807 0

Договоры с физлицами и предпринимателями: все нюансы и правила

29.10.10

Деловыми партнерами предпринимателей бывают как обычные физические лица, так и субъекты хозяйствования (юрлица и другие предприниматели). Юридически отношения с ними оформляются соответствующими договорами, а, как известно, любой договор обязывает стороны к определенным действиям, в том числе связанным с налогообложением выплат. В этой связи мы предлагаем предпринимателям удобную шпаргалку, в которой собраны основные нюансы, сопутствующие заключению договоров с:

1) физическими лицами — гражданами (не предпринимателями);

2) физическими лицами — предпринимателями;

3) физическими лицами — нотариусами.

Оксана ПИРОЖЕНКО, Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультанты газеты «Собственное Дело»

Выплаты физическим лицам — гражданам (не предпринимателям)

Договор

Оформление

Действия по удержанию НДФЛ,
взносов и т. д. справка1

1

2

3

Купли-продажи

Закупка товара у рыночного торговца или иного физлица, который осуществляет нерегулярные продажи.
1.
Договор. Договор купли-продажи, который полностью исполняется сторонами в момент заключения, может быть заключен в устной форме (см. «СД», 2009, № 3, с. 41). Так удобно поступать, если предприниматель продает товар. Но если он товар покупает, то лучше заключить договор в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы:
1) подтвердить правильность удержанной с продавца суммы налога с доходов (НДФЛ);
2) включить потраченные на товар суммы в расходы (особенно при работе на общей системе налогообложения).
В договоре следует указать реквизиты сторон, а также Ф. И. О. и идентификационный номер продавца (это понадобится для заполнения ф. № 1ДФ).
Как вариант, вместо договора можно составить акт закупки товара, в котором указать всю необходимую информацию (см. «СД», 2009, № 20, с. 18).

2. Оформление платежных документов. Расчеты с обычными физлицами, как правило, осуществляются наличными, поэтому при покупке товара предприниматель должен составить платежный документ произвольной формы (для подтверждения факта уплаты денежных средств) («СД», 2009, № 20, с. 14).
Если же используется безналичная форма расчетов, то оформляются банковские платежные документы.

3. Включение в расходы выплаченных сумм. Предприниматели на общей системе и единоналожники имеют право включить выплаты в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент уплаты, но учитываются они в периоде (квартале) получения дохода

Предприниматель-покупатель должен:
1. Удержать с выручки физлица (продавца) налог с доходов (НДФЛ)
(15 %) и перечислить его в бюджет.
На практике обычные физлица вряд ли согласятся с таким удержанием из их выручки. Поэтому предпринимателю придется исходить из того, что выплаченная продавцу сумма представляет собой «чистый» доход (из которого уже удержан НДФЛ). Соответственно для расчета «грязной» суммы выплаченного налогооблагаемого дохода необходимо применить «натуральный» коэффициент (1,176471). Например, предприниматель заплатил за товар 100 грн., следовательно, продавец получил «чистый» доход в этой сумме.
Определяем «грязный» доход: 100 х 1,176471 = 117,65 грн., рассчитываем сумму НДФЛ: 117,65 х 15 : 100 = 17,65 грн.
2. Отразить указанную сумму в отчете по форме № 1ДФ с признакомдохода «14»

Аренда

1. Договор. По общему правилу договор аренды заключается в простой письменной форме (образец договора аренды имущества см. в «СД», 2009, № 10, с. 39).
Если договор аренды недвижимости заключен сроком на 3 года и более, его нужно заверить у нотариуса и зарегистрировать (статьи 793 и 794 ГКУ).
Договор аренды транспортного средства подлежит нотариальному удостоверению, если одна из сторон является физическим лицом (статья 799 ГКУ).
В случае несоблюдения сторонами требования о нотариальном удостоверении договора такой договор считается ничтожным(статья 220 ГКУ).
2. Акт приема-передачи объекта аренды. Передача и возврат недвижимости по договору аренды оформляются актом приема-передачи объекта аренды (произвольной формы), который подписывается арендатором и арендодателем.
При передаче автомобиля также оформляется акт приема-передачи (произвольной формы, пример см. в «СД», 2008, № 3, с. 27).
3. Переоформление договоров с коммунальными предприятиями при аренде помещения. О том, как «правильно» использовать помещение под офис в хоздеятельности, мы писали в «СД», 2007, № 7, с. 25. Отметим, что тарифы на коммунальные услуги для обычных физических лиц и предпринимателей различаются. Поэтому предпринимателю придется перезаключить договоры с коммунальными службами.
4. Оформление и передача документов на арендованный автомобиль. Вместе с автомобилем арендодатель обязан передать арендатору соответствующую техническую документацию на транспортное средство, оговоренную в договоре аренды.
При передаче автомобиля оформляется акт приема-передачи (произвольной формы).
При необходимости, нужно оформить и некоторые другие документы (временный талон, полис гражданской ответственности водителей и т. д.).
5. Составление актов предоставленных услуг для начисления арендной платы. Например, можно ежемесячно составлять акты приема-передачи услуг аренды и на их сосновании начислять и выплачивать физлицу арендную плату.

6. Оформление платежных документов. Расчеты по аренде с обычными физлицами, как правило, осуществляются наличными, поэтому предприниматель должен оформить кассовые документы произвольной формы (для подтверждения факта выплаты денежных средств).

Если же используется безналичная форма расчетов, то оформляются банковские платежные документы.
7. Включение в расходы арендных платежей.Предприниматели на общей системе и единоналожникиимеют право включать арендные платежи в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент уплаты арендных платежей, а учитываются они в том квартале, за который были внесены арендные платежи. Например, в июле предприниматель оплатил аренду офиса полностью до конца года. В таком случае запись о расходах на аренду появится в Книге ф. № 10 в июле, но попадет в расходы так:
— 50 % — в итог расходов III квартала;
— 50 % — в итог расходов IV квартала.
Отметим,чтоесли недвижимость относится к жилому фонду, то налоговики могут поставить под сомнения право предпринимателя относить суммы арендной платы и коммунальных платежей в расходы

Предприниматель должен:
1. Удержать НДФЛ
из суммы арендной платы (15 %) и перечислить его в бюджет.
2. При аренде недвижимости нужно иметь в виду, что если местный исполком утвердил и обнародовал минимальную стоимость месячной аренды 1 кв. м общей площади недвижимости, то НДФЛ взимается с большей из сумм:
либо с арендной платы, указанной в договоре;
— либо с рассчитанной суммы минимальной арендной платы.
3. Отразить выплату физлицу арендной платы в отчете по ф. № 1ДФ:
с признаком дохода «08», если заключен договор аренды объекта недвижимости («СД», 2009, № 11, с. 38);
— с признаком дохода «14», если заключен договор аренды движимого имущества, поскольку для таких выплат не предусмотрен отдельный признак дохода. Хотя, по мнению налоговиков, данные выплаты следует отражать с признаком дохода «01».
4. Уплачивать транспортный налог, если такая обязанность возложена на арендатора договором аренды, и сбор за загрязнение окружающей природной среды (экосбор) («СД», 2008, № 8, с. 4)

Договор подряда (выполнения работ)

1. Договор. По общему правилу договор подряда заключается в простой письменной форме (см. «СД», 2008, № 1, с. 33).
Акт сдачи-приема работ. После подписания данного акта обычно осуществляется выплата вознаграждения.
3. Оформление платежных документов. Форма расчетов может быть как наличной, так и безналичной.
Предприниматель может оформить расходные кассовые документы произвольной формы (для подтверждения факта уплаты денежных средств). При безналичной форме расчетов оформляются банковские платежные документы.
4. Включение в расходы суммы подрядного вознаграждения.Предприниматели на общей системе и единоналожникиимеют право включить сумму подрядного вознаграждения в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент оплаты. Как правило, в том же квартале указанная сумма попадает в итог расходов

Предприниматель должен:
1. Удержать НДФЛ
из суммы арендной платы (15 %), перечислить его в бюджет.
2. Отразить выплату в отчете по ф. № 1ДФ спризнаком дохода «01».
3. До конца 2010 года начислять в Пенсионный фонд (ПФ) взнос «сверху» по ставке 33,2 %, удерживать из вознаграждения взнос по ставке 2 %.
4. С 01.01.2011 г. начислять в ПФ единый социальный взнос (ЕСВ):
— начислить «сверху» на подрядное вознаграждение и уплатить за свой счет ЕСВ по ставке 34,7 %;
— удержать с вознаграждения ЕСВ по ставке 2,6 % (см. «СД», 2010, № 18, с. 17).
5. До конца 2010 года начислять в Фонд «безработицы» взнос «сверху» по ставке 2,2 %.
6. Подать в Пенсионный фонд отчет по ф. приложения 4 к Порядку № 26-1 («СД», 2010, № 2, с. 11).
7. Подать ежеквартально Расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд «безработицы» (приложение 6 к пункту 6.7 Инструкции № 339)

Договор оказания услуг

1. Договор. По общему правилу договор оказания услуг заключается в простой письменной форме (см. «СД», 2008, № 1, с. 33).
2. Акт предоставления услуг. После подписания данного акта обычно осуществляется выплата вознаграждения.

3. Оформление платежных документов. Форма расчетов может быть как наличной, так и безналичной.
Предприниматель может оформить кассовые документы произвольной формы (для подтверждения факта уплаты денежных средств). При безналичной форме расчетов оформляются банковские платежные документы.
4. Включение в расходы суммы вознаграждения за оказанные услуги.Предприниматели на общей системе и единоналожники имеют право включить сумму вознаграждения в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент выплаты денежных средств

Предприниматель должен:1. Удержать НДФЛ из суммы начисленного вознаграждения (15 %), перечислить его в бюджет.
2. Отразить выплату в отчете по ф. № 1ДФ спризнаком дохода «01».

3. Начислить в Фонд «безработицы» взнос «сверху» по ставке 2,2 %.
4. Подать Расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд «безработицы» (приложение 6 к пункту 6.7 Инструкции № 339)

Авторское вознаграждение

1. Договор. Для выплаты авторского вознаграждения договор заключается в простой письменной форме. С автором могут быть заключены:
— авторский договор заказа, согласно которому должно быть написано (создано) произведение для заказчика (статья 1112 ГКУ);
— авторский договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, согласно которому заказчику передаются частично или в полном составе такие права (статья 1113 ГКУ).
Авторскому договору заказа присущи признаки договора подряда, поскольку в этом случае автор обязуется создать в будущем произведение и передать его заказчику, т. е. фактически выполнить работы.
Согласно статье 1113 ГКУ,по авторскому договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности заказчику передаются только права на пользование готовым произведением.
2. Оформление платежных документов. При наличных расчетах предприниматель должен оформить расходные кассовые документы произвольной формы (для подтверждения факта уплаты денежных средств).
Если же используется безналичная форма расчетов, то оформляются банковские платежные документы.
3. Получение объекта интеллектуальной собственности можно дополнительно оформить актом произвольной формы.
4. Включение в расходы выплаченных сумм.Предприниматели на общей системе и единоналожники имеют право включить сумму выплаченного авторского вознаграждения в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент уплаты, но учитываются такие расходы в периоде получения дохода, связанного с использованием объекта интеллектуальной собственности

Действия предпринимателя.Если заключен авторский договор заказа, то порядок обложения НДФЛ и взносами в фонды совпадает с выплатой подрядного вознаграждения:
1. Удерживается НДФЛ из суммы вознаграждения (15 %) и перечисляется в бюджет.
2. Выплата отражается в отчете по ф. № 1ДФ спризнаком дохода «02».
3. До конца 2010 года в ПФ начисляется взнос «сверху» по ставке 33,2 % и удерживается взнос «снизу» (из вознаграждения) по ставке 2 %.
4. С 01.01.2011 г. в ПФ уплачивается ЕСВ:
— начисленный «сверху» на подрядное вознаграждение — 34,7 %;
— удержанный с вознаграждения по ставке 2,6 % (см. «СД», 2010, № 18, с. 17).
5. До конца 2010 г. начисляется в Фонд «безработицы» взнос «сверху» по ставке 2,2 %.
6. Заполняется и подается в ПФ отчет по форме приложения 4 к Порядку № 26-1 (см. «СД», 2010 № 2, с. 11).
Если же авторское вознаграждение выплачивается по договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, то оно:
1. Облагается только НДФЛ по ставке 15 %.
2. Отражается в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «02»

Закупка сельхозпродукции

1. Закупочный акт. При закупке сельхозпродукции необходимо составлять закупочный акт, который по сути заменяет простую письменную форму договора.
Его форма приведена в приложении 5 к пункту 2.1 Методических рекомендаций № 157,однако носит рекомендательный (необязательный) характер. В целом закупочный акт (составленный в рекомендованной или произвольной форме) должен содержать следующие реквизиты:
— место заключения сделки;
— фамилию, имя, отчество продавца;
— идентификационный номер (в случае отказа от получения идентификационного номера по религиозным соображениям — сведения из паспорта продавца);
— реквизиты Справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога по ф. № 3ДФ, а именно: ее номер, даты и кем выдана;
— наименование продукции;
— цену единицы продукции;
— объем проданной продукции;
— сумму выплаченных средств;
— подпись продавца в получении денежных средств.
2. Справка по ф. № 3ДФ. Согласно подпункту 4.3.36 Закона о налоге с доходов не облагаются НДФЛ доходы от отчуждения непосредственно собственником сельхозпродукции (при определенных условиях).
Для того чтобы подтвердить право на получение не облагаемого налогом дохода, продавец сельхозпродукции должен предоставить налоговому агенту (покупателю) Справку по ф. № 3ДФ (абзац третий подпункта 4.3.36 Закона о налоге с доходов).
Физическое лицо предъявляет оригинал справки и ее копию, которая остается у предпринимателя.
Согласно Порядку № 1063 в Справке ф. № 3ДФ указываются:
— порядковый номер, по которому Справка зарегистрирована, и дата (число, месяц и год) ее выдачи;
— паспортные данные собственника сельскохозяйственной продукции (фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта, кем и когда выдан), местожительство (область, район, город, поселок, село, улица, дом, корпус, квартира);
— идентификационный номер собственника сельхозпродукции согласно Государственному реестру физических лиц — налогоплательщиков и других обязательных платежей, кроме лиц, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказались от присвоения идентификационного номера и официально сообщили об этом соответствующим государственным органам;
— вид использования земельного участка;
— размер земельного участка в гектарах;
— инициалы и фамилия председателя или секретаря исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета;
— дата, с которой действительна справка.

3. Оформление платежных документов. Расчеты с обычными физлицами, как правило, осуществляются наличными, поэтому предприниматель должен оформить расходные кассовые документы произвольной формы для подтверждения того факта, что денежные средства он уплатил.
Если же используется безналичная форма расчетов, то оформляются банковские платежные документы.
4. Включение в расходы суммы израсходованной на закупку продукции.
Предприниматели на общей системе и единоналожники имеют право включить в расходы суммы, уплаченные за сельхозпродукцию (отразить в Книге
ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент оплаты

Предприниматель должен:1. Если была предъявлена Справка по ф. № 3ДФ — достаточно просто отразить в ф. № 1ДФ необлагаемый доход, выплаченный (начисленный) физическим лицам — производителям сельскохозяйственной продукции. Он отражается с признаком «53».
2. Если Справка по ф. № 3ДФ не была предъявлена, то предприниматель:
удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ (15 %);
отражает выплаченный физлицу доход в ф. № 1ДФ с признаком «53»

Выплаты физическим лицам — предпринимателям

Договоры

Оформление

Действия по удержанию НДФЛ, взносов и т. д.

1

2

3

Купли-продажи

1. Договор. В соответствии с требованиями ГКУ субъекты предпринимательства должны оформлять свои отношения договорами в письменной форме (статьи 51 и 208 ГКУ). Это касается и договора купли-продажи между физлицами-предпринимателями, который заключается в простой письменной форме.
2. Оформление оплаты у предпринимателя. Форма расчетов может быть как наличной, так и безналичной.
Предприниматель может оформить расходные кассовые документы произвольной формы при оплате наличными, а при безналичной форме расчетов оформляются банковские платежные документы. Они необходимы для того, чтобы подтвердить факт уплаты денежных средств.
3. Расчетный документ от контрагента. При наличных расчетах предприниматель-покупатель должен получить от продавца расчетный документ (фискальный чек РРО, расчетную квитанцию, расчетный документ произвольной формы — см. «СД», 2009, № 20, с. 14). При безналичных расчетах подтверждением оплаты будет служить банковский документ.
4. Документы для получения и доставки товара. Если предприниматель самостоятельно забирает товар, то он должен предъявить продавцу паспорт и Свидетельство о госрегистрации. Если же это делает наемный работник, следует предварительно выписать на него доверенность.
Также предприниматель должен получить у продавца экземпляры ТТН и налоговой накладной (если он плательщик НДС).

5. Получить копии документов контрагента, подтверждающих его предпринимательский статус. Такими документами являются копии: Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника, в котором указана торговля как вид его деятельности. Осторожные предприниматели могут потребовать еще и платежки об уплате продавцом НДФЛ или единого налога.
Получив такие копии, предприниматель может смело не удерживать НДФЛ, выплачивая средства контрагентам.
Кстати, в последнее время ГНАУ высказалась весьма лояльно, разрешив не удерживать НДФЛ даже тогда, когда продавец-предприниматель предоставит хотя бы копию своего Свидетельства о госрегистрации
(см. «СД», 2010, № 18, с. 38).
6. Отражение оплаты в расходах. При наличии подтверждающих документов предприниматель отражает расходы на приобретение товаров в Книге ф. № 10 на дату перечисления денежных средств. Но учитывает он их только по итогам того периода, в котором получит доход от продажи данных товаров

Предприниматель-покупатель не удерживает НДФЛ с выплаты предпринимателю-продавцу (при наличии копий документов от предпринимателя-контрагента). Однако сумму выплаты нужно показать в отчете по ф. № 1 ДФ с признаком дохода «42», указав в графах 4 и 4а данного отчета «0,00»

Аренды недвижимости

1. Договор. Договор аренды здания или капитального сооружения (их части) заключается в письменной форме («СД», 2009, № 10, с. 36).
Если договор аренды недвижимости заключен сроком на 3 года и более, его нужно заверить у нотариуса и зарегистрировать (статьи 793 и 794 ГКУ).
2. Акт приема-передачи объекта аренды. Передача и возврат недвижимости по договору аренды оформляются актом приема-передачи объекта аренды (произвольной формы), который подписывается арендатором и арендодателем.
3. Переоформление договоров с коммунальными предприятиями. Порядок уплаты коммунальных платежей должен быть отражен в договоре аренды. Если договора с коммунальными предприятиями будут переоформлены на арендатора, то он сможет на основании платежных документов относить эти суммы в расходы.
Как вариант, стоимость коммунальных платежей может быть включена в сумму арендной платы либо возмещаться отдельным платежом (при этом у арендатора могут возникнуть проблемы с возможностью отражения расходов) («СД», 2009, № 14, с. 34).
4. Составление актов предоставленных услуг для начисления арендной платы. Такие акты составляются в произвольной форме с той же периодичностью, с которой вносятся арендные платежи.

5. Оформление платежных документов. Расчеты по аренде с предпринимателем, скорее всего, будут осуществляться в безналичной форме, значит, платеж будет подтвержден банковским документом (платежное поручение, выписка банка).

Если же для оплаты аренды используются наличные, нужно оформить расходный кассовый документ произвольной формы (для подтверждения факта уплаты денежных средств).

6. Копии предпринимательских документов. Предприниматель-арендатор не удерживает НДФЛ при выплате арендной платы предпринимателю-арендодателю (не является налоговым агентом) при условии, что арендодатель предоставит ему копии: Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника с видом деятельности «сдача в аренду недвижимости» (при наличии). Осторожные предприниматели могут потребовать от арендодателя еще и платежки об уплате арендодателем НДФЛ или единого налога. Кстати, в последнее время ГНАУ высказалась весьма лояльно, разрешив не удерживать НДФЛ даже тогда, когда продавец-предприниматель предоставит хотя бы копию своего Свидетельства о госрегистрации (см. «СД», 2010, № 18, с. 38).
7. Включение в расходы арендных платежей.
Предприниматели на общей системе и единоналожники имеют право включить арендные платежи в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент уплаты арендных платежей, а учитываются они в том квартале, за который были внесены арендные платежи. Например, в сентябре предприниматель оплатил аренду офиса
за IV квартал. В таком случае запись о расходах на аренду появится в Книге ф. № 10 в сентябре, но попадет в итог расходов только по итогам IV квартала

Предприниматель-арендатор не удерживает НДФЛ с выплаты предпринимателю-арендодателю (при наличии копий упомянутых документов). Однако сумму выплаты нужно показать в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «42», указав в графах 4 и 4а данного отчета «0,00»

Аренды
автомобиля

1. Договор. В соответствии с частью 2 статьи 799 ГКУ договор найма транспортного средства при участии физического лица подлежит нотариальному удостоверению. Причем данная норма не конкретизирует, относится ли это правило только к договорам с обычными физлицами или касается и договоров, заключенных с физлицами-предпринимателями.
Вместе с тем ХКУ, регулирующий отношения между субъектами хозяйствования, никаких требований к форме такого договора не предъявляет.
В поддержку «неудостоверения» договора при заключении его с предпрнимателем существуют судебные решения, в частности вынесенное постановлением ВХСУ от 14.09.2006 г. по делу № 41/102, при условии, что:
— в договоре аренды есть информация о предпринимательском статусе арендодателя — орган выдачи, дата и номер Свидетельства о госрегистрации;
— предоставление авто в аренду входит в предпринимательскую деятельность физлица-предпринимателя.
Вместе с тем не исключено, что проверяющие посчитают не удостоверенный договор нелегальным, поэтому мы рекомендуем все же нотариально заверить договор аренды транспортного средства.
2. Передача автомобиля. При передаче автомобиля оформляется акт приема-передачи(произвольной формы, образец см. в «СД», 2008, № 3, с. 27).

3. Оформление оплаты у предпринимателя. Форма расчетов по аренде может быть как наличной, так и безналичной.

Предприниматель может оформить расходные кассовые документы произвольной формы при оплате наличными, а при безналичной форме расчетов оформляются банковские платежные документы.

4. Оформление и передача документов на арендованный автомобиль. Вместе с автомобилем арендодатель обязан передать арендатору соответствующую техническую документацию на транспортное средство, оговоренную в договоре аренды.
При необходимости, нужно оформить и некоторые другие документы (временный талон, полис гражданской ответственности водителей и т. д.).
5. Акты предоставленных услуг для начисления арендной платы. Такие акты обычно составляются согласно срокам уплаты арендных платежей, на их основании выплачивается арендная плата.
6. Копии предпринимательских документов. Предприниматель-арендатор не удерживает НДФЛ при выплате арендной платы предпринимателю-арендодателю (не является налоговым агентом) при условии, что арендодатель предоставит ему копии: Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника с видом деятельности «сдача в аренду транспортных средств». Для осторожных предпринимателей могут также пригодиться платежки об уплате арендодателем НДФЛ или единого налога.
Также данные копии понадобятся смелым предпринимателям, которые рискнут не удостоверять нотариально договор.
7. Включение в расходы арендных платежей. Предприниматели на общей системе и единоналожники имеют право включить арендные платежи в расходы (отразить в Книге ф. № 10)при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств (чеки, квитанции, платежные поручения).
Запись о расходах осуществляется в момент уплаты арендных платежей, а учитываются они в том квартале, за который были внесены арендные платежи

Предприниматель-арендатор не удерживает НДФЛ с выплаты предпринимателю-арендодателю (при наличии копий упомянутых документов). Однако сумму выплаты нужно показать в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «42», указав в графах 4 и 4а данного отчета «0,00»

Договор подряда (оказания услуг)

Оформление договора подряда или оказания услуг с предпринимателем (и связанные с этим действия) такое же, как и в случае с обычным физлицом.
Для избежания двойного обложения НДФЛ предприниматель-исполнитель должен предоставить заказчику копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника, а также платежек об уплате НДФЛ или единого налога. Правда, в последнее время ГНАУ высказалась более лояльно, разрешив не удерживать НДФЛ даже тогда, когда предприниматель-исполнитель предоставит хотя бы копию своего Свидетельства о госрегистрации (см. «СД», 2010, № 18, с. 38)

Предприниматель не удерживает НДФЛ с выплаты предпринимателю-подрядчику (исполнителю услуг) (при наличии копий необходимых документов). Однако сумму выплаты нужно показать в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «42», указав в графах 4 и 4а данного отчета «0,00»

Авторское
вознаграждение

Порядок действий аналогичен договорным отношениям с обычным физическим лицом.
Но для избежания двойного обложения НДФЛ предприниматель (автор) должен предоставить заказчику копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника (в целях осторожности можно также потребовать платежки об уплате НДФЛ или единого налога). Правда, в последнее время ГНАУ высказалась более лояльно, разрешив не удерживать НДФЛ даже тогда, когда автор-предприниматель предоставит хотя бы копию своего Свидетельства о госрегистрации
(см. «СД», 2010, № 18, с. 38)

Предприниматель не удерживает НДФЛ с выплаты автору (при наличии копий необходимых документов). Однако сумму выплаты нужно показать в отчете по
ф. № 1ДФ с признаком дохода «42», указав в графах 4 и 4а данного отчета «0,00»

Выплаты частным нотариусам

Удержания

Сроки уплаты

Механизм взимания

Расходы

Отчетность

НДФЛ (15 %) удерживается при оплате услуг нотариусов.
Отметим, что специальные положения по налогообложению доходов частных нотариусов в Законе о налоге с доходов отсутствуют, поэтому указанные доходы облагаются в общем порядке — налоговым агентом является предприниматель, уплачивающий средства

В случае если оплата услуг нотариуса производится путем безналичного расчета, налог с доходов уплачивается в день выплаты такого дохода (подпункт 8.1.2 Закона о налоге с доходов).
В случае если оплата производится в наличной форме, то налог с доходов должен быть перечислен в течение банковского дня, следующего за днем выплаты дохода (подпункт 8.1.4 Закона о налоге с доходов)

НДФЛ должен быть удержан из суммы дохода частного нотариуса. Например, если стоимость нотариальных услуг составляет 100 грн., то налоговый агент обязан удержать с указанной суммы НДФЛ (15 грн.) и выплатить оставшуюся сумму (85 грн.) частному нотариусу.
Однако на практике частные нотариусы нередко указывают в справке только стоимость нотариальных услуг либо выделяют НДФЛ, но плату за нотариальные услуги взимают всю с учетом НДФЛ.
В результате получается, что при выплате дохода частному нотариусу предприниматель не выполнил свои функции налогового агента и не удержал за счет такого дохода НДФЛ.
В связи с этим он обязан уплатить НДФЛ за счет своих средств (подпункт 20.3.2 Закона о налоге с доходов). В данной ситуации предприниматель фактически выплачивает нотариусу «чистый» доход. Поэтому для определения начисленного дохода необходимо применить «натуральный» коэффициент (1,176471). Например, предприниматель оплатил стоимость услуг частного нотариуса в сумме 200 грн.Поскольку сумма НДФЛ не была удержана из суммы стоимости услуг, необходимо заплатить налог за счет своих средств. Сумма НДФЛ:
200 x 1,176471 x 15 : 100 = 35,29 (грн.).
Сумма начисленного дохода частного нотариуса в итоге составит 235,29 грн.

Если расходы на оплату нотариальных услуг связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью предпринимателя на общей системе или единоналожника, то они включаются в состав расходов.
Расходы в Книге ф. № 10 предприниматель отражает после составления справки либо акта выполненных работ (предоставленных услуг) и их оплаты (подтверждение — платежные документы)

Выплата частному нотариусу отражается в отчете по ф. № 1ДФ
с признаком дохода «42», при этом в графах 4 и 4а данного отчета указывается «0,00»

Сроки уплаты налога с доходов и взносов в фонды

Наименование выплаты

НДФЛ

Взнос в ПФ

Взнос в Фонд «безработицы»

начисления

удержания

начисления

удержания

Денежные средства
получены
с банковского счета

Одновременно с получением денежных средств в банке для выплаты

Одновременно с получением денежных средств в банке

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выдан аванс или начислено вознаграждение (на основании акта)

Одновременно с выплатой (перечислением) дохода

Из выручки

В течение банковского дня, следующего за днем такой выплаты

Для авансовых выплат — последний рабочий день месяца, в котором выплачен аванс. При выплате начисленных сумм — в день такой выплаты

Документы, консультации

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о налоге с доходов — Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Методические рекомендации № 157 — Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 17.06.2003 г. № 157.

Порядок № 1063 — Порядок выдачи справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога и ее форма, утвержденные постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1063.

Порядок № 26-1 — Порядок формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.11.2009 г. № 26-1.

Инструкция № 339 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

Справочная информация (справка)

1 Применять перечисленные в этой графе действия при осуществлении выплат физическим лицам могут все предприниматели, независимо от системы налогообложения.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)