень уменьшения рабочего времени при неполном рабочем времени определяется сторонами трудового договора. Оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени.
Кроме того, обращаем внимание на то, что не следует путать неполное рабочее время и сокращенную продолжительность рабочего времени. Чем отличается неполное рабочее время от сокращенного рабочего времени, читайте в статье «Сокращенное и неполное рабочее время» // «ВБО», 2010, № 35, с. 28.