1426 0

Кому нужна лицензия: новые правила

09.08.11

С 16.11.2010 г. вступил в силу Закон № 2608, в соответствии с которым перечень лицензируемых видов деятельности сокращен приблизительно на треть. В связи с этим возникают вопросы: какие виды деятельности теперь не лицензируются? что делать, если лицензия на такой вид деятельности еще не истекла (есть на руках)? какая деятельность по-прежнему осуществляется только после получения лицензии?

Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Документы статьи

ВшКУ — Воздушный кодекс Украины от 19.05.2011 г. № 3393-IV (вступает в силу с 17.09.2011 г.).

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 2608 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения государственного регулирования хозяйственной деятельности» от 19.10.2010 г. № 2608-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 2275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI.

 

Что такое лицензия и зачем она нужна

Лицензия — это документ государственного образца, который, с одной стороны, дает его владельцу (лицензиату) право заниматься определенным видом деятельности, но с другой — требует, чтобы при осуществлении такой деятельности лицензиат соблюдал некоторые условия (статья 1 Закона о лицензировании).

Получается, что лицензия представляет собой мощный инструмент, с помощью которого государство может вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования и диктовать им свои условия: если субъект их выполнит — будет работать дальше, если же ослушается — его лишат лицензии и деятельность такого субъекта окажется вне закона.

Понятно, что применять лицензирование нужно далеко не ко всем видам деятельности. Издавна лицензии вводились только для тех лиц, деятельность которых представляла наибольшую угрозу безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Когда в Украине впервые приняли Закон о лицензировании (в 2000 году), он насчитывал 60 пунктов, описывающих, какие виды деятельности подлежат лицензированию. Постепенно количество таких пунктов росло, и к 2010 году достигло 81. Если при этом учесть, что некоторые пункты содержат целые группы деятельности, подлежащей лицензированию, а вдобавок еще и определенные направления деятельности лицензируются специальными законами, то получится, что законодатели совсем потеряли из виду главную функцию лицензии — контроль наиболее опасных видов деятельности.

Похвально, что ВРУ нашла время навести порядок в лицензировании и существенно сократила перечень лицензируемых видов деятельности.

 

Кого освободили от лицензий

Благодаря Закону № 2608 с 16.11.2010 г. не нужно получать лицензию на такую деятельность:

1) торговля ювелирными изделиями и изготовление ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

2) проведение дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ;

3) предоставление услуг по перевозке грузов (кроме опасных грузов и багажа) воздушнымсправка1, речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом;

4) посредническая деятельность таможенного перевозчика (одновременно с этим таможенный перевозчик утратил возможность получить разрешение на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения открытого типа);

5) открытие и содержание тотализаторов, игорных заведений, организация деятельности по проведению азартных игр;

6) открытие и функционирование стрелковых тиров;

7) пересылка почтовых переводов, писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 кг;

8) изготовление парфюмерно-косметической продукции с использованием спирта этилового;

9) изготовление и хранение биогаза и жидкого топлива из биомассы;

10) турагентская деятельность;

11) производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

12) поиск (разведка) полезных ископаемых и добыча полезных ископаемых из общегосударственных месторождений;

13) топографо-геодезические, картографические работы;

14) изготовление регуляторов роста растений (пестициды, агрохимикаты);

15) производство и хранение племенных (генетических) ресурсов;

16) разработка, изготовление, использование, эксплуатация, сертификационные испытания, тематические исследования, экспертиза, ввоз, вывоз криптосистем и средств криптографической защиты информации;

17) разработка, изготовление, сертификационные испытания голографических защитных элементов;

18) разработка, изготовление, внедрение, обслуживание, исследование эффективности систем и средств технической защиты информации;

19) обработка, хранение и защита информации, составляющей кредитную историю;

20) авиационно-химические работы;

21) изготовление автомобилей и автобусов;

22) проектирование, строительство новых и реконструкция существующих мелиоративных систем;

23) проектирование, техническое обслуживание, строительство новых и реконструкция действующих систем добычи газа (метана) угольных месторождений и отдельных объектов инженерной инфраструктуры, оценка противоаварийного состояния указанных объектов.

Напомним, что в прошлом году также выведено из-под лицензирования розничную торговлю столовыми винами, поскольку в Законе № 481 указано, что на такой вид деятельности он не распространяется (Закон № 2275).

Кроме того, с 01.01.2011 г. предпринимателям уже не нужны лицензии на:

производство химических источников тока (ХИТ);

— заготовку и утилизацию отработанных ХИТ;

физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность (организация и проведение спортивных занятий профессионалов и любителей спорта, деятельность по подготовке спортсменов к соревнованиям по различным видам спорта, признанным в Украине).

Помимо всего прочего, до сих пор остается в силе мораторий на выдачу лицензий для осуществления деятельности по выпуску и проведению лотерей.

 

Если на руках есть «ненужная» лицензия

Итак, начиная с 16.11.2010 г. многие лицензии стали не нужны (необходимость в них отпала благодаря Закону № 2608). Но если у предпринимателя на руках все еще есть такая лицензия и срок ее действия на сегодняшний день еще не истек, должен ли он до окончания этого срока соблюдать лицензионные условия?

На наш взгляд, необходимости в этом нет. Ведь Закон № 2608 отменил лицензии абсолютно для всех субъектов: как для тех, кто только планирует заняться определенным видом деятельности, так и для тех, кто уже давно им занимается. Поэтому наличие лицензии на те виды деятельности, которые исключены из перечня лицензируемых, не играет никакой роли — соответствующие органы начиная с 16.11.2010 г. уже не должны осуществлять контроль за соблюдением лицензионных условий (и не могут грозить лишением лицензии, ведь она и так не нужна).

Кстати, о том, что лицензию нужно вернуть в орган лицензирования, в нормативно-правовых документах ничего не говорится. Равно как и о том, что за «неиспользованный срок действия» лицензии предпринимателю вернут деньги. Так что, по всей видимости, лицензия, хоть и ненужная, останется, а деньги, уплаченные за нее, не вернут.

 

Для кого лицензия осталась необходимой

В «СД», 2008, № 18, с. 10, мы подробно перечисляли все виды деятельности, для осуществления которых предпринимателю необходимо было получить лицензию. Там же можно найти полезную информацию о стоимости лицензий и о том, как решить сомнительные ситуации, в которых сразу непонятно: нужна лицензия или нет.

Однако с учетом того, что статья 9 Закона о лицензировании изложена в новой редакции, на с. 39 этого номера содержится обновленный перечень тех видов деятельности, для которых лицензия по-прежнему необходима.

При этом нельзя забывать о том, что требование о наличии лицензии может содержаться не только в Законе о лицензировании, но и в других специальных законах. Кстати, такие законы устанавливают и свой порядок выдачи лицензии (перечень документов, необходимых для ее получения, сроки их подачи и т. п.).

Но в общем случае, если вид деятельности указан в статье 9 Закона о лицензировании, то лицензию для его осуществления можно получить в обычном порядке (статьи 10 — 15 Закона о лицензировании). Этот порядок в целом остался прежним — Закон № 2608 внес в него лишь незначительную поправку. Так, теперь к заявлению о выдаче лицензии вместо заверенной копии Свидетельства о госрегистрации предпринимателя или копии справки о внесении его в ЕГРПОУ необходимо будет прилагать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Все остальное осталось без изменений.

 

Ответственность за работу без лицензии

За работу без лицензии (разумеется, если наличие лицензии необходимо), в том числе за деятельность в качестве поверенного без соответствующей лицензии, предпринимателя могут наказать:

уголовной ответственностью в виде штрафа от 1700 до 4250 грн., или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок (статья 202 УКУ);

админштрафом по статье 164 КУоАП в размере от 340 до 680 грн. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а при повторном нарушении в течение года — от 510 до 1020 грн.;

штрафами по специальным законам (например, за производство алкогольных напитков или табачных изделий без лицензии статья 17 Закона № 481 предусматривает штраф в размере 200 % стоимости изготовленной продукции, но не менее 8500 грн.);

взыскав в бюджет доход, полученный сторонами по договору или заставив их вернуть друг другу все полученное по договору (в случае невозможности вернуть в натуре — возместить стоимость). Однако эта мера наказания возможна только после того, как суд признает договор недействительным (статья 208 ХКУ). В то же время следует отметить, что о недействительности договора, заключенного без лицензии, ГКУ говорит только в отношении юридических лиц (статья 227 ГКУ), о физлицах-предпринимателях не сказано ничего.

 

Выводы

С 16.11.2010 г. можно не получать лицензию для осуществления таких видов деятельности:

торговля ювелирными изделиями и их изготовление;

проведение дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ;

предоставление услуг по перевозке грузов (кроме опасных грузов и багажа) воздушным (до 17.09.2011 г.), речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом;

— посредническая деятельность таможенного перевозчика;

открытие и содержание тотализаторов, игорных заведений, организация деятельности по проведению азартных игр;

— открытие и функционирование стрелковых тиров;

пересылка почтовых переводов, писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 кг;

изготовление парфюмерно-косметической продукции с использованием спирта этилового;

изготовление и хранение биогаза и жидкого топлива из биомассы;

турагентская деятельность и др.

Ну а те, кто лицензию уже получил, может работать так, как будто ее нет. Наличие лицензии на указанные виды деятельности с 16.11.2010 г. никакой роли не играет. К сожалению, вернуть из бюджета уплаченные за лицензию деньги предприниматель, по всей видимости, не сможет.


Справочная информация (справка)

1 С 17.09.2011 г. на перевозку грузов (любых) воздушным транспортом обязательно нужно будет получать лицензию (статья 92 ВшКУ).



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)