По следам отмены Свидетельства о госрегистрации: как подтвердить свой предпринимательский статус для неудержания НДФЛ и ЕСВ
С отменой Свидетельства о госрегисрации предпринимателя в четко налаженной сфере госрегистрации физлиц началась сущая неразбериха. Многие граждане, к примеру, сейчас просто не могут зарегистрироваться в качестве предпринимателей, поскольку на сегодняшний день Свидетельство о госрегистрации больше не выдается, а с выпиской из ЕГР госрегистраторы пока еще не могут работать (не знают механизма ее выдачи).
Те же предприниматели, которым уже посчастливилось стать таковыми, обеспокоены другими вопросами. В частности, какими документами теперь подтверждать свой предпринимательский статус и можно ли пользоваться Свидетельством, которое получено до 07.05.2011 г.?
На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Документы статьи
Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Закон № 2390 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по упрощению механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» от 01.07.2010 г. № 2390-VI.
Закон № 3205 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об отмене свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.2011 г. № 3205-VI.
Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.
Постановление № 1168 — постановление КМУ «Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд» от 29.10.2009 г. № 1168.
Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.
Порядок регистрации РРО — Порядок регистрации, опломбирования и использования регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
Положение № 97 — Положение о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 20.10.2005 г. № 97.
Приказ № 54 — приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «Об утверждении форм регистрационных карточек» от 20.04.2007 г. № 54.
Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.
Законопроект № 8495 — проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 177 Налогового кодекса Украины» от 12.05.2011 г. № 8495.
Проблемы при госрегистрации
Как известно, 07.05.2011 г. были внесены изменения в Закон о госрегистрации. Нововведением стало следующее правило: физлицо, которое регистрируется в качестве предпринимателя, по окончании процедуры госрегистрации получает на руки не Свидетельство, а выписку из ЕГР.
Однако изменения внесли лишь в Закон о госрегистрации, а Положение № 97 осталось прежним. В нем как было указание на то, что выписка выдается по запросу самого физлица, так оно и осталось, ни о каком «автоматическом» формировании выписки при госрегистрации предпринимателя речи не идет. То есть на сегодняшний день нет детального механизма, согласно которому госрегистатор может сформировать и выдать выписку новоиспеченному предпринимателю.
Что же утешительного можно сказать для граждан, которые хотят стать предпринимателями в ближайшее время, но не могут зарегистрироваться? В настоящий момент совет предпринимателей работает над решением этой проблемы. Ввиду особой ее важности в скором времени должен появиться документ, регламентирующий действия госрегистратора при проведении госрегистрации физлиц в качестве предпринимателей, в том числе и механизм выдачи выписки из ЕГР.
Теперь перейдем к проблемам, которые волнуют уже зарегистрированных предпринимателей.
Документы, необходимые для неудержания НДФЛ и ЕСВ
Без сомнений, самый популярный вопрос, возникающий у каждого предпринимателя в связи с отменой Свидетельства о госрегистрации, таков: какие же теперь документы нужны для неудержания НДФЛ и ЕСВ?
В прошлом номере «СД», 2011, № 10, с. 11, мы рассказали о том, что в Налоговый кодекс и Закон о ЕСВ были внесены изменения в связи с отменой Свидетельства о госрегистрации. По этой причине с 07.05.2011 г. изменился перечень документов, которые нужно предоставлять покупателям и заказчикам для того, чтобы не попасть под удержание НДФЛ и ЕСВ. Понятно, что обновленный перечень документов предприниматель и сам должен просить у поставщиков и подрядчиков для того, чтобы в свою очередь не удерживать с них НДФЛ и ЕСВ. Указанные изменения вступили в силу с 07.05.2011 г.
Что же касается периода с 01.01.2011 г. по 07.05.2011 г., то здесь ничего не изменилось: у предпринимателя должны быть те подтверждающие документы, которые требовалось иметь в указанном периоде.
Для удобства покажем все необходимые документы в табл. 1.
Таблица 1
Документы, необходимые предпринимателю для неудержания НДФЛ и ЕСВ
Предприниматель |
Выплата вознаграждения произошла в период | |
01.01.2011 г. — 06.05.2011 г. |
07.05.2011 г. и позже | |
1 |
2 |
3 |
Выплаты по договорам купли-продажи, аренды (когда вознаграждение не облагается ЕСВ) | ||
На общей системе налогообложения |
— копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя;
|
— выписка из Госреестра;
|
На едином налоге |
— копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя;
|
— копия выписки из Госреестра;
|
На фикспатенте |
— копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя;
|
— копия выписки из Госреестра;
|
Выплаты по договорам работ, услуг (когда вознаграждение облагается ЕСВ) | ||
На общей системе налогообложения |
— копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя;
|
— выписка из Госреестра;
|
На едином налоге |
— копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя;
|
— копия Свидетельства об уплате единого налога;
|
На фикспатенте |
— |
— |
Что касается справки от налоговиков с указанием системы налогообложения и видов деятельности, то нужно учитывать, что на законодательном уровне наличие такой справки для неудержания НДФЛ не требовалось. Иметь ее рекомендовала ГНАУ в своем письме от 03.02.2011 г. № 1085/К/17-0714. Кстати, несмотря на то, что в указанном письме речь шла об оригинале справки, позже налоговики разрешили предпринимателям использовать ее копию:
«Если предприниматели облагают налогом свои доходы в соответствии с нормами ст. 177 Кодекса (общая система налогообложения), то с целью избежания нарушений норм указанного п. 177.8 НКУ, рекомендуется как юридическим лицам, так и физическим лицам — предпринимателям, которые имеют хозяйственные отношения с другим физическим лицом — предпринимателем, кроме копии документа, подтверждающего, что он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности (свидетельства о государственной регистрации), получать от такого лица копию справки (которая предоставляется на письменное заявление плательщика налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете) <…> Физическое лицо — предприниматель, которому нужно значительное количество данных справок, может предоставлять налоговым агентам копии (ксерокопии) такой справки. Указанные в справке данные действует до утраты ими юридической силы» (цитата разъяснения из «Единой базы налоговых знаний» (ЕБНЗ) на сайте ГНАУ, http://www.sta.gov.ua).
И несколько слов о выписке из ЕГР. В «СД», 2011, № 10, с. 11, мы уже говорили о том, что пункт 177.8 Налогового кодекса содержит абсурдное требование предоставлять контрагентам оригиналы выписок или извлечений из ЕГР (абсурдно оно ввиду того, что получение таких документов дело хлопотное и осуществляется на платной основе, а кроме того, реализация данного требования повлечет за собой огромные очереди к госрегистратору). Так вот, 17.05.2011 г. в ВРУ был предоставлен законопроект № 8495, согласно которому для неудержания НДФЛ предприниматели смогут предоставлять контрагентам копии (а не оригиналы) выписок из ЕГР. К сожалению, на сегодняшний день этот документ пока еще не принят.
Если деятельность не указана в регистрационной карточке. Нередко встречаются случаи, когда предприниматель, работающий на общей системе налогообложения, занимается теми видами деятельности, которые он не указывал при госрегистрации (зачастую так бывает, если с момента госрегистации прошло уже довольно много времени). Возникает вопрос: как в данной ситуации быть с НДФЛ и подтверждающими документами?
До 01.01.2011 г. все было нормально: предприниматель на общей системе налогообложения мог осуществлять любые виды деятельности (не запрещенные законом), даже если они не были указаны в его регистрационной карточке. Налогообложения всех его доходов, полученных от хоздеятельности, осуществлялось по правилам, предусмотренным для предпринимателей (15 % от разницы между выручкой и расходами).
Однако с 01.01.2011 г. ситуация изменилась. В пункте 177.6 Налогового кодекса появилось следующее правило: «В случае если физическое лицо — предприниматель получает другие доходы, нежели от осуществления предпринимательской деятельности, в пределах избранных им видов такой деятельности, такие доходы облагаются налогом по общим правилам, установленным этим Кодексом для плательщиков налога — физических лиц».
Налоговики разъяснили эту норму так:
— если вид деятельности указан при госрегистрации, то доход, полученный от него, облагается по правилам, действующим для предпринимателей (НДФЛ у источника не удерживается, а уплачивается самим предпринимателем в размере 15 (17) % от разницы между выручкой и расходами);
— если же вид деятельности в регистрационной карточке отсутствует, НДФЛ удерживается у источника в размере 15 (17) % от выручки (без уменьшения ее на величину расходов).
Поэтому предпринимателю нужно как можно быстрее внести нынешний вид деятельности в регистрационную карточку. Для этого необходимо заполнить и подать госрегистратору регистрационную карточку по форме № 11 (утвержденная приказом № 54) и предъявить паспорт. Регистрация изменения видов деятельности осуществляется бесплатно, поскольку статьями 10 и 45 Закона о госрегистрации не предусмотрено осуществление платы за проведение указанных регистрационных действий (письмо Госкомпредпринимательства от 09.03.2011 г. № 2390).
Нужно отметить, что данные о видах деятельности предпринимателя не указывались в Свидетельстве о госрегистрации и не указываются в выписке из ЕГР, поэтому их изменение не влечет необходимость переоформлять уже имеющуюся выписку. А вот справку от налоговиков (если она уже есть) придется получить заново.
Теперь рассмотрим период с 01.01.2011 г. по дату внесения изменений в регистрационную карточку. Итак, если в данный промежуток времени покупатели и заказчики не удерживали с предпринимателя НДФЛ, лично его это не заденет, поскольку вся ответственность за неудержание налога возлагается только на налогового агента (статья 127 Налогового кодекса).
Однако налоговые агенты (покупатели и заказчики из числа юрлиц и предпринимателей) могут пострадать. Налоговики (если обнаружат при проверке, что они не удерживали НДФЛ) взыщут с них налог и дополнительно начислят штраф за неудержание НДФЛ. Правда, штраф за нарушение
налогового законодательства,
допущенное с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г., равен 1 грн. (пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).
Если деятельность указана в Свидетельстве об уплате единого налога, но не указана в регистрационной карточке. На единоналожников не распространяется норма пункта 177.6 Налогового кодекса, их деятельность на сегодняшний день регулируется Указом № 746, Порядком № 599 и подразделом 8 раздела ХХ Налогового кодекса. В статье 2 Указа № 746 сказано следующее: «Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, а оплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, которые участвуют в предпринимательской деятельности».
Из приведенной цитаты следует, что доход от деятельности, указанной в Свидетельстве единоналожника, облагается только единым налогом, а НДФЛ с него вообще не удерживается. О том, обязательно ли указывать такой вид деятельности при госрегистрации или можно обойтись и без этого, в упомянутых нормативно-правовых актах речи не идет.
Но строго говоря, ситуация, при которой деятельность в Свидетельстве единоналожника упомянута, а в регистрационной карточке предпринимателя отсутствует, неправильная. Теоретически в Свидетельство единоналожника должны вноситься только те виды деятельности, которые соответствуют указанным при госрегистрации. Другое дело, что на практике налоговики никогда не проверяли это соответствие. Тем не менее с 2011 года такие проверки проводить будут, поскольку ГНАУ дала соответствующее указание налоговикам на местах.
При этом нужно учитывать следующий нюанс: если при проверке налоговики посчитают, что в данной ситуации с единоналожника нужно было удерживать НДФЛ, они взыщут сумму этого налога с налогового агента, дополнительно наложив на него еще и штраф; самому же единоналожнику ничего не грозит (статья 127 Налогового кодекса). Но чтобы не смущать налоговиков и не подводить контрагентов, лучше подстраховаться и как можно быстрее внести необходимый вид деятельности в регистрационную карточку. Как это сделать, мы только что рассматривали (см. выше подраздел «Если деятельность не указана в регистрационной карточке»).
В каких случаях Свидетельство еще понадобится
Нужно отметить, что Закон № 3205 внес изменения далеко не во все законодательные акты, в которых упоминается Свидетельство о госрегитсрации физлица в качестве предпринимателя. К примеру, требование предоставить Свидетельство о госрегистрации по-прежнему актуально при регистрации РРО (пункт 2.3 Порядка регистрации РРО), при открытии счета в банке (пункт 3.4 Инструкции № 492), при регистрации трудового договора с работником в центре занятости (пункт 2 постановления № 1168) и т. д. (примеров можно приводить массу).
Конечно, со временем ВРУ наведет порядок в законодательстве, но сейчас возникает логичный вопрос: что делать предпринимателям после 07.05.2011 г., если какой-либо нормативный документ все еще будет требовать от них предоставить Свидетельство о госрегистрации?
По данному вопросу есть разъяснение от налоговиков (письмо ГНАУ от 17.05.2011 г. № 13663/7/29-1017), на наш взгляд вполне разумное (см. табл. 2).
Таблица 2
Документы, которые нужно предоставлять в случае, если нормативно-правовой акт требует от предпринимателя копию Свидетельства о госрегистрации
Дата госрегистрации или обновления данных |
Документ |
Физлицо зарегистрировалось в качестве предпринимателя после 07.05.2011 г. |
Копия действующей выписки из ЕГР |
После 07.05.2011 г. в ЕГР были внесены изменения относительно сведений о предпринимателе, указанных Свидетельстве о госрегистрации или выписке из ЕГР (изменение Ф.И.О., места жительства или ИНН) | |
Физлицо зарегистрировалось в качестве предпринимателя до 07.05.2011 г. (и получило Свидетельство о госрегистрации) при условии, что после 07.05.2011 г. в ЕГР не вносились изменения сведений о таком предпринимателе |
Копия Свидетельства о госрегистрации предпринимателя |
Естественно, данные рекомендации касаются только тех нормативно-правовых актов, которые имеют отношение к налоговой сфере (и в которых прямо требуется Свидетельство о госрегистрации, а не выписка из ЕГР). Впрочем, другие госорганы, скорее всего, возьмут пример с налоговиков и выскажутся в подобном ключе.
Тем, у кого до сих пор было старое Свидетельство
Если предприниматель до сих пор пользуется старым Свидетельством о госрегистрации (выданным до 01.01.2004 г.), это означает, что данные о нем до сих пор не включены в ЕГР. Поэтому даже ввиду отмены свидетельств о госрегистрации, такие предприниматели все равно должны «объявить о себе»: до 10.02.2012 г. подать госрегитстратору регистрационную карточку для включения сведений о них в ЕГР (пункты 2 — 4 раздела II Заключительных положений Закона № 2390). При этом новое Свидетельство о госрегистрации они, конечно, уже не получат, вместо него им должны выдать выписку из ЕГР.
Выводы
С 07.05.2011 г. вместо Свидетельства о госрегистрации предприниматели обязаны будут предоставлять контрагентам для неудержания с них:
— НДФЛ — выписку из ЕГР;
— ЕСВ — извлечение из ЕГР (в целях экономии лучше предоставлять не оригиналы указанных документов, а их копии).
Остальные подтверждающие документы (справка из налоговой или Свидетельство единоналожника) предоставляются, как и прежде.
Если после 07.05.2011 г. в нормативно-правовом акте налоговой сферы встретится требование предоставить копию Свидетельства о госрегистрации, налоговики рекомендуют поступать так:
— предоставить копию уже имеющегося Свидетельства о госрегистрации, если оно было получено до 07.05.2011 г. и данные, указанные в нем, не изменялись после этой даты;
— предоставить вместо Свидетельства копию выписки из ЕГР, если Свидетельство о госрегистрации было получено до 07.05.2011 г., но данные, указанные в нем, изменились после этой даты;
— предоставить вместо Свидетельства копию выписки из ЕГР, если Свидетельство о госрегистрации было получено после 07.05.2011 г.
Ну и в случае, когда текущая деятельность предпринимателя (независимо от системы налогообложения) не была указана им при госрегистрации (не внесена в регистрационную карточку), в ближайшее время стоит произвести соответствующие исправления у госрегистратора.