698 0

Недавние автодорожные новшества: основные моменты

26.10.11

С 13 августа 2011 года вступил в силу Закон № 3565, который значительно сократил автолюбителям и автовладельцам количество поводов для «общения» с работникам ГАИ. Можно смело утверждать, что в целом изменения положительные, и будем надеяться, что на практике все сложится так, как было задумано законодателями.

Данные нововведения затронут и тех, кто использует транспорт в предпринимательской деятельности, и тех, кто «катается» для личных нужд.

Подробнее обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Документы статьи

КУоАП —Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 3565 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об устранении чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» от 05.07.2011 г. № 3565-VI.

Закон о милиции — Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII.

Закон о дорожном движении —Закон Украины«О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон о страховании — Закон Украины «О старховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР.

Закон об автогражданке — Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» от 01.07.2004 г. № 1961-IV.

Закон № 3045 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о дорожно-транспортных происшествиях и выплаты страхового возмещения» от 17.02.2011 г. № 3045-VI.

Порядок № 606 — Порядок проведения государственного технического осмотра колесных транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 09.07.2008 г. № 606.

Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

 

Техосмотр превращается, превращается… в техконтроль для избранных

Согласно новой редакции статьи 35 Закона о дорожном движении техконтроль, впрочем, как и ранее процедура техосмотра, предусматривает проверку технического состояния транспортного средства ( далее — ТС) (системы тормозного и рулевого управления, внешних светловых приборов, пневматических шин и колес и т. д.).

Интересно, что в статье 35 Закона о дорожном движении, которая так и называется «Обязательный технический контроль транспортных средств», перечислены не те автомобили, владельцы которых должны проходить техконтроль, а наоборот, освобожденные от него.

Так, обязательному техническому контролю не подлежат:

1) легковые автомобили справка 1 всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, которые используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства, независимо от срока эксплуатации;

2) легковые автомобили, которые используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепы к ним — со сроком эксплуатации до 2 лет.

Таким образом, проходить техконтроль в определенные сроки должны следующие виды автомобилей, которые мы приведем в таблице.

 

Вид автомобиля

Периодичность прохождения

1

2

1. ТС со сроком эксплуатации свыше 2 лет

Легковые автомобили, прицепы к ним, которые используются с целью получения прибыли

Каждые 2 года

Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы к ним

Каждые 2 года

2. ТС независимо от срока эксплуатации

Такси

Ежегодно

Грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 т, прицепы к ним

Ежегодно

Автобусы

Дважды в год

Специализированные ТС, перевозящие опасные грузы

Дважды в год

ТС, прошедшие государственный технический осмотр до вступления в силу Закона № 3565 и в соответствии с Законом о дорожном движении подлежат техническому контролю

Впервые проходят обязательный технический контроль по окончании срока действия талонов государственного технического осмотра

Обратите внимание на такой момент. Право собственности на автомобили регистрируется на обычных физлиц, а не предпринимателей. Это следует из положений статей 2 и 318 ГКУ, где перечислены субъекты права собственности, но в то же время не ограничивает возможности физлица использовать ТС в предпринимательской деятельности (письмо Минюста от 04.08.2008 г. № 7885-0-33-08).

Конечно же, «наглядно» использовать автомобиль в предпринимательской деятельности будут те, кто получил лицензию на пассажирские перевозки, оказывает услуги такси, регулярно перевозит грузы и т. д. Если же автомобиль не так явно используется предпринимателем и не подлежит обязательному техконтролю, то, возможно, его удастся избежать. Однако если же автомобиль «засвечен» перед налоговыми органами, скажем так, как производственный (по его использованию отражаются расходы, он фигурировал в отчетности, документах учета и т. д.), то в таком случае лучше не рисковать.

Кто и как осуществляет техконтроль. Согласно новой редакции статьи 35 Закона о дорожном движении проводить техконтроль будут зарегистрированные в ГАИ субъекты обязательного техконтроля. Причем органы ГАИ привлекаться к этому процессу не будут.

На каждое ТС, прошедшее техконтроль и признанное исправным, водителю будет выдаваться протокол проверки технического состояния ТС. В нем будет указываться срок прохождения очередного техконтроля, и он понадобится при оформлении полиса страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Отметим, что возить с собой для предъявления работникам ГАИ его не нужно.

Порядок проведения обязательного техконтроля и объемы проверки технического состояния ТС должен установить Кабинет Министров Украины.

Вместе с тем согласно пункту 2 раздела II «Заключительные положения» Закона № 3565 субъекты хозяйствования, которые были уполномочены проводить государственный технический осмотр ТС (для ГАИ согласно Порядку № 606), осуществляют обязательный технический контроль в течение года со дня вступления в силу Закона № 3565 (с 13.08.2011 г.) наравне с субъектами, осуществляющими техконтроль.

Обязанности по формированию общегосударственной базы данных о результатах обязательного техконтроля ТС и ведению реестра субъектов проведения обязательного техконтроля возложены на ГАИ.

Далее приведем таблицу, в которой указаны размеры штрафов (штрафных санкций) за непрохождение техконтроля и другие, связанные с ним нарушения.

 

Основание

Нарушение

Размер штрафа (наказание)

1

2

3

Штрафы для водителей

Ч. 1 ст. 121 КУоАП

Управление водителем ТС, имеющим неисправности системы тормозного или рулевого управления, тягово-сцепного устройства, наружных световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, или переоборудованное с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов

От 340 до 425 грн.
(от 20 до 25 ннмдг)

Ч. 2 ст. 121 КУоАП

Управление водителем ТС, которое используется для предоставления услуг по перевозке пассажиров, имеет неисправности, предусмотренные частью первой этой статьи, или техническое состояние и оборудование которого не соответствуют требованиям стандартов, правил дорожного движения и технической эксплуатации

От 680 до 850 грн.
(от 40 до 50 ннмдг)

Ч. 3 ст. 121 КУоАП

Управление водителем ТС, которое подлежит обязательному техническому контролю, но своевременно его не прошло

От 340 до 425 грн.
(от 20 до 25 ннмдг)

Ч. 4 ст. 121 КУоАП

Повторное в течение года совершение любого из нарушений, упомянутых в строках 1 — 3 таблицы

Лишение права управления на срок от 3 до 6 месяцев или админарест на срок
от 5 до 10 суток

Штрафы для предпринимателей-автоперевозчиков

Ст. 128 КУоАП

Выпуск на линию ТС, не прошедших обязательного технического контроля

Штраф на граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от 680 до 850 грн.
(от 40 до 50 ннмдг).
Повторное на протяжении года совершение нарушения — от 850 до 1360 грн.
(от 50 до 80 ннмдг)

Штрафы для должностных лиц субъектов, осуществляющих техконтроль

Ч. 1 ст. 127 1 КУоАП

Выдача документа о технической исправности ТС, подлежащего обязательному техническому контролю,
с нарушением порядка проведения проверки технического состояния этих автомобилей

От 1360 до 1700 грн.
(от 80 — до 100 ннмдг)

Ч. 2 ст. 127 1 КУоАП

Выдача документа о технической исправности ТС, подлежащего обязательному техническому контролю,
без проведения проверки его технического состояни

От 1700 до 2040 грн.
(100 — 120 ннмдг)

Также согласно ст. 2652 КУоАП непрохождение технического контроля (если он обязателен) является одним из оснований для временного задержания ТС работниками ГАИ

Утром техконтроль — вечером автогражданка

Ряд существенных изменений коснулся и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС (далее — автогражданка ТС).

Теперь согласно Закону о страховании и Закону об автогражданке автовладельцы и страховщики должны соблюдать следующие правила:

1. Договоры автогражданки ТС, подлежащих обязательному техническому контролю, заключаются, если:

пройден техконтроль;

согласно протоколу проверки технического состояния ТС признаны технически исправными.

2. Срок, на который заключаются договоры, не должен превышать срока очередного прохождения обязательного технконтроля, для разных видов автомобиля мы привели его в таблице выше.

3. Договоры автогражданки ТС, заключенные до вступления в силу Закона № 3565 (до 13.08.2011 г.), действуют до окончания срока их действия.

4. Страховщики обязаны предоставлять ГАИ информацию о заключенных договорах автогражданки по тем ТС, которые подлежат обязательному техническому контролю.

Кроме того, за нарушения в сфере автогражданки ТС предусмотрена ответственность как для водителей, так и для страховщиков.

 

Основание

Нарушение

Наказание, размер штрафа

Штрафы для водителей

Ч. 1 ст. 126 КУоАП

Управление ТС лицом, которое не имеет при себе или не предъявило для проверки в случаях, предусмотренных законодательством полиса (договора) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС (страхового сертификата «Зеленая карта»)

От 425 до 850 грн.
(от 25 до 50 ннмдг)

Штрафы для предпринимателей-автоперевозчиков

Ст. 128 КУоАП

Выпуск на линию ТС без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС (страхового сертификата «Зеленая карта»)

Штраф на граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от 680 до 850 грн.
(от 40 до 50 ннмдг).
Повторное на протяжении года совершение нарушения —
от 850 до 1360грн.
(от 50 до 80 ннмдг)

Штраф для страховщиков

Ч. 3 ст. 1271 КУоАП

Выдача специального знака государственного образца с нарушением установленного Законом порядка заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС, подлежащих обязательному техническому контролю

На должностных лиц страховщика — штраф вразмере от 1700 до 2040 грн.
(от 100 до 120 ннмдг)

Дополнительно немного расскажем и о других новшествах для застрахованных по договорам автогражданки ТС.

Так, с 18 сентября 2011 года в Закон об автогражданке были внесены изменения в соответствии с Законом № 3045.

Согласно пункту 33.2 обновленной редакции статьи 33 этого Закона у водителей, попавших в ДТП, появится возможность не вызывать и не информировать представителей ГАИ для его оформления, но только при соблюдении определенных условий.

1. На водителей и их ТС оформлены договоры автогражданки ТС (обеспеченные ТС согласно статье 1 Закона об автогражданке).

2. Отсутствуют травмированные (погибшие) люди.

3. Водители ТС пришли к согласию относительно обстоятельств совершения ДТП.

4. У водителей должны отсутствовать признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или нахождения под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.

5. Водители имеют право совместно составить уведомление о ДТП (европротокол), бланк которого страховщик выдает при заключении договора.

В случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников ГАИ размер страховой выплаты за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, не может превышать максимальных размеров, утвержденных уполномоченным органом по представлению МТСБУ.

Также Закон № 3045 внес изменения и в штрафную статью 124 КУоАП для виновных в ДТП. В ней появилось примечание следующего содержания:

«Лицо, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, освобождается от административной ответственности за нарушение ПДД, повлекшее повреждение ТС, при условии, что участники ДТП воспользовались правом совместно составить уведомление об этом происшествии в соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС».

 

Отмена нотариально заверенной доверенности на управление ТС и путевого (маршрутного) листа

Благодаря нововведениям Закона № 3565 водители могут управлять чужими ТС без доверенности, а также путевых (маршрутных) листов и документов на груз при выполнении служебных заданий.

Именно вышеназванные документы ранее обосновывали легальность использования транспорта или груза, который принадлежит другому лицу или работодателю-автоперевозчику. В определенных случаях их должны были иметь при себе и предъявлять работникам ГАИ водители.

Теперь же согласно обновленной статье 16 Закона о дорожном движении и пункту 21 части 1 статьи 10 Закона о милиции для подтверждения законности использования автомобиля достаточно предоставить регистрационный документ (свидетельство) на него, а документы на право управления ТС, путевые листы и документы на груз можно с собой не возить, а следовательно, некоторые из них не оформлять. Решать, нужно или нет заполнять путевой лист, предприниматели могут на свое усмотрение (например, он может понадобиться для учета расхода ГСМ, с целью отнесения на расходы).

Также из статьи 126 КУоАП исчез штраф за отсутствие указанных документов на право управления.

Кроме того, согласно статье 828 ГКУ договор ссуды наземных самоходных ТС (безвозмездной передачи в пользование), в котором участвует физлицо, не обязательно составлять в письменной форме и заверять у нотариуса.

Поскольку на основании данного договора передаются права на управление ТС, подтверждением чего обычно служит доверенность, необходимость в ее составлении и нотариальном заверении на сегодняшний день отпала. Хотя если автомобиль продается «по гендоверенности», то в таком случае без нотариально оформленного документа не обойтись.

Вместе с тем осторожный доверитель может оформить передачу права пользования в простой письменной форме и оставить у себя копию документа (в экстренных случаях это поможет доказать непричастность владельца к правонарушению и т. д.).

В таком случае при составлении доверенности желательно указать:

— место и дату ее составления (подписания), причем дата излагается прописью;

— фамилии, имена, отчества (указываются полностью);

— место жительства (регистрации) сторон;

— полномочия, передаваемые представителю (четко и максимально полно изложенные);

— возможность или невозможность передоверия указанных полномочий;

— основные характеристики ТС (марка (тип), государственный регистрационный номерной знак, идентификационный номер VIN, год выпуска, номер двигателя, номер кузова, цвет, серия, номер, дата выдачи и регистрационного документа);

— срок действия доверенности — обозначается прописью;

— подпись лица, выдавшего доверенность.

Приведем пример.

 

Доверенность

на право управления транспортным средством

Место составления: г. Харьков

Дата составления: восьмое марта две тысячи одиннадцатого года

Я, Никишин Олег Леонидович, 20.06.1975 г. рождения, зарегистрированный по адресу г. Харьков, ул. Мироносицкая, д. 15, кв. 56, паспорт МК 501661, выданный Киевским РВ ХГУ УМВДУ в Харьковской области 05.08.1997 г., предварительно заключив договор в устной форме, этой доверенностью уполномочиваю Селезневу Олесю Тарасовну, зарегистрированную по адресу г. Харьков, ул. Короленко, д. 7, кв. 35, управлять принадлежащим мне автомобилем Volkswagen Tiguan, государственный регистрационный номерной знак АХ1250ВА, идентификационный номер (VIN) WVWZZZ18ZHW975078, год выпуска 2011, цвет синий, зарегистрированный Харьковским ГРЭО при УГАИ, 24.02.2011 г., на основании свидетельства о регистрации № AXC 027210.

Доверенность выдана сроком на три года и действительна по восьмое марта две тысячи четырнадцатого года.Без права передоверия.

Подпись доверителя: _____________

 

Выводы

С 13 августа 2011 года у владельцев ТС отпала необходимость проходить техосмотр в ГАИ.

Вместо него появился обязательный техконтроль, который будет осуществляться специальными субъектами и по результатам которого автовладельцам будет выдаваться протокол.

Однако обязательный техконтроль распространяется не на все автомобили. Например, ему вообще не подлежать легковые автомобили, не используемые с целью получения прибыли.

Владельцы автомобилей, которые должны проходить техконтроль, смогут заключить договор автогражданки ТС только после того, как предъявят страховщику протокол, подтверждающий, что автомобиль исправен.

Предпринимателям необязательно иметь при себе и предъявлять работникам ГАИ путевые (маршрутные) листы и документы на груз. Физическим лицам теперь не нужно оформлять заверенную у нотариуса доверенность на право управления, также отменены обязанность предоставления ГАИ документов, подтверждающих право управления, и штраф за их отсутствие.

Владельцы автомобилей, на которые в установленном порядке оформлен полис автогражданки ТС, попав в ДТП, смогут не вызывать ГАИ, а составить специальное уведомление для страховщика (если все участники застрахованы, при отсутствии пострадавших, нахождения лица под воздействием алкоголя и т. д.).


Справочная информация (справка)

1 Легковой автомобиль — автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности (пункт 1.10 Правил дорожного движения).



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)