Коммунальные платежи при аренде помещений
Когда мы говорим об аренде помещений, обязательно встает вопрос: как арендатору компенсировать арендодателю стоимость потребленных коммунальных услуг. Ведь арендовать, и соответственно пользоваться помещением — значит пользоваться также и услугами водоснабжения, отопления, газоснабжения и, конечно, электроэнергии.
Неизбежен в этом случае также и вопрос о том, как облагается (налогами, сборами) у сторон договора аренды компенсация стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг.
Об этом мы сейчас и поговорим.
Определяемся с порядком расчетов за потребленные арендатором коммунальные услуги
Сразу заметим, что порядок расчетов между арендодателем и арендатором за потребленные последним услуги отопления, водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, газоснабжения и т. п., одним словом за потребленные коммунальные услуги, нужно обязательно определить в договоре аренды.
При этом могут быть предусмотрены следующие варианты таких расчетов.
Вариант первый. Арендатор и арендодатель договариваются о том, что арендатор сам будет оплачивать стоимость коммунальных услуг, связанных с использованием (содержанием) арендованного имущества, — непосредственно коммунальным или жилищно-коммунальным предприятиям.
Это самый беспроблемный вариант (в смысле возможных разногласий между сторонами договора аренды, возможных налоговых проблем), но далеко не все арендаторы и арендодатели могут посчитать этот вариант приемлемым для себя.
Ведь для этого арендатору нужно будет заключить отдельные договоры с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и установить отдельные счетчики потребления воды, электроэнергии, газа и т. п. А это дополнительный расход времени, денег, да и не всегда для этого есть техническая возможность.
Вариант второй. Этот вариант заключается в том, что арендодатель сам оплачивает стоимость коммунальных услуг, связанных с использованием (содержанием) сданного в аренду помещения, непосредственно коммунальным или жилищно-коммунальным предприятиям. В последующем арендатор компенсирует арендодателю соответствующие расходы.
В таком случае возможны следующие «вариации»:
1) стороны договора аренды устанавливают такой размер арендной платы, который покрывал бы расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг. При этом отдельная компенсация не производится;
2) в договоре аренды отдельно оговаривается порядок расчета коммунальных платежей. Согласно этому порядку арендатор перечисляет арендодателю денежные средства в счет возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг согласно выставленному ему арендодателем счету. В этом случае стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, может определяться:
— по услугам теплоснабжения — пропорционально занимаемой арендатором площади помещения в общей площади всего здания;
— по услугам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения — пропорционально численности работников арендатора в общей численности работников, работающих в помещении;
— по электроэнергии — исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, которая определяется на основании фактических данных о времени работы таких приборов за месяц.
Нужно заметить, что при аренде помещений государственной и коммунальной собственности практически всегда используется именно этот вариант (если нет желания или возможности установить счетчики). То есть при аренде имущества государственной и коммунальной собственности возмещение стоимости коммунальных услуг в сумму арендной платы не включается и уплачивается арендатором отдельно (зачастую согласно отдельному договору).
Как отразить в договоре порядок расчетов за потребленные арендатором коммунальные услуги
Как мы уже сказали выше, каков бы ни был порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и ее оплаты (компенсации), этот порядок нужно обязательно определить в договоре.
Это можно сделать как в самом договоре аренды (в одном из разделов), так и в отдельном договоре. Здесь нужно обратить внимание, что при аренде государственного и коммунального имущества вопросы относительно компенсации стоимости коммунальных услуг арендатором необходимо урегулировать в отдельном договоре. То есть стороны должны заключить, помимо договора аренды, еще и договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору. Примерная форма такого договора утверждена приказом Фонда госимущества Украины «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774.
Отдельный договор на электроэнергию: нужен ли?
Выше мы говорили о том, что порядок расчетов между арендатором и арендодателем за потребленные арендатором коммунальные услуги обязательно нужно отразить в договоре. В этом разделе мы отдельно хотели бы уделить внимание договорным отношениям с арендатором в части возмещения им стоимости потребленной электроэнергии.
Для этого обратимся к Правилам пользования электрической энергией* (далее — Правила). Согласно этим Правилам арендодатель зачастую выступает в роли основного потребителя электроэнергии, а арендатор — субпотребителя. Из Правил следует, что у арендатора как субпотребителя электроэнергии должно быть два договора — с основным потребителем, т. е. арендодателем (относительно использования его электросетей), и с поставщиком электроэнергии.
Однако позволим себе заметить, что на самом деле заключение таких договоров не такое уж простое дело, точнее говоря, практически нереальное — слишком много требований выдвигается при их заключении. Именно поэтому на практике заключение субпотребителем-арендатором отдельных договоров с поставщиками электроэнергии происходит очень редко.
Нужны ли арендодателю лицензии на поставку коммунальных услуг
В ситуации, когда арендатор возмещает (компенсирует) арендодателю стоимость потребленных им коммунальных услуг, а арендодатель сам оплачивает эту стоимость непосредственно поставщикам этих услуг, у предпринимателей иногда возникает вопрос: должен ли арендодатель приобретать лицензии на поставку электроэнергии, газа, на водоснабжение и другие коммунальные услуги, поскольку получается, что арендодатель как бы перепродает эти услуги арендатору. Надо сказать, что вопрос этот возник не на пустом месте. Иногда налоговики необоснованно утверждают, мол, если у арендодателя нет лицензии на поставку электроэнергии, то выписка счетов на компенсацию стоимости электроэнергии, потребленной арендатором, является незаконной.
На самом деле проблемы здесь никакой нет. Лицензии арендодателю в этой ситуации не нужны. Это четко видно, если просмотреть Правила, на которые мы ссылались выше, Лицензионные условия на соответствующие виды деятельности (поставку электроэнергии, газа и т. д.). Из этих документов следует, что потребитель не лишен права отпускать энергию субпотребителям. При этом лицензия нужна только крупным предприятиям, у которых есть специальное оборудование, коммуникации и которые предоставляют услуги большому количеству потребителей. Арендодатели в этот список явно не попадут.
Учет доходов и расходов при уплате (возмещении) коммунальных платежей
Теперь, когда возможные схемы возмещения стоимости коммунальных платежей мы в общих словах обрисовали, поговорим об учете доходов и расходов при уплате или возмещении коммунальных платежей арендатором.
Что касается случая, когда у арендатора напрямую заключены договоры с поставщиками коммунальных услуг, то никаких вопросов не возникает. У арендатора соответствующие затраты, если они фактически понесены, документально подтверждены, при условии использования взятого в аренду помещения для осуществления хозяйственной деятельности, получения доходов от такого использования, включаются в состав расходов на основании подпункта 5.2.1 Закона о налоге на прибыль*. Арендодатель в этом случае от денег коммунальщиков вообще отстранен, следовательно, ни доходы, ни расходы у него на эту сумму не возникают.
Нет проблем с налоговым учетом и в случае, когда стоимость коммунальных услуг будет входить в состав арендной платы. У арендодателя это однозначно доходы — что касается арендной платы, и расходы — что касается самостоятельно оплаченных им коммунальных услуг, у арендатора — расходы (на сумму арендной платы).
Теперь поговорим подробнее о варианте, когда арендатор отдельно возмещает арендодателю расходы на оплату потребленных им коммунальных услуг. Раньше для отнесения этих затрат в состав расходов предпринимателя — арендатора ГНАУ выдвигала определенные требования — например такое, как уплата коммунальных платежей на дополнительный счет арендодателя, предусмотренный специально для этих расчетов. На сегодняшний день такое требование уже забыто. Единственным требованием по включению арендатором затрат на возмещение стоимости потребленных коммунальных услуг в свои расходы в настоящее время является наличие подтверждающих расчетных документов, которыми ГНАУ признает, в частности, счета арендодателей, согласованные с арендатором в отношении количества потребленных услуг (см. Письмо ГНАУ от 05.01.2000 г. № 34/6/15-1116). И, раз уж мы говорим о гражданине-предпринимателе, для отнесения указанных затрат в расходы должен быть получен доход от использования взятого в аренду помещения.
У предпринимателя-арендодателя полученные от арендатора денежные средства в виде компенсации стоимости коммунальных услуг должны быть включены в состав его дохода — на дату получения денежной компенсации. В дальнейшем, когда арендодатель перечислит эти средства предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, он сможет отразить их в своем учете в составе расходов. Если наоборот предприниматель-арендодатель сначала перечисляет оплату за коммунальные услуги предприятиям ЖКХ, а затем только получает компенсацию от арендатора, то расходы и доходы он отразит в учете только на дату получения такой компенсации.
Если арендодатель — физическое лицо — не СПД, то тут дело сложнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Если арендодатель - обычное физлицо
Если арендатор компенсирует арендодателю — физическому лицу (отдельно от арендной платы) коммунальные платежи, особенно актуальным становится вопрос, будут ли облагаться налогом с доходов такие компенсационные выплаты. Здесь нужно отметить, что обложения налогом с доходов таких компенсационных выплат, к сожалению, не избежать. При выплате арендодателю дохода в виде компенсации за коммунальные платежи, налог с доходов должен быть начислен и удержан арендатором обязательно. Причем не суть важно, выплачивается компенсация за потребленные коммунальные услуги непосредственно арендодателю или перечисляется арендатором по договору аренды непосредственно коммунальным службам (за арендатора; т. е. имеется в виду случай, когда арендатор прямых договоров с коммунальными службами не заключал), поскольку и в первом и во втором случае услуги коммунальных служб оплачиваются в интересах арендодателя, следовательно, налог с доходов нужно будет удерживать и в первом и во втором случае.
Единственный выход в этой ситуации — договоры относительно получения коммунальных услуг на период действия договора аренды переоформлять с арендодателя на арендатора (первый вариант, о котором мы говорили в начале публикации).
Если оплаченные коммунальные услуги будут входить в состав арендной платы, то в таком случае услуги будут облагаться по правилам налогообложения арендной платы, т. е. также облагаться налогом с доходов по ставке 13 % (без учета расходов арендодателя).
Компенсация стоимости коммунальных услуг у единоналожника
В случае, если арендатор компенсирует арендодателю коммунальные платежи, при этом арендодатель является плательщиком единого налога, то такие средства
будут включаться в состав выручки единоналожника. Именно этой точки зрения придерживаются налоговики (см., например, журнал «Вестник налоговой службы Украины» 2003, № 23, 2004, № 11). Здесь нужно заметить, что Госкомпредпринимательства в этом вопросе стоит на стороне налогоплательщиков. В своем письме от 17.03.2003 г. № 3-221/1489 Госкомпредпринимательства аргументировал право не включать получаемые средства в выручку единоналожника тем, что арендатор не может предоставлять коммунальные услуги арендатору. Со своей стороны заметим, что, несмотря на наличие указанного письма, опровергнуть позицию налоговых органов предпринимателю будет сложно. Поэтому единоналожнику-арендодателю лучше все-таки в этом вопросе налоговикам не перечить.
Компенсация за коммунальные услуги и НДС
Что касается налогового учета по НДС при расчетах по возмещению стоимости коммунальных услуг, то налоговые обязательства по НДС у арендодателя и налоговый кредит у арендатора возникают в общем порядке, т. е. по правилу «первого события» (конечно, при условии, что обе стороны — плательщики НДС).
При получении налоговой накладной от предприятий ЖКХ арендодатель отражает налоговый кредит по НДС на общую сумму. На дату выставления счета арендодатель начисляет налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости коммунальных услуг, возмещаемых арендатором.
Арендатор включает в налоговый кредит сумму НДС, исчисленную исходя из стоимости возмещаемых коммунальных услуг (на основании налоговой накладной, полученной от арендодателя).
Определенный вопрос есть только касательно компенсации за услуги газоснабжения.
Так, согласно статье 8 Закона о госбюджете-2006 операции по продаже природного газа, ввезенного на таможенную территорию Украины согласно внешнеэкономическим контрактам, заключенным во исполнение международных договоров Украины, кроме операций по продаже такого газа для населения, бюджетных учреждений и других потребителей, не являющихся плательщиками НДС, облагаются НДС по нулевой ставке.
Отсюда можно было бы сделать вывод, что если арендатор и арендодатель — плательщики НДС, стоимость газа, которая возмещается арендодателю (если он не бюджетник и тем более не население) тоже должна облагаться по ставке 0 %. Однако мы не думаем, что налоговики будут с этим согласны. Наверняка у них найдутся аргументы против. Так что тем предпринимателям, кто не хочет рисковать, лучше, конечно, с нулевой ставкой в этой ситуации не связываться.
В данной статье мы рассмотрели основные моменты, которые касаются возмещения арендатором стоимости потребленных им коммунальных услуг при аренде помещения. Как видим, особых сложностей в этом вопросе нет. Главное — четко это вопрос урегулировать в договоре, тогда никаких проблем с «коммунальной компенсацией» не будет.
Ниже приведем основные выводы, которые следуют из данной статьи.
Выводы
Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором (если нет отдельных приборов учета), может определяться:
—по услугам теплоснабжения — пропорционально занимаемой арендатором площади помещения в общей площади всего здания;
—по услугам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения — пропорционально численности работников арендатора в общей численности работников, работающих в помещении;
—по электроэнергии — исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, которая определяется на основании фактических данных о времени работы таких приборов за месяц.
В ситуации, когда арендатор возмещает (компенсирует) арендодателю стоимость потребленных им коммунальных услуг, а арендодатель сам оплачивает эту стоимость непосредственно поставщикам этих услуг, арендодатель не должен приобретать лицензии на поставку электроэнергии, газа и др.
Если арендатор компенсирует арендодателю — физическому лицу — не предпринимателю (отдельно от арендной платы) коммунальные платежи, при выплате такому арендодателю дохода в виде компенсации за коммунальные платежи арендатором обязательно должен быть начислен и удержан налог с доходов.
В случае, если арендатор компенсирует арендодателю коммунальные платежи, при этом арендодатель является плательщиком единого налога, то такие средства будут включаться в состав выручки единоналожника.