5014 0

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ФОНДУ СМЕТЫ

03.04.11

Почти все бюджетные организации для привлечения дополнительных средств предоставляют платные услуги. В некоторых из них объем предоставляемых платных услуг очень большой. Этот факт отражается и на деятельности работников бухгалтерии, ведь обязанности по организации учета платных услуг, расчетов их стоимости, учета поступления платы за услуги возлагаются именно на бухгалтерию. Кроме того, работники бухгалтерий ведут учет и других поступлений в специальный фонд, таких как поступления от аренды, продажи имущества и т. п.

В этой статье расскажем о том, как правильно рассчитать численность работников бухгалтерии по специальному фонду и включить их в штатное расписание.

Ольга ЕФРЕМОВА, главный бухгалтер централизованной бухгалтерии при областной клинической больнице

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ФОНДУ: НУЖНО ИЛИ НЕТ?

Это вопрос до сих пор остается актуальным в связи с тем, что непосредственного требования о составлении отдельного штатного расписания по специальному фонду действующее законодательство не содержит. Но при этом существует ряд законодательных требований, выполнение которых нуждается в составлении отдельного штатного расписания по специальному фонду.

Так, в соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, при определении объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей нижестоящего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Распорядители приводят свои расходы в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, доведенными лимитными справками. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а другие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.

Расходы на заработную плату из средств специального фонда исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет этих средств, с применением установленных законодательством норм, используемых учреждениями аналогичного профиля.

Также исходя из того, что и планы ассигнований, и сами сметы по специальному и общему фондам составляются отдельно, а численность работников должна быть приведена в соответствие с фондом оплаты труда, целесообразно штатные расписания по специальному фонду составлять отдельно.

Как отметило ГлавКРУ в Методических рекомендациях по инспектированию полноты поступления и правильности использования средств специального фонда, утвержденных его приказом от 31.03.2006 г. № 115, учитывая, что четкое нормативное урегулирование этого вопроса отсутствует, при проведении ревизии необходимо исследовать документальные доказательства выполнения работниками обязательств по должности, которую они занимают согласно штатному расписанию по общему фонду бюджета, и отдельно — документацию, подтверждающую время и объем работы, выполняемой в рамках предоставления платных услуг.

Учитывая указанное выше, для бюджетных учреждений, предоставляющих платные услуги, целесообразно составлять по специальному фонду сметы отдельные штатные расписания.

Только в этом случае бюджетное учреждение сможет четко выделить работников, оплата труда которых будет осуществляться из разных источников.

 

КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ РАСЧЕТЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ФОНДУ

Численность работников централизованных бухгалтерий определяется согласно постановлению Совета Министров Украинской ССР «О типовых штатах централизованных бухгалтерий при областных, городских и районных отделах (управлениях) народного образования, здравоохранения и культуры и при центральных районных и городских больницах» от 17.05.79 г. № 255.

Что касается учреждений и заведений сферы здравоохранения, то Типовые штатные нормативы персонала централизованных бухгалтерий при бюджетных заведениях здравоохранения определены в приложении 45 к приказу Министерства здравоохранения Украины «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33 (далее — приказ № 33).

В то же время в соответствии с разъяснениями, предоставленными Минтруда в письме от 21.04.2010 г. № 4174/0/14-10/13 и Госказначейством в письме от 11.05.2010 г. № 15-05/1031-8055, для расчета нормативной численности работников, занятых бухгалтерским учетом, применяются Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минтруда от 26.09.2003 г. № 269 (далее — Межотраслевые нормативы № 269).

Кроме того, следует отметить, что расчет штатных должностей бухгалтерии по специальному фонду не всегда возможен по нормам, установленными приказом № 33.

Так, в соответствии с приложением 45 к приказу № 33 при предоставлении платных услуг отделениями (подразделениями), в том числе зубопротезными, при непосредственном проведении бухгалтерией денежных расчетов с населением дополнительно вводятся должности кассиров из расчета одна должность на 10 должностей врачей, предоставляющих такие услуги (содержащихся на хозрасчете или за счет спецсредств), но не менее 0,5 должности. Однако не всегда платные услуги предоставляются врачами, ведь Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденным постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138, предусмотрены также услуги, предоставляемые другим персоналом лечебно-профилактических заведений.

Кроме того, по специальному фонду сметы бухгалтеры исполняют не только обязанности, касающиеся предоставления платных услуг, но и ведут расчеты по арендной плате, налоговым обязательствам и т. п.

Межотраслевые нормативы № 269 содержат нормы времени на выполнение работ по бухгалтерскому учету и нормативы численности работников бухгалтерского учета учреждений, организаций, предприятий. Как отметило при этом Госказначейство в упомянутом выше письме, Межотраслевые нормативы № 269 не содержат норм расходов времени на осуществление специфических операций бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, таких как организация контроля исполнения сметы бюджетного учреждения, выделение в учете кассовых и фактических расходов, организация учета в разрезе кодов бюджетной классификации, строгое соответствие учета и отчетности требованиям нормативных документов, в частности с учетом отраслевой специфики учета (здравоохранение, образование, наука, культура и т. п.). В связи с этим каждая бюджетная организация при определении численности работников бухгалтерии должна учитывать свои особенности ведения учета.

Остановимся детальнее на расчете норм численности работников бухгалтерии в соответствии с требованиями Межотраслевых нормативов № 269.

 

РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ФОНДУ

Сборник Межотраслевых нормативов № 269 содержит нормы времени на выполнение работ по бухгалтерскому учету и нормативы численности работников бухгалтерского учета учреждений, организаций, предприятий.

В нормах времени приведены виды выполняемых работ, предусматриваемых документами (стандартами) по бухгалтерскому учету и отчетности. Нормы времени установлены на выполнение работ одним исполнителем, приведены в часах и оформлены как нормативные карты.

В нормативных картах приведены единицы измерения объема работ (один баланс, одна ведомость, одна позиция и т. п.).

Нормы времени учитывают время на подготовительно-завершающие работы, обслуживание рабочего места, отдых, включая физкультурные паузы и личные нужды. Оно составляет 10 % от оперативного времени.

Нормы времени на выполнение бухгалтерского учета определяются с учетом других факторов путем применения поправочных коэффициентов:

1. Коэффициент, учитывающий качество документации, с которым работает бухгалтер. Этот коэффициент при качественных документах принимается на уровне 1,0, а при документах, имеющих недостатки, — на уровне 1,1.

2. Коэффициент, учитывающий необходимость проверки расчетов во время выполнения работ по бухгалтерскому учету. Этот коэффициент принимается на уровне 1,1.

Нормы времени рассчитаны на выполнение работы с надлежащим качеством. Исправление ошибок, допущенных исполнителем, производится за счет основной нормы времени.

Нормативы численности разработаны в зависимости от трудоемкости типового состава выполняемых работ и рассчитаны в зависимости от факторов, имеющих наибольшее влияние на их величину.

Трудоемкость типового состава работ, выполняемых работниками бухгалтерского учета, рассчитывается по формулам, приведенными в Межотраслевых нормативах № 269.

Также можно рассчитывать численность работников бухгалтерского учета в зависимости от общей численности работников и количества самостоятельных структурных подразделений, которое определяется по формуле, приведенной в Межотраслевых нормативах № 269.

Нормативы численности принимаются по соответствующим нормативным картам согласно величинам факторов-аргументов. Если величины факторов-аргументов отличаются от приведенных в нормативных картах, то расчет численности выполняется по формулам, приведенным в картах.

Рассмотрим расчет должностей бухгалтеров по специальному фонду на примере. Для этого нам потребуются исходные данные (см. табл. 1 на с. 28). При этом во время определения наименования вида выполняемых работ, единиц измерения и показателей расчета воспользуемся нормативными картами, которые являются приложениями к Межотраслевым нормативам № 269, однако при этом учтем особенности деятельности учреждения.

Количественное выражение показателя, количество операций по одному показателю за месяц и объем работ за месяц определяются по фактической деятельности учреждения исходя из данных предыдущих лет.

Объем работ за год определяется путем умножения объема работ за месяц на 12 календарных месяцев.

 

Справка о плановых показателях Городской клинической больницы
для расчета штатных должностей по специальному фонду исходя из трудоемкости

Таблица 1

Наименование вида выполняемых работ

Единица измерения

Показатели для расчета

Количественное выражение показателя

Количество операций по 1 показателю
за 1 месяц

Объем работ за месяц

Объем работ за год

1

2

3

4

5

6

7

Учет средств в кассе

1. Документальное оформление поступления наличными

приходный кассовый ордер — 1 позиция

кассовый ордер

1

125

125

1500

2. Регистрация приходных кассовых ордеров

журнал регистрации — 1 позиция

журнал регистрации

1

125

125

1500

3. Документальное оформление выдачи наличными

платежная ведомость — 1 позиция

платежная
ведомость

1

125

125

1500

4. Инвентаризация кассы

ведомость — 1 позиция

ведомость

 

 

 

4

5. Учет наличных средств

то же

 

1

125

125

1500

Учет поступления и списания денежных средств на счетах в банке

1. Учет операций поступления средств на счет

счет (ведомость) —
1 позиция

х

х

х

х

16079

в т. ч. поступление средств по договорам аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

11

363

4356

в т. ч. поступление средств от жильцов общежития

счет (ведомость) — 1 позиция

жильцы общежития

80

4

320

3840

в т. ч. поступление средств за автостоянку

счет (ведомость) — 1 позиция

машиноместа

68

5

340

4080

в т. ч. поступление средств по договорам дозиметрического
контроля

счет (ведомость) — 1 позиция

договоров за год

227

 

 

227

в т. ч. поступление средств за услуги медицинских комиссий

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

6

6

36

432

в т. ч. поступление средств за медицинские услуги

счет (ведомость) — 1 позиция

договоры

96

2

192

2304

в т. ч. поступление средств по исполнительным листам

счет (ведомость) — 1 позиция

листов в год

5

1

5

60

в т. ч. поступление средств за клинические исследования

счет (ведомость) — 1 позиция

исследования

20

2

40

480

в т. ч. поступление средств за обучение интернов

счет (ведомость) — 1 позиция

интерны

25

1

25

300

2. Учет списания и выдачи наличных со счетов

счет (ведомость) — 1 позиция

х

х

х

х

16079

в т. ч. списание средств по договорам аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

11

363

4356

в т. ч. списание средств по жильцам общежития

счет (ведомость) — 1 позиция

жильцы общежития

80

4

320

3840

в т. ч. списание средств по автостоянке

счет (ведомость) — 1 позиция

машиноместа

68

5

340

4080

в т. ч. списание средств по договорам дозиметрического контроля

счет (ведомость) — 1 позиция

договоров за год

227

 

 

227

в т. ч. списание средств по медицинским комиссиям

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

6

6

36

432

в т. ч. списание средств по медицинским услугам

счет (ведомость) — 1 позиция

договоры

96

2

192

2304

в т. ч. списание средств по исполнительным листам

счет (ведомость) — 1 позиция

писем в год

5

1

5

60

в т. ч. списание средств по клиническим исследованиям

счет (ведомость) — 1 позиция

исследования

20

2

40

480

в т. ч. поступление средств за обучение интернов

счет (ведомость) — 1 позиция

интерны

25

1

25

300

Учет доходов и расходов

1. Учет доходов от предоставления услуг (выполнения работ)

счет (ведомость) — 1 позиция

х

х

х

х

16079

в т. ч. поступление средств по договорам аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

11

363

4356

в т. ч. поступление средств от жильцов общежития

счет (ведомость) — 1 позиция

жильцы общежития

80

4

320

3840

в т. ч. поступление средств за автостоянку

счет (ведомость) — 1 позиция

машиноместа

68

5

340

4080

в т. ч. поступление средств по договорам дозиметрического
контроля

счет (ведомость) — 1 позиция

договоров за год

227

 

 

227

в т. ч. поступление средств за услуги медицинских комиссий

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

6

6

36

432

в т. ч. поступление средств за медицинские услуги

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

96

2

192

2304

в т. ч. поступление средств по исполнительным листам

счет (ведомость) — 1 позиция

листов в год

5

1

5

60

в т. ч. поступление средств за клинические исследования

счет (ведомость) — 1 позиция

исследования

20

2

40

480

в т. ч. поступление средств за обучение интернов

счет (ведомость) — 1 позиция

интерны

25

1

25

300

2. Учет финансовых результатов списания расходов предприятия

счет (ведомость) — 1 позиция

х

х

х

х

16079

в т. ч. списание средств по договорам аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

11

363

4356

в т. ч. списание средств по жильцам общежития

счет (ведомость) — 1 позиция

жильцы общежития

80

4

320

3840

в т. ч. списание средств по автостоянке

счет (ведомость) — 1 позиция

машиноместа

68

5

340

4080

в т. ч. списание средств по договорам дозиметрического контроля

счет (ведомость) — 1 позиция

договоров за год

227

 

 

227

в т. ч. списание средств по медицинским комиссиям

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

6

6

36

432

в т. ч. списание средств по медицинским услугам

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

96

2

192

2304

в т. ч. списание средств по исполнительным листам

счет (ведомость) — 1 позиция

листов в год

5

1

5

60

в т. ч. списание средств по клиническим исследованиям

счет (ведомость) — 1 позиция

исследования

20

2

40

480

в т. ч. поступление средств за обучение интернов

счет (ведомость) — 1 позиция

интерны

25

1

25

300

Учет расчетов по налогам и платежам

1. Учет расчетов по НДС

счет — 1 позиция

х

х

х

х

5375

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств по договорам
аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

1

33

396

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств от жильцов общежития

счет (ведомость) — 1 позиция

жильцы общежития

80

1

80

960

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств за автостоянку

счет (ведомость) — 1 позиция

машиноместа

68

1

68

816

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств по договорам
дозиметрического контроля

счет (ведомость) — 1 позиция

договоров за год

227

 

 

227

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств за услуги медицинских комиссий

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

6

1

6

72

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств за медицинские услуги

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

96

2

192

2304

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств по исполнительным листам

счет (ведомость) — 1 позиция

листов в год

5

1

5

60

в т. ч. расчеты по НДС по поступлению средств за клинические
исследования

счет (ведомость) — 1 позиция

исследования

20

1

20

240

в т. ч. расчеты по НДС поступлению средств за обучение интернов

счет (ведомость) — 1 позиция

интерны

25

1

25

300

2. Учет налога на землю

счет — 1 позиция

х

х

х

х

396

в т. ч. расчеты по налогу на землю по договорам аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

1

33

396

3. Учет налогового обязательства

счет — 1 позиция

х

х

х

х

5375

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств по договорам аренды

счет (ведомость) — 1 позиция

договор аренды

33

1

33

396

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств от жильцов общежития

счет (ведомость) — 1 позиция

жильцы общежития

80

1

80

960

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств за автостоянку

счет (ведомость) — 1 позиция

машиноместа

68

1

68

816

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств по договорам дозиметрического контроля

счет (ведомость) — 1 позиция

договоров за год

227

 

 

227

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств за услуги медицинских комиссий

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

6

1

6

72

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств за медицинские услуги

счет (ведомость) — 1 позиция

человек

96

2

192

2304

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств по исполнительным листам

счет (ведомость) — 1 позиция

листов в год

5

1

5

60

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств за клинические исследования

счет (ведомость) — 1 позиция

исследования

20

1

20

240

в т. ч. учет налогового обязательства по НДС по поступлению средств за обучение интернов

счет (ведомость) — 1 позиция

интерны

25

1

25

300

 

Нормативную численность работников бухгалтерского учета будем определять по формуле, приведенной в п. 11 Межотраслевых нормативов № 269, а именно:

Н = То : Ф х К х Кк.п.з.,

где Н — нормативная численность работников бухгалтерского учета, чел.;

То — общая трудоемкость типового состава работ;

Ф — годовой фонд рабочего времени одного работника, ч;

К — коэффициент, учитывающий запланированные невыходы работников (отпуска, болезни и т. п.);

Кк.п.з. — коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету и отчетности, выполняемых на ПЭВМ, величина которых определена методом исследования.

Предположим, что работы по бухгалтерскому учету полностью выполняются на ПЭВМ, т. е. Кк.п.з. равняется 1.

К в соответствии с п. 11 Межотраслевых нормативов № 269 установлен на уровне 1,15.

Норма времени (ч) на выполнение одной операции определяется в соответствии с картами 1 — 11, которые являются приложениями к Межотраслевым нормативам № 269.

Трудоемкость определим по формуле, приведенной в п. 11 Межотраслевых нормативов № 269, а именно:

47531.GIF

где Т0 — расходы времени на выполнение конкретного типового вида работы;

Vi — объем конкретного типового вида работы, выполняемой за год.

Норма продолжительности рабочего времени в 2011 году составляет 1996 часов.

Приведем расчет в табл. 2 (см. с. 32).

Таким образом, согласно приведенному расчету в штатном расписании по специальному фонду сметы учреждения может быть утверждено 0,25 ставки кассира и 7 ставок бухгалтеров, из которых 1,75 ставки бухгалтера по учету денежных средств на счетах банков, 4,5 ставки бухгалтера по учету доходов и расходов и 0,75 ставки бухгалтера по учету расчетов по налогам и платежам.

Отметим, что приведенный расчет является только примером. Каждое учреждение должно составить свой расчет в зависимости от условий работы и особенностей ведения бухгалтерского учета.

 

Таблица 2

№ п/п

Название должности

Расчет

Количество должностей

Наименование вида
выполняемых работ

Единица измерения

Норма времени (ч) на выполнение 1 операции

Объем работ за год

Трудоемкость

Коэффициент отпусков

Норма продолжительности рабочего времени на 2011 год

Расчет
(столбцы
7 х 8 : 9)

Округление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Кассир

1. Документальное оформление поступления наличными

Приходный кассовый ордер — 1 позиция

0,2

1500

300

1,15

1996

0,30271042

0,25

2. Регистрация приходных кассовых ордеров

Журнал регистрации — 1 позиция

0,05

1500

75

3. Документальное оформление выдачи наличными

Платежная ведомость — 1 позиция

0,05

1500

75

4. Инвентаризация кассы

Ведомость — 1 позиция

0,1

4

0,4

5. Учет наличных средств

То же

0,05

1500

75

Итого

525,4

2

Бухгалтер по учету денежных средств на счетах банков

1. Учет операций поступления средств на счет

Счет (ведомость) — 1 позиция

0,1

16079

1607,9

1,15

1996

1,852790581

1,75

2. Учет списания и выдачи наличных

То же

0,1

16079

1607,9

Итого

3215,8

3

Бухгалтер по учету доходов и расходов

1. Учет доходов от предоставления услуг (выполнения работ)

Счет (ведомость) — 1 позиция

0,25

16079

4019,75

1,15

1996

4,631976452

4,5

2. Учет финансовых результатов списания расходов предприятия

Счет (ведомость) — 1 позиция

0,25

16079

4019,75

Итого

8002

4

Бухгалтер по учету расчетов по налогам и платежам

1. Учет расчетов по НДС

Счет — 1 позиция

0,1

5375

537,5

1,15

1996

0,704115731

0,75

2. Учет налога на землю

Счет — 1 позиция

0,1

396

39,6

3. Учет налогового обязательства

Счет — 1 позиция

0,12

53075

645

Итого

1222,10

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)