Інформація по темі "" | Публікації по тегу
25.10.11
3118 0
Друкувати
Обране

Борьба с нарушителями в строительстве

На сайте Верховной Рады выложен законопроект, которым в будущем планируется ужесточить штрафные меры к участникам строительного процесса — нарушителям. Изменения затронут Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Закон № 208/94-ВР и др. Причем не только увеличатся размеры штрафов, но и будет введена дифференциация этих размеров, появится также персональная ответственность отдельных исполнителей за правонарушения в сфере градостроительства. Поэтому с этим материалом мы рекомендуем ознакомиться всем, кто так или иначе связан со строительством.

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Проект Закона № 8597 — Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о повышении ответственности и совершенствовании государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 31.05.2011 г. № 8597.

Закон № 208 — Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. № 208-94/ВР.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г.

 

Эта статья должна заинтересовать застройщиков, несмотря на то что рассматриваться в ней будет не уже действующий законодательный акт, а только его законопроект. Однако так или иначе, рано или поздно, а скорее в ближайшее время он все же найдет свое место в законодательстве Украины. И уже с момента вступления его в силу (хотя, возможно, и с некоторыми «трансформациями») субъекты градостроительства окажутся в новых условиях применения к ним взысканий за нарушения градостроительного законодательства. И поэтому не помешает предварительно подготовиться к «сюрпризам», которые всех нас ожидают, другими словами: «Предупрежден — значит вооружен».

Мы коснемся основных и наиболее интересных моментов, не слишком углубляясь в путы предлагаемых нововведений. Позднее мы еще неоднократно к ним вернемся.

 

Предыстория

Напомним: необходимость принятия законодательного акта об ответственности за нарушения в сфере градостроительной деятельности была предусмотрена в Законе № 3038. Так, в соответствии с п. 12 раздела V «Заключительные положения» данного Закона Кабинету Министров Украины было дано поручение внести в месячный срок со дня опубликования Закона № 3038 в Верховную Раду Украины проект закона о персонификации ответственности за негативные последствия, вызванные допущенными нарушениями строительных норм, стандартов и правил в процессе проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов градостроительства.

Следует также отметить, что подавляющее большинство норм, включенных в Проект Закона № 8597, уже рассматривались при подготовке Закона № 3038 и даже были приняты в первом чтении Верховной Радой.

Впоследствии, в связи с исключением этих норм при подготовке ко второму чтению Закона № 3038, Президент Украины среди прочих, выразил замечание о необходимости разработки соответствующего законопроекта об ответственности в сфере градостроительной деятельности.

Так что сами судите, насколько «долго» придется ждать введения в действие соответствующего закона.

 

Какова же цель принятия закона об ответственности?

Как указано в пояснительной записке к Проекту Закона № 8597, он подготовлен с целью усовершенствования государственной политики в сфере градостроительства, усиления и персонификации ответственности субъектов градостроительства за нарушения требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил, обеспечения устойчивости, прочности, надежности и необходимой долговечности зданий и сооружений.

Как вы все уже знаете, Закон № 3038 стал революционным событием в градостроительном законодательстве: он значительно упростил разрешительные процедуры в строительстве, но в то же время возникла необходимость в усилении контроля со стороны государства за строительством и повышением ответственности всех участников процесса строительства.

В основу изменений в части ответственности должно быть положено изменение размеров штрафа или другого наказания за нарушение законодательства, строительных норм, стандартов и правил: санкции должны соответствовать ущербу, который причинен или может быть причинен вследствие такого нарушения. И действительно, существующие размеры штрафных санкций являются минимальными, а это, в свою очередь, побуждает участников строительного процесса действовать вне границ правового поля.

 

Что изменяет Проект Закона № 8597?

Сразу следует отметить, что изменения, предложенные Проектом Закона № 8597, подготовлены с учетом положений Закона № 3038. Ведь, как вы понимаете, большинство норм действующего законодательства, в том числе и КоАП, уже не соответствуют настоящей обстановке. Так, в частности, Закон № 3038 дифференцировал разрешительную документацию в строительстве в зависимости от категории сложности объектов строительства, ввел дополнительные для субъектов градостроительства обязательства, за невыполнение которых должна быть предусмотрена ответственность.

Так, в частности, Проектом Закона № 8597 предусматривается:

увеличить размеры штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительства

и дифференцировать эти размеры в зависимости от категории сложности строящихся объектов;

персональная ответственность отдельных исполнителей за правонарушения в сфере градостроительства и т. п.

Соответствующие изменения предлагается внести в КоАП, Уголовный кодекс и некоторые другие законодательные акты, а также изложить в новой редакции Закон № 208.

 

Что изменяется в КоАП?

В частности, в Проекте Закона № 8597 предлагается:

исключить из КоАП ст. 791, которой предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и приеме в эксплуатацию объектов или сооружений;

ст. 96, 961 и 97 КоАП изложить в новой редакции;

КоАП дополнить новыми ст. 1491 и 18837, в которых вводится административная ответственность за нарушение порядка ведения единого государственного реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и за невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины и ее территориальных органов;

внести изменения в ст. 221, 2421, 2446, 255 КоАП.

Рассмотрим некоторые из изменений, а начнем с ст. 96 КоАП. Для удобства приведем некоторые ее части в табличном варианте.

 

Вид нарушения

Взыскание

1

2

Ч. 1 ст. 96

Нарушение требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил и утвержденных проектных решений при строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов или сооружений

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (850 грн.)

Ч. 2 ст. 96

Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения

Влекут за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере ста ннмдг (1700 грн.)

Ч. 3 ст. 96

Выполнение подготовительных работ без направления уведомления о начале выполнения указанных работ в случаях, когда направление такого уведомления является обязательным, а также приведение недостоверных данных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере четырехсот ннмдг (6800 грн.)

Ч. 4 ст. 96

Выполнение подготовительных работ без регистрации декларации о начале выполнения указанных работ, если такие работы не выполнялись на основании зарегистрированной декларации о начале выполнения строительных работ или разрешения на выполнение строительных работ, а также приведение недостоверных данных в декларации о начале выполнения подготовительных работ

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере одной тысячи ннмдг (17000 грн.)

Ч. 5 ст. 96

Выполнение строительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ, а также приведение недостоверных данных в таком уведомлении

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере ста ннмдг (1700 грн.)

Ч. 6 ст. 96

Выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения указанных работ, а также приведение недостоверных данных в такой декларации:

на объектах I категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере одной тысячи ннмдг (17000 грн.)

на объектах ІІ категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере двух тысяч ннмдг (34000 грн.)

на объектах ІІІ категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере пяти тысяч ннмдг (85 000 грн.)

Ч. 7 ст. 96

Выполнение строительных работ без разрешения на их выполнение:

на объектах ІV категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере шести тысяч ннмдг (102000 грн.)

на объектах V категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере семи тысяч ннмдг (119000 грн.)

Ч. 8 ст. 96

Эксплуатация объектов строительства, которые не приняты в эксплуатацию (кроме объектов, указанных в частях девятой и десятой этой статьи), а также приведение недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации:

объектов I категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере одной тысячи ннмдг (1700 грн.)

объектов ІІ категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере двух тысяч ннмдг (34000 грн.)

объектов ІІІ категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере пяти тысяч ннмдг (85000 грн.)

объектов ІV категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч ннмдг (425000 грн.)

объектов V категории сложности

Влечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч ннмдг (850000 грн.)

Мы привели указанную выше норму, чтобы каждый из вас понял всю серьезность намерений правительства в наведении порядка в сфере градостроительства. Как видите, «наказание» за нарушения, предусмотренные в ст. 96 КоАП (в предложенной редакции), достаточно жесткие и заставят кошельки нарушителей значительно «похудеть».

Для сравнения: ст. 96 КоАП в действующий редакции предусматривает такой наибольший размер штрафа за несоблюдение строительного законодательства: для граждан — 60 ннмдг (1020 грн.), а для должностных лиц — 250 ннмдг (4250 грн.).

Кроме того, обращаем ваше внимание еще и на то, что инициаторы нововведений в предложенном ими законопроекте отказались от привычного установления штрафных санкций в предельных рамках (т. е. «от» и «до»). В указанной выше статье, да и в других статьях КоАП, предлагающих изменить штрафы, присутствует четкая определенность.

А это, по нашему мнению, несколько противоречит ст. 33 КоАП, в соответствии с которой при наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, которые смягчают и отягощают ответственность.

Более того, определение в ст. 96 КоАП (в предложенной редакции) граждан — заказчиков объектов строительства как субъектов административных правонарушений, а особенно это касается правонарушений, связанных с выполнением строительных работ, или нарушением требований законодательства относительно строительных норм, государственных стандартов и правил и утвержденных проектных решений при строительстве, или с выполнением подготовительных работ и т. п., является неприемлемым, поскольку такие граждане являются только заказчиками, а не исполнителями этих работ. В будущем это может вызывать недоразумение между теми же заказчиками и инспекторами Государственной архитектурно-строительной инспекции, которые будут проводить проверки субъектов градостроительства.

Зато к положительным моментам можно отнести дифференциацию взысканий в зависимости от вида разрешительной документации и категории сложности объекта строительства. На сегодняшний день она отсутствует.

В то же время ст. 961 КоАП (в предложенной редакции) не разграничивает ответственность для должностных лиц за нарушение сроков регистрации (отказа в регистрации) декларации о начале выполнения подготовительных работ и декларации о начале выполнения строительных работ, выдачи (отказа в выдаче) разрешения на выполнение строительных работ, регистрации (отказа в регистрации) декларации о готовности объекта к эксплуатации и выдачи (отказа в выдаче) сертификата, выдаваемого в случае приема в эксплуатацию законченного строительством объекта, вымогательства при регистрации таких деклараций и выдаче разрешений и сертификатов документов, не предусмотренных законодательством. Независимо от того, какой вид документа не зарегистрирован или не выдан, ответственность для виновных лиц наступает в четко определенном размере — 200 ннмдг (3400 грн.).

В настоящее же время несоблюдение сроков подготовки и предоставления разрешений на выполнение подготовительных или строительных работ влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 25 ннмдг (425 грн.) до 50 ннмдг (850 грн.).

Также, уважаемые застройщики, вам будет интересно узнать, что в соответствии с ч. 8 ст. 961 КоАП (в предложенной редакции) применение строительных материалов, изделий и конструкций, не удовлетворяющих государственным нормам, стандартам, техническим условиям, проектным решениям, а также подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее, будет наказываться наложением штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере пяти тысяч ннмдг (85000 грн.).

Кроме того, КоАП предлагается дополнить ст. 18837. В соответствии с ней те граждане — заказчики и должностные лица, которые не будут выполнять требования (предписания) должностных лиц ГАСИ, будут подвергнуты наказанию в виде штрафа в размере 50 ннмдг (850 грн.).

Недопуск же должностных лиц ГАСИ на объекты строительства повлечет за собой наложение штрафа на граждан — заказчиков объектов строительства и должностных лиц в размере 250 ннмдг (4250 грн.).

Следовательно, исходя из предложенных Проектом Закона № 8597 изменений напрашивается вывод, что лучше соблюдать нормы градостроительного законодательства, чем их нарушать. Согласитесь, ведь размеры штрафов трудно назвать гуманными.

Кроме того, как уже указывалось выше, в Проекте Закона № 8597 предлагается изложить Закон № 208 в новой редакции. Но это тема следующей статьи, поскольку там также немало интересного.

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі