Інформація по темі "" | Публікації по тегу
25.07.11
2438 0
Друкувати
Обране

Безопасность непищевой продукции: проверять будут чаще и дороже тщательнее

06.07.2011 г. «на радость» производителям, импортерам и дистрибьюторам непищевой продукции вступают в силу два родственных законодательных акта: Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2735-VI (далее — Закон № 2735-VI) и Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2736-VI (далее — Закон № 2736-VI).

Честно говоря, одновременное появление сразу двух законов, которые не только имеют одну и ту же сферу регулирования (см. статью 2 как первого, так и второго Закона), но и во многом просто дублируют(1) нормы друг друга, несколько удивляет. Очевидно, что лучше было бы объединить все соответствующие нормы в одном законе, «але маємо те, що маємо». А значит, попробуем разобраться, что именно будут проверять, кто будет проверять, кого проверять, каким образом и что за это будет.

Что будут проверять?

Уже из самих названий указанных законов становится понятно, что предметом государственного контроля должна стать непищевая продукция, а точнее безопасность этой продукции. Впрочем, именно такого определения будет явно недостаточно, поскольку законодатели, определяя сферу действия этих законов применили метод исключения. Другими словами, новые нормы распространяются на все виды продукции, кроме находящихся в исчерпывающем перечне, установленном ч. 5 ст. 2 Закона № 2735-VI и ч. 3 ст. 2 Закона № 2736-VI(2). В этот перечень попали, в частности, пищевые продукты, продукты животного происхождения, живые растения и животные, лекарственные средства и ветеринарные препараты и т. д.

Кроме того, в случае, когда специальные требования по какому-то отдельному виду продукции урегулированы так называемыми техническими регламентами(3), то последние имеют преимущество в применении перед рассматриваемыми законами.

Многие из специалистов-юристов считают, что положительным моментом принятия новых законов является то, что моментом, с которого государство может начать процедуры контроля за непищевой продукцией, является введение продукции в обращение, то есть с момента первого предоставления продукции на рынке Украины. И некоторые основания для этого есть, ведь невведение продукции в обращение является одним из оснований для освобождения от ответственности, предусмотренной Законом № 2735-VI.

Если бы ситуация имела именно такой вид, то это, на самом деле, было бы положительным моментом. Однако, к сожалению, меры рыночного надзора и контроля продукции не исчерпываются только штрафными санкциями (об этом — далее). Так, например, проверки могут проводиться и до того, как продукцию ввели в обращение: проверки продукции, которая демонстрируется на ярмарках, выставках, показах, контроль таможенными органами продукции, ввозимой на территорию Украины (см. ч. 2 ст. 22 Закона № 2735-VI).

Итак, можно констатировать, что проверяющим будет где разгуляться и к чему приложить свои многочисленные таланты.

Кого будут проверять, кого будут наказывать?

Большая часть терминологической базы содержится в Законе № 2736-VI, а следовательно, обратимся именно к нему. Анализ этого Закона позволяет сделать следующую классификацию лиц, так сказать ответственных за непищевую продукцию:

Производители продукции. К этой категории относятся:

физические или юридические лица — резиденты Украины, которые являются изготовителями продукции, или любые другие лица — резиденты Украины, которые заявляют о себе как об изготовителе, размещая на продукции в соответствии с законодательством свое наименование, торговую марку или другое обозначение, или лица — резиденты Украины, восстанавливающие продукцию;

уполномоченные представители изготовителей продукции в Украине (в том случае, если изготовителем продукции является физическое или юридическое лицо — нерезидент Украины);

импортеры продукции (в случае, если изготовителем продукции являются физические или юридические лица — нерезиденты Украины, которые не имеют своего уполномоченного представителя в Украине).

Распространители продукции — любые другие, нежели производитель или импортер, физические или юридические лица в цепочке поставок продукции, которые предлагают продукцию на рынке Украины.

Наибольшее удивление вызывает то, что все вышеупомянутые категории лиц, в том числе «физиков», обозвали субъектами хозяйствования.

Кто будет проверять?

Будут проверять непищевую продукцию органы рыночного надзора и таможня.

Перечень органов рыночного надзора(4) можно найти в постановлении КМУ от 01.06.2011 г. № 573, которое одновременно устанавливает сферы ответственности этих органов. Так, например, Гослекслужба будет проверять медицинские изделия, а Госархстройинспекция — строительные материалы, изделия и конструкции классов 91 и 93 согласно Украинскому классификатору нормативных документов ДК 004-2008.

Таможенники же после вступления в силу статей 37–40 Закона № 2735-VI, вероятно, должны находиться в состоянии эйфории. Ведь до этого времени у них еще не было таких впечатляющих возможностей приостановления таможенного оформления продукции по результатам контроля продукции.(5) Срок приостановления вроде бы небольшой — 3 рабочих дня, но иногда и такое, казалось бы, незначительное затягивание времени может иметь для импортера крайне негативные последствия. Удастся ли в таких случаях таможенникам удержаться от соблазна?

Как могут наказать?

Перечень мер рыночного надзора, которые могут быть применены к нарушителям, выглядит солидно (ч. 1 ст. 22 Закона № 2735-VI):

1) проверки характеристик продукции, включая отбор образцов продукции и их экспертиза (испытание);

2) ограничительные (корректирующие) меры, включающие:

а) ограничение предоставления продукции на рынке;

б) запрет предоставления продукции на рынке;

в) изъятие продукции из обращения;

г) отзыв продукции;

3) контроль состояния выполнения решений о применении ограничительных (корректирующих) мероприятий

4) предупреждение органами рыночного надзора потребителей (пользователей) о выявленной этими органами опасности, которую представляет продукция.

Больше всего тревожит тот факт, что ни Закон № 2735-VI, ни Закон № 2736-VI не содержат четко определенного максимального срока действия ограничительных (корректирующих) мероприятий. При таких обстоятельствах злоупотребления со стороны чиновников почти неизбежны.

Поскольку «метод пряника» нашему законодателю неизвестен, применению подлежит «метод кнута». В данном случае речь идет об ответственности: административной, уголовной и хозяйственно-правовой (которую в Законе № 2735-VI почему-то назвали гражданской).

Так, административная ответственность предусмотрена за невыполнение законных требований должностных лиц органов рыночного надзора и их территориальных органов по проведению проверки, непредоставление им предусмотренной законодательством информации или предоставление недостоверной информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей (ст. 18837 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Наказание — штраф от 170 грн до 340 грн.

Уголовная же ответственность установлена в ст. 227 Уголовного кодекса Украины, которая отныне(6) предусматривает наказание за умышленное введение в обращение (выпуск на рынок Украины) опасной продукции, т. е. такой продукции, которая не соответствует требованиям по безопасности продукции, установленным нормативно-правовыми актами, если такие действия совершены в крупных размерах. Ввиду того, что в 2011 году крупный размер составит в денежном эквиваленте довольно незначительную даже для среднего бизнеса сумму в 235–250 грн, не исключено, что правоохранители также попытаются «нагреться» на законодательных инновациях. Наказание — штраф от 170 грн до 340 грн или исправительные работы сроком до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.

Что касается хозяйственно-правовой ответственности — словами не описать. Наши правотворцы умудрились в один день принять два закона, которые настолько противоречат друг другу в плане квалификации нарушений, размеров штрафных санкций и субъектов правонарушений, что в рамках данной статьи эту кучу мусора не разобрать. В ближайшее время мы рассмотрим эти вопросы в отдельном материале.


1. Обратите внимание хотя бы на почти идентичные штрафные санкции, указанные в ст. 44 Закона № 2735-VI и ст. 15 Закона № 2736-VI, или на основания освобождения от таких санкций (соответственно — статьи 45 и 16).

2. И снова-таки нельзя не обратить внимания, что указанные нормы законов отличаются лишь одним пунктом: в Законе N 2736-VI на один вид продукции больше: продукция, бывшая в употреблении, поставленная как предмет антиквариата али как продукция, подлежащая ремонту либо восстановлению перед ее использованием, при условии, что поставщик предоставляет информацию лицу, которому даннач продукция поставляется, о необходимости ее ремонта либо восстановления (см. п. 13 ч. 3 ст. 2 Закона N 2736-VI).

3. Определение этого термина смотрите в последнем абзаце ст. 1 Закона Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 01.12.2005 г. № 3164-IV.

4. Всего их девять.

5. Согласно Таможенному кодексу Украины приостановление таможенного оформления могло иметь место лишь в случае нарушения прав интеллектуальной собственности в отношении товаров, предъявленных для таможенного контроля и таможенного оформления.

6. До 06.07.2011 г. указанная норма устанавливала наказание за выпуск или реализацию недоброкачественной продукции. 

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі