3733 0

Ответственность за нарушение законодательства о ЕСВ

Постоянные изменения законодательной базы, касающейся начисления и уплаты налогов и сборов, а также отдельных правил осуществления хозяйственной деятельности нередко становятся причиной нарушения субъектами предпринимательства действующих нормативноправовых актов. А всякое нарушение чревато наказанием, т. е. привлечением субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц к финансовой, административной и даже уголовной ответственности. Именно поэтому среди «вечных» вопросов, которые волнуют абсолютно всех, одно из первых мест занимает вопрос: сколько «стоит» то или иное нарушение? 

В этом спецвыпуске мы расскажем о видах санкций, налагаемых на субъектов предпринимательства и их работников за наиболее распространенные нарушения законодательства, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности. 

Начало читай тут.

Ответственность за нарушение законодательства о ЕСВ

4.1. Порядок применения санкций Пенсионным фондом

Как следует из положений ч. 2 ст. 12, а также п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 2464, осуществление контроля за соблюдением плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) требований этого Закона, правильностью начисления, исчисления, полноты и своевременности уплаты ЕСВ возлагается на органы Пенсионного фонда Украины.

С целью реализации возложенных на него функций и обязанностей Пенсионный фонд Украины и его территориальные органы наделяются такими правами (пп. 1 — 9 ч. 1 ст. 13 Закона № 2464):

— получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физических лиц — предпринимателей сведения о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, а также другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на Пенсионный фонд функций;

— проводить не чаще одного раза в календарный год плановую, а в случаях, предусмотренных законом, — внеплановую проверку на предприятиях, в учреждениях и организациях, у предпринимателей бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, получать необходимые пояснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим во время такой проверки. Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден постановлением КМУ от 09.03.2011 г. № 233;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц — предпринимателей устранения выявленных нарушений законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ;

— изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений и организаций, а также физлицпредпринимателей копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕСВ;

— обращаться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве плательщика ЕСВ;

применять финансовые санкции, предусмотренные Законом № 2464. Санкции за нарушение законодательства о ЕСВ, установленные ст. 25 Закона № 2464, налагаются только на тех плательщиков ЕСВ, которые обязаны начислять, исчислять и уплачивать ЕСВ, т. е. на работодателей, а также на предпринимателей и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, которые уплачивают ЕСВ за себя;

— взыскивать с плательщиков неуплаченные суммы ЕСВ. Взыскание задолженности по ЕСВ осуществляется в соответствии со ст. 25 Закона № 2464 и разд. VI Инструкции № 215;

поднимать в установленном законом порядке вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ;

— при выявлении фактов нарушения порядка начисления, исчисления и уплаты ЕСВ обращаться в установленном законом порядке в соответствующие правоохранительные органы.

Решения, принятые органами Пенсионного фонда по вопросам, которые относятся к их компетенции в соответствии с Законом № 2464, являются обязательными для выполнения плательщиками ЕСВ, должностными лицами и застрахованными лицами (ч. 1 ст. 25 Закона № 2464).

Если ЕСВ не был своевременно начислен
и/или уплачен, такая сумма считается недоимкой. Взыскание недоимки производится на основании требования об уплате долга, являющегося исполнительным документом (т. е. на его основании государственной исполнительной службой может осуществляться принудительное исполнение решения территориального органа Пенсионного фонда). Если применение финансовых санкций связано с возникновением и уплатой недоимки, то такие суммы штрафов и пени также включаются в требование об уплате долга (ч. 15 ст. 25 Закона № 2464).

Применение финансовых санкций за другие нарушения начинается с вынесения соответствующего решения должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда. Первый экземпляр решения в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения отправляется плательщику ЕСВ или вручается под подпись руководителю или главному бухгалтеру страхователя либо физическому лицу — плательщику ЕСВ. Решение о начислении пени и/или применении штрафов также является исполнительным документом.

В случае получения страхователем требования об уплате долга или решения о начислении пени и/или применении штрафов такой страхователь обязан в течение 10 рабочих дней со дня их поступления уплатить указанную в них сумму (ч. 4 и 14 ст. 25 Закона № 2464).

Если страхователь не согласен с расчетом суммы недоимки, отраженной в требовании об уплате долга, он может обжаловать такое требование в суде. Еще один вариант — согласовать сумму недоимки с органом Пенсионного фонда в соответствии с Порядком № 227. Для этого в территориальный орган Пенсионного фонда подается заявление о согласовании требования об уплате долга, к которому прилагаются документы, свидетельствующие о неправильном исчислении Фондом сумм недоимки, указанных в требовании (расчеты, копии платежных поручений и т. п.). Заявление должно быть подано в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком ЕСВ согласуемого требования. Этот срок не считается пропущенным, если до его окончания заявление и соответствующие подтверждающие документы сданы на почту.

Заявление о согласовании требования рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда в течение 3 рабочих дней, следующих за днем его получения.

Если согласие с Пенсионным фондом не достигнуто, плательщик ЕСВ должен:

— либо уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Пенсионного фонда соответствующего решения;

— либо обжаловать решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда или в судебном порядке.

Процедура обжалования решения территориального органа о применении штрафа и начислении пени или согласования требования выглядит следующим образом.

Жалобы на решения территориальных органов Пенсионного фонда подаются главным управлениям Пенсионного фонда в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в письменной форме вместе с документами, подтверждающими неправильность вынесенного решения. Такими документами могут быть (п. 3.4 Порядка № 227):

— акт проверки плательщика ЕСВ, решение о начислении пени и наложении штрафа, другие документы (расчеты), на основании которых определена сумма подлежащего уплате ЕСВ или начислены штраф и пеня;

— требование об уплате долга;

— заявление о согласовании требования.

Кроме того, необходимо предоставить замечания и пояснения, если они были сделаны плательщиком ЕСВ во время проверки и принятия решения, а также заключение органа Пенсионного фонда в отношении поданных замечаний и пояснений.

Срок подачи жалобы, установленный Порядком № 227, — 10 рабочих дней, следующих за днем получения страхователем обжалуемого решения территориального органа Пенсионного фонда.

Об обжаловании следует обязательно письменно уведомить территориальный орган Пенсионного фонда, который принял соответствующее решение.

Мотивированное решение о рассмотрении жалобы принимается региональным органом Пенсионного фонда в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы(п. 5.1 Порядка № 227). Срок рассмотрения жалобы может быть продлен до 60 календарных дней, о чем страхователь письменно уведомляется до окончания 20дневного срока.

Если региональный орган Пенсионного фонда принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы страхователя, последний имеет право в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения ответа, обратиться с повторной жалобой непосредственно в Пенсионный фонд Украины. При этом прилагаются те же документы, что и при подаче жалобы в региональный орган Пенсионного фонда. О подаче повторной жалобы страхователь должен уведомить соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда.

Срок рассмотрения повторной жалобы в Пенсионном фонде Украины составляет 20 календарных дней. Он может быть продлен в связи с отсутствием документов, требуемых для рассмотрения жалобы, необходимостью подтверждения полномочий лица, подписавшего жалобу, и почтовых документов для установления дат отправления жалоб и получения решений, но не более чем до 60 календарных дней. О таком продлении страхователь письменно уведомляется до окончания 20дневного срока. Решение Пенсионного фонда Украины, принятое в результате рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

Следует помнить, что страхователь может обжаловать в суде требование об уплате долга либо решение о применении штрафных санкций и/или начислении пени в любой момент после получения соответствующего требования или решения с учетом сроков исковой давности. О каждом случае судебного обжалования требований или решений следует уведомить орган Пенсионного фонда, который рассматривает жалобу или заявление. Это связано с тем, что при обращении плательщика ЕСВ в суд прекращается рассмотрение жалобы или заявления в соответствии
с Порядком № 227.

Не может проводиться процедура согласования (обжалования) по Порядку № 227 в отношении:

— требования, сформированного на основании обязательства по уплате ЕСВ, самостоятельно определенного плательщиком в отчете;

— решения о применении штрафных санкций и/или начислении пени, которые уже обжаловались и были рассмотрены в соответствии с требованиями Порядка № 227.

Кроме того, действие данного Порядка не распространяется на рассмотрение жалоб (заявлений) плательщиков ЕСВ при наличии возбужденных уголовных дел.

Если плательщик ЕСВ в течение 10 рабочих дней со дня поступления требования не уплатил указанную в нем сумму недоимки, штрафов, пени, не согласовал требование с Пенсионным фондом, не обжаловал требование в суде или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение 10 рабочих дней со дня поступления согласованного требования, территориальный орган Пенсионного фонда направляет требование об уплате долга в государственную исполнительную службу для принудительного исполнения (ч. 4 ст. 25 Закона № 2464). Такие же последствия ожидают плательщика ЕСВ, получившего решение о применении штрафных санкций и/или начислении пени, если в течение 10 рабочих дней он добровольно не уплатил указанную в решении сумму либо не уведомил в этот срок территориальный орган Пенсионного фонда об обжаловании решения.

Обратите внимание: обжалование решения территориального органа Пенсионного фонда о применении финансовых санкций приостанавливает течение срока их уплаты до вынесения органом Пенсионного фонда или судом решения по делу. Срок уплаты финансовых санкций также приостанавливается до вынесения судом решения в случае обжалования плательщиком ЕСВ требования об уплате долга, если применение финансовых санкций связано с возникновением или несвоевременностью уплаты недоимки (ч. 14 ст. 25 Закона № 2464). Важным моментом также является приостановление начисления пени со дня подачи жалобы в орган Пенсионного фонда или иска в суд (ч. 13 ст. 25 Закона № 2464).

Суммы недоимки, штрафов, пени погашаются за счет средств, поступивших от плательщиков ЕСВ или от государственной исполнительной службы, в порядке календарной очередности их возникновения (ч. 6 ст. 25 Закона № 2464). Таким образом, уплатить текущие платежи по ЕСВ при наличии неуплаченных сумм недоимки, штрафов и пени не получится, поскольку поступившие суммы будут направлены на погашение долга по возникшим ранее недоимке и финсанкциям. При этом следует помнить: сроки давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяются (ч. 16 ст. 25 Закона № 2464).

Кроме финансовых санкций, применяемых к страхователям, органы Пенсионного фонда могут налагать административные штрафы на должностных лиц страхователей, допустивших нарушения законодательства о ЕСВ. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном КУоАП.

В соответствии со ст. 2442 КУоАП органы Пенсионного фонда рассматривают дела, связанные с нарушением законодательства о сборе и учете ЕСВ и общеобязательном государственном пенсионном страховании (ст. 1651 КУоАП), а также с совершением действий, препятствующих уполномоченным лицам Пенсионного фонда в проведении проверок (ст. 18823 КУоАП).

От имени Пенсионного фонда рассматривать дела о правонарушениях, применять финансовые санкции имеют право Председатель правления Пенсионного фонда Украины, его заместители, начальники главных управлений Пенсионного фонда Украины в АР Крым, областях, городах Киеве, Севастополе и их заместители, начальники управлений Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах и их заместители.

4.2. Санкции, применяемые за нарушения в сфере ЕСВ

За нарушение требований законодательства о ЕСВ к плательщикам, на которых возложена обязанность исчисления, начисления и уплаты ЕСВ, применяются финансовые санкции в виде штрафов и пени.

Размеры штрафных санкций, применяемых органами Пенсионного фонда за нарушение требований законодательства о ЕСВ, приведены в ч. 11 ст. 25 Закона № 2464 и пп. 7.2.1 7.2.6 Инструкции № 215 (см. табл. 4.1).

ТТаблица 4.1

Административнохозяйственные санкции

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Норма Закона № 2464

Примечания

1

2

3

4

5

1

Уклонение от постановки на учет или несвоевременное предоставление заявления о постановке на учет плательщиками ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона № 755

Штраф в размере 10 ннмдг
(170 грн.)

П. 1 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.1 Инструкции № 215

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 9к Инструкции № 215. Основанием для принятия этого решения является акт об указанном нарушении, составляемый в произвольной форме

2

Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ

Штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм

П. 2 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.2 Инструкции № 215

При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени по форме согласно приложению 10к Инструкции № 215. Расчет этой финансовой санкции осуществляется на основании данных карточек лицевых счетов плательщиков

3

Доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ

Штраф в размере 5 % доначисленной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ

П. 3 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.3 Инструкции № 215

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 11к Инструкции № 215. Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки плательщика ЕСВ или акт сверки с налоговым органом

4

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом № 2464

Штраф в размере 10 ннмдг
(170 грн.
)

П. 4 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.4 Инструкции № 215

В этом случае составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 12 к Инструкции № 215. Основанием для принятия соответствующего решения является акт об указанном нарушении, составленный в произвольной форме

5

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг(от 136
до 255 грн.
)

П. 5 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.5 Инструкции № 215

В данном случае составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 13к Инструкции № 215. Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки

6

Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выплатой сумм, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей)

Штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм

П. 6 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.6 Инструкции № 215

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 14 к Инструкции № 215. Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта проверки

Рассмотрим отдельные из приведенных штрафов более подробно.

В первую очередь остановимся на штрафе за несвоевременную постановку на учет плательщиков ЕСВ в органах Пенсионного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 2464 постановка на учет юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, на которых распространяется действие Закона № 755, осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором. Таким образом, процедура постановки на учет таких страхователей производится без их непосредственного участия. В связи с этим вполне очевидно, что к ним не может применяться штраф за уклонение от постановки на учет или несвоевременное предоставление заявления о постановке на учет.

Что касается страхователей, на которых действие Закона № 755 не распространяется (например, представительств нерезидентов, физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, или физических лиц, использующих труд других лиц на условиях трудового договора), то постановка на учет в органах Пенсионного фонда таких плательщиков ЕСВ производится на основании их заявления. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пп. 4.3 и 4.4 Порядка постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 216.

Заявление и соответствующие документы подаются территориальному органу Пенсионного фонда по местонахождению страхователя в 10дневный срок со дня:

— принятия решения о создании учреждения, организации, филиала, представительства, другого обособленного подразделения;

— регистрации представительства нерезидента центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики;

— регистрации структурной ячейки общественной (неправительственной) организации иностранного государства в Украине Министерством юстиции Украины;

— государственной регистрации представительства иностранного банка Национальным банком Украины;

— регистрации, аккредитации, создания, получения согласия, разрешения и т. п. на функционирование подразделения нерезидента на территории Украины уполномоченным органом государственной власти Украины;

— получения свидетельства о регистрации воинской части.

Физические лица — плательщики ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона № 755, подают заявление о постановке на учет и необходимые документы территориальному органу Пенсионного фонда по своему местожительству в 10дневный срок со дня начала осуществления соответствующей деятельности, заключения трудового договора с наемным работником либо заключения договора гражданскоправового характера с физическим лицом.

Таким образом, нарушение 10дневного срока, отведенного для подачи заявления о постановке на учет в соответствующий орган Пенсионного фонда, грозит страхователям, на которых не распространяется действие Закона № 755,штрафом в размере 170 грн.

Штраф в размере 5 % доначисленного ЕСВ, указанный в п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464, применяется независимо от того, кем эти взносы были доначислены — Пенсионным фондом или самим страхователем. Для расчета этого штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок предоставления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы ЕСВ, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа Пенсионного фонда или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы (п.п. 7.2.3 Инструкции № 215).

Пример 4.1. Страхователь в январе 2011 года ошибочно не начислил и не удержал ЕСВ с суммы больничных. Ошибка обнаружена в августе 2011 года. Предприятием самостоятельно начислен и удержан ЕСВ в размере 200 грн.

Отчет за январь предоставляется не позднее 21 февраля 2011 года*. Отчет за август с доначисленным за январь ЕСВ подан в Пенсионный фонд в сентябре 2011 года. Таким образом, штраф будет начислен за 8 месяцев (с февраля по сентябрь 2011 года включительно).

* 20 февраля — выходной день (воскресенье), поэтому последним днем предоставления отчета в соответствии с п. 2.15 Порядка № 222 считается первый после него рабочий день.

Рассчитаем сумму штрафа:

200 х 0,05 х 8 = 80 (грн.).

При этом максимальный размер штрафа не может составлять более 50 % доначисленного ЕСВ.

По условиям примера 4.1 предположим, что ошибка обнаружена и исправлена в ноябре 2011 года. Отчет за ноябрь с доначисленным ЕСВ за январь предоставлен в декабре 2011 года. Тогда штраф должен быть начислен за 11 месяцев (с февраля по декабрь 2011 года включительно):

200 х 0,05 х 11 = 110 (грн.).

В то же время максимальная сумма штрафа равна:

200 х 0,5 = 100 (грн.).

Таким образом, сумма штрафа составит 100 грн.

Если по результатам проверки суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) ЕСВ выявлены в нескольких месяцах, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) налагается штраф в порядке, предусмотренном п.п. 7.2.3 Инструкции № 215. При этом для соблюдения требований в отношении максимального размера (50 %) штрафа:

— определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодами, в которых они выявлены;

— определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;

— осуществляется расчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы ЕСВ.

К уплате определяются суммы штрафов, не превышающие их максимальный размер.

Следует отметить: самостоятельное исправление ошибки и уплата 5 % штрафа не приведет к освобождению от административного штрафа и пени.

Кроме штрафов, ч. 10 ст. 25 Закона № 2464 предусматривает начисление пени на сумму недоимки из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа. Порядок расчета пени приведен в п. 7.5 Инструкции № 21-5.

1. Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

2. Основанием для начисления пени являются:

1) документы, подтверждающие сумму ЕСВ и срок ее уплаты:

— отчет плательщика о начислении ЕСВ (с положительным значением);

— требование о доначисленных суммах ЕСВ по актам проверок, актам сверок или уведомлениюрасчету;

— решение суда;

2) документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по ЕСВ:

— выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов;

— корешок приходного документа о приеме учреждением банка платежей наличными;

— отчет плательщика о начислении ЕСВ с отрицательным значением;

— решение об исключении из Государственного реестра предприятий и организаций Украины;

— свидетельство о смерти физического лица.

3.Расчет пени производится по формуле:

Y = S х K х 0,1 %,

где Y — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по ЕСВ;

S — фактически оплаченная сумма недоимки по ЕСВ;

K — количество дней просрочки платежа;

0,1 % — ставка для начисления пени, установленная ч. 10 ст. 25 Закона № 2464.

Полученная в результате расчета сумма пени (Y) округляется до второго знака после запятой.

Пример 4.2. В июне 2011 года предприятием начислено вознаграждение по договору подряда за выполненные физическим лицом работы в сумме 7000 грн. По состоянию на 20.07.2011 г. вознаграждение не выплачено. В связи с нехваткой денежных средств на счете предприятия ЕСВ по начисленному, но не выплаченному вознаграждению до 20.07.2011 г. был перечислен не полностью. Сумма недоплаты составила 1500 грн. Долг уплачен 15 августа 2011 года.

Просрочка платежа составила 26 дней (с 21.07.2011 г. по 15.08.2011 г. включительно). На фактически уплаченную сумму недоимки начисляется пеня: 1500 х 26 х 0,001 = 39 (грн.).

Кроме пени, в данном случае предприятие также должно уплатить штраф в размере 10 % суммы несвоевременно перечисленного ЕСВ:

1500 х 0,1 = 150 (грн.).

Помимо ответственности, в соответствии с Законом № 2464, за нарушение законодательства о ЕСВ ст. 1651 и 18823 КУоАП устанавливается административная ответственность, к которой могут быть привлечены должностные лица плательщика ЕСВ. Кроме того, за уклонение от уплаты ЕСВ ч. 1 3 ст. 2121 УКУ предусмотрена уголовная ответственность. Меры ответственности в зависимости от вида совершенного нарушения представим в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Санкции, применяемые к физическим лицам

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

1

2

3

4

Административная ответственность

1

Нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты ЕСВ

Штраф на должностных лиц страхователя в размере от 20 до 30 ннмдг
(от 340 до 510 грн.)

Ч. 1 ст. 1651 КУоАП

2

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ

3

Предоставление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом № 2464

4

Совершение действий, указанных в пп. 1 — 3 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось
к административной ответственности за те же правонарушения

Штраф на должностных лиц страхователя в размере от 30 до 40 ннмдг
(от 510 до 680 грн.
)

Ч. 2 ст. 1651 КУоАП

5

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам Пенсионного
фонда в проведении проверок, связанных
с начислением, исчислением и уплатой ЕСВ

Штраф на должностных лиц страхователя в размере от 8 до 15 ннмдг
(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 18823 КУоАП

6

Совершение действий, указанных в п. 5 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось
к административной ответственности
за то же правонарушение

Штраф на должностных лиц страхователя в размере от 10 до 20 ннмдг
(от 170 до 340 грн.
)

Ч. 2 ст. 18823 КУоАП

Уголовная ответственность

7

Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных размерах

Штраф в размере
от 300 до 500 ннмдг(от 5100 до 8500 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет*

Ч. 1 ст. 2121 УКУ

Под значительным размером средств следует понимать суммы ЕСВ, которые в 1000 и более раз превышают установленный законодательством ннмдг. Причем при квалификации преступлений размер ннмдг принимают равным размеру налоговой социальной льготы (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ). В 2011 году под значительным размером средств для целей данной статьи понимается сумма от 470500 грн.

8

Действия, указанные в п. 7 данной таблицы, совершенные по предварительному сговору группой лиц или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах

Штраф в размере
от 500 до 2000 ннмдг
(от 8500 до 34000 грн.)
, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет*

Ч. 2 ст. 2121 УКУ

Под крупным размером средств следует понимать суммы ЕСВ, которые в 3000 и более раз превышают установленный законодательством ннмдг (в 2011 году — от 1411500 грн.).

9

Действия, указанные в пп. 7 и 8 данной таблицы, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕСВ или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах

Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества

Ч. 3 ст. 2121 УКУ

Под особо крупным размером средств следует понимать суммы ЕСВ, которые в 5000 и более раз превышают установленный законодательством ннмдг (в 2011 году — от 2352500 грн.).

* Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 212sup>1 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило ЕСВ, а также возместило ущерб, причиненный фондам общеобязательного государственного социального страхования такой несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) (ч. 4 ст. 2121 УКУ). 


Продолжение читай тут.


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)