506 0

Общая система с 01.01.2011 г. (часть 2: учет и отчетность)

19.04.11

В «СД», 2011, № 2, с. 12, мы начали изучать новые правила работы предпринимателей на общей системе налогообложения и разобрались с уплатой налога на доходы. Теперь же перейдем к более сложным вещам — рассмотрим, как предпринимателю вести налоговый учет доходов и расходов, а именно: какие поступления включать в доходы? какие затраты можно относить на расходы в соответствии с нормами Налогового кодекса, а какие нельзя? какие отчеты следует подавать по налогам (сборам) при работе на общей системе налогообложения?

Итак, начнем. 

Документы статьи

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (утратил силу).

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон о подтверждении соответствия — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Декрет о подоходном налоге — Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Приказ № 1025 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения» от 24.12.2010 г. № 1025.

Порядок № 22-2 — Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2.

 

Учет доходов

К сожалению, вопрос о том, какие поступления необходимо включать в доходы предпринимателям, работающим на общей системе налогообложения, как был открытым до принятия Налогового кодекса, так им и остался. И хотя в Налоговом кодексе подробно рассмотрены доходы обычных физлиц (непредпринимателей) и доходы юрлиц (предприятий), однако законодатели почему-то не уделили внимания физлицам-предпринимателям. Нормы Налогового кодекса содержат лишь краткое упоминание о том, что доход предпринимателя — это выручка, полученная им в денежной или неденежной форме (пункт 177.2 Налогового кодекса).

Нужно отметить, что статья 13 Декрета о подоходном налоге давала доходам похожее определение, только вместо фразы «Неденежная форма» там употреблялась «Натуральная форма». В связи с этим в доходы предпринимателя теперь по идее должна включаться также и выручка, полученная в нематериальной форме (например, право на результаты интеллектуальной деятельности, право пользования изобретением, право пользования торговым знаком и т. п.). Впрочем, это весьма специфические поступления и мало кто из предпринимателей имеет с ними дело.

В целом же в доходы по-прежнему следует включать все, что поступило от предпринимательской деятельности. Это может быть:

— плата за проданные товары (работы, услуги), полученная предпринимателем наличными или на текущий счет;

— плата за проданные товары (работы, услуги), полученная
работником предпринимателя на руки (наличными);

— аванс, полученный предпринимателем за товары (работы, услуги), в наличной или безналичной форме;

— аванс, полученный работником предпринимателя на руки (наличными) за товары (работы, услуги);

— проценты, начисленные банком на остаток средств на текущем счете предпринимателя, а также проценты по депозиту (если он открыт физлицом, выступающим в качестве предпринимателя);

— стоимость товаров, полученных по бартеру;

— сумма зачета задолженностей;

— сумма задолженности, списанной кредитором;

— банковские проценты (если счет открыт лицом в качестве предпринимателя);

— безвозвратная финансовая помощь;

— стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг);

— суммы штрафов, пени и неустойки, полученные от контрагентов за нарушение условий договоров;

— другие поступления, связанные с предпринимательской деятельностью.

Ну а то, что получено физлицом как гражданином, в предпринимательские доходы включать не только не нужно, но и нельзя (например, зарплата, наследство, подарки и другие блага, в том числе доходы от деятельности, не указанной при госрегистрации справка 1). Такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 15 % или 17 % без уменьшения их на величину расходов (пункт 177.6 Налогового кодекса).

Кроме того, в состав доходов не включаются:

— сумма собственных средств предпринимателя, внесенная им на текущий счет;

— сумма возвратной финансовой помощи в течение срока действия договора (если же финпомощь не возвращена в срок, предприниматель должен включить ее в доходы);

— сумма кредита, полученного предпринимателем (за исключением тех случаев, когда кредит вместо предпринимателя погашает поручитель — тогда в доходы включается сумма, погашенная поручителем);

— сумма депозита, которая возвращается банком на текущий счет предпринимателя;

— средства, которые поступили на текущий счет предпринимателя как возврат от поставщиков (исполнителей) вследствие расторжения договора;

— страховое возмещение, полученное от страховщика при наступлении страхового случая;

— другие поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью.

При этом важно помнить о том, что предприниматели отражают доход только в момент получения денежных средств или другой компенсации, а не в момент начисления дохода. Проще говоря, принцип остался прежним: если получены деньги (или другие блага), отражаем доход, если же товары отгружены (или выполнены работы/предоставлены услуги), а оплата еще не поступила — дохода у предпринимателя нет.

Сумму полученного дохода нужно отражать в Книге учета доходов и расходов (далее — Книга УДР), которую следует вести по новой форме (см. «СД», 2011, № 2, с. 2). При этом предпринимателям, работающим без наемных работников, можно отражать доход одной суммой — общим итогом за день.

Подробнее о доходах см. «СД», 2010, № 21, с. 17 — 46 (с принятием Налогового кодекса ситуация с доходами предпринимателя практически не изменилась).

 

Учет расходов

Предприниматели, работающие на общей системе, давно привыкли к тому, что расходы им следует формировать по тому же списку, которым пользуются предприятия. Однако авторы Налогового кодекса на этом не остановились и пошли дальше: они решили еще более приблизить учет предпринимательских расходов к налоговому учету расходов у юрлиц. Так, пункт 177.4 Налогового кодекса гласит: «К перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы производства (обращения) согласно разделу III этого Кодекса».

Обратите внимание: уже не сказано, что расходы формируются по перечню, установленному в разделе III, но «согласно разделу III». А это означает, что предприниматели теперь не только должны руководствоваться списком расходов, которые включаются (или не включаются) в валовые расходы, но и обязаны обращать внимание на расходы двойного назначения и на специфические правила формирования расходов.

При этом в I квартале 2011 года еще можно было отражать расходы по старым правилам, т. е. по списку из статьи 5 Закона о налоге на прибыль, а вот с 01.04.2011 г. уже нужно руководствоваться разделом III Налогового кодекса.

Поэтому сейчас предпринимателям важно разобраться с тем, какие именно расходы можно учитывать при работе на общей системе налогообложения, а какие нет. Для этого приведем табл. 1 справка 2 и табл. 2.

 

Таблица 1

Расходы предпринимателя на общей системе налогообложения с 01.04.2011 г.

Вид расходов

Норма
Налогового кодекса

Когда отражаются в Книге учета доходов и расходов

В какой графе Книги учета доходов и расходов отражаются
(в соответствии с
приказом № 1025)

1

2

3

4

Амортизация основных средств и нематериальных активов.
Следует отметить, что налоговики традиционно выступают против начисления физлицами амортизации.
Вместе с тем право на амортизацию по-прежнему есть, поскольку согласно разделу III Налогового кодекса она включается в расходы. Однако, для того чтобы включить в расходы сумму амортизации, необходимо документально оформлять ее начисление (при этом проще всего использовать прямолинейный метод начисления амортизации). Но, отражая амортизацию в расходах, нужно быть готовым к судебным спорам с налоговиками справка 3

Статьи 144 — 148,
пункт 138.8
и подпункты 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3

В момент начисления амортизации

Графа 10

Стоимость купленного товара

Пункт 138.6

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения товара)

Графа 5

В момент получения дохода от их продажи

Графа 6

Стоимость доставки товара (если она не включена в цену товара)

Пункт 138.6

В момент уплаты
денежных средств

Графа 10

Ввозная пошлина

Пункт 138.6

В момент уплаты
денежных средств

Графа 10

Стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые образуют основу изготовленной продукции (работы, услуги)

Подпункт 138.8.1

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения сырья)

Графа 5

В момент передачи сырья и материалов в производство (независимо от даты продажи изготовленной из них продукции)

Графа 6

Заработная плата и другие выплаты работникам (расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, премий, поощрений, компенсаций стоимости товаров, работ, услуг, любая другая оплата в денежной или натуральной форме)

Подпункт 138.8.2 и пункт 142.1

В момент выплаты
денежных средств

Графа 9

Сумма единого социального взноса (ЕСВ), уплаченная предпринимателем как «за работников», так и «за себя»

Пункты 138.9 и 143.1,
подпункт 138.10.4

В момент уплаты денежных средств

Графа 9

Выплаты гражданам за работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера

Пункт 142.1

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то в момент подписания акта приема-передачи работ/услуг)

Графа 10

Плата за аренду земельных участков

Пункт 138.9

В момент перечисления арендной платы

Графа 10

Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод и другие услуги по содержанию производственных помещений

Подпункт 138.10.1

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на охрану труда, технику безопасности

Подпункт 138.10.1

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Суммы расходов, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям в соответствии
с Законом о подтверждении соответствия

Подпункт 138.10.1

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Внутреннее перемещение товаров и полуфабрикатов

Подпункт 138.10.1

В момент выдачи товара на торговую точку

Графы 7 и 8

Недостачи, возникающие в производстве, потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

Подпункт 138.10.1

После оформления документа, подтверждающего обнаружение недостачи

Графа 10

Расходы на проведения годовых и других собраний, представительские расходы

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Оперативная аренда имущества, в том числе основных средств (включая аренду легковых
автомобилей)

Подпункты 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на содержание управленческих помещений (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, охрана)

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), стоянка, парковка легковых автомобилей

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Стоимость страхования имущества (в том числе основных средств, хотя налоговики выступают против того, чтобы предприниматель включал в расходы стоимость страхования основных средств)

Подпункты 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3

В момент уплаты страховых взносов

Графа 10

Расходы на охрану

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы)

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банка

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Вознаграждения, выплачиваемые за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги

Подпункт 138.10.2

В момент уплаты денежных средств, а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи услуг

Графа 10

Расходы на упаковочные материалы для упаковки товаров на складах

Подпункт 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на ремонт тары

Подпункт 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку
товаров

Подпункты 138.10.3, 140.1.5

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи результатов услуг)

Графа 10

Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров (готовой продукции)

Подпункт 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки

Подпункт 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Подпункт 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на транспортировку готовой продукции между складами

Подпункт 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы по операциям в иностранной валюте, потери от курсовых разниц:
— отрицательное значение курсовых разниц;
— отрицательная разница, возникающая при покупке или продаже валюты

Подпункты 138.10.4, 138.12.1, 153.1.3 и 153.1.4

В момент пересчета балансовой стоимости валюты, задолженности в инвалюте, при покупке или продаже инвалюты

Графа 10

Расходы на уплату сбора в ПФ при покупке безналичной иностранной валюты за гривню и другие обязательные платежи, связанные с приобретением инвалюты

Подпункты 138.12.1 и 153.1.4

В момент перечисления средств для покупки инвалюты

Графа 10

Суммы начисленных налогов и сборов, упомянутых в Налоговом кодексе или в других законодательных актах (кроме НДС, налога на доходы и платы за торговый патент)

Подпункт 138.10.4

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, на приобретение литературы, оплату интернет-услуг и подписку специализированных периодических изданий

Подпункт 138.10.4

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Сумма процентов, уплаченных за пользование кредитами и займами

Подпункт 138.10.5

В момент уплаты процентов

Графа 10

Прочие расходы, в частности:

— суммы средств или стоимость товаров, (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в бюджет или неприбыльным организациям, в размере, который не превышает 4 % прошлогоднего чистого дохода

Примечание. Налоговики не разрешают предпринимателям включать такие суммы в расходы, мотивируя тем, что данные платежи не связаны с получением дохода

Подпункт 138.10.6

В момент перечисления средств (передачи товаров, работ, услуг)

Графа 10

— суммы средств, перечисленные работодателями профсоюзам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, в пределах 4 % прошлогоднего чистого дохода (с учетом расходов, указанных в предыдущем пункте) (см. примечание выше)

Подпункт 138.10.6

В момент перечисления средств

Графа 10

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповедникам в размере, который не превышает 10 % прошлогоднего чистого дохода (см. примечание выше)

Подпункт 138.10.6

В момент перечисления средств (передачи имущества)

Графа 10

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в пользу резидентов для целевого использования с целью производства национальных фильмов (в том числе анимационных) и аудиовизуальных произведений, но не более 10 % прошлогоднего чистого дохода (см. примечание выше)

Подпункт 138.10.6

В момент перечисления средств (передачи имущества)

Графа 10

— расходы налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, которые находятся в его собственности

Подпункт 138.10.6

В момент перечисления средств

Графа 10

— расходы на самостоятельное хранение, переработку, захоронение или приобретение услуг по сбору, хранению, перевозке, обезвреживанию, удалению и захоронению отходов от производственной деятельности налогоплательщика, которые предоставляются сторонними организациями

Подпункт 138.10.6

В момент уплаты (расходования) средств

Графа 10

— расходы на очистку сточных вод

Подпункт 138.10.6

В момент уплаты (расходования) средств

Графа 10

— другие расходы на сохранение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием хозяйственной деятельности налогоплательщика

Подпункт 138.10.6

В момент уплаты (расходования) средств

Графа 10

— расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности (кроме тех, стоимость и срок использования которых соответствуют признакам, установленным для основных средств и подлежат амортизации в составе нематериальных активов)

Подпункт 138.10.6

В момент покупки лицензии или платы за другой документ

Графа 10

Суммы расходов, своевременно не отнесенные в состав расходов прошлых отчетных периодов в связи с потерей, уничтожением или порчей подтверждающих документов, если в отчетном периоде такие документы обнаружены или восстановлены

Пункт 138.11

В момент обнаружения (восстановления) подтверждающего документа

Графа 10 (если это любые прошлогодние расходы).
Графа 5, 9 или 10 (если это расходы текущего года (в зависимости от вида расходов))

Суммы расходов, неучтенные в прошлых налоговых периодах в связи с допущением ошибок и выявленные в отчетном периоде (при этом возможность учесть прошлогодние расходы для предпринимателя — под сомнением, если эти расходы не связаны с доходом текущего года)

Пункт 138.11

В момент обнаружения ошибки

Сумма убытка, полученного от деятельности, не подлежащей патентованию (прошлогодний убыток включается в расходы I квартала отчетного года). Хотя вряд ли налоговики разрешат предпринимателю учесть прошлогодние
убытки

Подпункт 138.12.1 и пункт 150.1

I квартал отчетного года

Графа 10

Суммы, уплаченные связанным лицам, включаются в расходы по ценам, не выше обычных (в случае если договорная цена более чем на 20 % превышает обычную)

Подпункты 138.12.1 и 153.2.2

В момент уплаты денежных средств (а если приобретены товары, то дополнительно — в момент продажи товаров)

Графа 10
(а в отношении товаров — графы 5 и 6)

Налогоплательщик — продавец товаров, работ, услуг имеет право уменьшить сумму дохода отчетного периода на стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) в случае, если покупатель таковых без согласования с ним задерживает оплату их стоимости (или предоставление других видов компенсации). Такое право у продавца возникает, если в течение отчетного периода происходит любое из событий:
— продавец обращается в суд с иском о взыскании задолженности с покупателя (или взыскании заложенного имущества или о признании покупателя банкротом);
— по представлению продавца нотариус делает исполнительную надпись о взыскании задолженности с покупателя или взыскании заложенного имущества (кроме налогового долга).
Одновременно необходимо уменьшить сумму расходов, связанных с не полученным вовремя доходом

Подпункты 138.12.1 и 159.1.1

После подачи иска в суд или после того как нотариус сделает исполнительную надпись

Уменьшаются графы 6 и 3

В случае покупки товаров (работ, услуг) у нерезидентов, которые имеют оффшорный статус, расходы на их покупку учитываются в размере 85 % стоимости таких товаров (работ, услуг)

Подпункт 138.12.1 и пункт 161.2

Приобретены услуги — 85 % их стоимости в момент уплаты денежных средств

Графа 10

Приобретены товары — 85 % их стоимости в момент покупки (уплаты средств) и в момент продажи (получения дохода)

Графа 5
(в момент приобретения товаров), графа 6
(в момент продажи
таких
товаров)

Другие расходы хозяйственной деятельности, по которым прямо не установлены
ограничения по отнесению их в состав расходов (см. табл. 2)

Подпункт 138.12.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Сумма средств или стоимость имущества, добровольно перечисленная (переданная) организациям работодателей и их объединениям в виде вступительных, членских и целевых взносов, но не более 0,2 % фонда оплаты труда в расчете за отчетный налоговый год

Подпункт 138.12.3

В момент уплаты денежных средств (передачи имущества)

Графа 10

Расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменным) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального
питания

Подпункт 140.1.1

В момент уплаты средств

Графа 10

Расходы на содержание медпункта

Подпункт 140.1.1

В момент уплаты средств

Графа 10

Расходы налогоплательщика на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случаях, если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации

Подпункт 140.1.3

В момент уплаты средств

Графа 10

Любые расходы на страхование рисков гибели урожая, транспортировки продукции; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые являются основными средствами налогоплательщика; финансовых, кредитных и других рисков, связанных с осуществлением хоздеятельности, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью наемных работников, обязательность которого не предусмотрена законодательством

Подпункт 140.1.6

В момент уплаты страховых платежей

Графа 10

Командировочные расходы, касающиеся наемных работников (если в командировку отправляется сам предприниматель, его затраты нельзя включать в расходы, поскольку он не является наемным работником)

Подпункт 140.1.7

После возвращения работника из командировки и предоставления им всех подтверждающих документов

Графа 10

Изменение суммы компенсации стоимости товара после его продажи (в том числе возврат товара)

Пункт 140.2

В момент получения средств за возвращенные товары

Уменьшение графы 5

Потери товара в пределах норм естественной убыли

Пункт 140.3

В момент обнаружения потерь (по результатам инвентаризации)

Графа 10

 

Таблица 2

Что запрещено включать в расходы с 01.01.2011 г.

Вид расходов

Норма Налогового кодекса

1

2

Расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, и расходов, связанных с рекламой. Правда, налоговики настаивают на том, что предприниматели не имеют права включать в расходы пожертвования неприбыльным организациям, поскольку такие платежи не связаны с получением дохода

Подпункт 139.1.1

Суммы, перечисленные комитенту или принципалу, от продажи их товаров по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам

Подпункт 139.1.2

Суммы авансовой оплаты товаров, работ, услуг.
Для предпринимателей это ограничение означает, что в расходы можно включать (т. е. записать в графу 5 Книги УДР) стоимость только тех товаров (работ, услуг), которые уже получены и оплачены. Ведь если товары (работы, услуги):
получены, но не оплачены, покупатель не может отразить расходы, так как у него нет документа, подтверждающего факт уплаты средств;
оплачены, но не получены (по работам/услугам — еще не подписан акт приема-передачи работ/услуг), предприниматель-покупатель не может отразить расходы, поскольку действует запрет из подпункта 139.1.3 Налогового кодекса

Подпункт 139.1.3

Расходы на погашение основной суммы полученных ссуд, кредитов

Подпункт 139.1.4

Расходы на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и другое улучшение основных средств, а также на приобретение (изготовление) нематериальных активов, которые подлежат амортизации

Подпункт 139.1.5

НДС, включенный в цену товара (работы, услуги), и налог на доходы физических лиц, удержанный с зарплаты работников или вознаграждения, выплачиваемого гражданам по договорам гражданско-правового характера.
Если предприниматель не зарегистрирован в качестве плательщика НДС, он может включать в расходы НДС, уплаченный в составе стоимости товаров (работ, услуг), приобретение которых разрешено относить на расходы

Подпункт 139.1.6

Расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранение которых предусмотрена правилами бухучета и налогообложения

Подпункт 139.1.9

Стоимость торговых патентов, которая учитывается в уменьшение налогового обязательства предпринимателя

Подпункт 139.1.10

Суммы штрафов и/или неустойки или пени, которые подлежат уплате по решению сторон договора или по решению госорганов, суда

Подпункт 139.1.11

Расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, который уплачивает единый налог (кроме стоимости работ и услуг в сфере информатизации, приобретенных у единоналожника).
Обратите внимание: с 01.01.2011 г. по 01.04.2011 г. стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у единоналожников, можно было включать в расходы. Правда, налоговики настаивают на том, что для отражения расходов нужно было в течение I квартала 2011 года не только получить от единоналожника товары и оплатить их, но даже продать их (т. е. получить за них оплату от покупателей)

Подпункт 139.1.12

Стоимость услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе, приобретенных у нерезидента в объеме, который превышает 4 % дохода (выручки) от реализации продукции за предыдущий год (из выручки вычитается НДС и акцизный налог)

Подпункт 139.1.13

Расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу в объеме, который превышает 5 % таможенной стоимости оборудования, импортированного согласно соответствующему контракту

Подпункт 139.1.14

Стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит госрегистрации, если оно было приобретено до того, как физлицо зарегистрировалось предпринимателем, и/или если такое имущество не используется им в хозяйственной деятельности

Пункт 177.4

 

Таким образом, с 01.04.2011 г. предпринимателям следует применять новые правила работы и формировать свои расходы по перечню, установленному Налоговым кодексом.

При этом нужно использовать кассовый метод для отражения расходов. Суть его заключается в том, что расходы заносятся в Книгу УДР сразу после того, как фактически понесены (т. е. как только уплачены денежные средства или передана другая компенсация). При этом в отношении товаров (работ, услуг) нужно еще и учитывать, получены они или нет:

— если получены, расходы можно отражать;

— в противном случае расходы можно записать только после того, как товар будет получен или предприниматель подпишет акт приема-передачи результатов работ/услуг.

Напоминаем, что учесть расходы предприниматель может только в том случае, если у него есть расчетные документы, подтверждающие факт уплаты средств. И безусловно, если такие расходы связаны с предпринимательской деятельностью физлица (хорошо, если данная связь тоже будет подтверждена документально).

Что касается расходов на покупку товаров (или сырья для изготовления продукции), то они уменьшат доход предпринимателя не сразу, а только после того, как будет получен связанный с ними доход. Поэтому в Книге УДР они отражаются дважды: первый раз в графе 5 — в момент оплаты денежных средств (для соблюдения кассового метода учета расходов), а второй раз в графе 6 — после получения дохода от их продажи (соблюдается принцип соответствия доходов и расходов). По окончании месяца именно значение графы 6 (а не графы 5) участвует в расчете показателя «чистый доход» (приказ № 1025). Подробно об этом мы писали в «СД», 2011, № 6, с. 11.

Рассмотрим несколько примеров применения норм Налогового кодекса для формирования расходов предпринимателя.

 

ПРИМЕР 1

Можно ли включать в расходы стоимость коммунальных услуг, уплаченных предпринимателем за арендованное помещение офиса?

Да, можно. Согласно подпункту 138.10.2 Налогового кодекса затраты на аренду помещения включаются в состав валовых расходов. Кроме того, на основании того же подпункта в расходы предприниматель вправе отнести стоимость освещения, отопления, водоснабжения арендованного офиса (т. е. коммунальные платежи). Однако обязательным условием для этого должно быть наличие первичных документов, подтверждающих такие расходы.

Таким образом, оплату стоимости коммунальных услуг по арендованному офису можно включать в расходы при наличии:

— счетов арендодателя, в которых приведен расчет потребленных арендатором коммунальных услуг (если арендуется часть помещения — сумма коммунальных услуг рассчитывается пропорционально арендуемой площади);

— пункта в договоре аренды о том, что арендатор обязан возмещать арендодателю стоимость коммунальных платежей.

Налоговики придерживаются такого же мнения.

 

ПРИМЕР 2

Предприниматель в прошлом году работал на едином налоге, а теперь перешел на общую систему. Может ли он отражать в расходах стоимость товаров, приобретенных еще в период работы на едином налоге (документы есть)?

Если такие товары остались непроданными, то их стоимость можно записать: сначала в графу 5 (заполнив при этом графу 4) Книги УДР, а сразу после того, как предприниматель получит доход от их продажи, в графу 6. Ведь все необходимые условия для отражения расходов предприниматель выполнил: документы, подтверждающие факт оплаты товаров, у него есть; доход от их продажи получен; товары были приобретены для их реализации в ходе осуществления хоздеятельности. Значит, основание для отражения расходов — пункты 177.4 и 138.6 Налогового кодекса.

При этом не играет роли тот факт, что сами товары были куплены еще в бытность предпринимателя единоналожником.

 

ПРИМЕР 3

Можно ли включить в расходы стоимость автомобиля, купленного предпринимателем в кредит для осуществления предпринимательской деятельности (автомобиль приобретен после госрегистрации предпринимателя)?

Стоимость автомобиля и проценты, уплаченные по кредиту, можно включить в расходы (амортизировать), но только в том случае, если предприниматель готов к судебным разбирательствам с налоговиками. Дело в том, что стоимость автомобиля должна попадать в расходы не общей суммой, а в виде амортизационных отчислений, а налоговики выступают категорически против амортизации у предпринимателей.

Поэтому осторожный предприниматель не будет отражать расходы при покупке автомобиля. Смелый же может это сделать, опираясь на определенные аргументы справка 3. Так, пункт 177.4 Налогового кодекса запрещает включать в расходы стоимость движимого имущества, подлежащего госрегистрации, если оно:

1) приобретено до того, как физлицо стало предпринимателем;

2) не используется в хоздеятельности.

Поскольку в нашем случае ни одно из указанных условий не имеет места, предприниматель может включить в расходы стоимость купленного автомобиля. Однако, учитывая тот факт, что автомобиль является основным средством, его стоимость должна попасть в расходы не вся стразу, а постепенно, частями — путем начисления амортизации (статьи 144 — 146 Налогового кодекса). Поэтому сами платежи по кредиту в расходах отражать не стоит, поскольку в расходы ежемесячно будет попадать сумма амортизации.

Кстати, исходя из пункта 146.5 Налогового кодекса сумма процентов, уплаченных по автокредиту, тоже включается в первоначальную стоимость автомобиля (финансовые расходы) и подлежит амортизации.

Итак, на основании пунктов 177.4 и 146.5 и подпунктов 138.10.2 и 138.10.3 Налогового кодекса затраты на покупку автомобиля можно включать в расходы путем начисления амортизации на его стоимость (с учетом процентов за кредит).

 

ПРИМЕР 4

Можно ли включить в расходы стоимость страхования автомобиля, который приобретен для осуществления хоздеятельности (автомобиль куплен уже после того, как физлицо зарегистрировалось предпринимателем)?

Автомобиль является основным средством предпринимателя, поэтому стоимость его страхования можно включать в расходы на основании пункта 177.4 и подпунктов 138.10.2 и 138.10.3 Налогового кодекса. Однако налоговики придерживаются иного мнения. Так, они считают, что раз предприниматель не ведет бухучет, то у него нет такого понятия, как «основные средства», поэтому стоимость страхования автомобиля не разрешают включать в расходы.

 

ПРИМЕР 5

Можно ли включить в расходы арендную плату за движимое имущество, которое используется в предпринимательской деятельности?

Да, можно. Основание — пункт 177.4 и подпункты 138.10.1, 138.10.2 и 138.10.3 Налогового кодекса.

 

ПРИМЕР 6

Можно ли включить в расходы стоимость бензина (и других ГСМ), приобретенного для легкового автомобиля, который используется в хоздеятельности?

Да, можно, причем в полном объеме. Основание — пункт 177.4 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса, однако у предпринимателя должны быть документы, подтверждающие тот факт, что ГСМ было использовано в хозяйственной деятельности (в частности, путевые листы).

 

ПРИМЕР 7

Можно ли включить в расходы сумму, уплаченную за страхование товара?

Да, можно. Основание — пункт 177.4 и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса. Налоговики с такой позицией согласны.

 

Какие отчеты подаются на общей системе

В процессе деятельности на общей системе налогообложения предприниматель обязан формировать определенные отчеты по налогам и сборам. В «СД» мы ежемесячно публикуем календарь налогоплательщика, в котором указываем предельные сроки подачи таких отчетов и срок уплаты соответствующих налогов (сборов). А сейчас укажем основные отчеты.

 

Таблица 3

Отчеты, которые следует подавать при работе на общей системе

Отчет

Кто обязан подавать

Периодичность подачи

Сроки предоставления

Нормативно-правовой акт

1

2

3

4

5

Декларация о доходах

Все предприниматели, работающие на общей системе налогообложения

Раз в год

Не позже 9 февраля года, следующего за отчетным

Пункт 177.11 Налогового
кодекса

Предприниматели, которые перешли на общую систему (с единого налога или с фикспатента), начиная с 1 января текущего года, или те, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей в течение года

Два раза в год

В течение 40 календарных дней после окончания первого квартала работы на общей системе налогообложения

Подпункт 177.5.2 Налогового кодекса

Не позже 9 февраля года, следующего за отчетным

Пункт 177.11 Налогового
кодекса

Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книг)

Предприниматели, которые работают в сфере торговли, общественного питания и услуг и осуществляют расчетные операции в наличной форме (или в безналичной форме с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.)

Ежемесячно

Не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным

Пункт 7 статьи 3 Закона об РРО

Форма № 1ДФ

Предприниматели, у которых есть наемные работники или которые выплачивали вознаграждение физлицам (в том числе физлицам-предпринимателям) по гражданско-правовым договорам

Раз в квартал

В течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала

Статья 51 Налогового кодекса

Налоговая декларация по налогу на доходы физлиц

Все предприниматели, независимо от того, выплачивали они доходы физлицам или нет

Ежемесячно

В течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца

Часть «д» пункта 176.2 Налогового кодекса

Декларация по НДС

Предприниматели, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС

Ежемесячно

В течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца

Пункт 203.1 Налогового кодекса

Налоговый расчет
земельного налога на текущий год

Предприниматели, которые использует в хоздеятельности собственную землю

Раз в год или ежемесячно

До 1 февраля текущего года или ежемесячно в течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца

Пункт 286.2 Налогового кодекса

Налоговый расчет арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности на текущий год

Предприниматели, которые используют в хоздеятельности арендованную землю

Налоговая декларация за специальное использование воды

Предприниматели, которые используют воду, полученную из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), а также используют воду для потребностей гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства

Раз в квартал

В течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала

Пункт 328.3 Налогового кодекса

Налоговая декларация по эконалогу

Предприниматели, которые продают топливо оптом или в розницу, выбрасывают загрязняющие вещества стационарными источниками загрязнения, сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в водные объекты, размещают отходы в специально отведенных для этого местах (кроме тех, кто имеет лицензию на сбор отходов в качестве вторсырья), создают радиоактивные отходы

Раз в квартал

В течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала

Пункт 250.2 Налогового кодекса

Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы Пенсионного фонда Украины

Предприниматели, у которых есть наемные работники или граждане, выполняющие работы (услуги) по гражданско-правовым договорам (подают отчет «за работников»)

Ежемесячно

Не позже 20-го календарного дня месяца, следующего за отчетным

Пункт 3.1 Порядка № 22-2

Отчет о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса

Предприниматели, независимо от наличия/отсутствия наемных работников или граждан, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам, подают
отчет «за себя»

Раз в год

До 1 апреля года, следующего за отчетным

Пункт 3.2 Порядка № 22-2

 

Выводы

Правила отражения доходов на общей системе налогообложения остались для предпринимателей практически неизменными: доход отражается в момент поучения денежных средств или другой компенсации за продукцию, товары, работы или услуги.

А вот расходы теперь будут формироваться несколько иначе. С 01.04.2011 г. начнет действовать раздел III Налогового кодекса, в соответствии с которым в расходы можно будет включать: полную стоимость аренды легковых автомобилей и покупки ГСМ для них; стоимость коммунальных платежей, возмещенных арендодателю по счету; стоимость разговоров по мобильному телефону; расходы на рекламу; недостачи товаров в пределах норм естественной убыли; амортизацию основных средств (спорно) и другие затраты. На все расходы обязательно должны быть подтверждающие документы.

Что касается налоговой отчетности, то, кроме ежегодной подачи декларации о доходах, предприниматель обязан будет подавать: годовую отчетность по ЕСВ «за себя», а при необходимости — отчет по РРО, отчеты по земле, по эконалогу и сбору за использование воды, декларацию по НДС, декларацию о налоге на доходы физлиц. Кроме того, в случае использования труда наемных работников или граждан по гражданско-правовым договорам дополнительно придется раз в месяц подавать отчет по ЕСВ «за работников».


Справочная информация (справка)

1 Данная ситуация еще не до конца ясна. С одной стороны, налоговики утверждают, что доходы предпринимателя от деятельности, не указанной им при госрегистрации, облагаются НДФЛ как доходы обычного физлица (гражданина-непредприимателя). То есть логично их не записывать в Книгу УДР. Но с другой — есть риск того, что отсутствие записей о таких доходах в Книге УДР налоговики могут истолковать как неоприходование наличной выручки (конечно, если такие доходы были получены наличными). Поэтому пока что безопаснее все-таки указывать в Книге УДР поступления от деятельности, не внесенной в регистрационную карточку предпринимателя.

2 Приведенная таблица сформирована на основании норм раздела III Налогового кодекса, поэтому некоторые позиции расходов являются для предпринимателей новыми. К сожалению, в настоящий момент налоговики пока еще не дали достаточно разъяснений по поводу того, можно ли предпринимателям руководствоваться этими новыми положениями или нет. В любом случае в течение первого полугодия ситуация прояснится, а до этого (до 01.07.2011 г.) за неправильное исчисление налоговых обязательств штраф составит всего 1 грн. (пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

3 Налоговики запрещают предпринимателям включать амортизацию в расходы на том основании, что физлица-предприниматели не ведут бухучет и не начисляют амортизацию. В качестве аргументов, опровергающих позицию налоговиков и подтверждающих право предпринимателя на амортизацию, можно привести следующие:

— во-первых, Закон о бухучете действительно освобождает физлиц-предпринимателей от обязанности вести бухучет, но в то же время он не запрещает им это делать добровольно. Стало быть, предприниматель может воспользоваться бухгалтерскими правилами для начисления амортизации на свои основные средства и включать рассчитанные суммы амортизации в расходы;

— во-вторых, в Налоговом кодексе есть пункт 177.4, который касается исключительно предпринимателей (не относится к юрлицам). Согласно этому пункту предприниматели не могут включать в расходы «<…> стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, в случае если такое имущество приобретено до государственной регистрации физлица субъектом хозяйственной деятельности и/или не используется в такой деятельности». Отсюда четко видно, что стоимость любого имущества, приобретенного для хоздеятельности после госрегистрации физлица в качестве предпринимателя, в расходы включать разрешено. Причем Налоговый кодекс не требует для этого вести бухучет.

Что же касается запрета налоговиков на такие действия предпринимателей, то такой запрет является незаконным. Ведь если придерживаться их логики и считать, что предприниматели вообще не могут включать в расходы стоимость основных средств, то зачем тогда было законодателям устанавливать специальный запрет на включение в расходы стоимости того имущества, которое было куплено до госрегистрации предпринимателя (пункт 177.4 Налогового кодекса)? Очевидно, такой запрет существует именно потому, что стоимость всего остального имущества в расходы включать можно;

— в-третьих, в случае неначисления амортизации у предпринимателя будет неправомерно завышен объект налогообложения по сравнению с юридическим лицом. Ведь отнести всю сумму затрат на основные фонды в состав валовых расходов тоже нельзя (в соответствии с подпунктом 139.1.5 Налогового кодекса). А это свидетельствует о нарушении принципа равенства, закрепленного в подпункте 4.1.2 Налогового кодекса, что недопустимо;

— и наконец, в-четвертых, неоднозначное понимание норм Налогового кодекса всегда должно быть истолковано в пользу налогоплательщика, т. е. предпринимателя, на основании подпункта 4.1.4 и пункта 56.21 Налогового кодекса.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)