1114 0

Если к вам пришли из пожарной службы

21.10.11

Мы продолжаем тему по пожарным проверкам (см. также статью «Пожарный надзор в строительстве» // «Cтроительная бухгалтерия», 2011, № 18, с. 30).

Сегодня мы поговорим о надзоре за строящимися объектами, предупреждениях, обжаловании решений Госпожнадзора и ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

Виктория Петрушина, заместитель главного редактора,

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик ИД «Фактор»


ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 3745 — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон о разрешительной системе — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Положение № 508 — Положение о Государственной пожарной охране, утвержденное постановлением КМУ от 26.07.94 г. № 508.

Инструкция № 59 — Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.2006 г. № 59.

Инструкция № 130 — Инструкция о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер, утвержденная приказом Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций от 21.10.2004 г. № 130.

Инструкция № 278 — Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора по вопросам выдачи разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.05.2006 г. № 278.

Порядок № 150 — Порядок выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Порядок № 526 — Порядок контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по проведению испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям, утвержденный приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 08.07.2010 г. № 526.

Порядок № 1324 — Порядок распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности, утвержденный постановлением КМУ от 14.11.2007 г. № 1324.

 

Надзор за строящимися объектами

Подпунктом 3.4.7 Инструкции № 59 предусмотрен надзор за строящимися объектами.

Все новостройки независимо от формы собственности и источников финансирования, находящиеся в зоне обслуживания органа Госпожнадзора, берутся на учет и закрепляются за государственными инспекторами территориальных и местных органов Госпожнадзора. Перечень новостроек, закрепляемых за местными органами Госпожнадзора, определяется территориальным органом.

При осуществления надзора за строящимися объектами проверяются (п.п. 3.4.7.2 Инструкции № 59):

— наличие заключения экспертизы и разрешения на начало строительства;

— наличие у подрядной организации оригинала лицензии на проведение строительной деятельности;

— соответствие рабочей документации нормам проектирования и устранение ранее выявленных нарушений норм и правил;

— соответствие выполненных строительно-монтажных работ противопожарным требованиям и утвержденным проектам;

— выполнение требований правил пожарной безопасности при проведении строительно-монтажных работ;

— осуществление авторского надзора1 проектной организацией.

1 Подробнее об авторском надзоре см. в газете «Строительная бухгалтерия», 2010, № 13, с. 34; № 14, с. 41.

Периодичность проверок строящихся объектов устанавливается территориальными и местными органами Госпожнадзора в зависимости от важности объектов, сроков и темпов строительства, но не менее одного раза в год или двух раз за период строительства (если оно продолжается менее одного года).

Как правило, проверки строящихся объектов проводятся в дни авторского надзора проектной организации совместно с представителями других органов государственного надзора. Проверки крупных зданий проводятся преимущественно бригадным методом.

По выявленным нарушениям противопожарных требований норм проектирования в проектах, проектной и генподрядной строительной организациям направляется предписание. При отклонениях от утвержденного проекта, допущенных строителями во время строительства объекта, предписание направляется руководителю генподрядной строительной организации, а при необходимости — заказчику и проектной организации.

Меры противопожарной защиты, предусмотренные проектом, включаются в предписание Госпожнадзора только в случае их невыполнения во время строительства.

В случае строительства без положительных заключений экспертизы по пожарной безопасности или при наличии нарушений правил пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара на строящемся объекте, а также отклонений от проекта или противопожарных требований норм проектирования строительно-монтажные работы или эксплуатация отдельных аппаратов, отопительных устройств, участков электросетей прекращаются в установленном порядке. В этих случаях при необходимости вносится предложение по прекращению финансирования строительных работ.

На строящиеся объекты с момента предоставления технических условий заводится надзорное дело. На группу зданий, расположенных на общей строительной площадке, а также при застройке зданиями по типовым проектам допускается вести одно надзорное дело.

В надзорном деле на новостройку должны храниться:

— контрольный лист;

— копия акта комиссии по намеченному земельному участку (трассе) под строительство;

— технические условия;

— копии экспертных заключений;

— материалы проверок (при условии их проведения);

— переписка по вопросам противопожарной защиты объекта строительства.

После окончания строительства к надзорному делу должны прилагаться материалы по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. Надзорные дела на новостройки ведутся в течение всего срока строительства, а после приемки в эксплуатацию их материалы приобщаются к надзорному делу на объект, где хранятся постоянно.

 

Внеплановые проверки соблюдения лицензиатами лицензионных условий

Порядок проведения проверки при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами2 лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, изложен в разделе 5 Порядка № 526.

2 Лицензиат — субъект хозяйствования, получивший лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию (п.п. 1.12 Инструкции № 59).

Деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, включает:

— проектирование, монтаж, техническое обслуживание средств противопожарной защиты и систем отопления, оценку противопожарного состояния объектов;

— проведение испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям.

Органом лицензирования деятельности противопожарного назначения согласно п. 30 Перечня органов лицензирования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.11.2000 г. № 1698, является Государственный департамент пожарной безопасности МЧС. Именно он, а также территориальные органы Госпожнадзора в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — териториальные органы лицензирования) и осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами Лицензионных условий проведения указанных выше видов хозяйственной деятельности путем проведения плановых и внеплановых проверок (п.п. 3.5.5 Инструкции № 59).

Должностные лица органов Госпожнадзора при выявлении в ходе проверок объектов, а также при приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу систем противопожарной защиты и огнезащитной обработки, нарушений Лицензионных условий и фактов осуществления хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без имеющейся лицензии должны в течение 10 рабочих дней предоставить в соответствующий территориальный орган лицензирования деятельности противопожарного назначения информацию об этих нарушениях.

 

Применение предупредительных мер

Предупредительными мерами считаются меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности путем прекращения работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведения пожароопасных работ и действия выданных разрешений на право проведения таких работ, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, выпуска и применения проектов, проведения строительно-монтажных работ (п. 2 Инструкции № 130).

Порядок и условия применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер, порядок оформления материалов при применении таких мер, права должностных лиц органов Госпожнадзора, обязанности руководителей (собственников) объектов при применении предупредительных мер, порядок и условия их применения, а также осуществление контроля за соблюдением законности в этой сфере деятельности установлены Инструкцией № 130.

В случае нарушения правил пожарной безопасности, что создает угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению, эвакуации людей, в случае выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий или в случае их отсутствия, а также в случае выявления нарушений противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании (выборочно), строительстве, реконструкции, расширении или техническом переоснащении до их устранения, уполномоченными на то должностными лицами органов Госпожнадзора применяются предупредительные меры.

Главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору, его первый заместитель и заместители, старшие государственные и государственные инспекторы по пожарному надзору Украины, главные государственные инспекторы по пожарному надзору Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители, государственные инспекторы по пожарному надзору территориальных органов Госпожнадзора имеют право прекращать:

— работу предприятий, отдельных производств, производственных участков;

— эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений;

— работу агрегатов, эксплуатацию отопительных приборов и участков электрической сети;

— выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты;

— проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на право проведения таких работ;

— выпуск и применение проектов;

— строительство, реконструкцию, техническое переоснащение объектов производственного и другого назначения;

— проведение строительно-монтажных работ.

Они также имеют право вносить предложения о прекращении финансирования строительно-монтажных работ в случае выявления нарушений противопожарных требований, отсутствия положительных результатов экспертизы (проверки) проектной и другой документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности органов Госпожнадзора.

Прекращением считается мера, которая применяется на основании мотивированного письменного решения уполномоченного должностного лица органа Госпожнадзора, который делает невозможным дальнейшую работу предприятий, производственных участков, агрегатов, помещений, отопительных установок, участков электрической сети, выпуск и реализацию противопожарной продукции, систем и средств противопожарной защиты, проведение пожароопасных работ и действие выданных разрешений на право проведения таких работ, исполнения проектов строительства, а также проведения строительно-монтажных работ, до полного устранения нарушений.

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору городов, районов, районов в городах, поселков городского типа, подразделений пожарной охраны на договорных условиях имеют такие же права, но только по письменному распоряжению территориального органа Госпожнадзора (в каждом отдельном случае).

Они также имеют право самостоятельно прекращать:

— проведение строительно-монтажных работ, надзор за которыми осуществляют местные органы Госпожнадзора;

— работу (эксплуатацию) отдельных помещений, агрегатов, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ и действие выданных разрешений на право проведения таких работ.

Постановление составляется в двух экземплярах. Первый вручается руководителю (собственнику) объекта, на котором применяется предупредительная мера, или уполномоченному им лицу для устранения недостатков, а второй остается в органе, вынесшем постановление о применении предупредительных мер. При необходимости копия постановления для информации направляется в заинтересованные ведомства, организации, центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или прокуратуры, что в ней дополнительно указывается.

Постановление действует до полного устранения всех указанных в нем нарушений правил пожарной безопасности.

При применении предупредительных мер на объектах строительства постановление вручается (направляется) заказчику и производителю работ генеральной подрядной организации. В таком случае копия постановления в обязательном порядке предоставляется руководителю субподрядной организации (если таковая имеется) и соответствующему органу (если таковой имеется) для принятия решения о прекращении финансирования проектных, строительных работ, реконструкции, расширения, технического переоснащения или капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов.

При вручении постановления руководителю (собственнику) объекта или уполномоченному им лицу разъясняются порядок и срок обжалования постановления, порядок и условия приостановления его выполнения или прекращения действия, а также ответственность за его невыполнение, что заверяется их подписью при получении постановления.

В случае отказа руководителя (собственника) объекта или уполномоченного им лица от подписания постановления, а также в случае значительной отдаленности объекта, на котором применяется предупредительная мера, от выносившего его органа, постановление в день его вынесения направляется по почте в адрес предприятия, учреждения и организации заказным письмом с уведомлением о вручении, а на другом экземпляре постановления, который остается в органе Госпожнадзора, проставляются соответствующий исходящий номер и дата направления.

Вопросы, связанные с выполнением постановления о применении предупредительных мер на соответствующем объекте, решаются лицом, которое его вынесло. Решения по ним являются обязательными для руководителей (собственников) объектов, должностных лиц, а также граждан.

Постановление о применении предупредительных мер подлежит выполнению путем опечатывания, опломбирования, обесточивания (если это возможно) с даты приведения его в действие.

В случае выявления при проведении пожарно-технических обследований (проверок) объектов различных форм собственности имеющейся угрозы по возникновению пожара должностное лицо органа Госпожнадзора может принимать решение о прекращении работы производственного участка, агрегата, проведении пожароопасных работ или действия выданных разрешений на право проведения таких работ, запрете эксплуатации отдельного помещения, отопительного прибора и участка электросети непосредственно на месте выявления нарушений. В таком случае постановление выполняется немедленно после вынесения и вручается руководителю (собственнику) объекта или уполномоченному им лицу под роспись.

Прекращение или запрет работы предприятия, отдельного производства, эксплуатации зданий, сооружений, выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарного назначения путем обесточивания может осуществляться в присутствии специалиста службы энергонадзора района (города), а отключение производственных участков, агрегатов, отопительных приборов, участков электросети — в присутствии энергетика (электрика) соответствующего объекта, на котором применяется предупредительная мера.

В случае обращения руководителя (собственника) объекта, на котором применена предупредительная мера, о необходимости проведения работ по устранению противопожарных мероприятий, должностным лицом Госпожнадзора, вынесшим постановление, или другим должностным лицом органа Госпожнадзора, уполномоченным принимать соответствующие решения, рассматривается возможность приостановления выполнения постановления.

Решение о приостановлении выполнения постановления принимается на основании материалов (гарантийные письма, планы устранения недостатков с конкретными сроками и исполнителями, проектно-сметная документация, договоры на выполнение противопожарных работ, расчеты по оплате на выполнение работ и т. п.), подтверждающих намерение устранить противопожарные мероприятия, указанные в постановлении.

О принятом решении о приостановлении выполнения постановления должностное лицо Госпожнадзора в пятидневный срок уведомляет руководителя (собственника) объекта, которому, кроме этого, разъясняются порядок и условия дальнейшего выполнения или прекращения действия постановления.

Решение о приостановлении выполнения постановления выдается только для устранения противопожарных недостатков, а не на право работы (эксплуатации).

Решение о возможности прекращения действия постановления на соответствующем объекте принимается должностным лицом органа Госпожнадзора, которое его выносило, или другим должностным лицом органа Госпожнадзора, уполномоченным принимать соответствующие решения, только при условии устранения всех нарушений установленных законодательством требований пожарной безопасности на основании собранных материалов, о чем делается отметка в постановлении и в журнале учета постановлений о применении предупредительных мер.

В случае неустранения всех нарушений установленных законодательством требований пожарной безопасности на соответствующем объекте должностное лицо органа Госпожнадзора имеет право отказать в прекращении действия постановления.

О принятом решении руководитель (собственник) объекта письменно уведомляется в пятидневный срок.

Непоступление обращения руководителя (собственника) объекта относительно необходимости проведения работ по устранению противопожарных мероприятий в течение месяца с даты применения предупредительных мер является основанием для проверки.

 

Обжалование решений Госпожнадзора

Начнем с того, что ч. 7 ст. 19 ХК субъектам хозяйствования предоставлена возможность обжалования в установленном законодательством порядке действий и решений государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, проводивших инспектирование и проверку.

В соответствии с абзацем вторым п. 10 Положения № 508 распоряжения (предписания) пожарных инспекторов могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу Госпожнадзора в десятидневный срок со дня их вручения. Об этом же говорится и в Инструкции № 59.

А вот в отношении рассмотрения жалоб и протестов в связи с применением предупредительных мер следует знать, что постановление о применении таких мер может быть обжаловано у высшего должностного лица органа Госпожнадзора или в районном (городском) суде в пятидневный срок от дня его вручения. При этом решение суда является окончательным, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Постановление о применении предупредительных мер может быть также опротестовано прокурором.

Жалоба и протест на постановление рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) Госпожнадзора в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законами Украины.

Подача жалобы не прекращает выполнения постановления.

Орган (должностное лицо) Госпожнадзора при рассмотрении жалобы или протеста на постановление проверяет законность и обоснованность его вынесения и принимает одно из следующих решений:

— оставляет постановление без изменений, а жалобу или протест — без удовлетворения;

— отменяет постановление.

Если будет установлено, что постановление о применении предупредительных мер на соответствующем объекте вынесено должностным лицом органа Госпожнадзора, не имеющим полномочий на его вынесение, то такое постановление отменяется.

Отменить постановление о применении предупредительных мер может только высшее должностное лицо органа Госпожнадзора (по принципу территориальности органа Госпожнадзора).

Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех суток направляется руководителю (собственнику) объекта, на котором применялась предупредительная мера. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Согласно ст. 288 КоАП при несогласии с принятым решением по делу об административном правонарушении лицо, в отношении которого оно вынесено, может подать жалобу в вышестоящий орган государственного пожарного надзора (высшему должностному лицу) или в суд. Жалоба подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает выполнение постановления до рассмотрения жалобы и принятия по ней решения. Подача прокурором протеста приостанавливает выполнение постановления до рассмотрения протеста. Жалоба и протест на постановление рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления.

Согласно ст. 293 КоАП орган государственного пожарного надзора (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление об административном правонарушении проверяет соблюдение требований законодательства об административных правонарушениях и обоснованность ее вынесения и принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест — без удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и закрывает дело;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Копия решения по жалобе (протесту) в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого оно вынесено. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в такой же срок.

При несогласии с принятым органом государственного пожарного надзора (должностным лицом) решением по жалобе оно может быть опротестовано прокурором. Протест на решение по жалобе выносится на рассмотрение в вышестоящий орган (высшему должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе.

Согласно ст. 296 КоАП отмена постановления с закрытием дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, который производится в порядке, установленном законом.

 

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за нарушение требований пожарной безопасности, приведены в таблице.

 

№ п/п

Вид нарушения

Кто привлекается к ответственности

Санкция

Нормативный акт

1

2

3

4

5

Административно-хозяйственные санкции

1

Нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний должностных лиц органов пожарного надзора

Предприятия, учреждения, организации

Максимальный размер штрафа не может превышать 2 % месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения, организации

Ст. 35 Закона № 3745

Неуплата штрафа в течение месяца влечет начисление на сумму штрафа пени в размере 2 % за каждый день просрочки. Штраф рассчитывается исходя из фактического фонда заработной платы предприятия за месяц, предшествующий месяцу, в котором было принято решение о наложении штрафа (постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 35 Закона Украины «О пожарной безопасности» от 22.09.98 г. № 1496).

2

Нарушение правил пожарной безопасности, которое создает угрозу возникновения пожара либо препятствует его гашению, эвакуации людей, а также выпуск пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий либо в случае их отсутствия

Юрлица и физлица-предприниматели

Прекращение или запрет работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации сооружений, зданий, отдельных помещений, обогревательных приборов, участков электрической сети, проведения пожароопасных работ, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, действия выданных разрешений на право проведения работ

П.п. 2 ч. 7 ст. 7 Закона № 3745

Административные санкции

3

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению

Должностные лица

Штраф от 2 до 10 ннмдг (от 34 до 170 грн.)

Ст. 175 КоАП

4

Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов Госпожнадзора или создание препятствий в их деятельности

Должностные лица

Штраф в размере от 2 до 10 ннмдг (от 34 до 170 грн.)

Ст. 1888 КоАП

Согласно ст. 223 КоАП от имени органов государственного пожарного надзора рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания имеют право:

1) главные госинспекторы по пожарному надзору центрального и территориальных органов и их заместители — штраф на должностных лиц до 10 ннмдг (до 170 грн.);

2) старшие госинспекторы по пожарному надзору — штраф на должностных лиц до 9 ннмдг (до 153 грн.);

3) главные госинспекторы по пожарному надзору местных органов государственного пожарного надзора, госинспекторы центрального и территориальных органов государственного пожарного надзора — штраф на должностных лиц до 8 ннмдг (до 136 грн.);

4) госинспекторы по пожарному надзору — штраф на должностных лиц до 6 ннмдг (до 102 грн.).

Уголовная ответственность

5

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно привело к возникновению пожара, которым был причинен ущерб здоровью людей либо имущественный ущерб в крупном размере*

Физлица

Штраф от 50 до 120 ннмдг (от 850 до 2040 грн.), либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 270 УКУ

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно повлекло за собой гибель людей, имущественный ущерб в особо крупном размере либо другие тяжкие последствия

Лишение свободы на срок от 3 до 8 лет

Ч. 2 ст. 270 УКУ

* Напомним, что из положений п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ следует, чтодля квалификации преступлений в уголовном законодательстве сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы(в 2011 году — 470,50 грн.). В свою очередь, согласно ст. 270 УКУ имущественный ущерб считается причиненным в крупном размере, если прямые убытки составляют сумму, которая в 300 и более раз превышает ннмдг (в 2011 году — 141150 грн.). Имущественный ущерб считается причиненным в особо крупном размере, если прямые убытки составляют сумму, которая в 1000 и более раз превышает ннмдг (в 2011 году — 470500 грн.).

Выводы

1. Субъекты хозяйствования могут столкнуться с сотрудниками органов пожарного надзора при:

— проведении плановых, внеплановых проверок при осуществлении контроля за выполнением требований законодательства по вопросам пожарной безопасности;

— осуществлении контроля за соблюдением лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения;

получении документов разрешительного характера (в том числе разрешения на начало работ, необходимость которого определена ст. 10 Закона № 3745);

проведении экспертизы противопожарного состояния объектов, проектно-сметной документации по пожарной безопасности, другой документации и в ряде других случаев.

2. Если к вам пришли проверяющие из Госпожнадзора, вы имеете полное право потребовать от них:

удостоверение на право проверки;

— служебные удостоверения участников проверки.

Если эти документы (или один из них) не будут предъявлены, вы имеете полное право не допускать проверяющих к проведению проверки.

3. Допускается вручение предписания на право проверки арендодателю объекта для уведомления арендаторов.

4. Чтобы выяснить, как часто органы пожарного надзора могут приходить на предприятие с плановой проверкой, нужно определиться, к какой группе приемлемого риска относится проверяемый объект.

5. Если внеплановая проверка проводится по причине контроля за выполнением предписаний органов пожарного надзора, то частота ее проведения не может превышать одного раза в год.

6. Внеплановые проверки субъектов хозяйствования не проводятся при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.

7. По результатам плановых проверок выдается письменное предписание на устранение нарушений требований пожарной безопасности. В том редком случае, когда при проверке органы пожарного надзора не найдут нарушений и соответственно им нечего будет предписывать, вместо предписания составляется справка за подписями обеих сторон в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю, а второй — подшивается в надзорное дело.

8. Проведение органами Госпожнадзора оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта приравнивается к плановой проверке с вручением руководителю объекта экспертного вывода противопожарного состояния объекта.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)