Інформація по темі "" | Публікації по тегу
23.05.12
136022 2
Друкувати
Обране

Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения по новым требованиям

Согласно ст. 45 Закона № 651 штатные расписания государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений независимо от подчиненности и типов устанавливаются соответствующим органом управления образования на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений. На сегодняшний день действующими являются штатные нормативы, определенные Методическими рекомендациями. Но, как известно, МОНМС приказом № 1205 утвердило новые Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений (далее — Типовые штаты), которые вступают в силу с 1 сентября 2012 года и имеют обязательный характер.

 

Прежде всего отметим, что Типовые штаты распространяются на все типы общеобразовательных учебных заведений, кроме:

1) школ-интернатов всех типов, специальных, санаторных школ, школ социальной реабилитации. Напомним, что Типовые штатные нормативы специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, утверждены приказом Минобразования от 05.12.2008 г. № 1105;

2) вечерних (сменных) школ. Следует отметить, что типовых штатных нормативов вечерних (сменных) школ на сегодняшний день не существует. При утверждении штатного расписания вечерней (сменной) школы можно руководствоваться приказом Миобразования СССР «Об утверждении типовых штатных нормативов вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ» от 20.11.87 г. № 212. Однако учитывая давность этого документа и наличие новых условий работы и подходов к образованию на сегодняшний день, этот документ не может быть догмой при составлении штатного расписания вечерней (сменной) школы. Прежде всего при утверждении штатного расписания до принятия новых штатных нормативов следует руководствоваться законодательством Украины, учитывать конкретные условия работы учебного заведения и существующий фонд оплаты труда.

Как определено п. 3 приказа № 1205,штатные расписания общеобразовательных учебных заведений должны быть приведены в соответствие с Типовыми штатами, при этом с целью экономного и рационального использования средств следует не допускать увеличения численности работников в заведениях, сложившейся на 01.09.2012 г.

Однако сразу возникает вопрос, что именно имело в виду МОНМС: не допускать увеличения численности работников или не увеличивать количество штатных единиц, сложившееся на 01.09.2012 г.?

Напомним, что численность работников может не совпадать с количеством штатных единиц, так как на основании КЗоТ работники имеют право работать как на полную ставку, так и на 0,25, 0,5, 0,75 и 1,5 ставки. Например, если штатным расписанием учреждения предусмотрено 87,25 штатных единиц, то количество работающих может составлять и 70, и 87, и 100 человек.

Что же касается количества штатных единиц, то этот вопрос также достаточно противоречив, поскольку в связи с улучшением демографической ситуации количество классов в школах ежегодно постепенно увеличивается, и соответственно должно увеличиваться количество штатных должностей. Например, если в 2011 — 2012 учебном году в школе функционировало 29 классов, а в 2012 — 2013 учебном году — 31 класс, то должно увеличиться количество штатных должностей заместителей директора, руководителей кружков и учителей.

Численность штатных должностей в учебных заведениях приводится в соответствие с фондом оплаты труда и утверждается соответствующими органами управления образования. Согласно п. 32 постановления № 228 штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения, за исключением указанных в п. 33 этого Порядка.

Так, п.п. 71 п. 33 Порядка № 228 установлено: штатные расписания бюджетных учреждений, содержащихся за счет бюджетов сел, поселков, городов (в том числе городов районного значения), утверждаются сельскими, поселковыми, городскими головами или руководителями соответствующих структурных подразделений исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, к сфере управления которых отнесено бюджетное учреждение.

В совместном письме Минобразования и Профсоюза работников образования и науки Украины от 17.02.2011 г. № 1/9-108 № 02-8/97 отмечалось, что представление на утверждение проектов штатных расписаний учебных заведений осуществляется после предварительного согласования с выборным профсоюзным органом первичной профсоюзной организации, которое подтверждается соответствующими подписями.

 

 

НАЗВАНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ

Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения разрабатывается в пределах утвержденного центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления фонда заработной платы с соблюдением наименования должностей, предусмотренных Типовыми штатами.

Напомним, что согласно п. 2.14 Инструкции № 58 записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, выполняются согласно наименованиям профессий и должностей, указанных в Классификаторе профессий.

Названия должностей в штатных расписаниях общеобразовательных учебных заведений должны соответствовать профессиональным названиям работ, указанным в Классификаторе профессий. Кроме того, оформляя необходимую документацию (трудовые книжки, приказы, тарификационные списки и т. п.), необходимо записывать названия должностей работников в соответствии с Классификатором профессий..

Указатель профессиональных названий работ по кодам профессий, определенных Типовыми штатами, приведен в таблице.

 

Код Классификатора профессий

Выпуск СКХП*

Профессиональное название работы

1

2

3

1210.1 «Руководители предприятий, учреждений и организаций»

Директор учебно-воспитательного заведения (средней общеобразовательной школы, специализированной школы, гимназии, интерната и т. д.)

1210.1 «Руководители предприятий, учреждений и организаций»

Заместитель директора по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе

1210.1 «Руководители предприятий, учреждений и организаций»

Заместитель директора по хозяйственной работе

1239 «Руководители других функциональных подразделений»

Справочник № 1

Заведующий хозяйством

2359.2 «Прочие профессионалы в области обучения»

Справочник № 87

Педагог-организатор

3340 «Прочие специалисты в области образования»

Справочник № 80

Воспитатель

3340 «Прочие специалисты в области образования»

Справочник № 80

Мастер производственного обучения

3476 «Организаторы в сфере культуры и искусства»

Руководитель любительского детского коллектива (кружка, студии и др.)

2445.2 «Психологи»

Справочник № 80

Практический психолог

2340 «Учителя специализированных учебных заведений»

Справочник № 80

Педагог социальный

2411.1 «Аудиторы и квалифицированные бухгалтеры»

Справочник № 1

Бухгалтер (с дипломом специалиста)

3433 «Бухгалтеры и кассиры-эксперты»

Справочник № 1

Бухгалтер

1231 «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений и другие руководители»

Справочник № 1

Главный бухгалтер

4115 «Секретари»

Справочник № 1

Секретарь (секретарь-машинистка)

1229.6 «Руководители подразделений в сфере культуры, отдыха и спорта»

Справочник №81

Заведующий библиотекой

2432.2 «Библиотекари, профессионалы в сфере кинопрограмм»

Справочник №81

Библиотекарь

3340 «Прочие специалисты в области образования»

 

Лаборант (образование)

2144.2 «Инженеры в области электроники и телекоммуникаций»

Справочник № 1

Инженер-электронщик

2149.2 «Инженеры (другие области инженерного дела)»

Справочник № 1

Инженер по охране труда

9152 «Швейцары и сторожа»

Справочник № 1

Гардеробщик

7129 «Строители, ремонтники сооружений и верхолазы»

Справочник № 87

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту домов

7241 «Электромеханики и электромонтажники»

Справочник № 1

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

8162 «Рабочие, обслуживающие паровые машины и бойлеры»

Справочник № 1

Машинист (кочегар котельной)

9141 «Смотрители домов»

Справочник № 1

Истопник

8322 «Водители автотранспортных средств и рабочие по обслуживанию автотранспортной техники»

Водитель автотранспортных средств

2221.2 «Профессионалы в области лечебного дела (кроме стоматологии)»

Справочник № 78

Врач-педиатр

3231 «Медицинские сестры, ассистирующие профессионалам»

Справочник № 78

Сестра медицинская

3231 «Медицинские сестры, ассистирующие профессионалам»

Справочник № 78

Сестра медицинская по диетическому питанию

5122 «Повара»

Справочник № 65

Повар

9322 «Простейшие профессии в промышленности (прочие, кроме сборочных, ручные работы)»

Справочник № 1

Подсобный рабочий

9411 «Кладовщики и весовщики»

Справочник № 1

Кладовщик

9162 «Дворники и подобные им чернорабочие»

Справочник № 1

Дворник

9152 «Швейцары и сторожа»

Справочник № 1

Сторож

9132 «Подсобные рабочие и уборщики в конторах, гостиницах и других учреждениях»

Справочник № 1

Уборщик служебных помещений

* Справочник квалификационных характеристик профессий работников.

 

ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ В ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

При введении должностей в штатное расписание общеобразовательного учебного заведения следует помнить, что:

1. Типовыми штатами определено максимальное количество должностей (штатных единиц).

2. В случае производственной необходимости руководитель может изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные Типовыми штатами для данного заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период.

Замена должностей работников может осуществляться только в рамках одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала. Нельзя в штатном расписании заменять должности, относящиеся к разным категориям персонала.

Например, в рамках одной категории должностей «Профессионалы», определенных Справочником № 1, можно заменить должность «инженер-электронщик» должностью «бухгалтер (с дипломом специалиста)».

В рамках одной категории «Технические служащие» можно заменить должность «секретарь» должностью «делопроизводитель».

В рамках одной категории «Рабочие» можно заменить должность «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» должностью «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту домов».

Обратите внимание: заменять можно только те должности, которые введены в штатное расписание. Например, должность повара вводится в штатное расписание только в школах, самостоятельно организующих питание учащихся. Поэтому в школе, которая не организует питание учащихся самостоятельно, должность повара в штатное расписание не вводится вообще, потому и заменить ее нельзя.

Если в штатное расписание вносятся изменения, то они должны быть утверждены в том же порядке, в котором утверждается само штатное расписание. И только после того, как вышестоящим органом будут утверждены изменения к штатному расписанию, руководитель учреждения издает приказ о внесении изменений в штатное расписание, который должен отражать обоснование внесения таких изменений и содержать их формулировку. К приказу можно приобщить составленную в произвольной форме Ведомость замен, где отметить, какие должности выводятся из штатного расписания, а какие вводятся вместо выведенных, а также должностные оклады по этим должностям. При этом штатное расписание, утвержденное в начале учебного года, не переутверждается. Заметим, что количество и периодичность изменений штатного расписания в течение года нормативными документами не ограничиваются.

Что касается введения новых должностей, не предусмотренных Типовыми штатами, то здесь нужно помнить, что можно вводить любые должности, кроме руководящих. Так, часто в штатное расписание школы за счет средств специального фонда вводят должность методиста. Между тем следует отметить, что в этом случае возникают проблемы при определении продолжительности ежегодного отпуска такого работника. Так, как известно, конкретная продолжительность ежегодного основного отпуска педагогических работников определена в приложении к Порядку № 346 в зависимости от типа заведения и должностей, занимаемых такими работниками. В то же время продолжительность ежегодного основного отпуска методиста, являющегося штатным работником общеобразовательного учебного заведения, Порядком № 346 не определена.В связи с этим считаем, что при определении продолжительности ежегодного основного отпуска методиста общеобразовательного учебного заведения следует исходить из общей нормы ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках, согласно которой ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней.

3. В случае производственной необходимости для предоставления платных услуг за счет специального фонда учебными заведениями могут быть введены дополнительные должности, необходимые для предоставления этих услуг.

Обратите внимание: нельзя вводить дополнительные должности за счет спецфонда, если работники, занимающие их, не участвуют в предоставлении этих платных услуг.

4. В штатное расписание вводят также вакантные должности.

5. Если в штатном расписании нужно утвердить одинаковые названия должностей, но с разными должностными окладами, то по каждой штатной единице в отдельной строке указывают профессию, квалификацию (разряд, класс, категорию, группу), тарифную ставку (оклад). Если в пределах штатного расписания для одинаковых должностей установлены одинаковые оклады, в одной строке устанавливают количество штатных единиц работников определенной профессии и квалификации (разряда, класса, категории, группы) и тарифную ставку (оклад).

6. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются руководителями заведений и учреждений образования при тарификации по результатам аттестации.

 

Штатные единицы

При составлении штатного расписания используют такое понятие, как «штатная единица», под которым понимают определенную должность в учебном заведении. В зависимости от потребностей заведения в той или иной должности может предусматриваться 1, 0,75, 0,5 и менее штатной единицы. Это означает, что, например, работник, принятый на 0,5 штатной единицы, работает в течение 50 % рабочего времени и получает половину полного оклада, предусмотренного для этой должности.

При определении численности штатных единиц отдельных работников, таких, как уборщик служебных помещений, сторож, дворник, после промежуточных расчетов следует округлять нормативную величину, так как в штатное расписание вводятся целые, 0,75, 0,5, 0,25 единицы должности.

Следует отметить, что Типовыми штатами не определены правила округления, однако можно воспользоваться правилами округления, содержащимися в приказе № 175*. Приведем их ниже.

* На это обращал внимание специалист Минсоцполитики в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 10, с. 25. — Примеч. ред.

1. Округление расчетной численности работников до 1 производится по одноименным должностям с точностью до 0,25 единицы:

— цифры менее 0,13 отбрасываются;

— цифры 0,13 — 0,37 округляются до 0,25;

— цифры 0,38 — 0,62 округляются до 0,5;

— цифры 0,63 — 0,87 округляются до 0,75;

— цифры свыше 0,87 округляются до 1,0.

2. Округление расчетной численности работников от 1 до 3 производится с точностью до 0,5 единицы:

— цифры 1,0 — 1,24 округляются до 1,0;

— цифры 1,25 — 1,74 округляются до 1,5;

— цифры 1,75 — 2,24 округляются до 2,0;

— цифры 2,25 — 2,74 округляются до 2,5;

— цифры свыше 2,74 округляются до 3,0.

3. Округление расчетной численности работников свыше 3 производится с точностью до целого числа:

— цифры 3,1 — 3,4 округляются до 3,0;

— цифры 3,5 — 3,9 округляются до 4,0 и т. д.

При этом следует отметить, что при определении количества штатных единиц педагогических работников указанные выше округления не производятся.

 

 

КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ

Согласно п. 1 Типовых штатов формирование штатов школ предусматривается с учетом контингента их учащихся. Действительно, количество отдельных штатных единиц зависит от количества учащихся школы. В связи с тем, что Типовыми штатами не определено, на какую дату следует определять количество детей, нужно учитывать требования п.п. «а» п. 19 Инструкции № 102, а именно: контингент учащихся определяется по учетному составу учащихся на начало учебного года, т. е. на 1 сентября. В соответствии с п. 4 Инструкции № 102 тарификационные списки установленной формы утверждаются по согласованию с профсоюзным комитетом не позднее 5 сентября и подаются вышестоящему органу управления.

При этом согласно п. 21 Инструкции № 102 должностные оклады руководителей общеобразовательных школ не изменяются в связи с изменением количества учащихся (воспитанников) в течение учебного года.

Исходя из указанного выше, общее количество штатных единиц работников общеобразовательных учебных заведений в течение учебного года, как правило, изменяться не должно.

Обратите внимание: при определении штатного расписания школы количество учащихся шестилетнего возраста, обучение которых организовано в дошкольном учебном заведении, не учитывается (п. 3 Типовых штатов).

Далее рассмотрим порядок введения в штатное расписание общеобразовательного учебного заведения каждой из должностей, предусмотренных Типовыми штатами.

 

 

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

Директор школы

Должность директора вводится в школах I ступени при наличии 20 и более учащихся, а также во всех других школах независимо от количества учащихся и классов в них.

 

Заместитель директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе

Следует отметить, что названия профессий «заместитель директора по учебной работе», «заместитель директора по учебно-воспитательной работе», «заместитель директора по воспитательной работе» образованы с применением производного слова «заместитель» от названия профессии «директор» согласно приложению В к Классификатору профессий, и расширены терминами и словами, которые уточняют место работы, выполняемые работы, сферу деятельности.

Должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной работе вводятся в школах I, I — II, I — III, II — III и III ступеней исходя из следующих нормативов:

Количество классов

Количество штатных единиц

6 — 9

0,5

10 — 20

1,0

21 — 29

1,5

30 и более

2,0

Кроме того:

— в школах I — III ступеней, в которых имеется один — четыре 9 — 11 классов, количество должностей заместителей директора увеличивается на 0,5 единицы, пять и более 9 — 11 классов — на 1 штатную единицу;

в специализированных средних школах I — III ступеней с углубленным изучением иностранного языка, лицеях, гимназиях и коллегиумах вводится дополнительно должность заместителя директора. Следует понимать, что такая должность вводится независимо от количества классов.

В пределах указанных норм при наличии 21 и более классов должно быть введено не менее 0,5 штатной единицы должности заместителя директора по воспитательной работе. То есть Типовыми штатами предусмотрено обязательное введение должности заместителя по воспитательной работе при наличии 21 и более классов (ранее такая должность устанавливалась при наличии 25 и более классов). Обратите внимание: речь идет не о дополнительном введении такой должности, а о ее наличии в исчисленном количестве единиц заместителей.

Пример 1. В общеобразовательной школе I — III ступеней функционирует 26 классов с двумя 9 — 11 классами.

Количество должностей заместителей директора должно составлять:

— 1,5 штатные единицы должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной работе. Дополнительно количество должностей заместителей директора увеличивается на 0,5 штатной единицы за наличие двух 9 — 11 классов.

Таким образом, количество штатных единиц заместителей директора должно составлять 2 шт. ед. (1,5 + 0,5). В пределах этой численности из определенного количества единиц не менее 0,5 должности должно принадлежать заместителю директора по воспитательной работе.

Руководитель заведения определяет, сколько должностей может быть отведено для учебной, учебно-воспитательной и воспитательной работы.

Пример 2. В гимназии функционирует 26 классов с тремя 9 — 11 классами.

Количество должностей заместителей директора должно составлять:

— 1,5 штатные единицы должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной работе. Дополнительно количество должностей заместителей директора увеличивается на 0,5 штатной единицы за наличие трех 9 — 11 классов;

1 штатная единица должности заместителя директора как для гимназии.

Таким образом, количество штатных единиц заместителей директора должно составлять 3,0 шт. ед. (1,5 + 0,5 + 1). В пределах этой численности из определенного количества единиц не менее 0,5 должности должно принадлежать заместителю директора по воспитательной работе.

Пример 3. В учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательная школа I — III ступеней и лицей» функционирует 32 класса, из которых пять 9 — 11 классов.

Количество должностей заместителей директора должно составлять:

— 2 штатные единицы должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной работе. Дополнительно количество должностей заместителей директора увеличивается на 1 штатную единицу за наличие пяти 9 — 11 классов;

1 штатная единица должности заместителя директора как для заведения нового типа.

Таким образом, количество штатных единиц заместителей директора должно составлять 4 шт. ед. (2 + 1 + 1). В пределах этой численности из определенного количества единиц не менее 0,5 должности должно принадлежать заместителю директора по воспитательной работе.

Как отметило МОНМС в письме от 05.03.2012 г. № 212-15-531, приведенном на с. 11 этого номера, руководителям заведений предоставляется право в случае производственной необходимости изменять штаты или вводить должности, не предусмотренные штатными нормативами для этого заведения, в пределах фонда оплаты труда. Например, часто вводят должности заместителей директора по экспериментальной, научной, научно-методической работе. При этом со своей стороны отметим следующее.

Обратите внимание: п. 2 приказа № 1205 четко установлено, что в случае производственной необходимости руководитель может изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные Типовыми штатами. Таким образом, вводить должности заместителей директора по экспериментальной, научной, научно-методической работе дополнительно к рассчитанным согласно Типовым штатам нельзя.

Поэтому, если общеобразовательное учебное заведение имеет потребность введения отдельной должности, например, заместителя по научно-методической работе, следует ввести должность заместителя директора в пределах исчисленного количества штатных единиц заместителей. При этом, поскольку должность с таким названием не входит в Перечень № 963, то стоит в должностных обязанностях такого заместителя директора предусмотреть вопрос организации и осуществления научно-методической деятельности.

 

 

Заместитель директора по хозяйственной работе и заведующий хозяйством

Название профессии «заместитель директора по хозяйственной работе» образовано с применением производного слова «заместитель» от названия профессии «директор» согласно приложению В к Классификатору профессий и расширено терминами и словами, уточняющими место работы, выполняемые работы, сферу деятельности (т. е. «по хозяйственной работе»).

Что касается заведующего хозяйством, то в Классификаторе профессий имеется действующее профессиональное название работы «Заведующий хозяйством».

Обе должности являются руководящими.

В зависимости от количества учащихся Типовыми штатами предусмотрено введение только одной из должностей: должности заместителя директора по хозяйственной работе или заведующего хозяйством (см. таблицу на с. 20):

 

Количество учащихся

Должность заместителя директора по хозяйственной работе

Должность заведующего хозяйством

— свыше 600 человек в городских школах и школах поселков городского типа

1 штатная единица

не вводится

— свыше 400 человек в сельских школах

— от 100 до 600 человек в городских школах и школах поселков городского типа

не вводится

1 штатная единица *

—— от 80 до 400 человек при наличии восьми и более классов в сельских школах

 

* В школах I ступени должность заведующего хозяйством вводится при наличии шести и более классов.

Из этого следует: если количество учащихся в сельской школе составляет менее 80 человек, то не вводится ни должность заместителя директора по хозяйственной работе, ни должность заведующего хозяйством.

 

 

Педагог-организатор

Должность педагога-организатора вводится в школах в зависимости от количества 1 — 9 классов, исходя из следующих нормативов. При наличии:

— 5 — 7 классов — 0,5 штатной единицы должности;

— 8 — 37 классов — 1 штатная единица должности;

— более 38 классов — 2 штатных единицы должности.

При количестве менее пяти 1 — 9 классов введение должности педагога-организатора Типовыми штатами не предусмотрено.

 

Воспитатель

Следует отметить, что Типовыми штатами несколько изменен порядок введения должности воспитателя в отличие от Методических рекомендаций. Рассмотрим его подробнее.

Воспитатель группы продленного дня. Как и ранее, предусмотрено, что в школах, которые имеют группы продленного дня, вводится должность воспитателя для работы группы продленного дня в зависимости от общего количества часов работы групп, исходя из нормы на ставку 30 часов в неделю. Обратите внимание, что Типовыми штатами обусловлено введение должности воспитателя, а не количество штатных единиц должности воспитателя. Так, количество штатных единиц должности воспитателя зависит от общего количества часов работы групп продленного дня.

Например, в школе функционирует:

1) одна группа продленного дня с 6-часовым пребыванием детей (с понедельника по пятницу). Поскольку педагогическая нагрузка воспитателя составляет 30 часов в неделю, то в штатное расписание учебного заведения вводится одна штатная единица должности воспитателя;

2) две группы продленного дня с 4-часовым пребыванием детей (с понедельника по пятницу). В этом случае в штатное расписание учебного заведения вводится 1,5 (2 х 0,75) штатные единицы должности воспитателя.

Обратим внимание на работу групп продленного дня. Напомним, что наполняемость группы продленного дня не должна превышать 30 детей (п. 7 приложения 1 к приказу № 128). Поэтому если количество детей, посещающих группы продленного дня, составляет 67 человек, то в школе должно функционировать не более 3 групп продленного дня. Также добавим следующее: если у учащихся начальных классов уроки заканчиваются, например, в 12:30, а в отдельные дни в 13:20, то устанавливать режим работы группы продленного дня с 11:00 до 17:00 неправильно, поскольку одновременно в классах будут находиться два педагогических работника: классный руководитель и воспитатель группы продленного дня.

Воспитатель для сопровождения детей. Напомним, что одной из задач, определенных распоряжением КМУ «Об утверждении плана мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года» от 03.12.2009 г. № 1482-р, была организация подвоза учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения к месту учебы (проживания) специально оборудованными транспортными средствами в сопровождении подготовленного персонала. С целью решения этого вопроса Типовыми штатами предусмотрено введение дополнительно 0,5 штатной единицы должности воспитателя (на один автобус) для сопровождения детей (независимо от количества школ, обслуживаемых автобусом) при наличии в школе организованного подвоза учащихся школьным автобусом.

Кроме того, в школах, где внедряется инклюзивное обучение, может вводиться должность воспитателя (ассистента учителя) для работы с учащимися, имеющими недостатки умственного (или физического) развития, из расчета 0,5 ставки на класс, в котором учатся такие дети. Действительно, п. 14 Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872, личностно-ориентированное направление учебно-воспитательного процесса обеспечивает ассистент учителя, который принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Следует отметить, что по инициативе МОНМС Министерством социальной политики Классификатор профессий был дополнен должностью «ассистент учителя» (код 3340 «Прочие специалисты в области образования»). Однако на сегодняшний день не внесены изменения ни в Перечень № 963 относительно определения статуса такого работника, ни в нормативные документы, определяющие условия оплаты труда работников заведений образования.

 

 

Мастер производственного обучения

Должность мастера производственного обучения вводится в штатное расписание только в школах I — III ступеней, где организовано производственное обучение по управлению транспортными средствами, работе на сельскохозяйственных машинах, работе на компьютере и другой организационной технике, в зависимости от количества учащихся в группе по обучению.

Порядок введения должности остался таким же, как было предусмотрено Методическими рекомендациями.

 

 

Руководитель кружка, секции, студии

Должность руководителя кружка, секции, студии вводится исходя из следующих нормативов:

Количество классов

Количество штатных единиц

5 — 15

0,5

16 — 30

1,0

31 и более

1,5

При количестве классов менее 5 должность руководителя кружка не предусмотрена.

Кроме того, в школах I — III ступеней на работу кружка военно-патриотического и спортивного направления предусматривается дополнительно 0,5 должности руководителя кружка.

Порядок введения должности остался таким же, как было предусмотрено Методическими рекомендациями.

 

Практический психолог и социальный педагог

Должности практических психологов и социальных педагогов вводятся в штатные расписания учебных заведений при условии наличия специалистов с профессиональным образованием согласно нормативам, приведенным в приложении к Положению № 127.

Нормативы численности практических психологов (социальных педагогов) общеобразовательных учебных заведений приведем в таблице:

Город

Село (поселок)

численность учащихся

максимальный норматив численности

численность учащихся

максимальный норматив численности

до 499

0,5

до 99

0,25

500 и более

0,75

100 и более

0,5

700

1,0

200 и более

0,75

 

 

300

1,0

Должности практических психологов гимназий, лицеев, коллегиумов вводятся из расчета не более одной ставки на учебное заведение за счет средств общего фонда соответствующего бюджета (для государственных и коммунальных учебных заведений).

Таким образом, в городских общеобразовательных учебных заведениях с количеством учащихся:

— до 499 человек — вводится не более 0,5 штатной единицы должности практического психолога и не более 0,5 штатной единицы должности социального педагога. Поскольку продолжительность рабочей недели практического психолога (социального педагога) составляет 40 часов, то продолжительность рабочей недели таких работников будет составлять 20 часов;

— 500 и более человек —вводится не более 0,75 штатной единицы должности практического психолога и не более 0,75 штатной единицы должности социального педагога. Продолжительность рабочей недели таких работников будет составлять 30 часов;

— 700 человек — вводится не более 1 штатной единицы должности практического психолога и не более 1 штатной единицы должности социального педагога. Продолжительность рабочей недели таких работников будет составлять 40 часов.

Как отметило МОНМС в письме от 09.02.2012 г. № 2/2-13-302, приведенном на с. 12 этого номера, в случаях, когда должности, перечисленные в Типовых штатах, не могут обеспечить надлежащее функционирование учебного заведения за счет возможностей местного бюджета и других источников, предусмотренных законодательством, можно ввести дополнительные должности (или часть) практического психолога и социального педагога. Об этом указано и в абз. 8 приложения к Положению № 127. Поскольку конкретный порядок введения таких дополнительных должностей не урегулирован законодательством, то он определяется самостоятельно. Так, если, например количество учащихся школы составляет 1400 человек, то дополнительно можно ввести как 0,25, так и 0,5, 0,75 или 1 штатную единицу должности практического психолога, в зависимости от решения местных органов власти.

 

Бухгалтер (главный бухгалтер)

В соответствии с п. 4 Закона о бухучете учреждение, которое не обслуживается централизованной бухгалтерией, для обеспечения ведения бухгалтерского учета может выбрать один из вариантов: ввести в штат должность бухгалтера или создать бухгалтерскую службу (структурное подразделение: управление, отдел, сектор и т. п.) во главе с главным бухгалтером.

Поэтому и Типовыми штатами предусмотрено, что в тех школах, которые ведут самостоятельный бухгалтерский учет, вводится не более 1 штатной единицы должности главного бухгалтера или должности бухгалтера.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обязаны действовать в рамках полномочий, круг которых определен п. 7 ст. 8 Закона о бухучете, и функциональными обязанностями, предусмотренными должностными инструкциями, которые разрабатывают и утверждают на основе типовых квалификационных характеристик работодатели, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников и особенности штатного расписания учреждения.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о бухучете главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета учреждения, обеспечивает составление и подачу в установленные сроки финансовой отчетности. Согласно ст. 11 Закона о бухучете финансовыеотчеты подписывают руководитель и главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Вместе с тем по поводу введения должности главного бухгалтера отметим следующее. В соответствии с задачами и обязанностями, предусмотренными квалификационной характеристикой должности «главный бухгалтер», которая содержится в Справочнике № 1, главный бухгалтер, в частности, осуществляет руководство работниками бухгалтерского учета учреждения и распределяет между ними должностные задачи и обязанности, ознакомляет этих работников с нормативно-методическими документами и информационными материалами, касающимися их деятельности, а также с изменениями в действующем законодательстве. То есть должность «главный бухгалтер» предусматривает наличие подчиненных работников.

В соответствии с Классификатором профессий профессиональное название работы «главный бухгалтер» с кодом 1231 относится к профессиональной групе «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений».

Таким образом, введение в штатное расписание учреждения должности главного бухгалтера возможно в случае создания соответствующего структурного подразделения (отдела, сектора и т. п.) и наличия подчиненных. На это обращало внимание Минтруда в письме от 30.03.2010 г. № 3200/0/14-10/13.

Однако при введении одной штатной единицы должности главного бухгалтера Типовыми штатами не предусмотрено введение других должностей работников бухгалтерского учета.

Поэтому при решении этого вопроса возможны варианты:

— ввести только одну штатную единицу должности бухгалтера, на которого возложить ведение бухгалтерского учета учреждения;

— ввести в штат должность главного бухгалтера за счет средств общего фонда и бухгалтера за счет средств специального фонда;

— ввести одну штатную единицу главного бухгалтера и дополнительно должности бухгалтера в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период, руководствуясь п. 2 приказа № 1205;

— ввести в штат должность главного бухгалтера за счет средств общего фонда и должность бухгалтера вместо должности инженера-электронщика и т. п.

 

 

Секретарь (секретарь-машинистка)

В зависимости от потребностей учебного заведения Типовыми штатами предусмотрено введение в штатное расписание должности секретаря или секретаря-машинистки, исходя из следующих нормативов:

Количество классов

Количество штатных единиц

8 — 10

0,5

11 и более

1,0

При количестве классов менее восьми должность секретаря (секретаря-машинистки) не предусмотрена.

 

Заведующий библиотекой и библиотекарь

Должности заведующего библиотекой и библиотекаря вводятся исходя из следующих нормативов:

Количество классов

Количество штатных единиц

Заведующий библиотекой

Библиотекарь

Менее 5 классов

—*

5 — 10 классов (включительно)

0,5

11 — 24 классов

1

25 — 29 классов

1

0,5

30 и более

1

1

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников.

Пример 4. В учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательная школа I — III ступеней и ДУЗ» функционирует 32 класса, из которых 3 класса — учащиеся шестилетнего возраста, обучение которых организовано в дошкольном учебном заведении.

Количество должностей должно составлять:

— 1 штатная единица должности заведующего библиотекой;

0,5 штатной единицы должности библиотекаря.

Напомним, что вопросы оплаты труда библиотечных работников общеобразовательных учебных заведений рассматривались в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 20, с. 26.

 

Лаборант

Согласно п. 3.3 Положения № 601 в общеобразовательных учебных заведениях создаются кабинеты: физики, информатики, биологии, химии, мастерские трудового обучения, обслуживающего труда с лабораторными помещениями, прилегающими к этим кабинетам, спортивные, актовые залы и другие кабинеты согласно условиям и потребностям заведения.

Ответственность за надлежащую сохранность учебного оборудования, учебно-наглядных пособий, посуды, химических реактивов и материалов и т. п. перед заведующим кабинетом несет лаборант (п. 7.7 Положения № 601).

Типовыми штатами предусмотрено, что должность лаборанта вводится при наличии оборудованных кабинетов физики, химии и биологии из расчета 0,5 штатной единицы на каждые пять 7 — 11 классов, но не более 3 штатных единиц. В школах с контингентом менее 100 учащихся должность лаборанта не вводится.

Таким образом, Типовыми штатами предусмотрено введение должности лаборанта только для кабинетов физики, химии и биологии.Введение должности лаборанта для кабинета информатики, мастерских трудового обучения, обслуживающего труда, не предусмотрено.

Пример 5. В школе, имеющей оборудованные кабинеты физики, химии, функционирует тринадцать 7 — 11 классов.

Если рассчитывать количество штатных единиц должности лаборанта согласно требованиям Типовых штатов, то расчет будет следующим: (13 классов : 5 классов) х

0,5 шт. ед. = 1,3 шт. ед., что по правилам округления составляет 1,5 шт. ед. должности лаборанта.

В письме от 09.02.2012 г. № 2/2-13-302, приведенном на с. 12 этого номера, МОНМС, отвечая на аналогичный вопрос, отметило, что окончательное количество должностей лаборанта определяет руководитель заведения при формировании штатов в пределах фонда заработной платы, утвержденного местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, и максимального количества должностей, определенных Типовыми штатами.

Таким образом, если фонда оплаты труда достаточно, то в штатное расписание школы может быть введено максимальное количество должностей лаборантов, определенных согласно Типовым штатам (в нашем примере — 1,5 шт. ед.). Но если фонда оплаты труда не хватает, то в штатное расписание школы может быть введено и меньшее количество должностей лаборантов, чем определено Типовыми штатами (например, 1 или 1,25 шт. ед.).

 

Инженер-электронщик

Эта должность является новой для общеобразовательных учебных заведений, потому прежде всего отметим, что круг задач и обязанностей такого работника определен Справочником № 1. Что касается должностного оклада, то конкретные условия его установления не определены приказом № 557. Не определены этим приказом и размеры должностных окладов для категории должностей «Профессионалы». Поэтому указанный вопрос требует дополнительных разъяснений со стороны МОНМС.

Согласно Типовым штатам должность инженера-электронщика вводится при наличии учебного компьютерного комплекса, исходя из следующих нормативов:

Количество компьютеров

Количество штатных единиц

6 — 10 единиц

0,5

Более 10 единиц

1,0

Отметим, что согласно п. 3 Методики № 637 учебный компьютерный комплекс (УКК) — персональный компьютер учителя, объединенный локальной компьютерной сетью с персональными компьютерами учащихся с возможностью использования общего доступа к сети Интернет. Количество персональных компьютеров учащихся — переменная величина. УКК может включать дополнительное оборудование с целью выполнения функций, возложенных на него.

 

 

Инженер по охране труда

Следует отметить, что в Типовых штатах определено профессиональное название работы «Специалист по охране труда», но в Классификаторе профессий такое профессиональное название работы отсутствует.Вместо него предусмотрено профессиональное название работы «Инженер по охране труда» (код 2149.2 «Инженеры (другие области инженерного дела)»).

Эта должность также ранее не была предусмотрена Методическими рекомендациями.

Отметим, что круг задач и обязанностей инженера по охране труда определен Справочником № 1. Что касается должностного оклада, то конкретные условия его установления не определены приказом № 557, как и для инженера-электронщика.

Типовыми штатами определено, что специалисты по охране труда вводятся в штаты школ по нормативам, определенным Типовым положением № 255.

Так, согласно п. 1.4 этого Типового положения служба охраны труда создается в учреждении с количеством работающих 50 и более человек.

В учреждении с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства (совмещения) лица, имеющие соответствующую подготовку.

В учреждении с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться сторонние специалисты на договорных принципах,которые имеют производственный стаж работы не менее трех лет и прошли обучение по охране труда.

При определении учетного количества штатных работников следует применять нормы Инструкции № 286.

Так, в соответствии с п. 2.2 этой Инструкции учетное количество штатных работников определяется на определенную дату отчетного периода (в нашем случае на 1 сентября), включая принятых работников и исключая выбывших в этот день.

В учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, заключившие в письменном виде трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более (т. е. все работники, находящиеся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора) ((пп. 2.1 и2.3 Инструкции № 286).

При этом согласно п. 2.6 Инструкции № 286 не включаются в учетное количество штатных работников следующие категории:

— принятые на работу по совместительству с других предприятий, учреждений, организаций. Работник, получающий на одном предприятии 1,5 ставки, т. е. оформленный по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы (внутреннее совместительство), или меньше 1,0 ставки, в учетном количестве штатных работников учитывается как одно физическое лицо;

—— привлеченные к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (договорам подряда). Работник, который находится в учетном составе предприятия и заключил гражданско-правовой договор с этим же работодателем, учитывается в учетном и среднеучетном количестве работников один раз по месту основной работы и не учитывается в количестве работающих по гражданско-правовым договорам;

— переведенные с других предприятий согласно договорам между субъектами хозяйствования;

— учащиеся, слушатели профессионально-технических учебных заведений, проходящие производственное обучение и производственную практику на предприятии согласно договорам о предоставлении рабочих мест для указанных целей;

— лица, направленные предприятиями для обучения в учебных заведениях с отрывом от производства, которые получают за счет средств этих предприятий только стипендию;

— лица, обучающиеся за счет средств, предусмотренных в сводных сметах строительства, для работы на предприятиях, которые будут вводиться в действие;

— работники, которые подали заявления об увольнении и прекратили работу до окончания срока предупреждения или которые прекратили работу без предупреждения администрации. Они исключаются из учетного состава работников с первого дня невыхода на работу.

 

Гардеробщик

Должность гардеробщика вводится при наличии оборудованного гардероба из расчета 1 должность на 200 отдельных мест. При наличии второй смены вводится дополнительное количество гардеробщиков из расчета 1 должность на 200 учащихся, обучающихся во вторую смену и обеспеченных местами в гардеробе.

Со своей стороны добавим, что количество мест в гардеробе не всегда совпадает с количеством учащихся. Так, количество учащихся учебного заведения ежегодно меняется, однако количество оборудованных мест в гардеробе как правило остается неизменным (или может увеличиваться). Поэтому, если количество мест в оборудованном гардеробе превышает количество учащихся, при расчете должностей гардеробщиков следует учитывать не количество мест в гардеробе, а количество учащихся.

Пример 6. В оборудованном гардеробе общеобразовательного учебного заведения насчитывается 850 отдельных мест. Учетное количество учащихся по состоянию на 01.09.2012 г. — 615 человек. В данном случае количество должностей гардеробщиков будет составлять: 615 : 200 = 3,07538 шт. ед., что по правилам округления составляет 3,0 шт. ед.

В соответствии со Справочником № 1 должностные обязанности гардеробщика следующие: принимает на хранение верхнюю одежду, головные уборы, обувь и другие личные вещи от работников и посетителей учреждения; выдает работнику или посетителю жетон с номером места хранения вещей; выдает одежду и другие вещи работнику или посетителю по предъявлению жетона; оказывает помощь инвалидам, посетителям преклонного возраста при раздевании и одевании; в случае необходимости чистит одежду; обеспечивает сохранность вещей, сданных на хранение работниками или посетителями предприятия (учреждения); содержит в чистоте и порядке помещение гардеробной.

Таким образом, если должностными обязанностями гардеробщика будет предусмотрена уборка гардероба, то при расчете количества должностей уборщиков площадь пола гардероба учитываться не будет.

Исходя из режима работы как самого учебного заведения, так и гардероба (осенне-зимне-весенний период), гардеробщик не имеет возможности исполнять свои обязанности в период межсезонья. Оплачивать гардеробщику время, когда гардероб фактически не работает, исходя из его тарифной ставки (должностного оклада) невозможно, поскольку оплата труда работников должна осуществляться за фактически отработанное ими время.Фактически отработанным гардеробщиком временем считаются часы, проставленные в табеле учета использования рабочего времени, когда он исполняет свои должностные обязанности.

В связи с этим возникает вопрос: количество гардеробщиков в школе должно вводиться на весь год или только на осенне-зимне-весенний период?

В письме от 30.08.2011 г. № 1/12-4663 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42, с. 7)МОНМС отметило: должность гардеробщика не является сезонной, поэтому количество таких работников вводится в школе на целый год. В течение учебного года такие работники, когда в них имеется необходимость, исполняют свои непосредственные обязанности, а летом и в межсезонный период (за исключением отпуска) согласно ст. 33 и 34 КЗоТ могутвыполнять другую работу и поручения руководителя учебного заведения согласно нуждам заведения.

В комментарии к вышеуказанному письму мы отмечали: тот факт, что должность гардеробщика не является сезонной, не дает оснований однозначно утверждать, что такая должность должна быть введена в штатное расписание на целый год.

Считаем, что при оформлении трудовых отношений с гардеробщиком возможны два варианта:

первый вариант, предлагаемый МОНМС, заключается в том, что должность гардеробщика вводится на целый год. При этом летом и в межсезонный период гардеробщика переводят на другую работу или оформляют простой;

второй вариант (рациональный) заключается в том, что с гардеробщиком заключается срочный трудовой договор на основании ст. 23 КЗоТ, т. е. только на период работы гардероба.

В комментарии мы обстоятельно рассмотрели оба варианта и указали, что они не противоречат действующему законодательству. Однако считаем, что заключение срочного трудового договора с гардеробщиком — наиболее приемлемый вариант для учебного заведения.

 

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (или слесарь-сантехник, столяр и др.)

Состав работы рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий следующий: периодический осмотр технического состояния обслуживаемых зданий и сооружений, оборудования и механизмов, их техническое обслуживание и ремонт с выполнением всех видов ремонтно-строительных работ; выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту всего инженерно-технического оборудования зданий; монтаж, демонтаж и текущий ремонт электрических сетей и электрооборудования с выполнением электротехнических работ (если в штат не введена должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования); участие в работах по уборке, санитарному содержанию и сезонной подготовке зданий, сооружений, оборудования и механизмов. Устранение повреждений, неисправностей.

Вводится в зависимости от количества классов в школе.

Количество классов

Количество штатных единиц

до 7 классов включительно

0,5

8 — 20 классов

1,0

21 — 37 классов

1,5

38 и более

2,0

В школах, имеющих санитарно-очистные сооружения, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий вводится из расчета 1 штатная единица в смену с учетом количества рабочих, определенных согласно количеству классов.

 

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

В соответствии с Межотраслевыми нормами состав работы электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования следующий: наблюдение и обеспечение нормальной работы осветительного и силового электрооборудования и электроприборов; устранение всех дефектов и неисправностей; ремонт электрооборудования и электроприборов; монтаж и ремонт распределительных коробок, клеммников, предохранительных щитов, осветительной арматуры; чистка контактов и контактных поверхностей; разделение, сращивание, изоляция и пайка проводов; подключение и отключение электрооборудования, выполнение необходимых измерений; реконструкция электрооборудования; работа пневмоэлектроинструментом, пайка мягкими и твердыми припоями и т. п.

Со своей стороны напомним, что в соответствии с п. 9 разд. «Общие положения» Справочника № 1 рабочие, непосредственно занятые управлением и обслуживанием машин и оборудования (операторы, машинисты, аппаратчики, электромонтеры и т. п.), должны иметь профессиональную подготовку в объеме, достаточном для безопасного устранения неисправностей и отказов, возникающих в процессе работы, а также для участия в их ремонте.

Согласно Типовым штатам должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования вводится исходя из следующих нормативов:

Количество классов

Количество штатных единиц

9

0,5

10 и более

1,0

Однако, по нашему мнению, рассчитывать в таком порядке количество должностей электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования нецелесообразно, так как в данном случае объем работ такого работника зависит не только от количества классов.

 

Машинист (кочегар) котельной и истопник

Типовыми штатами предусмотрено введение в штатное расписание должности машиниста (кочегара) котельной, истопника при следующих условиях:

 

Машинист (кочегар) котельной (вводится в школах,
где отопление помещений не передано
в систему жилищно-коммунального хозяйства)

Норматив

Истопник (вводится при наличии печного отопления)

1) в котельных, отапливаемых твердыми видами топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов свыше 75 м2

2 штатные единицы в смену

0,5 штатной единицы истопника на каждые
5 печей (но не менее 0,5 штатной единицы на школу)

2) в котельных с газовым отоплением

1 штатная единица в смену

3) в котельных, не оборудованных автоматикой безопасности

2 штатные единицы в смену

В школах с централизованным теплоснабжением (ТЭЦ), имеющих тепловой пункт или элеватор, дополнительно вводится штатная единица рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, а при наличии бойлеров, насосов — 1 должность такого рабочего в смену.
Отметим, что в соответствии с приказом Министерства топлива и энергетики «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых установок и сетей» от 14.02.2007 г. № 71 тепловой пункт
— это специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление местными системами теплопотребления (отоплением, горячим водоснабжением, вентиляцией, технологической нагрузкой). В таком помещении происходит трансформация параметров теплоносителя по видам потребления тепла, учет тепла и т. п.

Обратите внимание: штатные единицы кочегаров, истопников и рабочих по обслуживанию и текущему ремонту вводятся на отопительный сезон. Из общего количества указанных штатных единиц машинистов (кочегаров) и рабочих вводится 1 штатная единица (0,5 штатной единицы истопника) в год.

 

Водитель автотранспортных средств (автобуса)

Согласно ст. 21 Закона № 651 учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений в сельской местности обеспечиваются транспортом к месту учебы и домой бесплатно.

Регулярный бесплатный подвоз к месту учебы и домой детей дошкольного возраста, учащихся и педагогических работников в сельской местности обеспечивают местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 14 Закона об образовании).

Так, с целью организации безопасной, регулярной и бесплатной перевозки постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 31 была утверждена Государственная целевая социальная программа «Школьный автобус».

Учитывая указанное, Типовыми штатами предусмотрено введение должности водителя автотранспортных средств (автобуса) при наличии автотранспортного средства (автобуса) для организованного подвоза учащихся на учебу и домой.

Отметим, что должность водителя вводится только при наличии в школе автотранспортного средства (автобуса). Если же такой автобус находится на балансе управления образования, то водитель будет входить в штат такого управления.

 

Врач-педиатр и сестра медицинская

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 651 учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчиненности, типов и форм собственности обеспечиваются медицинским обслуживанием, которое осуществляется медицинскими работниками, входящими в штат этих заведений или соответствующих заведений здравоохранения.

Согласно ст. 24 Закона об образовании организация бесплатного медицинского обслуживания в системе образования обеспечивается местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, осуществляется заведениями Минздрава, ведомственными заведениями здравоохранения согласно действующему законодательству.

Если медицинское обслуживание учебного заведения предусмотрено учреждениями здравоохранения, то в соответствии с приказом Минздрава «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33 для обслуживания учащихся выделяется медицинский персонал учреждениями здравоохранения, а именно: медицинская сестра (фельдшер) из расчета 1 должность на 400 учащихся, но не менее 0,25 должности, и врач-педиатр из расчета 1 должность на 1000 учащихся общеобразовательного учебного заведения.

Если медицинское обслуживание учебного заведения не осуществляется учреждениями здравоохранения, то Типовыми штатами предусмотрено введение в штатное расписание школы должностей:

— медицинской сестры из расчета 0,5 должности на 100 и меньше учащихся; 1 должность на 101 учащегося и более;

— врача-педиатра из расчета 1 должность на 1000 и более учащихся.

 

Сестра медицинская по диетическому питанию, повар, подсобный рабочий, кладовщик

Эти должности вводятся только в школах, организующих питание самостоятельно.

 

Дворник

Типовыми штатами предусмотрено, что должность дворника вводится в школах согласно установленным законодательством нормам убираемой площади.

Штатные нормативы общей численности дворников определяются согласно Межотраслевым нормам № 105.

Нормы численности дворников разработаны в соответствии с организацией труда дворников и трудоемкостью типового состава работ.

Уборка территории осуществляется вручную метлами, скребками и лопатами. Уборка территории в разные сезоны имеет свою специфику. Так, зимняя уборка предусматривает подметание или сгребание снега, устранение наледи, снега или снежно-ледяных образований, обработку территории песком или песком с хлоридами. Весной, кроме обычных работ по уборке, расчищаются канавы для стока талой воды в люки и приемные колодцы ливневой сети и т. п. Летняя уборка предусматривает подметание пыли и мусора с поверхности покрытия, поливку территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха. Осенью, кроме обычных работ по уборке, осуществляется подметание и сгребание листьев, очистка от мусора территории, на которой зимой предусматривается складывать снег. Кроме уборки территории, дворник очищает от мусора и промывает урны, указатели, фонари.

Межотраслевыми нормами № 105 уустановлено, что общая численность дворников, рассчитывается по следующей формуле:

 

Чоч = Чн х Кн,

где: Чоч — общая численность работников;

Чн — нормативная численность по карте, чел.;

Кн — коэффициент,учитывающий невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. п.). Принят Кн = 1,15.

В свою очередь, нормативная численность дворников н) определяется по карте 5 Межотраслевых норм № 105:

№ п/п

Площадь участка, убираемая за смену, до

Зимняя уборка

Летняя уборка

территории
с усовершенствованным покрытием

газонов

численность, чел.

1

2000

0,5

0,4

0,2

2

4000

1,0

0,8

0,5

3

6000

1,6

1,2

0,7

4

8000

2,1

1,5

1,0

5

10000

2,6

1,9

1,2

Как видим, согласно карте конкретное значение нормативной численности дворников н) зависит от таких показателей, как:

— площадь участка, убираемая за смену;

— характер покрытия (территория с усовершенствованным покрытием или газоны). Под территорией с усовершенствованным покрытием понимают асфальтированное покрытие;

период уборки (летний или зимний).

Следует отметить, что Межотраслевыми нормами № 105 не установлены периоды уборки территории в зимний и летний периоды.

Напомним, что в письме от 01.12.2011 г. № 436/13-116-11 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 2) Минсоцполитики, отвечая на вопрос по поводу расчета численности дворников в дошкольном учебном заведении, отметило: периоды уборки территории с усовершенствованным покрытием в зимний и летний периоды и период уборки газонов в летний период определяются руководителем заведения самостоятельно согласно местным климатическим и организационно-техническим условиям.

Пример 7. Общеобразовательное учебное заведение имеет общую площадь убираемой террритории 8546 м2, из них: территория с усовершенствованным покрытием — 3568 м2, газоны — 4978 м2. Рассчитаем общую численность дворников.

По данным примера территории с усовершенствованным покрытием площадью от 2000 м2 до 4000 м2 соответствует норматив численности дворников:

— 1,0 — для зимней уборки;

— 0,8 — для летней уборки.

Газонам площадью от 4000 м2 до 6000 м2 отвечает норматив численности дворников — 0,7.

При условии, если руководством заведения установлено, что период уборки составляет:

— газонов — 6 месяцев;

— территории с усовершенствованным покрытием в зимний период — 3 месяца;

— территории с усовершенствованным покрытием в летний период — 9 месяцев,

то штатная численность дворников определяется следующим образом:

Чоч = (1,0 х 3 мес. + 0,8 х 9 мес. + 0,7 х 6 мес.) : 12 мес. х 1,15 = 1,38 штатное единицы, что по правилам округления составляет 1,5 штатной единицы.

Также Типовыми штатами предусмотрено, что в школах, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 гектара, дополнительно может вводиться штатная единица должности садовника.

 

Сторож

Согласно Типовым штатам штатные единицы должности сторожа вводятся с целью обеспечения охраны помещений и сооружений общеобразовательных учебных заведений в течение необходимого для этого времени, если нет возможности передать охрану помещения на пульт вневедомственной охраны.

Штатные нормативы общей численности сторожей определяются в соответствии с Межотраслевыми нормами № 105.

Отметим, что количество сторожей определяется по такой же формуле, что и количество дворников.

Нормативная численность сторожей определяется согласно карте 3 Межотраслевых норм № 105.

№ п/п

Количество постов, ед.

Продолжительность охраны объекта в сутки, чел.

8

12

16

24

Численность, чел.

1

1

1,7

2,5

3,4

4,5

2

2

3,4

5,0

6,8

10,0

3

3

5,1

7,5

10,2

15,0

<…>

Например, при продолжительности охраны объекта 12 часов и наличии одного поста охраны норматив численности сторожей равняется 2,5.

Штатная численность сторожей составит:Чоч = 2,5 х 1,15 = 2,875 штатной единицы, что по правилам округления — 3 штатных единицы.

Уборщик служебных помещений

Согласно Типовым штатам на каждые 250 м2 убираемой площади выводится 0,5 штатной единицы должности уборщика служебных помещений, но не менее 0,5 должности на школу.

При определении убираемой площади:

— учитывается площадь пола классов, кабинетов, лабораторий, залов, мастерских, лестницы и других помещений, требующих ежедневной уборки;

не учитывается площадь стен, окон, панелей. Кроме того, может не учитываться площадь классных комнат (кабинетов) 8 — 11 классов, если она убирается учащимися этих классов.

Таким образом, при условии, что убираемая площадь служебных помещений составляет 1400 м2, численность уборщиков служебных помещений составляет: 1400 м2 : 250 м2 x 0,5 (штатный норматив) = 2,8 штатной единицы, что по правилам округления составляет 3 штатных единицы. Но если фонда оплаты труда не достаточно, то в штатное расписание школы может быть введено и меньшее количество должностей уборщиков, чем определено по указанному выше расчету, например 2,75 штатной единицы.

В школах, где занятия проводятся во вторую смену или имеются группы продленного дня, дополнительно вводится штатная должность уборщика служебных помещений из расчета 0,5 штатной единицы на 250 м2 площади, используемой учащимися этой смены или группами продленного дня. В письме от 14.03.2012 г. № 2/2-13-589, которое приведено на с. 13 этого номера, МОНМС разъяснило, что при определении площади, которая используется учащимися этой смены или группы продленного дня, в расчет может быть включена также площадь столовой, коридора, спортзала и т. п. При этом площадь стен, окон и панелей не учитывается.

Продолжительность рабочего времени уборщика помещений составляет 40 часов в неделю. В пределах указанного времени уборщик должен исполнять возложенные на него должностные обязанности.

Общими положениями Справочника № 1 предусмотрено, что конкретный перечень рабочих обязанностей определяется рабочими инструкциями рабочих, которые разрабатывают и утверждают работодатели на основе типовой квалификационной характеристики, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность рабочих и особенности штатного расписания предприятия, учреждения, организации.

При разработке рабочих инструкций обеспечивается единый подход к построению, структуре и изложению содержания разделов. Инструкции должны отражать полный перечень задач и обязанностей, полномочий, ответственности, в случае необходимости иметь соответствующие пояснения, а все термины — четкие определения.

Если возникает необходимость, задачи и обязанности, включенные в типовую квалификационную характеристику той или иной профессии, могут быть распределены между отдельными исполнителями или круг задач и обязанностей отдельных рабочих может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп профессий, равных по сложности, выполнение которых не требует другой квалификации.

Рабочие инструкции после их утверждения руководителем предприятия, организации, учреждения или по поручению его заместителями доводятся до сведения рабочего под роспись.

Квалификационной характеристикой должности «уборщик служебных помещений», содержащейся в Справочнике № 1, предусмотрено, что уборщик служебных помещений может выполнять такие виды работ, как уборка служебных помещений административных зданий, коридоров, лестниц, санузлов, туалетов, квартир; протирание пыли, подметание и мытье вручную или с помощью машин и устройств стен, пола, потолка, оконных рам и стекла, дверных блоков, мебели и ковровых изделий; чистка и дезинфицирование раковин и другого санитарно-технического оборудование; очистка урн от бумаги и промывка их дезинфицирующими растворами; сбор мусора и транспортировка его в установленное место; соблюдение правил санитарии и гигиены в убираемых помещениях.

Таким образом, конкретный перечень рабочих обязанностей уборщика служебных помещений школы определяется рабочей инструкцией, которую разрабатывает работник школы (согласно обязанностям должностной инструкции) на основе указанной квалификационной характеристики с учетом особенностей штатного расписания.

В каникулярное время в пределах основного рабочего времени уборщики привлекаются к выполнению хозяйственных поручений, связанных с ремонтом школы: побелка стен, потолка, окрашивание окон, дверей и стен школы и других, не требующих специальных знаний и навыков. Без их согласия администрация учебного заведения не имеет права обязать их выполнять такой перечень работ. Дополнительная оплата за выполнение таких работ не предусмотрена.

 

Расчет количества педагогического персонала

В учебных заведениях не существует единой методики расчета количества педагогического состава. Количество ставок учителей определяется исходя из количества учебных часов согласно учебному плану в соответствии с количеством классов.

Следует отметить, что некоторые учебные заведения в своей практике не вводят в штатное расписание должности учителей. Это обусловлено тем, что внесение всех должностей учителей и условий их оплаты труда в штатное расписание является громоздкой процедурой, кроме того, педагогическая нагрузка и порядок оплаты труда учителей определяются в тарификационном списке.

Однако заметим, что штатное расписание является перечнем всех должностей в заведении (в том числе вакантных) с указанием их количества и размеров должностных окладов, потому вводить в штатное расписание должности учителей все же нужно. При этом следует вносить должности учителей в штатное расписание по каждой квалификационной категории, указывая общее количество ставок и фонд оплаты труда по данным тарификационного списка.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон № 651 — Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Приказ № 1205 — приказ Минобразования «Об утверждении Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений» от 06.12.2010 г. № 1205.

Приказ № 175 — приказ Минтруда «Об утверждении Норм времени и численности работников центров учета и заведений социальной защиты для бездомных граждан (домов ночного пребывания, центров реинтеграции, социальных гостиниц)» от 07.05.2009 г. № 175.

Приказ № 557 — приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Постановление № 228 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228.

Инструкция № 58 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.

Классификатор профессий — Классификатор профессий. ДК 003:2010, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 г. № 327.

Справочник № 80 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 80 «Социальные услуги», утвержденный приказом Минтруда от 14.10.2005 г. № 324.

Справочник № 1 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.

Справочник № 81 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 81 «Культура и искусство», утвержденный приказом Минкультуры от 14.04.2000 г. № 168.

Справочник № 87 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 87. «Жилищное и коммунальное хозяйство населенных пунктов», утвержденный приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 17.06.99 г. № 144.

Справочник № 78 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78 «Здравоохранение», утвержденный приказом Минздрава от 29.03.2002 г. № 117.

Справочник № 65 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 65 «Торговля и общественное питание», утвержденный приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 30.11.99 г. № 918.

Перечень № 963 — Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Приказ № 128 — приказ Минобразования «Об утверждении Нормативов наполняемости групп дошкольных учебных заведений (яслей-садов) компенсирующего типа, классов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), групп продленного дня и воспитательных групп общеобразовательных учебных заведений всех типов и Порядка деления классов на группы при изучении отдельных предметов в общеобразовательных учебных заведениях» от 20.02.2002 г. № 128.

Положение № 127 — Положение о психологической службе системы образования Украины, утвержденное приказом Минобразования от 03.05.99 г. № 127.

Положение № 601 — Положение об учебных кабинетах общеобразовательных учебных заведений, утвержденное приказом Минобразования от 20.07.2004 г. № 601.

Типовое положение № 255 — Типовое положение о службе охраны труда, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 15.11.2004 г. № 255.

Методика № 637 — Методика расчета потребности учебных заведений в оснащении учебными компьютерными комплексами, утвержденная приказом Минобразования от 29.06.2010 г. № 637.

Порядок № 346 — Порядок предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденный постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346.

Межотраслевые нормы № 105 — Межотраслевые нормы численности рабочих, обслуживающих общественные здания, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.05.2004 г. № 105.

Методические рекомендации — Методические рекомендации по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, доведенные письмом Минобразования от 19.08.2001 г. № 1/9-234, с изменениями.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
2
Екатерина
14.11.2017
Насчёт всех расписано, а вот насчёт поваров -ничего. А для того чтобы накормить збесплатным заврагом к 9.00 часам 350 детей приходиться на работе быть в 4.00 утра, а зарплата то не учительская, а минимальная. Почему так за людей не считают.
Наталья
03.05.2018
В штатном расписании школы числится
дворник - 2
Деловодство - 0
Можно ли принять человека на должность дворника, но обязанности он будет выполнять секретаря (делопроизводителя) ?
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×