880 0

Общие правила применения административно­хозяйственных санкций и мер административной ответственности

Постоянные изменения законодательной базы, касающейся начисления и уплаты налогов и сборов, а также отдельных правил осуществления хозяйственной деятельности нередко становятся причиной нарушения субъектами предпринимательства действующих нормативноправовых актов. А всякое нарушение чревато наказанием, т. е. привлечением субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц к финансовой, административной и даже уголовной ответственности. Именно поэтому среди «вечных» вопросов, которые волнуют абсолютно всех, одно из первых мест занимает вопрос: сколько «стоит» то или иное нарушение? 

В этом спецвыпуске мы расскажем о видах санкций, налагаемых на субъектов предпринимательства и их работников за наиболее распространенные нарушения законодательства, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности. 

Начало читай тут

Общие правила применения административно­хозяйственных санкций и мер административной ответственности

Ситуация, когда за одно нарушение налагается штраф и на предприятие, и на когото из его работников, знакома многим. Например, нарушение сроков уплаты налоговых обязательств для должностных лиц предприятия будет квалифицировано как непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей), за что ст. 1632 КУоАП предусмотрен штраф от 85 до 170 грн. Для самого предприятия это грозит санкциями, предусмотренными в НКУ.

Рассмотрим, в чем же заключается отличие указанных санкций и каковы основные правила их применения.


2.1. Правила применения административно­хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования


К общим правилам применения административно­хозяйственных санкций можно отнести следующие:

1. Административнохозяйственные санкции применяются только к субъектам хозяйствования, а не к их должностным лицам.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 238 ХКУ административно­хозяйственные санкции применяются за нарушения установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности.

Из этого следует, что административно­хозяйственная санкция к субъекту хозяйствования не применяется до того момента, пока в предусмотренном законодательством порядке не установлено, что с его стороны имело место нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности. Выявление таких нарушений происходит в ходе проверок, проведение которых должно проходить с соблюдением установленных законодательством требований.

3. Административнохозяйственные санкции могут применяться только уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 238 ХКУ). При этом в компетенцию госоргана или органа местного самоуправления должно входить применение конкретной административно­хозяйственной санкции.

4. К субъектам хозяйствования могут применяться только те административно­хозяйственные санкции, которые установлены исключительно законами (ч. 2 ст. 238 ХКУ). В связи с этим нельзя не обратить внимание на следующий момент: вопреки указанным требованиям ХКУ в Украине достаточно распространенной остается практика применения санкций, установленных в других нормативных актах. В качестве примера можно привести указы Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. № 227/95, «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Среди специалистов высказывается мнение о наличии оснований оспаривать законность применения штрафных санкций, предусмотренных этими нормативными актами. Более того, и суды в некоторых случаях становятся на сторону субъектов предпринимательской деятельности и отменяют решения контролирующих органов о применении штрафных санкций на том основании, что административно­хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 08.07.2009 г. № 2а­1835/09/2670).

5. К субъекту хозяйствования может быть применена только та административно­хозяйственная санкция, которая предусмотрена за совершенное им нарушение (виды административно­хозяйственных санкций см. на с. 7).

6. Применение административно­хозяйственных санкций может осуществляться только в предусмотренном законом порядке (ч. 1 ст. 239 ХКУ). Исходя из этого положения ХКУ можно сделать вывод, что порядок применения санкций, как и сами санкции, должен устанавливаться законами, а не подзаконными актами. Однако практика свидетельствует о том, что применение санкций в порядке, установленном подзаконными нормативными актами, не является основанием для признания нарушения со стороны контролирующих органов.

7. Одновременное применение за одно и то же нарушение нескольких административно­хозяйственных санкций возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом.

8. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ХКУ субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суд решение любого органа государственной власти или органа местного самоуправления о применении
к нему административно­хозяйственной санкции.

9. Административнохозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 250 ХКУ). Однако указанное правило не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определен НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС и таможенные органы (ч. 2 ст. 250 ХКУ).

2.2. Правила применения мер административной ответственности

Анализ требований КУоАП позволяет выделить такие правила применения санкций за административные правонарушения к должностным лицам субъекта хозяйствования, другим его работникам, а также к физическим лицам, использующим наемный труд:

1. Ответственность за административные правонарушения, как и уголовная ответственность, применяется только к физическим лицам. К юридическим лицам она применяться не может.

2. Админответственность может применяться только при наличии состава административного правонарушения. Так, согласно ст. 9 КУоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное либо неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Приведенная норма КУоАП говорит о том, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности при соблюдении одновременно следующих условий.

Во­первых, должно быть установлено, что это лицо может быть субъектом админответственности (субъект правонарушения), в частности такое лицо должно достичь возраста, с которого может наступать админответственность. Напомним, что в соответствии со ст. 12 КУоАП к административной ответственности могут привлекаться лица, достигшие на момент совершения админнарушения 16летнего возраста.

Кроме того, отметим, что за совершенные на территории Украины нарушения админвзыскания могут налагаться не только на граждан Украины, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 16 КУоАП).

Во­вторых, контролирующий орган должен зафиксировать, что действительно имели место действия или бездействие, за которые действующим законодательством предусмотрена административная ответственность. При этом в админпротоколе должно быть указано, какие это действия и какое предписание действующего законодательства ими нарушено, а также статья нормативного акта, предусматривающая ответственность за данное нарушение (объект и объективная сторона нарушения).

Втретьих, должна быть установлена вина лица в совершении админправонарушения.

Кстати, именно в связи с отсутствием такого элемента состава правонарушения, как вина, не может быть привлечен к ответственности работник за нарушение, совершенное в тот период, когда он еще не работал на предприятии. Даже тот факт, что осуществлялась передача дел от лица, которое ранее занимало эту должность, новому работнику, не дает оснований для привлечения последнего к ответственности. Такую позицию признают и специалисты госорганов (см. «Податковий, банківський, митний КОНСУЛЬТАНТ», 2009, № 8, с. 8). С другой стороны, если лицо на момент выявления нарушения уже уволилось, оно все равно может быть привлечено к ответственности. На это также обращают внимание уполномоченные государственные органы (см., например, Рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях и применении административных взысканий органами государственной контрольноревизионной службы, утвержденные приказом ГКРУ от 30.07.2002 г. № 160).

3. В отличие от наказания за совершение преступления, санкции за админправонарушения могут применяться как судом, так и непосредственно контролирующими органами (но только в случаях, прямо предусмотренных законом).

4. Нарушение, за которое налагается административное взыскание, фиксируется в протоколе об административном правонарушении, к содержанию и порядку составления которого КУоАП устанавливает четкие требования. Так, согласно ст. 256 КУоАП в таком протоколе указываются:

— дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;

— место, время совершения и суть административного правонарушения;

— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;

— пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности;

— другие сведения, необходимые для решения дела.

Если правонарушением причинен материальный ущерб, это также указывается в протоколе.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, привлекаемым к административной ответственности. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право подать пояснения и замечания по поводу содержания протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

5. При совершении одним лицом двух либо более административных правонарушений административное взыскание применяется за каждое нарушение отдельно (ч. 1 ст. 36 КУоАП). Однако из этого правила есть исключение: если лицо совершило несколько админнарушений, дела по которым одновременно рассматриваются одним и тем же органом, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение из числа совершенных (более серьезным будет считаться нарушение, за которое предусмотрена большая санкция). При этом к основному взысканию в данном случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренное статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ч. 2 ст. 36 КУоАП).

6. За одно админнарушение лицо не может быть привлечено к админответственности дважды. Например, за отказ в предоставлении потребителю информации о товаре лицо не может быть привлечено к ответственности и по ст. 155 КУоАП как за нарушение правил торговли, и по ст. 1561 КУоАП как за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Применению подлежит вторая из названных статей как более специальная.

7. Административное взыскание может налагаться не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении не позднее двух месяцев со дня его выявления, за исключением случаев, когда дела об административном правонарушении подведомственны суду (судье) (ч. 1 ст. 38 КУоАП). Если же рассмотрение дела подведомственно суду, то срок исчисляется по этим же правилам, но его продолжительность составляет три месяца. Если же вопрос о привлечении лица к админответственности рассматривается после отказа в возбуждении уголовного дела либо его закрытия, то административное взыскание может быть применено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его закрытия.

Для правильного применения указанной нормы КУоАП следует определиться с тем, какое правонарушение может считаться длящимся, а какое — разовым.

Минюст по этому поводу в свое время высказал позицию, согласно которой длящимися правонарушениями являются проступки, связанные с продолжительным, непрекращающимся невыполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой. Такие правонарушения прекращаются либо выполнением установленных обязанностей, либо привлечением виновного лица к ответственности (см. письма Минюста от 01.12.2003 г. № 22341465, от 17.07.2007 г. № 22-14-493 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14). В качестве примера длящегося правонарушения специалисты Минюста называют самовольное занятие земельного участка, нарушение или невыполнение установленных правил пожарной безопасности и т. д. Примером длящегося правонарушения также можно считать невыплату заработной платы или ее выплату не в полном объеме (см. письмо Минтруда от 28.08.2002 г. № 06/24/196) и др.

Более подробно вопрос о разграничении длящихся и разовых нарушений рассматривался на страницах газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14.

8. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право (ст. 268 КУоАП):

— знакомиться с материалами дела, давать пояснения, подавать доказательства, заявлять ходатайства;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в сфере права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично либо по поручению юридического лица;

— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу;

— обжаловать постановление по делу.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности. Во время отсутствия этого лица дело может быть рассмотрено, только если имеются данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство о переносе рассмотрения дела.

9. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 277 КУоАП). В то же время в предусмотренных ч. 2 ст. 277 КУоАП случаях дело должно рассматриваться в более короткие сроки (три, пять, семь дней). Кроме того, согласно ч. 3 ст. 277 КУоАП законами Украины могут быть предусмотрены и другие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

10. Во время рассмотрения административного дела одновременно может решаться вопрос о возмещении виновным лицом имущественного вреда, нанесенного в результате совершения административного правонарушения (ст. 40 КУоАП).

11. Постановление о привлечении лица к административной ответственности оглашается немедленно после окончания рассмотрения дела. Копия постановления в течение 3 дней должна быть вручена либо выслана лицу, в отношении которого оно вынесено (ст. 285 КУоАП).

12. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано. Порядок обжалования зависит от того, каким органом было вынесено постановление. При этом согласно ст. 289 КУоАП срок для обжалования составляет 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть возобновлен органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать жалобу. Сама жалоба должна быть рассмотрена также в течение 10 дней со дня ее получения, если иное не установлено законами Украины (ст. 292 КУоАП).

13. В соответствии с требованиями ст. 307 КУоАП штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. Если нарушитель в указанный срок не уплачивает штраф, постановление о его наложении направляется для принудительного выполнения в отделение государственной исполнительной службы по месту проживания нарушителя, по месту его работы либо по месту нахождения его имущества (ст. 308 КУоАП).

14. Если лицо, которое привлекалось к административному взысканию, в течение года со дня окончания выполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, это лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности (ст. 39 КУоАП). Этот вывод важен в связи с тем, что большинство статей КУоАП предусматривают более серьезные взыскания в случае повторного совершения лицом одного и того же административного правонарушения. Кроме того, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое на лицо уже налагалось административное взыскание, КУоАП называет как отягчающее обстоятельство, которое учитывается при рассмотрении всех админдел (п. 2 ч. 1 ст. 35 КУоАП).

15. При привлечении лица к административной ответственности применению подлежит тот закон, предусматривающий соответствующий вид взыскания, который действовал на момент совершения нарушения. Поэтому, например, если в ходе проверки будет выявлено, что лицо совершило действие, которое не считалось админнарушением на момент его совершения, но на момент проверки за него уже введена административная ответственность, наложить взыскание на такое лицо нельзя.

В то же время нельзя забывать и о правиле, согласно которому законы, смягчающие либо отменяющие ответственность, имеют обратную силу. Это означает, что если на момент совершения действия оно считалось админнарушением, но на момент наложения взыскания норма, предусматривающая ответственность за него, уже отменена, лицо также не может быть привлечено к ответственности.

Подробнее об этих и других правилах и принципах привлечения физических лиц к административной ответственности читайте в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14.

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей применения санкций различными контролирующими органами. 

Продолжение читай тут.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)