2069 0

Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности

 Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. № 1213

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26.12.2006 г. под № 1363/13237

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет методику отражения в бухгалтерском учете активов и операций, которые имеют особый характер, обусловленный правовым статусом государственного и коммунального имущества и законодательным регулированием деятельности субъектов государственного, коммунального секторов экономики и управления объектами государственной собственности.

2. Нормы настоящего Положения применяются предприятиями государственного, коммунального секторов экономики, а также другими хозяйственными организациями, владеющими и/или пользующимися объектами государственной, коммунальной собственности.

3. Термины, используемые в настоящем Положении, имеют следующее значение:

Хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и прочие предприятия, созданные в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, а также прочие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке.

Предприятия государственного, коммунального секторов экономики — предприятия, действующие на основе только государственной или коммунальной собственности, а также хозяйственные общества, государственная или коммунальная часть в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, обеспечивающую государству или органам местного самоуправления право решающего влияния на их хозяйственную деятельность.

 

II. Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики

1. Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в распорядительном документе, который принимается предприятием и согласовывается органом, к сфере управления которого оно относится, или уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами. В распорядительном документе об учетной политике должны быть установлены методы оценки, учета и процедур, которые должно применять предприятие и по которым нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрен более чем один их вариант. Учетная политика определяется на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ не включаются.

2. Распорядительный документ об учетной политике предприятия определяет применение, в частности:

методов оценки выбытия запасов;

периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

порядка учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, ведения отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

методов амортизации основных средств, прочих необоротных материальных активов, долгосрочных биологических активов и нематериальных активов;

стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 № 291 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 под № 892/4185;

периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в нераспределенную прибыль;

метода исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности);

перечня создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;

порядка учета финансовых расходов;

порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

сегментов деятельности, приоритетного вида сегмента, принципов ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;

даты определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

порога существенности по отдельным объектам учета;

переоценки необоротных активов;

периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

3. Учетная политика предприятия может изменяться, если:

изменяются требования учредительных документов предприятия;

изменяются требования органа, осуществляющего функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и органа управления.

Пересмотр отдельных положений учетной политики также возможен при условии, если изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Этот факт должен быть подтвержден соответствующими обоснованиями бухгалтерской службы (бухгалтера).

4. Учетная политика предприятия и ее изменения приводятся в примечаниях к годовой финансовой отчетности (в форме описания или приобщения к отчетности копии распорядительного документа об установлении или изменении учетной политики).

 

III. Учет активов

1. Стоимость права постоянного пользования земельными участками государственные (казенные) и коммунальные предприятия отражают в составе нематериальных активов в порядке, установленном Положением (стандартом) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы».

2. Бесплатная передача государственными (казенными) и коммунальными предприятиями по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, или органа местного самоуправления целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений, недвижимого имущества (здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства, помещения), другого отдельного индивидуально определенного имущества предприятий, жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры отражается по кредиту счетов учета этих активов (первоначальная или переоцененная стоимость) и дебету:

счета 13 «Износ необоротных активов» — на сумму износа этих объектов;

счета 69 «Доходы будущих периодов», если указанные объекты построены, приобретены, реконструированы, модернизированы и т. п. за счет целевого финансирования, — в сумме остатка непризнанного дохода по соответствующим объектам;

субсчета 423 «Дооценка активов» — на сумму их дооценки (в пределах остатка остаточной стоимости переданных объектов после отражения приведенных в настоящем пункте предыдущих учетных записей). Остаток суммы дооценки переданных объектов отражается по дебету субсчета 423 «Дооценка активов» и кредиту счета 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»;

субсчета 425 «Прочий дополнительный капитал», если стоимость указанных активов получена предприятием сверх размера уставного капитала, — на остаток остаточной стоимости переданных объектов после отражения приведенных в настоящем пункте предыдущих учетных записей (в пределах остатка соответствующего дополнительного капитала);

счета 45 «Изъятый капитал», если принято соответствующее решение об уменьшении уставного капитала предприятия в результате передачи активов или субсчета 976 «Списание необоротных активов», если такое решение не принято, — на остаток остаточной стоимости переданных объектов после отражения приведенных в настоящем пункте предыдущих учетных записей.

Сумма уменьшения размера уставного капитала предприятия, состоявшегося на основании внесения соответствующих изменений в учредительные документы в результате передачи активов, отражается по дебету счета 40 «Уставный капитал» и кредиту счета 45 «Изъятый капитал».

3. Хозяйственные организации (кроме государственных (казенных) и коммунальных предприятий) отражают контролируемые ими (находящиеся в их владении и/или пользовании) основные средства и прочие необоротные материальные активы, являющиеся объектами права государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), в частности жилой фонд и объекты социальной инфраструктуры, недвижимое имущество и другое отдельное индивидуально определенное имущество (в том числе объекты незавершенного строительства), а также объекты, имеющие общегосударственное значение, в составе основных средств, прочих необоротных материальных активов, незавершенных капитальных инвестиций в порядке, определенном Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Первоначальная стоимость указанных активов определяется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Учет основных средств и прочих необоротных материальных активов, которые являются государственной или коммунальной собственностью и не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) хозяйственными организациями (кроме государственных (казенных) и коммунальных предприятий), ведется соответственно на счетах 10 «Основные средства» и 11 «Прочие необоротные материальные активы» на отдельных субсчетах третьего порядка соответствующих субсчетов с указанием принадлежности к государственной и/или коммунальной собственности. Операции, связанные с движением таких активов, отражаются в корреспонденции с субсчетом 425 «Прочий дополнительный капитал». Начисление амортизации на такие основные средства и прочие необоротные материальные активы (кроме законсервированных в установленном порядке) отражается увеличением расходов отчетного периода и суммы износа. Одновременно в сумме, пропорциональной начисленной амортизации, признается доход, отражаемый по дебету субсчета 425 «Прочий дополнительный капитал» и кредиту счета 74 «Прочие доходы».

Переоценка и/или оценка существования признаков возможного уменьшения полезности основных средств государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) хозяйственными организациями, проводится только по согласованию с уполномоченным органом.

Передача основных средств и прочих необоротных материальных активов, относящихся к государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), органу приватизации или другому уполномоченному органу или другому предприятию, организации, учреждению, по решению органа приватизации или другого уполномоченного органа отражается хозяйственными организациями по кредиту счетов учета этих активов (первоначальная или переоцененная стоимость) и дебету счетов 13 «Износ необоротных активов» (сумма износа) и 97 «Прочие расходы» (остаточная стоимость), одновременно остаточная стоимость передаваемых объектов отражается по кредиту субсчета 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» и дебету субсчета 425 «Прочий дополнительный капитал».

4. Государственное акционерное общество балансовую стоимость финансовых инвестиций в дочерних и ассоциированных предприятиях определяет по методу участия в капитале, за вычетом дивидендов, которые в соответствии с законом подлежат уплате непосредственно ими в бюджет.

5. Сумма паевого участия предприятий государственного, коммунального секторов экономики в финансировании расходов, связанных с содержанием бесплатно переданных объектов жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры, отражается по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» и кредиту счета 31 «Счета в банках».

6. Предприятия государственного, коммунального секторов экономики, имеющие на балансе гудвилл, который возник в процессе приватизации (корпоратизации) и отражен в учете в соответствии с Порядком отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией и арендой государственных предприятий, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 16.12.93 № 109 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.93 под № 200, отражается на счете 19 «Гудвилл». Особенности учета и списания такого гудвилла предприятиями государственного, коммунального секторов экономики определяются этим Положением.

Гудвилл, возникший в процессе приватизации (корпоратизации), не амортизируется, полностью или частично он может быть списан по решению уполномоченного органа с отражением по дебету счета 45 «Изъятый капитал» и кредиту счета 19 «Гудвилл». После внесения изменений в учредительные документы по уменьшению размера уставного капитала предприятия на стоимость списанного гудвилла — по дебету счета 40 «Уставный капитал» и кредиту счета 45 «Изъятый капитал».

 

IV. Учет распределения прибыли предприятий государственного, коммунального секторов экономики

1. Направление предприятиями государственного, коммунального секторов экономики части чистой прибыли на квартальную и годовую дату баланса отражается:

1.1. На развитие производства — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 426 «Фонды специального назначения» (субсчет 4261 «Фонд развития производства»). Осуществленные за счет этого фонда капитальные инвестиции (приобретение, создание, модернизация, модификация, реконструкция, достройка, дооборудование и т. п. необоротных активов) отражаются по дебету субсчета 4261 «Фонд развития производства» и кредиту субсчета 4262 «Использование фонда развития производства».

1.2. На материальное поощрение — по дебету счетов учета расходов операционной деятельности и кредиту субсчета 477 «Обеспечение материального поощрения». Одновременно указанная сумма приводится во вписываемой строке 226 «Обеспечение материального поощрения» Отчета о финансовых результатах (форма № 2) или во вписываемой строке 195 «Обеспечение материального поощрения» Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м). Сумма начисленных работникам вознаграждения, помощи, премии и т. п., исчисленная от прибыли предыдущего отчетного квартала (года) в соответствии с финансовым планом, отражается по дебету субсчета 477 и кредиту субсчета 661 «Расчеты по заработной плате».

1.3. На создание прочих фондов — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 426 «Фонды специального назначения» (субсчет 4263 «Прочие фонды»). Использование прочих фондов отражается по дебету субсчета 426 «Фонды специального назначения» (субсчет 4263 «Прочие фонды») и кредиту субсчета 4264 «Использование прочих фондов».

1.4. На надлежащую в бюджет сумму прибыли в соответствии с законодательством — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту счета 67 «Расчеты
с участниками».

1.5. Отчисления в централизованный фонд (за счет чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 682 «Внутренние расчеты».

 

Начальник Управления методологии
бухгалтерского учета Л. Ловинская



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)