656 0

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: новое законодательство

09.07.11
С 1 июля 2011 года вступили в силу Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции», а также изменения к КоАП и УКУ об усилении ответственности за коррупционные деяния. Закон предусматривает ряд существенных новелл по сравнению со старым антикоррупционным законодательством, в том числе затрагивающих интересы рядовых субъектов хозяйствования. Предлагаем обзор основных новшеств.

Директор предприятия как субъект коррупционного правонарушения

Борьба с коррупцией уже продолжительное время признается приоритетной задачей государственной политики. Однако «объявление войны» определенному общественно негативному явлению в нашей стране, как свидетельствует исторический опыт, не всегда идет на пользу обществу и государству. В частности, и Закон № 3206, имеющий в целом прогрессивный характер, не лишен отдельных недостатков и является примером «правового максимализма» в законодательной деятельности.

Как известно, ранее принятый пакет антикоррупционного законодательства (законы Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» № 1506-VI, «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» № 1507-VI; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения» № 1508-VI), так и не начав действовать, были отменены Законом от 21.12.10 г. № 2808-VI.

Закон № 3206 определяет коррупцию как использование субъектом коррупционного правонарушения предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц либо соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу — субъекту коррупционного правонарушения, или по его требованию другим физическим либо юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей. При этом неправомерной выгодой будут считаться денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют либо получают безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной.

В свою очередь, в соответствии со ст. 4 Закона № 3206 субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, кроме должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, могут также быть:

1. Лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с законом. Следует обратить внимание, что такие лица названы среди субъектов, которые могут привлекаться к административной ответственности по новым видам админправонарушений — новые ст. 1722 и 1723 появились в КоАП благодаря изменениям, внесенным Законом № 3207 (см. «Новые виды админнарушений»).

 

Новые виды админнарушений

Извлечение из КоАП

«Глава 13-А

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья 1722. Нарушение ограничений по использованию служебного положения

Нарушение лицом установленных законом ограничений по использованию служебных полномочий и связанных с этим возможностей с получением за это неправомерной выгоды в размере, не превышающем пять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан*, или в связи с принятием обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц —

влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до ста пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан** с конфискацией незаконно полученной неправомерной выгоды материального характера.

Нарушение лицом установленных законом ограничений по использованию служебных полномочий и связанных с этим возможностей с получением за это неправомерной выгоды в размере, не превышающем сто не облагаемых налогом минимумов доходов граждан***, или в связи с принятием обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц —

влечет за собой наложение штрафа от ста пятидесяти до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан**** с конфискацией незаконно полученной неправомерной выгоды материального характера.

Примечание. 1. Субъектом правонарушений в этой статье являются лица, определенные в пунктах 1 — 3 части первой статьи 4 Закона Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции».

2. В статьях 1722 и 1723 под неправомерной выгодой следует понимать денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают безвозмездно либо по цене ниже минимальной рыночной.

Статья 1723. Предложение или предоставление неправомерной выгоды

Предложение или предоставление служебному лицу неправомерной выгоды непосредственно такому или другому лицу в размере, не превышающем пять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан*, в том числе по цене ниже минимальной рыночной, —

влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до ста пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан**.

Предложение или предоставление служебному лицу неправомерной выгоды непосредственно такому или другому лицу в размере, не превышающем сто не облагаемых налогом минимумов доходов граждан***, в том числе по цене ниже минимальной рыночной, —

влечет за собой наложение штрафа от ста пятидесяти до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан****.

Примечание. Под служебным лицом в этой статье следует понимать лицо, определенное в пунктах 1 — 3 части первой статьи 4 Закона Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции».

 

* В 2011 году — 2352,5 грн.

** Для целей применения санкций нмдг равен 17 грн., т.е. в данном случае штраф от 850 до 2550 грн.

*** В 2011 году — 47050 грн.

**** От 2550 до 8500 грн.

 

Так, толкование содержания организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей можно найти в постановлении Пленума ВСУ «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 26.04.02 г. № 5. В частности, Пленум ВСУ трактует организационно-распорядительные обязанности как обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.). В свою очередь, административно-хозяйственные обязанности трактуются как обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

2. Должностные лица юридических лиц, физические лица — в случае получения от них лицами, уполномоченными на выполнение функций государства и местного самоуправления, и приравненными к ним, или с участием этих лиц другими лицами неправомерной выгоды. То есть к субъектам коррупционного правонарушения отнесены также неслужебные лица — взяткодатели и лица, выполняющие функции «посредников» в коррупционных правонарушениях.

Как видим, субъектами коррупционного правонарушения среди лиц, не занимающих властных должностей, названы не только те, кто дает взятку, но и руководители частных фирм. В то же время в отношении последних законодатель ограничился лишь тем, что предусмотрел для них запрет отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой этим физическим или юридическим лицам предусмотрено законом, и предоставлять несвоевременную, недостоверную или не в полном объеме информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с законом.

Следует обратить внимание на то, что в новом Законе нет нормы, которая долгое время вынуждала нервничать многих субъектов хозяйствования. Речь идет о запрете заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте, осуществляемых в нерабочее время) непосредственно или через других лиц, если иное не предусмотрено законом, а также входить, в том числе через других лиц, в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия либо организации, которые имеют целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено законом, который (запрет) распространялся в том числе на руководителей частных предприятий, а также на физических лиц — предпринимателей. Напомним: указанная норма так и не начала действовать.

 

Запрет получения подарков для сотрудников органов госвласти

Как мы уже указали, ограничения, предусмотренные Законом № 3206, касаются преимущественно «традиционных» субъектов коррупционных правонарушений — должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, Законом № 3206 в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления, а также приравненных к ним лиц, предусмотрен ряд ограничений. В частности, перечень не запрещенных для совместительства видов деятельности был дополнен, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, также инструкторской и судейской практикой в спорте.

В то же время Законом № 3206 введены чрезвычайно жесткие ограничения по получению такими лицами подарков и пожертвований. Так, в соответствии со ст. 8 Закона № 3206 запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки (пожертвования):

— от юридических или физических лиц: за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, которые принимаются, совершаются как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами;

— если лицо, дарящее (осуществляющее) подарок (пожертвование), находится в подчинении такого лица.

Следует обратить внимание, что нарушение запрета дарения подарка (пожертвования) руководителю, если это не содержит других признаков коррупционного правонарушения, в частности цели склонить руководителя к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей (например, традиционный подарок руководителю (шефу) на день рождения), нельзя рассматривать как проявление коррупции, а поэтому такие действия не должны приводить к применению установленной законом ответственности за коррупционное деяние. Закон № 3206 прямо предусматривает возможность получения лицами, уполномоченными на выполнение функций государства и местного самоуправления, а также приравненными к ним лицами подарков, соответствующих общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвований, кроме случаев, указанных выше, если стоимость таких подарков (пожертвований) не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия подарка (пожертвования), одноразово (на сегодняшний день, до 01.10.11 г. — 480 грн.), а совокупная стоимость таких подарков (пожертвований), полученных из одного источника в течение года, — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года (в 2011 году — 941 грн.).

Однако предусмотренное ограничение по стоимости подарков (пожертвований) не распространяется на подарки (пожертвования), которые:

1) дарятся (осуществляются) близкими лицами — супругом, детьми, родителями, родными братьями и сестрами, дедушкой, бабушкой, внуками, усыновителями, усыновленными, а также другими лицами, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом коррупционного правонарушения;

2) получаются как общедоступные скидки на товары, услуги, общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы.

Также в соответствии со ст. 17 Закона органам государственной власти, органам местного самоуправления запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно услуги и имущество, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами Украины.

 

Уголовная ответственность за коррупционное деяние для руководителя частной фирмы

Субъектов хозяйствования из новшеств антикоррупционного законодательства больше всего должны заинтересовать нормы об ответственности за его нарушения. Здесь немало новелл.

Так, по заявлению собственника или совладельца частного юридического лица может быть возбуждено уголовное дело по таким статьям, новым в УКУ (они введены Законом № 3207):

1. В соответствии со ст. 3641 УКУ в случае злоупотребления полномочиями, т. е. преднамеренного, с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц использования вопреки интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы служебным лицом такого юридического лица своих полномочий, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам либо интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц. За указанные действия может наступать уголовная ответственность для директора фирмы в виде штрафа от ста пятидесяти до четырехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 2550 до 6800 грн.) или исправительных работ на срок до одного года, или ареста на срок до трех месяцев, или ограничения свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Если такое деяние повлекло за собой тяжкие последствия, т. е. причинило материальные убытки, которые в двести пятьдесят и более раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан (в 2011 году — 117625 грн. , оно может караться штрафом от четырехсот до девятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 6800 до 15300 грн.) или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок от трех до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. В соответствии со ст. 3651 УКУ превышение полномочий, т. е. преднамеренное совершение служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы действий, заведомо выходящих за рамки предоставленных полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц. Такие действия могут караться исправительными работами на срок до одного года или ограничением свободы сроком до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если эти деяния повлекли за собой тяжкие последствия, ответственность может наступить в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от четырех до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. В соответствии со ст. 3652 УКУ злоупотребление своими полномочиями аудитором, нотариусом, оценщиком, другим лицом, не являющимся государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при выполнении этих функций), с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан, государственным либо общественным интересам или интересам юридических лиц. Соответствующее деяние может повлечь за собой ответственность в виде исправительных работ на срок до двух лет или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случае причинения тяжких последствий — лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества или без таковой.

Мы остановились только на наиболее значимых новшествах, связанных со вступлением в силу с 1 июля 2011 года нового законодательства о противодействии коррупции. Уверены, что практика его применения еще заставит нас вернуться к более подробному анализу антикоррупционных положений.

 

Документы статьи

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Закон № 3206 — Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.11 г. № 3206-VI (в общей части вступил в силу 01.07.11 г.).

Закон № 3207 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения» от 07.04.11 г. № 3207-VI (в общей части вступил в силу 01.07.11 г.).



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)